Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого

  • Краткие содержания
  • Толстой Лев
  • Хаджи-Мурат

В ноябре 1851 году наиб Хаджи-Мурат отправился в чеченский аул Махкет. Местный житель Садо оказывает гостеприимный прием наибу и его спутникам, несмотря на приказ от имама Шамиля задержать мятежника.

Из Воздвиженской крепости, на встречу с чеченцами, выходят три караульные и офицер Панов. Солдаты провожают гостей в крепость. Самый общительный и веселый среди русских — солдат Авдеев, который непрестанно шутит и поддерживает разговор.

Князь Воронцов поражает кавказцев роскошью своего дома. Ночью жители Махкета нападают на Хаджи-Мурата. Однако устроив перестрелку, храбрый воин вместе с мюридами смогли затеряться в лесу. Хаджи-Мурат в нетерпении ожидает ответ от князя Воронцова и надеется, что русские, объединившись с ним, будут вместе бороться против Шамиля. Князь дает согласие на переговоры.

Уже утром роты Куринского полка начинают взрывать лес. Русские офицеры даже не пытаются увидеть самое важное — что человеческая жизнь имеет свойство возвращаться туда от куда и вышла. Авдеев в этот день будет случайно убит чеченцем.

Самое большое удивление всех русских вызывает детская улыбка, непосредственность, спокойствие и чувство собственного достоинства «страшного горца». Хаджи-Мурат встречается с князем Воронцовым и тот вызывает недоверие у наиба.

Хаджи-Мурат решает ехать в Тифлис для встречи и решения своих вопросов со старшим князем Воронцовым. Переговоры проходят успешно, однако ни один из них не верит слову другому. Горец присягает в верности русскому царю, но русские за это должны помочь выкупить его семью из плена. Жизнь Хаджи-Мурата в Тифлисе очень насыщена событиями.

В январе 1852 г. император Николай І дает приказ о начале военных действий в Чечне. Среди солдат воюет и офицер Бутлер. Война и разорение дошли до аула Махкет. Вандализм русских приводит в недоумении чеченцев и в порыве ненависти они обращаются за помощью к Шамилю.Семья Хаджи-Мурата содержится под стражей в ауле Ведено.

Шамиль требует от наиба чтобы он вышел из своего укрытия до начала байрама, в противном случае его мать отдадут по аулам, а сына Юсуф будет ослеплен.Переговоры о выкупе семьи Хаджи-Мурата безрезультатны. Он числится на службе у царя, но русские и не собираются освобождать его семью. Устав от ожиданий, горец планирует как ворваться в Ведено и освободить своих родных или умереть вместе с ними.

Конная прогулка Хаджи-Мурата и мюридов заканчивается безжалостным убийством конвойных милиционеров. Во время погони, в неравном бою с полком Гаджи-Ага, Хаджи-Мурата убивают. Отрезав голову горца, возят для устрашения по крепостям. И только Бутлер и Марья Дмитриевна искренне переживают смерть храброго воина, жизнь которого оборвалась как «раздавленный репей среди вспаханного поля».Хаджи-Мурат — это символ отваги, свободы и гордости, готовый отдать жизнь ради родных и близких людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

О произведении

Повесть «Хаджи-Мурат» Толстого была написана в 1904 году, но напечатана только в 1912 году, уже после смерти писателя. Главный герой книги – Хаджи-Мурат – реальное историческое лицо. История жизни этого человека глубоко впечатлила Льва Николаевича, который юношей служил на Кавказе во время войны.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Хаджи-Мурата» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Основная идея повести

Лев Толстой крупными мазками рисует портрет удивительного человека, сердце которого бесстрашно. Над всеми мелкими персонажами – императором Николаем, дипломатами Чернышевым и Воронцовыми, генералами и военачальниками в орденах и лентах возвышается мощная фигура простого горца Хаджи-Мурата. Даже оставшись один, он не сдается. Не случайно в самом конце повести Толстой вновь упоминает кустик репейника, поцарапанный и покореженный, но продолжавший стоять в выжженном и вспаханном поле.

Писатель высказывает еще одну идею, которую стоило бы помнить и современным политикам. Выражает он ее незамысловатой пословицей: «Угощал волк ишака мясом, а ишак волка сеном – оба голодные остались». Иными словами, ни к чему пытаться навязывать другим свою волю и свои приоритеты. Попытки подавить независимых горцев не привели ни к чему хорошему: сложно нам понять друг друга, мы слишком разные.

Прочесть повесть Толстого стоит обязательно. В ней скрыто еще немало интересного для вдумчивого читателя, и она никогда не потеряет актуальности, поскольку персонажи, описанные Толстым, будут встречаться во все времена.

