Начало действия
Эльвира, воспитательница, приносит приятную весть донье Химене: отец девушки, граф Гормас, хочет иметь зятем дона Родриго, а не дона Санчо. Именно в него влюблена Химена.
Этот дворянин является также предметом воздыхания Урраки, дочери кастильского короля, подруги девушки. Однако она является невольницей своего положения: лишь равного по рождению велит Урраке сделать своим супругом долг. Инфанта, желая прекратить свои страдания, делала все для того, чтобы Родриго женился на Химене. Она ждет свадьбы, которая должна положить конец ее надеждам и мучениям.
Граф Гормас и дон Диего, отцы Химены и Родриго, — верные подданные короля. Граф — надежная опора престола и сейчас, а у Диего время подвигов уже позади. Он не может в свои годы водить против неверных христианские полки, как раньше.
Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:
— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.
— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.
— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.
Автор: Анжелика Дятленко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поединок графа Гормаса и дона Диего
Опишем следующие события драмы, которую создал П. Корнель («Сид»). Краткое содержание рассказывает о том, что Фердинанд, король, решил выбрать наставником для своего сына дона Диего, чем подверг испытанию давнюю дружбу этих двух вельмож. Гормас посчитал этот выбор несправедливым. Рассуждения о достоинствах каждого переходят в ссору. Граф в конце концов дает пощечину дону Диего, и тот достает шпагу, которую противник выбивает у него. Но Гормас не может продолжить поединка, поскольку убить старика было бы позором для него.
О произведении
Эпос «Песнь о моем Сиде» является памятником испанского героического эпоса, написанным ориентировочно в начале XIII века. Произведение отличает высокий дух патриотизма и правдивое описание Испании в дни сражений и в мирное время.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Песни о моем Сиде» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Дон Диего решает отправить на бой сына
Лишь кровью можно смыть оскорбление дона Диего. Он велит поэтому своему сыну вызывать врага на бой. В смятении Родриго — ему придется поднять руку на родителя своей возлюбленной. В его душе борются два долга, и сыновний побеждает, что показывает нам Корнель («Сид»).
Краткое содержание продолжается. Прогневан Фердинанд поступком Гормаса. Он велит ему извиниться перед Диего. Вельможа отказывается повиноваться. Не страшат его никакие угрозы, так как он уверен, что королю не удержать скипетр без непобедимого меча Гормаса.
Химена сетует на тщеславие отцов. Ни один из возможных вариантов развития событий не сулит девушке добра. Погибни Родриго — погибнет и ее счастье, а если он победит, станет невозможным для нее союз с убийцей собственного отца. Даже если поединок не состоится, будет опозорен Родриго и не сможет называться больше дворянином.
В утешение ей донья Уррака предлагает, чтобы Родриго состоял при ней, а там, возможно, все уладят при посредстве короля отцы. Но опоздала инфанта — дуэлянты уже отправились на место поединка.
Описанные обстоятельства вызывают в душе Урраки двойственные чувства. Скорбя, она тайно и радуется, в сердце ее вновь поселяется надежда. Мысленно она представляет Родриго завоевавшим королевства и ставшим тем самым ей равным.
Сид
Воспитательница Эльвира приносит донье Химене приятную весть: из двух влюблённых в неё юных дворян — дона Родриго и дона Санчо — отец Химены граф Гормас желает иметь зятем первого; а именно дону Родриго отданы чувства и помыслы девушки.
В того же Родриго давно пылко влюблена подруга Химены, дочь Кастильского короля донья Уррака. Но она невольница своего высокого положения: долг велит ей сделать своим избранником только равного по рождению — короля или принца крови. Дабы прекратить страдания, каковые причиняет ей заведомо неутолимая страсть, инфанта делала все, чтобы пламенная любовь связала Родриго и Химену. Старания её возымели успех, и теперь донья Уррака ждёт не дождётся дня свадьбы, после которого в сердце её должны угаснуть последние искры надежды, и она сможет воскреснуть духом.
Продолжение после рекламы:
Отцы Родриго и Химены — дон Диего и граф Гормас — славные гранды и верные слуги короля. Но если граф и поныне являет собой надёжнейшую опору кастильского престола, время великих подвигов дона Диего уже позади — в свои годы он больше не может как прежде водить христианские полки в походы против неверных.
Когда перед королём Фердинандом встал вопрос о выборе наставника для сына, он отдал предпочтение умудрённому опытом дону Диего, чем невольно подверг испытанию дружбу двух вельмож. Граф Гормас счёл выбор государя несправедливым, дон Диего, напротив, вознёс хвалу мудрости монарха, безошибочно отмечающего человека наиболее достойного.
Слово за слово, и рассуждения о достоинствах одного и другого гранда переходят в спор, а затем и в ссору. Сыплются взаимные оскорбления, и в конце концов граф даёт дону Диего пощёчину; тот выхватывает шпагу. Противник без труда выбивает её из ослабевших рук дона Диего, однако не продолжает схватки, ибо для него, славного графа Гормаса, было бы величайшим позором заколоть дряхлого беззащитного старика.
Брифли существует благодаря рекламе:
Смертельное оскорбление, нанесённое дону Диего, может быть смыто только кровью обидчика. Посему он велит своему сыну вызвать графа на смертный бой.
Родриго в смятении — ведь ему предстоит поднять руку на отца возлюбленной. Любовь и сыновний долг отчаянно борются в его душе, но так или иначе, решает Родриго, даже жизнь с любимой женою будет для него нескончаемым позором, коли отец останется неотомщенным.
Король Фердинанд прогневан недостойным поступком графа Гормаса; он велит ему принести извинение дону Диего, но надменный вельможа, для которого честь превыше всего на свете, отказывается повиноваться государю. Графа Гормаса не страшат никакие угрозы, ибо он уверен, что без его непобедимого меча королю Кастилии не удержать свой скипетр.
Опечаленная донья Химена горько сетует инфанте на проклятое тщеславие отцов, грозящее разрушить их с Родриго счастье, которое обоим казалось столь близким. Как бы дальше ни развивались события, ни один из возможных исходов не сулит ей добра: если в поединке погибнет Родриго, вместе с ним погибнет её счастье; если юноша возьмёт верх, союз с убийцей отца станет для неё невозможным; ну, а коли поединок не состоится, Родриго будет опозорен и утратит право зваться кастильским дворянином.
Продолжение после рекламы:
Донья Уррака в утешение Химене может предложить только одно: она прикажет Родриго состоять при своей персоне, а там, того и гляди, отцы при посредстве короля сами все уладят. Но инфанта опоздала — граф Гормас и дон Родриго уже отправились на место, избранное ими для поединка.
Препятствие, возникшее на пути влюблённых, заставляет инфанту скорбеть, но в то же время и вызывает в её душе тайную радость. В сердце доньи Урраки снова поселяются надежда и сладостная тоска, она уже видит Родриго покорившим многие королевства и тем самым ставшим ей равным, а значит — по праву открытым её любви.
Тем временем король, возмущённый непокорностью графа Гормаса, велит взять его под стражу. Но повеление его не может быть исполнено, ибо граф только что пал от руки юного дона Родриго. Едва весть об этом достигает дворца, как перед доном Фердинандом предстаёт рыдающая Химена и на коленях молит его о воздаянии убийце; таким воздаянием может быть только смерть. Дон Диего возражает, что победу в поединке чести никак нельзя приравнивать к убийству. Король благосклонно выслушивает обоих и провозглашает своё решение: Родриго будет судим.
Брифли существует благодаря рекламе:
Родриго приходит в дом убитого им графа Гормаса, готовый предстать перед неумолимым судьёй — Хименой. Встретившая его воспитательница Химены Эльвира напугана: ведь Химена может возвратиться домой не одна, и, если спутники увидят его у неё дома, на честь девушки падёт тень. Вняв словам Эльвиры, Родриго прячется.
Действительно, Химена приходит в сопровождении влюблённого в неё дона Санчо, который предлагает себя в качестве орудия возмездия убийце. Химена не соглашается с его предложением, всецело полагаясь на праведный королевский суд.
Оставшись наедине с воспитательницей, Химена признается, что по-прежнему любит Родриго, не мыслит жизни без него; и, коль скоро долг её — обречь убийцу отца на казнь, она намерена, отомстив, сойти во гроб вслед за любимым. Родриго слышит эти слова и выходит из укрытия. Он протягивает Химене меч, которым был убит граф Гормас, и молит её своей рукой свершить над ним суд. Но Химена гонит Родриго прочь, обещая, что непременно сделает все, дабы убийца поплатился за содеянное жизнью, хотя в душе надеется, что ничего у неё не получится.
Реклама:
Дон Диего несказанно рад, что его сын, достойный наследник прославленных отвагой предков, смыл с него пятно позора. Что же до Химены, говорит он Родриго, то это только честь одна — возлюбленных же меняют. Но для Родриго равно невозможно ни изменить любви к Химене, ни соединить судьбу с возлюбленной; остаётся только призывать смерть.
В ответ на такие речи дон Диего предлагает сыну вместо того, чтобы понапрасну искать погибели, возглавить отряд смельчаков и отразить войско мавров, тайно под покровом ночи на кораблях подошедшее к Севилье.
Вылазка отряда под предводительством Родриго приносит кастильцам блестящую победу — неверные бегут, двое мавританских царей пленены рукой юного военачальника. Все в столице превозносят Родриго, одна лишь Химена по-прежнему настаивает на том, что её траурный убор обличает в Родриго, каким бы отважным воином он ни был, злодея и вопиет о мщении.
Инфанта, в чьей душе не гаснет, но, напротив, все сильнее разгорается любовь к Родриго, уговаривает Химену отказаться от мести. Пусть она не может пойти с ним под венец, Родриго, оплот и щит Кастилии, должен и дальше служить своему государю. Но несмотря на то, что он чтим народом и любим ею, Химена должна исполнить свой долг — убийца умрёт.
Реклама:
Однако напрасно Химена надеется на королевский суд — Фердинанд безмерно восхищён подвигом Родриго. Даже королевской власти недостаточно, чтобы достойно отблагодарить храбреца, и Фердинанд решает воспользоваться подсказкой, которую дали ему пленённые цари мавров: в разговорах с королём они величали Родриго Сидом — господином, повелителем. Отныне Родриго будет зваться этим именем, и уже одно только его имя станет приводить в трепет Гранаду и Толедо.
Несмотря на оказанные Родриго почести, Химена припадает к ногам государя и молит об отмщении. Фердинанд, подозревая, что девушка любит того, о чьей смерти просит, хочет проверить её чувства: с печальным видом он сообщает Химене, что Родриго скончался от ран. Химена смертельно бледнеет, но, как только узнает, что на самом деле Родриго жив-здоров, оправдывает свою слабость тем, что, мол, если бы убийца её отца погиб от рук мавров, это не смыло бы с неё позора; якобы она испугалась того, что теперь лишена возможности мстить.
Коль скоро король простил Родриго, Химена объявляет, что тот, кто в поединке одолеет убийцу графа, станет её мужем. Дон Санчо, влюблённый в Химену, тут же вызывается сразиться с Родриго. Королю не слишком по душе, что жизнь вернейшего защитника престола подвергается опасности не на поле брани, однако он дозволяет поединок, ставя при этом условие, что, кто бы ни вышел победителем, ему достанется рука Химены.
Реклама:
Родриго является к Химене проститься. Та недоумевает, неужто дон Санчо настолько силён, чтобы одолеть Родриго. Юноша отвечает, что он отправляется не на бой, но на казнь, дабы своей кровью смыть пятно позора с чести Химены; он не дал себя убить в бою с маврами, так как сражался тогда за отечество и государя, теперь же — совсем иной случай.
Не желая смерти Родриго, Химена прибегает сначала к надуманному доводу — ему нельзя пасть от руки дона Санчо, поскольку это повредит его славе, тогда как ей, Химене, отраднее сознавать, что отец её был убит одним из славнейших рыцарей Кастилии, — но в конце концов просит Родриго победить ради того, чтобы ей не идти замуж за нелюбимого.
В душе Химены все растёт смятение: ей страшно подумать, что Родриго погибнет, а самой ей придётся стать женой дона Санчо, но и мысль о том, что будет, если поле боя останется за Родриго, не приносит ей облегчения.
Размышления Химены прерывает дон Санчо, который предстаёт пред ней с обнажённым мечом и заводит речь о только что завершившемся поединке. Но Химена не даёт ему сказать и двух слов, полагая, что дон Санчо сейчас начнёт бахвалиться своей победой. Поспешив к королю, она просит его смилостивиться и не вынуждать её идти к венцу с доном Санчо — пусть лучше победитель возьмёт все её добро, а сама она уйдёт в монастырь.
Реклама:
Напрасно Химена не дослушала дона Санчо; теперь она узнаёт, что, едва поединок начался, Родриго выбил меч из рук противника, но не пожелал убивать того, кто готов был на смерть ради Химены. Король провозглашает, что поединок, пусть краткий и не кровавый, смыл с неё пятно позора, и торжественно вручает Химене руку Родриго.
Химена больше не скрывает своей любви к Родриго, но все же и теперь не может стать женой убийцы своего отца. Тогда мудрый король Фердинанд, не желая чинить насилия над чувствами девушки, предлагает положиться на целебное свойство времени — он назначает свадьбу через год. За это время затянется рана на душе Химены, Родриго же совершит немало подвигов во славу Кастилии и её короля.
Родриго убивает Гормаса
Король велит взять под стражу непокорного Гормаса. Но к тому времени он уже сражен рукой Родриго. Перед Фердинандом предстает Химена, моля о смерти для убийцы. Король решает судить Родриго.
Тот приходит в дом Гормаса, чтобы предстать перед Хименой. Эльвира, воспитательница девушки, напугана, встретив его, поскольку Химена вернуться может не одна, и если Родриго увидят дома у нее, падет тень на честь девушки. Герой прячется.
Химена приходит вместе с доном Санчо, предлагающим стать орудием возмездия. Не соглашается девушка с его предложением, полагаясь на королевский суд.
Родриго побеждает мавров
Дон Диего предлагает сыну отразить войско мавров, встав во главе отряда смельчаков. Вылазка приносит блестящую победу кастильцам — двое мавританских царей попадают в плен. Все превозносят Родриго, лишь Химена жаждет мщения.
Инфанта уговаривает девушку отказаться от мести. Ведь Родриго, щит и оплот Кастилии, должен продолжать служить государю. Но Химена настаивает на исполнении долга. Однако она напрасно надеется на суд короля — Фердинанд восхищен Родриго. Он решает последовать примеру царей мавров, которые величали этого героя Сидом в разговорах с королем. Сид — это повелитель, господин. Отныне он будет зваться так.
Химена, несмотря на почести, оказанные Родриго, молит короля об отмщении. Фердинанд, видя, что девушка любит этого героя, решает проверить ее чувства. Он сообщает, что Родриго умер от ран. Смертельно бледнеет Химена, но, узнав, что это ложь, оправдывает свою реакцию тем, что, погибни Сид от рук мавров, это не смыло бы позора с нее, она была бы лишена возможности мести.
Эль Сид Кампеадор – национальный герой Испании
Реконкиста на Пиренейском полуострове длилась более 7 веков. Это было время славных побед и горьких поражений, коварных предательств и героической преданности. Борьба христиан с маврами подарила Испании, наверное, одного из самых известных ее национальный героев — Родриго Диаса де Вивара, которого прозвали Эль Сид Кампеадор.
Междоусобная война
В легендарной «Песне о моем Сиде» говорится, что будущий герой Кастилии, а потом и всей Испании, происходил из дворянского рода. По одной из версий, его предок занимал высокую должность судьи. Дело в том, что в Кастилии существовала давняя традиция – все спорные моменты в жизни граждан решали два судьи. Соответственно, занять такую должность мог только знатный и уважаемый человек. Отец де Вивара Диего Лаинес всю свою жизнь посвятил охране границ Кастилии и Навары от набегов мавров. Благодаря высокому социальному статусу Родриго был вхож в кастильский двор и получил образование в монастыре San Pedro de Cardena. После смерти отца воспитывался при дворе Фернандо I, а его лучшим другом стал старший сын короля – Санчо. В монастыре Родриго научили читать и писать. Причем последнее доказано, поскольку сохранилась подпись Эль Сида.
В 1065 году, когда умер король Кастилии Фердинанд I, королевство оказалось в пучине междоусобной войны. Дело в том, что Фердинанд I поделил обширные земли между тремя сыновьями. Сама Кастилия отошла к старшему – Санчо, Леон достался среднему – Альфонсо. Ну а младший, Гарсия, получил в свои владения Галисию.
В разгоревшемся конфликте успех сопутствовал Санчо II. Именно на стороне этого короля и воевал Родриго. Известность он получил благодаря храбрости и героизму во время многочисленных битв. В одной из них Эль Сид не просто разгромил армию неприятеля, но еще взял в плен короля Альфонсо. Благодаря этому Санчо II сумел взять под свой контроль земли, принадлежащие родственнику. По одной из версий, именно за этот подвиг Родриго получил прозвище Кампеадор. Это слово можно перевести как «рыцарь», «великий воин».
Но противостояние на этом не закончилось. В 1072 году Санчо II повел свои войска к городу Самора, в котором спряталась его сестра Уррака. Она помогла Альфонсо сбежать из плена и укрыться у эмира Мамуну в Толедо. Конечно, Санчо посчитал это предательством и решил расправиться с коварной родственницей. Жители Саморы героически держали оборону, хотя сил оставалось все меньше. И когда казалось, что город вот-вот падет, Санчо II погиб. Его убил лазутчик Велидо Альфонсо, который сыграл роль перебежчика и сумел таким образом проникнуть в лагерь короля Кастилии и Леона. После гибели Санчо на трон взошел Альфонсо VI.
Противостояние с Альфонсо
Став полноправным правителем обширных земель, Альфонсо VI повел себя мудро. Первым делом помирился с Родриго. Он не хотел обрести кровного врага в лице столь прославленного и уважаемого воина. Правда, по одной из легенд, Эль Сид потребовал от новоиспеченного короля поклясться в том, что тот непричастен к убийству брата. Впервые этот эпизод всплыл в середине 30-х годов 13-го века. Однако многие историки считают его авторским вымыслом, поскольку никаких документов, подтверждающих клятву, не сохранилось.
По большом счету, правда это или нет — неважно. Главное, Родриго Диас де Вивар встал во главе всей армии Кастилии. А затем женился на родственнице короля Химене Диас.
В те неспокойные времена правители раздробленной Испании не прекращали междоусобные войны. Причем ради победы или финансовой выгоды они не гнушались даже заключением краткосрочных союзов с главными врагами – маврами. Именно из-за такой стычки и пострадал Эль Сид. Объединившись с эмиром Севильи Аль Мутамидом, который, к слову, был союзником Кастилии, он в «чистом поле» сошелся с войском Абдуллы, правителя Гранады. Тот бой закончился победой Родриго и Аль Мутмида. Но радость от победы испортил один факт. Оказалось, в войске Абдуллы обнаружился граф Гарсия Ордоньес, находившийся под покровительством Альфонсо VI. Этот граф был взят в плен Родриго. А после этого Эль Сид еще опустошил земли Толедо, которые также находились под протекторатом короля Кастилии.
Надо сказать, Альфонсо VI довольно холодно относился к успешному полководцу. Мудрость, проявленная в начале, уступила место зависти и боязни потерять трон. Ведь Эль Сид был очень популярен в армии и в народе. Поэтому пленение Ордоньеса и налет на Толедо Альфонсо использовал с максимальной для себя выгодой. Эль Сид попал в опалу и в 1080 году был вынужден покинуть Кастилию.
Оказавшись ненужным Альфонсо, Родриго начал активный поиск нового столь же сильно и влиятельного покровителя. Первым делом он предложил помощь в борьбе с маврами графам Барселоны. Но те по каким-то причинам отказали Эль Сиду. И тогда Родриго переметнулся в стан врагов – встал «под ружье» к эмирам Сарагосы.
В то время это не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Обычная распространенная практика среди воинов-христиан, которые не смогли найти себе хозяина аналогичной веры. На службу к эмирам шли из-за острой нехватки средств к существованию или же по причине гонений на родине. Мавры, в свою очередь, стремились переманить воинов-христиан, поскольку те отличались дисциплиной и выучкой. Кроме того, у них не было родственников или каких-либо влиятельных друзей среди мусульман. А значит, в подковерные интриги они не лезли. Получалось взаимовыгодное сотрудничество в условиях непрекращающейся войны за освобождение Пиренейского полуострова от мусульман.
Находясь на службе Сарагоского эмира, Эль Сид вступил в борьбу с Барселоной. И в нескольких битвах сумел одолеть графов, которые не так давно отказали ему в покровительстве.
В 1086 году у христиан появился новый враг – по приглашению эмиров Севильи, Гранады и Бадахоса из Марокко в Андалусию вторглись войска Альморавидов. В одной из крупнейших битв за все время Реконкисты – сражение при Заллаке – испанские христиане потерпели сокрушительное поражение. Сам король Альфонсо VI чудом спасся с поля боя.
По одной из версий в той битве принимал участие и Эль Сид Кампеадор. И хоть сражение было проиграно, он сумел вернуть себе расположение короля Кастилии и вернулся на родину.
Спустя всего год Эль Сид вновь вышел на тропу войны. На сей раз конфликт разгорелся из-за Валенсии. Против Родриго выступил его старый противник – Рамон Беренгер, граф Барселоны, поддерживающий эмиров. Надо сказать, сам Кампеадор также выступал на стороне мусульман. В битвах за Валенсию сильнее оказался Эль Сид, и город перешел под протекторат Альфонсо VI. Король Кастилии ценил и ненавидел Родриго одновременно. Поэтому, когда тот отказался поддержать Альфонсо в набеге на мавров, правитель вновь изгнал Кампеадора.
Сам по себе
После очередной незаслуженной, по мнению Эль Сида, опалы, он начал работать исключительно на себя. Пользуясь огромным авторитетом, Кампеадор сумел завоевать земли Валенсии, добившись от эмиров признания его власти. Затем в очередной раз разбил войско Рамона Беренгера и сумел взять его в плен. За освобождение Родриго потребовал от врага раз и навсегда отказаться от претензий на земли Валенсии. Графу пришлось согласиться.
В 1094 году Эль Сид сумел подчинить себе и сам город. Альморавиды несколько раз пытались отбить у нег Валенсию, но все их попытки провалились.
Эль Сид, как и положено настоящему герою, умер не в собственной постели. По легенде, перед битвой с маврами его ранила отравленная стрела. Чувствуя приближение смерти, Родриго приказал жене облачить его в доспехи и посадить на коня, чтобы противник ничего не заподозрил. Химена выполнила пожелание своего мужа. Мавры, скорее всего, знали, что Эль Сид был смертельно ранен, поэтому его появление вызвало у них испуг, и они разбежались. Так, по крайней мере, написано в легендах. Но когда весть о смерти Родриго распространилась по Испании, мавры с удвоенной силой стали пытаться завоевать Валенсию. Химена, как могла, обороняла город. Но спустя несколько лет, когда силы истощились, она попросила защиты у Альфонсо VI. Король Кастилии не стал связываться с маврами, а просто предложил жителям-христианам покинуть город. И вскоре Валенсию заняли мусульмане.
Эль Сид и его семья похоронены в монастыре Бургоса. На гробнице выбита эпитафия, сочиненная Менедесом Пидалем: «Здесь лежат Родриго Диас, Кампеадор, умерший в Валенсии в 1099, и его жена Химена, дочь графа Диего де Овьедо, королевского рода. Все они достигли чести и родились в добрый час».
Национальный герой
Благодаря характеру и великому множеству побед Эль Сида еще при жизни считали истинным воплощением кастильского духа. Поэтому он обрел бессмертие как национальный герой Испании в преданиях и песнях-романсеро. Например, «Песнь о моем Сиде», сочиненная в период с конца 12 до начала 13 веков. Ее считают образцом испанского средневекового эпоса.
Спустя несколько столетий о герое вспомнил писатель Гильена де Кастро, сочинивший пьесы «Юность Сида». Затем эту идею подхватил и развил драматург Пьер Корнель в стихотворной пьесе «Сид». И если творение де Кастро было, по сути, местечковым, за пределами Испании о нем никто не знал, то француз принес Родриго мировую известность. По пьесе композитор Массне сочинил оперу. А в начале 19-го века о Кампеадоре вспомнил поэт Роберт Саути из Англии, сочинивший «Хронику Сида». Не обошли эту тему стороной и киномастера – в 1961 появился голливудский фильм «Эль Сид», а в 2003 испанцы создали мультфильм под названием «Легенда о Сиде».
Клинок Родриго
«Песня о моем Сиде» прославила не только отважного Родриго. Известность получили и его клинки – Тисона и Колада. И, что очень важно, оба этих меча сохранились до наших дней. Один из них точно является современником Кампеадора. Это подтвердил химический анализ.
Как считают некоторые историки, после смерти Эль Сида его клинок оказался у предков будущего короля Фердинанда II Арагонского. Тот, в свою очередь, в начале 16-го века подарил оружие маркизу де Фальсес в знак благодарности за преданную службу. Как гласит легенда, король позволил выбрать де Фальсесу то, что он пожелает. И маркиз взял легендарный клинок вместо денег или замка.
В 2007 году владелец меча продал его региону Кастилия и Леон. После чего оружие поселилось в соборе Бургоса, где упоен сам Эль Сид.
Любопытно, что одно время ходили слухи, будто Тисона – подделка. Был проведена экспертиза. Она показала, что эфес меча изготовлен в 16 веке, а вот сам клинок датируется 11 веком. А вот второй меч Эль Сида – Колада – национальному герою Испании точно не принадлежал. Его выковали в 13-м веке.
Решение короля
Химена объявляет, что одолевший Родриго станет ее мужем. Вызывается сразиться с ним дон Санчо. Это не по душе королю, но он соглашается дозволить поединок, при этом выдвинув условие, что рука Химены достанется тому, кто выйдет из него победителем.
Является Родриго проститься к Химене. Та недоумевает, ведь дон Санчо вовсе не силен. Но юноша говорит, что на казнь отправляется, а не на бой. Не желая его смерти, девушка говорит о том, что нельзя этому герою умереть от руки Санчо, ведь это повредит его славе, а Химене радостнее сознавать, что ее отца убил один из величайших рыцарей. Но в конце концов героиня просит победить Родриго, чтобы ей не выходить замуж за нелюбимого.
Смятение царит в душе Химены. Она не хочет, чтобы Родриго погиб, но и другой расклад не приносит облегчения девушке. Перед ней предстает Санчо с обнаженным мечом, рассказывает о поединке. Но она не слушает его, спешит к королю, прося не вынуждать ее выходить замуж за победителя. Девушка готова отдать все состояние ему, а сама уйти в монастырь.
В лучших произведениях основоположника классицистической трагедии Пьера Корнеля (1606 – 1684), выступившего в ранний период классицизма, в момент расцвета абсолютной монархии, величественные образы суровых, волевых героев выражают идею патриотического долга, понимаемого как служение государству в лице короля. Характерная для классицизма тема – столкновение личных интересов с государственным долгом – разрешается Корнелем в пользу долга, хотя при этом он с большой силой изображает трагедию человеческого чувства, подавляемого абсолютистской государственностью.
Корнель. Сид. Фильм 1961 г.
Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид» (трагикомедия, что означает «трагедия со счастливым концом» – не принятый в классицизме смешанный жанр). Сюжет ее взят из средневекового испанского эпоса, но образы и проблематика отражают французскую жизнь XVII века.
Пьеса проникнута героическим пафосом. Юноша Родриго к девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае – долга борьбы за честь своих отцов: Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца. Душевный конфликт обоих выражен с огромной силой, особенно в знаменитом монологе Родриго в VI явлении первого действия:
Я предан внутренней войне: Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.
Любовь, которой жертвуют Родриго и Химена, изображена как великое героическое чувство. Каждый из них, принеся эту жертву, мечтает умереть. Величава и вместе с тем трогательна сцена их встречи после убийства, преградившего им путь к счастью. Ни на минуту не отступают оба от жестокого долга, но, расставаясь, задушевно высказывают свою человеческую боль.
Высшая героика выражена здесь в том, что сама любовь предъявляет суровые требования и не мирится со слабостью и позором. Как объясняет Родриго Химене, решить внутренний спор в пользу долга побудила его мысль о том,
Что та, кто доблестным меня привыкла видеть, Уничиженного должна возненавидеть.
Химена в ответ заявляет Родриго:
Достойная тебя должна тебя убить.
Но выше долга феодальной чести, губящего любовь, поставлен долг перед родиной: подвиги, совершенные Родриго в защиту своей страны от нападения мавров, спасают его жизнь и в конечном счете любовь его и Химены. Устами инфанты (дочери короля) Корнель осуждает месть, направленную против защитника государства.
И ты решилась бы, свой защищая дом, Отдать отечество на вражеский разгром? –
с упреком спрашивает она Химену.
Общественный, государственный принцип лежит в основе тех высоких требований к человеку, которые предъявляются всеми героями этой пьесы. Новый оттенок приобретает идея чести: честь человека, его ценность определяются в первую очередь его заслугами перед государством и королем. Монарх изображен как воплощение государства.
Однако патриотическая идея предстает в пьесе в ее общенародном значении: славу Родриго, разгромившему врагов, провозглашает прежде всего сам народ. В пьесе отражен национальный подъём французского народа, связанный с успешной борьбой против немцев и испанцев: она создавалась в один из самых тяжёлых моментов Тридцатилетней войны.
Родриго героизирован как идеальный воин, преданный долгу и чести, как патриот, совершающий высочайшие подвиги в защиту родины, и как влюбленный, готовый на смерть за свою любовь.
…Он ценил, как лучшие в отчизне, Превыше страсти долг и страсть превыше жизни.
Его характер, таким образом, не превращен в схематическое воплощение одной черты, сила чувства придает ему живость и убедительность.
Пьеса очень четка по своему строению. Основная проблема раскрывается многочисленными рассуждениями героев и логически ясным симметричным противопоставлением образов: с одной стороны, Родриго – единственный сын со своей любовью и долгом перед отцом; с другой стороны, в таком же положении Химена – единственная дочь. Над всеми, как судья, король,
Логическому раскрытию конфликта содействует и четкое звучание стиха. У классицистов рифма выразительно подчеркивает смысл фразы. Параллельным строением двух стихотворных строк или двух половинок стиха Корнель создает острые сопоставления:
Химена: Он дочь лишил отца! Дон Диего: Он честь вернул отцу!
Однако в «Сиде» далеко не последовательно выражена абсолютистская идеология! Победа долга оказывается неполной: Химена должна со временем выйти замуж за убийцу своего отца. Герои пьесы – независимые феодалы, с трудом отвыкающие от былых вольностей; ответственные поступки они совершают на свой страх и риск, дерутся на поединках, против чего в то время жестоко боролся Ришелье. Самый необузданный из них – отец Химены – позволяет себе критиковать в непочтительных тонах решение короля.
В пьесе нестрого соблюдены и художественные правила классицизма. Им не соответствовал ни жанр трагикомедии, ни испанский средневековый (вместо античного) сюжет. Нарушением благопристойности представлялась и пощечина на сцене. Расширительно истолкованы три единства: место действия меняется в пределах одного города, время действия Корнель растянул до 36 часов, причем в этот срок, по выражению Пушкина, «нагромоздил событий на целых 4 месяца». Единство действия нарушено ролью инфанты, дочери короля; вдобавок, ее любовь к Родриго, юноше нецарской крови, также оскорбляла придворные нормы.
За все эти отступления «Сид», по требованию кардинала Ришелье, несмотря на огромный успех у публики, был осужден французской академией.
История создания произведения
Трагедию эту сам автор определял словом «трагикомедия», таким образом подчеркивая счастливый финал, который в трагедии невозможен. «Сид» Корнеля был написан в 1636 году, когда автор находился в Руане. Родриго Диас, герой Реконкисты в Испании, стал главным героем этой пьесы. Он был известен под именем Сида Кампеадора. Корнель использовал как литературный материал драму «Молодость Сида» Гильена де Кастро, а также испанские романсы. Он позаимствовал из вышеуказанной пьесы 72 стиха. В эпоху классицизма подобные заимствования не являлись исключениями. В Театре Маре состоялась первая постановка этого произведения в 1636 году, в декабре (по некоторым источникам, она была сделана в следующем году, в январе).
«Сид» Пьера Корнеля как произведение классицизма
Что такое классицизм? Кратко
Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.
Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:
— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.
— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.
— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.
— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.
— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.
— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.
— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.
Конфликт в произведении и изображение героев (Пьер Корнель, «Сид»)
Анализ произведения показывает, что конфликт, предстающий перед нами в этой драме, является очень характерным для драматургии классического периода. Именно в традиции классицизма работал этот автор. Конфликт между личностными и общезначимыми ценностями проводит в пьесе Пьер Корнель. «Сид», краткое содержание которого было нами рассмотрено, представляет эти ценности как разные. Многократно оказываются герои пьесы перед выбором, каждая их мотивация и действие различны. Именно подобные ситуации выбора интересуют такого автора, как Корнель («Сид»). Краткое содержание по главам показывает, что таких сцен в пьесе очень много.
В 17 веке существовало представление, что личное оскорбление может передаваться родственнику оскорбленного, поэтому на поединок отправляется Родриго.
«Сид» является первой во французской литературе пьесой, в которой были показаны душевные муки героя, совершающего выбор между чувством и долгом. Конфликт между личным счастьем и честью автор разрешает, вводя в произведение идею долга еще более высокого, чем родовая честь, — перед монархом, перед страной. Именно он трактуется в «Сиде» как единственно подлинный. В национального героя превращает Родриго исполнение данного долга. Над ним становятся не властны этические феодальные нормы, поскольку их заменяет государственная необходимость.
Изображение героев в «Сиде» является также характерным для классицизма. Они вызывают преклонение и восхищение героической цельностью. Подобный стиль изображения, одной краской (либо целиком положительными, либо целиком отрицательными), является типичным для творчества этого автора.
Драма эта создана с использованием александрийского стиха, представляющего собой во французском языке шестистопный ямб, написанный с парной рифмовкой.
Краткое содержание пьесы Корнеля «Сид»
Действующие лица: Дон Фернандо, первый король кастильский Донья Уррака, инфанта кастильская. Дон Дьего, отец дона Родриго. Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены. Дон Родриго, возлюбленный Химены. Дон Санчо, влюбленный в Химену. Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворяне Химена, дочь дона Гомеса. Леонор, воспитательница инфанты. Эльвира, воспитательница Химены. Паж. Инфанты.
Жанр «Сида» — трагикомедия, (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом. В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником. Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Родриго в смятении:
«Я к счастью был так близок наконец, —О, злых судеб измены! —И в этот миг мой оскорблен отец, И оскорбившим был отец Химены. Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»
Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:
«Безумца юного отвагу накажите:Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу;Он дочь лишил отца».
В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:
«Казнив обидчика, я сам иду на казнь.Судья — моя любовь, судья — моя Химена.Снискать ее вражду — ужасней, чем измена,И я пришел снискать, как утоленье мук,Свой суд из милых уст и смерть из милых рук»
Но инфанта отговаривает его от этой встречи. Химена признается ей, что любит Родриго, и, отомстив, сама умрет. Тогда выходит убийца ее отца и предлагает ей убить его тем же мечом, но Химена полагается на короля. В это время на Севилью нападают мавры. Дьего предлагает сыну возглавить отряд. В четвертом действие Родриго возвращается героем. Король восхищен его поступком. Химена заявляет, что выйдет за того, кто отомстит за ее отца. Давно влюбленный в нее Санчо решается на бой. В пятом действие Санчо возвращается и сообщает, что Родриго выбил меч из его рук, но не стал убивать того, кто защищает Химену. Тогда король дает Химене год, чтобы «осушить слезы», а Родриго пока будет совершать подвиги:
«Надейся на себя, на царственное слово; Химена сердце вновь отдать тебе готова, А успокоить в ней неотжитую боль Помогут смена дней, твой меч и твой король!».
Критика «Сида»
Несмотря на то что в «Сиде» были соблюдены основные требования классицизма, Корнель переосмыслил их, и в результате получилось первое театральное произведение в данном стиле. Например, принцип «единства дворца» был истолкован как «единство города», а продолжительность действия составила 30 часов, а не сутки. Подобные отступления стали поводом для критики этой драмы, которую упрекали также за «нескромное» поведение Химены, побочную линию инфанты, влюбленной в Родриго, а также множество событий, являющихся неправдоподобным.
Нападки, однако, лежали в области политики, а вовсе не искусства. Испанцы как герои, показанные благородными и смелыми людьми, для кардинала Ришелье были некстати. Он вел борьбу с Испанией за влияние в Европе, поэтому не хотел видеть пьесу, показывающую соперников в положительном ключе. Вызывал опасения и непокорный характер Родриго. Кроме того, Корнель был обвинен в плагиате. Однако публика приняла произведение столь восторженно, что даже появилось выражение «прекрасно, как «Сид»». Но для Корнеля эта трагикомедия стала последней. После этого он творил уже в соответствии с принятыми канонами, а в переиздании 1648 года именовал трагедией Корнель «Сид».
Краткое содержание по действиям, анализ произведения были представлены несколько поверхностно. Ознакомившись с оригиналом, вы поймете, почему существует выражение «прекрасно, как «Сид»». Произведение написано блестяще. До сих пор вызывает восхищение драма, которую создал Пьер Корнель («Сид»). Анализ ее проводили многие исследователи. Особенно следует выделить Н.П. Кабанову, создавшую прекрасные статьи, посвященные этому произведению. «Сид» Корнеля в кратком содержании, конечно, сильно уступает оригиналу этой драмы.
Сид (Корнель), история создания и постановки, действующие лица, сюжет, образы и конфликт, критика
«Сид» (Le Cid) — театральная пьеса (трагикомедия) в стихах Пьера Корнеля. Первое представление «Сида» имело место в декабре 1636 или в январе 1637 года.
История создания и постановки
Трагедию «Сид» (которую сам он определял как «трагикомедию», подчёркивая счастливый финал, невозможный для трагедии) Корнель написал в 1636 году, находясь в Руане.
Главным героем пьесы стал герой испанской Реконкисты Родриго Диас, известный как Сид Кампеадор, а в качестве литературного материала для обработки Корнель использовал испанские романсы и драму испанца Гильена де Кастро «Молодость Сида».
Из этой пьесы он позаимствовал 72 лучших стиха (Литературная энциклопедия указывает, что подобные заимствования в эпоху классицизма не были исключительным явлением).
Первая постановка «Сида» была осуществлена в Theatre du Marais в декабре 1636 года (по другим источникам, в январе следующего года).
Действующие лица
- Дон Родриго, сын Дона Дьего и возлюбленный Химены. Имя «Сид» будет упомянуто королем и инфантой по отношению к Родриго только в IV и V актах.
- Химена, дочь дона Гомеса и возлюбленая дона Санчо и дона Родриго, в последнего она влюблена сама.
- Дон Гомес, граф Гормас, отец Химены.
- Дон Дьего, отец дона Родриго.
- Донья Уррака, инфанта кастильская (тайно влюблена в Родриго).
- Дон Фернандо, первый король кастильский.
- Дон Санчо, влюбленный в Химену.
- Эльвира, воспитательница Химены.
- Леонор, воспитательница инфанты.
- Дон Ариас и дон Алонсо, кастильские дворяне.
Сюжет
Дон Родриго, влюблённый в Химену, дочь графа Гормаса, вынужден вызвать на поединок отца возлюбленной, тяжко оскорбившего его собственного отца — дона Диего, — дав тому пощёчину.
Выбор между любовью и сыновним долгом Родриго делает в пользу последнего и убивает Гормаса на поединке. Теперь уже Химена оказывается перед выбором: она по-прежнему любит Родриго, но смерть отца взывает о мести.
Как и Родриго, Химена ставит долг выше любви и требует у короля смерти возлюбленного.
Трагическую развязку предотвращает ночное нападение сарацин, которое отбивает отряд во главе с Родриго. Король, впечатлённый его верностью и патриотизмом, решает заменить казнь поединком между Родриго и защитником Химены — доном Санчо.
Победитель поединка должен получить руку Химены. Когда после поединка проигравший Санчо предстаёт перед Хименой с этим известием, она, будучи уверена в том, что Родриго убит, выдаёт свои истинные чувства к нему.
После этого она вынуждена отказаться от мести, и король даёт разрешение на свадьбу.
Образы и конфликт
«Сид» — первая пьеса в французской литературе, в которой раскрыт основной конфликт, занимавший писателей эпохи классицизма, — конфликт между долгом и чувством. Хотя выбор герои последовательно совершают в пользу долга, Корнель стал первым, кто показал связанные с ним душевные муки, которые отражены в словах Химены: Начало цитатыУвы! Моей души одна из половин
Другою сражена, и страшен долг, велевший,
Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.Конец цитаты
Конфликт между честью и личным счастьем Корнель разрешает, вводя идею ещё более высокого долга, чем долг родовой чести, — долга перед страной, перед монархом, который в «Сиде» трактуется как единственно подлинный. Выполнение этого долга превращает Родриго в национального героя, над которым не властны обычные феодальные этические нормы, которые сменяет государственная необходимость.
Образы «Сида» также характерны для классицизма, вызывая восхищение и преклонение своей героической цельностью.
Такой стиль изображения персонажей одной краской — либо полностью положительными, либо негодяями без единой светлой черты — типичен для всего творчества Корнеля, а создание образов рыцарей без страха и упрёка диктовалось историческим периодом, который в тот момент переживала Франция, нуждавшаяся в образцовых героях.
Критика
Хотя основные требования канонов французского классицизма в «Сиде» были соблюдены, Корнель творчески переосмыслил их, создав в итоге первое великое театральное произведение в этом стиле.
Так, принцип «единства дворца» он трактовал как «единство города», а общая продолжительность сценического действия — не сутки, а 30 часов.
Эти отступления стали формальным поводом для критики пьесы, среди претензий к которой были также «нескромное» поведение главной героини, побочная сюжетная линия влюблённой в Родриго инфанты и неправдоподобное нагромождение событий.
Подлинная причина нападок, однако, лежала в плоскости политики, а не искусства. Выбор испанцев в качестве героев драмы, показывающей их смелыми и благородными людьми, был некстати для кардинала Ришелье — бывшего литературного покровителя молодого драматурга.
Ришелье, фактический правитель Франции, вёл с Испанией борьбу за влияние в Европе, и ему не нужна была пьеса, показывавшая испанцев в положительном ключе. Кроме того, непокорный характер главного героя тоже вызывал опасения.
Французская академия, основателем которой был Ришелье, с его подачи осудила сюжет и развязку «Сида», отрицательно пьесу оценили и такие драматурги, как Жорж де Скюдери и Жан Мере. Корнель был также обвинён в плагиате из-за заимствований из пьесы Гильена де Кастро. При этом широкая публика приняла пьесу настолько восторженно, что в речь даже вошёл оборот «прекрасно, как „Сид“».
Тем не менее, для Корнеля «Сид» стал последней созданной трагикомедией. Он на два года уехал в Руан и вернулся оттуда уже с пьесами, созданными в полном соответствии с каноном классицизма, — трагедиями «Гораций» и «Цинна», а сам «Сид» в переиздании 1648 года уже также именовался трагедией.
Источник: https://www.cultin.ru/books-sid-kornel
🗹