Замятин был далеко не первооткрывателем жанра антиутопий. Его опередил Роберт Хью Бенсон, который в 1907 году опубликовал книгу «Властелин мира». В книге представлена модель, в которой Земля управляется Антихристом, что само по себе несет оттенки тоталитаризма. Позже дистопии стали еще более политическими. В романе 1984 Джордж Оруэлл показал холодную, беспощадную, доминирующую в партии тиранию (1949). Дивный новый мир Олдоса Хаксли утверждал, что посредством утопии общество было одурманено(1932). Люди стали просто пассивной безынициативной массой, которую все устраивает.
При всей любви к вышеперечисленному, но антиутопический роман, наиболее соответствует нашему времени. Тем более, роман «Мы» Евгения Замятина, который предшествовал романам Хаксли и Оруэлла, очевидно, вдохновил следующих авторов на создание своих антиутопий. Роман написан в 1920 году, всего через 3 года после русской революции. Именно тут начинается история романа «Мы» и биография Замятина.
«Мы» — прямая критика обстановки в СССР того времени, а потому нельзя. В 1924 году роман был впервые опубликован в американском журнале. После этого Замятин был истерически осужден Союзом Советских писателей. Замятин покинул объединение, сказав: » Я считаю невозможным принадлежать к литературной организации, которая хотя бы косвенно принимает участие в преследовании соратника”. «Мы» были окончательно опубликованы в России в 1988 году.
История создания
Евгений Иванович Замятин задумался о создании романа «Мы» после возвращения из Англии в революционную Россию. Писатель считал, что смена режима изменила жизни множества людей. Он полагал, что необходимо следовать новому литературному течению неореализму. В своем произведении Замятин показал как машинизация и тоталитарный режим уничтожают индивидуальное мнение и мышление, способствуя развалу человеческого общества.
Во главе встает единый механизм, а люди становятся безвольными существами, которые действуют на основе программ. Вместо имен у них номера, и только первая буква выдает принадлежность к полу. Вся жизнь подчиняется строгим правилам и государство контролирует все вплоть до интимных встреч.
На создание произведения у Замятина ушло немного времени. В 1920 году он полностью написал роман. Через год он отправил рукопись берлинскому издательству. Книга была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1924 году. Позже ее издали на французском и чешском языках.
Роман был написан в жанре антиутопия, он демонстрировал негативные проявления утопии. Писатель показал, как будет себя чувствовать человек в образцовом обществе. В СССР работа Замятина была воспринята очень негативно. Его критиковали, осуждали и травили. В «Литературной газете» открыто говорили, что такие писатели не нужны стране, они мешают строить социализм.
Сам же Замятин не стремился показать недостатки политической системы. Он лишь продемонстрировал жестокие перегибы и нездоровые тенденции. Евгения лишили права ставить пьесы в театре, ему не давали работать. Поэтому писатель попросил разрешения покинуть СССР.
Книги которые стоит прочитать: «Мы» Евгений Замятин [обзор книги]
Здравствуйте дорогие друзья! От русской литературы переходим к литературе советской. Произведение Евгения Замятина «Мы», это знаковая вещь, так как именно она стала первопроходцем в жанре антиутопии, еще до того, как Оруэл, Хаксли и Бредбери написали свои нетленные «1984», «О Дивный Новый мир» и «451 градус по Фаренгейту» соответственно. Обзор будет без зоны спойлеров, так как сам роман достаточно короткий и легко читается за пару-тройку вечеров. Произведение было написано в 1920 году, спустя 3 года после великой октябрьской революции и о нем вряд ли бы узнали наши соотечественники, если бы в 1924 году этот роман не был опубликован на английском языке. В нашей стране произведение не издавалось довольно большое время, по весьма понятным причинам – считалось, что подобная история не соответствует генеральной линии страны по установлению социализма, более того сам Замятин был подвергнут жестокой критике от литературного сообщества того времени. В 27 году произведение было издано в сокращенной редакции Нью-Йоркским издательством имени Чехова, а в 52 году была выпущена полная версия романа. В СССР роман официально появился только в 1988 году, спустя больше чем 50 лет после смерти писателя. Давайте же посмотрим, что же эта антиутопия собой представляет.
Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.
Отрывок из произведения
Далекое будущее, примерно 32 век нашей эры, судя по некоторым обрывочным фразам. Люди живут в обществе, где царствует логика и математика. Сделано все, чтобы нивелировать разное социальное положение и уровнять всех и каждого в правах. Одинаково бритые головы, одинаковая одежда, так называемая юнифа. Одинаковый распорядок дня и одинаковые комнаты для проживания, со стеклянными стенами. Одинаковая еда и одинаковый быт. Каждый трудоустроен и приносит пользу системе в четко заданных рамках. По сути роман фантазирует на тему, как выглядело бы общество, если бы идея Тейлоризма использовалась бы на самом деле.
Тейлоризм — одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Её основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления. Основоположник теории — Фредерик Уинслоу Тейлор
Имена тоже упразднены, вместо них используются так называемые нумера, которые разделены по половой принадлежности с помощью букв в начале идентификатора, Согласные буквы для мужчин и гласные для женщин. Например, главного героя идентифицируют по номеру Д503. Социальный институт семьи тоже претерпел изменения. Моногамии больше не существует, и все имеют право по специальным розовым талонам провести сексуальный час с любым понравившемся ему нумером. Дети так же принадлежат государству и обучаются роботами, понятие мать и отец как таковые не существуют. Таким образом система контролирует отсутствие привязанностей и любви, в угоду эффективности каждого жителя. Вся пища синтетическая и одинаковая, недостатка в ней нет. Государство по факту обуздало два самых мощных инструмента управления нумерами – голод и любовь, стирая индивидуальность каждого с помощью Часовой Скрижали – расписания, которое регулирует практически все время жителей. В одну и ту же минуту все просыпаются, в одно и то же время засыпают. Работают, едят, занимаются сексуальным часом, обучаются в лекториях – все расписано. Но главный герой произведения, о которым я расскажу чуть позже, признает, что Скрижаль не совершенна – в ней присутствуют часы, когда нумер предоставлен сам себе, и может проявить своеволие, которое сделает его менее счастливым. В понимании государства конечно же.
Я – перед зеркалом. И первый раз в жизни – именно так, первый раз в жизни – вижу себя ясно, отчетливо, сознательно – с изумлением вижу себя, как кого-то «его». Вот я – он: черные, прочерченные по прямой брови; и между ними – как шрам – вертикальная морщина (не знаю, была ли она раньше). Стальные, серые глаза, обведенные тенью бессонной ночи: и за этой сталью… оказывается, я никогда не знал, что там. И из «там» (это «там» одновременно и здесь, и бесконечно далеко) – из «там» я гляжу на себя – на него, и твердо знаю: он – с прочерченными по прямой бровями – посторонний, чужой мне, я встретился с ним первый раз в жизни. А я настоящий, я – не – он…
Отрывок из произведения
Главным героем произведения, как я уже упомянул ранее является математик и главный инженер космического корабля под названием «Интеграл». В рамках его строительства было предложено всем желающим внести свой вклад, написав свое послание жителям далеких планет. Послание, естественно должно быть напичкано агитацией политического строя общества и не допускать иного трактования. Как сознательный нумер Д503 начинает вести мемуары, которые он и хочет использовать как вклад в общее послание. Поэтом готовьтесь, стиль романа близок к эпистолярному, то есть состоит практически полностью из выдержек тех самых мемуаров главного героя. Манера подачи текста – соответствующая. Каждая глава названа «Записью» и имеет в своем названии различные, казалось бы, не связанные между собой слова. Например, «Запись 2-я Конспект: Балет. Квадратная гармония. Икс». Нечто подобное было использовано в «Таинственном острове» Жюля Верна, где в названии главы частично закладывалось краткое ее содержание. Так и тут – эти слова, это отражения мыслей главного героя, под впечатлением от определенных событий, которые он и описывает. Раз мы затронули стиль романа, еще немного хочу уделить внимание и тем литературным приемам, которые автор мастерски использует для воссоздания строгой математической картины будущего. На сайте Fantlab.ru приведена достаточно любопытная аналитика, которая меня заинтересовала. Лингвистический анализ Так вот, автор сознательно писал роман сухим математическим, лишенным эмоций языком, что сказалось на его однообразии. На 10 тысяч слов приходилось чуть более двух тысяч уникальных, доля диалогов составляла всего одну пятую от романа, а средняя длина предложения на двадцать знаков была короче среднестатистической. О чем это говорит? О том, что автор намеренно упростил манеру повествования, для того, чтобы передать образ мыслей человека, который живет в строгой математической реальности. Совсем небольшое количество ярких эмоциональных прилагательных, восклицательных знаков, общая нейтральность повествования – все это играет на руку атмосфере. Вообще, стиль, в котором написан этот роман достаточно самобытен, и я не припомню аналогов в других произведениях. Но давайте вернемся к главному герою истории, нумеру Д503.
Звонок. День. Все это, не умирая, не исчезая, – только прикрыто дневным светом; как видимые предметы, не умирая, – к ночи прикрыты ночной тьмой. В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь туман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие шароголовы. Издалека, сквозь туман потукивает метроном, и под эту привычно-ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пятидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый кусок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все. Но чувствую: живу отдельно от всех, один, огороженный мягкой, заглушающей звуки, стеной, и за этой стеной – иной мир…
Отрывок из произведения
Главный герой, проходит очень интересный путь развития. Читатель, через призму его мемуаров получает возможность познакомиться с обществом, в котором он обитает, и понять его законы и правила. Д503 с каждой новой записью в дневнике знакомит нас с различными аспектами того мира, будь то Часовая Скрижаль, рассказ о системе образования или пояснения об управлении чувствами через сексуальный час. Несмотря на то, что он считает себя крайне эффективной единицей системы, внутри него есть зародыш бунтарства, но на ранних этапах развития истории это выражается только в предпочтении одной и той же особы для сексуального часа. Это с одной стороны не возбраняется, но с другой стороны имеет предпосылки к возникновению привязанности и любви, что уже является нарушением закона.
В его жизни все меняется, когда появляется I-330 и переворачивает все с ног на голову. У них завязывается общение, которое регулярно заставляет героя идти, сначала на мелкие, а потом довольно крупные нарушения правил и законов общества. Примерно в это же время повествование в романе становится более человечным и менее математическим. Все больше общаясь с I-330 и влюбляясь в нее герой начинает сомневаться в тех устоях, которые сформировались в обществе. По факту он пытается понять, как соотносится счастье и свобода. Законы общества построены на простых качелях – чем меньше у человека свобод, тем больше он счастлив и наоборот. Эта идея не лишена смысла и вполне находит отражение даже в нашем с вами современном мире. Куда именно приводит главного героя общение с таинственной и странной I-330 я вам не буду рассказывать. Вы можете это узнать, прочтя непосредственно роман, благо, как я говорил ранее он небольшой. Могу только сказать, что концовка романа шокирует своей простотой и бескомпромисностью. Пару слов я бы хотел сказать и о названии произведения. Слово «Мы» как нельзя лучше передает некоторые контекстозависимые вещи, и это тоже автором сделано мастерски. В разных эпизодах романа, с помощью этого слова подчеркивается определенное единство, но каждый раз с разными составляющими и даже разной эмоциональной окраской. То с восхищением, принадлежности к обществу, то наоборот с неприятием. За счет этого приема автор регулярно фокусирует читателя на тех важных вещах, которые он пытается донести и могу сказать, что название подобрано очень точно и выполняет эту функцию целиком и полностью. О романе можно много еще рассказать, что осталось за кадром – о людях ренегатах, о куполе, окружающем город, в котором живет главный герой, о старом доме – осколке прошлого. Но тогда обзор превратится практически в детальный пересказ сюжета, что я не хочу делать.
Мир Замятина необычен. Я не могу назвать его уникальным и выдающимся произведением, но стоит отдать ему должное, так как именно роман «Мы» послужил толчком к написанию «Скотного двора» и «Дивного Нового Мира», и по сути явился прародителем жанра антиутопии.
Рекомендую ли я его прочесть – да определенно, знать классику нужно. Ниже приведены несколько ссылок на критические статьи, посвященные более глубокому разбору этого произведения – кому интересно, пользуйтесь:
О сошедшем с ума разуме. К пониманию контрутопии Е.И. Замятина «Мы»
Критика о Замятине
Интересные факты и секреты романа Евгения Замятина»Мы» А на этом все! Читайте хорошие книги – всем пока!
литература, замятин, антиутопия, книги, обзор,
Написать комментарий Всего комментариев: 47
Композиция
Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой. Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир. Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.
Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра — это растворение собственного «Я» ради общих интересов. Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия. В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию. Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами.
У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.
Государство в антиутопии
В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.
Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.
Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.
Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.
Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.
В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.
Смысл романа «Мы»
Роман представляет собой рукописи человека, который живет в середине второго тысячелетия. Он рассказывает, что происходит в окружающем его мире. Правительство идеального мира решило, что людям нечего озадачивать себя лишней информацией. А первая из них — имя. Поэтому имен в мире просто не существует, поэтому все имеют просто свой номер. Люди питаются пищей, созданной из нефти. Этому есть две причины — таким образом умирали все слабые люди, не в состоянии переварить такое. И второе — после двухсотлетней войны природной пищи и воды не осталось. Сейчас же главное зло для правительства это любовь. Поэтому детей сразу же забирают в инкубаторы, а понятия «семья» не существует уже много лет. Люди живут в одинаковых стеклянных домах, что позволяет власти постоянно следить за ними. У жителей также присутствуют два перерыва — в один они маршируют, а второй именуется «сексуальным часом». Все могут спать с кем захотят, но при этом должны иметь специальный талончик.
Во главе государства стоит Благодетель, которого из года в год переизбирают. А главные его принципы заключаются в том, что свобода и счастье — понятия противоположные. Когда в романе идут рассуждения об этом устое, то всегда упоминается Библия. Якобы, люди, жившие в Раю, были счастливы, но им захотелось свободы, за что Бог и лишил их счастья. А новое государство вновь лишило человечество свободы, обменяв ее на счастье.
Весь этот дневник принадлежит человеку под номером Д-503. Но его мировоззрение меняется, с появлением I-330. Она рассказывает ему странную историю о том, что за стенами города все еще остались люди, которые имеют свободу.
Основной смысл произведения раскрывает революционная организация, которая позволяет людям ненадолго очутиться в мире свободы. Конечно, восстание быстро подавили, теперь уже навсегда выстроив стену. Но одной женщине, О-90, удалось пробраться на другую сторону и родить там ребенка. Автор считает, что именно он будет идеальным человеком, который объединит два типа людей.
Направление и жанр
«Мы» можно отнести к литературному направлению модернизма. Автор, пользуясь новаторским инструментарием, стремится отражать не саму реальность, но строить предполагаемое будущее человечества, для чего активно используются нестандартные образы и новые формы повествования.
Произведение Замятина является романом-антиутопией. За основу берётся отдалённое и неприглядное будущее человечества, атмосфера которого разбирается по косточкам за счёт многочисленных деталей и персонажей. Автор стремится рассказать полноценную историю, разворачивающуюся на фоне масштабных и важных событий.
Жанр антиутопии появился в качестве полемичного ответа модернистов писателям прошлого. Издавна человечеству был известен жанр утопии — милой сказки, где люди, наконец, объединились, полюбили друг друга и начали жить счастливо. Яркий пример — Эльдорадо Вольтера, где прямо под ногами людей раскиданы драгоценности, и все живут в богатстве. Но 20 век с его войнами, кризисами и революциями показал грошовую цену этих мечтаний. Поэтому зародилась антиутопия — сценарий мрачного будущего, где перемены к лучшему привели нас к наихудшему из всего возможного.
Смысл финала книги «Мы»
Роман Замятина является аллюзией на государство будущего, в котором все люди равны. Хотя явно видно, что государство автора — копия СССР времен двадцатых годов прошлого века. Это эпоха тоталитаризма, революций и огромных перемен в стране. Однако автор рассматривает все это с иронией. Фантазия и размышления находятся под запретом. Но главный конфликт романа — противостояние прошлого, нормального по мнению автора мира, и нового, создающего «роботов». Нашлись люди, готовые отстоять свои естественные права на радость, эмоции и фантазию. Эти персонажи Замятина — прямая отсылка к советской интеллигенции. Именно они стали толчком для освобождения умов людей. Но правительство делает все против этого. В конечном итоге происходит полное зомбирование граждан, ограничения в получаемой информации и ее недостаток.
Смысл названия
Название произведения «Мы» отображает главный страх Замятина перед грядущим – вопрос отдельной личности в человеческом обществе. «Мы» единого государства — это не люди, а механизмы одной машины, которые синхронно трудятся с одной и той же целью, имеют одну и ту же роль. Такое дикое упрощение личности до шестеренки возмущает писателя и выносится им в емкое, но содержательное заглавие.
Писатель крайне опасался, что человечество, движимое идеями коллективизма и общего блага, в итоге уничтожит в людях осознание ценности отдельного индивида. Человек с яркой индивидуальностью будет обречён либо слиться с общим потоком, либо погибнуть.
Суть названия
Заглавие романа отражает страх автора перед будущим — проблема конкретного человека в общественном устройстве. «Мы» — это не люди, а детали единой машины, работающие синхронно, имеющие одну задачу, играющие одинаковую роль. Это ужасное упрощение человека до шестеренки возмутило Замятина и вынеслось им в краткое, но содержательное название.
Автор сильно переживал, что люди, которые движимы идеями коллективизма и общего благополучия, в результате уничтожат собственное сознание ценностей. Человека с выраженной индивидуальностью обрекают или на слияние с общим потоком, или на гибель. Непосредственно название произведения имеет полемический характер относительно пролеткультовской теории и практики творческой деятельности.
Главные герои и их характеристика
Система образов в антиутопии «Мы» отличается глобальным упрощением, заложенном в замысле автора. Все люди одинаковы, их отличают друг от друга лишь номера и функции.
д-503 Н
ичем не примечательный номер, главный инженер на строительстве «интеграла». На протяжении всего повествования переживает тяжелейшую внутреннюю борьбу, которая приводит его на грань безумия. Это ведомый человек, не наделенный сильной волей, но не до конца порабощенный рабскими понятиями того общества, где он живет. В конце смиряется со своей судьбой и без сопротивления позволяет лишить себя воображения.
I-330
Крайне привлекательная и непохожая на остальных девушка. Занимает одну из ключевых должностей в организации мефи. Уже неоднократно покидала город и наладила контакты с существами, которые живут в окружающих лесах. В своей борьбе готова идти до конца, даже использовать двигатели космического корабля против города. Обладает невероятной силой воли, не сломалась даже под пытками. Ее живой ум пленяет главного героя и заставляет его стремиться к свободомыслию.
0-90
Привлекательная пышнотелая женщина. Была давним партнёром главного героя по «сексуальным часам». Это женщина-мать, покорная, милая и чувствительная. Искренне любила его, и вопреки запретам захотела ребёнка от д-503. Предстала перед судом, который приговорил её к смерти. По всей видимости в конце романа смогла сбежать с ребёнком за пределы города.
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Евгений Замятин «Мы»
Описанные Замятиным, а вернее его героем Д-503, происходят спустя столетия, где наши времена лаконично именуются «древние». Века потребовались людям, чтобы осознать, что один человек — грамм на весах, если на другой чаше общество. Так появилось Единое Государство, окруженное Зеленой стеной от дикого мира — социум вконец отделевшийся от природы, из которой вышел. Чтобы общество жило, у индивида должны быть только обязанности, жизнь его принадлежит обществу и тратить ее на что-то другое — преступление. Шаг в сторону — и Хранители позаботятся, чтобы вышедший из строя винтик не повредил механизма. Для этого болезни нужно предупреждать заранее. Проявление чувств здесь вообще считается недугом, с которым надо бы бороться. Однако, внешний идеализм вовсе не такой на деле. Как заявляет сам Д-503, их общество не идеально, но подошло к идеалу как никакое другое. У людей по-прежнему есть чувства, с ними ничего не сделали, только ввели такую мораль, что их проявление должно быть на уровне физиологических потребностей, не нарушая жизненного уклада. Сексуальные отношения принимают специфическую форму, и в отличии от социалистов или коммунистов, Замятин зрит в суть проблемы — чтобы создать общество равенства и благоденствия, нужно чтобы никто ни на кого не претендовал. Однако чувство собственности в людях осталось, но о нем не говорят, когда само его проявление преступно и создается иллюзия, что его нет. В конце концов, если проявить настойчивость и убедить всех, что работа на благо Единого Государства и есть высшее счастье, то так оно и будет.
Главный носитель идеи в книге — Благодетель. Однако, до единственного диалога с Д-503 в конце он не раскроется как персонаж. Благодетель здесь обожествлен. «Его огромные, чугунные руки — на коленях. Эти руки давили Его самого, подгибали колени. (…) Лицо — где-то в тумане, вверху, и будто вот только потому, что голос Его доходил ко мне с такой высоты, — он не гремел как гром, не оглушал меня, а все же был похож на обыкновенный человеческий голос». Образ Благодетеля без сомнения важен, его появление — идейная кульминация, где он опускается до своего чада, чтобы объяснить всю систему. Идет сравнение с библейской «иерархией», где Бог жесток — он сжигает в адском пламени непокорных ему. И Бога этого веками славят, как бога любви. На этом противоречии и построена идея Единого Государства — «любовь к человечеству — непременно бесчеловечна», а «в раю уже не знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там — блаженные». Путь в рай, ко всеобщему счастью для Благодетеля лежит через удаление людской фантазии (души), цель которой навсегда уничтожить личность. Таким образом перед героями-людьми стоит выбор — прийти к счастью и навсегда забыть о желаниях, или же продолжать бороться за личность. Палка о двух концах — в конечном итоге люди с удаленной фантазией обрели счастье.
Каждому персонажу в книге присвоено число-буквенное значение. С позиции Государства именно таким образом люди потеряют личность, но Замятин показывает, что даже одна буква может сказать о человеке достаточно, повлиять на характер. С психологической точки зрения он верно расставил характеры в соответствии с именами, что лишний раз доказывает — личность живет в каждом, как бы сильно его не уверяли в обратном. К тому же Д-503, убежденный фанатик Единого Государства замечает за людьми забавные особенности, как круглый ротик О, или сгорбленность Хранителя S. Так что даже присуждение серийного номера — еще не полная потеря индивидуальности.
Надо сказать, что Замятин избрал очень верную позиция для описания будущего — «ничего конкретного». Читатель не узнает, ни подробных описаний действующего мира, ни уровень используемых технологий, ни точной даты происходящего. Новейший транспорт здесь именуется аэро, он летает и делает это по спирали. И еще у аэро есть окно. Все. Удивительно, но спустя почти век, произведение не кажется технологически отсталым, хотя некоторых моментов избежать не удалось. Чего стоят хотя бы кляксы от чернил. И все же на это можно закрыть глаза, ведь автор сделал мудрейший ход — вместо того, чтобы вникать в подробности, он надавил на фантазию и воображение читателя, поэтому каждый увидет в мире из четко выверенных математических значений нечто свое. Само произведение к научной фантастике и не относится не коем образом — это социальная притча, лучше даже сказть трактат. История мира, от лица его обывателя, по-традиции, думающего, и даже немного сомневающегося. Сомнения вызывает только цели данного трактата — Д-503 пишет его для потомков, но потомков, которые будут походить на предков, потому что время движется по спирали, и то, что поймут люди будущего, будет понятно и далеким предкам. Данная теория о развитии общества весьма сомнительна, но Замятин использует ее только как повод для написания книги от лица жителя Единого Государства, и не доказывает конечную правоту.
В собственной стилистике автор разошелся особенно, в сравнении с ранними произведениями. Стиль хорош, можно сказать, слишком хорош, чтобы понять его сразу. Многочисленные метафоры, зашкаливающая образность, десятки других литературных приемов, малопопулярных в современной литературе. И не спроста — от чтения Замятина можно получить массу эстетического удовольствия, но простому читателю книга может показаться бредовой.
Итог: бесспорный родоначальник жанра как утопии, так и антиутопии, и десятков поджанров, не потерявший актуальность спустя почти век после написания. Это история о мире, где личность теряет значение перед массой, «Я» не значит ничего перед лицом государства, но в ответе за это именно люди, позволившие сделать такое с собой. Поэтому здесь не говорят «я» — только «мы».
Темы
- Будущее – роман наполнен страхом писателя перед грядущим. Для него будущее человечество наполнено страхом и отчаянием. Однако в то же время остаётся и надежда, что найдутся те, кто не позволит человечеству окончательно потерять себя.
- Любовь – любовь в романе показана, как самое светлое и прекрасное чувство, но в то же время показано, что не каждый человек способен выдержать его, ведь помимо счастья любовь несёт глубочайшие сомнения и ежедневно испытывает нас.
- Семья – Замятин отрицает общество Единого Государства из-за отсутствия семьи. Стремление к семейному счастью, обретению большей близости с тем, кого любишь, которое продемонстрировала О-90, писатель превозносит.
- Творчество – на фоне однообразного, такого идеального, но мёртвого города Единого Государства мы понимаем, как важно, чтобы в будущем люди продолжали творить и воображать.
- Историческая память – номера Единого Государства начисто забыли о своём прошлом, живя лишь настоящим и будущим. Именно незнание людей об альтернативных моделях общества, которые существовали в прошлом, и делает Единое Государство, владеющее всей информацией, таким могущественным. Люди просто не знают и не могут представить, как можно жить иначе, чем говорят им власти.
- Природа – Единое Государство полностью закрылось от внешнего мира. Оно отгородило своих граждан от живой природы, подарив им бездушный суррогат. Людей, которые не знают, как устроен мир, очень просто контролировать.
Проблемы
- Технократия – Единое Государство представляет собой мир победившего рационализма. Всё рассчитано до секунды, все детали подобраны идеально, но мир, созданный на одном лишь разуме, походит больше на карикатуру, нежели на рабочую общественную модель. По мнению Замятина, нельзя строить мир, опираясь на один лишь бездушный разум.
- Тирания – тирания, изображённая в романе, ужасна тем, что граждане сами не понимают, что живут в тираническом государстве. Они вполне довольны текущим положением вещей и просто не смеют представить, что можно жить как-то по-другому.
- Массовое сознание – в начале нумеры Единого Государства показаны послушной серой массой, которой не ведомы сомнения. Однако к концу романа мы понимаем, что всё это было лишь иллюзией, и множество номеров готовы отринуть порядки Единого Государства и сражаться за новый мир.
- Исчезновение индивидуальности – писатель показал, что как бы ни было жёстко общественное устройство, ему не удастся лишить людей индивидуальности. Человеческая природа всегда будет пробиваться наружу до тех пор, пока человека физически не превратят в бездушного робота.
- Тотальный контроль государства над личностью – писатель решительно осуждает вмешательство государства в личное пространство человека, показывая абсурдность такого порядка вещей.
- Нравственный выбор – сталкиваясь с трудностями, человек зачастую вынужден делать непростой выбор, и в этой ситуации всё зависит только от него, а не от внешних сил.
- Внутренне рабство – судьба Д-503 показывает нам, что человек зачастую боится свободы. У него может не хватить силы воли, чтобы жить, опираясь только на свои собственные ориентиры. И это, по мнению писателя, большая трагедия для всего человечества, которое сможет обрести счастье только после того, как освободится от своих собственных дурных привычек.
Основная идея
В своём романе писатель выступил против идей вульгарного материализма и технократии, отстаивая важность духовной свободы, нематериального бытия и ценности отдельного индивида. Право человека на свободу воли и индивидуальность он считает неотъемлемым условием для жизни. В этом и состоит смысл антиутопии «Мы».
В то же время писатель показал, что моральные качества людей находятся не на высшем уровне, а потому человечество ещё не способно построить по-настоящему дивный новый мир. Руководство неизбежно эксплуатирует и обманывает народ, каким бы режимом оно ни прикрывалось. Поэтому такая сомнительная идиллия не стоит прав и свобод личности, обмен не равнозначен. Это и есть главная мысль романа «Мы».
🗹