- Сочинения
- По литературе
- Гоголь
- Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Невский проспект
В работах Николая Васильевича Гоголя особое место занимает цикл «Петербургские повести». Этот цикл, конечно же, не будет полным без повести «Невский проспект». В этом произведении описывается главный проспект Петербурга в разное время, а затем происходит знакомство с двумя молодыми мужчинами: поручиком Пироговым и художником Пискаревым.
Сравнение двух молодых людей начинается с самого начала повести. Оба мужчины преследуют цель волочение за дамами, прогуливающимися по проспекту вдоль Невы. Художник Пискарев – настоящий романтик. Он хочет влюбиться, поэтому, завидев на проспекте прекрасную брюнетку, он преследует ее. Но, когда он вошел за ней в дом, то с ужасом понял, что дом этот – публичный, а красивая девушка – куртизанка.
Молодой художник не понимает, как такое возможно: прекрасная незнакомка является падшей женщиной. Мужчина отправляется домой и пытается прийти в себя. Неожиданно за ним приезжает карета – дама желает его видеть. Пискарев приезжает на бал, где встречает ту же брюнетку, но никак не может завести с ней разговор, потому что девушка постоянно исчезает с его поля зрения. Художник ищет ее, но никак не находит, а потом просыпается… Юноша никак не может найти себе места, все время представляет девушку на месте своей любимой женщины. Однажды он решается, приходит к брюнетке и предлагает ей семейную и, по его мнению, счастливую, жизнь с ним. Однако девушка выставляет его на посмешище и Пискарев, опечаленный, уходит домой. Через неделю юношу найдут мертвым в собственном доме.
С Пироговым в этот вечер тоже произошло странное событие. Тогда он решил познакомиться с прекрасной блондинкой, но попал в дом к немцу, который, будучи пьяным, требовал от сапожника отрезать ему нос. Пирогов считает нужным вмешаться и получает за это нагоняй. Прекрасная блондинка оказывается женой этого немца. Пирогов начинает ухаживать за девушкой, но взбешенный муж проделывает с влюбившимся мужчиной такое, что автор произведения даже отказывается это описывать. Поручик в порыве чувств собирается выслать немца в Сибирь, но очень скоро забывает от этой ситуации и продолжает жить дальше, как ни в чем не бывало.
Насколько разные описаны мужчины и насколько различные ситуации с ними произошли! Автором произведения показан контраст между двумя людьми, ситуациями, которые с ними произошли, и их реакцией на произошедшее. Остается только гадать, что влияет на реакции людей на сложившиеся ситуации: характер, воспитание, а может быть, положение в обществе?
История создания произведения
Идея написать повесть о художнике и поручике возникла в период с 1830 по 1833 год. В то время Н. В. Гоголь был вольным студентом в Академии художеств. Он мог посещать занятия по желанию, при этом много общался с начинающими живописцами. Автор был увлечён живописью и радовался, что ему посчастливилось быть знакомым с таким количеством талантливых людей.
В письмах матери Николай Васильевич делился впечатлениями от занятий, рассказывал, как восхищён скромностью, силой характера и интеллигентностью художников. Мастера кисти, с которыми довелось общаться Гоголю:
- Н. Мокрицкий;
- К. Брюллов;
- А. Иванов;
- Ф. Иордан;
- А. Венецианов;
- Ф. фон Мюллер.
В конце 1834 г. работа над повестью была окончена. Менее чем через месяц цензура дала разрешение на публикации, а в 1835 г. произведение увидело свет в числе других сочинений Гоголя, вошедших в сборник «Арабески».
Главные и второстепенные персонажи
Действующие лица повести — 2 главных и 4 второстепенных героя. Есть ещё несколько эпизодических лиц, с участием которых разворачивается сюжет. Краткое описание персонажей:
- Пискарёв. Порядочный, но бедный художник, хранящий в душе мечту о знакомстве с прекрасной дамой. Встретил девушку и был очарован её красотой, а впоследствии ощутил горечь из-за того, что она оказалась работницей борделя.
- Пирогов. Поручик, относящийся к жизни легко и непринуждённо. Способный и симпатичный, но не слишком порядочный. Посчитал возможным «закрутить роман» с замужней особой, за что и пострадал. Недолго расстраивался и вечером того же дня уже отплясывал мазурку в гостях.
- Шиллер. Немец с характерной внешностью, жестяных дел мастер, участник комической ситуации. Пирогов вошёл в помещение, когда жестянщик собирался лишиться носа. Немец полагал, что содержать его — расточительство, ведь только на нюхательный табак уходило «один рубль двадцать копеек в месяц».
- Гофман. Сапожник, которого Шиллер попросил отсечь ему нос. Старик без особых примет.
- Блондинка. Жена жестянщика Шиллера, за которой пытался приударить поручик Пирогов.
- Брюнетка. Дама, с которой познакомился Пискарёв, оказавшаяся проституткой.
История с Пискарёвым
Сначала необходимо по отдельности рассмотреть истории Пискарёва и Пирогова. В том, что случилось с поручиком и художником, и заключается суть произведения. Целью Гоголя было показать образы героев с помощью противопоставления, чтобы читатели могли сравнить героев и понять, что между ними не было никакого сходства. Даже род занятий Пирогова и Пискарёва кардинально отличался, хотя они были приятелями.
Истории любви молодых людей начинаются с того, что они вместе гуляют по проспекту. Днём он оживлённый, потом на некоторое время замирает и утихает, а вечером начинается другая жизнь. Вот что происходит на Невском, когда опускаются сумерки:
- булочник зажигает фонарь;
- в низких окошках магазинов появляются эстампы, которых нельзя было представить днём;
- прохаживаются губернские секретари и коллежские регистраторы;
- толпами прогуливаются артельщики, купцы и сидельцы;
- как видения, «пролетают» дамы с толстыми губами и наштукатуренными щеками.
Одна из таких особ привлекла внимание Пискарёва. По совету приятеля он начал преследование, расталкивая гуляющих. Фантазия рисовала невероятные картины свидания, одну чудеснее другой. Незнакомка передвигалась очень быстро, так что художник еле поспевал за ней.
Они добрались до высокого дома, и юная девушка сначала знаком, а потом словами пригласила Пискарёва следовать за ней. Художник чувствовал себя невероятно счастливым, ведь прекрасная незнакомка доверила ему проникнуть в святыню — своё жилище. Они поднимались на четвёртый этаж по вьющейся лестнице, и сердце готово было выскочить из груди художника.
Разочарование накрыло молодого человека, когда он увидел, где оказался. Комната выглядела неприбранной, как жилище холостяка, в углах висела паутина, а мебель покрывал слой пыли. В разных углах можно было рассмотреть 3 женские фигуры, причём одна даже расчёсывалась перед зеркалом. Когда художник вошёл в комнату, она нисколько не устыдилась. Потрясённый, молодой человек побежал прочь, «как дикая коза». Цитаты из произведения показывают, каким пылким характером обладал юноша.
Через некоторое время Пискарёву приснился сон, в котором девушка оказалась не проституткой, а богатой дамой, и пригласила его в роскошный особняк. Желая ещё раз встретиться с прекрасным видением, пусть даже во сне, Пискарёв начал принимать опиум. Дошло до того, что он снова пошёл к незнакомке и начал звать её замуж. Девушка посмеялась, а через некоторое время художника нашли мёртвым — он перерезал себе горло.
Случай с Пироговым
С поручиком произошла менее трагичная история, и отчасти её можно даже назвать забавной. Когда его товарищ убежал за брюнеткой, Пирогов заприметил блондинку. Она беспечно шла, разглядывая безделушки, выставленные в витринах. Пирогов повторял: «Ты, голубушка моя!». Время от времени он докучал даме расспросами, на что она отвечала резкими звуками. Так они дошли до дома, и блондинка впорхнула в дверь. «Следуя русскому правилу», поручик вошёл следом.
В комнате разворачивалась интересная сцена: там находились жестянщик и сапожник, причём один примерялся, как бы половчее отрезать нос второму. Вышло так, что Пирогов остановил попытку членовредительства, при этом в его голове уже созрел чёткий план по соблазнению блондинки. То, что юная особа замужем, его не останавливало: герой был не из тех, кто ставит мораль и честь выше собственного удовольствия.
Легкомысленный поручик принялся ходить в дом Шиллера, всякий раз находя благовидный предлог. Во время последнего визита он предложил немке потанцевать, а поскольку блондинка была глупенькой, она охотно согласилась. Распалённый страстью, Пирогов бросился целовать ножку дамы, и в этот момент в комнату вошли пьяные Шиллер и Гофман. С ними был столяр Кунец, тоже изрядно набравшийся спиртного. Втроём эти «достойные ремесленники» набросились на поручика и отколотили его. Поручик, оскорблённый таким отношением, испытал целую гамму эмоций:
- гнев;
- негодование;
- бешенство.
По дороге домой он был в ярости и собирался обратиться к генералу, в Главный штаб и Государственный совет, а потом и к самому государю. Ни печали, ни раскаяния, ни стыда поручик не испытывал. Напротив, в нём горело желание наказать ремесленников за их «буйство». Однако смелые планы остались нереализованными, потому что по дороге Пирогов зашёл в кондитерскую, поел пирожков, почитал газету и успокоился.
После обеда в сносном расположении духа поручик пошёл гулять по проспекту, а вечером отправился в гости, где приятно провёл время в обществе чиновников, офицеров и прекрасных дам.
Настолько разной была реакция приятелей на любовные неудачи. Что для одного стало поводом лишить себя жизни, второй воспринял как досадное приключение. На этом история кончается.
Характеры героев
Молодой бедный художник Пискарёв был «прост, как дитя». Этот тихий, скромный, застенчивый робкий юноша — романтик, мечтатель с чистой душой и высокими помыслами. Встретившаяся ему на Невском проспекте красавица-брюнетка поразила его своей красотой. Он не решился познакомиться с нею, приняв её за знатную даму из-за дорогого яркого, пёстрого плаща. Он только хотел посмотреть на дом, где обитает это прелестное существо. Когда прекрасная незнакомка увидела, что юноша идёт за ней, она улыбнулась и знаками пригласила его в квартиру четырёхэтажного дома. Увидев эту квартиру и женщин, находящихся там, Пискарёв понял, что это гнездо разврата, и бросился прочь.
Он был поражён, что девушка лет 17 с божественными чертами оказалась продажной женщиной. Дома он уснул и увидел сон, будто приехал в карете к этой девушке, оказавшейся знатной дамой, и она хотела объяснить, почему оказалась тогда с презренными женщинами. Сон прервался, и художник захотел снова уснуть, чтобы увидеть его продолжение.
С тех пор сны о красавице и стали настоящей жизнью ранимого, мечтательного юноши. Однажды, очнувшись от своих сновидений, наивный Пискарёв решил жениться на этой девушке, чтобы спасти её. Он считал, что она невольно вовлечена в разврат и хочет вырваться из этого ужасного состояния.
Он пришёл к этой красавице, сделал ей предложение руки и сердца, пообещал, что они будут вести трудовую жизнь. Бедный романтичный юноша был поражён, когда девушка презрительно сказала, что работать не будет. Нервы его не выдержали такого разочарования, и он, вернувшись домой, перерезал себе горло. Пискарёв погиб, убедившись в крушении своих иллюзий и неспособности активно бороться со злом.
Любовное приключение поручика Пирогова было не таким трагическим, как у его приятеля. Этот самонадеянный, пошлый обыватель очень доволен петербургской жизнью и возможностью заводить романы с красотками. Блондинка, которую он преследовал, оказалась супругой почтенного немца-ремесленника — жестянщика Шиллера. Пирогов — туповатый, но в то же время смекалистый человек. Он узнал от глупенькой блондинки, что её муж по воскресеньям не бывает дома, и явился к ней в воскресный день.
Во время танца Пирогова с этой красоткой явился её подвыпивший муж с двумя своими приятелями и эти дюжие немцы-ремесленники (Шиллер, Гофман и Кунц) попросту высекли бравого поручика.
У Пирогова был горячий нрав, и он решил пожаловаться генералу и одновременно послать просьбу наказать обидчиков в Генеральный штаб. А если там определят недостаточное наказание, то разгневанный поручик решил обратиться в Государственный совет и даже к самому государю.
Но поручик был легкомыслен и быстро отходчив от гнева. Пирогов утешился, полакомившись в кондитерской двумя слоёными пирожками и почитав там газету «Северная пчела» (скорее всего, его там привлекали фельетоны, стихи и т. п.). Завершился вечер для поручика совсем хорошо, в соответствии с его жизненной целью — получать только удовольствия. Он посетил вечер у одного знакомого, где собрались офицеры и чиновники, и с удовольствием танцевал там мазурку.
Жизненные цели
У обоих героев были определённые цели в жизни. Для Пирогова имело значение положение в обществе, он стремился продвинуться по службе. Получив чин поручика, молодой человек гордился им и напоминал окружающим о своём статусе при каждом удобном случае. По словам автора, Пирогов обладал множеством талантов, мог рассуждать о литературе и музыке, посещал публичные лекции и театральные постановки. Вот что умел поручик:
- декламировать стихи;
- пускать дым кольцами, нанизывая их одно на другое по 10 штук;
- рассказывать анекдоты;
- удерживать внимание женщин;
- остроумно шутить;
- рассуждать о вещах не так резко, как это получается у других.
На самом деле все способности были поверхностными. Поручик толковал о литературе и моде не потому, что хорошо разбирался или это ему нравилось. Просто в те времена считалось признаком хорошего тона умение рассуждать о высоком. Молодой человек, выступающий в произведении символом пошлости и беспринципности, хотел одного: дослужиться до такого чина, который даст ему пропуск в высший свет и позволит жениться на знатной даме.
Главной жизненной целью Пискарёва было служение искусству и высшим идеалам. Даже в те минуты, когда он предлагает работнице борделя руку и сердце, основное место в судьбе отводится творчеству. Художник так описывает будущую жизнь: он будет творить, а жена — вдохновлять и заниматься рукоделием, сидя рядом. По мнению талантливого юноши, нет ничего лучше, чем быть обязанным самому себе за всё, что имеешь, и творчество вполне может обеспечить безбедное существование.
В повести «Невский проспект» Гоголь проводит сопоставление, изображая Пискарёва вечерним героем, а Пирогова — дневным. Несложно понять, что он с уважением и некоторым восхищением относится к истинным творцам, одним из которых являлся художник. Прожигатели жизни наподобие поручика вызывают у автора смесь пренебрежения и насмешки, и это восприятие Гоголю удаётся донести до читателя.
Сравнительная характеристика Пирогова и Пискарёва (таблица)
Параметры сравнения | Пирогов | Пискарёв |
Таланты | Обладает искусством обольщения, волочится за женщинами, даже за замужними. Умеет декламировать стихи, рассказывать анекдоты, пускать дым кольцами. | Художник, всей душой любит живопись, получает истинное удовольствие от своей работы. |
Значение фамилии | Фамилия происходит от слова «пирог», это намёк на то, что поручик любит вкусно поесть и вообще получать удовольствия и наслаждения, что цель его жизни в том и состоит. | Фамилия происходит от слова «пискарь» (так через «и» в 19 веке писали слово «пескарь»). Пескарь — маленькая рыбка, объект питания хищных рыб. Пискарёва и погубил жестокий мир Петербуга. |
Черты характера | Самодовольство, самонадеянность, пошлость, туповатость, легкомыслие, горячий нрав, гневливость, но быстрая отходчивость от гнева. Бездуховность, отсутствие высоких идеалов, неспособность на сильные, искренние чувства. | Скромность, застенчивость, робость, мечтательность, ранимость, наивность. Он восторгается красотой брюнетки, она вызвала в его душе чистые, светлые чувства. |
Отношение автора к героям | Ироничное отношение. Образ Пирогова Гоголь сделал комичным. | Сочувствие к герою. Образ Пискарёва трагичен. |
Вывод | Если поручик Пирогов после позорной порки сумел утешиться двумя пирожками, то молодой романтик Пискарёв, ощутив после крушения своей мечты всю жестокость окружающей его жизни и поняв, что не в силах её изменить, погибает. |
Анализ повести на уроке
В рамках школьного курса литературы произведение изучают в 10 классе. Дети составляют таблицу, куда выписывают черты характера главных героев. По заданию преподавателя учащиеся составляют словесные портреты персонажей, рассказывают, в чём заключается смысл произведения. Внести разнообразие в урок литературы и сделать его более оживлённым помогает проведение параллелей между тем временем и нынешней Россией. Ученикам будет интересно порассуждать о том, что изменилось, а какие явления остались в том же виде, как при Гоголе.
Стандартное задание на уроке — составление цитатного образа каждого персонажа и их сравнение. Чтобы его выполнить, нужно взять из описания персонажей слова и выражения, которые наиболее точно характеризуют не только внешность, но и черты характера. Это могут быть глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи. Главное, чтобы они ухватывали самую суть.
Основная цель урока по повести Гоголя — показать, какую роль в жизни мечтательного человека могут сыграть неблагоприятные обстоятельства. Кроме того, преподаватель должен помочь ученикам понять. в чём смысл сравнительной характеристики Пирогова и Пискарёва в «Невском проспекте».
Блеск и нищета петербургского общества
Даже поверхностный анализ повести позволяет сделать вывод о зависимости Пирогова и ему подобных от мнения и оценок окружающих. Сам автор кратко резюмирует, что видимое — это только кажущееся, дорисованное самим наблюдателем. Почему этот господин очень богат? Да потому что «гуляет в отлично сшитом сюртучке». А «он весь состоит из своего сюртучка».
Такой же ложной и напускной на поверку оказалась гордость и бравада поручика. Он не то что смиряется с вполне заслуженным наказанием и унижением, а просто забывает о нем. Отказавшись от сатисфакции, он, скорее всего, руководствуется желанием избежать огласки и опасением уронить свой престиж в обществе, где отличием в мазурке можно вызывать всеобщий восторг.
В противоположность душевным терзаниям трагически погибшего романтика и мечтателя Пискарева, эмоции Пирогова не вызывают сочувствия. Он не просто маленький, а мелкий и пустой человек, неспособный к глубоким переживаниям. Поручик — продукт нравственного разврата, порожденного «мишурною образованностию и страшным многолюдством столицы».
🗹