Краткое содержание Голубая стрекоза Пришвина для читательского дневника

  • Краткие содержания
  • Пришвин
  • Голубая стрекоза

Фронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.

Однажды, после того как некоторое время усиленно шли бои на фронте, было ранено много человек. И даже иногда санитаров не хватало, что бы успеть перенести всех раненых. Но все-таки кое-как, да удалось.

И вот, один из раненых бойцов, который был особенно сильно ранен, а если быть честнее – то смертельно ранен. Но пока он жил, он попросил одного санитара отвести его туда, где ему будет хорошо. И это место оказалось недалеко – возле воды на природе, где не было кровавых следов от умерших бойцов. Санитар, конечно же, был обязан выполнить его просьбу, а тем более, просьбу умирающего. И к тому же, это было вовсе не трудно.

Итак, когда он отнес раненого бойца к воде на траву, он положил его на землю, а тот стал любоваться окружающей природой, но так как бойцу было трудно что-либо созерцать, он стал просить санитара рассказать ему об окружающей среде, что он видит, и самое главное – летает ли там голубая стрекоза возле воды, возле него?

И тогда санитар стал рассказывать, все описывая, что видит, и что находиться возле них. Он стал описывать все травы вокруг, какие только есть – все зеленые и сочные, и небо голубое и яркое. А также, то, что стрекоза голубая летает возле них, над водой. И что ручей журчит возле них, и что воздух – прекрасный, чистый и здоровый. Вообще, стрекоза – она была что-то вроде нити, которая еще могла связывать раненого человека с его жизнью на земле.

Иногда хочется забыть о боли и грусти.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Голубая стрекоза Пришвина для читательского дневника

Автор участвовал в первой мировой войне. Приехал, как корреспондент. Но, его задействовали помогать с раненными парнями. Вокруг шла война. Снаряды разрывало.
Стали вместе создавать место для раненных. Рассказчику сказали забыть о том, что писатель, оказывай помощь раненным солдатам!

И мы принялись располагать контуженных на лавочки. Я услышал просьбу умирающего парня. Ему хотелось пить. Я помчался за водой, но он захотел воды из ручья!

Присмотревшись, рассказчик увидел юное лицо, с красивыми чертами. Взяв носилки, мы отправились, с погибающим солдатом, к ручью. Всё зеленело, распускались цветы. А рядом летала стрекоза, у неё крылья были голубой расцветки. Санитар ушёл, оставив автора с больным.

Он лежал неподвижно и на лице видна была борьба за жизнь. Затем, он приоткрыл веки и сказал: «Большое спасибо!»

Лежал и наслаждался звуками ручья. И вдруг, он слегка раскрыл глаза и спросил: «А стрекоза не улетела?»

Мой ответ порадовал его. И он снова забылся.

Затем, мои мысли унесли писателя и он вспомнил об больном солдате, когда прозвучал вопрос: «Стрекоза на месте?»

Не задумываясь, автор сказал, что да.

Больной посмотрел и сказал, что не видит. Сначала в голове автора промелькнуло, что потеряно зрение. Внимательно, разглядывая местность, помощник тоже не увидел. Получилось, что обманул. И писатель стал внимательно просматривать местность вокруг и заметил отражение насекомого. И громко сказал, что на месте. Раненый приоткрыл глаза. И я указал на силуэт отражения. Паренёк улыбнулся и снова забылся.

Врачи помогали раненому, но ещё к этому прибавилась огромная любовь к родному краю. Шум ручья и шустрая стрекоза.

Надо верить в исцеляющие силы природы. Живой ручей, растущая листва деревьев, аромат лесных цветов, позволяют забыть о боли и спастись.

Читать краткое содержание Голубая стрекоза. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Полет голубой стрекозы

Далее в рассказе идет описание природы, строки дышат удивительной чистотой и помогают читателю прочувствовать красоту вечернего леса. В этой части рассказа М. Пришвина «Голубая стрекоза» (краткое содержание не сможет, к сожалению, передать все нюансы) говорится о том, какой целительной силой может обладать природа. Корреспондент и мальчик любовались красотой леса в вечерних лучах солнца, водяными лилиями. В этот момент над водой кружилась голубая стрекоза.

Пришвин голубая стрекоза читать краткое содержание

Мальчик, закрыв глаза, слушал звуки ручья, и на его лице отражалась внутренняя борьба. Наконец, она закончилась появлением на лице детской улыбкой, он открыл глаза и поблагодарил автора. В этот момент мальчик увидел стрекозу, улыбнулся и снова закрыл глаза. Иногда раненый боец спрашивал, продолжает ли летать это прекрасное создание. И всегда получал утвердительный ответ, который его успокаивал.

Спустя какое-то время автор задумался и, ответив на вопрос про стрекозу, не заметил, что мальчик открыл глаза. Но в сумерках он не увидел ее и расстроился, что писатель оказался невнимателен. Пришвин тоже огорчился, но вдруг в отражении воды увидел стрекозу и рассказал об этом мальчику. Краткое содержание «Голубой стрекозы» Михаила Пришвина мы завершим тем, что писатель рассказывает, как мальчика спасли. Он считал, что это заслуга не только докторов, но и волшебной песни ручья и полета голубой стрекозы.

Михаил Пришвин голубая стрекоза краткое содержание

Даже если читать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, можно прочувствовать с какой искренней любовью описывает писатель красоту природы. И как он радуется, что есть люди, которые ей могут восхищаться и которых огорчает невнимательное отношение к ее красотам. Пришвин считал, что докторам помогли ручей и стрекоза потому, что умение ценить каждый миг и быть в гармонии с природой позволяет человеку сохранить все хорошее, что есть в его натуре.

Краткое содержание Пришвин Голубая стрекоза

Фронт Первой мировой войны. Время самое что ни есть трудное, всякое может случиться на поле боя, не говоря уже о том, что случается в тылу.

Однажды, после того как некоторое время усиленно шли бои на фронте, было ранено много человек. И даже иногда санитаров не хватало, что бы успеть перенести всех раненых. Но все-таки кое-как, да удалось.

И вот, один из раненых бойцов, который был особенно сильно ранен, а если быть честнее – то смертельно ранен. Но пока он жил, он попросил одного санитара отвести его туда, где ему будет хорошо. И это место оказалось недалеко – возле воды на природе, где не было кровавых следов от умерших бойцов. Санитар, конечно же, был обязан выполнить его просьбу, а тем более, просьбу умирающего. И к тому же, это было вовсе не трудно.

Итак, когда он отнес раненого бойца к воде на траву, он положил его на землю, а тот стал любоваться окружающей природой, но так как бойцу было трудно что-либо созерцать, он стал просить санитара рассказать ему об окружающей среде, что он видит, и самое главное – летает ли там голубая стрекоза возле воды, возле него?

И тогда санитар стал рассказывать, все описывая, что видит, и что находиться возле них. Он стал описывать все травы вокруг, какие только есть – все зеленые и сочные, и небо голубое и яркое. А также, то, что стрекоза голубая летает возле них, над водой. И что ручей журчит возле них, и что воздух – прекрасный, чистый и здоровый. Вообще, стрекоза – она была что-то вроде нити, которая еще могла связывать раненого человека с его жизнью на земле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Анализ текста М.Пришвина

  • 2 декабря 2014

Конкурс «Волшебное перышко – 2014»
Совсем недавно мне довелось прочитать рассказ Михаила Пришвина «Голубая стрекоза». В данном произведении повествование ведется от самого автора, то есть от первого лица. Он рассказывает о событиях, произошедших с ним в первую мировую войну 1914 года, кем он являлся в тот временной промежуток, и что он смог сделать во благо остальных.

На мой взгляд, сам рассказ содержит в себе более глубокий смысл, чем иногда кажется нам при первом и необдуманном прочтении. Это не просто своего рода записка о больном и умирающем мальчике, а воплощение жизни в виде надежды – надежды на то, что стрекоза ещё летает…Стрекоза и есть – жизнь. Автор рассказывает о том, что на войне он был военным корреспондентом. Поэтому ему приходилось ходить и делать записи всего происходящего в то время кошмара для написания очередной статьи. Сам он «вырядился» в санитара. Не малое значение имеют и мысли рассказчика, описанные им во время пребывания на войне, а конкретно в Августовских лесах. Там то и произошла вышеупомянутая история. Он писал о том, что чувствовал свою бесполезность. «…Ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня свершалось…». И ведь, по сути, так оно и было. Если рассматривать данную ситуацию объективно, как мы с вами вполне можем сделать, то мы прекрасно поймём, что у главного героя были все возможности в том, чтобы помочь людям, защитить их, не дать погибнуть и не оставить их на произвол судьбы. А вместо этого он лишь «…шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью…». Но однажды «санитару» случилось встретиться со старым капитаном, который смог дать ему то, чего так не хватало, а точнее направить на путь истинный. Капитан приказал ему помогать людям физически, пока есть возможность «…-Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненных…». И тогда, в тот момент, рассказчик и «…почувствовал себя, наконец, настоящим человеком…», «…и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель…» Для себя, я считаю, что данная часть произведения, которую я решила выделить отдельно, является примером всей значимости физической помощи. Конечно, своевременное фиксирование информации во избежание её утечки тоже является большим и значимым делом, но эта помощь — духовная. А здесь, в данной ситуации, куда более был востребован физический труд.

Но основной смысл произведения заключается вовсе не в описании важности труда, а в вере и надежде. Во второй части прозы рассказывается уже непосредственно о случившейся ситуации. Однажды, один из больных, который находился на грани и уже вот-вот готов был упасть в нещадные объятия смерти, вдруг запросил воды. Автор тут же подорвался с места, чтобы поскорей утолить мучительную жажду страдальца, но какого было его изумление, когда он смог разглядеть в том самом больном маленького мальчика, на лице которого читался тот самый трепет души. Именно тогда мальчик и заговорил: «…-Водицы, водицы, ручья!…», после этих слов рассказчик на пару с санитаром взяли носилки и отнесли его к берегу. В тот момент автору довелось остаться один на один с пострадавшим, чтобы в случае чего он мог бы оказать помощь. «…В косых лучах вечернего солнца особенным, зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретики хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза…Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал «спасибо» и снова закрыл глаза…», в данных строчках, описывающих общую картину, автор пытается донести до нас вовсе не красоту вечернего пейзажа, а всю суть сия творения. То есть, если мы рассмотрим сюжет, то увидим, что мальчик успокоился лишь тогда, когда узнал, что голубая стрекоза летает. Для него стрекоза была воплощением его собственной жизни, следовательно, можно прийти к выводу, что пока стрекоза летала, мальчик жил. Если стрекоза всё ещё летает, то и он будет жить. Но спустя некоторое время, умирающий снова заговорил, спросив, летает ли ещё стрекоза, на что рассказчик ответил положительно, а после успокоился и сам впал в забытьё. И вот, случилось мальчику ещё раз спросить: «…-Всё ещё летает? -Летает, – сказал я, не глядя, не думая -Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза. Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно…Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы… -Летает, летает! — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. И я показал ему отражение. И он улыбнулся.» Именно в этой части и заключён весь смысл текста. Ведь когда мальчик узнал, что стрекоза больше не летает, то для него это событие стало не просто мимолётной мелочью, а сильным ударом, ответом на все его мольбы о скорейшем выздоровлении, в котором заключалась лишь ближайшая смерть. Автор, поняв его веру, поспешил опровергнуть причину отчаяния больного, благодаря чему мальчик успокоился и снова впал в забвенье. Сам рассказ закончился выздоровлением больного мальчика, всё было хорошо. Но этого хорошо не было бы, если бы не песнь ручья и голубая стрекоза, которая и в темноте летала над заводью.

Автор: Ветлова Валерия, 15 лет, ученица 8 «А» класса МБОУ «СОШ №196» г.Северска Томской области.

Голубая стрекоза

Очень кратко : Тяжело раненному мальчику помогает выжить природа в виде летающей над ручьём голубой стрекозы.

Во время Первой мировой войны 1914 года рассказчик, переодетый в костюм санитара, поехал военным корреспондентом на фронт и попал в большое сражение на западе. Однажды рассказчик шёл, не обращая внимания на пули и снаряды, и наблюдал за стаей куропаток. Вдруг, словно из-под земли, раздался строгий голос, прикрикнул на рассказчика и велел заниматься делом, а не писательскими глупостями. Это был капитан Максим Максимыч.

По приказу капитана рассказчик поднимал людей, таскал скамейки, укладывал раненых, забыв о себе, как о литераторе. Однажды тяжело раненый попросил у рассказчика воды. Принеся ему напиться из ближайшего ручья, рассказчик заметил, что раненый очень молод, почти мальчик. Пить он не стал, только повторял в бреду: «Вот бы водицы… Ручей». Рассказчик с санитаром перенесли мальчика к ручью.

В косых лучах вечернего солнца особенным зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза.

Мальчик поблагодарил рассказчика, посмотрел на красивую стрекозу и закрыл глаза. Время от времени, борясь со смертью, раненный приходил в себя и спрашивал, летает ли ещё голубая стрекоза, и рассказчик отвечал: «Летает, ‹…› и еще как!». Когда начало смеркаться, мальчик снова спросил о стрекозе. Рассказчик, глубоко задумавшись, ответил, что она летает, не посмотрев, так ли это на самом деле. Открыв глаза, мальчик не увидел стрекозы, и рассказчик испугался, что тот ослеп перед смертью, но потом взглянул на ручей и убедился, что стрекозы действительно не видно.

Подумав, что его обманули, мальчик огорчился и молча закрыл глаза. Расстроенный рассказчик взглянул на ручей внимательней и заметил в воде отражение стрекозы — её просто не было видно на фоне темнеющего леса, «но вода — эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме». Рассказчик радостно показал мальчику на стрекозу, и тот улыбнулся.

Мальчик выжил, по-видимому, ему помогли доктора. Но рассказчик верит, что «им, докторам, помогла песнь ручья» и голубая стрекоза, летающая в темноте над заводью.

Встреча с мальчиком

Краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина нужно начать с того, корреспондент прибыл на фронт в качестве санитара и сразу оказался на поле сражения, которое проходило в Августовских лесах. Он записывал все свои наблюдения, но чувствовал себя ненужным и понимал, что не может с помощью слов донести до читателей весь ужас происходящего. Корреспондент шел навстречу войне, не боясь ни снарядов, ни пуль, которые пролетали рядом с ним.

Внезапно его окликнул капитан, которого звали Максим Максимыч. Несмотря на то, что он был строг, к корреспонденту относился с пониманием. Видимо, старый вояка понимал, что тот чувствует свою ненужность и хочет быть полезным. Максим Максимыч приказал писателю помогать укладывать раненых. Корреспондент, довольный, что ему поручили ответственное дело, стал выполнять его приказание.

Мы продолжаем пересказывать краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина. Нужно написать о том, как произошла встреча автора с раненым бойцом. Он помогал укладывать раненых, как вдруг услышал слабый голос, который просил воды. Конечно, писатель принес бойцу воды, но тот не стал пить. Он продолжал просить воды, увидеть ручей.

М Пришвин голубая стрекоза краткое содержание

Тогда корреспондент посмотрел на раненого и с удивлением увидел, что это был практически мальчик. В чертах его лица еще отражался трепет и волнение души. Он с помощью санитара на носилках отнес раненого мальчика к ручью. Санитар ушел, а он остался с бойцом на берегу ручья.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Шла первая мировая война 1914 года. Главный герой рассказа, облачившись в форму санитара, решил отправиться на фронт, в Августовские леса, где шли ожесточённые сражения. Как военный корреспондент, он старался осветить всю горечь и невзгоды, ту страшную ношу, которая легла на плечи бойцов. Но вдруг, его охватило чувство беспомощности, невозможности описать и передать словами всю боль, которая его окружала. Он шёл по полю боя и на секунду отстранился от реальности. Кругом летели пули и разрывались снаряды. Вдруг раздался громкий возглас, то был старший офицер Максим Максимович.

Старый капитан понял, что писатель чувствует свою ненужность и отстраненность, и отнёсся к нему понимающе. Он приказал помогать санитарам носить раненых. Корреспондент, поднявшись духом, со всеми силами взялся за работу. Он тут же забыл о своих статьях и заметках, которые сейчас были для него совершенно бессмысленными. Наконец-то он делал что-то стоящее для этих ребят. Один из бойцов попросил воды, писатель обернулся, и увидел ещё совсем юнца, который был тяжело ранен. Но принесенную воду он не пил, а только смотрел куда-то вдаль. Тогда санитары на носилках отнесли его к берегу.

Рядом шумел ручей, благоухая свежестью и первозданной чистотой. Жизнь здесь как будто замирала, словно и не было никакой войны. А над водойпорхала голубая стрекоза. Она словно придавала сил раненому мальчику, он улыбался и смотрел на нее. Его глаза закрывались. Когда он открывал глаза спрашивал, не улетела ли она. Но она как будто хотела помочь, ни на миг не оставляя его. Эти минуты длились, словно вечность. Мальчик был спасен, благодаря не только врачам, но и чудодейственным силам природы, символом которой стала голубая стрекоза.

История написания

Во времена Первой мировой войны писатель отправился на фронт как корресподент. Свои очерки Пришвин отправлял в различные газеты. Вместе с тем он не только наблюдал и делал записи о военных действиях, но и принимал в них участие.

Михаил Михайлович помогал ухаживать за ранеными, один из случаев и был взят за основу рассказа «Голубая стрекоза». В самом названии нет никакого намека на войну, тем не менее оно было создано в период его работы военным корресподентом. Излагая краткое содержание «Голубой стрекозы» Пришвина, следует отметить, что этот рассказ не о военных действиях, а о том, как важно, чтобы человек не терял связь с природой и всегда сохранял в себе способность сопереживать и восхищаться прекрасным.

Пришвин голубая стрекоза краткое содержание

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: