- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Именины у Ростовых
После салона Анны Павловны Шерер Толстой знакомит читателей с семьей Ростовых, показывая их как образец московского патриархального дворянства. Именины двух Наталий у Ростовых ярко контрастируют с салоном Шерер. В обоих случаях представлены сцены вечера с гостями и развлечениями, однако Ростовы и их гости лишены притворства и лицемерия, ведут себя открыто и искренне, в отличие присутствующих на петербургском званом ужине. Именины проходят в домашней уютной обстановке, отчего все приглашенные чувствуют себя комфортно. Илья Андреевич Ростов дружелюбно принимает всех гостей, вне зависимости от их чинов и положения в обществе. Он никого не выделяет, всем искренне рад и благодарен за визит.
Во время официальной светской беседы в комнату вбегают веселые дети. Наташа ведет себя настолько искренне и открыто, что даже чопорная гостья, Марья Карагина, не может удержаться от смеха. Николай, Борис, Соня и Петя наблюдают за этим со стороны, изредка переглядываясь и обмениваясь смешками. Автор подчеркивает, что дети в задних комнатах вели оживленные и куда более интересные для них разговоры, нежели взрослые, находящиеся в главной комнате.
Эпизод именин у Ростовых позволяет читателям узнать об отношениях героев младшего поколения между собой. Так, например, Соня влюблена в Николая и ревнует его к Жюли Карагиной. Наташа целует Бориса, но тот просит подождать ее четыре года, ведь только тогда он сможет просить ее руки. Старшей же дочери Ростовых, Вере, прочат в мужья Берга.
За обедом мужчины садятся за одну часть стола, женщины – за противоположную. Мужская половина начинает разговор о войне с Наполеоном, который тут же подхватывают и женщины, в том числе главная гостья Ростовых – Марья Дмитриевна Ахросимова, скандальная личность, известная в Петербурге и Москве. Она имеет прямолинейный характер, всегда говорит только правду. Марья Дмитриевна гордится тем, что четыре ее сына служат в армии. Самих же Ростовых волнует вопрос войны по понятной причине – старший сын Николай идет служить юнкером.
Из беседы во время утреннего приема можно понять, что между членами семьи Ростовых теплые отношения, дети доверяют матери свои тайны и переживания. Они ведут радушный и гостеприимный образ жизни, являются идеалом семейного благополучия для Толстого. К тому же, во время празднования именин заметна атмосфера любви и дружелюбия не только между членами семьи, но и по отношению к своим слугам.
Сцена именин у Ростовых позволяет понять характер многих героев романа, отношение автора к своим персонажам и определяет его идеал семьи.
Место сцены в романе-эпопее
Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.
После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль — семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты – главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других «дворянских гнезд», представленных в романе.
Именинница
Наташа ведет себя откровенно, смело и весело. Она – причина встречи всех собравшихся в доме. На ужине девушка решается на выходку, не позволительную по нормам поведения в дворянских семьях. Девчонка спрашивает у матери о пирожных. Марья Дмитриевна называет Наталью казаком. Всех гостей забавляет ловкость маленькой Ростовой, ее смелая шалость. Именинница отстает от взрослых, узнав, каким мороженым их будут угощать. Дети выступают перед гостями: Жюли играет на арфе, Наталья и Борис собираются петь. Наташа замечает отсутствие Сони и бежит ее искать. Соня плачет, и Наташа принялась плакать вместе с подругой. Девчонки шепчутся о любви, их слезы и разговор так красивы, что удивляешься мастерству автора так естественно передавать ощущения юности.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lev-tolstoj/imeniny-u-rostovyh-analiz-ehpizoda-v-romane-vojna-i-mir https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/analiz-ehpizoda-imeniny-natashi-rostovoj-v-romane-vojna-i-mir https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/imeniny-natashi-rostovoy-analiz.html
Утренний прием
Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.
Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами – здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский — встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.
История с Пьером
Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.
Начало вечера
Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам – к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.
Несколько интересных сочинений
В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.
В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» речь идёт о двух мальчишках: Яшке и Володе. Яшка типичный деревенский паренёк, привыкший одеваться просто и удобно, рано просыпаться, ходить на рыбалку и охоту.
Сказка Андрея Платонова «Волшебное кольцо» писалась автором на закате творческой карьеры – это одно из последних произведений. К тому времени уже признанный писатель выбрал жанр сказки
Питер Брейгель-младший начал свое творчество в ранние годы. В детстве он частенько копировал готовые произведения своего отца. Позднее, набив руку, он выработал свой неповторимый творческий почерк
Долгожданная гостья
Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице – Наташе-«казаку», сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным – уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.
Интересные факты
- Наташа Ростова зачастую фигурирует в анекдотах вместе с дамским угодником Поручиком Ржевским.
- В фильме 1967 года Сергей Бондарчук перевоплотился в Пьера Безухова, так как, по признанию мэтра, с актерами ему не повезло: Юрий Власов отказался от этого амплуа, а другие не потянули столь противоречивый образ. В романе Пьер намного моложе, чем Сергей Федорович (на тот момент режиссеру исполнилось сорок), но кинодеятелю удалось сыграть яркого и запоминающегося персонажа.
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова
- В картине Кинга Видора в сцене, когда герои собираются на охоту вместе с Болконским, актер Джереми Бретт (Николай Ростов) – единственный, кто скачет на живой лошади, потому что другие лицедеи во всех крупных планах были отсняты на механических кобылах.
- Для поклонников романа-эпопеи давно не секрет, что Наташа Ростова с ее живым, но ограниченным внутренним миром олицетворяет неприязнь Льва Николаевича к идеям женской эмансипации.
- Образ Наташи Ростовой также примеряли Ольга Преображенская (экранизация 1913 года), Вера Каралли, (сыгравшая в 1915-м) и Татьяна Лаврова, которая стала Ростовой на оперной сцене.
Описание ужина
Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается – т.е. в целом соблюдались принятые в светском обществе приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.
Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.
Популярные сегодня темы
Как только читатель узнает название произведения, то сразу понимает атмосферу происходящего. В названии сразу видно острое, динамичное и драматическое развитие событий.
Произведения Василия Быкова практически все посвящены войне, а герои стоят перед принятием важнейших решений. Быков заставляет читателя задуматься над такими понятиями, как «подвиг» и «предательство»
Человек уже очень давно ходит по земле. С его первого появления прошло уже много миллионов лет, но это лишь маленькая песчинка во всей истории планеты Земля. Сама жизнь зародилась ещё раньше, миллиарды лет назад,
Традиционно День защитника отечества празднуется в последний месяц зимы — в феврале, когда холодная пора уже тихонько отступает, и все начинает оживать. Это день дедов, отцов, сынов, братьев, наших потенциальных защитников.
Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.
Смелая шалость
Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.
И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.
Развлечения после ужина
Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.
Экранизации и актрисы
Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал пользоваться популярностью у книгочеев, поэтому неудивительно, что именитые режиссеры перенесли произведение на экраны телевизоров. Кинодеятели презентовали любителям полнометражных фильмов немало работ, поэтому выделим самые популярные из них:
«Война и мир» (1956)
В 1956-м году американский режиссер Кинг Видор презентовал фильм по роману Льва Толстого, который соответствует оригинальному сюжету. Зритель окунется в личностные переживания героев, политические распри и любовные треугольники.
Главные роли достались Генри Фонда (Пьер Безухов), Мелу Ферреру (Андрей Болконский), Витторио Гассману (Анатоль Курагин) и другим актерам, а образ Наташи примерила неподражаемая Одри Хепберн, которая стала такой же культовой актрисой, как и Мэрилин Монро.
Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой
Одри прекрасно вжилась в роль Ростовой и показала зрителям искренние эмоции. Но мало кто знает, что сама актриса считала съемки в «Войне и мире» самыми сложными в своей жизни, ведь ей приходилось работать по десять часов в день. Также на фоне физической усталости, стрессов и личностных переживаний у актрисы случился выкидыш, который подорвал и без того мрачное настроение Одри: в дальнейшем актриса злоупотребляла сигаретами и отказывалась от еды.
К слову, Хепберн получила самый высокий гонорар, от ее мнения зависела работа сценаристов и других актеров, а Юбера де Живанши прилетал в Рим, чтобы проконсультировать актрису в выборе нарядов и туалета, отказавшись от создания исторических костюмов.
«Война и мир» (1967)
Режиссер Сергей Бондарчук порадовал фанатов киноискусства, сняв одну из самых крупнобюджетных картин советского времени, применив масштабную батальную сцену, а также новаторскую панорамную съемку сражений. Работа над фильмом, который был разделен на четыре части, продолжалась шесть лет, а, выйдя в свет, экранизация удостоилась премии «Оскар» и стала лидером проката в СССР.
Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой
На этот раз в Наташу Ростову перевоплотилась Людмила Савельева, которая признавалась, что ничего общего с героиней Толстого у нее не было:
«…Белобрысенькая, худенькая, глаза не черные, как в романе, а синие, и вообще какой-то гадкий утенок», – рассказывала актриса в интервью.
Но тем не менее, Савельевой удалось создать канонический образ Наташи: зрители увидели живую игру и непосредственность. Людмила Михайловна разделила съемочную площадку с такими актерами, как Вячеслав Тихонов, Виктор Станицын, Олег Табаков, Эдуард Марцевич и Борис Захава.
«Война и мир» (телесериал, 2007)
Австрийский режиссер Роберт Дорнхельм решил воплотить свое видение толстовского романа и презентовал заядлым киноманам телесериал.
Клеманс Поэзи в роли Наташи Ростовой
Сценаристы и Роберт отошли от канона и переделали некоторые сцены из произведения на иной манер. Например, Пьер Безухов (Александр Байер) появляется в адаптации худым, а внешность Наташи Ростовой (Клеманс Поэзи) далека от образа, придуманного писателем: вместо стройной брюнетки зрители увидели низкорослую голубоглазую блондинку.
«Война и мир» (телесериал, 2016)
Зимой 2021 года на канале BBC One начала транслироваться шестисерийная адаптация романа Толстого, которая помогла популяризовать русское произведение у британских читателей: по сообщению издания The Guardian, жители туманного Альбиона пристрастились к оригинальной рукописи романа. Буквально за неделю в книжных лавках было распродано порядка 3,5 тыс. экземпляров оригинальных томов «Войны и мира».
Режиссер сфокусировал внимание на судьбах главных персонажей, а роль Наташи Ростовой досталась Лили Джеймс, которая запомнилась телезрителям по фильмам «Сломленные» (2012), «Золушка» (2015), «Шеф Адам Джонс» (2015) и другим примечательным работам.
Именины Ростовых: выводы
Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть нравственные идеалы автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в становлении личности.
Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.
🗹