Ибсен, «Кукольный дом»: краткое содержание, анализ


История создания

Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. Стремился выразить проблемы современной действительности, облачив их в классическую форму трагедии, Ибсен.

ибсен кукольный дом краткое содержание

«Кукольный дом» (краткое содержание будет представлено ниже) увидел свет уже через год. В основу пьесы были положены реальные события. Прототипом Нормы писатель избрал Лауру Килер, норвежскую писательницу. Именно Ибсен посоветовал ей заняться литературой, с этого и началась их дружба. Девушка после смерти отца вышла замуж за Виктора Килера, доброго человека, у которого был единственный недостаток – скупость. Через некоторое время он заболел, и нужно было лечение за границей. Денег не было, и Лаура взяла втайне от супруга ссуду в банке. Они съездили в Швейцарию, Виктор поправился. Подошло время банковской выплаты, но денег по-прежнему не было, и Лаура рассказала мужу правду. Под влиянием своих друзей он потребовал развод, который вскоре состоялся. У женщины забрали детей, а саму признали душевнобольной. Но вскоре муж к ней вернулся, брак был восстановлен, а Лаура начала писательскую деятельность. Именно жизнь этой женщины стала отправной точкой для пьесы.

Ибсен, «Кукольный дом»: краткое содержание. Начало

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Торвальд удаляется в свой кабинет, поухаживав за Норой, которая и после трех родов выглядит великолепно. Входит фру Линде, старая подруга миссис Хельмер. С последней встречи подруг прошло уже восемь лет. Линде за это время успела схоронить супруга, а детей в браке у нее так и не появилось.

Краткое содержание

Действие первое

После долгого хождения по магазинам домой вернулась Нора, «нагруженная ворохом пакетов и свертков». Был Сочельник, и молодая женщина купила подарки для любимого мужа и троих маленьких детей. Ее муж Торвальд Хельмер работал адвокатам, и это было их первое Рождество, когда семья, наконец, могла «немножко раскутиться». После Нового года Торвальда должны были перевести на почетную и высокооплачиваемую должность директора банка. Муж упрекнул Нору в расточительности, поскольку он получит «жалованье только через три месяца». Он ласково называл жену «птичкой» и «белочкой», но при этом не забывал ей напоминать, что она «тратит ужасно много денег» и «просто невероятно, как дорого обходится мужу такая птичка».

Нору навестила фру Линне, ее давняя подруга, с которой она не виделась около десяти лет. Нора рассказала, как тяжело ей приходилось в первые годы семейной жизни. Тяжело заболел Торвальд, и она в тайне от него заняла крупную сумму, чтобы отвезти мужа на лечение в Италию. В это же время умер отец Норы. Теперь она вынуждена всячески экономить, чтобы погашать долг.

Фру Линне также поделилась печальной историей своей жизни – муж умер, не оставив ей ни денег, ни детей. Ей пришлось «перебиваться мелкой торговлей, маленькой школой и вообще чем придется». Теперь же Кристина приехала в город в надежде найти постоянную работу. Нора решила помочь подруге, и поговорить с мужем о работе для нее.

Разговор подруг прервало появление Крогстада, частного поверенного. Хельмер собирался уволить его, и Крогстад напомнил Норе, что ему хорошо известна ее тайна. Как оказалось, несколько лет назад женщина подделала подпись умирающего отца на долговом обязательстве, чтобы получить деньги на лечение мужа. Крогстад, в свою очередь, одолжил ей деньги по поддельным документам. Теперь он начал шантажировать Нору, обещая все рассказать ее принципиальному супругу и передать поддельные документы в суд.

Действие второе

На следующий день после празднества Кристина навестила подругу. Она заметила, что Нора была чем-то всерьез озабочена. Нора неоднократно пыталась уговорить мужа оставить Крогстада в банке, однако тот твердо решил избавиться от человека с сомнительной репутацией и «взять на его место фру Линне». Кроме того, Торвальд хотел уволить Крогстада и по той причине, что тот часто в обществе обращался к нему на «ты» и всячески фамильярничал. Нора была в отчаянии.

К Норе пришел доктор Ранк, и поделился своими проблемами. Мужчину разъедала болезнь, которой его наделил гуляка-отец. По подсчетам доктора, в скором времени он будет «гнить на кладбище».

Пришел Крогстад, и напомнил Норе, что «все можно еще покончить миром». Только в этот раз ради сохранения ее тайны он потребовал не просто оставить его на старой должности, но и сделать правой рукой Торвальда. Нора прекрасно знала, что супруг ни за что на это не пойдет. Опытный «ростовщик, крючкотвор» Крогстад принялся ловко манипулировать страхами женщины, но она ничем не могла ему помочь. Перед уходом Крогстад оставил письмо Торвальду.

Неожиданно на помощь Норе пришла ее подруга Кристина. Узнав о тяжелом положении Норы, она призналась, что знакома с Крогстадом. Более того, он был влюблен в нее, но Кристина была вынуждена отказать ему и выйти замуж по расчету. Фру Линне пообещала переговорить с Крогстадом.

Действие третье

Кристина встретилась со своим бывшим возлюбленным. Она объяснила ему, что не могла выйти за него замуж, поскольку у нее «на руках были старуха мать и двое малолетних братьев». Кристина пожертвовала личным счастьем ради своих близких, и стала женой старого богача. Теперь же она была полностью свободна от каких-либо обязательств – «некого жалеть, не о ком заботиться». Кристина намекнула, что готова составить счастье Крогстада, и стать ему верной супругой. Обрадованный мужчина решил забрать свое письмо, написанное Хельмеру. Однако Кристина его отговорила. Она хотела, чтобы супруги объяснились друг с другом – «невозможно, чтобы это так продолжалось – эти вечные тайны, увертки».

Придя домой после костюмированного бала, Хельмер прочел разоблачающее письмо Крогстада. Он был вне себя от бешенства, и принялся всячески оскорблять свою «птичку», обвиняя ее в лицемерии и лжи. Он дошел до того, что запретил Норе воспитывать детей, чтобы не оказывать на них тлетворного влияния. Хельмер очень боялся, что о его позоре узнают посторонние. Он заявил Норе, что между ними все кончено, но на людях они будут держаться, будто все «идет по-старому».

В этот момент служанка принесла письмо от Крогстада, в котором он раскаивался в своих намерениях и обещал уничтожить все доказательства преступления Норы. Хельмер очень обрадовался, и предложил жене обо все забыть – «теперь только радоваться и твердить: все прошло, прошло». Однако женщина будто окаменела. Она сказала мужу, что за восемь лет брака они «ни разу не обменялись серьезным словом о серьезных вещах». Теперь же она поняла, что все это время Торвальд относился к ней лишь как к красивой кукле. В уютном доме она была лишь «куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой». Нора решила покинуть «дом, мужа, детей», чтобы в тишине разобраться в себе, в своих чувствах. Она отдала Торвальду обручальное кольцо, освободив его от каких-либо обязательств перед ней. Нора сказал, что вернется к нему только в том случае, если случится «чудо из чудес», и Торвальд изменится настолько, что их сожительство превратится в настоящий брак.

История Норы

Настает черед Норы рассказывать о своей жизни. Еще в первый год супружества Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Тогда Нора взяла деньги под расписку у одного господина, а мужу сказала, что на поездку дал отец. Теперь она постоянно выплачивает проценты, а деньги для этого тайком берет у Хельмера.

Норма предлагает фру Линде помощь – муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада, а значит, место освобождается. Оказывается, фру Линде немного знакома с этим человеком.

Подлог

Столь непривычный современному читателю реализм сразу обращает на себя внимание. Более того, изобразить действительность – вот главная задача, которую ставил перед собой Генрих Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание может это подтвердить) — не просто произведение, стремящееся к правде, а произведение, основанное на ней.

Итак, Торвальд увольняет своего поверенного. Причина – когда-то совершенный им подлог, связанный с денежными бумагами. Суд оправдал Крогстада, но Хельмер не желает иметь ничего общего с таким человеком.

Стремительно закручивается интрига в пьесе «Кукольный дом» (Ибсен). Краткое содержание по действиям рассказывает, что Крогстад — как раз и есть тот человек, который одолжил Норе денег. Теперь же он просит заступничества у нее перед Торвальдом. К тому же он успел отлично зарекомендовать себя в банке, и причин для увольнения, по сути, нет.

Нора выполняет просьбу, но на мужа это никак не действует. Хельмер ей отказывает, так как совершенно не воспринимает всерьез. Узнав это, Крогстад угрожает разоблачением. Но не только Нора оказывается жертвой его шантажа, бывший поверенный посылает Торвальду письмо, где угрожает рассказать всем о проступке его жены, тогда банковской карьере придет конец. Нора не знает, как ей теперь поступить.

«Кукольный дом» (Ибсен): описание и анализ пьесы

«Кукольный дом» («Et Dukkehjem») — пьеса X. Ибсена. Написана в 1879 году, впервые поставлена в декабре того же года на сцене Королевского театра в Копенгагене.

За драмой семьи Хельмеров стоит реальная история. Прототипом героини пьесы Норы Хельмер норвежский исследователь Б.М. Кинк называет датско-норвежскую писательницу Лауру Килер. Личное знакомство с Ибсеном началось после того, как она послала драматургу написанную под воздействием его драматической поэмы книгу «Дочери Бранда». Есть несомненное сходство в некоторых деталях жизни семейства Килеров и персонажей драмы «Кукольный дом»: например, тайные от мужа заемы в банке при поручительстве состоятельных друзей. Совпадает и основной мотив «проступка» Лауры: деньги нужны были для того, чтобы отвезти на юг больного туберкулезом мужа. Правда, не было осуществленной подделки подписи, не было и ситуации шантажа. Но реальная история, тем не менее, складывалась драматично: когда действия Лауры стали известны мужу, адъюнкту Виктору Килеру, произошел скандал, завершившийся разводом. Дети были отобраны, Лаура объявлена душевнобольной. Спустя время, по просьбе мужа, Лаура вернулась. Ибсен был с самого начала в курсе подробностей семейной драмы, так как находился в дружеской переписке с молодой женщиной, не только пытаясь руководить ее литературным формированием, но и давая житейские советы, в частности, уговаривал ее с самого начала открыться мужу.

Сюжет пьесы «Кукольный дом» Ибсена разворачивается в течение трех дней в гостиной в доме Хельмеров. Камерность, замкнутость пространства контрастирует с интенсивностью развития сюжета. Главное в этой пьесе — внутренняя динамика. Прежде всего это касается характера героини, Норы Хельмер, которая из «жаворонка» и «белочки» превращается в совершенно новое, отличное от себя прежней, существо. Оказавшись загнанной в угол, Нора борется за свое счастье всеми средствами.

Образ «кукольного дома», прежде всего характеризующий героиню, по-разному высвечивает динамику развития характеров пьесы. Их пятеро — основных персонажей: сама Нора Хельмер, ее муж Торвальд Хельмер, подруга Кристина Линне, Нильс Крогстад, однокашник Хельмера и кредитор Норы, и доктор Ранк, сосед и друг семьи. Все они обнаруживают собственное отношение к миру «кукольного дома» — миру видимого, во многом призрачного благополучия.

Нора — главная обитательница «кукольного дома», инстинктивно пытающаяся поддерживать в нем «порядок». Нора — «куколка-игрушка» — сначала для отца, потом для мужа, по-разному в нее «играющих». Но Нора и «куколка», из которой постепенно образуется иное существо — бабочка, которой места в «кукольном доме» быть уже не может, а потому она «вылетает» на волю.

Хельмер — самый яростный охранитель устоев «кукольного дома» — его внешней, фасадной части. Может быть, он самый уязвимый персонаж пьесы, в своей зависимости от догмы общественного мнения, с ее механическими устоями и призрачным кодексом чести.

Напротив, Фру Линне и Крогстад — разрушители благополучия «кукольного дома», пришедшие извне. Несмотря на общность функции — разрушение — мотивы у них разные. Крогстад-разрушитель действует в своем амплуа только до тех пор, пока чувствует себя — условно — вне «кукольного дома» — мира прочного положения и внешнего благополучия. Как только перед ним забрезжит возможность обретения подобия «кукольного дома» — он из разрушителя превратится в благодетеля, отказываясь от шантажа. Фру Линне — разрушитель последовательный. Она помогает ей увидеть мир реальным, не кукольным. Именно в этом образе транспонируется «образ автора», самого Ибсена, чью позицию неприятия лжи она выражает.

Конец «кукольного дома» означает перемену участи для всех персонажей. Ибсен не рассматривал драму Норы как чисто женскую. В пьесе речь идет об освобождении человека, независимо от пола. Ведь все здесь освобождаются (или пытаются освободиться) от чего-то: Хельмер от косности восприятия мира, доктор Ранк — от страха перед скорой смертью, Крогстад — от шлейфа неблаговидного прошлого, фру Линне — от одиночества и никчемности существования.

Полемичная в отношении «хорошо сделанной пьесы», с ее непременным благополучным финалом, пьеса Ибсена вызывала протест уже у современников, не желавших примириться с уходом героини из семьи. Ибсен был вынужден пойти на компромисс, в частности, предложив немецкому переводчику такой финал: «…Нора не покидает дома. Хельмер увлекает ее к дверям детской спальни, происходит обмен реплик, Нора бессильно опускается на стул, и занавес падает». Сам Ибсен назвал такой финал варварским.

Среди выдающихся исполнительниц роли героини «Кукольного дома» — А. Зорма, Г. Режан, Э. Дузе, В.Ф. Комиссаржевская.

Существует своеобразная традиция «продолжения» истории Норы. В 1890 г. английский писатель У. Безант рассказал о том, что стало «после конца»: Хельмер спился, дети выросли. Дочь влюбилась в сына Крогстада, не желающего их брака, а ее брат подделывает вексель, попавший в руки Крогстада, который шантажирует семейство, требуя, чтобы девушка отказалась от брака, спасая брата. Она кончает жизнь самоубийством. Американская версия Э. Ченей свелась к «утешительному» эпилогу: став сестрой милосердия, Нора спасает Хельмера во время эпидемии холеры и супруги воссоединяются. В XX веке эту традицию продолжил датский драматург Э.Б. Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967 г.). Нора оказалась «на дне» среди воров и проституток, которые оказывают ей моральную поддержку. Устроившись на работу на фабрику, она уверенно смотрит в будущее. Хельмер безуспешно пытается ее вернуть.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Решение проблемы

Очень реалистично и естественно изображает своих персонажей Ибсен. «Кукольный дом», краткое содержание которого мы продолжаем описывать, рисует совершенно естественные человеческие реакции. Так, Нора, боящаяся будущего разоблачения и позора, сначала хочет совершить самоубийство. Но мысль о том, что ее имя будет опорочено после смерти, останавливает ее.

Решение оказывается неожиданным, выясняется, что фру Линде и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема – письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе.

Письмо

Подходит к своей развязке пьеса, которую написал Г. Ибсен («Кукольный дом»). Краткое содержание описывает сцену прочтения письма Хельмером. Сначала он просто не может поверить в прочитанное, а потом его охватывает гнев. Неужели его милая красавица жена преступница?! И теперь из-за нее достигнутое такими трудами повышение оказывается под угрозой. Торвальд принимает решение увезти детей, Нору же оставить для приличия в доме, но жить они будут раздельно.

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Хельман тут же приходит в восторг: все теперь будет как прежде. Но Нора с этим не соглашается, она собирается уйти из дома. Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает.

Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Главные герои

В книге «Кукольный дом» центральной героиней выступает Нора. Ибсен описывает ее, как молодую, образованную и интеллигентную женщину, которая вынуждена существовать в выдуманном мире. Она полна веселья, счастья ровно до тех пор, пока не сталкивается со сложностями, тогда созданная картинка рассеивается.

Казалась бы, банальная история с займом денег становится для нее настоящей трагедией. Она даже задумывается о самоубийстве, но жалеет детей. Решив свою проблему, женщина будто перерождается, она уже не маленькая легкомысленная птичка, живущая в клетке, а серьезная, сильная и волевая женщина, которая без сожаления уходит из семьи.

В список второстепенных персонажей входят:

  1. Торвальд Хельмер — адвокат и супруг главной героини, мужчина принципиален, строг, придерживается патриархальных взглядов.
  2. Кристина Линне — давняя приятельница Норы, честный и ответственный человек.
  3. Крогстад — заемщик, который когда одолжил Норе денег, а теперь пытается ее шантажировать ради собственной выгоды.

Главная мысль, которую хотел показать автор своим читателям, заключается в том, что поистине счастливым может быть только свободный человек.

В своей книге автор поднимает важные проблемы, которые актуальны и сегодня — это любовь, семейные отношения, доверие и предательство. Ситуация с деньгами помогла открыть героине глаза на свою жизнь, и она решается на кардинальные шаги для ее улучшения.

Анализ

Главная тема пьесы – отношение в обществе к женщине и ее социальный статус. Именно к этой проблеме стремился привлечь внимание Ибсен. «Кукольный дом» (краткое содержание по главам иллюстрирует проблему) сегодня многими воспринимается как гимн феминизму. Однако это не вся проблематика произведения. Автор писал о свободе человека как личности вообще. И основные нападки звучат не в адрес мужчин, а, скорее, в адрес самого общества 70-х годов XIX века. Мертвые законы, закоснелые установки и нормы буржуазного мира – вот что хотел обличить Ибсен.

Основные персонажи

Автор писал свою пьесу на основе реальных событий, а в качестве главных действующих лиц выбирал знакомых ему людей. Все основные персонажи тесно связаны друг с другом, раскрываются их потаённые стороны, которые они тщательно скрывают от общества и близких. Это произведение, которое можно читать в адаптированном переводе, написано ярким и живым языком, поэтому будет интересно широкому кругу читателей.

Основными персонажами «Кукольного дома» являются:

  • Успешный адвокат Торвальд Хельмер.
  • Его супруга красавица Нора.
  • Фру Линне.
  • Доктор Ранк.
  • Поверенный Крогстад.
  • Посыльный.
  • Маленькие дети четы Хельмер.
  • Няня детишек.

Весь сюжет этого произведения завязан вокруг отношений адвоката Торвальда, его красавицы жены Норы, а также поверенного Крогстада, который в прошлом одолжил денег девушке, и в последующем она не смогла расплатиться с ним.

Автор этого произведения кратко показал весь драматизм ситуации, а также несправедливое отношение к женщине, которая всегда становится заложницей сложившихся обстоятельств. Все характеристики персонажей чрезвычайно интересны и раскрываются уже в первых главах.

Образ кукольного дома

Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

Постепенно столкновение с жестоким реальным миром разрушает кукольный дом, в котором живет Нора. И благодаря этому женщина обретает самостоятельность, возможность видеть мир таким, каков он есть. Такова идея, которую вложил в пьесу Ибсен («Кукольный дом»). Краткое содержание, анализ и читательские наблюдения позволяют заключить, что это произведение о свободе и о том, как эту свободу получить.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: