«Князь Серебряный» краткое содержание романа Толстого – читать пересказ онлайн


Другие персонажи

Малюта Скуратов – любимый опричник и помощник Ивана Грозного.

Максим Скуратов – 17-летний сын Малюты, противник опричнины.

Федор Басманов – опричник, фаворит Ивана Грозного.

Борис Федорович Годунов – боярин, доверенное лицо Ивана Грозного.

Афанасий Иванович Вяземский – глава опричников, любимец царя.

Перстень – отважный атаман разбойников.

Коршун – старый разбойничий атаман.

Михеич – стремянный князя Серебряного и его воспитатель.

Мельник – местный знахарь и колдун.

Онуфревна – старая мамка Ивана Грозного.

История создания

Источником вдохновения для писателя период правления императора Николая I, которое тяжело воспринималось интеллигенцией того времени, как время тирании. В образах людей шестнадцатого века писатель хотел отобразить ту ситуацию, которую видел вокруг себя с жестоким государем, окружающими его подлыми прихлебателями и безмолвным народом, страдающим от произвола.

Работа над романом «Князь Серебряный» началась в сороковых годах. В 1850 году Толстой уже зачитывал отрывки первые отрывки Гоголю. Точная дата окончания работы неизвестна, Толстой не спешил как с написанием, так и публикацией своего творения, опасаясь цензуры. Только после того, как императором стал Александр II, писатель решился представить свой роман широкой публике. В 1861 году «Князь Серебряный» был публично зачитан в Зимнем дворце, а в 1862 году опубликован без купюр.

История написания романа «Князь Серебряный» включает в себя и другие интересные факты:

  • В качестве исторического источника автор использовал знаменитый научный труд Н.М. Карамзина «История государства российского», поэтому многие детали и ситуации, изображенные в книге, имеют подтверждение.
  • Чтобы изобразить историю того периода с нескольких углов зрения, писатель использовал «Сказания князя Курбского» — сборник писем опального дворянина, который открыто выступал против Ивана Грозного и критиковал его методы правления.
  • Роман «Князь Серебряный» стал одной из первых книг в России, которые вышли с иллюстрациями.
  • Императрице очень понравился роман, и она удостоила автора ценного подарка — золотого брелка в форме книги.
  • Толстой старался по возможности смягчить исторические подробности из летописей и писем, чтобы не травмировать читателя описаниями кровавых событий. В предисловии он писал:

При чтении источников книга не раз выпадала у автора из рук, и он бросал перо в негодовании, не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования. Это тяжёлое чувство постоянно мешало необходимой в эпическом сочинении объективности и было отчасти причиной, что роман, начатый более десяти лет назад, окончен только в настоящем году.

Краткое содержание

Предисловие

Своей задачей автор видит изображение в романе «целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия».

Глава 1. Опричники

Летом 1565 года «молодой боярин князь Никита Романович Серебряный» возвращается в родную деревню Медведевку после пятилетнего пребывания в Литве, где он тщетно пытался «подписать мир на многие лета» с королем Жигимонтом.

Неожиданно на деревню нападают опричники, которых князь принимает за разбойников. Ему удается отбить нападение, и от местных жителей он узнает, что опричники – это «люди царские», которым сам царь разрешил «грабить да обдирать» простой народ.

Глава 2. Новые товарищи

Князь дает распоряжение своим воинам везти пленных опричников к губному старосте, а сам вместе со стременным Михеечем держит путь дальше. В лесу на них нападают уже настоящие разбойники, но князя и его спутника спасают от верной гибели Ванюха Перстень и Коршун – пленники опричников, которых князь отпустил на волю.

Глава 3. Колдовство

Князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника. Ночью к хозяину приходит глава опричников – князь Афанасий Вяземский, который требует у «колдуна» приворотное зелье для своей зазнобушки.

Глава 4. Дружина Андреевич и его жена

Женой боярина Дружины Андреевича Мороза была первая московская красавица – «двадцатилетняя Елена Дмитриевна». Девушка была вынуждена выйти замуж за старого, но доброго боярина, поскольку опасалась настойчивого в своей страсти князя Вяземского. Сама же Елена любила князя Серебряного, и даже пообещала стать его женой, но тот надолго задержался в Литве.

Глава 5. Встреча

Елена сидит в саду с девушками. Неожиданно за частоколом появляется лихой всадник – князь Серебряный. Заметив «на голове Елены жемчужный кокошник» Никита Романович бледнеет – его возлюбленная замужем.

Глава 6. Прием

Князь Серебряный заходит в покои Морозова. Тот «знал князя еще ребенком, но они давно потеряли друг друга из виду». Тем временем входит Елена Дмитриевна, но при виде возлюбленного она не в силах совладать с собой, и ее волнение замечает супруг.

Боярин рассказывает гостью о доносах, опричнине и страшных казнях. Узнав, что Серебряный направляется в Александровскую слободу к царю, Морозов отговаривает его от этой поездки, которая сулит молодому князю смерть. Однако Никита Романович отправляется в путь.

Глава 7. Александрова слобода

По дороге в Слободу князь наблюдает картину страшных перемен. На месте церквей и роскошных хором теперь повсюду виселицы и плахи, процветает нищета да разбой, а от опричников честному люду житья совсем нет.

На царском дворе Никита становится жертвой медведя, которого ради потехи натравил на него фаворит Ивана IV – молодой Федор Басманов. От верной смерти спасает князя юный Максим Скуратов, сын Малюты.

Перед встречей с царем Серебряный «приготовился ко всему и мысленно прочитал молитву».

Глава 8. Пир

Никита Романович ожидает царского гнева за то, что повязал его опричников в родном селе. Однако тот проявляет свою милость к князю, поскольку еще не знает о его бесчинстве.

За столом Иван Грозный рассказывает Вяземскому сказку, тем самым намекая на свое разрешение отобрать силой у Морозова Елену.

Глава 9. Суд

Тем временем царю докладывают о событиях в Медведевке. Узнав о самоуправстве Серебряного, разгневанный Иван IVсобирается немедля казнить его. И только один опричник – Максим Скуратов – заступается за князя. Царь успокаивается и, вспомнив, что Никита всегда проявлял себя как «добрый слуга», отменяет казнь.

Глава 10. Отец и сын

Впечатленный поступком Серебряного, который царских опричников «за душегубство разбил и не заперся перед царем в своем правом деле», Максим Скуратов решает оставить отца и отправиться «куда глаза глядят».

Глава 11. Ночное шествие

У царя еще жива была его мамка – Онуфревна, которой шел «чуть ли не десятый десяток». В силу своего возраста и особого положения она без страха укоряет царя в совершенных им грехах. Иван Грозный видит перед глазами «картину будущего возмездия» и пугается своей участи. Подняв с постели всю свою челядь, он отправляется в церковь служить заутреню.

Глава 12. Клевета

На следующее утро царь стыдится своих ночных страхов, и решает «карать по-прежнему изменников и предавать смерти злодеев своих, хотя были б их тысячи».

Меж тем Малюта, который уже не в силах терпеть бесконечные издевательства со стороны жестокого царевича Иоанна, решает ему отомстить за все обиды. Он клевещет Ивану Грозному на сына, и тот приказывает убить его во время охоты.

Глава 13. Ванюха Перстень и его товарищи

В лесу собирается шайка разбойников, среди которых – Коршун и Перстень. Они принимают в свои ряды мужчину, чью семью вырезали опричники, да молодого неповоротливого силача Митьку, у которого опричники «нявесту взяли».

Глава 14. Оплеуха

В разговоре с Годуновым Серебряный не понимает, как тот, видя всю несправедливость правления царя, не скажет ему об этом. На что Годунов отвечает, что «хорошо стоять за правду, да один в поле не воевода».

Прибегает Михеич, и рассказывает, что Малюта с опричниками куда-то везут плененного царевича. Серебряный немедля бросается в погоню. Догнав Малюту, он дает ему оплеуху и вступает в бой. Вскоре ему на подмогу приходят разбойники. Вместе им удается одолеть опричников и спасти от смерти царевича, однако Малюте удается сбежать.

Глава 15. Поцелуйный обряд

В доме Морозовых под благовидным предлогом появляется Вяземский со свитой. Морозов устраивает пир. Он подозревает Елену в измене, но не знает точно, кто его соперник. Чтобы подтвердить свою догадку, Морозов затевает «поцелуйный обряд». Когда князь поцеловал Елену, «она задрожала как в лихорадке, ноги под ней подкосились».

Глава 16. Похищение

По окончанию пира Морозов упрекает Елену в измене и напоминает «о наказании за прелюбодейство». Неожиданно в опочивальню врывается Вяземский с верными опричниками и похищает Елену, а после поджигает все «крыши людских служб». Однако Серебряный успевает сильно ранить Вяземского, но сам оказывается в плену у его опричников.

Глава 17. Заговор на кровь

Вяземский без устали скачет всю ночь, чтобы успеть «перевезть Елену в свою рязанскую вотчину». От нанесенных ран он теряет сознание и падает на землю, а перепуганную Елену конь относит к мельнику.

Тот быстро «смекнул, в чем дело»: узнав коня Вяземского, он понял, кем является и девушка. Он едва успевает спрятать Елену, как возле его дома появляются всадники с раненным Вяземским. Мельнику удается остановить кровь из страшных ран князя, и направить незваных гостей на постоялый двор.

Глава 18. Старый знакомый

На следующее утро у мельника появляется Михеич и просит у него совета – как освободить Серебряного, постоявшего за правду. Мельник показывает ему дорогу к разбойничьему логову, и намекает на некую жар-птицу, за которую «выручку пополам» нужно будет разделить.

Глава 19. Русский человек добро помнит

Отыскав пристанище разбойников, Михеич просит о помощи Перстня и Коршуна. К ним присоединяется и Митька, и вместе они отправляются в Слободу – вызволять Серебряного из темницы.

Глава 20. Веселые люди

Во время соколиной охоты царь натыкается на слепых сказочников, которым удается развеселить царя. Он приказывает им отправляться в царские палаты и ждать его возвращения, а сам продолжает охоту.

Глава 21. Сказка

При встрече с царем Онуфревна говорит, что присланные им сказочники весьма подозрительны. Ей кажется, «что они недоброе затеяли», и царю следует быть с ними очень осторожным.

Слушая сказки слепцов, Иван Грозный притворяется спящим. Коршун решается воспользоваться этим и забрать тюремные ключи, лежавшие возле царя.

В этот момент царь открывает глаза и зовет стражу. Опричники хватают Коршуна, но Перстню удается сбежать. Он спешит к тюрьме и силой увозит князя.

Глава 22. Монастырь

Максим Скуратов, покинув отчий дом, приезжает в монастырь. Он исповедуется, и просит у Господа прощения за свою нелюбовь к царю и непочтение к родному отцу.

Глава 23. Дорога

Недолго погостив в монастыре у доброго игумена, Максим пускается в путь. Дорога его лежит через лес, где вскоре на него нападают разбойники.

Глава 24. Бунт станичников

Разбойники, узнав о том, что их любимец Коршун оказался в царской неволе, поднимают бунт. Они требуют, чтобы Перстень передал свое атаманство князю Серебряному, и тот повел их в Слободу для разбоя.

Увидев связанного Максима, князь убеждает разбойников отпустить юношу, поскольку он «такой же враг опричнине», как и все они. Вместо похода на Слободу он убеждает станичников идти на татар – уничтожать «басурманское племя».

Глава 25. Приготовление к битве

Перстень делится с Серебряным своим хитрым планом, как перерезать татар. Зная находчивость разбойничьего вожака, князь «дал ему действовать по его мысли».

Глава 26. Побратимство

Максим благодарит князя Никиту за спасение и признается ему в искренней симпатии к нему. Перед боем с татарами он просит князя побрататься «по древнему христианскому обычаю», и побратимы обмениваются нательными крестами.

Благодаря хитрой выдумке Перстня разбойникам поначалу удается уложить немало татар, но силы слишком неравны. Лишь благодаря вовремя подошедшему на помощь войску Федора Басманова удается победить врага. На поле брани погибает Максим.

Глава 27. Басманов

В честь победы над татарами Басманов устраивает пир. Сам же он представляет собой «странную смесь лукавства, надменности, неизнеженного разврата и беспечной удали». Он удивляется, узнав, что Серебряный решает вернуться к царю и отдать себя в его милость.

Глава 28. Расставание

С Серебряным отправляется в Слободу и часть разбойников, остальные же, во главе с Перстнем и Митькой, решают примкнуть к Ермаку.

Глава 29. Очная ставка

«С неделю после поражения татар» царь принимает Басманова, который хочет присвоить только себе все лавры победителя. Желая оклеветать царского любимца – князя Вяземского, Басманов обвиняет того в колдовстве.

К царю приходит Морозов и просит вызвать Вяземского, и тот соглашается на очную ставку. Иван Грозный решает – пусть противники судятся «судятся судом божиим» и бьются на Слободе при свидетелях. Тот, кто проиграет, будет казнен.

Глава 30. Заговор на железо

Опасаясь, что победа будет за сильным и крепким еще Морозовым, Вяземский едет к мельнику, чтобы сделать «чрез колдовство удары свои неотразимыми».

Подъезжая к мельнице, он, никем не замеченный, застает Басманова. Тот просит у мельника травы, чтобы войти «опять в царскую милость».

Заговорив саблю, по просьбе Вяземского мельник начинает ворожить и видит картины страшных казней.

Глава 31. Божий суд

В день поединка на площади встречаются два противника – Вяземский и Морозов. Ослабленный недавними ранами, Вяземский падает с коня, и просит заменить его другим воином. Это против правил, но Иван Грозный разрешает ему выставить вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается от битвы с наймитом. Из толпы выходит Митька, чтобы «за правду постоять». Он отказывается биться на саблях и оглоблей убивает Хомяка.

Глава 32. Ладанка Вяземского

Царь обвиняет Вяземского в колдовстве против себя. Он приказывает бросить бывшего любимца в темницу и привести для дачи показаний мельника.

Глава 33. Ладанка Басманова

На страшном допросе Вяземский не произносит ни слова «из гордости, из презрения или потому, что жизнь ему опротивела». Басманов рад, что его главный соперник оказался в опале. Он еще не знает, что пойманный мельник под пытками рассказал о желании Басманова «государское здоровье испортить».

Глава 34. Шутовской кафтан

Морозов получает приглашение прибыть к царскому столу, где Иван Грозный предлагает ему сесть ниже Годунова. Морозов с гневом отказывается. Присутствующие ожидают, «как проявится царский гнев».

Царь приказывает надеть на Морозова шутовской кафтан и тем самым принародно унизить его. На законных права шута высказывает ему в лицо все, что думает о нем и методах его правления.

Иван Грозный приказывает бросить Морозова в темницу и «не пытать, чтобы не издох до времени».

Глава 35. Казнь

В день общей казни «на большой торговой площади, внутри Китай-города» собирается народ, строятся страшные пыточные орудия. Царь представляет на обозрение публике Морозова, Вяземского, Басманова, мельника, Коршуна – страшных преступников, «которые хотели предать врагам государство». Всех осужденных пытают и казнят.

Глава 36. Возвращение в Слободу

Ужаснув Москву жестокими казнями, «царь захотел явиться милостивым и великодушным» и выпустил на волю всех осужденных.

Тем временем у Годунова появляется Серебряный – «опальник государев, осужденный на смерть». Ему не остается ничего другого, как объявить царю о возвращении опального князя.

Глава 37. Прощение

Никита Романович поясняет царю, что был уведен из тюрьмы мимо воли. Также он рассказывает о победе над татарами и просит милости для разбойников, которые теперь хотят служить царю, но только не в рядах опричников.

Серебряный, невзирая на заманчивое предложение царя, также отказывается служить ему среди опричников. Тогда Иван Грозный назначает его воеводой сторожевого полка, в который определены все его разбойники.

Глава 38. Выезд из Слободы

Верный Михеич рассказывает князю, как на мельнице нашел Елену Дмитриевну. Девушка отказалась ехать на вотчину Морозова, и Михеич по ее просьбе «оставил на руках у игуменьи» женского монастыря.

Узнав об этом, Серебряный просит слугу скакать во весь опор в монастырь и умолять Елену не совершать пострига до встречи с ним.

Глава 39. Последнее свидание

Князь уже предвкушает счастливую жизнь рядом с любимой, но вернувшийся Михеич сообщает, что нет более Елены Дмитриевны, а «есть только сестра Евдокия» – Елена успела постричься в монахини.

В глубокой печали князь отправляется в монастырь, чтобы проститься с Еленой. Его единственным утешением становится «сознание, что он в жизни исполнил долг свой», и не совершил ни одной подлости.

Глава 40. Посольство Ермака

По прошествии многих лет Иван Грозный по-прежнему продолжает казнить «самых лучших, самых знаменитых граждан». Однако власть его ослабевает: на границах царь все чаще терпит поражения, и только на востоке его владения расширяются благодаря стараниям Ермака и Ивана Кольца, бывшего разбойничьего атамана по прозвищу Перстень.

Годунов, ставший «шурином царевича Федора», с каждым годом набирает силу при дворе. Но невиданная царская милость не придала Годунову «ни надменности, ни высокомерия».

Князь Серебряный семнадцать лет тому назад был «убит татарами, и вся его дружина вместе с ним полегла».

Князь Серебряный

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.
Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный даёт ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашённый ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчётом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощёчину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжён Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Пленённый татарин ведёт их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удаётся смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношёрстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царёва приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побеждённый будет казнён. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застаёт, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Проблемы

Проблематика произведения «Князь Серебряный» не менее интересна. Если Вы считаете, что чего-то не хватает, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Социальное неравенство
    – Толстой показывает то, как страдает простой народ, погрязший в бедности, в то время как царь со своими приближёнными проводит время в пирах и увеселениях, даже не задумываясь над несправедливостью такой ситуации. Однако писатель показывает, что, несмотря на материальное неравенство, общество ещё не разделилось на две враждебные части, поэтому боярин Морозов и воевода Серебряный, отстаивая справедливость и думая о благе страны, находят общий язык с простыми людьми, которые стремятся к тому же.
  2. Опричнина
    – опричники в романе представлены исключительно в отрицательном свете. Грубые, жадные и невежественные мерзавцы, которые думают исключительно о собственном благополучии, и ради своих корыстных интересов не гнушаются никакими средствами. Опричники, по мнению писателя, олицетворяют собой деспотизм, в который вырождается царская власть.
  3. Абсолютная монархия
    – Толстой, никак не высказываясь прямо против монархии, тем не менее, показывает нам на примере Грозного, что бывает, когда государь начинает руководствоваться не мыслями о всеобщем благе и законами, а собственной прихотью. По мнению писателя, закон и справедливость должны стоять у добросовестного правителя превыше всего.

Жанр и направление

«Князь Серебряный» создавался в пограничный для русской литературы период перехода от романизма к реализму, а потому впитал черты, свойственные обоим этим направлениям. Значительную роль играет романтическое начало. Разберем основные черты романтизма:

  1. Главный конфликт всего произведения заключается в противостоянии высокоморального индивида и порочного общества. В итоге у главного героя не получается ни изменить несправедливый порядок вещей, ни смириться с ним, а потому он вынужден покинуть общество и удалиться в далёкие края, куда ещё не проникла порочная цивилизация.
  2. Автор избрал для своего творения типичные для романтизма декорации: исторический контекст, а в финале — экзотические пейзажи.
  3. Образ главного героя-бунтаря соответствует канонам романтизма.

Однако элементы реализма придают конфликту неоднозначность: образы, созданные писателем, неоднозначны и максимально приближены к реальности. В итоге в романе отсутствует деление на чёрное и белое, читатель может сам выбрать, чью сторону принять и каким героя сопереживать. Кроме того, Толстой изобразил реальные исторические подробности и проделал длительную архивную работу, чтобы достоверность не пострадала.

Жанр произведения «Князь Серебряный» можно определить, как исторический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц. События разворачиваются на фоне масштабных и важных событий. Сюжет плотно переплетён с реальной историей, в описываемых в романе событиях принимают активное участие реальные исторические лица, используются названия реальных мест и явлений.

Основная идея

Роман «Князь Серебряный» представляет собой качественную, красиво оформленную зарисовку из жизни средневековой России, которая оказала огромное влияние на читающую публику девятнадцатого века и надолго определила, в каком ключе люди воспринимали эпоху Ивана Грозного и во многом продолжают воспринимать до сих пор. Смысл романа «Князь Серебряный» заключается в призыве к русскому народу всех времен: нужно сохранять собственное достоинство и выступать против несправедливости, даже если война за свободу кажется обреченной на провал. Только борьба за свои права может улучшить ситуацию: если не сейчас, то долгосрочной перспективе.

Рассказывая о шестнадцатом веке, Алексей Толстой рассуждал и о той России, в которой он жил, говорил о её проблемах и выражал беспокойство о судьбе страны, в которой он жил. Рассказ о Средневековье — лишь форма для идеи, которую нельзя было выразить прямо в 19 веке. Главная мысль романа «Князь Серебряный» заключается в вырождении монархии как формы правления: она превращается в тиранию и губит страну, как только престол занимает жестокий и недальновидный человек, а такое в истории случалось нередко.

Ссылки

  • Поэмы Грешница (1858) • Иоанн Дамаскин (1859) • Алхимик (1867) • Сон Попова (1873) • Портрет (1874) • Дракон (1875)
    Драматургия Фантазия (1850) • Дон Жуан (1862) • Смерть Иоанна Грозного (1865) • Царь Фёдор Иоаннович (1868) • Царь Борис (1870) • Посадник (1871)
    Проза Семья вурдалака (1839, на фр.

    ) • Встреча через триста лет (1839,
    на фр.
    ) • Благовест (
    на фр.
    ) • Упырь (1841) • Волчий приёмыш (1843) • Амена (1846) •
    Князь Серебряный (1862)

    Публицистика Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866) • Проект постановки на сцену трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» (1868)
    Библиография Алексея Константиновича Толстого

Примечания

  1. [dic.academic.ru/dic.nsf/litheroes/237/%D0%9A%D0%9D%D0%AF%D0%97%D0%AC КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ]
  2. [az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/text_0220.shtml Lib.ru/Классика: Толстой Алексей Константинович. А. К. Толстой: краткая летопись жизни и творчества]
  3. ? 123
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Князь Серебряный» Повесть времен Иоанна Грозного. Соч. гр. А.К. Толстого, 2 тома. С.-Петербург, 1863 Впервые опубликовано: «Современник», 1863, № 4.
🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: