Баллада Василия Жуковского «Светлана» относится к эпохе раннего русского романтизма и считается одним из выдающихся произведений этого течения. В ней ярко отражены элементы фольклора: русские сказки, обряды, гадания, приметы и народные песни. Произведение включено в программу литературы 9 класса. Краткий цитатный план и анализ стихотворения Жуковского «Светлана» поможет ученикам подготовиться к урокам и итоговым экзаменам.
История создания
Василий Андреевич Жуковский в раннем творчестве использовал опыт зарубежных литераторов. Он всегда старался быть похожим на немецких и английских поэтов, искренне полагая, что западные коллеги многому могут научить отечественных писателей. Он без всякого стеснения перенимал их опыт, однако всегда старался сохранить самобытность русского характера. В результате его творения с большой точностью передавали народный менталитет. Даже произведения, которые он брал за основу, трудно было узнать в его интерпретации.
Именно так произошло и с его поэтической балладой «Светлана», анализ которой стоит провести для понимания главной мысли. За основу Жуковский взял произведение «Ленора» немецкого автора Бюргера и полностью переделал первоисточник на свой язык. В результате отечественный читатель получил в подарок прекрасный пример баллады, которая полностью погружала его в волшебный мир мистических явлений:
- преданий;
- сказок;
- легенд.
Василий Андреевич вложил в это произведение огромную любовь. Невольно возникает вопрос, для кого написано это интригующе загадочное произведение и какой ее смысл? Жуковский посвятил эту сказочную балладу А. Протасовой, которая являлась его племянницей и крестницей. Девушка готовилась выйти замуж за А. Воейкова, лучшего друга поэта, и Жуковский приготовил им на свадьбу такой своеобразный подарок.
Главная мысль
Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?
Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.
Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.
Проблемы, описанные в балладе
В стародавние времена у незамужних девушек очень популярны были гадания на суженого, которые проводились в рождественские святки. Именно это явление стало центральным событием повествования в стихотворении Жуковского «Светлана», анализ которого поможет школьникам написать сочинение.
Автору удалось передать трепетные и тревожные чувства героини. Она с нетерпением ждет жениха, надеясь на чудо. Устав от ожиданий, девушка пытается заглянуть в свое будущее. Однако вместо свадебных приготовлений она почему-то начинает видеть устрашающие картины:
- мертвеца в гробу;
- страшный заброшенный дом;
- церемонию панихиды по покойному.
В образе Светланы заложен особый религиозный смысл, который автор пытается доказать читателю. Церковь выступает против всевозможных гаданий. Светлана знает это, она уже много лет посещает церковь и молится Богу, однако все-таки решается на гадание. Она верит в Бога и не отворачивается от него, даже в тот момент, когда ей становится известно о смерти жениха.
И в минуты гадания Светлана не снимает с себя крестик. За такую преданность судьба благосклонна к девушке.
Значение произведения
«Светлана» очень быстро приобрела широкую популярность: прежде таких захватывающих историй о любви в русской литературе не было.
Появление имени Светлана и последующее внесение его в святцы исследователи связывают именно с балладой Жуковского. Прежде это имя использовалось преимущественно в качестве названия для кораблей и прочих судов.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: баллада.
Тематика и идея
Как в любом романтическом произведении того времени, в балладе переплетаются фантазии с реальностью, день противопоставлен ночи. Основная часть баллады написана, как сон Светланы, поэтому большинство образов представлены смутно. В произведении подняты несколько злободневных тем:
- Любовь — главная тема, движущая всем сюжетом баллады. Это чувство заставляет Светлану, православную девушку, обратиться к гаданию. Именно любовь дает ей силы на ожидание, надежду на возвращение ее жениха. Благодаря этому высокому чувству, Светлана и ее жених смогли преодолеть испытание, посланное им судьбой — от разлуки их любовь стала только сильнее, а взаимосвязь крепче. В результате у них впереди свадьба и большое семейное счастье.
- Вера. Светлана — девушка глубоко верующая в Бога и его доброту. Она искренне верит, что сила молитвы поможет сохранить ее любимого. Вера спасает девушку от мертвеца и его адских объятий. В первоисточнике главной героине, Леноре, этого не удается избежать.
- Гадание. Тема раскрывается очень своеобразно. Гадание представлено не наяву. Светлана видит не отражение в зеркалах, а видения предстают ей во сне. Еще один важный момент — во время гадания необходимо снять крест, чтобы иметь возможность полностью увидеть потусторонний мир и все, происходящее в нем. Однако, Светлана даже по время мистического гадания, продолжает молиться, держа в руке свой крестик. Это не позволяет девушке провести обряд гадания в полной мере.
Поэт кратко затрагивает в своем произведении проблемы веры и религии. Он прекрасно понимает, что русский народ не может быть православным полностью. Он посещает церковь, читает молитвы, обращается к Богу и верит в него. Но вместе с этим, он также усердно отмечает и языческие праздники — Новый год, Масленицу и другие. К тому же люди верят в приметы:
- они трижды плюют через плечо, чтобы их не сглазили;
- не едят пищу с ножа;
- перед дальней дорогой обязательно присаживаются.
Эти суеверия совсем не поддерживаются церковью и являются признаком неграмотности. Можно сказать, что такое поведение наблюдается и в настоящее время, поэтому баллада Жуковского и в наши дни остается актуальной.
«Светлана» — яркий образец баллады. В ней описаны все переживания главной героини, ее чувства, произведение наполнено мистическими событиями. Еще большей таинственности привносит в нее природа. Новаторство в произведении Жуковского — это собирательный образ русского человека. Он показал все его характерные черты:
- покорность судьбе;
- преданность;
- искренность;
- понимание;
- грусть.
Свою героиню автор любит, называет ее милой Светланой, очень переживает за ее участь. Автор выражает надежду, что у нее все сложится хорошо, и желает девушке большого счастья.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Светлана.
История создания – Стих написан в 1812 году. В его основе лежит произведение немецкого поэта Августа Бюргера «Ленора», однако Жуковскому удалось так мастерски передать народный колорит, что русская версия во многом отличается от немецкого оригинала.
Тема стихотворения – Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний.
Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы.
Жанр – Баллада.
Стихотворный размер – Хорей с перекрестной рифмой.
Метафоры – «мертвое молчанье», «свет-судья лукавый».
Эпитеты – «милый», «статный», «тайный».
Сравнения – «мчат, как будто на крылах», «в ней душа, как ясный день».
Олицетворения – «тяжко ноет грудь», «крикнул жалобно сверчок».
Гиперболы – «тьма людей во храме», «от копыт их поднялась вьюга под ногами».
Характеристика главных героев
В балладе на первый план выведен главный образ единственного персонажа — Светланы. Все остальные герои имеют расплывчатые черты, так как находятся в дымке ее сна. Охарактеризовать их крайне трудно, все они подобны декорациям и не имеют особого веса.
Главный лирический герой — девушка по имени Светлана. В начале повествования она представлена читателю встревоженной и печальной: ее беспокоит судьба ее возлюбленного. Все подруги Светланы веселы и беспечны, а в ее сердце нет места веселью и забавам. Целый год девушка находится в неизвестности. Она горячо молится и продолжает надеяться, что с ее любимым все будет хорошо. Однако девичье любопытство берет верх, Светлана решает погадать и заглянуть в будущее в крещенский вечер.
Жуковский описывая поведение своей героини, выказывает свое положительное отношение к ней, считает образцовой, хотя и не совсем идеальной. Светлана не похожа на других девушек некоторыми чертами характера.
В отличие от оригинальной Леноры, девушка не ропщет на Бога, когда получает известие о смерти своего жениха. Напротив, она продолжает горячо и искренне молиться Спасителю. Увидев во время гадания страшные сцены, она была крайне напугана, но не поддалась отчаянию. Однако, героиня не обвиняет Бога в том, что он не слышал ее просьбы и моления, они готова нести свой крест, смирившись со своей горькой судьбой.
И за свою веру, стойкость, надежду Светлана вполне награждена — ее возлюбленный вернулся к ней. Чистая строчки, где описывается возлюбленный Светланы, читатель получает образ честного и порядочного человека, верного своему слову. Он вполне подходит в качестве жениха для такой доброй и любящей невесты.
Композиция
Композиция произведения базируется на таком художественном приеме как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приему Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.
Композиция «Светлана» отличается стройностью и легкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирического героя – девушки по имени Светлана. В этом заключается главная особенность композиции баллады.
- Экспозиция – описание святочного гадания русских девушек.
- Завязка – Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит ее обвенчаться.
- Развитие событий – стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. В миг все исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.
- Кульминация – в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.
- Развязка – пробуждение Светланы, ее встреча с женихом.
- Эпилог – автор от всей души желает девушке счастья.
Средства художественной выразительности
Произведение Жуковского наполнено художественными деталями и средствами выразительности, которые играют особую роль в создании романтического образа главной героини. Все видения Светланы автор описывает в черно-белых тонах. В описаниях реальных событий используются яркие естественные краски, метафоры и эпитеты. Такой прием поэт использует для противопоставления двух миров — мертвых и живых. Даже звуки указывают на это противопоставление: в мире мертвых страшное молчание, в то время как мир живых наполнен звоном и шумом.
Чему учит баллада «Светлана»
В лирическом произведении Жуковского даются иллюстрации народной жизни, описываются необычные драматические события, оказавшиеся всего лишь страшным сном. Автор учит читателя стойкости и верности, следованию общечеловеческим ценностям.
Сон и пробуждение главной героини трактуются не только буквально, но и символически. Сновидения тревожат душу, создают ошибочное понимание действительности. Пробуждаясь, человек способен прозреть и понять истинный смысл жизни.
Жуковский делает упор на основные моральные ценности и учит беречь любовь, сохранять надежду и верить в счастливые моменты жизни.
Баллада «Людмила»
«Людмила» Жуковского была переводом на русский язык баллады знаменитого немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (рис. 5) «Ленора».
Рис. 5. Готфрид Август Бюргер (Источник)
Эта баллада является литературной обработкой мистического сюжета о том, как к девушке является мёртвый жених. Русская читающая публика XVIII века была воспитана на просветительской литературе, а в Просвещении существовал культ разума, то есть исключалось всё мистическое, необъяснимое. Всяческий иррационализм просто изгонялся из литературы. Поэтому можно представить себе, с каким замиранием сердец читали новое произведение Жуковского (особенно барышни), какое воздействие на них оказывали такие, например, строки:
«Вот уж солнце за горами; Вот усыпала звездами Ночь спокойный свод небес; Мрачен дол, и мрачен лес. Вот и месяц величавый Встал над тихою дубравой: То из облака блеснёт, То за облако зайдёт; С гор простёрты длинны тени; И лесов дремучих сени, И зерцало зыбких вод, И небес далёкий свод В светлый сумрак облечённы… Спят пригорки отдалённы, Бор заснул, долина спит… Чу!.. полночный час звучит. Потряслись дубов вершины; Вот повеял от долины Перелётный ветерок… Скачет по полю ездок: Борзый конь и ржёт и пышет. Вдруг… идут… (Людмила слышит) На чугунное крыльцо… Тихо брякнуло кольцо… <?…>
«Светит месяц, дол сребрится; Мёртвый с девицею мчится <?…>
«Чу! в лесу потрясся лист. Чу! в глуши раздался свист. Чёрный ворон встрепенулся; Вздрогнул конь и отшатнулся; Вспыхнул в поле огонёк». «Близко ль, милый?» — «Путь далёк». <?…>
Что же чудится Людмиле?.. К свежей конь примчась могиле Бух в неё и с седоком. Вдруг — глухой подземный гром; Страшно доски затрещали; Кости в кости застучали; Пыль взвилася; обруч хлоп; Тихо, тихо вскрылся гроб… Что же, что в очах Людмилы?.. Ах, невеста, где твой милый? Где венчальный твой венец? Дом твой — гроб; жених — мертвец. <?…>
«Кончен путь: ко мне, Людмила; Нам постель — темна могила; Завес — саван гробовой; Сладко спать в земле сырой». Что ж Людмила?.. Каменеет, Меркнут очи, кровь хладеет, Пала мёртвая на прах. Стон и вопли в облаках; Визг и скрежет под землёю;
Вдруг усопшие толпою Потянулись из могил; Тихий, страшный хор завыл: «Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой услышал стон творец; Час твой бил, настал конец».
Так была наказана героиня баллады «Людмила» за то, что осмелилась роптать на божественный произвол.
🗹