Другие персонажи

  • Шамиль – имам, предводитель кавказских горцев, враг Хаджи-Мурата.
  • Михаил Семенович Воронцов – главнокомандующий войсками на Кавказе, умный, дальновидный стратег.
  • Семен Михайлович Воронцов – сын Михаила Воронцова, флигель-адъютант.
  • Марья Васильевна Воронцова – супруга Семена Воронцова, умная, тонкая женщина.
  • Николай I – русский император.
  • Чернышев Александр Иванович – военный министр России.
  • Элдар, Ханефи, Гамзало, Хан-Магома – верные помощники Хаджи-Мурата, его мюриды.
  • Марья Дмитриевна – сожительница офицера Петрова.
  • Лорис-Меликов – адъютанта Семена Воронцова, приставленный к Хаджи-Мурату.
  • Бутлер – молодой, красивый офицер, влюбленный в Марью Дмитриевну.
  • Садо – чеченец, житель аула Макхет, близкий знакомый Хаджи-Мурата.

Характеристика главных героев

В повести присутствует ряд основных и второстепенных действующих лиц. Каждый из них играет свою особую роль в истории. Главные герои следующие:

  • Хаджи-Мурат — аварский вождь, полевой командир отрядов имама Шамиля, его правая рука;
  • М.С. Воронцов — князь, наместник на Кавказе, главнокомандующий русскими войсками;
  • Шамиль — имам, духовный и военный лидер сопротивления горцев;
  • Николай I — российский император.

Хаджи-Мурат — человек внушительного вида «на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе и в отделанном золотом оружии». Это важная деталь для понимания образа легендарного горца. Она означает, что человек совершил хадж (паломничество) в Мекку — священное для мусульман место. Герой обладает стальным характером, неукротимой силой воли, неугасимым желанием достичь поставленной цели. Он безгранично предан своей семье, ради освобождения которой предпринимает отчаянный побег от русских и погибает.

М. С. Воронцов — сын российского дипломата, воспитан в Англии, образован, честолюбив, властолюбив, тертый царедворец. Он имел все высшие чины и ордена, считался искусным военным и даже победителем Наполеона под Краоном. Ему больше 70 лет, но он бодрый, обладает острым умом. У него «лисье бритое лицо».

Николай I уверен в своей особой роли в России и Европе. Он как должное воспринимает лесть и раболепие людей, в которых вселяет ужас. У него белое длинное лицо с огромным покатым лбом.

Шамиль умеет производить впечатление на народ. Он выглядит величественно и просто. Его «бледное, окаймленное подстриженной рыжей бородой лицо с постоянно сощуренными маленькими глазами было как каменное, совершенно неподвижно».

Краткое содержание

Глава 1

Осенью 1851 года Хаджи-Мурат приехал в «чеченский немирной аул Махкет». «Хаджи-Мурат этот был знаменитый своими подвигами наиб Шамиля» – его наместник, правая рука, и он неизменно появлялся в сопровождении десятка мюридов – послушников. В этот же раз он приехал инкогнито, только с одним вооруженным мюридом по имени Элдар.

Хаджи-Мурата приютил у себя старик Садо. «Он рисковал жизнью», поскольку после ссоры Шамиля и Хаджи-Мурата всем жителям Чечни было строжайше запрещено принимать у себя мятежника.

Глава 2

В эту же ночь «из передовой крепости Воздвиженской», расположенной неподалеку от аула, вышли в караул три солдата и унтер-офицер Панов. Веселый и разговорчивый солдат Авдеев поведал сослуживцам, как оказался второй раз на службе по просьбе матери вместо родного брата, у которого уже было много ребятишек.

К этому караулу вышли посланники Хаджи-Мурата, которые попросили отвести их к князю Воронцову по срочному делу.

Глава 3

Князь Воронцов – сын главнокомандующего – жил в крепости со своей очаровательной женой Марьей Васильевной и ее маленьким сыном от первого брака.

От посланника князь узнал, «что Хаджи-Мурат завтра выедет к нему в то место, где назначена рубка леса».

Глава 4

Хаджи-Мурату так и не довелось уснуть у верного Садо «после тех трех бессонных ночей» – жители аула его заметили и теперь попытались задержать его. Вовремя предупрежденный Садо, он вместе с Элдаром успел скрыться в лесу, где его ждали мюриды Гамзало и Ханефи. «Хаджи-Мурат всегда верил в свое счастие» и не сомневался, что князь Воронцов не откажет ему и даст войско, с помощью которого он одолеет ненавистного Шамиля и вновь будет править Чечней.

Глава 5

На следующее утро в условленном месте состоялась встреча князя Воронцова и Хаджи-Мурата. При помощи переводчика наиб сообщил князю, что давно мечтал послужить русскому царю, но «Шамиль не пускал».

Глава 6–9

Воронцов был несказанно рад тому, что ему «удалось выманить и принять главного, могущественнейшего, второго после Шамиля, врага России». Он пригласил Хаджи-Мурата в крепость, где познакомил с Марьей Васильевной и приемным сыном. Пока супруга принимала гостя, князь Вронский написал «донесение начальнику левого фланга, генералу Козловскому, в Грозную, и письмо отцу».

Хаджи-Мурат был озабочен теплым приемом у князя – он опасался, что в любой момент «его схватят, закуют и сошлют в Сибирь или просто убьют, и потому был настороже».

На следующий день состоялась встреча Хаджи-Мурата и Михаила Семеновича Воронцова, главнокомандующего русскими войсками. Их взаимно вежливое общение могло обмануть кого угодно, но только не самих собеседников. Старый князь прекрасно понимал, что Хаджи-Мурат – «враг всему русскому, всегда останется таким и теперь покоряется только потому, что принужден к этому», в то время как наиб видел, что старик «хитер, и надо быть осторожным с ним».

Хаджи-Мурат сообщил князю, что вся его семья находится в руках Шамиля, и он не сможет служить русскому царю, пока все его близкие не окажутся на свободе. Воронцов пообещал помочь ему и предложил остаться в Тифлисе до тех пор, пока не придет распоряжение государя.

Главы 11–13

По просьбе главнокомандующего Хаджи-Мурат рассказал его адъютанту Лорис-Меликову историю своей жизни и причину вражды с Шамилем. Он признался, что стал свидетелем жестоких убийств, и теперь мечтает отомстить обидчику.

Тем временем наблюдательный Лорис-Меликов приметил, что один из мюридов, Гамзало, был не только «предан Шамилю, но испытывал непреодолимое отвращение, презрение, гадливость и ненависть ко всем русским». Хан-Магома был весельчак и балагур, а молодой красавец Элдар – с твердым характером и железной волей.

Главы 14–15

Главнокомандующий отправил гонца с письмом военному министру Чернышеву, в котором подробно описал положение вещей и свои личные подозрения касательно Хаджи-Мурата. Военный министр не любил князя «за особенное расположение императора» и при случае старался всячески вредить ему. Он хотел было представить императору действия Воронцова в самом невыгодном свете, «но план этот не удался».

Самодержец был рад услышать новость о выходе Хаджи-Мурата. Он не сомневался, что благодаря его распоряжению «о стеснении горцев вырубкой лесов и системой укреплений», война на Кавказе в скором времени будет завершена. Воронцову же был отдан приказ «усиленно тревожить Чечню и сжимать ее кордонной линией».

Главы 16–17

Для скорейшего исполнения «предписания Николая Павловича» в январе 1852 года был совершен набег на Чечню. В нем участвовал «высокий красивый офицер Бутлер», который после крупного карточного проигрыша особенно радовался привольной жизни на Кавказе.

Во время этого набега был разрушен аул Махкет. Больше всего пострадал старик Садо, чья сакля была варварски разбита, сожжены сады и пчелиные ульи. Но самым большим горем оказалась смерть сына-подростка, которого солдаты проткнули штыком. Жители аула решили обратиться за помощью к Шамилю.

Глава 18

Хаджи-Мурат в сопровождении русского офицера приехал в крепость Грозную. Офицер передал начальнику крепости Ивану Матвеевичу приказ «принять Хаджи-Мурата и, дозволяя ему иметь сообщение с горцами через лазутчиков, отнюдь не выпускать его из крепости иначе как с конвоем казаков». Хаджи-Мурат почувствовал легкое презрение к Ивану Матвеевичу. С Бутлером он на удивление быстро сошелся. Но особенно сильно привлекла горца сожительница Ивана Матвеевича – красавица Марья Дмитриевна.

Главы 19–21

Тем временем семья Хаджи-Мурата содержалась под стражей в ауле Ведено. Мать, две жены наиба и пятеро маленьких детей жили в сакле, а старший его сын, «восемнадцатилетний юноша Юсуф, сидел в темнице». Шамиль передал Хаджи-Мурату, что дарует прощение в случае его возвращения до праздника байрам. В противном случае он пустит женщин по аулу, а сыну выколет глаза.

Главы 22–25

Вернувшись в Тифлис, Хаджи-Мурат каждый день приходил к Воронцову и «умолял его собрать горских пленных и выменять на них его семью». Вскоре ему надоело выслушивать неопределенные обещания, и он решил своими силами вызволить родных из неволи. Для Хаджи-Мурата его выход к русским стал страшным поворотом в жизни.

Мужчина стоял на распутье и не знал, как поступить – вернуться к Шамилю или же «покорить русскому царю Кавказ, заслужить славу, чины, богатство». Промучившись всю ночь, он решил с преданными ему людьми ворваться в Ведено, чтобы «умереть, или освободить семью».

Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат, желая избавиться от конвоя, пошел в атаку на казаков. Вместе со своими верными мюридами ему удалось безжалостно расправиться с конвоирами и скрыться.

Очень быстро поднялась тревога, и за живого или мертвого беглеца была обещана щедрая награда. Преградой к спасению Хаджи-Мурата стало вязкое, словно трясина, рисовое поле. В неравном бою он получил смертельное ранение, а голова его была тут же отсечена от тела.

Отрубленную голову Хаджи-Мурата еще долго развозили «по всем укреплениям, аулам» в качестве устрашения. Это зрелище стало особенно невыносимым для Марьи Дмитриевны, которая сокрушалась жестокости «живорезов», убивших человека и не предавших его тело земле.

Короткий пересказ «Хаджи-Мурата»

Л. Н. Толстой «Хаджи-Мурат» краткое содержание:

В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба,

В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные деньги, и в который раз рассказывает, что пошёл в солдаты по просьбе матери, вместо семейного брата.

На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, весёлый Авдеев расспрашивает об их жёнах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие».

Полковой командир Куринского полка, сын главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живёт в одном из лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и её маленьким сыном от первого брака. Несмотря на то что жизнь князя поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью, супругам Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения. Известие о выходе Хаджи-Мурата застаёт их за игрой в карты с полковыми офицерами.

Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды — аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу против Шамиля.

Он, как всегда, верит в своё счастье и в то, что на этот раз все удаётся ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя.

Рано утром две роты Куринского полка выходят на рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего — окончания человеческой жизни и возвращения её к тому источнику, из которого она вышла, — а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят весёлого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить письмо матери о том, что жена его ушла из дому.

Всех русских, впервые видящих «страшного горца», поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного достоинства и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих. Приём князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы его отправили к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в Тифлис.

Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый князь видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем противоположное своему пониманию — то, что необходимо для успеха переговоров.

Хаджи-Мурат уверяет, что будет верно служить русскому царю, чтобы отомстить Шамилю, и ручается, что сможет поднять против имама весь Дагестан. Но для этого надо, чтобы русские выкупили из плена семью Хаджи-Мурата. Главнокомандующий обещает подумать об этом.

Хаджи-Мурат живёт в Тифлисе, посещает театр и бал, все более отвергая в душе образ жизни русских. Он рассказывает приставленному к нему адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей жизни и вражды с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких убийств, совершаемых по закону кровной мести и по праву сильного. Лорис-Меликов наблюдает и за мюридами Хаджи-Мурата.

Один из них, Гамзало, продолжает считать Шамиля святым и ненавидит всех русских. Другой, Хан-Магома, вышел к русским только из-за того, что легко играет своею и чужими жизнями; так же легко он может в любой момент вернуться к Шамилю. Элдар и Ханефи без рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.

Пока Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, по распоряжению императора Николая I в январе 1852 г. предпринимается набег в Чечню. В нем принимает участие и недавно перешедший из гвардии молодой офицер Бутлер. Он ушёл из гвардии из-за карточного проигрыша и радуется теперь хорошей, молодецкой жизни на Кавказе, стараясь сохранить своё поэтическое представление о войне.

Во время набега разорён аул Махкет, штыком в спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и фонтан. Видя все это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а только гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или ядовитых пауков. Жители аула просят Шамиля о помощи,

Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Здесь ему позволяют иметь сношения с горцами через лазутчиков, но он не может выезжать из крепости иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится в это время под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей участи. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до праздника байрама, в противном случае угрожает отдать мать его, старуху Патимат, по аулам и ослепить любимого сына Юсуфа.

Неделю Хаджи-Мурат живёт в крепости, в доме майора Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к Хаджи-Мурату, чьё обхождение заметно отличается от грубости и пьянства, принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и Хаджи-Муратом завязывается дружба.

Бутлера охватывает «поэзия особенной, энергической горской жизни», ощутимая в горских песнях, которые поёт Ханефи. Особенно поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата — о неотвратимости кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того, как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана,

Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведёт в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых в день.

Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в жизни. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы умереть или освободить семью.

Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удаётся верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.

Последние воспоминания о семье пробегают в его воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается он до последнего дыхания.

Отсечённую от изуродованного тела голову Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной её показывают Бутлеру и Марье Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мёртвой головы сохраняют детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена жестокостью «живорезов», убивших её недавнего постояльца и не предавших его тело земле.

История Хаджи-Мурата, присущие ему сила жизни и несгибаемость вспоминаются при взгляде на цветок репейника, в полном цвету раздавленный людьми посреди вспаханного поля.

Повесть «Юность» Толстого, написанная в 1857 году, стала завершением знаменитой трилогии Льва Николаевича («Детство», «Отрочество», «Юность»). Рекомендуем прочитать краткое содержание «Юность» по главам для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Книга описывает студенческие годы жизни главного героя и его близкого окружения.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: