О произведении
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека. Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права. В нем рассказывается о постреформенном обществе, в котором не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых. По замыслу Николая Алексеевича Некрасова, странники должны были в конце пути достичь Петербурга, но из-за болезни и скорой смерти автора поэма осталась неоконченной.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написано белым стихом и стилизовано под русские народные сказания. Предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова по главам, подготовленное редакцией нашего портала.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Глава 3. Пьяная ночь
Ночь. Мужики идут по дороге, как вдруг слышат чей-то разговор про чиновников и про то, как они взятками промышляют.
«А мы полтинник писарю: Прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить».
Потом видят, как парнишка, вусмерть упитый, закапывает свою одежонку, будто бы мать родную хоронит.
Дойдя до дорожного столбика, путешественники снова встречаются с Павлом Веретенниковым, который записывает поговорки, да песни крестьян. Он уже много записал и начинает корить крестьян, что слишком они много пьют. Те, в ответ, спорят, что пьют они только с горя, а осуждать или завидовать за это грех.
Тот, который возражает с Веретенниковым, Яким Голый. У него своя история, которую Павлуша тоже записывает себе.
Яким, будучи в молодые годы, напокупал сынишке лубочных картинок. Даже сам любовался ими, как ребёнок. Однажды в избе загорело, случился пожар. Первым делом Яким бросился спасать картинки, а тем временем сгорели все его сбережения, целых 35 целковых. Деньги расплавились и получился комок, за который ему дают теперь 11 рублей.
Послушав истории, путники сели покушать. Поели, попили. А потом пошли снова счастливого искать, кому на Руси жить хорошо, а Романа оставили у ведра с водкой караулить.
Другие персонажи
- Ермил Гирин — первый «кандидат» на звание счастливца, бурмистр честный, очень уважаемый крестьянами.
- Матрёна Корчагина (Губернаторша) — крестьянка, слывущая в своей деревне «счастливицей».
- Савелий — дед мужа Матрёны Корчагиной. Столетний старец.
- Князь Утятин (Последыш) — старый помещик, самодур, которому его семья по сговору с крестьянами не говорит об отмене крепостного права.
- Влас — крестьянин, бурмистр деревни, когда-то принадлежащей Утятину.
- Гриша Добросклонов — семинарист, сын дьяка, мечтающий об освобождении русского народа; прототипом был революционный демократ Н. Добролюбов.
А ещё у нас есть:
для самых компанейских —
Главные герои «Кому на Руси жить хорошо»
для самых любопытных —
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
для самых крутых —
Читать «Кому на Руси жить хорошо» полностью
Глава 2. Сельская ярмонка
Путь мужицкий продолжается. Идут они дальше, а по пути им только пустые деревни попадаются. Неожиданно встречают седока и спрашивают, куда народ из деревень подевался?
«Ушли в село Кузьминское, Сегодня там и ярмонка…»
Мужики туда же направили свой путь – на ярмарку, вдруг там кто-то счастливо живёт.
Кузьминское – село богатое, хоть и чумазое. Там две церкви, закрытое училище, грязная гостиница. Даже фельдшер в деревне имеется. Какое село, такая и ярмарка – тоже богатая. Самое большое богатство в селе – это множество кабаков больших и малых, наливать не успевают, сколько там желающих выпить.
«Ой жажда православная, Куда ты велика!»
Повсюду, куда ни глянь, везде пьяные лица. Кто топор свой ругает, зачем поломался, дед Вавила в печали – обещал башмаки внучке, да деньги пропил все. Все его утешают, жалеют, а помочь некому – сами все на мели. Один только барин Павлуша Веретенников сжалился, да и возможность имел – купил внучке Вавилы башмачки.
Чем только на ярмарке не торгуют. И книги продают, но спрос только на самые «никакие» книги, да портреты генералов, которые поупитаннее. И не известно, когда наконец-то будут покупать Белинского, да Гоголя.
Лишь наступил вечер, все упитые по самые уши, даже церковь выглядит настолько пьяной, что будто бы вот-вот упадёт.
Мужики уходят из села.
Краткое содержание
Часть 1
Пролог
На «столбовой дорожке» сходятся семь мужиков: Роман, Демьян, Лука, братья Губины (Иван и Митродор), старик Пахом и Пров. Уезд, из которого они происходят, называется автором Терпигоревым, а «смежные деревни», из которых родом мужики, именуются как Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово и Неурожайко, таким образом, в поэме используется художественный прием «говорящих» названий.
Мужики сошлись и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?
Каждый из них настаивает на своем. Один кричит, что вольготнее всего живется помещику, другой – чиновнику, третий – попу, другие – «купчине толстопузому», «вельможному боярину, министру государеву» или же царю.
Со стороны кажется, будто мужики нашли на дороге клад и теперь делят его между собой. Мужики уже и забыли, по каким делам они вышли из дому (один шел крестить ребенка, другой на базар…), и идут неизвестно куда, пока не наступает ночь. Только тут мужики останавливаются и, «свалив беду на лешего», усаживаются отдохнуть и продолжить спор. Вскоре дело доходит до драки.
Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку.
Драка переполошила весь лес, проснулось эхо, забеспокоились звери и птицы, мычит корова, кукует кукушка, пищат галчата, лисица, подслушивавшая мужиков, решает убежать подальше.
А тут еще у пеночки С испугу птенчик крохотный Из гнездышка упал.
Когда драка окончилась, мужики обращают внимание на этого птенчика и ловят его. Пташке легче, чем мужику, – так говорит Пахом. Были бы у него крылья, и он бы облетел всю Русь, чтобы дознаться, кому лучше всего на ней живется. «Не надо бы и крылышек», – добавляют остальные, им бы только хлебушка да «по ведру бы водочки», а еще огурчиков, кваску и чайку. Тогда бы они всю «Русь-матушку ногами перемеряли».
Пока мужики толкуют подобным образом, к ним подлетает пеночка, и просит отпустить ее птенчика на волю. За него она даст царский выкуп: все, желаемое мужиками.
Мужики соглашаются, и пеночка указывает им место в лесу, где закопана коробочка со скатертью-самобранкою. Затем она зачаровывает на них одежду, чтобы та не сносилась, чтобы лапотки не разбились, портянки не прели, а на теле не плодилась вошь, и улетает «с своим родимым птенчиком». На прощание пеночка предупреждает мужиков: еды от скатерти-самобранки они могут спрашивать сколько угодно, но вот больше ведра водки в день просить нельзя:
И раз и два – исполнится По вашему желанию, А в третий быть беде!
Крестьяне спешат в лес, где действительно находят скатерть-самобранку. Обрадованные, они устраивают пир и дают зарок: не возвращаться домой, пока доподлинно не узнают, «кому живется счастливо, вольготно на Руси».
Так начинается их путешествие.
Глава 1. Поп
Далеко тянется широкая дорожка, обставленная березами. На ней мужикам попадаются в основном «люди малые» – крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье? Ближе к вечеру мужики встречают попа. Мужики загораживают ему путь и низко кланяются. В ответ на безмолвный вопрос попа: чего им надобно, Лука рассказывает о затеянном споре и спрашивает: “Сладка ли жизнь поповская?”.
Священник надолго задумывается, а затем отвечает, что, поскольку роптать на Бога грех, он просто опишет мужикам свою жизнь, а они уже сами смекнут, хороша ли она.
Счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь». Никакого покоя священнику неведомо: его сан достается ему тяжелым трудом, а затем начинается не менее тяжелое служение: плач сирот, крики вдов и стоны умирающих мало способствуют душевному покою.
Ничем не лучше обстоит дело и с почетом: поп служит объектом для острот простого народа, про него сочиняются непристойные сказки, анекдоты и небылицы, которые не щадят не только его самого, но и жену-попадью, и детей.
Остается последнее, богатство, но и тут все давно изменилось. Да, были времена, когда дворяне чтили попа, играли пышные свадьбы и приезжали в свои имения умирать – вот и была священникам работа, нынче же «рассеялись помещики по дальней чужеземщине».
Вот и выходит так, что поп довольствуется редкими медными пятаками:
Крестьянин сам нуждается, И рад бы дать, да нечего…
Закончив свою речь, священник уезжает, а спорщики накидываются на Луку с упреками. Они дружно обвиняют его в глупости, в том, что это только с виду показалось ему поповское жилье привольным, а глубже разобраться он не смог.
Что взял? башка упрямая!
Мужики, наверное, поколотили бы Луку, но тут, к его счастью, на изгибе дороги еще раз показывается «лицо попово строгое»…
Глава 2. Сельская ярмонка
Мужики продолжают путь, и дорога их идет через пустые деревни. Наконец они встречают седока и интересуются у него, куда пропали жители.
Ушли в село Кузьминское, Сегодня там и ярмонка…
Тогда странники принимают решение тоже отправиться на ярмарку – а вдруг именно там скрывается тот, «кто счастливо живет»?
Кузьминское – богатое, хоть и грязное село. В нем есть две церкви, училище (закрытое), грязная гостиница и даже фельдшер. Оттого богатая и ярмарка, а больше всего тут кабаков, «одиннадцать кабатчиков», и те не успевают налить всем желающим:
Ой жажда православная, Куда ты велика!
Вокруг много пьяных. Мужик бранит сломавшийся топор, рядом печалится дед Вавила, обещавший привезти внучке башмачки, но пропивший все деньги. Народ жалеет его, но помочь никто не может – у самих нет денег. По счастью, случается «барин», Павлуша Веретенников, он-то и покупает башмачки внучке Вавилы.
Торгуют на ярмарке и офени (книготорговцы), но спросом пользуются самые низкопробные книги, а также портреты генералов «потолще». Но автор надеется, что настанет то время, когда мужик:
Белинского и Гоголя С базара понесет?
К вечеру все напиваются так, что даже церковь с колокольней, кажется, шатается, и мужики покидают село.
Глава 3. Пьяная ночь
Стоит тихая ночь. Мужики идут по «стоголосой» дороге и слышат обрывки чужих разговоров. Говорят о чиновниках, о взятках: «А мы полтинник писарю: прошенье изготовили», слышатся женские песни с просьбой «полюбить». Один пьяный парень закапывает в землю свою одежду, уверяя всех, что «хоронит матушку». У дорожного столбика странники снова встречают Павла Веретенникова. Он беседует с крестьянами, записывает их песни и поговорки. Записав достаточно, Веретенников пеняет крестьянам, что они много пьют – «обидно поглядеть!». Ему возражают: пьет крестьянин в основном с горя, и грех это осуждать или тому завидовать.
Возражающего зовут Яким Нагой. Его историю Павлуша тоже записывает в книжечку. Еще в молодости Яким накупил сыну лубочных картинок и сам не меньше ребенка любил на них глядеть. Когда в избе случился пожар, он первым делом бросился срывать со стен картинки, и так сгорели все его сбережения, тридцать пять целковых. За сплавленный комок теперь ему дают 11 рублей.
Наслушавшись историй, странники усаживаются подкрепиться, затем один из них, Роман, остается у ведра водки за караульного, а остальные вновь смешиваются с толпой в поисках счастливого.
Глава 4. Счастливые
Странники ходят в толпе и просят явиться счастливого. Если такой появится и расскажет им о своем счастье, то его на славу угостят водкой.
Трезвые люди посмеиваются над такими речами, а вот из пьяных выстраивается немалая очередь. Первым приходит дьячок. Его счастье, по его словам, «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют мужики. Дьячка прогоняют, и является старуха, у которой на небольшой гряде «родилось реп до тысячи». Следующим счастья пытает солдат с медалями, «чуть жив, а выпить хочется». Его счастье в том, что как его ни мучили на службе, а все же он остался живой. Приходят также камнетёс с огромным молотом, крестьянин, который надорвался на службе, но все же еле живым доехал домой, дворовый человек с «дворянской» болезнью – подагрой. Последний хвастает тем, что сорок лет простоял за столом у светлейшего князя, лизал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино. Мужики прогоняют и его, ведь у них простое вино, «не по твоим губам!».
Очередь к странникам не становится меньше. Белорусский крестьянин счастлив тем, что здесь он ест досыта ржаного хлеба, ведь на родине хлеб пекли только с мякиной, и это вызывало страшные рези в животе. Мужик со скулой свороченной, охотник, счастлив, что выжил в схватке с медведем, в то время как остальных его товарищей медведи убили. Приходят даже нищие: они счастливы, что есть подаяние, которым они кормятся.
Наконец, ведро пустеет, и странники понимают, что так они счастья не доищутся.
Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!
Тут один из подошедших к ним людей советует «спросить Ермилу Гирина», ведь если и он счастливым не окажется, то нечего и искать. Ермила – простой мужик, заслуживший огромную любовь народа. Странникам рассказывают такую историю: когда-то у Ермилы была мельница, но за долги ее решили продать. Начались торги, мельницу очень хотел купить купец Алтынников. Ермила смог перебить его цену, но вот беда – денег, чтобы внести задаток, у него с собой не было. Тогда он попросил отсрочку в час и побежал на торговую площадь просить денег у народа.
И случилось чудо: Ермиле понесли деньги. Очень скоро необходимая для выкупа мельницы тысяча оказалась у него. А через неделю на площади было зрелище еще чуднее: Ермила «рассчитывал народ», деньги роздал все и честно. Остался только один лишний рубль, и Ермила до заката расспрашивал, чей он.
Странники недоумевают: каким же колдовством Ермила получил такое доверие народа. Им отвечают, что это не колдовство, а правда. Гирин служил писарем в конторе и никогда ни с кого не брал ни копейки, а советом помогал. Скоро скончался старый князь, а новый велел крестьянам выбирать бургомистра. Единогласно, «шесть тысяч душ, всей вотчиной» прокричали Ермила – хоть и молодой, а правду любит!
Только один раз «покривил душой» Ермила, когда не отдал в рекруты своего младшего брата, Митрия, заменив его сыном Ненилы Власьевны. Но совесть после этого поступка так замучила Ермилу, что вскоре он попытался повеситься. Митрия сдали в рекруты, а сына Ненилы вернули ей. Ермила же еще долго ходил сам не свой, «от должности уволился», а арендовал взамен мельницу и стал «пуще прежнего народу люб».
Но тут в разговор вмешивается поп: все это так, но идти к Ермиле Гирину бесполезно. Он сидит в остроге. Священник начинает рассказывать, как было дело: взбунтовалась деревня Столбняки, и власти решили позвать Ермилу: его народ послушает.
Рассказ прерывается криками: поймали вора и секут. Вором оказывается тот самый лакей с «благородной болезнью», и после порки он улепетывает так, будто полностью забыл про свою болезнь. Священник тем временем прощается, обещая закончить повествование истории при следующей встрече.
Глава 5. Помещик
На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика…
Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.
Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!
Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:
Проснись, помещик заспанный! Вставай! – учись! трудись!..
Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Он ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.
Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:
Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..
Часть 2
Последыш
На следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.
Странники дивятся: Дедушка! Что за чудной старик?
Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, пообещав, что после его смерти подарят деревне пойменные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:
Ипат сказал: “Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп – и весь тут сказ!”
А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и на воле им будет кто-то помыкать. Однажды он высказал барину все прямо, и того хватил удар. Очнувшись, он велел высечь Агапа, и крестьяне, чтобы не раскрыть обмана, повели его на конюшню, где поставили перед ним штоф вина: пей и кричи погромче! Агап в ту же ночь умер: тяжело было ему склониться…
Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня.
Часть 3
Крестьянка
“Не всё между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!”
С этими словами странники отправляются к Корчагиной Матрене Тимофеевне, губернаторше, красивой женщине 38 лет от роду, которая, однако, уже именует себя старухой. Она рассказывает о своей жизни. Тогда только и счастлива была, как росла в родительском дому. Но быстро промчалось девичество, и вот Матрену уже сватают. Суженым ее становится Филипп, пригожий, румяный и сильный. Он любит жену (по ее словам, всего один раз поколотил), но вскоре отправляется на заработки, а ее оставляет со своей большой, но чужой Матрене, семьей.
Матрена работает и на старшую золовку, и на строгую свекровь, и на свекра. Не было у нее в жизни радости, пока не родился старший сын, Демушка.
Во всей семье жалеет Матрену только старый дед Савелий, «богатырь святорусский», доживающий свою жизнь после двадцати лет каторги. На каторгу он попал за убийство немца-управляющего, не дававшего мужикам ни одной свободной минуты. Савелий много рассказывал Матрене о своей жизни, о «русском богатырстве».
Свекровь запрещает Матрене брать Демушку в поле: с ним она мало работает. За ребенком смотрит дед, но однажды он засыпает, и ребенка съедают свиньи. Через некоторое время Матрена встречает на могиле Демушки Савелия, ушедшего на покаяние в Песочный монастырь. Она прощает его и забирает домой, где старик вскоре умирает.
Были у Матрены и другие дети, но забыть Демушку она не смогла. Одного из них, пастушка Федота, однажды хотели высечь за унесенную волком овцу, но Матрена приняла на себя наказание. Когда она была беременна Лиодорушкой, ей пришлось пойти в город, просить вернуть забранного в солдаты мужа. Прямо в приемной Матрена и родила, а губернаторша, Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья, помогла ей. С тех-то пор Матрену и «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Но какое уж тут счастье?
Так говорит странникам Матренушка и добавляет: счастливую среди женщин они не найдут никогда, ключи от женского счастья потеряны, и где их найти, не знает даже Бог.
Часть 4
Пир на весь мир
В селе Вахлачина идет пир. Сюда собрались все: и странники, и Клим Яковлич, и Влас-староста. Среди пирующих сидят и два семинариста, Саввушка и Гриша, добрые простые парни. Они, по просьбе народа, поют «веселую» песню, потом приходит очередь для разных историй. Звучит история про «холопа примерного – Якова верного», который всю жизнь ходил за барином, исполнял все его прихоти и радовался даже барским побоям. Только когда барин отдал в солдаты его племянника, Яков запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки Яков его не простил и смог отомстить Поливанову: завез его, с отнявшимися ногами, в лес, а там повесился на сосне над барином.
Заходит спор о том, кто грешнее всего. Божий странник Иона рассказывает историю «о двух грешниках», о разбойнике Кудеяре. Господь пробудил в нем совесть и наложил на него епитимью: срубить в лесу огромный дуб, тогда простятся ему его грехи. Но дуб упал лишь тогда, когда Кудеяр окропил его кровью жестокого пана Глуховского. Игнатий Прохоров возражает Ионе: мужицкий грех все же больше, и рассказывает историю о старосте. Он скрыл последнюю волю своего хозяина, который решил перед смертью отпустить на волю своих крестьян. Но староста, соблазнившись деньгами, разорвал вольные.
Толпа подавлена. Поются песни: «Голодная», «Солдатская». Но настанет на Руси время и для добрых песен. Подтверждение тому – два брата-семинариста, Савва и Гриша. Семинарист Гриша, сын дьячка, уже с пятнадцати лет твердо знает, что хочет посвятить свою жизнь счастью народному. Любовь к матери сливается в его сердце с любовью ко всей вахлачине. Гриша идет по своему краю и поет песню о Руси:
Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!
И замыслы его не пропадут: судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». Гриша поет, и жаль, что его не слышат странники, ведь тогда бы они поняли, что уже нашли счастливого человека и могли бы вернуться домой.
Глава 1. Поп
Идут мужики вдоль берёзовой рощи по широкой дорожке, разных людей встречают по пути встречают. Больше всего крестьяне попадаются, солдаты, мастеровые, да нищий народ всякий малый. С ними мужики даже не заговаривают. Так видно, счастья у них не лишку.
Вечером на пути им попадается поп. Перегородили мужики попу дорогу, низко поклонились, да начали пытать его: «Сладка ли жизнь поповская?».
Священнослужитель долго думал, прежде чем заговорить в ответ, а потом промолвил, что на Бога роптать, конечно, грех, потому он просто опишет, как ему живётся, а они уже понимайте, как знаете, хороша ли у него жизнь.
По мнению попа, счастье может быть в трех вещах – покое, богатстве и чести. Что касаемо первого – покоя, то его у священника отродяся не бывало. Должность ему достаётся тяжело, а потом и служенье тоже не в радость. Ведь с кем он дело имеет? Сироты ревут, вдовы кричат, умирающие стонут. Какой уж тут душевный покой.
Что касаемо почёта, то и тут своё – каждый, кто остёр из народа, всякий на него внимание обращает, сказки да небылицы про него придумывают, анекдоты всякие про него самого, да про всё его семейство – и попадье, и детям поповским достаётся.
Богатство тоже дело переменное. В старые времена, когда попа уважали, да ценили, свадьбы пышные были, а умирать на родину приезжали, тогда и работы было у священников вдоволь. А теперь все разбрелись по чужбинам, потому и заработок в медные пятаки упёрся.
«Крестьянин сам нуждается, И рад бы дал, да нечего…»
Окончив свою речь, священник отправился по своим поповским делам дальше. Мужики же набросились на Луку, который говорил, что попу хорошо живётся. Начали мужики упрекать Луку и обвинять в глупости, ведь поповское житьё только на первый взгляд оказалось хорошим.
«Что взял? башка упрямая!»
Мужики захотели даже отлупить Луку за неправдивое высказывание о счастливой поповской жизни, но тут они заметили в конце дороги суровое лицо попа, и драка отменилась.
Суть
Семеро крестьян, случайно встретившихся на дороге, пытаются найти ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Каждый мужик высказывает свою догадку. В список вошли почти все сословия, начиная с духовенства и заканчивая российским императором. Не сумев найти консенсуса, герои решают отправиться в путешествие и спросить ответ лично у представителя каждого сословия.
Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.
В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.
Тест «Кому на Руси жить хорошо»
Похожие записи:
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
- И.С. Тургенев «Муму» «Муму» И.С. Тургенева: читать рассказ ОНЛАЙН без регистрации. Произведение полностью….
- П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…
- О труде пословицы и поговорки Пословицы и поговорки о труде как средство трудового воспитания малышей….
Пир на весь мир
По всему селу Вахлачина разгулялся пир. Все сбежались сюда: и странники, и Клим Яковлевич, и Влас-староста. Даже два учащихся из семинарии Саввушка и Гриша – добрые ребята, тоже пришли сюда. Народ попросил их выступить с весёлой песней, в чём они не отказали.
Подошла пора рассказывать истории. Все слушают историю про «холопа примерного – Якова верного», всю жизнь проходившего за барином, исполнявшего каждую прихоть. Радовался всему, даже барским побоям.
Когда пришла пора отдавать в солдаты племянника Якова, тот запировал. И даже, вернувшись назад в барский дом, Яков имел злость на барина. А в своё время даже отомстил ему – завёз барина, у которого отнялись ноги, в лес и сам над ним повесился на сосне.
Крестьяне заспорили, кто самый грешный. Божий странник Иона поведал историю о двух грешниках и разбойнике Кудеяре. Благодаря Господу у него проснулась совесть и должен он был срубить дуб, огромный-огромный, тогда ему грехи и отпустятся.
Но дуб лишь тогда и упал, когда Кудеяр пролил кровь злого пана Глуховского.
Прохоров Игнатий спорит с Ионой – дескать мужицкий грех самый большой. Его история была о старосте, который не огласил последнюю волю хозяина. А хозяин велел освободить своих крестьян. Но староста не хотел упускать деньги и порвал вольные.
Собравшиеся удручены. Звучат песни: «Голодная», «Солдатская». Придёт время и для других, добрых песен. Например, два семинариста, братья Савва и Гриша. Гриша – сын дьячка, с возраста 15 лет уже решил посвятить жизнь свою ради счастья народного. Своё село Вахлачина он любит, как родную мать. Парень поёт песню о Руси:
«Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь!»
Не пропадут его помышления: Грише уже заготовлена судьба – славный путь, да громкое имя народного заступника, чахотка и Сибирь. А пока парень поёт свои песни. Но странники его, к сожалению, не слышат. Иначе бы поняли, кому на Руси жить хорошо, и вернулись бы домой с правильным ответом.
Заключение
История заканчивается на этом самом месте. Вернее даже не заканчивается, а обрывается. Некрасов умер, и мы никогда не узнаем продолжения сказа, кому на Руси жить хорошо.
Но сохранившиеся и опубликованные части уже можно понять, что и в послереформенной Руси были мучения, прежде чем люди научились жить по-новому. Проблемы, раскрытые автором в поэме, показали, что самое великое счастье у мужика было – ведро водки. Многие проблемы актуальны и по сей день, поэтому поэма популярна, а цитаты из неё многие даже используют в разговорной речи.
То, как автор задумал и осуществил описание поэмы, похоже на приключенческий роман, что делает чтение поэмы лёгким и увлекательным.
Здесь мы представили лишь краткий пересказ «Кому на Руси жить хорошо». Если кому понравится сюжетная линия, кто захочет познакомиться с произведением и главными героями поближе, то обязательно прочитайте полную версию поэмы.
Последыш
На другой день мужики прибыли к берегу Волги, прямо на сенокос попали. Лишь стоило им заговорить с местными крестьянами, как услышали музыку, а к берегу подплыло три лодки. В них дворянская семья – два барина с супругами, их малыши, да прислуга. И ещё один старенький барин. Старичок оглядел покос, все ему до земли поклонились. У одного стога старик задержался, велев его разметать – ведь сено ещё в нём не досохло. Хоть стог выглядел вполне сухим, но приказ старика быстро выполнили, стог раскидали.
«Странники дивятся: Дедушка! Что за чудной старик?»
Оказалось, что этот старик не кто иной, как сам князь Утятин. Местные называют его Последышем. Когда князь Утятин узнал об отмене крепостничества, то его хватил удар, и он слёг.
Княжеские сыновья вынуждены были отказаться от помещичьих идеалов и потерять своё наследство. Они сильно испугались и подговорили крестьян подыграть им, чтобы никто и вида не показал об отмене крепостного права. А старику донесли, что указ об отмене крепостничества вернули назад, и что всё остаётся, как и было прежде. Это вернуло старика на ноги. И до сих пор так все продолжают его обманывать. А дворовому Ипату даже нравится разыгрывать такую комедию.
«Ипат сказал: “Балуйтесь вы! А я князей Утятиных Холоп – и весь тут сказ!”»
Но вот только Агапу Петрову никак не нравится такое положение дел. Ему противно, что сейчас он получил волю, а им продолжают командовать. Он даже высказался однажды барину об этом, того снова свалило от удара. Когда же пришёл в себя, приказал отхлестать Агапа.
Крестьяне не хотели ослушиваться, увели Агапа в стойло, налили ему вина и велели орать, будто его розгами лупят. Но от такой несправедливости Агап в ту же ночь скончался.
Мужики приглашены на пир к Последышу. Хозяин произносит речь о пользе крепостничества. Потом он укладывается спать в лодки, засыпает под песни мужиков. Но сон переходит в вечный. Жители деревни Вахлаки с облегчением вздыхают. Но суд по передаче им сенокосных лугов продолжается и по сей день.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 4. Счастливые
Мужики бродят сквозь толпу и зовут счастливого. Кричат, если такой объявится, то они ему взамен за его рассказ о своём счастье, напоят его водкой вдоволь.
Те, кто трезвый, смеются над таким объявлением, а те, кто уже пьяные, в очередь выстроились. И таких много насобиралось.
Первый подходит дьячок. У него счастье «в благодушестве» и в «косушечке», которую нальют ему мужики.
Дьячка выгнали, за ним пристроилась старуха, у которой на маленькой грядке аж целых тысяча реп наросло.
Следующим встал солдат, обвешанный медалями. Он уже еле на ногах держится, а выпить страсть как хочется. Счастье у него, что живой остался после мучений на службе.
Потом в очереди был камнетёс с огромным молотом в руках, затем надорвавшийся по службе крестьянин, еле живой до дома добрался, следующий – дворовый человек с подагрой. Далее подошёл хвастун, лет сорок простоявший у стола князя и подлизывающий его тарелки, а также допивающий изо всех рюмок заграничное вино.
Мужики выгнали последнего, ведь у них – то вино простецкой, а не к которому он привык — «не по твоим губам!».
Очередь «счастливых» людей никак не заканчивалась. Крестьянин — белорус доволен, что здесь он досыта ест ржаной хлеб, а на родине ел только с мякиной, отчего у него живот шибко пучило и резало.
Следующим «счастливчиком» заявил себя мужик со свёрнутой скулой. Он выжил в схватке с разъярённым медведем, остальные же его товарищами были убиты медведями.
Также к мужикам подходили нищие, которые счастливы, что им дают милостыню и подаяние, и они благодаря этому могут кормиться.
Водки уже не осталось в ведре, а настоящего счастливого человека мужики так и не нашли.
«Эй, счастие мужицкое! Дырявое, с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!»
Наконец кто-то советует спросить у Ермилы Гирина, так как кроме него счастливых-то людей и нету.
Ермила – простой мужик, весь народ к нему тянется и любит его. Мужикам ведают следующую историю:
Давно как-то была у Ермилы собственная мельница, но ему пришлось её продать, чтобы рассчитаться с долгами. Мельницу стали торговать. Купец Алтынников решил, было, купить мельницу, да Ермила перебил его ставку, хотя у него денег не было. Тогда он отложил торги и побежал на площадь попросить денег у людей.
Какое-то чудо свершилось, ему понесли деньги, и вскоре нужная сумма собралась. А через неделю он уже насобирал денег, чтобы раздать долги. Собрал народ и начал раздавать, что назанимал. Только один рубль остался. Долго Ермил допытывал у всех, чей рубль.
Мужикам было удивительно, как это Ермилу люди доверили, что собрали для него денег. Но это было правдой без доли колдовства.
Гирин – служащий писарь, работал в конторе, денег ни с кого не брал, а помогал всем советами. Когда старый князь умер, вновьзаступивший князь организовал выборы бургомистра. Все жители вотчины закричали, что нужно выбирать Ермила – честного молодого человека.
Единожды только Ермил смухлевал, отправив в рекруты вместо своего младшего брата, Митрия, сына Ненилы Власьевны. После этого Ермил не мог найти себе места от угрызения совести, даже хотел повеситься. После этого служивых заменили – Ненилу отправили домой, а Митрия отдали в рекруты. Этот случай ещё долго не давал покоя Ермилу, от должности своей самоустранился, взял в аренду мельницу и стал ещё усерднее трудиться и заслуживать признание и любовь народа.
Внезапно к разговору подговорился поп, что к Ермилу Гирину тоже бесполезно обращаться по вопросу о счастье, так как он в остроге. Поп начал ведать, что случилось (а приключился бунт в деревне Столбняки, и решили позвать Ермола, к которому народ прислушивался завсегда). Но тут рассказ попа оборвался криками – народ поймал вора – с «благородной болезнью», и сейчас его сильно высекли. После взбучки, которую он получил за дело, вор удирает, забыв про все болячки.
Поп уходит, попрощавшись, но обещав продолжить свой рассказ в следующий раз.
Глава 5. Помещик
Путь мужиков продолжался. Шли они дальше на поиски, кому на Руси жить хорошо. И встретился им на пути помещик Гарил Афанасьич Обота-Оболдуев, который сначала напугался мужиков, спутав их с разбойниками. Но когда разобрался, что им от него надо, рассмеялся и стал рассказывать про своё житьё-бытьё.
Он из дворянского рода татарина Оболдуя, который ради потехи императрицы согласился, чтобы его ободрал медведь. За это получил в награду сукно.
Потом история Оболт-Оболдуева продолжалась уже печально, что раньше-то было привольно, всё ему принадлежало, и крестьяне ему преклонялись.
«Закон – мое желание! Кулак – моя полиция!»
Любили его все дворовые люди, подарками задаривали, за отца родного почитали. Но прошли времена, жизнь изменилась – землю и крестьян у помещика отняли. Леса вырубают, всё разоряют, усадьбы сносят, заменяя питейными домами. Да и грамота уже никому не требуется. Помещикам же новый указ теперь:
«Проснись, помещик заспанный! Вставай! – учись! трудись!..»
А трудиться же они, помещики, не привыкшие. Они по-другому жить научены. После этих слов помещик зарыдал навзрыд, чем сильно растрогали добродушных мужиков, которые сразу подумали:
«Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Фольклор и язык
Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:
Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..
В повествование вплетено огромное количество народного юмора. Например, Некрасов описывает, как один странник на его памяти учил девушек пению, но лишь потом выяснилось, что он просто их «перепортил». А про смерть человека его герои рассказывают так:
«сто дней хирел да сох»
В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.
Крестьянка
«Не всё между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!»
Надоело путникам искать счастливого среди мужиков, кому на Руси жить хорошо. Направились они к Матрёне Тимофеевне Корчагиной – женщине красивой и статной, в должности губернаторши, от роду 38 лет, но себя она считает уже старухой.
Из её рассказа, счастлива она была тогда, когда жила ещё в родительском доме. Но детство, а потом и девичество прошло быстро, девицу Матрёну сосватали за Филиппа – молодца румяного, да сильного. Любил он Матрёну здорово, побил всего один раз. Но вздумалось ему уехать на заработки. Матрёна же осталась в его большой и чужой для неё семье.
Приходится Матрёне вкалывать на старшую сестру мужа, да на суровую свекровь и свёкра. Радость обрела лишь с рождением сына Дёмушки.
Только старый дед Савелий проявляет к Матрёне сожаление, да сочувствие, остальные не больно доброжелательны к невестке. Старик – бывший каторжник с 20-летним стажем, наказан был за убийство немца, который служил управляющим и замаял мужиков работой. Много рассказывал Матрёне про свою богатырскую жизнь.
Свекровь же Матрёну заставляет работать много, даже не велит брать Дёмушку в поле, чтобы она не отвлекалась там на сына. За Дёмушкой следит дед. Но в один день старик уснул, и Дёмушку съели свиньи.
Однажды Матрёна на Дёмушкиной могилке встречает деда Савелия, который к этому времени ушёл в монастырь. Невестка прощает деда и забирает домой, где он вскоре засыпает вечным сном.
Хотя у Матрёны нарожались и другие детки, но Дёмушку – первенца она забыть не смогла, и горе её по нему не притупилось со временем.
Один их детей Матрёны – пастушок Федот был приказан к розге за то, что не уследил за овцами – одну утащил волк. Но Матрёна взяла вину на себя.
Будучи беременной Лиодорушкой, Матрёна отправилась в город, чтобы попросить о муже, которого забрали в солдаты. Там прямо в приёмной Матрёна и родила. В родах ей помогала сама губернаторша Елена Александровна. За неё теперь вся семья молится.
С того дня Матрёну прозвали «губернаторшой» и «счастливицей». Да разве в этом счастье-то?
После своего рассказа Матрёнушка сказала, что среди женщин счастливую путники никогда не сыщут, потому как не существует ключей от женского счастья, и даже Богу не известно, в чём женское счастье.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
🗹