В конце XXVII века во Франции многие представители состоятельной буржуазии желали стать членами привилегированного сословия. Им казалось, что благодаря богатству у них есть такая возможность, и они смогут почувствовать себя настоящими аристократами. Подобных людей и высмеивает в своей замечательной комедии «Мещанин во дворянстве» великий писатель Мольер. Характеристика господина Журдена поможет полнее раскрыть его жалкие попытки сделать из себя дворянина.
Главная мысль пьесы
Мольер хотел показать своим читателям, как смешно и глупо выглядят люди, которые пытаются представить себя тем, кем не являются на самом деле. Разбогатевшие «выскочки» из простого сословия в те времена нередко стремились правдами и неправдами войти в круг высшего общества, чтобы потешить собственное тщеславие. Им казалось, что, проникнув в него, можно действительно стать благороднее. И для того, чтобы воплотить свои глупые желания, они готовы были на всё.
При этом большинство таких «мечтателей» не стремились расширить собственный кругозор, получить образование, развиваться как личность, обучаться наукам, искусству. Они желали только подражать внешней атрибутике: одежде, манерам, убранству домов знатных вельмож. И старались добиваться своего, не жалея на это никаких денег.
Центральный персонаж
Главный герой — зажиточный французский купец, который унаследовал от отца немалое состояние, и сумел неплохо приумножить его. Это говорит о том, что он вовсе не глуп, напротив, способен обеспечить себе и своим близким безбедное существование собственным трудом. А это дано отнюдь не каждому. Но для него имеет значение совсем другое. И вместо того, чтобы и дальше заниматься полезными делами и заботиться о своей семье, изо всех сил старается стать «благородным».
Жизнь этого человека замечательно устроена: он богат, имеет хорошую, порядочную жену, взрослую дочь. У них большой дом, множество слуг. Они могут позволить себе жить на широкую ногу, не отказываясь от удовольствий и развлечений.
Однако всего этого главе семейства недостаточно. Ему не нравится собственное происхождение. Он возжелал стать настоящим дворянином и даже позволил себе презрительно отзываться о своём отце. Ничто другое его не интересует и не занимает. Мечта приобрести дворянский титул заполонила господина Журдена и стала единственной его целью. Почтенный буржуа одержим маниакальной идеей, и ничто не может заставить его отказаться от неё.
Этот простой и необразованный мещанин не получил светского воспитания. Кратко характеризуя его образ, можно отметить, что у него:
- грубые манеры;
- тяжёлая походка;
- простонародная речь, свидетельствующая о его необразованности.
Каждое слово и движение выдают в нём представителя мещанства. Желая «исправить» это, он нанял учителей, чтобы они научили его различным «премудростям», без которых не обойтись человеку благородного происхождения и тонкого воспитания. Он готов платить любые деньги, чтобы сделать из себя человека высшего света. И искренне уверен, что в скором времени ему это удастся. Комический образа господина Журдена особенно подчёркивает его непомерное самомнение, из-за которого он часто попадает в смешные ситуации.
Дурацкие костюмы
С самого начала действия пьесы господин Журден вызывает смех. Он пригласил к себе портного, чтобы тот поработал над созданием стиля и сшил ему новые наряды, такие, какие носят дворяне. Но то, что сотворил швейных дел мастер, выглядит настолько глупо и нелепо, что все окружающие не могут сдержать смех, видя хозяина дома, облачённого в эти нелепые одеяния. Жена заявляет ему, что он «вырядился, как шут» и все смеются над ним. Но тот не обращает внимания на её слова и продолжает гнуть свою линию. Его костюм составляют:
- бархатные красные штаны;
- зелёный камзол;
- шёлковый халат;
- чулки с цветочками;
- узкие, неудобные ботинки.
Смешон ли господин Журден в таком наряде? Конечно! Эта одежда выглядит на нём особенно нелепо. Но хитрый и расчётливый портной уверяет его в том, что именно так и одеваются аристократы. Ему важно получить побольше денег, а пан Журден готов платить щедро за всё, что, как ему кажется, способствует превращению его в дворянина. Одурачить его несложно, этот простодушный мечтатель начисто лишён вкуса и готов полностью довериться мнению тех, кто, как он считает, разбирается в этом лучше. И совсем не беспокоится о том, что домашние смеются над ним.
Учителя и их «науки»
Кроме одежды, Журден также решает изменить свои манеры. И для этого приглашает учителей, чтобы начать осваивать танцы, музыку, фехтование, а также философию.
Однако он не понимает того, что учиться — дело сложное, долгое и требующее серьёзных усилий. Ему хочется быстро и легко освоить искусство танцев, начать разбираться в музыке, овладеть навыками фехтования. А также понять философские трактаты, несмотря на то, что толком не осознаёт, для чего они нужны и что могут ему дать.
Необразованный человек, едва умеющий читать и писать, впервые услышав «мудрёные» слова, не может даже правильно произнести их. Учитель пытается хоть немного объяснить ему, что какое из них означает. Но Журден не стремится вникать в науку. Напрягаться не особо желает, цитата: «…слишком много трескотни, много всего наворочено» — говорит он философу.
Даже решив освоить хорошие манеры, Журден не хочет менять черты своего характера. В ответ на замечание о том, что светский человек должен уметь сдерживать свои страсти, он заявляет (цитатный пример): «Я вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика не удержит меня, когда я желаю беситься, если меня разбирает злость».
Учитель прекрасно понимает, что обучать этого сумасброда — дело совершенно безнадёжное. Однако не собирается отказываться от занятий, ведь получает за них хорошую плату.
Это же самое касается уроков танцев и музыки. И то и другое кажется ему простым, господин Журден убеждён в, что хорошо освоил менуэт и прочие изящные танцы. А также теперь умеет мастерски фехтовать. Учителя упорно убеждают его, что он делает огромные успехи, постоянно льстят, осыпая комплиментами. И даже устраивают драку между собой. Каждый из них доказывает, что именно его «наука» более всего необходима великовозрастному ученику, все они без конца льстят ему. И это тоже смешно.
Журден принимает все похвалы за чистую монету, считая, что получает их вполне заслуженно. Хотя совершенно ничему не сумел научиться. Зато стал грубо обращаться с женой и дочерью, а также со слугами.
На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он
Восьмое мая
Классная работа
ТЕМА: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.
Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» — как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.
Ход урока:
I. Повторение пройденного материала:
1. Где зародился классицизм?
В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.
1. Что означает классицизм?
(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)
1. Какую иерархию жанров установил классицизм?
(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;
средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;
низкий – басня);
1. Когда зародился классицизм в России?
(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).
1. Какие жанры популярны в русском классицизме?
(Трагедия и комедия).
1. Какие правила существовали в русском классицизме?
(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)
1. Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?
(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).
2. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»
Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.
«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.
Сейчас мы познакомимся с ее героями. .
Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.
Работаем над образом Журдена.
1. Каковы устремления Журдена?
(Журден – богатый мещанин. Он мечтает о своём социальном преображении:
желает приобрести титул и тем самым встать вровень со знатью. Журден хочет
преобразиться и внутренне: обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.
На старости лет он стал обучаться аристократическим манерам, завел у себя
дома целый штат учителей.)
Каким видится нам господин Журден? Только ли смешон этот персонаж?
(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»
Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей… когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)
Как Журден добивается поставленной цели?
(Журден слепо перенимает привычки и образ жизни дворян, ведь он готов «отрубить себе два пальца на руке, лишь бы … родиться графом или же маркизом».
Он нанимает учителей, от которых нет никакой пользы, устраивает для знатных особ роскошные обеды и празднества, дарит им драгоценности, дает деньги взаймы (заведомо без отдачи). Он готов терпеть неудобства и даже унижения, принимая их за привилегии знати: влезает в шутовской костюм, надевает узкие чулки, которые никак не натягиваются. Всё это вызывает насмешки окружающих.)
Почему Журден оказывается в комических ситуациях?
(Журден выглядит глупо, потому что его поведение не соответствует привычному образу жизни буржуа, потому что он нарушает привычный порядок, зря растрачивает деньги. Здравый смысл и практицизм соседствуют в нем с поразительным легковерием и глупостью. Герой с готовностью принимает за истину любую очевидную нелепицу, надеясь таким образом продвинуться к намеченной цели – высшему свету.)
На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он
непременно хотел стать дворянином?
(В сознании Журдена глубоко укоренилась мысль о превосходстве дворянства над всеми сословиями в государстве. Его богатый жизненный опыт на каждом шагу подтверждал привилегии и преимущества принадлежности к высшему классу. Войти в круг этих людей Журден считал возможным благодаря нажитому им состоянию. Стремление Журдена не было чем-то исключительным. Многие разбогатевшие буржуа мечтали о том же. Мольер лишь показал, до какого абсурда можно дойти, когда чувства мелки, стремления ничтожны, поступки вызывают заслуженную насмешку.)
6. Каковы для Журдена последствия его стремлений «во дворянство»?
(Журден своим новым образом жизни, своим безрассудством ставит себя в неестественное положение, становится беззащитным. Поэтому он оказывается игрушкой, источником удовольствия, а порой и существования людей, «благородных» по рождению, но заведомо недостойных и до крайности несимпатичных: графа Доранта и маркизы Доримены.)
Фальшивая дружба
Мечтая попасть в светское общество, он приятельствует с графом Дорантом. Ему приятно, что этот аристократ называет его своим лучшим другом. Однако причиной тому служат не личные достоинства богатого мещанина, а его немалое состояние. А также наивность, падкость и на лесть. Граф постоянно выпрашивает у него в долг немалые суммы, которые обещает вернуть, как только сможет. Но, похоже, ничего возвращать он не собирается.
Госпожа Журден недовольна таким положением дел и не раз говорит мужу о том, что граф просто использует его. «Ты для него дойная корова» — заявляет она. Но тот не желает даже слушать её, и продолжает ссужать деньги при каждой просьбе.
Господин Журден неравнодушен к маркизе Доримене. Это одна из причин, почему он так захотел стать дворянином. Но в неё также влюблён граф. И отправляет ей дорогие подарки. Но тот ловко представляет их как свои собственные подношения, выдавая себя за богатого человека. И ни о чём не подозревающая маркиза принимает их как подарки от графа, выговаривая ему за то, что он растрачивает своё состояние.
Журден закатывает пышный приём в честь маркизы, на котором его жена устраивает ему разнос. Но он всё равно надеется на расположение маркизы, внимая «советам» графа.
В зятья только аристократа!
Разумеется, он хочет не только сам стать настоящим аристократом, но и породниться с благородной семьёй. И не желает выдавать свою дочь замуж за её возлюбленного, так как юноша не дворянских кровей. Он заявляет, что даст согласие лишь на её брак с аристократом, и не иначе.
Клеонт, жених Люсиль, дочери Журдена — вполне достойная партия. Этот молодой человек:
- привлекателен;
- умён;
- достаточно состоятелен;
- честен.
А главное, искренне любит девушку и мечтает жениться на ней. И та отвечает ему взаимностью. Мать Люсиль тоже за то, чтобы видеть его своим зятем. Однако отец, помешавшийся на устремлении в высшее общество, не хочет даже слышать об этом. И даёт жениху твёрдый отказ, желая во что бы то ни стало найти ей мужа из благородных и твёрдо решив поставить на своём. Никаких возражений даже не слушает. Для него важно только дворянство, личные достоинства жениха ему неинтересны.
Весёлое представление
Слуга Клеонта Ковьель составляет хитроумный план. Он устраивает спектакль, выдавая своего господина за сына турецкого султана. На такой брак дочери Журден, не подозревая обмана, разумеется, охотно соглашается. Его же самого наделяют «саном», что он также принимает всерьёз и раздувается от гордости: вот каков я теперь! Описание всей этой сцены — самый яркий момент в комедии.
Всё это было сделано не для того, чтобы наказать господина Журдена за его самодурство. Влюблённые получили возможность соединить свои судьбы, всё вышло именно так, как им хотелось. Даже слуги были довольны, ведь они тоже мечтали пожениться. Маркиза Доримена и граф Дорант также узаконивают свои отношения, при этом Журден наивно полагает, что это лишь игра, чтобы успокоить ревность его супруги.
Сочинение на тему образ господина Журдена и анализ произведения Мещанин во дворянстве Мольера
Господин Журден — недалёкий и необразованный мещанин, живущий в «своём» мире, не замечая ничего вокруг. Ослеплённый желанием стать аристократом не замечает, что ведёт себя порой не только глупо, но и странно. Но всё меняется, когда он влюбляется в Доримену — богатую маркизу. Он начинает ухаживать за ней ведь после женитьбы он станет аристократом. Частично и сам замечая свою неловкость и глупость, Журден нанимает учителей, которые должны обучить его. Но учителя не чем не могут ему помочь ведь физика для него непонятна, логика — не интересна, а мораль ему не нужна, поскольку он «слишком горячий и мораль не сможет его удержать». Единственное, что ему более-менее понятно — это орфография, которой его начинает обучать учитель, едва сдерживая смех. Вершиной эгоизма и глупости Журдена, стал запрет на женитьбу дочери Люсиль и её избранника Клеонта. Причиной отказа послужило то, что парень не был дворянином. Сам же Журден, втайне от жены, собирается встретиться с Дорименой. По этому поводу ему шьют костюм. Не готовый до конца и страшный костюм вызывает у учителей лицемерный восторг, а у близких — насмешки. Журден, желая стать аристократом, не замечает как все вокруг его обманывают. И учителя, и граф Дорант — желают от него только денег. Граф, например, все подарки передаваемые Журденом через него Доримене, выдавал за свои. В конечном итоге Журден наступает на свои же грабли: обманывая всех, он и сам становится обманутым. Клеонт обдурил его, переодевшись в одежду турецкого вельможи и поженившись с Люсиль, Дорант — использовал чтобы создать впечатление на Доримену. В конце над Журденом уже все насмехались открыто, поражаясь как можно быть таким наивным и доверчивым.
Проблема которую затронул Мольер в комедии, можно объяснить простой русской пословицей — клин клином выбивают. «Диктаторство» Журдена было побеждено его же оружием — обманом. Но Мольер хочет достучаться до нас не с вопросом: как победить Журдена? Он хочет разобраться: а должны ли мы опускаться до его уровня и врать, как это сделали, поначалу добрые и порядочные люди (Клеонт и Люсиль, госпожа Журден и другие)? Второй же проблемой, является следующий вопрос: а не живём ли мы, как и Журден, в своём мире, не замечая никого, и ничего вокруг? После прочтения комедии действительно есть над чем задуматься и поразмыслить. Возможно и мы или кто-то из наших близких тоже стал заложником своей фантазии?
Аристократ и мещанин
Анализируя пьесу «Мещанин во дворянстве», характеристику Журдена можно дополнить сравнением с графом Дорантом. Несмотря на весь комизм своего поведения, главный герой выглядит более симпатичным. В отличие от графа, Журден искренний и честный человек. В нём нет расчётливости, жадности, он не зарится ни на что чужое. Лицемерие и алчность обедневшего аристократа, ради денег готового угодничать перед мещанином и стремящегося оказываться поближе к чужому кошельку, делают этот образ отталкивающим.
Тем самым автор хотел подчеркнуть, что честность и порядочность человека вовсе не зависят от его происхождения. И многие представители дворянского сословия являются в сущности гораздо менее благородны, чем некоторые мещане.
Немного истории
Чтобы понимать, о чем идет речь, нужно коротко узнать историю, каковы были приемы создания. Поздней осенью 1669 года Францию посетила османская делегация Мехмеда IV. Король Людовик хотел впечатлить гостей и принял их во всем величии.
Правда, дорогие украшения, красивые материалы и дорогая посуда оставила послов равнодушной. Позже выяснилось, что Солиман-ага оказался вовсе не послом, а обычным обманщиком.
По этому поводу французский король заказывает Мольеру и Люлли сделать что-нибудь смешное, например, поставить балет, который бы высмеял османскую делегацию.
Консультантом был назначен д`Арвье, который недавно был в Турции и прекрасно знал язык, традиции и обычаи народа. Через десять дней импровизированное шоу было показано королевской семье. Официальная премьера состоялась 14 октября 1670 года.
Другие известные постановки:
- Александринский театр (1843).
- Малый театр (1844).
- Комеди Франсез (1865).