В 1790 г. в столице Царской России была опубликована повесть А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Это событие стало настоящим скандалом – из-за содержания книгу запретили, а ее автора сослали в Сибирь. Несмотря на это, произведение распространялось среди культурной элиты страны в виде рукописных копий. Книга смогла пережить своих гонителей и сегодня включена в школьную программу. В данном материале узнаем некоторую информацию о содержании повести «Путешествие из Петербурга в Москву», жанре ее написания и судьбе автора.
В чем суть эпиграфа к произведению
Поскольку в XVIII в., когда книга Радищева была издана, говорить о недостатках власти было небезопасно (особенно после восстания Пугачева), автору пришлось прибегнуть ко многим метафорам и намекам. Первым из них является эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и (лающе) лаяй».
Эта фраза была позаимствована из популярной в те годы поэмы В. Тредиаковского «Телемахида» и описывала Цербера — легендарное чудище, охраняющее вход в царство мертвых.
Зачем же Радищев взял эту фразу в качестве эпиграфа к «Путешествию из Петербурга в Москву»? Большинство исследователей полагают, что таким образом он пытался описать современный ему общественный уклад в России. Причем автор обвинял во всем происходящем не только монарха, но и каждого жителя страны, в чьих руках есть хоть доля власти. Ведь на протяжении всего путешествия герой сталкивается с тем, что взяточничество, безразличие к судьбам других и работа спустя рукава присутствуют абсолютно на всех уровнях: от конюхов на станции до главы государства.
В начале ХХ в., когда на волне революционных волнений снова стало популярным «Путешествие…», эпиграф к нему превратился в крылатую фразу.
Централизованная библиотечная система
Повесть представляет собой собрание разрозненных фрагментов, связанных между собой названиями почтовых станций городов и деревень, мимо которых следует путешественник. Автор рисует картины современной ему России, уделяя основное внимание положению крепостных крестьян, угнетаемых помещичьим классом. Параллельно с этим Радищев смело и резко осуждает самодержавие. Кроме того, Радищев включил в повесть свою оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове».
Также в повести есть большое число явных и скрытых цитат из других произведений художественной литературы, отдельные главы содержат наброски сюжетов, впоследствии ставших основой для известных произведений других авторов
История написания романа
С точки зрения формы, Радищев следует канонам жанра сентиментального путешествия, особенно популярного в континентальной Европе в 1780—1790-е годы. Эта форма является способом изложения мыслей автора об общественном устройстве России. Благодаря этому книга смогла пройти цензуру: цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.
Эпиграфом к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев взял стих из поэмы Тредиаковского, несколько видоизменив его: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». У Тредиаковского словами «Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей» описывается «Пёс Цербер», с которым в свою очередь сравнивается созерцание порочными царями в загробном мире своей истинной сущности в «Зерцале правды». Эта фраза стала крылатой и является символом негативного общественного явления.
Указом Екатерины II от 4 сентября 1790 года Радищев признавался «виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги… наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изречениями против сана и власти царской». Радищева приговорили к смертной казни, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Илимский острог. Почти весь тираж романа был уничтожен. Сам роман оказался под запретом, снятым только в 1905 году. Однако роман расходился в списках и стал широко известен.
Ознакомиться с книгой можно по ссылке — https://ilibrary.ru/text/1850/index.html
Жанр «Путешествия из Петербурга в Москву»
В начале XVIII в. в Великобритании в моду вошло написание произведений-путешествий. В них авторы описывали не только путь своего персонажа и увиденное им, но и впечатление от поездки.
В 1768 г. на свет выходит одна из самых знаменитых книг подобного толка — «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна. Именно после нее в литературе окончательно сформировался такой жанр, как сентиментализм.
Главной особенностью таких произведений было стремление авторов разжалобить читателей, такой эффект достигался путем воздействия на их чувства.
С легкой руки британцев сентиментализм и произведения-путешествия вскоре распространились на всю Европу, включая Российскую империю.
Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» — это один из ярчайших примеров произведений такого жанра. Ведь помимо критики общественного уклада, Александр Николаевич в большинстве глав описывал случаи из жизни крепостных, чем успешно воздействовал на эмоции читателей, заставляя их сопереживать.
История создания и публикации Путешествия из Петербурга в Москву
Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным делом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева.
Как раз в ту пору, когда у него созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие на юг России — в Новороссию и Крым. Путешествие императрицы, которую сопровождала многочисленная свита, совершилось с необычайной пышностью и великолепием.
По приказу всемогущего Потемкина, бывшего тогда новороссийским генерал-губернатором, на всем протяжении пути были сооружены искусственные, бутафорские деревни, получившие название «потемкинских». Эти декоративные «деревни» должны были наглядно продемонстрировать, как якобы счастливо и изобильно живет русское крестьянство.
Этому наглому обману Радищев противопоставлял в своем «Путешествии из Петербурга в Москву», которое в известной части совпадает с маршрутом императрицы, подлинную, неприкрытую картину крепостнической действительности.
В предисловии — обращении к А. М. Кутузову — которым открывается книга Радищева, он так объясняет причину и цель ее написания: « Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы ».
Радищев понимал, что крепостничество органически связано с самодержавием. «Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостью», — написала Екатерина II в одном из своих замечаний к «Путешествию…». И действительно, самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева.
В июле 1789 г. Радищев приступил к публикации своего «Путешествия…» — сдаёт книгу под названием «Путешествие» в Управу благочиния. Цензор Никита Рылеев доверившись, видимо, невинному географическому названию книги и невнимательно прочитав её, 22 июля 1789 г. подписал цензурное разрешение. После этого Радищев передает рукопись и цензурное разрешение в типографию, но типографщик, прочитав книгу, отказывается её набирать — Радищев приобретает печатный станок и создаёт собственную типографию. В 1790 г. «Путешествие из Петербурга в Москву» было напечатано и книга вышла в свет тиражом 650 экземпляров, из которых Радищев успевает продать 25 экземпляров и ещё 7 разослать разным лицам (в том числе, например, Державину). Один экземпляр попал к Екатерине II, реакция её была немедленной: «Тут рассеивание заразы французской…» Против Радищева было возбуждено уголовное дело. В панике Радищев уничтожает оставшийся тираж книги, но 30 июня 1790 г. Его арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. Следствие было поручено Шешковскому, известному своей свирепостью по делу Емельяна Пугачёва. По слухам, Радищев, узнав об этом, упал в обморок. Главной задачей следствия было выяснить, один Радищев написал книгу или у него есть сообщники. Следствие подозревало в соучастии нескольких человек (П.И.Челищева, А.Р.Воронцова, К.Р.Дашкову, А.М.Кутузова), была версия, что «Путешествие» написано по заказу масонов, но Радищев утверждал, что книгу сочинил он один без сообщников.
Суд признал Радищева виновным в издании книги, которая «наполнена самыми вредными умствованиями, нарушающими покой общественный, умаляющими должное к власти уважение, стремящимися к тому, чтоб произвести в народе негодование против начальников и начальства, наконец, оскорбительными выражениями против сана и власти царской». Приговор — смертная казнь через отсечение головы. Однако вскоре Екатерина помиловала приговоренного Радищева и отправила его в не 10 лет в сибирскую ссылку. Радищев вернулся в Петербург только в 1801 году, за год до своей смерти. Практически все читатели увидели в книге Радищева «рассеивание заразы французской», идеи революционного преобразования России, мысли о необходимости свержения монархической власти путём народного восстания. Итак, из 650 отпечатанных экземпляров «Путешествия…» уцелело всего около тридцати. «Между тем в самых разных кругах русского общества произведение вызвало широчайший интерес. Вполне естественно поэтому, что с книги немедленно стали изготовляться списки, затем списки со списков, со списков «списочного происхождения» новые списки и т.д.» Списки имеют существенные различия, расхождения по тексту иногда достигают тысячи случаев, которые касаются не только пунктуации и в целом правописания, но и целых фрагментов глав «Путешествия…», строф оды «Вольность». Проблема текста обострилась в 1930-е годы, когда сложилась парадоксальная ситуация: «Путешествие…» Радищева, которому большевики первому поставили памятник, как «основоположнику революционного движения в России», за 16 лет существования Советской власти ни разу не было переиздано. Перед советским литературоведением встала задача опубликовать научно достоверный текст произведения Радищева, но, как выясняется, списки были сделаны не только с печатного текста, но и, вероятно, с ранних редакций книги, которых было около шести, чем и объясняются многочисленные разночтения. Изучение всех вариантов «Путешествия…» давало возможность увидеть эволюцию замысла Радищева – а вместе с тем обнаружило новые трудности. В 1964 г. в журнале «Новый мир» появилась большая публикация Георгия Шторма «Потаённый Радищев», где утверждалось, что Радищев уже после публикации «Путешествия…» продолжил работу над текстом, который остался рукописным, но является самым полным и достоверным текстом «Путешествия из Петербурга в Москву», с которого и делались списки. С мнением Шторма и его аргументами не согласились некоторые авторитетные «радищеведы». Проблема подлинного текста радищевского «Путешествия…» оказалась совершенно запутанной. Оказалось, что среди списков есть более совершенные и искусные в литературном отношении, чем печатный текст, но с огромным количеством ошибок орфографии и пунктуации; а есть списки, в которых, наоборот правописание соответствует принятой норме, но в художественном отношении текст ослаблен, обеднён – среди списков явно имеются редакторские копии. Возможно, эти списки принадлежат его соавтору или соавторам (не зря такая версия была у следователя Шешковского), однако найти соавторов Радищева не удаётся.
В Государственной Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина хранится список «Путешествия…», принадлежавший неустановленному лицу с инициалами Н.Г. Список оформлен очень тщательно: на кожаном переплёте золотом вытиснено «Альбом», внутри два титульных листа, на одном из которых написано «Моё альбом. Книга 7. Н.Г.», на втором — «Путешествие из Петербурга в Москву. Сочинение Радищева» (нет ни эпиграфа, ни посвящения). Этот список содержит несколько тысяч мелких разночтений, а также крупные добавления и сокращения разного характера. Соотнеся данный список с другими книгами альбома неизвестного Н.Г. и по ним видно, что Н.Г. переписывал, но никогда не изменял литературные тексты, следовательно тысячи изменений в «Путешествии…» принадлежат не ему. Характер изменений показывает, что они сделаны в духе Радищева: человек, правивший текст, прекрасно владел фразеологией и интонацией автора. Последние исследования показывают, что часть поправок действительно принадлежит Радищеву, который в 1801 году собирался переиздать «Путешествие…», другая часть поправок принадлежит сыновьям писателя — Павлу и Николаю Радищевым — которые помогали отцу редактировать текст в соответствии с нормами литературного языка начала XIX века. Таким образом, приходится констатировать, что проблема подлинного авторского и окончательного текста «Путешествия из Петербурга в Москву» до сих пор не решена. Однако совершенно ясно, что Радищев многие годы работал над текстом «Путешествия…» (до его публикации и, предположительно, после) и замысел его претерпел изменения. По этой причине любое однозначное толкование «Путешествия…» без учёта эволюции замысла становится сомнительным; требует корректировки привычное толкование «Путешествия…».
Предыдущая8Следующая
История написания и судьба первого тиража
Разобравшись с жанром «Путешествия из Петербурга в Москву» (сентиментальная повесть-путешествие), стоит обратить внимание на некоторые особенности литературного труда. По сути, книга Радищева – это не одно произведение, а сборник рассказов, поэзии, очерков, исторических и философских трактатов, которые объединены сентиментальным героем и показываются читателю через призму его восприятия.
Как же возник у автора замысел подобного произведения?
Чтобы понять, почему столь состоятельный человек, как А. Н. Радищев, решил рискнуть всем и написать свою скандальную повесть, нужно вспомнить некоторые моменты из его биографии.
В отличие от большинства российских дворян того времени, автор «Путешествия…» учился у лучших профессоров Москвы, а затем познавал право в Лейпцигском университете. Пожив за границей, Радищев проникся революционными идеями об изменении общественного уклада, пропагандируемыми известными французскими и немецкими писателями и философами.
По возвращении на родину вынужденный служить в государственном аппарате Александр Николаевич воочию убедился в его отсталости от мировых тенденций.
Не имея в руках никакой реальной власти, чтобы попробовать изменить все это, писатель решает хотя бы изложить реальное положение дел на бумаге.
История написания «Путешествия из Петербурга в Москву» начинается с 1785-го. В этом году автор пишет первый очерк о продаже крестьян с торгов (вошел в повесть как глава «Медное»).
В будущие годы он продолжает создавать небольшие рассказы о бесправном положении крепостных и лени чиновников.
В 1787 г. происходит событие, которое подталкивает Радищева к началу активной работы над книгой. В это время императрица Екатерина решает проехаться по стране, чтобы увидеть, как живет ее народ. Чтобы не расстраивать царицу, ее фаворит Григорий Потемкин создает целую серию бутафорских деревень с ряжеными счастливыми крестьянами на пути следования кортежа владычицы.
По итогам этого путешествия Екатерина и весь ее двор начинают свято верить (или просто хотят верить), что в стране все прекрасно, а крепостные сыты, одеты и довольны своей участью.
Столь подлый обман и желание властей жить в иллюзиях вызвали негодование у многих, в том числе и у писателя. Он решается создать произведение-путешествие, посвященное тому, с чем столкнулась бы царица, если бы путешествовала по своей империи инкогнито.
Вплоть до 1789 г. Радищев работает над текстом повести «Путешествие из Петербурга в Москву». А чтобы не было проблем с книгопечатаньем, автор оснащает в своем имении собственную типографию, где и публикует произведение.
Тираж книги составил 650 экземпляров, однако автор успел продать только 100. Считается, что остальные 550 были сожжены Радищевом. Однако, учитывая, сколько труда и средств автор вложил в это предприятие, более вероятно, что Александр Николаевич передал книги верным друзьям. Иначе откуда же в будущие десятилетия появлялись ее рукописные версии? Не по памяти же они составлялись, тем более что «Путешествие…» было отнюдь не маленьким по содержанию.
Отдельные исследователи творчества писателя полагают, что в написании «Путешествия…» ему помогал некий неизвестный вельможа. Ведь сооружение собственной типографии для печати всего одной книги — дело недешевое, на которое у автора попросту не хватило бы собственных средств.
Как встретила цензура и передовые мыслители XVIII- XIX вв. произведение Радищева
Ирония в том, жанр «Путешествия из Петербурга в Москву» помог ему пройти строжайшую цензуру.
В те годы мода на сентиментальные путешествия в литературе была высока, поэтому ленивые цензоры посчитали сочинение Александра Николаевича одним из них. Поэтому они прочти лишь названия глав и пафосное, немного витиеватое вступление. Таким образом, «Путешествие…» показалось им своеобразным путеводителем по российским глубинкам между двумя столицами, и цензоры разрешили опубликовать его.
К счастью, читатели оказались более внимательными, и вскоре после появления книга произвела настоящий фурор.
Что касается реакции общественности, то, несмотря на запрет, произведение распространялось в рукописных вариантах. Так что книгу прочли самые умные люди того времени, причем не только сочувствовавшие проблемам, изложенным в ней, но и отрицавшие их существование.
В первую очередь это Екатерина ІІ, которая позиционировала себя как Великая. Справедливости ради стоит отметить, что она действительно была одной из умнейших и образованнейших женщин своего времени. Приближенные императрицы утверждают, что она внимательно прочла труд Радищева и оставила на полях книги немало довольно едких ремарок. В основном Екатерина отмечала заимствование манеры письма у популярных европейских писателей, а также критиковала изображенные проблемы в «Путешествии…», называя их пошлыми и надуманными.
Повесть была воспринята ею как посягательство на «святейший» институт царской власти. Поэтому, как и Пугачев, Радищев был приговорен к смертной казни.
Немного остыв, царица смилостивилась и заменила ее на ссылку в Сибирь на 10 лет. Это было более обдуманным решением. Ведь убить человека, рискнувшего рассказать об издевательстве над крепостными, было как-то странно, с учетом того, что 22 годами раннее царица велела жестоко наказать родовитую дворянку Дарью Салтыкову за убийства и издевательства над подвластными ей крестьянами. Поэтому, если бы Радищева казнили, многочисленная и весьма влиятельная родня Салтычихи начала бы задаваться рядом неприятных для Екатерины вопросов, а также требовать освобождения Дарьи, которая к тому времени была еще жива.
Интересно, что нелюбимый писателями и дворянами сын царицы Павел I после вступления на престол велел смягчить меру наказания Радищеву – заменить ссылку на домашний арест в имении автора. Хотя этот правитель был фанатично уверен в божественном происхождении монаршей власти, стоит отметить, что вопреки критике ее короткого правления Павел пытался всеми силами облегчить жизнь крепостным. Многие историки полагают, что именно «Путешествие…» побудило его к такому решению, потому что царь толком никогда не выезжал за свою жизнь за пределы столицы.
Внук Екатерины Александр I пошел дальше отца. Он не только полностью снял все обвинения с Радищева, но и включил его в Комиссию для составления законов в Петербурге. К сожалению, через год после этого события писатель умер от чахотки.
Стоит отметить, что большинство читателей произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» были возмущены/восхищены его содержанием, но редко высказывались о художественной форме. Однако Пушкин (который, чтобы ознакомиться с оригиналом, выкупил экземпляр, хранившийся в Тайной канцелярии) во многом критиковал стиль автора. При этом он, как и Екатерина, считал множество проблем, описанных в книге, преувеличенными.
Другой великий гений российской литературы (который, в отличие от Александра Сергеевича, знал не понаслышке, как живут крестьяне) Достоевский также критиковал авторский стиль Радищева и утверждал, что многие сюжеты и мысли в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» были позаимствованы из трудов французских просветителей.
«Путешествие из Петербурга в Москву» и его злой рок
Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Андрей Багрянский
Главную тайну редчайшего библиофильского издания «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева раскрыли на первой встрече нового просветительского цикла лекций и выставок одной книги «Жемчужины Исторической библиотеки» в Государственной публичной исторической библиотеке России.
«У каждой книги своя судьба, которая неразрывно связана с судьбами людей — писателя, художника, издателя, коллекционера… Но эти удивительные, запутанные и даже детективные книжные истории доступны лишь ограниченному кругу профессионалов. Мы решили раскрыть тайны книг и показать самые ценные и редкие книги из нашей коллекции», — рассказывают авторы проекта.
Директор библиотеки Михаил Афанасьев добавил, что за 150 лет в фондах собралась богатая коллекция редких книг: «Нам есть что открывать и чем похвастаться», — заинтриговал он.
Героиня первой лекции почти 100 лет будоражила умы и обычных читателей, и библиофилов. Начиная с 1790 года, когда Александр Радищев в личной типографии в обстановке строжайшей секретности напечатал первый тираж своего «Путешествия из Петербурга в Москву», и кончая запутанной и трагической историей издания библиофильского тиража книги в 1880-м.
Сын богатого дворянина, получивший отличное образование в России и за границей, в Лейпциге, куда в числе лучших учеников был отправлен лично Екатериной II, Александр Радищев не мог не понимать, что «Путешествие из Петербурга в Москву» поставит крест на его карьере и жизни.
Как написала на полях «Путешествия…» Екатерина II, автор ищет случай придраться к власти. Кстати, она очень внимательно прочитала труд Радищева и оставила на полях много замечаний и комментариев. Этот экземпляр к тому времени уже запрещенной книги купил впоследствии Александр Сергеевич Пушкин.
Как издателю Алексею Суворину удалось в конце XIX века получить разрешение на переиздание книги Радищева — отдельный вопрос. Вероятно, разрешили, потому что это должно было быть дорогое библиофильское издание тиражом всего-то в 100 экземпляров.
Оригинальную книгу 1790 года для перепечатки отдал купец-миллионер и библиофил Павел Щапов. У него была мечта — создать музей русской печатной книги. 11 лет он искал и собирал лучшие книги на русском языке. Его коллекция из более чем 30 тысяч редких книг, до сих пор среди библиофилов считается одной из лучших. И когда в типографии Суворина потеряли листы из книги Радищева, Щапов не смог с этим смириться, тяжело заболевает, сходит с ума и умирает. Ему было всего 39 лет.
«Подобные истории заставляют нас задуматься, а стоило ли оно того. Неужели утрата книги может привести человека к смерти?. Суворин писал в письме Щапову: «Почему вы так реагируете? Это же не единственная книга в мире…»
Но в данном случае трагическая история оказалась всего лишь красивой и печальной легендой. Листы из книги были действительно потеряны, но не все, как гласит легенда, а скорее всего, лишь один лист или 14 страниц. Алексей Суворин обещал Щапову компенсацию в 1000 рублей и нашел ему в Петербурге «целый» экземпляр «Путешествия из Петербурга в Москву». Правда, от щаповского его отличал новый богатый кожаный переплет.
Павел Щапов, к сожалению, умер в 39 лет, потому что долго и тяжело болел. Зато его мечта о музее почти осуществилась — большая часть книг из его коллекции хранится сегодня в Государственной публичной исторической библиотеке России. Есть среди них и тот самый роковой экземпляр Радищева, наделавший так много шума.
А всего в мире осталось всего 14 «Путешествий из Петербурга в Москву», изданных Радищевым в 1790 году. По крайней мере, из известных исследователям.
В следующих лекциях расскажут, как запрещались и уничтожались издания Льва Толстого и Владимира Гиляровского, почему Николай Гоголь сжег свою первую книгу и тираж какого популярного сочинения почти полностью погиб во время московского пожара 1812 года.
Расписание лекций из цикла «Жемчужины Исторической библиотеки»:
13 марта 2021 г. — «Дон Педро Прокодуранте, или Наказанной бездельник. Комедия, сочинения Калдерона де ла Барка. С гишпанскаго на российской язык переведена в Нижнем Новгороде. С указанаго дозволения» Я.П. Чаадаева (М., 1794);
3 апреля 2021 г. — «Душенька» И.Ф. Богдановича (М., 1811);
22 мая 2021 г. — «Ганц Кюхельгартен. Идиллия в картинах» В. Алова (СПб., 1829);
19 июня 2021 г. — Придворный альманах В.А. Жуковского «Муравейник. Литературные листы» (СПб., 1831. №№ 5);
21 августа 2021 г. — «Коробейники» Н.А. Некрасова (СПб., 1862. Кн. 1);
2 октября 2021 г. — «Трущобные люди» В.А. Гиляровского (М., 1887);
20 ноября 2021 г. — «Из моей автобиографии и другие рассказы» Л.Н. Толстого (М., 1901);
18 декабря 2021 г. — Библия на шведском языке (1705) с вензелем Карла XII.
Герои повести
В центре сюжета находится традиционный для того времени сентиментальный герой. Он же рассказчик, оставивший своих друзей в Петербурге и решивший отправиться в Первопрестольную.
На протяжении 26 глав книги он встречается с разными персонажами из различных социальных слоев.
Некоторые из описываемых героев «Путешествия из Петербурга в Москву» были близки по духу рассказчику, некоторым он сочувствовал (Крестьянкин, жертва афериста), а иные вызывали у него только презрение (жадные жестокие помещики, аферисты, развратники).
Интересно, что большинству персонажей книги автор не дает имен. Вероятно, цель такого художественного приема – создать впечатление у читателей, что прототипом иного или иного человека является знакомое ему лицо.
Краткое содержание «Вступления», «Выезда», «Софии», «Тосны» и «Любани»
Рассмотрев обстоятельства написания книги, ее жанр и художественные особенности, стоит изучить краткое содержание «Путешествия из Петербурга в Москву».
В 1 главе рассказчик в основном философствует о человеческих страданиях и душе. Наиболее интересной и важной мыслью в ней можно считать призыв читателей не жить в рабстве иллюзий.
2 глава малоинтересна. В ней коротко рассказывается о путешествии героя от Петербурга к станции «София», где и происходит основное действие 3 раздела. В те времена все ездили на лошадях, а животное — не машина, ему нужен отдых. Чтобы не ждать, на почтовых станциях можно было оставить уставших коней и запрячь свежих. Это и намеревался сделать герой в Софии. Однако было поздно, и смотритель не хотел утруждать себя, поэтому соврал, что животных нет и нужно ждать до утра.
Хотя герой мог добиться наказания нерадивого служащего, он решил дать взятку мужикам «на водку», и те запрягли ему свежих лошадей.
На пути к Тосне рассказчик жалуется на состояние дорог. На самой станции он знакомится со стряпчим, который был регистратором при разрядном архиве, а ныне занимается «фальсификацией» родословной, так как ходят слухи, что дворянские фамилии старше 200-300 лет скоро получат более высокие звания.
В Любани путешественнику встретился крестьянин, который, несмотря на воскресный день, пахал свое поле. Оказалось, что несчастный знает, что чинит грех, но у него нет выбора. Дело в том, что остальные дни недели он вынужден обрабатывать господское поле, и если не будет работать в праздник, умрет с голоду.
Путешествие Александра Радищева из Петербурга в Илимск
Тайный советник при особых поручениях, глава Тайной экспедиции и обер-секретарь Правительствующего сената, приближённый Екатерины II, Степан Шешковский во всём был полной противоположностью Радищева, аристократа с европейским образованием. Шешковский проделал путь из низов до государственной верхушки и повергал двор в ужас. Ещё в тринадцатилетнем возрасте, когда Радищев уже год как был в новом Пажеском корпусе императрицы, Шешковский переписывал протоколы доносов в Тайной канцелярии, и ему так понравилось всё, что там происходит, что в 16 он сумел устроиться в московский филиал Тайной канцелярии, а дальше рьяно пошёл по карьерной лестнице и спустя годы получил репутацию жестокого палача, хладнокровного мучителя и могущественного человека. К тому же — снова на контрасте с неподкупным начальником таможни Радищевым — известного взяточника.
Излюбленной пыткой Шешковского была такая: ударить четверным поленом по подбородку и выбить все зубы. Екатерина II доверяла «домашнему палачу» самые деликатные дела: к примеру, не привлекая внимания общественности, выкрадывать и пороть знатных дам, слишком увлекающихся дворцовыми сплетнями, а затем аккуратно возвращать несчастных на место. Его ненавидили, боялись и презирали одновременно.
За десять дней до ареста Александр Радищев уже понимал, какой эффект произвело его сочинение, и его жизнь стала похожей на шпионский детектив. Типограф Иван Шнор, за которым была установлена полицейская слежка, попросил у Радищева 50–100 книг в счёт долга за типографский станок, и Радищев не придумал ничего лучше, чем ответить, что тираж украден, хотя он лежал у него дома. Только за несколько часов до своего ареста в панике и плохом предчувствии Радищев приказал своему дворовому человеку сжечь книги, уничтожить рукописи «Путешествия» и любые компрометирующие бумаги. Самые ценные сочинения он отдал своему бывшему начальнику графу Воронцову. Правда, разрозненные заметки у него всё равно остались.
События развивались стремительно. 30 июня 1790 года к Радищеву пришла полиция, обыскала квартиру и увезла его в Петропавловскую крепость. У череды допросов была одна цель — выяснить, что побудило его напечатать «Путешествие из Петербурга в Москву» и есть ли у него сообщники в этой подрывной деятельности. Чего он хотел? Это был акт художественный, социально-политический, репутационный или коммерческий? Защита Радищева не сработала, потому что он сам себе во многом противоречил. Он заверял, что сообщников у него нет, делал он всё сам, мотивы его — чисто литературные: хотел прослыть остроумным писателем и разбавить сентиментальное путешествие острой политической публицистикой. «Дерзновенныя выражения и неприличной смелости почерпнул я, читая разных писателей, и ни с каким другим намерением, как чтобы прослыть хорошим писателем», — объяснял он на следствии. Он говорил, что вдохновился путешествием стерновского Йорика, но решил усовершенствовать задумку Стерна. Хотел принести пользу обществу и для этого смягчил сердца помещиков. Добавил юмор, чтобы было не скучно читать. С помощью книги хотел стать заметным в литературном сообществе и заработать. Как бы он ни уверял, что «разум заблуждал, сердце не было тому причастно», ситуация выходила крайне паршивой.
О чем «Бронницы», «Зайцево», «Крестьцы», «Яжелбицы», «Валдай»
Созерцания горы, где раньше находился славянский языческий храм (во время пребывания в следующем населенном пункте), наталкивает героя на размышление о Господе и человеческом счастье.
В Зайцеве рассказчику доводится встретиться со своим давнишним приятелем — председателем уголовной палаты Крестьянкиным. Тот уволился из-за своего последнего дела — его заставили осудить насмерть заведомо невиновных людей. Это были крепостные, которых барин с барчуками довели до восстания своим поведением (убийства, насилие над девушками, морение голодом и т. п.). Люди поубивали хозяев и сожгли дом, за что и были казнены.
В Крестьцах рассказчик наблюдает момент прощания отца с сыновьями, которые уезжают из родного дома на службу. Это зрелище заставляет его пофилософствовать о родительском отношении к своим чадам.
По пути к следующей станции герой видит, как отец хоронит сына. Он сокрушается, что в прошлом вел развратный образ жизни и заразился венерическим заболеванием. Этот недуг удалось вылечить, однако лекарство повлияло на здоровье родившегося от него ребенка.
Рассказчик сочувствует отцу, при этом вспоминая, что и сам не безгрешен, и размышляет о негативных последствиях проституции.
Словно в ответ на эти мысли, герой попадает в Валдай, славящийся своими гулящими женщинами в банях, ради которых сюда часто приезжают путники.
Краткое содержание «Медного», «Твери», «Городни», «Завидово» и «Клина»
В следующем пункте своего путешествия герой становится свидетелем того, как за долги барина продают все его имущество, включая крепостных. Во время торгов господа с легкостью разлучают крестьянские семьи, причем закон никак не препятствует столь бесчеловечному обращению.
Новая глава посвящена размышлениям о поэзии в Российской империи и тому, что она слишком ориентирована на европейские традиции. В этом разделе приятель путешественника читает ему свою оду «Вольность».
В Городне герой застает проводы крестьян в армию. Тут он наблюдает горе отца, теряющего единственного кормильца, и хитрого француза, который сам себя продал в рабство, а потом пошел в солдаты.
На новой станции молодой офицеришка пытается отнять у рассказчика лошадей. Его цель — выслужиться перед начальством. Главному герою удается отстоять и свою честь, и имущество. При этом он с горечью размышляет о привычке его соотечественников пресмыкаться перед высшими чинами.
В Клине путешественник знакомится со слепым стариком, которому дарит теплый платок.
Содержание «Пешек», «Черной грязи» и «Слова о Ломоносове»
Узнав, что рассказывается в основных частях книги, стоит закончить рассмотрение краткого содержания «Путешествия из Петербурга в Москву», уделив внимание последним главам.
В Пешках рассказчик попадает в бедную избушку крепостной женщины, которая просит у него кусочек сахара для своего ребенка. Ужасаясь нищете в доме, герой рассуждает о бессовестности помещиков.
В следующем разделе он попадает на свадьбу крестьян. Однако молодые ненавидят друг друга, а этот брак – приказ барина. Такое событие наталкивает рассказчика на размышление о природе супружества.
Финальная глава посвящена рассказу о Ломоносове и его вкладе в развитие образования и культуры Царской России.
Краткий анализ «Путешествия из Петербурга в Москву»
Рассмотрев героев и содержание повести Радищева, стоит кратко проанализировать ее.
Без сомнения, данное произведение было весьма прогрессивным для своего времени. Ведь Александр Николаевич впервые в российской литературе решился описать все проблемы современного ему общества, без прикрас.
Многие современники автора при анализе «Путешествия из Петербурга в Москву» полагали, что Радищев сгущает краски. Более смелые и здравые мыслители называли данную книгу «энциклопедией российской жизни». Ведь в отличие от «Евгения Онегина» (носящего этот титул), в «Путешествии…» показана правдивая изнанка того, что крылось за романтизированной помещиками жизнью на селе.
Несмотря на изрядную сентиментальность (которой и правда слишком много в произведении), а также активные попытки автора выжать слезу из читателя, реализм описанного им до сих пор поражает. А самым печальным для каждого современного читателя является то, что по прошествии многих веков с момента выхода «Путешествия…» положение дел в России не особо улучшилось — основные проблемы остались неизменными и по сей день.
Путешествие из Петербурга в Москву
Все 6 готических храмов Подмосковья
Ярополец. ГЭС и Чебурашки
Название романа Александра Радищева давно уже стало расхожей фразой. И кажется, что это путешествие было проделано невероятно давно, два с лишним века назад…
А между тем на этой самой дороге, связывающей две столицы, можно и сегодня встретить все без исключения деревни, села и города из оглавления “Путешествия…”, – только некоторые названия слегка изменились. И проделать тот же путь, хотя, конечно, гораздо быстрее, чем это было возможно в XVIII веке.
Этот пост (и серия последующих) – для тех, кто хочет не просто пролететь из одного большого города в другой на максимальной скорости. Этот пост – для путешественников, которым интересна вся дорога.
Описания крупных городов, интересных для путешественника (отмечены на карте синими значками) будут даны отдельно и подробно. А общий обзор дороги – смотрите здесь.
- Тосно (у Радищева – Тосна). Ныне райцентр Ленинградской области, замечательный тем, что здесь была крупная ямская станция, а также стоит редчайшая церковь – построенная при советской власти, чего практически не случалось.
- Люблин (Любань) – небольшой городок, который, однако, недавно отметил свое 500-летие. Все основные достопримечательности сосредоточены у железнодорожной станции – собственно здание вокзала, построенное в 1850 году, храм работы Тона и множество памятников.
- Чудово – городок уже Новгородской области, также интересный старинным вокзалом 1877 года и замечательной Казанской церковью в стиле модерн.
- Спасская Полисть (Спасская Полесть) – небольшая старая деревня, от которой можно свернуть к селу Селищи с сохранившимися аракчеевскими казармами, где в годы военной службы бывал М.Ю.Лермонтов.
- Подберезье – деревня под Новгородом, из достопримечательностей – военный мемориал, на котором указано, что “отсюда началось наступление по освобождению Новгорода”.
- Великий Новгород (у Радищева – просто Новгород). Этот город практически бесконечен по своим достопримечательностям. Только домонгольских храмов здесь сохранилось целых 13. В Новгороде можно заночевать, благо гостиниц в нем хватает. Этому городу будет посвящен отдельный рассказ.
- Бронница (Бронницы). Не надо путать это село с подмосковным городом Бронницы. Большое село на древнем московском тракте богато своей историей, в нем есть даже собственный музей в здании бывшего сильно перестроенного царского путевого дворца.
- Зайцево (Зайцово). Небольшое село, где восстанавливается красивый храм с необычным названием – Уверения Фомы в Воскресении Христовом, постройки 1836 года.
- Крестцы (Крестьцы) – древнее, известное с XIV века село на пересечении двух крупных трактов – Новгород-Москва и Псков-Вологда. Во времена Екатерины село получило статус города, здесь был построен путевой дворец. Крестцы знамениты и своей оригинальной вышивкой – “крестецкой строчкой”, ей посвящен даже местный музей. Сейчас здесь можно остановиться у местных торговок, которые накормят пирожками и нальют вам чай из настоящего дымящего самовара.
- Яжелбицы – древнее село, известное в истории заключением Яжелбицкого мира между Новгородской республикой и Василием Тёмным. Здесь сохранился один из путевых дворцов Екатерины II, стоит красивая отреставрированная церковь Александра Невского 1805 года.
- Валдай. Старинный интересный город с множеством сохранившихся памятников архитектуры, с замечательным музеем колоколов, интересным историческим центром. И, конечно, нельзя проехать мимо Валдая и не свернуть к Иверскому монастырю, расположенному на острове на Валдайском озере, если вы там еще не были.
- Едрово. Большое село, известное, как и многие на этой дороге, еще с XV века. В этом селе стоит еще один екатерининский путевой дворец, построенный в форме буквы “Е” – в честь императрицы, а вовсе не в честь первой буквы названия села.
- Хотилово (Хотилов). Древнее село, в прошлом – большой ям (село так и называлось – Хотиловский Ям) на Московско-Новгородском тракте. В селе стоит церковь Михаила Архангела, построенная Елизаветой Петровной в честь выздоровления Петра III от оспы. Церковь сейчас, к сожалению, в тяжелом состоянии. Здесь проходила граница Тверской и Новгородской губерний.
- Вышний Волочек (Вышний Волочок). Название происходит от водного пути, которым в Новгород с Волги доставлялись товары. Здесь, на водоразделе, товары грузили на телеги, а сами суда “волокли” по суше от Тверцы до Цны. По указу Петра I здесь был прорыт один из первых российских каналов – Тверецкий. В городе сохранилось немало старинных домов. А вот у тех, кто ездит по Ленинградскому шоссе на машине, с Волочком связаны самые неприятные впечатления из-за вечной большой пробки, скапливающейся на узкой центральной улице города. Проблема пробок решилась открытием участка трассы М11 (Москва – Санкт-Петербург, платная), он проведен в объезд Вышнего Волочка.
- Выдропужск (Выдропуск). Село со смешным и необычным названием чуть в стороне от нынешней Ленинградки. В отличие от названия, село не такое веселое, скорее наоборот, несмотря на близость большой трассы, достопримечательностями оно не богато. Есть симпатичный Смоленский храм, кое-какие старинные домики. А название означает, по самой убедительной версии, просто “место, где свободно водятся выдры”. И никто их не пугает.
- Торжок. Интереснейший город, богатый самыми разными достопримечательностями. Идеально подходит для того, чтобы остановиться в нем на ночевку, если вы не спешите в Питер. Здесь немало музеев на все вкусы – от музея Пушкина до золотного шитья. Здесь сохранилось множество храмов и необычных зданий. Словом, город достоин отдельного посещения.
- Медное. Сейчас об этом селе многие знают благодаря итальянской сырной ферме, куда возят целые гастрономические экскурсии. Но помимо фермы, нельзя забывать, что в Медном есть большой русско-польский мемориал, посвященный расстрелянным здесь жертвам репрессий. Всем, кто питает иллюзии насчет сталинских “благословенных” времен, стоит здесь побывать. От путевого дворца здесь уцелел лишь один флигель.
- Тверь. Большой и славный город, который, конечно, совсем не годится для “просто остановки по пути”. Сюда следует приезжать с ночевкой, гулять по берегу Волги, любоваться роскошным путевым дворцом (ныне – музей), древней Белой Троицей, памятником Афанасию Никитину и еще сотней достопримечательностей этого города. О том, как самостоятельно познакомиться с Тверью, будет отдельный пост.
- Городня. Древнее село на берегу Волги, в котором стоит древнейший из белокаменных храмов Тверской области. Сохранился и очередной царский путевой дворец.
- Завидово. Это село сейчас знаменито тем, что рядом находится огромный национальный парк, где расположена президентская резиденция “Русь”. Иметь столь важный статус селу не впервой: оно принадлежало Ивану Грозному, Борису Годунову… У дороги в селе стоит красивый храмовый комплекс, недавно отреставрированный.
- Клин. Этот подмосковный город прочно связан с именем П.И.Чайковского. Здесь есть музей композитора (недавно открытый после пожара). Кроме того, здесь есть древний Успенский собор, очень хорошо сохранившийся и отреставрированный, есть замечательный музей елочной игрушки (при заводе, так что там же можно запастись новыми украшениями для елки).
- Пешки. Бывшая ямская слобода, а ныне небольшое село Солнечногорского района. Церковь Илии Пророка восстановлена на месте прежней, разрушенной в 1941 году.
- Черная Грязь. Большая ямская станция, здание почтовой станции сохранилось, хотя и пострадало в годы Великой Отечественной войны. Эта станция известна громкими именами проезжавших через нее поэтов и писателей. В Черной Грязи был и путевой дворец, позднее переоборудованный в больницу.
Следующая остановка – Москва!
Подробная карта этого маршрута – по клику на картинку (по ссылке открывается картинка большого размера):
Описания отдельных городов и сёл из книги Радищева:
- Торжок
- Городня на Волге
Похожие материалы
- Утицкий курган. Бородинское поле. Как это было
- Кулич и Пасха от Николая Львова
- Великое стояние на реке Угре
- Баловнево. Владимирская церковь