Мастерская веры павловны. Характеристка и образ веры павловны в романе что делать чернышевского сочинение


Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

Основным положительным персонажем произведения является Вера Павловна Розальская, представленная писателем в образе сильной, уверенной женщины.
Героиня описывается в романе в качестве высокой, стройной девушки, отличающейся густыми волосами, черными глазами и смуглой кожей, напоминающими кавказский тип внешности, а также обладающей невероятным обаянием, женственностью и отменным вкусом. Девушка изображается творческой личностью, поскольку увлекается игрой на фортепиано и вокалом, демонстрируя окружающим свой чудесный голос, а также значительное количество времени проводит за чтением литературных классических и современных произведений.

Вера Павловна является уроженкой Петербурга, происходящей из семьи мещан, в которой отец девушки проявляется трусливым и безнадежным человеком, а мать характеризуется женщиной крутой натурой, чрезмерной корыстью и тиранией по отношению к дочери, заставляя последнюю с детских лет трудиться ради блага семьи.

Отличительными чертами характера Веры Павловны писатель отображает ее веселый, общительный нрав, горделивую натуру, независимость от мнения окружающих. Главной целью своей жизни Вера Павловна считает обретение свободы и независимости, поэтому девушка решительно отказывается связывать свою судьбу с избранным матерью пошлым и ужасным женихом, раздумывая даже о самоубийстве, но принимает помощь со стороны преподавателя брата Лопухова, заключив с ним фиктивный брак и организовав собственное предприятие в форме швейного производства, где главенствует принцип равноправия всех сотрудников.

С началом знакомства с другом Лопухова Кирсановым в Вере Павловне просыпается чувство любви и женской нежности, которые оказываются взаимными. Фиктивный муж не мешает счастью влюбленных и инсценирует собственную гибель для устранения помехи в заключении брака Веры Павловны с Кирсановым.

Писатель демонстрирует в образе Веры Павловны идеальный образец особенной женщины, сумевшей постичь истинное женское счастье, при этом характеристику героини автор подкрепляет описанием ее снов, в которых отражается духовная и нравственная эволюция Веры Павловны в форме ее уверенности в собственной самодостаточности.

Образ Веры Павловны представляет новое поколение русских женщин, не желающих жить по устаревшим общественным порядкам, наполненным лживой фальшью.

Судьба прототипа Веры Павловны, героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Версия о том, что члены семьи Сеченовых стали прототипами основных героев романа «Что делать?», возникла сразу же после появления романа. Уже в начале работы над этим романом Н.Г. Чернышевский писал: «…все существенное в моем рассказе – факты, пережитые моими добрыми знакомыми» 1 . Биография И.М. Сеченова, его ученицы (а впоследствии жены) М.А. Обручевой–Боковой и ее мужа П.И. Бокова весьма схожи с сюжетными поворотами в отношении героев романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»: Кирсанов (Сеченов), Мария Александровна (Вера Павловна), Лопухов (Боков). Мы не будем проводить хронологических параллелей в биографиях Сеченова и супругов Боковых. Достаточно обратиться к биографии М.А. Обручевой–Боковой–Сеченовой, чтобы с уверенностью сказать, что Мария Александровна была прототипом Веры Павловны, героини романа Н.Г. Чернышевского. М.А. Обручева родилась в семье потомственных дворян. Отец А.В. Обручев был известный русский генерал. И хотя сочувствовал декабристам, но все же принял участие вподавлении восстания 1830–1831 гг., а в последствии женился на польке, дочери участника польского восстания и эмигранта Франца Тимовского. После Крымской войны в чине генерал–лейтенанта А.В. Обручев получил отставку и очень скромно жил возле Ржева Тверской губернии в деревеньке Клепенино, купленной на свои сбережения. У Маши были братья Афанасий и Владимир (в дальнейшем Владимир стал членом организации «Земля и воля», сотрудником журнала «Современник»). Будучи близким другом и сподвижником Н.Г. Чернышевского, В.А. Обручев стал прототипом героя романа «Алферьев», написанного Чернышевским в Петропавловской крепости в 1863 г. Именно через В.А. Обручева писатель и узнал о судьбе его сестры М.А. Обручевой. Судьба свела всех прототипов героев романа «Что делать?» осенью 1861 г. И.М. Сеченов, будучи профессором Петербургской медико–хирургической академии, сближается с кругом лиц, хорошо известных в истории общественного движения. Среди них были П.И. Боков, известный врач, друг С.П. Боткина и Н.Г. Чернышевского, член организации «Земля и воля». И.М. Сеченов происходил из старейшего рода столбовых дворян России. Представители сего рода честно и исправно служили российскому престолу и отечеству. В это время в России прокатилась волна движения за женскую самостоятельность. Работа на медицинском поприще виделась для многих женщин России единственной возможностью проявить свои способности и «наравне с мужчинами участвовать в жизни общества». Получение высшего образования было связано с необходимостью посещения лекций на медицинских факультетах университетов, живших по уставу 1835 г., где о женщинах вообще ничего не говорилось. Считалось само собой разумеющимся, что таким правом обладают только мужчины. До 1861 г. ни одна женщина не пыталась добиться официального разрешения на поступление в университет. Слушание лекций и участие в практических занятиях зависело только от доброй воли профессоров и было невозможным, если преподаватель не считал нужным допустить девушек до занятий. Многие девушки из дворянских семей хотели получить высшее образование. Так, первое появление женщин в студенческой аудитории произошло осенью 1859 г., когда ректор С.–Петербургского университета П.А. Плетнев на свой страх и риск привел на лекцию по истории к профессору Кавелину дочь архитектора И.Д. Корсини Надежду. Факт присутствия женщины на лекции вызвал бурное обсуждение студентов. И хотя спустя некоторое время представительницы слабого пола все чаще стали появляться в лекционных залах, это все равно воспринималось как нонсенс. Писатель Л.Ф. Пантелеев с удивлением писал, что «сделалось совсем обычным явлением, что на лекциях некоторых профессоров дам бывало чуть ли не столько же, сколько студентов!» Во время весеннего семестра 1861 г. в качестве вольнослушательниц появились первые женщины на медицинских факультетах в Киеве, Рязани, Харькове. Несколько женщин с согласия профессоров посещали лекции в Медико–хирургической академии. Среди этих женщин была М.А. Бокова. Посещение данных лекций было возможно только с письменного согласия мужа. В августе 1861 г. в имении Обручевых – Клепенино состоялось венчание Петра Ивановича Бокова и Марии Александровны Обручевой. Брак М.А. Боковой с П.И. Боковым не был безоблачным. Как и героиня романа «Что делать?», Мария Александровна вступила в фиктивный брак (а такие браки в 60–е гг. XIX века были нередки) с П.И. Боковым. Подобные браки заключались под благовидным предлогом (достаточно вспомнить С. Ковалевскую) – выйти из–под опеки родителей и получить высшее образование. К осени 1861 г., когда Мария Александровна познакомилась с И.М. Сеченовым, их брак будет уже настоящим, но, как вспоминают близкие им люди, Мария Александровна тяжело переживала частые увлечения П.И. Бокова своими пациентками. Предполагают, что именно П.И. Боков познакомил Марию Александровну с И.М. Сеченовым. Может быть, это и стало причиной того, что в сентябре 1861 г. И.М. Сеченов организовывает в своей лаборатории занятия физиологией для Марии Александровны и ее подруги Н.П. Сусловой (впоследствии – первой женщины – доктора медицины в России). Начало научной работы М.А. Боковой было омрачено. В октябре 1861 г. арестовали брата М.А. Боковой – В.А. Обручева (он был осужден на пять лет каторги и пожизненную ссылку) и мужа П.И. Бокова (в мае 1862 г. был оправдан). Они обвинялись в распространении прокламации «Великорусс», содержащей противоправительственные призывы. Данные аресты не повлияли на отношение И.М. Сеченова к Марии Александровне. Летом 1862 г. он приезжает на дачу к Боковым, где читает систематический курс лекций по физиологии для Марии Александровны. Вероятно, именно там и появилось то чувство, которое привело почти к полувековой совместной жизни. Впоследствии И.П. Павлов писал М.Н. Шатерникову, ближайшему ученику И.М. Сеченова, игравшему большую роль в жизни Сеченовых: «У меня к Вам огромная просьба. Для понимания и правильной оценки научного облика Ивана Михайловича Сеченова мне нужны сведения о событиях его интимной жизни. Не располагаете ли Вы этими сведениями? Не знаете ли Вы, когда, в каком году и при каких обстоятельствах произошло сближение и супружество Ивана Михайловича и Марии Александровны? От кого–то я слышал, что в романе Чернышевского «Что делать?» в лице Кирсанова и Веры Павловны изображены любовь и супружество И.М. и М.А. Так ли это? Если так, то здесь было сильное душевное волнение. И мне важно знать, в какой год это происходило?..» Ответа на данное письмо не нашли. М.Н. Шатерников сохранял в тайне историю любви и жизни Ивана Михайловича и Марии Александровны. Но именно он сохранял архив М.А. Сеченовой, который насчитывал более 200 писем И.М. Сеченова к М.А. Сеченовой на протяжении более 30 лет. Эти письма никогда не были опубликованы по завещанию М.А. Сеченовой. Мы не имеем право нарушить это завещание, но высказать свое мнение мы можем. На протяжении всех лет Иван Михайлович обращается к Марии Александровне со словами «золотое дитятко», «ненаглядное дитятко», «родное золотце» и т.д. А себя он называет «старой няней», «арапкой». Это несмотря на то, что он был старше Марии Александровны всего на 10 лет. Эти письма – история всей их жизни, история создания многих работ И.М. Сеченова, источник вдохновения, которым была Мария Александровна. Вернемся к первым годам знакомства Марии Александровны и Ивана Михайловича. Работа Марии Александровны в Физиологической лаборатории Сеченова продолжалась недолго. Новый Университетский устав был принят 18 июня 1863 г. Женщинам вход в лекционные аудитории был закрыт. Большинство неофициальных студенток были вынуждены прервать обучение, некоторые из них решили продолжать учиться за рубежом. Тем не менее М.А. Бокова за год провела ряд экспериментальных исследований и опубликовала их в «Медицинском вестнике». В «Автобиографических записках» И.М. Сеченов очень мало и совсем без эмоций описывает начальный период своего знакомства с Марией Александровной: «Еще будучи за границей, я слышал о зародившемся среди русских женщин стремлении к высшему образованию и вернулся в Россию с готовым сочувствием такому движению. Осенью 61 г. я познакомился с двумя представительницами нового течения, серьезно и крепко зараженными на подвиг служения женскому вопросу. Они доказали это впоследствии, кончив курс в Цюрихе и выдержав экзамен в России на право практики. В то время они еще не готовились держать экзамен из мужского гимназического курса, на что у них уходили вечера, а по утрам ходили в доступную тогда для женщин медицинскую академию, где слушали нескольких профессоров (между прочим и меня) и работали в анатомическом театре старого Грубера, бывшего однако очень довольного их занятиями. Как было не помочь таким достойным труженицам!» 7 августа 1863 г. М.А. Бокова успешно выдерживает экзамен за курс мужской гимназии, о чем говорит запись на визитной карточке Бокова: «П.И. Боков и И.М. Сеченов приглашают Чернышевского и Александра Николаевича (Панина) по случаю окончания экзаменов Марии Александровны». Получив аттестат об окончании курса мужской гимназии М.А. Бокова (тогда она еще не была Сеченовой) отправляется за границу в Цюрихский университет для получения высшего образования. В печати того времени сообщалось: «Русские студентки разбросаны по всем университетам Европы, где только допускаются женщины, и повсюду составляют подавляющее большинство между учащимися женщинами». В конце XIX в. в университетах Швейцарии обучалось 748 женщин, из которых 560 были русскими. Среди них была и М.А. Бокова. В 1867 г. Мария Александровна блестяще окончила Цюрихский университет и в 1870 г. защитила докторскую диссертацию. После защиты Иван Михайлович с Марией Александровной уезжают в путешествие в Швейцарию, Италию, Австрию. В гражданском браке Сеченовы жили с 1868 г. Синод не разрешал развод М.А. Боковой и П.И. Бокова. Развод был утвержден Синодом только 29 января 1888 г. А 8 февраля И.М. Сеченов и М.А. Бокова обвенчались в Благовещенской церкви. В год венчания И.М. Сеченову было 59, а М.А. Боковой – 49 лет. Об их совместной жизни написано довольно много. Летопись жизни и деятельности И.М. Сеченова по годам расписывает их совместную работу, переводы с иностранных языков книг, путешествия, отдых и т.д. И все сведения обрываются на 1905 г. Что же стало с Марией Александровной – героиней романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Н.Г. Чернышевский даже не мог предположить, как сложится жизнь его героини. Обратимся к неопубликованным ранее архивным документам. Вот первый документ, который обеспечивал довольно безбедную жизнь М.А. Сеченовой после смерти И.М. Сеченова. Все хлопоты о М.А. Сеченовой берет на себя М.Н. Шатерников. В архиве М.Н. Шатерникова содержится трогательная переписка Марии Александровны с Михаилом Николаевичем. Он в курсе всех ее дел, откликается на все ее просьбы. После 1917 г. исчезли все торговые дома, исчезла пенсия, и Мария Александровна оказалась в тяжелом положении. Детей у Сеченовых не было. Ряд источников указывает, что Сеченовы воспитали приемную дочь – будущую знаменитую певицу А.В. Нежданову. С этим трудно согласиться, т.к. семья Сеченовых познакомилась с А.В. Неждановой только в 1900 г. После смерти И.М. Сеченова А.В. Нежданова очень мало общалась с Марией Александровной. В 1920 г. М.А. Сеченова переехала жить в Дом престарелых ученых. Тяжело читать последнее заявление М.А. Сеченовой:

«На случай моей смерти заявляю Ни денег, ни ценных вещей у меня не имеется. Билеты, оставленные некогда на мое погребение, потеряли значение. Близких родных у меня теперь нет. Поэтому приходится просить приютившее меня учреждение взять на себя хлопоты и траты по моему погребению. Прошу похоронить меня без церковных обрядов, как можно проще и дешевле на Ваганьковском Кладбище, где для меня давно подготовлено и оплачено место подле могилы моего мужа. Елизавета Николаевна Домрачеева, мой ближайший друг, представит кладбищенские расписки и проводит меня на покой согласно моим желаниям.

МарияАлександровна Сеченова 11 мая 1926».

1927 год был тревожным для М.А. Сеченовой. Это заявление было написано в связи с тем, что на Ваганьковском кладбище проводили перерегистрацию могил. Не перерегистрированные могилы подлежали сносу. Сохранилось письмо к М.Н. Шатерникову от проф. Московского университета А. Реформаторского: «Уведомляю Вас, что на Ваганьковском кладбище объявлена регистрация всех могил: если кто не зарегистрирует, то могилы будут срыты. Так нам заявили. Мы с женой ездили на Ваганьково по этому делу. Могила наших родных находится рядом с могилой И.М. Сеченова. Мы сделали заявление и о могиле И.М. Сеченова и там в книге записали. Но по–видимому требуется официальное заявление, а при нем и взнос 2 р. 50 коп.». М.Н. Шатерников внес полагающийся взнос 2 р. 50 коп. и предоставил все необходимые документы. Могила была сохранена, и в 1929 г. туда была захоронена и М.А. Сеченова. Впоследствии прах И.М. Сеченова и М.А. Сеченовой был перенесен на Новодевичье кладбище. Так закончилась история героини романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Вариант 2

Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем.

Вера Павловна описывается в романе в виде красивой, стройной девушки, имеющей южный тип внешности с черными густыми волосами и смуглой кожей, одевающейся со вкусом, отличающейся женственностью и обаятельностью.

Вера Павловна выросла в мещанской семье, в которой царила отвратительная атмосфера пошлости, поскольку отец Веря являлся жалким, трусливым человеком, а мать — женщиной с крутым нравом, отличающейся деспотизмом, грубостью, корыстью.

Девушка характеризуется духовной гармоничностью, веселым нравом, обладает музыкальными талантами, прекрасно умея петь и играть на фортепиано, увлекается театром и чтением литературы.

С ранних лет Вера вынуждена приобщиться к труду, вынужденная обшивать всю семью, поэтому главным характерным качеством героини является ее стремление к свободной жизни и независимости. Вера Павловна описывается писателем как гордый, решительный и свободолюбивый человек, который не может обманывать ни себя, ни окружающих, постоянно стремящийся к духовному совершенствованию и росту.

Не в состоянии перебороть жестокость матери, готовой продать свою дочь, отдав замуж богатому светскому пошляку, Вера Павловна решает завершить жизнь самоубийством, нежели покориться решению родителей.

Вере Павловне помогает избежать навязываемого замужества учитель ее брата, Лопухов, заключив с ней фиктивный брак. Имея организаторские способности, Вера Павловна устраивает швейное производство, в котором устанавливает принцип равноправия для работающих девушек, пытаясь научить их внутренней свободе, создав прототип коммуны.

Сочинение про Веру Павловну

Вера Павловна стала отражением идеалов Чернышевского. В романе «Что делать?» очень ярко проявилась революционная патетика. Данное произведение стало самым ярким творческим подвигом Чернышевского.

Вера довольно рано начала трудиться, она обладает организаторскими способностями. Вера Павловна Розальская провела детство на Гороховой улице. С 12 лет главная героиня ходила в пансион, где училась шитью.

Она всегда демонстрирует зрелость характера. Довольно рано героиня выходит замуж за учителя брата фиктивно. Потом она открывает швейную мастерскую. Теперь шитье — главное дело жизни.

Постепенно Вера понимает, что предпочитает не Лопухина, а его друга Кирсанова. Вера Павловна — положительный персонаж. Ей присуще стремление к духовному совершенствованию. Чернышевский хотел показать, что в эмансипации нет ничего противоестественного. Вера знает, что «личное счастье нереально без счастья других людей».

Полюбив Кирсанова, она рассказывает Лопухову все. Она много читает и любит музыку, умеет хорошо работать и веселиться от всего сердца. Вера Павловна не только трудолюбива, но и добра сердцем. Она всегда сохраняет женственность, обаяние и стремится осчастливить других.

Сначала Кирсанов и Вера не знают, что делать. Потом Лопухов инсценирует самоубийство. На некоторый период он исчезает из их жизни. Лопухов уезжает за рубеж, где долго изучает промышленное производство. Вера винила во всем случившемся себя. Вскоре Кирсанов делает ей предложение, а в доме появляется пара Бьюмонт. Не сразу становится понятно, что Чарльзом был Лопухов.

Теперь жена Лопухова Екатерина. Две пары уже дружат семьями. У Чернышевского в романе любовь становится проверочной стадией, из которой персонажи выходят с честью. Признание прав женщины с точки зрения Чернышевского — хорошо и правильно. Хотя свободная любовь может иметь место лишь в том в обществе, где есть истинное освобождение женщин.

Значение образа

Вера Павловна — яркий представитель «нового поколения», которому посвящён роман Чернышевского. Свою жизнь она выстраивает на практичных основаниях, разумных началах. Автор романа «Что делать?» вовсе не делает из образа Веры Павловны схематическое подобие человека, иллюстрацию своей идеи. Молодая женщина не лишена слабостей, чувствительна, сентиментальна, любит комфорт, уют, обожает вкусно поесть. Есть у неё и привычки, которым она потакает: опера, музицирование, весёлые, шумные компании, танцы. Н. Г. Чернышевский не раз подчёркивает, что тип, представленный его героиней, не уникален, не идеален. Пока он редко встречается, но с каждым годом количество подобных людей увеличивается, а скоро свободные, разумные, честные, неравнодушные люди станут подавляющим большинством в обществе.

Характеристика образа Веры Павловны может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Популярные сегодня темы

Описываемые события романа актуальны и по сей день. В центре события оказывается Петр Гринев, который должен по ходу событий перестать быть юношей. Его взросление обусловлено жизненными обстоятельствами, которые изменяют его полностью

Зима является самым холодным временем года. В это время лютуют сильные морозы и кружат снежные метели. Но, несмотря на холода и снежные бури, многие любят ее. Нравится она всем из—за того, что зимой много

Трагикомедия А.П. Чехова «Вишневый сад» рассказывает об уходящем времени существования дворянства, и проводит четкую границу между прошлым и будущим. Основное действие разворачивается вокруг обедневшего имения

Комедия Ревизор — произведение, написанное Н.В. Гоголем с помощью присущих его творчеству литературных приемов — сатиры и гротеска. Автор стремится обличить пороки общества того времени.

В рассказе Пари Чехов поднимает вопрос нравственности, низости и высоты души. Конечно, автор невероятно утрирует и создает невообразимую ситуацию, его герои немного искусственно выглядят, тем более Антон

Характеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

Главной героиней романа «Что делать?» является Вера Павловна.

Девушка довольно красивая, стройная, похожа на южную принцессу. Она обладатель густых черных волос и смуглой кожи. Вера Павловна невероятно обаятельная, женственная, одевается со вкусом.

Вера выросла в мещанской семье, где была ужасная атмосфера пошлости и разврата. Ее отец – трусливый и безнадежный человек, а матушка – женщина с крутым нравом, сложным характером, очень корыстная. В какой-то степени воспитание матерью можно назвать тираническим.

Вера Павловна – это светлый персонаж произведения. Она невероятно чуткая, добрая, имеет душевную гармонию. Так же она очень творческая личность: обожает играть на фортепиано и петь. Голос у нее просто чудесный, который заставляет влюбляться всех, кто его услышал.

Сочинение на тему Вера Павловныа

Чернышевский оставил наследие своим потомкам в виде романа о «новых людях». Роман «Что делать?» задает вопросы читателю и заставляет анализировать происходящее. Здесь можно встретить и революционера, и просветителя, и «новых людей» и человека, который не готов к новому. Вера Павлова Розольская – женщина, которая на протяжении всего романа показывает свою силу и уверенность. Она даже в сложных обстоятельствах совершенствуется, становиться хозяйкой швейной мастерской и врачом. Этот образ написан с любовью, поскольку Чернышевский отображает в ней свое мировоззрение писателя-революционера.

Вера Павловна родилась и провела детство в мещанской семье. Родители не отличались высокими нравственными чувствами. С самого детства она была вынуждена работать. Поэтому бросила занятия на фортепиано с учителем. Но на уговоры матери выйти замуж за состоятельного мужчину – не согласилась и оформила фиктивный брак с Лопуховым. В этом эпизоде показан бунтарский дух девушки. Она не готова примиряться с устарелыми законами, выступает против фальши и ложи. И даже в этой семье все по новым правилам: основным в быту является равноправие, никто не переходит границы. Вера Павловна убеждена в том, что главное – независимость, которая проявляется не только в возможности делать то, что хочешь, но и по отношению к другому человеку и в отношениях в целом.

Но её борьба сводится не только к эгоистичному желанию быть равной с мужчиной. Она спасает от бедности молодых девушек. В новой квартире организовывает швейную мастерскую, нанимает работников, с которыми делит прибыль поровну. Вместе с девушками не только работает, но и ходит на пикники, общается на важные темы. Для Веры Павловны очень важно дарить счастье другим.

Она не может обманывать мужа Лопухова, когда полюбила Кирсанова сразу об этом сказала. Она самодостаточная и понимает, что любой исход будет правильным. Ведь женщина не бросает швейное дело и изучает врачебное ремесло. После «самоубийства» Лопухова она испытывает боль и винит себя. Но поборов эти чувства все же остается с возлюбленным Кирсановым, а позже в доме появляется еще одна семья – Бьюмонт.

Вера Павловна любит музыку и театр, много читает классической и современной литературы. Занимается своей внешностью, поэтому всегда имеет опрятный вид и выглядит женственно. Но при этом у нее сильный характер и стойкая жизненная позиция. Чернышевский в образе Веры Павловны соединил черты свой жены и «новых женщин» того времени.

Сны Веры Павловны: смысл и значение | Литерагуру

Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.

  • 1 Первый сон
  • 2 Второй сон
  • 3 Третий сон
  • 4 Четвертый сон

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья.

Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям.

Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.

Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода.

Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя.

Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость.

«Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.

Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути.

Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера.

Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу.

Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.

Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди.

Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу.

Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы.

Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие.

Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.

Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым.

Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность.

Вера любит Кирсанова.

Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака.

Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания.

Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.

Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д.

Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени.

Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.

Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства».

Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей.

Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.

Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.

Виктория Арутюнян

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/sny-very-pavlovny-smysl-i-znachenie/

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: