Морозко
У мачехи живут родная дочка и падчерица. Старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». Тот повинуется.
В чистом поле Мороз Красный нос приветствует девушку. Она ласково отвечает. Морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого.
Мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, привезти тело девушки, чтобы похоронить. Старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! Мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. Мороз Красный нос приходит посмотреть на гостью. Не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. Старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Гуси-лебеди
Родители уходят на работу, велев дочке не ходить со двора и беречь младшего братца. Но девочка сажает братца под окошком, а сама бежит на улицу. Гуси-лебеди тем временем уносят братца на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей. По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается. Она встречает ёжика, который указывает ей дорогу. Приходит к избушке на курьих ножках, заглядывает туда — а там Баба Яга и братец. Девочка уносит братца, а гуси-лебеди летят за нею в погоню.
Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом ее прячет яблонька, причём приходится девочке поесть лесного яблочка, затем она прячется в печке и ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.
Девочка с братцем прибегают домой, а тут как раз отец с матерью приходят.
Иван Быкович
У царя и царицы нет детей. Им снится, что царица забеременеет, если съест златопёрого ерша. Ерша ловят, жарят, посуду за царицей подлизывает кухарка, помои выпивает корова. У царицы рождается Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, а у коровы Иван Быкович. Все три молодца на одно лицо.
Иваны пробуют силу, кому из них быть большим братом. Иван Быкович оказывается сильнее всех… Молодцы находят в саду большой камень, под ним подвал, а там стоят три богатырских коня. Царь разрешает Иванам поехать в чужие земли.
Добрые молодцы приезжают к избушке Бабы Яги. Она говорит, что на реке Смородине, на Калиновом мосту, живут чуда-юда, которые все ближние царства разорили.
Молодцы приезжают к реке Смородине, останавливаются в пустой избушке и решают по очереди ходить на дозор. Иван-царевич на дозоре засыпает. Иван Быкович, не надеясь на него, приходит на Калиновый мост, сражается с шестиглавым чудом-юдом, убивает его и кладёт шесть голов на мост. Затем идёт на дозор Иван, кухаркин сын, тоже засыпает, а Иван Быкович побеждает девятиглавое чудо-юдо. Потом Иван Быкович ведёт братьев под мост, стыдит их и показывает им головы чудовищ. На следующую ночь Иван Быкович готовится к бою с двенадцатиголовым чудомюдом. Он просит братьев не спать и смотреть: с полотенца в миску будет течь кровь. Перельёт через край — нужно спешить на помощь.
Иван Быкович бьётся с чудом-юдом, братья засыпают. Тяжело приходится Ивану Быковичу. Бросает он в избушку свои рукавицы — пробивает крышу, выбивает стекла, а братья все спят. Наконец, он бросает шляпу, которая разрушает избушку. Братья просыпаются, а миска уже переполнена кровью. Они спускают с цепей богатырского коня, сами бегут помогать. Но пока они поспевают, Иван Быкович уже справляется с чудом-юдом.
После того чудо-юдовы жены и тёща замышляют отомстить Ивану Быковичу. Жены хотят обернуться смертоносными яблоней, колодцем, златой кроваткою и очутиться на пути у добрых молодцев. Но Иван Быкович узнает об их планах и рубит встреченные яблоню, колодец, кроватку. Тогда чудо-юдова тёща, старая ведьма, наряжается нищенкой и просит милостыню у молодцев. Иван Быкович собирается подать ей, а она берет богатыря за руку, и оба оказываются в подземелье у ее старого мужа.
Ведьминому мужу железными вилами поднимают ресницы. Старик приказывает Ивану Быковичу привезти царицу — золотые кудри. Ведьма с горя топится. Старик учит богатыря отворить волшебный дуб и вывести оттуда корабль. А Иван Быкович выводит из дуба множество кораблей и лодок. Несколько старичков просятся к Ивану Быковичу в попутчики. Один — Объедайло, другой — Опивайло, третий умеет в бане париться, четвёртый — звездочёт, пятый ершом плавает. Все вместе едут к царице — золотые кудри. Там, в ее небывалом царстве, старички помогают съесть и выпить все угощение, остудить раскалённую баню.
Царица уезжает с Иваном Быковичем, но по дороге превращается в звезду и улетает на небо. Звездочёт возвращает ее на место. Потом царица оборачивается щукою, но старичок, который умеет ершом плавать, колет ее под бока, и она возвращается на корабль. Старички прощаются с Иваном Быковичем, а он вместе с царицей едет к чудо-юдову отцу. Иван Быкович предлагает испытание: на царице женится тот, кто пройдёт по жёрдочке через яму глубокую. Иван Быкович проходит, а чудо-юдов отец летит в яму.
Иван Быкович возвращается домой, к братьям, женится на царице — золотые кудри и задаёт свадебный пир.
Кратко о рождении Геракла и его становлении
Согласно древнегреческой мифологии, Геракл был рожден необычным образом: его отцом был Зевс, которому очень нравились земные женщины и которому по сердцу пришлась жена царя Алкмена. Для того, чтобы овладеть неприступной красавицей, Зевс придумал коварный план. В те места, куда отправился на охоту муж Алкмены, громовержец заманил всех животных. Царь так был увлечен охотой, что ночью не вернулся домой. Зевс же перевоплотился в Микена и пришел к красавице. В результате проведенной ночи должен был родиться мальчик, которого Зевс перед всеми богами поклялся сделать правителем. Гера – жена Зевса — была очень ревнива и поэтому перенесла день родов любовницы мужа на более поздний срок. В день, когда должен был родиться Геракл, был рожден Эврисфей. Он был назначен правителем Микен.
Когда Гера узнала о рождении Геракла, она задалась целью немедленно от него избавиться. Еще к совсем маленькому ребенку она подбросила в колыбельку две ядовитые змеи. Однако будущий герой уже с самого рождения был наделен нечеловеческой силой: змеи были задушены малышом, не успев причинить ему никакого вреда.
Даже по истечении многих лет Гера не успокоилась и решила помутить разум Геракла безумством. Однажды во время игры со своими сыновьями, ему показалось, что это чудовища. В порыве безумия он задушил собственных детей. Осознав произошедшее, главный герой впал в ужас. Стараясь убежать от своей беды, он решил отправиться в плавание. Как раз в то время аргонавты собирались в поиски золотого руна к далеким берегам Колхиды. С ними и отправился убитый горем отец. По прибытии в Грецию корабль встретил Гермес. Он сообщил, что волею богов Геракл должен принять смирение и отправиться на службу к Эврисвею. Гера все еще горела желанием свести со света незаконнорожденного сына своего божественного мужа. Она подговорила Эврисфея, чтобы тот давал Гераклу очень тяжелые и опасные испытания. Однако все задания герой выполнял с изобретательностью и мужеством, что на многие века сделало его знаменитым.
Семь Симеонов
У старичка рождаются в один день семь сыновей, их всех называют Симеонами. Когда Симеоны остаются сиротками, они выполняют всю работу в поле. Царь, проезжая мимо, видит работающих в поле малых детей, подзывает их к себе и расспрашивает. Один из них говорит, что хочет быть кузнецом и сковать огромный столб, другой — смотреть с этого столба, третий быть корабельным плотником, четвёртый — кормчим, пятый — прятать корабль на дно моря, шестой — доставать его оттуда, а седьмой — быть вором. Желание последнего царю не нравится. Симеонов отдают в науку. Через время царь решает посмотреть на их умения.
Кузнец сковал огромный столб, брат залез на него и увидел в дальней стране Елену Прекрасную. Другие братья продемонстрировали своё корабельное искусство. А седьмого — Симеона-вора — царь хочет повесить, но он берётся украсть для него Елену Прекрасную. Все семь братьев едут за царевной. Вор наряжается купцом, дарит царевне кошку, которых в той земле не водится, показывает ей дорогие ткани и уборы и обещает показать необыкновенный камень, если Елена придёт на корабль.
Только вступила Елена на корабль, как пятый брат спрятал корабль на дно моря… А шестой, когда опасность погони миновала, вывел его наружу и привёл к родимому берегу. Царь щедро наградил Симеонов, женился на Елене Прекрасной и задал пир.
Как правильно вести?
Как ведут читательский дневник люди, получающие максимально положительный эффект? Ответ один: письменно. Есть многочисленные исследования, доказывающие, что письмо от руки заставляет мозг работать активнее, развивая мышление и память. Можно сделать вывод, что лучше вести читательский дневник письменно, особенно в период обучения в школе, если вас волнует качество проделанного вами труда.
Если мы говорим о школе, то у каждого учителя есть свои требования, как заполнять читательский дневник. Иногда это может зависеть и от класса обучения. Но примерный список критериев для заполнения вывести всё же можно, вот базовые из них:
- ФИО автора произведения;
- Название произведения;
- Год написания произведения;
- Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.);
- Кратко сюжет произведения.
Данные критерии можно дополнять и усложнять. Например, допустимо указать основных героев, их характеристику и связь с другими персонажами книги, привести биографию автора, если она как-то связана с произведением. Также в критерии «года написания» можно кратко привести историческую справку, к примеру, какова была обстановка в стране, какое знаменательное событие затронуто в произведении (например, анализируя роман Тургенева «Отцы и дети», важно помнить отмену крепостного права, произошедшую в 1861 году).
Краткие пересказы желательно писать самостоятельно, так как это позволит глубже проанализировать произведение и лучше запомнить сюжет. Подробно переписывать все главы не стоит. Опишите основные действия произведения, помечайте важные детали, выписывайте то, что запоминается с трудом. Помните, что в дальнейшем вам нужно будет пользоваться записями в дневнике, поэтому делайте их максимально понятными и удобными лично для вас.
Марья Моревна
У Ивана-царевича три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна и Анна-царевна. Когда родители у них умирают, брат выдаёт сестёр замуж: Марью за сокола, Ольгу за орла, а Анну за ворона.
Иван-царевич едет навестить сестёр и встречает в поле огромную рать, кем-то разбитую. Один из оставшихся в живых объясняет: это войско разбито Марьей Моревной, прекрасной королевной. Иван-царевич едет дальше, встречает Марью Моревну, гостит у неё в шатрах. Затем женится на королевне, и они едут в ее государство.
Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну. Муж едет искать ее.
По дороге Иван-царевич встречает дворцы сокола, орла и ворона. Он гостит у зятьёв, оставляет им на память серебряную ложку, вилку, нож. Добравшись до Марьи Моревны, Иван-царевич два раза пытается увезти жену домой, но оба раза Кощей на быстром коне догоняет их и отбирает Марью Моревну. На третий раз он убивает Ивана-царевича и тело его разрубает на куски.
У зятьёв Ивана-царевича чернеет подаренное серебро. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.
Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.
Иван-царевич идёт к Бабе Яге. По дороге он, хоть и голоден, из жалости не ест птенчика, львёнка и даже пчелиного мёда, чтобы не обидеть пчёл. Царевич нанимается к Бабе Яге пасти ее кобылиц Уследить за ними невозможно, но птицы, львы и пчелы помогают царевичу.
Иван-царевич крадёт у Бабы Яги паршивого жеребёнка (на самом деле это богатырский конь). Баба Яга пускается в погоню, но тонет в огненной реке.
На своём богатырском коне Иван-царевич и увозит Марью Моревну. Кощей догоняет их. Царевич вступает с ним в бой и убивает его.
Иван-царевич с Марьей Моревной заезжают в гости к ворону, орлу и соколу, а потом отправляются в своё царство.
Электронный читательский дневник Забировой Ольги
В книге «Литература дальних дорог» Клод Прево подчеркнул, что Сотников до конца жизни «верит в великие принципы и в человеческую нравственную силу» и смертью своей призывает к борьбе с фашизмом. И в связи с этим вспомнил трагедию Гете «Эгмонт», слова ее героя о необходимости сражаться до конца: «В чем вам пример сегодня подаю!» Сотникову очень хочется встретиться взглядом с мальчиком, чтоб тот не думал о людях плохо. И они — встречаются. Сотников «одними глазами улыбнулся мальчику». Сын комиссара гражданской войны, с честью прошедший свой путь, передает несгибаемость, веру, чувство чести — пример будущему поколению. Символом преемственности является здесь «старая армейская буденовка» с красной звездой. По тонкому замечанию Кати Яневой из Болгарии, Василь Быков «умеет «слушать» своих непретенциозных героев, улавливая много больше того, что они говорят, глубоко заглядывая в их психику и социальные истоки их поведения».
«Быковское отношение к войне выделяется из основного потока современной литературы, — правильно писал в Норман Н. Шнайдман.— Его повести являются философскими по своей концепции и психологическими но природе». Однако объективность изменила профессору, едва он перешел к анализу повести «Сотников», приведшему его к утверждению, которое он попытался распространить не только на другие повести Василя Быкова, но и на романы Юрия Бондарева, на «Потерянный кров» Понаса Авижюса: «Исследование и психологический анализ характера предателей и частая симпатия к тем, кто оказался слишком слабым, чтобы сопротивляться неистовому давлению обстоятельств, и кто хочет любой ценой спасти свою жизнь, — относительно новая тема в русской литературе». Единственным аргументом профессору послужило то, что Сотников, в мыслях подойдя к Рыбаку «по высшему кодексу человечности», заключил: «Рыбак недобрал чего-то как человек и гражданин». Свидетельствуя о недосягаемом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку».
мом превосходстве Сотникова над Рыбаком, эта мысль его не отменяет окончательного приговора, вынесенного Сотниковым Рыбаку и воспринятого последним «как удар по затылку». Короткой фразой Сотников определял и собственное, и авторское, и наше общее отношение к Рыбаку.
Фиксируя все большую сосредоточенность Василя Быкова в последующем творчестве на проблеме, «что завещали будущим поколениям мертвые последней войны, 20 миллионов погибших советских воинов», немецкая исследовательница Ньота Тун правильно заметила, что «эпиграфом ко всему творчеству Быкова могут служить слова из его повести «Обелиск»: «Смерть, братец, имеет смысл, большой смысл… Смерть — это абсолютное доказательство». В «Обелиске» он объявляет свое эстетическое кредо, он показывает, что придает Сотникову и лейтенанту Ивановскому уверенность в том, что смерть, неизбежность ее, не уничтожает память об их существовании».
Оказавшись перед решающим выбором, Сотников сознательно принимает решение, обусловленное всей его жизнью. Мимо этого, главного, прошли зарубежные истолкователи творчества Василя Быкова, воспринявшие ее как экзистенциалиста. В плену предубеждений оказался и Норман Н. Шнайдман, не заметивший неразрывной связи Сотникова и с предыдущим поколением (отец-комиссар), и со своими современниками (взирающие на него люди, которым он дает урок мужества), и с идущими ему на смену (мальчик в буденовском шлеме).
Профессор написал о Василе Быкове: «Он не обращается к героическим и романтическим убеждениям, с которыми по традиции ассоциируется военная тема. Он отвергает наивный, но широко распространенный взгляд, что есть особая порода людей, принадлежащих к «военному поколению», или что существует «абстрактное товарищество между солдатами». По Быкову, армия состоит из индивидуумов, и война не превращает их в одно единое тело. Он понимает, что человек перед лицом смертельной опасности одинок, одинокое созданье, отрешенное от повседневной жизни и занятое только тем, как бы выжить. Быков сочувствует своим героям, но он не щадит их. Многие из них проявляют подлинный героизм, вдохновленные глубокими порывами, но смерть оказывается ценой этической чистоты».
Можно подумать, что канадский профессор незнаком ни с «Альпийской балладой», ни с «Сотниковым» — произведениями, как мы видели, всем строем опровергающими подобные построения. Всемогущая, но совершенно непредсказуемая случайность, как в «Постороннем» Альбера Камю, определяющая выбор у экзистенциалистов, уступает у Василя Быкова место совершенно конкретным императивным доминантам характера, сформированным в человеке русским образом жизни.
Емеля-дурак
Были у мужика три сына; два умных, а третий, Емеля, — дурак. Отец умирает, оставляя каждому по «сто рублев». Старшие братья едут торговать, оставив Емелю дома с невестками и пообещав купить ему красные сапоги, шубу и кафтан.
Зимою, в сильный мороз, невестки посылают Емелю за водой. Он с большой неохотою идёт к проруби, наполняет ведро… И ловит в проруби щуку. Щука обещает сделать так, что любое Емелино желание исполнится, если он отпустит ее. Она открывает парню волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению». Емеля отпускает щуку. Его первое желание с помощью чудесных слов исполняется: ведра с водой идут домой сами.
Немного времени спустя невестки заставляют Емелю идти во двор, нарубить дров. Емеля приказывает топору рубить дрова, а дровам идти в избу и ложиться в печь. Невестки в изумлении.
Они посылают Емелю в лес за дровами. Лошадей он не запрягает, сани сами едут со двора Проезжая через город, Емеля давит множество народу. В лесу топор рубит дрова и дубинку для Емели.
На обратном пути в городе Емелю пытаются поймать и намять ему бока. А Емеля приказывает своей дубинке избить всех обидчиков и благополучно возвращается домой.
Король, услышав обо всем этом, посылает к Емеле своего офицера. Тот хочет везти дурака к королю. Емеля не согласен, и офицер даёт ему пощёчину. Тогда Емелина дубинка бьёт и офицера, и его солдат. Офицер докладывает обо всем этом королю. Король посылает к Емеле умного человека. Тот сперва говорит с его невестками и узнает, что дурак любит ласковое обращение. Суля Емеле лакомства и обновы, он уговаривает его явиться к королю. Тогда дурак велит своей печи самой ехать в город.
В королевском дворце Емеля видит принцессу и загадывает желание: пусть она в него влюбится.
Емеля уезжает от короля, а королевна просит отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Король приказывает офицеру доставить Емелю во дворец. Офицер поит Емелю допьяна, а потом связывает, кладёт в кибитку и везёт во дворец Король велит сделать большую бочку, посадить туда свою дочь и дурака, бочку засмолить и пустить в море.
В бочке дурак просыпается. Королевская дочь рассказывает ему о том, что произошло, и просит, чтобы он вызволил себя и ее из бочки. Дурак произносит волшебные слова, и море выкидывает бочку на берег. Она рассыпается.
Емеля и принцесса оказываются на прекрасном острове. По Емелиному хотению возникают огромный дворец и хрустальный мост до королевского дворца. Затем сам Емеля становится умным и красивым.
Емеля приглашает короля к себе в гости. Тот приезжает, пирует с Емелей, но не узнает его. Когда Емеля рассказывает ему все, что случилось, король радуется и соглашается выдать за него замуж принцессу.
Король возвращается домой, а Емеля с принцессой живут в своём дворце.
Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке
У царя Выслала Андроновича три сына: Дмитрий, Василий и Иван. Каждую ночь в царский сад прилетает жар-птица и клюёт золотые яблочки на любимой яблоне царя. Царь Выслав обещает наследником царства сделать того из сыновей, кто изловит жар-птицу. Сначала идёт в сад караулить ее Дмитрий-царевич, но засыпает на посту. То же случается и с Василием-царевичем. А Иван-царевич подстерегает жар-птицу, хватает, но она вырывается, оставив у него в руках одно только перо.
Царь приказывает своим детям найти и привезти ему жар-птицу. Старшие братья едут отдельно от младшего. Иван-царевич приезжает к столбу, на котором написано: тот, кто поедет прямо, будет голоден и холоден, направо — будет жив, но потеряет коня, налево — потеряет жизнь, а конь будет жив. Царевич едет направо. Он встречает серого волка, который убивает его коня, но соглашается послужить Ивану-царевичу и везёт его к царю Долмату, у которого в саду висит клетка с жар-птицей. Волк советует птицу взять, а клетку не трогать. Но царевич берет клетку, поднимается стук и гром, сторожа ловят его и ведут к царю. Царь Долмат согласен простить царевича и дать ему жар-птицу, если тот приведёт ему златогривого коня. Тогда волк везёт Ивана-царевича к царю Афрону — у него в конюшне стоит златогривый конь. Волк убеждает не трогать уздечки, но царевич не слушается его. Снова Иван-царевича ловят, и царь обещает ему отдать коня, если царевич привезёт взамен Елену Прекрасную. Тогда волк похищает Елену Прекрасную, мчит ее и Ивана-царевича к царю Афрону. Но царевичу жалко отдавать королевну Афрону. Волк принимает облик Елены, и царь Афрон с радостью отдаёт царевичу коня за мнимую королевну.
А волк убегает от царя Афрона и нагоняет Ивана-царевича.
После этого он принимает вид златогривого коня, и царевич отводит его к царю Долмату. Тот в свою очередь отдаёт жар-птицу царевичу. А волк вновь принимает свой облик и прибегает к Ивану-царевичу. Волк везёт Ивана-царевича до того места, где разорвал его коня, и прощается с ним. Царевич с королевной едут дальше. Они останавливаются на отдых и засыпают. Дмитрий-царевич и Василий-царевич застают их спящими, убивают своего брата, забирают коня и жар-птицу. Королевне под страхом смерти приказывают обо всем молчать и везут ее с собой. Дмитрий-царевич собирается на ней жениться.
А серый волк находит разрубленное тело Ивана-царевича. Он дожидается появления воронов и хватает воронёнка. Отец-ворон обещает принести мёртвой и живой воды, если волк не тронет его детища. Ворон выполняет своё обещание, волк спрыскивает тело мёртвою, а потом живою водою. Царевич оживает, и волк везёт его в царство царя Выслава. Иван-царевич является на свадьбу своего брата с Еленой Прекрасной. При виде его Елена Прекрасная решается рассказать всю правду. И тогда царь сажает старших сыновей в темницу, а Иван-царевич женится на Елене Прекрасной.
II. Для учебника под ред. М. Снежневской
- Мифы Древнего Египта. «Великое путешествие солнечной Ладьи»
- Мифы древних славян
- Мифы Древней Греции. О происхождении мира и Богов. «Олимп», «Ночь, луна, заря и солнце», «Пигмалион», Подвиги Геракла.
- Гомер «Одиссея» (отрывок из IX песни)
- Сказки «Белая уточка», «Кот и лиса», «Коршун и кошка» (египетская сказка)
- Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила«
- Х.К. Андерсен «Снежная королева»
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
- Е.Л. Шварц «Золушка»
- П.П. Бажов «Каменный цветок»
- И.А. Крылов «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк и ягнёнок», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух»
- М.Ю. Лермонтов. «Бородино«
- А.В. Кольцов «Косарь», «Раздумье селянина», «Доля бедняка»
- И.С. Тургенев «Муму»
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
- В.М. Гаршин «Сигнал»
- Л.Н. Андреев «Кусака»
- А.И. Куприн «Белый пудель»
- А.С. Пушкин «Обвал», А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал…», Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…». (одно стихотворение наизусть)
- К.Г. Паустовский. «Мещёрская сторона»
- Е.И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась»
- К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», О.Ф. Берггольц «Разговор с соседкой», С.С. Орлов «Тонкая российская берёза…». (Одно стихотворение о войне наизусть)
- Р. Гамзатов «Журавли«
- В.М. Шукшин «Жатва»
- Ю.П. Казаков «Тихое утро»
- В.А. Солоухин «Мститель»
Сивка-бурка
Старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле. Старший брат не хочет ночевать на могиле, а просит младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну. Средний брат поступает так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.
Царь бросает клич: кто сорвёт портрет царевны, на ширинке (то есть на полотенце) нарисованный, с высокого дому, за того царевна замуж пойдёт. Старший и средний братья едут смотреть, как будут портрет срывать. Дурак просится с ними, братья дают ему трёхногую кобылёнку, а сами уезжают. Иван же зовёт сивку-бурку, в одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. Он едет за портретом.
Конь скачет высоко, но не достаёт портрета всего на три бревна. Братья видят это. Вернувшись домой, они рассказывают жёнам об удалом молодце, но не знают, что это их брат. На другой день происходит то же — Иван опять чуть-чуть не достаёт. В третий раз он срывает портрет.
Царь созывает на пир людей всех сословий. Иван-дурак тоже приходит и садится за печкой. Царевна потчует гостей и смотрит: кто утрётся ширинкой с портретом? Но она не видит Ивана Пир идёт и на другой день, но царевна опять не находит суженого. На третий раз она обнаруживает за печкой Ивана-дурака с портретом и с радостью ведёт к своему отцу. Братья Ивана изумлены.
Играют свадьбу. Иван, приодевшись да почистившись, становится молодцом: «не Иван-дурак, а Иван — царский зять».
Зачем он нужен?
В начальной школе такой метод помогает научить ребенка работать с текстами, понимать и запоминать прочитанное. Умение вычленить из большого текста очень краткое содержание, структурировать информацию, используя шаблон – все это считается базовыми навыками для успешного самообразования. В дальнейшем, читательский дневник здорово помогает в осмыслении произведений и вложенных в них автором мыслей. Это сложная функция человеческого мышления, которая формирует умение самостоятельно составлять глубокие мысли по тем или иным вопросам. Поэтому она тоже нуждается в тренировке. Взрослые люди с помощью читательского дневника, например, могут проводить психологический анализ самого себя, описывая, что в книге их задело, что показалось интересным, а что совершенно не понравилось.
Так что, читательский дневник – это своеобразная «Карта мародеров» из Гарри Поттера, его нужно использовать с умом. Именно обдуманное применение такой методики даст максимально положительный результат не только в качестве чтения, но и в качестве ваших мыслей.
Волшебное кольцо
Живёт старик охотник со своей старухой и сыном Мартынкой. Умирая, оставляет он жене и сыну двести рублей. Мартын берет сто рублей и едет в город закупить хлеба. Но вместо этого выкупает у мясников собаку Журку, которую они хотят убить. На это уходит вся сотня. Старуха ругается, но — делать нечего — даёт сыну ещё сто рублей. Теперь Мартынка выкупает у злого мальчишки кота Ваську за ту же цену.
Мать выгоняет Мартына из дому, и он нанимается в батраки к попу. Через три года поп предлагает ему на выбор мешок с серебром и мешок с песком. Мартынка выбирает песок, берет его и
Что такое отзыв?
Отзыв – одна из самых интересных частей читательского дневника. Здесь необходимо описать собственные ощущения, мысли от прочитанной книги. Что может быть легче и интересней? Однако напоминаем, что сложная мыслительная деятельность должна достаточно развиться, чтобы человек мог свободно высказывать мнение о книгах. Поэтому сначала ребенок может наговаривать свои ответы на вопросы, которые родитель будет за ним записывать. С каждым отзывом дело дается ребенку легче, и он уже сам может записывать ответы, следуя четкой структуре. Со временем ученику становится скучно следовать шаблону, и это явный признак того, что можно попробовать написать вольный отзыв, без жестких рамок. На этом этапе тоже необходимо, чтобы кто-то читал и корректировал отзывы, показывая ребенку, как можно обогатить письменную речь. Как видите, такая сложная, командная работа, помогает не только облегчить ученику в дальнейшем работу, например, над сочинениями, но и раскрывает его литературные таланты.
Вот примеры вопросов, на которые можно ответить в отзыве:
- Какая главная мысль у произведения?
- Чем тебе запомнились главные герои? Какие их черты характера, поступки у тебя вызвали эмоции?
- Что запомнилось из книги?
- Что показалось необычным?
- Какие моменты в книге заставили тебя задуматься?
- О чем ты размышлял после прочтения книги? Чему тебя научила книга?
- Хочется ли перечитать книгу снова и почему?
- Хочется ли прочесть книги этого же автора? Какие из них?
- Посоветуешь ли ты это книгу другим? Почему?
- Проведи параллели событий книги с другими произведениями культуры (книги, кино, мультсериалы, картины и т.д.).
Этот перечень вопросов можно использовать как план к отзыву, подстраивая его под уровень класса, в котором обучается ученик. Отзыв в свободном стиле больше похож на маленькое сочинение, в котором, безусловно, есть начало, середина и конец. Однако продемонстрировать писательский талант в таком формате гораздо легче.
🗹