- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Характеристика и образ царя Гвидона из сказки о царе Салтане
В финале сказки о царе Салтане справедливость торжествует, а зло получает по заслугам. И все благодаря Гвидону – главному положительному герою произведения.
Гвидон – единственный наследник царского рода. Пока его отец, царь Салтан, был в военном походе, завистники заточили новорожденного царевича вместе с матерью в пустую бочку и пустили ее в плавание по океану. Но царевич с царицей не погибли. Волны выбросили бочку к чудесному острову, где Гвидон стал князем.
Гвидону присущи многочисленные достоинства. Он смел и всегда знает, как действовать в безвыходных ситуациях. Оказавшись на пустынном острове, он находит способ добыть пропитание. Заботу о матери он принимает на себя, оберегает ее от невзгод. Он дорожит семейными узами, поэтому всеми силами стремится наладить добрые отношения с отцом.
Гвидон – отзывчивый человек, который не пройдет мимо того, кто терпит бедствие. Для спасения Лебедя он пожертвовал единственную стрелу, рискуя из-за этого остаться без ужина. В награду за свое спасение царевна-лебедь превратила остров в прекрасный город и населила его людьми. Для Гвидона она создала дворец, где он стал жить со своей матерью и управлять новым государством. Подданные довольны мудрым правлением Гвидона. При нем их княжество расцвело, появились в нем чудесные вещи: белка, обеспечивающая всех золотыми монетами, дружина, выходящая из моря. Заморские купцы зачастили к ним в гости, чтобы своими глазами увидеть диковинки и поведать о них всему свету.
Многое умеет Гвидон. Едва появившись на свет, он начал быстро расти и через несколько дней превратился в сильного и красивого юношу. Богатырская сила помогла ему разрушить бочку и выбраться наружу. Перед этим ему удалось уговорить бурное море не гонять их бочку по волнам, а выплеснуть ее на берег. Будучи могучим богатырем, Гвидон готов превратиться в кого угодно, даже в ничтожную козявку, только бы перелететь море и посмотреть на отца.
В целом Гвидон – добродушный, снисходительный, надежный человек, который чтит родителей и дорожит семейным благополучием. Гвидон разоблачил мошенников, но не опустился до мести. Для него главное – восстановить справедливость. А виновников можно простить, если попросят за себя хорошенько.
Автор не скрывает своей симпатии к Гвидону. У читателей этот герой вызывает только положительные эмоции. Действительно, царевич Гвидон безупречен во всем, в его поведении не к чему придраться, он достоин восхищения.
История персонажа
«Сказка о царе Салтане» – предназначенное для детей знаменитое произведение из наследия, оставленного миру Александром Сергеевичем Пушкиным. Полное название поэмы звучит так: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оно было придумано на манер лубочных сказаний, популярных в простонародье. Использованный сюжет пересказывался на Руси из уст в уста. До наших дней легенда дошла в вольной интерпретации. Пушкинисты, исследующие творчество русского поэта, свидетельствуют, что лейтмотив произведения не был уникальным. Гораздо раньше его использовали в своих сказках Чосер и Гоцци.
Поступки молодого князя
На протяжении всего рассказа автор показывает, какие благородные поступки совершает Гвидон. Характеристика героя у Пушкина однозначно положительная. Сначала он вызволяет мать и себя из заточения в бочке, затем спасает царевну Лебедь от когтей коршуна. Даже желания героя, исполняемые прекрасной должницей, не носят ультимативный характер. Они напоминают просьбы или крик души.
У героя нет зависимости от денег или материальных благ. Добываемое белочкой богатство справедливый правитель делит между жителями острова, поэтому они живут в палатах.
Когда главный персонаж захотел увидеть отца, то Лебедь превратила его в комара. Проникнув на кораблик, молодой князь увидел Салтана. Отец ему понравился, а злые родственники вызвали раздражение. Но даже тогда он смог выбрать совершенно безобидный способ отомстить за несправедливость, ведь укус комара, пусть и болезненный, но проходит быстро. Пусть с позиции человека из современного общества это выглядит по-детски наивно, но такой поступок говорит, что для молодого человека важен сам факт действия, а его форма не имеет значения.
Литературный образ, который дает автор, говорит о любви и восхищении поведением князя Гвидона. В моменты грусти Пушкин ему сочувствует, а правильные поступки описывает с восторгом.
История создания
Исследователи доказали, что в работе над сюжетом сказки Пушкин использовал сюжетные линии легенды под названием «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Изучая народное творчество, поэт записал ее в нескольких интерпретациях. До исследователей дошли черновики, использованные в работе. В тетради, датированной 1828 годом, нашлись описания образа царевны Лебеди, схожего с Василисой Премудрой. Впервые к сюжету автор обратился, находясь в 1822 году в Кишиневе. Хотя литературоведы спорят на этот счет, считая сделанные записи вставкой в черновики, относящиеся к 1824-828 годам.
Александр Пушкин
Поэт составлял конспекты, которые могли быть кратким описанием зарубежных сказаний. Эти выводы сделаны на основе терминов, внесенных Пушкиным. Персонажи в черновике представлены сумбурно. По некоторым данным, записи относятся к более позднему периоду – к времени заключения писателя в Михайловском. Некоторые нюансы сказки появились благодаря рассказам Арины Родионовны, няни поэта.
Первой идеей Александра Сергеевича Пушкина в отношении сказки о Салтане было чередование стихотворной формы и прозаической, но она оказалась не такой выигрышной, как представлялось. 1828 год официально считается датой появления первой редакции произведения, состоящего из 14 строчек в стихах и прозаического продолжения. Легко предположить, что прозаическая форма была наметкой для последующего стихотворного изложения.
Книги «Сказка о царе Салтане»
В 1831 году, проживая в Царском Селе на даче Китаевой, Пушкин соревновался с Жуковским в успешности работы с фольклорным материалом. Литераторы выбрали одинаковый сюжет, а результатом состязания по его переработке стали «Сказка о царе Салтане» и «Балда» пера Пушкина, а также «Спящая царевна» и «Царь-Берендей» авторства Жуковского. Достоверность событий можно подвергнуть сомнению, но в декабре 1831 года после редактуры Плетнева сказку Пушкина читали в присутствии Николая I. В 1832 году она увидела свет в сборнике стихотворений. При жизни поэта произведение не было опубликовано как самостоятельный труд.
Отношение к Гвидону
С мнением автора совпадает и даваемая учениками 3 класса характеристика царя Гвидона. Дети считают князя примером хорошего правителя. Отношение к молодому царю складывается из следующих факторов:
Таким образом, поступки князя достойны уважения. В благодарность царевна помогла молодому человеку увидеть отца.
С почтением относясь к матери, Гвидон старается сделать ее счастливой. Все эти качества вызывают симпатию окружающих, кроме врагов. Возможно, за это царевна Лебедь его и полюбила. Читатели считают Гвидона героем, действия которого направлены на государственное благо.
Сюжет
Повествование рассказывает о нескольких персонажах. Главными действующими лицами становятся царь Салтан, царица и князь Гвидон. Характеристика героев проста и понятна.
Царь Салтан и царица
Государь по имени Салтан – мужественный и отважный воин, способный вступиться за свои земли. Он обладает покладистым, спокойным нравом, отличается простотой, не держит зла на обидчиков и проявляет некую наивность. Добродушие героя не дает наказать сестриц, наговоривших на царицу и чуть не погубивших ее и сына – князя Гвидона.
Царица и маленький Гвидон
Мудрая царица – первая девица в государстве и первая, с кем встречается читатель, знакомясь со сказкой. Она – положительный персонаж, честная, добрая и верная женщина, неспособная на предательство и обман.
Гвидон – сын царицы и Салтана. Его отчество не зря подчеркивается в названии сказки, потому что с малых лет герой, как и отец, проявляет отвагу и смелость. Для него особую важность имеют поступки, а не слова.
Князь Гвидон
Гостеприимный амбициозный правитель получает титул князя неспроста. Якобы по велению царя Салтана, а на самом деле из-за интриг сестер царицы, младенца с матерью заточили в бочку. Странное судно, ставшее последним пристанищем, опустили в морскую пучину. В нем промелькнули детство и отрочество юноши, и вскоре он превратился в настоящего богатыря, которому суждено спасти от коршуна царевну Лебедь и заполучить под покровительство невиданные земли – остров Буян. Остров князя стал пунктом паломничества купцов, жаждущих выгодного сотрудничества. Это место, где живет белка, грызущая волшебные орешки, а также фантастические воины – тридцать три богатыря.
Царевна Лебедь
Гвидон – основной персонаж сказки. Царевна Лебедь, ставшая позже его избранницей, – олицетворение волшебства в поэме. Она одаряет возлюбленного не только чудесными диковинами (белкой и богатырями), но и магическими силами, благодаря которым Гвидон может стать комаром. В таком образе князь попадает на корабль и прибывает на родину – повидать отца.
Второй раз Гвидон осуществляет визит в образе мухи, а в третий – в качестве шмеля. В каждое посещение он, пусть и невольно, мстит ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе. Завершается все воссоединением царского семейства и пышным свадебным торжеством.
Описание героя
По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.
В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:
Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.
Интересные факты
Светило русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин, умело обращавшийся со стихотворным слогом и прославляющий богатство русского языка, использовал в «Сказке о царе Салтане» только одно слово с буквой «ф» – флот. В пушкинскую эпоху слова с этой буквой считались заимствованными из других языков.
Город Свияжск — прообраз острова Буяна
Однажды, путешествуя, Пушкин попал в город Свияжск. Поэт восхищался красотой этого места и признавался, что так представлял описанный населенный пункт на сказочном Буяне:
«В свете ж вот какое чудо: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами С теремами да садами…»
Некоторые исследователи считают, что прототипом острова является Руян, расположившийся в Балтийском море.
Богиня Умай и царевна Лебедь
Сказка сплетена из фольклорных сюжетов и нюансов, придуманных поэтом. Примечательно, что прообразом царевны Лебедь стало языческое божество Умай. Ее воспевали в монгольских и кыпчакских племенах как женщину в образе лебедя, ходящую по земле и воде. В произведении описание царевны не менее привлекательно, чем в легендах древних народов:
«Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днем свет Божий затмевает. Ночью землю освещает — Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит».
Описание героя
По сюжету князь Гвидон является сыном царя Салтана. Когда будущий отец уехал на войну, царица родила мальчика. Его вместе с матерью решили извести завистливые родственники, заколотив в бочку и выкинув в открытое море. По воле судьбы волна выбросила бочку на пустынный остров Буян. Ребенок за время плавания вырос и превратился в прекрасного юношу. Описывая внешность молодого князя, Пушкин не забыл подчеркнуть и его внутреннюю красоту.
В трактовке автора характеристика князя Гвидона выглядит следующим образом:
🗹Все эти черты говорят, что из Гвидона выйдет хороший правитель. Будущий царь обладает чудесным даром общаться с морем, ветром и другими природными явлениями. Конечно, это сказка, поэтому вымысел здесь уместен, но такие качества, как коммуникабельность и способность договариваться, высоко ценятся и в современном мире.