Главные герои повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» — характеристика и образы


Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.

«Кавказский пленник» — читательский дневник по рассказу Л. Толстого

Рассказ-быль Льва Толстого «Кавказский пленник» был впервые опубликован в 1872 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор:

Лев Николаевич Толстой
Название произведения:
«Кавказский пленник»
Жанр:
рассказ
Год написания:
1872
Издательство:
ИскательПресс
Год издания:
2014

Главные герои и их краткая характеристика

Жилин. Русский офицер. Храбрый, смелый, добрый, умелый, ласковый, настойчивый. Костылин. Русский офицер. Трусливый, слабый, ленивый. Абдул-Мурат. Татарин, хозяин Жилина. Дина. Его дочь. Веселая, смелая, добрая, любопытная.

Краткое содержание и сюжет

Очень краткое содержание для читательского дневника

Когда Жилин и Костылин отделились от обоза, их поймали татары. Татары требовали выкуп и Жилин согласился написать письмо домой. Жилин подружился с девочкой Диной, которой мастерил кукол. Жилин подговорил Костылина бежать, но тот стал обузой в пути, их поймали и посадили в яму. Дина помогла Жилину выбраться из ямы, и он попрощался с Диной как с лучшим другом. Жилин в колодках дошел до края леса и его выручили казаки.

План пересказа

  • Письмо от матери
  • Поездка с обозом
  • Жилин и Костылин скачут вперед
  • Татары на горе
  • Предательство Костылина
  • Пленение
  • В сарае
  • Торг за выкуп
  • Глиняные куклы
  • Жилин мастер на все руки
  • Жилин разведывает путь
  • Первый побег
  • Костылин — обуза
  • Снова в плену
  • Жилин и Костылин в яме.
  • Помощь Дины
  • Трогательное прощание
  • Ночью через лес
  • Наперегонки с татарами
  • Спасение

Основная мысль

Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, всегда следует бороться до самого конца, до последнего вздоха.

Чему учит

Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.

Отзыв и что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.

Вывод и мое впечатление

Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.

Пословицы

  • Кто идет вперед, того страх не берет.
  • Велик телом, да мал делом.
  • В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
  • Перед настойчивым и горы преклоняются.
  • Под лежачий камень вода не течет.

Словарь новых и незнакомых слов

Сакля

– невысокий каменный дом жителей Кавказа.
Бешмет
– верхняя одежда горских народов, распашной кафтан до колен.
Высожары
– старинное диалектное название созвездия Большая медведица.
Монисто
– традиционное женское украшение на шею, представляющее из себя нечто вроде бус с монетками, бляшками и т.п.
Мулла
– мусульманский священнослужитель, знаток ритуалов и Корана.
Черкеска
– русское название длинного горского военного кафтана.

Цитаты из текста

«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

«Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал… всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.».

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Дружба с девочкой

Автор уделяет внимание отношениям дочки татарина и Жилина, которые развиваются на протяжении всей повести. Уже в начале произведения она принесла воду, потом кормила и поила товарищей в знак благодарности за сделанные для неё игрушки. В повести «Кавказский пленник» характеристика Дины показывает читателям, что настоящие отношения возникают независимо от возраста и национальности. Девочка отличается такими характеристиками:

Дружба с девочкой

  1. Несмотря на юный возраст, смелая.
  2. Не побоялась приносить Жилину мясо, сыр, лепёшки и молоко.
  3. Помогла совершить побег.

Она предупредила, что офицеров хотят убить. А ночью принесла большой шест, с помощью которого Жилин смог вылезти из ямы. Костылин опять проявил трусость и не пошёл с товарищем. Офицеру удалось перехитрить татар и попасть к своим товарищам. Так он и остался служить на Кавказе. А Костылина выкупили через месяц за пять тысяч и «еле живого привезли».

На протяжении всего произведения автор постоянно сравнивает главных героев. Он показывает, что доброта всегда вознаграждается, что нельзя сидеть на месте и ничего не делать. Нужно идти к своей цели и ничего не бояться.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером – Костылиным – и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Подробнее: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: сюжет и краткое содержание по главам

История написания

В 1872 году произведение впервые было напечатано в издании «Заря». Сюжет рассказа преимущественно основан на реальных событиях, которые произошли со Львом Николаевичем на Кавказе, где он нес службу в 1853 г.

Вместе со своим товарищем и однополчанином писатель оказался в опасности. Противники хотели взять их в плен. Вопреки тому, что у Толстого был сильный конь, на котором он без труда мог уйти от погони, мужчина не бросил товарища. У Садо было незаряженное ружье, однако он не растерялся, запугивая врагов.

Кавказцы хотели взять русских живыми, поэтому не стреляли в них. Лев Николаевич вместе с товарищем приблизился к крепости. Вскоре их заметили казаки и примчались на помощь.

В основу произведения также положены воспоминания офицера Торнау. В своих мемуарах полковник повествует о нахождении в плену, неудачном побеге, дружбе с абхазской Аслан-Коз, тщетных попытках девушки оказать ему помощь и последующем освобождении.

Тематика и проблематика

Изучая анализ «Кавказского пленника», нельзя не упомянуть тот факт, что в произведении автор раскрывает много различных тематик. Например, тема настоящей дружбы со стороны Ивана и «приятельство по случаю» у Костылина. Если Жилин защищал однополчанина, то второй бросил друга на смерть. Кроме того, писатель затрагивает и другие вопросы:

  1. Тематика сочувствия и милосердия полностью раскрывается в образе Дины. Героиня Льва Николаевича, в отличие от одноименного произведения Пушкина, спасла пленника не из большой любви. Девушка руководствовалась высокими чувствами, она попросту пожалела умелого и добродушного человека, прониклась дружеской симпатией и большим уважением.
  2. Тема подвига. Язык и описание действия естественные и обыденные, ведь рассказ для детей. Благородные поступки Ивана описываются просто, поскольку герой не считает это чем-то сверхъестественным, для него это обычное состояние.

Кавказская война длилась практически полвека, много русских положили свои жизни на борьбу с врагом. Однако никто не задавался вопросом: «Ради чего?». Писатель затрагивает проблему бессмысленных противостояний, которые выгодны исключительно высшим кругам, обычным людям они абсолютно не нужны.

Иван — выходец из простого народа. Примечательно, что он не чувствует враждебности со стороны жителей аула. Горцы спокойно жили до тех пор, пока их не стали завоевывать и стараться подчинить. Автор раскрывает положительный характер Абдулы и его дочери Дины. Они не изверги, а такие же простые люди, как их противники.

Проблематика предательства встает перед Иваном. Мужчину предал однополчанин, из-за которого они оказались в плену и не смогли сразу убежать. Жилин — добродушный человек, он прощает Костылина, понимая, что не все люди могут быть сильными.

Мораль произведения

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя сдаваться. Даже когда кажется, что все плохо и надежды нет, нужно верить в лучшее. Все усилия необходимо направлять на достижение собственных целей. К счастью, не многим знакома ситуация, как у Ивана, но его стойкости нужно поучиться.

Еще одна немаловажная вещь — бессмысленность войн. Это явление выгодно только безнравственным личностям, которые находятся у власти. Однако простой человек не должен быть шовинистом, потому что любой старается прийти к миру.

Произведение Льва Николаевича «Кавказский пленник» более полутора веков не теряет актуальности. Рассказ написан довольно просто и понятно, что совсем не отражается на его глубочайшем смысле. Именно поэтому творение Толстого рекомендуется к прочтению.

Второстепенные герои

Следует отметить, что в рассказе Толстого были еще и второплановые действующие лица. Краткое описание позволит лучше понять их сущность и характеры:

  1. Абдул-Марат — богатый татарин. К нему в плен попали офицеры. Мужчина заставил Жилина и Костылина отправить домой письма с просьбой прислать выкуп. Он уважительно относится к пленникам, что характеризует его с положительной стороны. Несмотря на внешнюю доброту, видит в Иване врага.
  2. Кази Мугамед — татарин, к которому изначально попал в плен главный герой. Впоследствии он продал офицера Абдул-Марату. Пренебрежительно относится к пленникам.
  3. Старик — самый яркий второстепенный персонаж произведения. Раньше в ауле он считался лучшим джигитом. У него было три жены и 8 сыновей, но после прихода русских семерых детей убили, а последний сдался в плен. Своего восьмого ребенка мужчина собственноручно убил за предательство. Затем он стал молиться, затаив ненависть на российских солдат.
  4. Девушка Дина — в «Кавказском пленнике» дочь Абдуллы. Милая и спокойная 13-летняя девочка, добрая и жалостливая. Ее приводили в восторг куклы, которые делал Иван. Она помогла ему сбежать. Во время нахождения Жилина в плену героиня приносила ему еду. В итоге они с русским офицером расстались добрыми друзьями.
  5. Старуха. Автор не указывает ее имя. Женщина разбила куклу, которую сделал Иван. Она постоянно ругается на Дину, заставляя ее тяжело работать. Ворчливая и недовольная жизнью героиня.

История создания

Рассказ был написан Толстым для своих подопечных школьников. Основан он был на двух реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором. Хоть он задумывался для «Азбуки», но впервые увидел свет в журнале «Заря» в 1872 г.

Подробнее: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: история создания рассказа

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: