Фрэнсис Фицджеральд — знаменитый американский писатель. Фактически все произведения автора написаны об «эпохе джаза». Этот термин литератор придумал сам, он означает счастливое десятилетие в жизни Америки между окончанием Первой Мировой Войны и начало Великой депрессии, когда молодое поколение взбунтовалось против традиционной культуры. Ей на смену пришла бешеная и темпераментная негритянская музыка, которой дали название «джаз». Именно о ней он написал легендарный роман «Великий Гэтсби».
Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
1925
На самом деле Джей Гэтсби выдает себя почти сразу. Мало того, что богачи в седьмом колене обычно занимаются вещами поумнее, чем еженедельное устройство алкогольной клоунады для доброй половины Лонг-Айленда, так еще и не носят розовый костюм. Золотой галстук и серебристого цвета сорочку под белый фланелевый костюм тоже не напяливают. А Гэтсби носит именно такие вещи, и делает это горделиво.
Каждая деталь его гардероба — отдельное перо павлиньего хвоста. «Дурацкое фатовское тряпье» — так в своих воспоминаниях назовет это все Ник Каррауэй, и, в общем-то, окажется прав.
— Выяснилось, что он учился в Оксфорде, — услужливо подсказала Джордан. — В Оксфорде! Черта с два! — Он передернул плечами. — Человек, который ходит в розовом костюме!.. — И тем не менее. — Оксфорд, который в штате Нью-Мексико, — пренебрежительно фыркнул Том.
Сорочки Гэтсби занимают отдельное место в романе. Заново покорить сердце Дэйзи, которая не дождалась возвращения Джея с войны и вместо этого поспешила составить пару более выгодному жениху, в итоге получается не приглашением на очередную шумную вечеринку, а беспечным разбрасыванием цветной ткани рубашек. Открывая дверцы шкафа, Гэтсби говорит, что раз в сезон закупкой его одежды занимается какой-то англичанин. От этого хочется думать, что Гэтсби мог оказаться из числа первых американцев, на содержимое шкафов которых мог повлиять гардероб короля Великобритании и Северной Ирландии Эдуарда VIII, а тогда еще только наследника престола, принца Уэльского.
Он вытащил стопку сорочек и стал метать их перед нами одну за другой; сорочки плотного шелка, льняного полотна, тончайшей фланели, развертываясь на лету, заваливали стол многоцветным хаосом. Видя наше восхищение, он схватил новую стопку, и пышный ворох на столе стал еще разрастаться сорочки в клетку, в полоску, в крапинку, цвета лаванды, коралловые, салатные, нежно-оранжевые, с монограммами, вышитыми темно-синим шелком.
Темы и проблемы
- Данное произведение охватывает множество тем, но основная тема — это, конечно же, неравное положение людей в обществе. Джей Гэтсби и Дэйзи любили друг друга. Она была дочерью состоятельного мужчины, он был бедным парнем. Они не могли быть вместе. Все было против этого. Автор говорит о проблеме предосудительного отношения между богатыми и бедными. Человек мерит окружающих размерами кошелька, что ведет к ошибкам, которые дорого стоят обществу, живущему ложными ценностями.
- Не менее важная проблема, затрагиваемая здесь – это жизнь в иллюзиях. Джэй Гэтсби, расставшись с Дейзи, не переставал думать о том, что когда-нибудь он придет к ней, за его спиной будет целое состояние, и она, поняв, что он все еще любит ее, вернется к нему. Но это иллюзия и не более. Незаконченная цель, которая переросла в сильное стремление доказать ей, что он достоин ее руки. С одной стороны, это весьма хорошо. Гэтсби преуспел и разбогател. С другой стороны, он так и не выстроил свою жизнь, в душе он все еще оставался тем, кого общество считало изгоем и бедняком. Он жил только своей возлюбленной, и, в конце концов, придя к ней, он забыл о том, что время меняет людей.
- Также поднимается тема дружбы и семьи. Гэтсби скрывался и ничего толком о себе не рассказывал, но, как выясняется в конце, у него был любящий отец, который знал всю его историю от и до. У него появился Ник, который относился к нему с уважением, в то время как «великий» был отвергнут всеми и вся. Но даже эти настоящие узы не могут помочь человеку осознать собственную важность и нужность. Он гонится за фантомными чувствами, которые его подводят, ведь их уже давно нет. К сожалению, мы редко можем правильно оценить важность тех преданных и незаметных людей, которые находятся рядом с нами, где бы мы ни были.
- Также в центре внимания находится проблема привычки и страха ее отбросить. Дейзи – раба своей трусости и рутины. Она боится порвать ненужную связь ради настоящего чувства. Ради зоны комфорта женщина отрекается от счастья и предает мечту.
Экранизация Джека Клейтона
1974
Пока единственный киношный Гэтсби, который отпечатался в памяти зрителей, довольно близок к книжному и характером, и гардеробом. Но есть и новые детали, например, серебристую рубашку, которая должна была быть надета под белый костюм из фланели, заменяет голубая; в петли ее воротничка продета булавка–штанга, популярный тогда аксессуар.
Повседневная одежда Гэтсби не ограничивается одними костюмами, а из интересных деталей гардероба можно отметить хотя бы следующие: джемпер с рельефным узором, широкополую кремовую шляпу, вокруг которой обвита коричневая лента, бархатный пиджак, зеленое кашне и белый халат с вышитой синим шелком монограммой.
За разработку нарядов для фильма 1974 года костюмер Тиони В. Олдридж получила не только статуэтку BAFTA, но и «Оскар». Костюмы она создала не без помощи Ральфа Лорена, тогда еще не слишком известного. Чуть позже разработанные ими комплекты одежды были адаптированы к современным условиям носки, растиражированы и выставлены на эксклюзивную продажу в витринах манхэттеновского магазина Bloomingdale’s.
На месте и те самые десятки рубашек. Некоторые из них не распакованы, и становится известно, что английский «стилист» закупает их не где-нибудь, а в бутике Turnbull & Asser.
Кроме этого, Гэтсби носит карманные часы. Из карманов жилетов льняного и розового костюмов виднеется цепочка серебряных, а из парадного — золотых.
В одной из оригинальных сцен Дэйзи спрашивает, не сохранил ли Джей своей военной формы. Как выясняется, сохранил. Он надевает форму, Дэйзи — одно из тех платьев, что остались со времен самого начала их романа, и они наглядно демонстрируют, что вечерние танцы у Гэтсби необязательно должны быть пьяными и закончиться где-нибудь в фонтане.
Смысл
Идея произведения состоит в том, что жизнь – это не сказка, а трагедия, даже если вокруг звучит музыка и слышится рыбий плеск ладоней. На твою долю может выпасть огромное количество испытаний и, к сожалению, это не значит, что в конце тебе повезет, и все вдруг станет оправдано. Джэй Гэтсби прожил тяжелую жизнь, он был немного скрытен, но хранил в сердце любовь и надежду, что рано или поздно будет счастлив с Дейзи. Но, как мы можем заметить, все иначе. Она побоялась уйти от мужа и ребенка ради старой любви. Гэтсби умирает в полном одиночестве. Дейзи даже не пришла на его похороны. Значит, даже когда тебе кажется, что ты заслужил счастье, пережив множество трудностей, это вовсе не означает, что какая-то эфемерная сила вроде справедливости должна принести в зубах награду. Удача также капризна и непредсказуема как любовь: героиня выбрала порочного и грубого мужчину, а не преданного и любящего.
Также автор хотел показать личную жизнь своей страны, то, как складываются близкие отношения людей в эпоху разгулявшегося капитализма. Через драму главного героя мы видим, как человек становится всего лишь производителем материальных ценностей и владельцем всяческих благ. Его оценивают в денежном эквиваленте, поэтому он вынужден гнаться за финансовой состоятельностью, не щадя себя. Так проходит его время. Так упустил свое счастье Гэтсби, думая, что еще успеет заработать и предстать королем, но, увы, течение жизни равнодушно к людям и их стараниям. К мужчине пришел успех, но и он не помог ему повернуть время вспять.
Экранизация База Лурмана
2013
Гардероб Гэтсби не перестает быть вычурным, а за счет желания База Лурмана сгустить краски и расширить палитру в нем появляются новые цвета: ярко-желтый, горчичный, розовый, винный, ярко-синий. Почти все на галстуках и платках. Кроме цветов добавляются и новые аксессуары. До этого Гэтсби не носил ни подтяжек, ни часов, ни шляпы-канотье.
Стоит сказать еще пару слов о не раз упомянутом розовом костюме Гэтсби, но придется начать с предыстории. То фицджеральское, чем сейчас торгует каждое второе книжное издательство мира, — результат переписки раннего черновика. Первая версия романа называлась «Тримальхион», в честь персонажа древнеримского романа «Сатирикон». Строящий из себя мецената Тримальхион хвалился своим героическим прошлым, образованием и деньгами, а в итоге оказался разбогатевшим неблагородным путем освобожденным рабом. Знакомая история? Вот еще: в описаниях «Сатирикона» Тримальхион носил розовую тунику. Со временем Фицджеральд сменил название романа, а сам текст частично переписал. В память о Тримальхионе остались только параллели и одна цитата: «В то самое время, когда общее любопытство, вызванное личностью Гэтсби, достигло предела, в доме его однажды в субботний вечер не засияли огни, и на том кончилась его карьера Тримальхиона, так же загадочно, как и началась».
Критика
Роман получил хорошие отзывы в печатных изданиях, но, тем не менее, книга раскупалась не так уж и быстро, как хотелось бы писателю. Критики того времени также не особо охотно вообще как-либо отзывались о его работе.
Положительно о романе отозвались знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй и Эдит Уортон, написавшая за всю жизнь более 20 романов. Только лишь с 1945 года популярность Френсиса Фицджеральда возрастает. При жизни писателя рецензенты весьма необъективно относились к его творчеству и только после его смерти изменили свою точку зрения.
До сих пор не существует единого мнения по поводу важности, индивидуальности и даже гениальности его романа. Каждый из критиков по-своему воспринимает и оценивает «Великого Гэтсби».
Автор: Юлия Петрова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
1925
В социальном плане Ник Каррауэй — среднее звено. Явно богаче Уилсона, но настолько же беднее Гэтсби, он снимает небольшой домик почти на задворках территории последнего. Домик обходится ему в восемьдесят долларов в месяц. Кроме этого, деньги, зарабатываемые с попыток реализации ценных бумаг, позволяют ему купить заезженный «додж» и нанять финскую кухарку, но на этом, собственно, все. Одним словом, бюджет Ника Каррауэя иногда бывает расписан до последнего цента, и это значит, что вся его одежда вряд ли занимает больше, чем три полки и еще пару вешалок.
Там, где у Джея Гэтсби стопка цветных шелковых и фланелевых рубашек в клетку и полоску, у Каррауэя, скорее всего, несколько однотонных из хлопка. Из общего только одно: как и у его богатого соседа, у Ника есть белый фланелевый костюм.
В начале восьмого, одетый в белый фланелевый костюм, я вступил на территорию Гэтсби и сразу же почувствовал себя довольно неуютно среди множества незнакомых людей, — правда, в водовороте, бурлившем на газонах и дорожках, я различал порой лица, не раз виденные в пригородном поезде.
Такой костюм, вещь в определенной степени популярная уже в 1920-х, выделял своего владельца из толпы. Гэтсби надел свой, чтобы лишний раз покрасоваться перед Дэйзи, Ник — чтобы почувствовать себя в своей тарелке в обществе шумных гостей вечеринки. В какой-то степени, может, и получилось.
Суть
Сам автор говорил, что основная мысль произведения – это показать всю несправедливость судьбы бедного юноши, который не может жениться на той девушке, о которой мечтает. Фицджеральд утверждал, что подобная тема постоянно крутится в его голове, так как он сам был в таком положении.
Когда-то молодой, никому не известный честолюбивый юноша дерзнул просить руки дочери крупного дельца и владельца приличного состояния. Разумеется, сама девушка со смехом отказала, ведь она вращалась в светских кругах, где жизненно необходимо быть богачом. Но она оставила издевательскую надежду: жених должен был заработать миллион, и тогда она сможет стать его женой. И тогда Фицджеральд стал писать. Его работы сначала не имели успеха, но один роман перевернул его судьбу: популярность принесла ему богатство. Зельде, возлюбленной Скотта, пришлось уступить, да сама она уже этого хотела. Ее знакомый стал знаменитостью, был вхож в лучшие дома искушенных буржуа. Так, писатель добился своей цели, но всегда помнил, какой ценой.
Экранизация Джека Клейтона
1974
В этой экранизации Ник Каррауэй любит песочные тона, сорочки голубых оттенков (обязательно в полоску), узорчатые галстуки, узел которых всегда приподнят булавкой, и неплохо относится к шерстяным вещам. В них мы видим его дважды. При этом стоит отметить не только факт наличия в гардеробе Ника кардигана, но и его дизайн. Шалевый воротник кардигана не сужается ближе к низу, а, наоборот, расширяется — типично для 1920-х годов.
Впервые в дом на вечеринку к Джею Гэтсби, в отличие от книги, Ник приходит не в белой фланели, а одетый как вчерашний «йельский» выпускник. На нем темно-синий блейзер на низких пуговицах, предсказуемо надетый с кремовыми брюками, полосатым галстуком и белоснежной рубашкой. Йель, кстати, Ник действительно окончил.
Жанр, направление
Произведение написано в жанре «роман». Для автора в этой работе характерно направление реализма. Некоторые из критиков называют его роман хроникой джаза. Фицджеральд смог точно передать жизнь того времени. Добавляя музыку, краски, смешивая тайны и недомолвки, присыпая все это глубоким чувством и легким отчаянием, Френсис Фицджеральд готовит во истину великолепный шедевр. Он водит нас по лабиринту жизненного пути Гэтсби, сплетая его с судьбами других людей. И только к середине романа писатель раскрывает нам истинную причину всех действий главного героя.
В этой истории нет чистой любви, как, например, в романах 19-ого века. Это произведение как молоток для розовых очков читателей. Автор тонко и четко рисует мир таким, каков он бывает, когда люди ведут себя эгоистично.
Роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда
1925
О Томе Бьюкенене, муже Дэйзи, Фитцджеральд писал так, чтобы спустя годы даже те американские школьники, которые ограничиваются кратким содержанием романа, говорили о нем в своих эссе «фигура властная и волевая». О гардеробе Тома он упоминал, впрочем, мало, но в конце знаменитой сцены с расшвыриванием рубашек Дэйзи плачет, потому что «никогда не видала таких красивых сорочек». Такой комментарий сразу же ставит Тома на ступень ниже Джея Гэтсби. Становится очевидно: подобного же внимания своей одежде он не придает.
В одной из сцен мистер Вулфшим, еврей с «деловыми кхонтактами», хвастает перед Ником своими запонками. Любопытные с виду, на поверку они оказываются сделаны из самых настоящих человеческих зубов. В новой экранизации запонки Вулфшима заменяет булавка для галстука. Тоже с зубом, причем гнилым.
Несмотря на долгие путешествия по Европе, которые могли повлиять на вкусы Бьюкенена, он наверняка одевается в гамме оттенков земной палитры и носит костюмы-«тройки» с сорочками без лишних ярких пятен и узоров, но со съемными накрахмаленными до хруста воротничками, — неудобные, врезающиеся в шею, словно лезвия бритвы, тогда они все еще имели распространение в США.
Кроме этого, не стоит забывать культовые тенденции, которые в начале 1920-х задали выпускники Лиги Плюща. Это силуэт классического американского костюма (мешковатый, с естественной линией плеч) и несколько вещей, которые легли в основу гардероба светских любителей спорта: тонкий темно-синий блейзер в комплекте с белыми брюками и куртка из шетландской шерсти. Спорт Том Бьюкенен вообще любил — в первой сцене своего появления он встречает Ника одетый в костюм для верховой езды.
…в дверях, широко расставив ноги, стоял Том Бьюкенен в костюме для верховой езды. Он изменился с нью-хейвенских времен. Теперь это был плечистый тридцатилетний блондин с твердо очерченным ртом и довольно надменными манерами. <?…> Даже немного женственная элегантность его костюма для верховой езды не могла скрыть его физическую мощь; казалось, могучим икрам тесно в глянцевитых крагах, так что шнуровка вот-вот лопнет, а при малейшем движении плеча видно было, как под тонким сукном ходит плотный ком мускулов.
Смысл финала фильма «Великий Гэтсби»
Пришла пора подвести итог. «Великий Гэтсби» — это фильм о надеждах и мечтах, по большей части несостоятельных. Это фильм о людях, преследовавших призрачные цели. Те герои, которые гнались за богатством и праздностью — Том и Дэйзи — остались несчастны. Гэтсби, сделавший смыслом своей жизни любовь к Дэйзи — недалёкой и пустой девушке — нашёл свою гибель. По горькой иронии Гэтсби сгубило его благородство — он взял на себя убийство Миртл, хотя за рулём автомобиля была Дэйзи. А вот Тома и Дэйзи спасло их малодушие — Том заставил Уилсона поверить, что это Гэтсби был любовником Миртл, Дэйзи же покорно спряталась за спину Тома.
Единственный человек, жизненная цель которого не была связана с материальными ценностями — это Ник Каррауэй. Он хотел стать писателем, но затем чужие, внешние ценности сбили его с пути. В погоне за богатством он расстался было со своей мечтой, увлёкся роскошью и праздной жизнью Нью-Йорка. Однако и здесь он обрёл то, что ставило его выше окружавшей его толпы бездельников — дружбу с Гэтсби, абсолютно бескорыстную и основанную на искреннем уважении. После смерти Гэтсби Ник долгое время не мог оправиться и вновь отыскать утерянный смысл своего существования. Но в финале мы видим, что Ник заканчивает роман, посвящённый своему погибшему другу. Таким образом, единственный человек, чьи цели были выше, шире материальных приобретений, смог реализовать себя — стал писателем и рассказал миру о том, кто так сильно его восхищал — о Великом Гэтсби.
Поделиться в соцсетях:
Экранизация Джека Клейтона
1974
Костюмер Тиони В. Олдридж развила мысль о не слишком вычурном гардеробе персонажа и одела его в серые (от асфальтового до чуть лилового) костюмы-тройки, широкие галстуки и рубашки в мелкую плотную полоску разных цветов.
Все воротнички Тома Бьюкенена съемные. Прикреплять их к рубашкам, кстати говоря, было не так просто. Пуговицы-запонки, на которые закреплялся такой воротничок, не всегда хотели пролезать в мелкую и накрахмаленную со всех сторон петлю, поэтому делать это все приходилось при помощи специального металлического крючка.
В фильме попытались отметить и другие возможные спортивные увлечения Бьюкенена. В самом начале он появляется в форме для игры в поло, а чуть позже в фехтовальном костюме. За девяносто лет ни первая, ни второй почти не изменились.
Экранизация База Лурмана
2013
Сдержанность Тома Бьюкенена — когда настоящая, когда напускная — хорошо отражена в его гардеробе. Он носит отлично сидящий на нем темно-синий жилет, поверх которого обычно оказывается полосатый или однотонный пиджак. Его рубашки приглушенных серо-синих оттенков, а единственные яркие пятна всех комплектов одежды — это красный шелковый лоскуток ткани, сложенный в нагрудный карман, и белая бутоньерка, прицепленная к лацкану смокинга.
Спортивные увлечения героя близки к канону: Том потягивает прохладительный напиток, сидя в кресле в своем костюме для верховой езды, и даже не утруждает себя тем, чтобы переодеться к ужину, потому что пижон в шелковых рубашках, что живет по ту сторону бухты, еще не пытается увести его жену, а любовнице вообще все равно, во что он одет — лишь бы не в вымазанную в моторном масле «робу», как ее муженек.
Фото: пресс-материалы, кадры из фильмов
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
История создания
«Великого Гэтсби» автор начал писать в 1925 году во Франции. Перед выходом романа был выпущен небольшой рассказ «Зимние грезы». По словам автора, он является как бы наброском будущей книги. Писатель кропотливо трудился над этим произведением, изменяя и дорабатывая главы. Изначально повествование истории шло от самого Гэтсби, но затем литератор сменил повествователя, так как образ Гэтсби был каким-то расплывчатым и непонятным. Фицджеральду настолько понравилась обложка первого издания, что он даже внес элемент обложки в произведение (большие глаза на рекламном плакате в Долине Шлака).
В своем романе Фицджеральд отразил дело крупного нью-йоркского маклера Фуллера-Макджи. Он объявил себя банкротом, в то время как его компания незаконно использовала деньги своих аукционеров. Писатель жил в соседней вилле от Фуллера, этим можно объяснить его интерес к этому делу, которое активно обсуждали все газеты Нью-Йорка. Безусловно, есть некое сходство между Фуллером и Гэтсби.
Название книги тоже имеет свою особую историю. Его автор сменил около 6 раз. Есть мнение, что Фицджеральд назвала Гэтсби «великим» для того, чтобы показать свою иронию относительно судьбы этого героя.
🗹