Сочинение Анализ произведения Иуда Искариот Андреева рассуждение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Иуда Искариот Андреева

История создания. Первые мысленные наброски произведения появились в марте 1906 года. В декабре Андреев начал переносить свои мысли на бумагу. В течение двух недель повесть была готова. Произведение было отдано на проверку М. Горькому. Ответ был неутешительным. Произведение было с ошибками. Автор незамедлительно приступил к их исправлению, параллельно перечитывая евангелие. 24 февраля 1907 года были внесены заключительные коррективы. Повесть представили к изданию. Она вошла в альманах «Сборник товарищества «Знание» за 1907 год» (книга 16).

Жанр. Повесть.

Тема. В произведении главным образом речь идет о предательстве в разных сферах человеческой жизни: предательство и любовь; предательство с благими намерениями; духовные предатели; связь добра и зла.

Сюжет. Основу сюжета составляют мотивы из Евангелие, но само произведение не является каноническим евангельским текстом. В повести не только демонстрируется процесс предательства Иисуса Иудой. Этот эпизод просто находится в центре повествования. Также автор освещает явления, предшествующие и последующие после этого предательства. Большое внимание уделяется внутреннему конфликту Иуды. Он ревностно любил Иисуса, но был обижен на него. Он хотел показать, насколько порочны люди, в частности, его ученики. Ему хотелось доказать, что народ не верен Иисусу, но заставить людей еще больше ему поверить. Автор подчеркивает, что мысленно Искариот был до самой смерти верен Иисусу. Но апостолы постоянно говорили Христу о дурном характере Искариота. Иуда хотел быть похожим на Учителя, но у него не получалось.

Главные герои. Иуда Искариот – это образ двуличного человека с уродливой внешностью. Он не пользуется уважением остальных учеников Иисуса. Они считают, что он мерзкий и лживый. В процессе повествования прослеживаются то храбрые, то низкие поступки. Это алчный человек.

Иисус Христос – Сын Бога. Он ведет проповедь со своими учениками, и учит людей истине.

Ученики Христа или апостолы – это святые люди с приятной внешностью. Но писатель подчеркнул, что человеческое им не чуждо. Они громкоголосые, честные, сложные натуры, отличающиеся честолюбием. Они далеки от идеала.

Анна – первосвященник из Иерусалима. Именно к нему приходит Искариот, чтобы тот помог ему оклеветать Иисуса Христа.

Каиафа – второй первосвященник. Зять и член Синедриона.

Композиция. Произведение состоит из девяти глав. Первая описывает процесс прихода Иуды к Иисусу. С первой по четвертую главу описывается жизнь Христа и его апостолов. Пятая и шестая глава описывает подготовку Иуды к предательству. Сам момент предательства описывается в седьмой главе. Восьмая глава описывает последние мгновения земной жизни Христа. Девятая глава рассказывает об осуждении Иудой остальных апостолов Сына Бога. Он направляется к первосвященникам, утверждая, что они совершили глупость, казнив Иисуса. Повествование заканчивается самоубийством Иуды.

Сочинение по рассказу Иуда Искариот

Леонид Андреев дает свое, нетрадиционное толкование «вечного» сюжета и библейских образов, пришедших со страниц Священного писания. Имя одного из апостолов Иуды стало нарицательным из-за подлого предательства. Писатель старается понять, зачем такой человек оказался среди учеников Иисуса, и выяснить мотивы Иудиных поступков.

Была ли корысть в основе его поведения? Разве нужны были Иуде тридцать сребреников, когда в его ведении была вся казна Христа и апостолов, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению. Даже, когда он был замечен в воровстве, Иисус сказал ученикам, что Иуда может брать денег сколько, сколько нужно, ведь они общие, а значит, и его тоже.

Возможно, Иуда предал из-за зависти или ненависти? Но автор опять ставит под сомнение эти версии. Иуда молод, очень неглуп, пусть некрасив, но комплексов по поводу своего внешнего вида не испытывает, сам называет себя прекрасным. Еще он, хотя часто прикидывается больным, наделен неплохим здоровьем и в силе даже опережает других учеников, победив в состязании Петра и Иоанна. У него нет поводов для зависти, он любит Иисуса и страдает, что тот не приближает его к себе.

Интересно, что им необходимо присутствие друг друга. Иисус часто интересовался, почему нет Иуды, наблюдал за его поступками и рассуждениями. Оба практически не говорят друг с другом, но между ними постоянно ведется негласный диалог, в основе которого лежит спор о сути человека. Иуда утверждал, что люди, как животные, ведь даже его отцом мог быть любой козел или петух, ведь ему не ведомо, с кем грешила его мать. А он лучше всех остальных, потому что не лжет. А все, так называемые, добрые и нравственные люди всегда имеют какой-нибудь грех, который, как гнойный нарыв, зреет в душе, только умеют ловко это скрывать. Он очень хотел доказать Иисусу, что его усилия и жертвы напрасны. Но однажды Иуда просто окаменел по время речи учителя, заслушавшись. И когда Иисус закончил, все обратили внимание, что он смотрел на Иуду. Даже в таком сердце ему удалось посеять зерно веры в нравственную силу человека, в его духовность. Поняв это, Иуда предает учителя, пытаясь доказать свою правоту. Но, не выдержав мучений совести, кончает с собой.

Образ

Семьи у Иуды не было. Несколько лет назад оставил он жену. С тех пор ее судьба его не волновала. Детей в браке не нажили. Видно так угодно богу, не хотел он от него потомства.

Внешность Иуды производила отталкивающее впечатление. Чтобы его нормально воспринимать, необходимо было привыкнуть к его виду. Высокий, худой. Немного сутулый. Непонятной формы череп, украшенный рыжими волосами. Одна половина лица живая, с черным глазом и активной мимикой была испещрена морщинами. Другая половина лица мертвенно-гладкая, без морщин. Слепой глаз был всегда открыт, днем и ночью. Голос противен, так же как и он сам. Искариот умел менять его от по-женски визгливого до мужественного и сильного.

Рыжий и безобразный иудей…

Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову…

Он был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус…

…достаточно крепок силою был он, по-видимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно жидкий и неприятный для слуха…

Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу…

…двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обыч­ное при­вет­ствие между дру­зьями. И, при­бе­гая к такой форме обра­ще­ния, Иуда тем самым пока­зы­вает свою особую бли­зость к Учи­телю (воз­можно, пре­одо­ле­вая тем самым соб­ствен­ное сму­ще­ние, робость) — и одно­вре­менно дает сол­да­там знак, кого хва­тать. Но мало того: он тем самым как бы под­чер­ки­вает, что это не Бог, перед Кото­рым они только что падали ниц, а обыч­ный чело­век, с кото­рым он, руко­во­ди­тель группы захвата, там пани­брат­ски здо­ро­ва­ется. В этом-то и заклю­ча­ется изощ­рен­ность Иуды, кото­рый хочет под­черк­нуть свою бли­зость к тому, Кого пре­дает.

На этот его цинизм, кстати, ука­зы­вает и Сам Гос­подь сло­вами: Цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк. 22:48).

Пра­во­слав­ный журнал “Фома”

***

Очень краткое содержание для читательского дневника

К Иисусу, странствующему со своими учениками, присоединился Иуда. Скоро Иисус понял, что он не любит людей, и стал его сторониться.

Иуда любил только Иисуса, считал его учеников лживыми и глупыми и только себя — достойным быть ближе к Христу в царствии небесном.

Иуда сказал первосвященнику Анне, что его учитель хочет отобрать власть у священников и нужно его схватить. За своё предательство он получил 30 серебряников.

Затем предатель окружил учителя вниманием и лаской, а ученикам говорил, чтобы они вступились за Христа в минуту опасности.

Когда Иисус с учениками ночевали в Гефсиманском саду Иерусалима, Иуда привёл туда воинов, сказал им, что тот, кого он поцелует, — Христос. После поцелуя предателя Иисус был схвачен солдатами, а ученики не вступились за него.

После казни Христа Иуда сказал первосвященникам, что его учитель был невиновен, и бросил 30 серебряников в лица судей и Анны.

Ученикам Христа Иуда сказал, что они предатели, а они ответили, что не смогли бы отбить учителя у многочисленных солдат.

Иуда повесился на горе, надеясь, что на небесах Иисус поймёт его и вместе с ним вернётся на землю.

Предательство и страшная казнь

Искариот отправился к первосвященнику Анне. Он предлагает осудить Иисуса из Назарета. Женщина гневается и прогоняет его. Так происходит несколько раз. Потом Анна с презрением предлагает Иуде 30 серебренников. Тот сначала злится, но потом соглашается на эту сумму.

Потом Искариот вернулся к Иисусу. Он окружил учителя лаской и заботой. Он ни с кем не ссорится, проявляет услужливость и внимательность к другим ученикам. Внутри себя Искариот доволен. Никто теперь не забудет его имени, навсегда себя внес он в историю.

Иисуса схватили римские воины. Они избили его, отвели на Голгофу и казнили. Иуда не верил своим глазам. Исполнилась его мечта, но она же превратилась в кошмар. Никто из учеников не стремился защищать учителя. После смерти Иисуса Искариот вернулся в Синедрион. Там он рассказал, что проповедник был невинным и чистым. Именно в этот момент Иуда стал пророком. Мужчина рассказал о моменте казни и о том, что даже солнце потускнело, словно с ужасом смотря на землю и спрашивая, где же люди.

Потом Искариот идет на гору и вешается на осине. Он единственный остался верен учителю до конца. Но поздно: по миру идет новость о предателе.

Повесть Андреева позволяет познакомиться с немного иной библейской историей. Автор не пытался исправить религиозный текст, он только показал, что может двигать людьми.

История создания и анализ проблематики повести

Произведение написано в 1907 году, хотя идея появилась 5 годами ранее. Андреев задумал показать предательство, исходя из собственных мыслей и фантазий. В центре композиции повествование нового взгляда на известную библейскую притчу.

Проводя анализ проблематики повести «Иуда Искариот» можно заметить, что рассматривается мотив предательства. Иуда завидует Иисусу, его любви и доброте по отношению к людям, ведь он понимает, что он на такое не способен. Иуда не может противоречить самому себе, даже если ведет себя не по-человечески. Общая тематика, это философская тема двух мировоззрений.

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Отно­ше­ние Церкви к Иуде как к послуш­нику диа­вола ясно обо­зна­чено и зафик­си­ро­вано в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вос­про­из­во­дят его с мешоч­ком в руках (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим коше­лек с трид­ца­тью среб­ре­ни­ками), сидя­щим на коле­нях у диа­вола; обоих охва­ты­вает адский огонь. Неслу­чайно перед евха­ри­сти­че­ской чашей пра­во­слав­ные хри­сти­ане про­из­но­сят: «Ни лоб­за­ние Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохра­ня­ется в памяти Церкви как пример чело­века, пере­сту­пив­шего послед­нюю черту – ту, кото­рую чело­век ни при каких обсто­я­тель­ствах и ни за какие деньги не должен пере­сту­пать. За этой чертой – поги­бель, смерть.

Тема, жанр и литературное направление

Современная Андрееву критика терялась в определении метода и жанра этого модного в своё время писателя, затрудняясь даже отнести его к определённому литературному направлению и колеблясь между реализмом и символизмом. Так, замечание А. Измайлова об «Иуде Искариоте», приведённое выше, проницательное в смысле указания единственного источника этой повести (а именно книги Ренана), хромает именно по части дефиниции, ибо ни «реалистической», ни тем более «идиллией» повесть Андреева, по зрелому размышлению, назвать нельзя.

Определение темы как «психологии предательства» было бы точнее (тем более, что это выражение принадлежит самому автору). Но решена эта тема отнюдь не в жанре реалистической исторической повести: манера и метод художественно-исторического «исследования» Андреева необычны для исторического жанра. В отличие от тех писателей-современников (Д. С. Мережковского, М. А. Кузмина), которые любовно выписывают исторические реалии, Андреев, можно сказать, и вовсе обходится без них. Его повесть не нуждается в историческом комментарии. Его герои существуют как бы в надисторическом безвоздушном пространстве. Черты их лиц важнее писателю, чем складки их одежд, интуиция художника – единственный инструмент, позволяющий в человеке давно прошедших времён увидеть знакомый человеческий тип.

Декларировав своё право о древности писать как о современности (люди были одинаковы в ХХ и в І веках – вот главная мысль рассказа «Бен-Товит», 1903), Андреев именно в «Иуде Искариоте» наиболее полно осуществил эту декларацию. Ряд других подобных замыслов, которые должны были увести художника в ещё более глубокую древность, чуть ли не к «началу времён» («Навуходоносор» и «Агасфер»), он осуществить не успел. Таким образом, повесть-парабола Леонида Андреева «Иуда Искариот» совершенно вписывается в программу символистического познания истории, провозглашённую главой русского символизма Валерием Брюсовым:

И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих… (В. Я. Брюсов, «Я», 1899)

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

Еван­ге­лие по Матфею

Две­на­дцати же Апо­сто­лов имена суть сии: первый Симон, назы­ва­е­мый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеве­деев и Иоанн, брат его, Филипп и Вар­фо­ло­мей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, про­зван­ный Фад­деем, Симон Кана­нит и Иуда Иска­риот, кото­рый и предал Его. (Мф.10:2-4).

Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать сереб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его. В первый же день опрес­ноч­ный при­сту­пили уче­ники к Иисусу и ска­зали Ему: где велишь нам при­го­то­вить Тебе пасху? Он сказал: пой­дите в город к такому-то и ска­жите ему: Учи­тель гово­рит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с уче­ни­ками Моими. Уче­ники сде­лали, как пове­лел им Иисус, и при­го­то­вили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с две­на­дца­тью уче­ни­ками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Они весьма опе­ча­ли­лись, и начали гово­рить Ему, каждый из них: не я ли, Гос­поди? Он же сказал в ответ: опу­стив­ший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня; впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем, но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы этому чело­веку не родиться. При сем и Иуда, пре­да­ю­щий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] гово­рит ему: ты сказал. (Мф.26:14-25).

Тогда при­хо­дит к уче­ни­кам Своим и гово­рит им: вы всё еще спите и почи­ва­ете? вот, при­бли­зился час, и Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется в руки греш­ни­ков; встаньте, пойдем: вот, при­бли­зился пре­да­ю­щий Меня. И, когда еще гово­рил Он, вот Иуда, один из две­на­дцати, пришел, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народ­ных. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поце­ло­вал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подо­шли и воз­ло­жили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф.26:45-50).

Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и, рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился. Пер­во­свя­щен­ники, взяв среб­ре­ники, ска­зали: непоз­во­ли­тельно поло­жить их в сокро­вищ­ницу цер­ков­ную, потому что это цена крови. Сделав же сове­ща­ние, купили на них землю гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков; посему и назы­ва­ется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбы­лось речен­ное через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: и взяли трид­цать среб­ре­ни­ков, цену Оце­нен­ного, Кото­рого оце­нили сыны Изра­иля, и дали их за землю гор­шеч­ника, как сказал мне Гос­подь. (Мф.27:3-10).

Еван­ге­лие по Марку

Поста­вил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеве­де­ева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанер­гес, то есть «сыны гро­мовы», Андрея, Филиппа, Вар­фо­ло­мея, Матфея, Фому, Иакова Алфе­ева, Фаддея, Симона Кана­нита и Иуду Иска­ри­от­ского, кото­рый и предал Его. (Мк.3:16-19).

И пошел Иуда Иска­риот, один из две­на­дцати, к пер­во­свя­щен­ни­кам, чтобы пре­дать Его им. Они же, услы­шав, обра­до­ва­лись, и обе­щали дать ему среб­ре­ники. И он искал, как бы в удоб­ное время пре­дать Его. (Мк.14:10-11).

И, когда они воз­ле­жали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, пре­даст Меня. Они опе­ча­ли­лись и стали гово­рить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из две­на­дцати, обма­ки­ва­ю­щий со Мною в блюдо. Впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем; но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы тому чело­веку не родиться. (Мк.14:18-21).

И тотчас, как Он еще гово­рил, при­хо­дит Иуда, один из две­на­дцати, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков и ста­рей­шин. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его и ведите осто­рожно. И, придя, тотчас подо­шел к Нему и гово­рит: Равви! Равви! и поце­ло­вал Его. (Мк.14:43-45).

Еван­ге­лие по Луке

Когда же настал день, при­звал уче­ни­ков Своих и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­лами: Симона, кото­рого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Вар­фо­ло­мея, Матфея и Фому, Иакова Алфе­ева и Симона, про­зы­ва­е­мого Зило­том, Иуду Иако­влева и Иуду Иска­ри­ота, кото­рый потом сде­лался пре­да­те­лем. (Лк.6:13-16).

Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им. Они обра­до­ва­лись и согла­си­лись дать ему денег; и он обещал, и искал удоб­ного вре­мени, чтобы пре­дать Его им не при народе. (Лк.22:3-6).

Когда Он еще гово­рил это, появился народ, а впе­реди его шел один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда, и он подо­шел к Иисусу, чтобы поце­ло­вать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поце­лую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк.22:47-48).

Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть из вас неко­то­рые неве­ру­ю­щие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неве­ру­ю­щие и кто пре­даст Его. (Ин.6:64).

Иисус отве­чал им: не две­на­дцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симо­нове Иска­ри­оте, ибо сей хотел пре­дать Его, будучи один из две­на­дцати. (Ин.6:70-71).

Тогда один из уче­ни­ков Его, Иуда Симо­нов Иска­риот, кото­рый хотел пре­дать Его, сказал: Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денеж­ный ящик и носил, что туда опус­кали. (Ин.12:1-6).

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симо­нову Иска­ри­оту пре­дать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отхо­дит, встал с вечери, снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв поло­тенце, пре­по­я­сался. (Ин.13:2-4).

Не о всех вас говорю; Я знаю, кото­рых избрал. Но да сбу­дется Писа­ние: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь ска­зы­ваю вам, прежде нежели то сбы­лось, дабы, когда сбу­дется, вы пове­рили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: при­ни­ма­ю­щий того, кого Я пошлю, Меня при­ни­мает; а при­ни­ма­ю­щий Меня при­ни­мает Послав­шего Меня. Сказав это, Иисус воз­му­тился духом, и засви­де­тель­ство­вал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Тогда уче­ники ози­ра­лись друг на друга, недо­уме­вая, о ком Он гово­рит. Один же из уче­ни­ков Его, кото­рого любил Иисус, воз­ле­жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спро­сил, кто это, о кото­ром гово­рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Гос­поди! кто это? Иисус отве­чал: тот, кому Я, обмак­нув кусок хлеба, подам. И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­нову Иска­ри­оту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что дела­ешь, делай скорее. Но никто из воз­ле­жав­ших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то неко­то­рые думали, что Иисус гово­рит ему: купи, что нам нужно к празд­нику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин.13:18-30).

Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кроме сына поги­бели, да сбу­дется Писа­ние. (Ин.17:12).

Знал же это место и Иуда, пре­да­тель Его, потому что Иисус часто соби­рался там с уче­ни­ками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и слу­жи­те­лей от пер­во­свя­щен­ни­ков и фари­сеев, при­хо­дит туда с фона­рями и све­тиль­ни­ками и ору­жием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отве­чали: Иисуса Назо­рея. Иисус гово­рит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, пре­да­тель Его. (Ин.18:2-5).

Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, став посреди уче­ни­ков, сказал (было же собра­ние чело­век около ста два­дцати): мужи братия! Над­ле­жало испол­ниться тому, что в Писа­нии пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, кото­рые взяли Иисуса; он был сопри­чис­лен к нам и полу­чил жребий слу­же­ния сего; но при­об­рел землю непра­вед­ною мздою, и когда низ­ри­нулся, рас­се­лось чрево его, и выпали все внут­рен­но­сти его; и это сде­ла­лось известно всем жите­лям Иеру­са­лима, так что земля та на оте­че­ствен­ном их наре­чии названа Акел­дама, то есть земля крови. В книге же Псал­мов напи­сано: да будет двор его пуст, и да не будет живу­щего в нем; и: досто­ин­ство его да при­и­мет другой. (Деян.1:15-20).

И помо­ли­лись и ска­зали: Ты, Гос­поди, Серд­це­ве­дец всех, покажи из сих двоих одного, кото­рого Ты избрал при­нять жребий сего слу­же­ния и Апо­столь­ства, от кото­рого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян.1:24-25).

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

На про­тя­же­нии двух тысяч лет суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства мно­го­кратно имели место попытки посе­ять сомне­ния в души и сердца людей. Одной из таких попы­ток стало созда­ние во II–IV вв. гно­сти­че­ского апо­крифа, извест­ного как «Еван­ге­лие» Иуды. Счи­та­ется, что данное про­из­ве­де­ние было напи­сано на копт­ском языке. Оно вхо­дило в состав папи­рус­ного «Кодекса Чакос», най­ден­ного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочи­не­ния — раз­мыть еван­гель­ский образ Иуды — злодея-пре­да­теля — и заме­нить его псев­до­е­ван­гель­ским.

Другие персонажи

  • Пётр — энергичен, жизнелюбив, громогласен, силён.
  • Иоанн — наивный, честолюбивый молодой человек, озабочен тем, чтобы постоянно быть любимым учеником Иисуса.
  • Фома — рассудителен, серьёзен, молчалив, но слишком осторожен и упрям.
  • Матфей — любит наставительно напоминать изречения мудрецов. Знаток Святого Писания.
  • Мария Магдалина — почитательница Иисуса, раскаявшаяся блудница. Молода и стыдлива.
  • Анна — старый первосвященник, боялся народного бунта, поэтому был осторожен.
  • Каиафа — первосвященник, зять Анны. Честолюбив, надменен.
  • Пилат — римский префект Иудеи, признавший Иисуса невиновным, но приговоривший его к казни, подчинившись желанию народа.

Главный смысл произведения

«Иуда Искариот» — это глубокое философско-исследовательское произведение о поведении человека, что движет им, что заставляет совершать порой противоречивые действия.

Библейские персонажи выступают здесь в ином свете. Их поступки и поведение ничем не отличаются от земных человеческих. Они так же страдают, предают, любят, скорбят, важничают.

Читатель после прочтения должен задуматься о силе любви в жизни каждого человека. Что такое настоящая истинная любовь? В чем заключается истинная вера, какой она должна быть: выставленной напоказ или внутренней.

Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева

Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле?

Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.

Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.

Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.

Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: