- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Гобсек Бальзака
Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.
В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.
В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.
Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека — стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.
Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.
Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.
Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.
Желание Гобсека владеть золотом сделало его мертвым при жизни, от этого он отрёкся от родственников, хорошей жизни по его благосостоянии, жалея даже для себя — любимого. Своей ненасытностью и жадностью он не позволял себе ничего лишнего, дал волю золоте окончательно овладеть его жизнью. Автор через образ Гобсека хочет показать лишения грани нормы к богатству, деньгам и финансовому благополучию, обрекая себя на пожизненную экономию и безрассудство скупости, которыми все ещё болеют немало людей…
Анализ произведения Гобсек Бальзака
Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.
В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.
В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.
Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.
Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.
Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.
Все о художественном произведении
Ключевой фигурой произведения Оноре де Бальзака «Гобсек» является пожилой ростовщик, который неуклонно придерживается особой философии, выработанной им самим на основе жизненного опыта. Именно этот персонаж всегда находится под пристальным вниманием критиков, вполне справедливо считаясь наиболее противоречивым и колоритным.
Характеристика Гобсека
Для того чтобы понять суть произведения, необходимо подробно разобрать характер главного героя, не спеша с выводами на его счет, ведь первое впечатление о ростовщике, как правило, резко негативное. И только при углублении в изучение каких-то отдельных присущих ему черт становятся очевидными вся противоречивость и иррациональность его натуры.
Анализ Гобсека можно провести, отталкиваясь от следующих авторских комментариев персонажа:
- В беседе со своим тогда еще новым знакомым стряпчим по фамилии Дервиль герой рассказывает о своей юности, которая прошла в бесконечных морских путешествиях, из чего можно сделать вывод о том, что жизнь его далеко не всегда была мрачной и монотонной. Что же касается событий, так сильно изменивших его уклад и взгляды на жизнь, то о них трудно судить. Наталкивает на мысль только фраза, оброненная Гобсеком, который рекомендует Дервилю не вовлекаться в свойственные человеку страсти, а быть лишь их тайным созерцателем, помня о том, что только это на самом деле интересно, причем без всякого ущерба для себя самого. Говоря это, герой даже не догадывается, что сам давным-давно обеими ногами стоит в капкане одной из них, которая заключается в безропотном и безусловном поклонении золотому тельцу, в итоге сыгравшем с ним очень злую шутку, и это первое противоречие в характере персонажа.
- Изначально Гобсек кажется злым ненавистником, которому чуждо все человеческое. Не скупясь в своих мизантропных высказываниях, он дает понять, что терпеть не может свою немногочисленную родню, но вместе с тем он с большой симпатией относится к своему новоиспеченному другу Дервилю, охотно делясь с ним собственными житейскими наблюдениями и опытом. Не чуждо персонажу и сочувствие, ведь он, холодный золотой истукан, сочувствует несчастью графа де Ресто, подсказывая ему, как можно уберечь свое богатство от потерявшей разум на почве страсти к любовнику супруги. Кроме того, когда де Ресто спрашивает, кому можно доверить свои деньги, Дервиль, не раздумывая, называет Гобсека, отмечая его кристальную честность и порядочность. Из всего этого можно сделать вывод, что жесткость ростовщика по отношению к своим заемщикам продиктована лишь желанием соблюдать в делах неукоснительный порядок, следуя выработанному за жизнь алгоритму.
- Противоречивость Гобсека выражается и в его поведенческой линии, ведь он может радоваться как дикарь вновь обретенному на чужом горе богатству, при этом прекрасно разбираясь в искусстве, политике, литературе и будучи в целом весьма эрудированным и умудренным жизнью человеком.
«Старик и ребенок, «подлое существо и возвышенное», «скряга и философ» — сам автор всячески намекает на неоднозначность фигуры Гобсека, то и дело представляя его портрет в противоположных образах.
И только одно его качество не вызывает ни малейшего сомнения — патологическая жадность, которая сквозит во всем и достигает своего апогея в самом конце произведения, когда Дервиль получает в наследство от умершего старика его годами копившийся продуктовый скарб.
Другие персонажи
Остальные герои произведения хоть и не могут сравниться в своей колоритности с ключевым персонажем, также заслуживают особого внимания. Мало того, некоторые их страстные пороки, которые так увлекали Гобсека как стороннего созерцателя, Бальзак нарочито выворачивает наизнанку, пытаясь представить во всей красе тот самый «Этюд о нравах».
В перечень главных героев можно отнести:
- Дервиль. Единственный человек, к которому Гобсек проникся истинной симпатией, максимально приблизив его к себе. Не последнюю роль в этом вопросе играют человеческие качества этого героя, доброго, порядочного, ответственного и довольно успешного стряпчего, которого не портят ни деньги, ни внезапно обретенные связи.
- Графиня де Ресто. Красивая знатная дама, которая является рабой своих чувств и эмоций. Плененная красотой и обаянием своего молодого любовника, она готова идти на любые жертвы, напрочь позабыв об интересах самых близких своих людей — мужа и детей. Однако возвышенного в этой пагубной страсти совсем немного, и скорее падкая до эмоционального и физического наслаждения женщина является ярким проявлением человеческого эгоизма и глупой скуки, часто толкающей людей на самые безнравственные и дурацкие поступки.
- Граф де Ресто. Много сказать об этом персонаже не получится, ведь практически все уделенное ему в произведении время уходит на попытки спасти состояние от потерявшей здравый смысл жены. Представитель аристократии утрачивает свою привычную стойкость и самообладание, обращаясь за помощью к Дервилю и Гобсеку, жизненные рассуждения и советы которых помогают ему определиться в дальнейших своих действиях.
- Максим де Трай. Этот образ и вовсе заслуживает минимум внимания, так как его содержательность минимальна. Красивый юноша, пользующийся любовью своей знатной покровительницы, не успокаивается, пока не доводит ее до полного обнищания. Ярый приверженец паразитизма не способен одарить кого-либо своими чувствами, так как он попросту не способен на них, и все, что может это создание с ангельской внешностью и пустым нутром, — изображать страсть и прожигать деньги, которые удастся получить от своей неразумной покровительницы, без малейших переживаний о возможных последствиях.
После ознакомления с основными «Гобсек» характеристиками героев гораздо легче понять суть самого произведения. И только таким образом можно осознать всю проблематику повести, которая отнюдь не лежит на поверхности, как можно подумать изначально.
Сюжетная линия
Несмотря на то что это произведение можно назвать известным во всем мире цитатным словарем, далеко не все имеют возможность прочитать его целиком ввиду каких-то определенных обстоятельств.
И особенно актуальным чтение романа в сокращенном варианте остается для школьников, которые попросту не успевают осилить всю программу из-за высокой загруженности.
Сам сюжет «Гобсек» состоит из следующих ключевых событий:
- В салоне знатной виконтессы де Гралье завязывается разговор между ней, ее дочерью Камиллой и Дервилем. Тема для разговора — отношения Камиллы и молодого графа Эрнеста де Ресто, против которых выступает виконтесса, не желая, чтобы дочь роднилась с оскандалившимся и обедневшим родом.
- Желая защитить молодого графа, Дервиль сообщает де Гралье о том, что совсем скоро он вернет утраченное состояние, которое все это время находилось в личном распоряжении ростовщика Гобсека. Так и завязывается главная тема произведения, повествующая о жизни старика и особенностях его характера.
- Дервиль рассказывает о том, как познакомился с богатым и ростовщиком и как с его помощью смог выкупить контору, будучи тем единственным, который получил от скряги выгодный заём. Поведал он и о том, как дважды Гобсек имел дело с графиней де Ресто, закладывающей свои бриллианты, чтобы ублажить любовника, то и дело грозящего ей самоубийством.
- Последний такой поход к ростовщику закончился тем, что к нему ворвался разгневанный граф де Ресто, потребовавший вернуть фамильные драгоценности. Естественно, Гобсек возвращает украшения только после полного погашения по векселям, советуя графу как можно быстрее озаботиться будущим своего состояния. На помощь к утратившему все ориентиры графу приходит Дервиль, предлагая ему образовать необычный тандем, в котором все имущество в случае смерти аристократа переходит к порядочному Гобсеку, а после его смерти — к нему самому, на чем настоял предусмотрительный старик.
- Завершить сделку мешает болезнь графа и его обезумевшая от страха остаться в нищете жена. Именно она не дает встретиться де Ресто с его поручителями, в ужасе выбрасывая все документы в камин уже после его смерти.
- В итоге все деньги переходят Гобсеку, который остается глухим ко всем уговорам графини.
- Вскоре умирает Гобсек, и все деньги унаследует Дервиль, который, конечно же, собирается вернуть их молодому графу де Ресто, как порядочный поручитель. Эта новость радует виконтессу, которая соглашается на союз дочери с ее возлюбленным.
Анализ «Гобсек» со всеми его сравнениями можно проводить бесконечно, ведь чего только стоит композиция с оставленными в наследство Дервилю продуктами, которые ростовщик копил годами подряд.
Поразит читателя и то место в книге, где у сдержанного по своей натуре ростовщика вспыхнуло сочувствие к белошвейке, ставшей впоследствии супругой Дервиля, и переступающая через неостывший труп мужа аристократка, рыскающая в его подушках в поисках ценных документов, а также многие другие сильные моменты произведения, которые нередко становятся отправной точкой для проведения сравнительного сопоставления и глубокого анализа.
Популярные сегодня темы
В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе
На картине изображено чаепитие большой семьи. Центральное место на полотне занимает круглый стол, покрытый светлой скатертью. На скатерти есть голубые полоски, по краям – кисти.
Собакевича автор сделал схожим с таким грозным и опасным зверем, как медведь. И, разбираясь в первопричинах того, почему герой стал таким, можно задаться вопросом являлось ли это его истинной чертой личности, или он ее приобрел
В рассказе К. Паустовского «Растрепанный воробей» описываются события одного из зимних вечеров. Пока мама девочки Маши находилась в огромном здании театра на премьере Золушки в роли главной героини, нянюшка Петровна дремала
Лично у меня приход весны ассоциируется не только с таянием снегов и приходом теплого весеннего солнца. Конечно, и от этого никуда не деться, но все это происходит чуть позже, ближе к апрелю
Источник
Проблема истинных и мнимых жизненных ценностей в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.
В «Гобсеке» Бальзак выражает всю эмоцию по отношению богатства, скупости и власти, описывая все стороны характера ростовщика Гобсек, который всю жизнь наживался от процентов займа. Он описывает тогдашнее время, где многим правило золото, когда люди превращались в машину выгоды. Он выражает протест тому, чтобы общество оставалось под влиянием денег, власти и бесчеловечия, а давало первенство благородству, чести и любви.
В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.
Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека — стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.
Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.
Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.
Бальзак «Гобсек»: подробный анализ повести и главного героя
В 30-е годы Бальзак целиком обращается к описанию нравов и быта современного буржуазного общества. У истоков “Человеческой комедии» стоит небольшая повесть «Гобсек», появившаяся в 1830 г. Хотя внешне это как будто новелла целиком портретного плана, своего рода психологический этюд, она тем не менее заключает в себе все узловые моменты бальзаковского мировоззрения.
Новелла была наряду с романом излюбленным жанром Бальзака. При этом многие новеллы Бальзака построены не вокруг определенного центра — хотя в них повествуется иногда о весьма драматических перипетиях — а вокруг определенного психологического типа. В совокупности бальзаковские новеллы представляют собой как бы портретную галерею различных типов человеческого поведения, серию психологических этюдов. В общем замысле «Человеческой комедии» они — как бы предварительные разработки характеров, которых потом Бальзак уже в качестве героев выпускает на страницы своих крупных сюжетных романов.
И вот чрезвычайно показательно, что первым в этой галерее типов появляется Гобсек, ростовщик, одна из ключевых, главных фигур всего буржуазного века, как бы символ этой эпохи. Что представляет собой этот новый психологический тип? В нашей критической литературе, к сожалению, образ Гобсека часто истолковывается односторонне. Если не читать самой повести, а почитать иные критические суждения о ней, то нам представится образ этакого паука, высасывающего кровь из своих жертв, человека, лишенного всяких душевных движений, думающего только о деньгах, — в общем фигура эта, как можно себе представить, изображена Бальзаком с ненавистью и омерзением.
Но если вы внимательно прочтете саму повесть, вас, вероятно, несколько смутит категоричность этих жестко отрицательных суждений. Потому что в повести вы увидите и услышите зачастую нечто совершенно противоположное: рассказчик, вполне положительный и честный человек, адвокат Дервиль, говорит о Гобсеке, например, вот так: «Я глубоко убежден, что вне своих ростовщических дел он — человек самой щепетильной честности во всем Париже. В нем живут два существа: скряга и философ, существо ничтожное и возвышенное. Если я умру, оставив малолетних детей, он будет их опекуном». Повторяю, это говорит рассказчик, который явно выступает от лица автора.
Вот давайте присмотримся к этому странному персонажу. Гобсек, вне всякого сомнения, безжалостен к своим клиентам. Он дерет с них, что называется, три шкуры. Он «ввергает людей в трагедии», как говорилось встарь.
Но давайте зададим логический вопрос — а кто его клиент, с кого он берет деньги? В новелле фигурируют два таких клиента — Максим де Трай, светский хлыщ, игрок и сутенер, проматывающий деньги своей любовницы; сама любовница — графиня де Ресто, слепо влюбленная в Максима и обворовывающая мужа и детей ради любовника. Когда ее супруг тяжело заболевает, его первая забота — составить завещание так, чтобы деньги остались не жене, а детям; и тогда графиня, поистине теряя человеческий облик, ограждает кабинет умирающего графа неусыпным надзором, чтобы помешать ему передать завещание нотариусу. Когда граф умирает, она бросается к постели мертвеца и, отшвырнув труп к стенке, роется в постели!
Чувствуете, как это осложняет ситуацию? Ведь это разные вещи — грабит ли ростовщик Гобсек просто беспомощных, попавших в беду людей, или вот таких людей, как эти? Тут надо быть, видимо, осторожнее в оценке Гобсека, а то нам придется по логике вещей жалеть бедных Максима де Трайя и графиню де Ресто! Но, может быть, Гобсеку все равно кого грабить? Сегодня прижал графиню и Максима, завтра прижмет порядочного человека?
Нас уверяют, что он чуть ли не пьет кровь людскую, а он Максиму де Траю бросает в лицо: «У вас в жилах течет не кровь, а грязь». Он говорит Дервилю: «Я появляюсь у богатых как возмездие, как укор совести… «
Вот, оказывается, какой Гобсек-то! Но, может быть, это все демагогия, а на поверку Гобсек с таким же удовольствием обдирает и бедных и честных людей? Бальзак, как бы предвидя и этот вопрос, вводит в свою новеллу историю с белошвейкой Фанни — к ней Гобсек чувствует симпатию, увлечение.
Не надо обладать никаким особенным чутьем, чтобы увидеть, что речи героя здесь не лицемерны: они звучат совершенно искренне, они сочинялись Бальзаком для того, чтобы оттенить именно человеческую суть Гобсека! Правда, в этой же сцене Гобсек, расчувствовавшись, чуть не предлагает ей денег взаймы по минимальной ставке, «всего лишь из 12%», но потом передумывает. Это как будто звучит саркастически, но если вдуматься в ситуацию, она опять-таки сложнее. Потому что у Бальзака здесь нет насмешки — наоборот, здесь колеблется вся твердыня гобсековского существования! Он ростовщик, безжалостный будто бы персонаж, сам готов предложить деньги в долг, и он настолько забывается при виде Фанни, что готов потребовать минимальный в его понимании процент. Разве не очевидно, что здесь Бальзаку важно не поиздеваться над сентиментальностью Гобсека, а подчеркнуть именно всю его потрясенность — в нем заговорили явно человеческие, гуманные чувства! Его профессиональный инстинкт остался сильней, но любопытно, что и его отказ от этой идеи обусловлен не жадностью, а скепсисом, недоверием к людям: «Ну нет, образумил я себя, у нее, пожалуй, есть молодой двоюродный братец, который заставит ее подписывать векселя и обчистит бедняжку!» То есть Фанни одной Гобсек все-таки готов был оказать добро! Здесь перед нами не столько сарказм или сатира, сколько глубокое психологическое озарение Бальзака, здесь раскрываются трагические стороны человеческой психологии — даже стремясь сделать достойным людям добро, он не решается на этот шаг, потому что вся его психология уже отравлена недоверием к людям!
В сложности характера Гобсека, в недюжинных человеческих ресурсах его души убеждает нас весь сюжет повести. Ведь в конце ее именно Гобсеку доверяет умирающий граф де Ресто защищать своих детей от интриг собственной матери! Граф, стало быть, подразумевает в нем не только честность, но еще и человечность! Далее, когда Дервиль собирается основать собственную нотариальную контору, он решается попросить денег у Гобсека, потому что чувствует его дружеское расположение. Следует еще одна блестящая психологическая деталь — Гобсек просит у Дервиля минимальную в его практике сумму процентов, он сам понимает, что она все равно высока, и потому почти требует от Дервиля, чтобы тот поторговался! Он буквально ждет этой просьбы — чтобы опять-таки и самому не нарушить своего принципа (меньше 13% не брать). А вот попроси Дервиль, он еще больше снизит сумму! Дервиль в свою очередь не хочет унижаться. Сумма остается 13%. Но Гобсек уж, так сказать, безвозмездно организует ему дополнительную и выгодную клиентуру. А на прощание просит у Дервиля разрешения навещать его. Перед вами в той сцене опять не столько паук, сколько жертва собственной профессии и собственного недоверия к людям.
Так Бальзак с тончайшим психологическим мастерством обнажает перед нами тайные нервы этой странной души, «фибры сердца современного человека», как говорил Стендаль. Этот человек, будто бы несущий «зло, уродство и разрушение», в действительности сам глубоко ранен в душе. Его проницательный острый ум до предела холоден. Он видит царящее вокруг зло, но он еще убеждает себя, что он только это и видит: » Вот поживете с мое — узнаете, что из всех земных благ есть только одно достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это — золото».
Бальзак показывает нам тот путь мысли, который привел героя к такой этике, он показывает нам во всей ее сложности ту душу, которая исповедует такие принципы, — и тогда эти слова звучат уже трагически. Гобсек оказывается человеком глубоко несчастным; окружающее зло, деньги, золото — все это исказило его честную и добрую в основе натуру, отравило ее ядом недоверия к людям. Он чувствует себя совершенно одиноким в этом мире. «Если человеческое общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом», — говорит Дервиль. Но в то же время жажда настоящего человеческого общения в Гобсеке не умерла совсем, недаром он так потянулся душой к Фанни, недаром он так привязывается к Дервилю и в скудную меру своих сил порывается делать добро! Но логика буржуазного мира, по Бальзаку, такова, что эти порывы чаще всего остаются именно мимолетными порывами — или приобретают гротескный, искаженный характер.
Другими словами, Бальзак рисует здесь не трагедию Максима де Трайя и графини де Ресто, попавших в лапы к пауку-ростовщику, а трагедию самого Гобсека, душу которого исказил, искривил закон буржуазного мира — человек человеку волк. Ведь как бессмысленна и трагична в одно и то же время смерть Гобсека! Он умирает совершенно одиноким рядом с гниющим своим богатством — умирает уже как маньяк! Его ростовщичество, его прижимистость не холодный расчет, а болезнь, мания, страсть, поглощающая самого человека. Не нужно забывать и о его мстительном чувстве к богатым! И не случайно, конечно, вся эта повесть вложена в уста Дервилю, который рассказывает ее в великосветском салоне, — эта история явно построена на том, что Дервиль пытается разубедить своих слушателей, во всяком случае рассказать им правду о жизни Гобсека. Ведь его слушатели знают эту историю от тех же гобсековских жертв -от того же Максима, от той же графини де Ресто. И у них, конечно, представление о Гобсеке такое же, как в цитированных мною выше критических суждениях — он злодей, преступник, он несет зло, уродство, разрушение, а Дервиль — адвокат по профессии — строит весь свой рассказ на смягчающих обстоятельствах. И вот так парадоксальным образом именно судьба Гобсека становится обвинительным приговором буржуазному обществу — его судьба, а не судьба Максима и графини де Ресто!
Но осознав это, мы осознаем и серьезный художественный протест Бальзака в этом образе. Ведь, вынося обвинительный приговор меркантильной этике, Бальзак в качестве главной жертвы и обвинителя выбирает, конечно, фигуру, не самую для этой роли подходящую. Даже если допустить, что были и такие ростовщики, то вряд ли можно допустить, что такая судьба ростовщика была характерной. Она, безусловно, исключение. Между тем, Бальзак явно подымает эту историю над рамками частного случая, он придает ей обобщающий, символический смысл! И вот для того, чтобы роль Гобсека как обвинителя общества выглядела правомерной, чтобы авторская симпатия к герою выглядела оправданной, автор не только дает тонкий психологический анализ души Гобсека (что мы видели выше), но и подкрепляет это своеобразной демонизацией образа. А это уже процедура чисто романтическая. Гобсек показан как гениальный, но зловещий знаток человеческих душ, как своего рода их исследователь.
Бальзак в сущности частную обыденную практику ростовщика возвышает до величественных размеров. Ведь Гобсек становится не только жертвой золотого тельца, но еще и символом огромной практической и познавательной энергии! И здесь в методику замечательного реалиста вторгается уже чисто романтическая манера изображения неотразимых демонических злодеев, в злодействе которых виноват мир. А не они сами.
Пройдет совсем немного времени, и Бальзак станет гораздо более однозначным и беспощадным в изображении буржуазных дельцов — таким станет образ старика Гранде. Но сейчас, в «Гобсеке», он еще явно колеблется в очень важном пункте — в вопросе о целенаправленности, о нравственной себестоимости буржуазной энергии.
Создавая фигуру всесильного Гобсека, Бальзак явно оттесняет на второй план аморальность конечной цели ростовщичества — выкачивание из людей денег, которых ты им, в сущности, не давал. Энергия и сила Гобсека интересует его еще сами по себе, и он пока явно взвешивает для себя вопрос, на благо ли эта практическая энергия. Потому он и отчетливо идеализирует, романтизирует эту энергию. Потому именно в вопросах конечной цели Бальзак ищет для Гобсека смягчающие обстоятельства, которые мистифицируют реальное положение дел — то у Гобсека это исследование законов мира, то наблюдение над человеческими душами, то месть богатым за их чванство и бессердечие, то некая всепоглощающая «одна едина венная страсть». Романтизм и реализм сплелись в этом образе поистине нерасторжимо.
Как мы видим, повесть вся соткана из глубочайших диссонансов, отражающих идейные колебания самого Бальзака. Обращаясь к анализу современных нравов, Бальзак еще во многом их мистифицирует, перегружая реалистический в основе своей образ символическими смыслами и обобщениями. В результате образ Гобсека выступает как бы в нескольких планах сразу — он и символ губительной власти золота, и символ буржуазной практической энергии, и жертва буржуазной морали, и еще — просто жертва всепоглощающей страсти, страсти как таковой, независимо от ее конкретного содержания.
Источник: Карельский А.В. Метаморфозы Орфея. Вып. 1: Французская лит-ра 19 в. / М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998
Ремарка об истории создания произведения
Итак, в 1830-м в литературной жизни Франции появляется анализируемый нами текст. Первоначальное название бальзаковского шедевра отличалось от финальной версии, вошедшей в историю литературы:
Структура повести
Первую версию этого произведения автор снабдил следующей структурой (содержанием):
Специфика жанра
По жанру бальзаковское творение является повестью. Вот характерные черты «Гобсека:
Стиль Бальзака
В рамках анализируемого произведения писатель выступает реалистом. Текст отличается правдоподобностью, жизненностью. Здесь отсутствуют элементы фантастики. Бальзак описывает жизни самых обычных людей. Автор обращается к болезненным, острым темам: отчуждение людей друг от друга, нравственное разложение общества (особенно старой французских аристократов), моральное падение буржуазии.
Писатель показывает типичную ситуацию для эпохи Реставрации. Бальзак задается целью вывернуть наизнанку истинные сущности социальных явлений, представить свою критику тогдашнего общества.
Герои бальзаковской прозы
В центре повествования несколько героев:
Образ главного героя
Гобсек родился в смешанной семье. Мать героя была еврейкой, а отец имел голландское происхождение. О биографии мужчины рассказывает стряпчий по имени Дервиль. Сам стряпчий знает Гобсека с давних пор: их знакомство произошло в студенческие годы Дервиля. Ростовщик в то время уже пребывал в преклонном возрасте. Гобсеку стукнуло семьдесят шесть лет. Автор сообщает читателю, что главный герой умирает в возрасте 89-ти лет. Об этом рассказывает виконтесса де Гранлье. История Гобсека всплывает, потому что стряпчий решил приободрить юную красавицу Камиллу – касательно ее возлюбленного, графа де Ресто.
Немного исторических фактов
Написание романа приходится на январь 1930 года, после чего он вошел в знаменитый цикл автора «Человеческая комедия», где последний откровенно высмеивал все пороки, свойственные людской натуре, не забывая напоминать и о добродетели, благодаря которой еще держится этот мир. И вот несколько интересных фактов об этом замечательном произведении с его поразительно жизненным сюжетом, остающимся актуальным по сей день:
- В настоящее время «Гобсек» считается одним из самых читаемых произведений Бальзака, ввиду чего он является обязательным для изучения в рамках школьной программы. Кроме того, роман постоянно изучается и анализируется критиками и литературоведами, продолжая открываться с новой стороны. Стоит ли говорить, что и простые любители художественной литературы получают возможность почерпнуть для себя что-то новое благодаря глубокому смыслу и всей многослойности произведения.
- Сборник «Человеческая комедия» включил в себя несколько разделов и, в частности, «Гобсек» вошел в «Сцены частной жизни», второе название которого является еще более громкоговорящим, отражая свойственные тому времени взгляды и манеру поведения, именуясь «Этюдом о нравах».
- Как и многие романы того времени, «Гобсек» выходил отдельными частями с соблюдением определенного промежутка времени между ними. Так, первая глава, которую Бальзак назвал «Ростовщиком», была напечатана в популярном французском журнале уже в феврале 1930 года. Практически вся она была посвящена истории жизни ключевого персонажа по имени Жан Эстер ван Гобсек, позволяя читателю лучше понять характер героя. Совсем скоро на читательский суд была представлена дополненная часть произведения «Папаша Гобсек», фактически ставшая трилогией, разбитой на главы «Ростовщик», «Адвокат» и «Смерть мужа», в которых были рассказаны истории единственного верного друга старого скряги и другого персонажа, вокруг которого, собственно, и завертелись все события — графини де Ресто с ее семьей и любовником.
- Ближе к середине года произведение было включено в упомянутый сборник без какого-либо структурирования и деления на главы, и до сих пор именно такая версия бальзаковского «Гобсека» считается классической.
Роман получил и продолжает получать огромный отклик в разных уголках планеты, результатом чего стали многочисленные театральные постановки и две одноименные художественные экранизации 1936 и 1987 года, поставленные такими талантливыми режиссерами, как Константин Эггерт и Александр Орлов.
Тематика произведения
Исследование человеческой души
Бальзака интересует все, что могло бы пролить свет на происхождение о особенности человеческих страстей. Литературное исследование страсти проходит в двух плоскостях:
Мотив пагубной страсти
В центре прозы французского автора – власть богатства, страсть к деньгам, накоплению, обогащению. Отдельные события-примеры подтверждают – снова и снова – заключение писателя о разрушительном характере страстей.
Тема отчуждения
Кроме этого, литератор обращается к мотивам затворничества. Эта тема воплощена через образ Гобсека (в особенности, через стиль жизни героя). Мужчина отчуждается от общества, причем делает это по собственной воле. Бальзак раскрывает гнилые, нравственно низкие аспекты человеческой натуры. В конце повествования читатель понимает, почему Гобсек так относится к своим наследникам. Герой умирает, не оставив завещания, – что тоже символично.
Мотивы произведения
Отдельно стоит проанализировать бальзаковское творение на предмет мотивов, которые раскрывает писатель на этих страницах:
Конфликты повести
Бальзаковское произведение не зря входит в школьную программу. Конфликты, которые автор выворачивает наизнанку в этом творении, не теряют своей актуальности. Обратимся к ключевым конфликтам “Гобсека”:
Источник
Оноре де Бальзак (1799-1850)
«ГОБСЕК»
…из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото.Бальзак Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.Евангелие от Матфея
Тема влияния золота на внутренний мир человека всегда была актуальной в мировой литературе. К ней обращались Плавт («Горшок»), Мольер («Скупой»), Пушкин («Скупой рыцарь»), Гоголь («Мёртвые души»). У Оноре де Бальзака с этой темой связаны многие произведения, входящие в цикл «Человеческая комедия», в частности, повесть «Гобсек», главный герой которой – это одна из версий образа «скупца» (символично, что по времени написания произведение Бальзака совпадает с трагедией А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» с центральным образом Барона, который служит золоту, «как алжирский раб, как пес цепной»). Бальзак не просто называет героя своей повести «живоглотом», «человеком-автоматом», «человеком-векселем», но и пытается объяснить читателю, каким образом его персонаж превратился в такого человека. Гобсек окружен ореолом таинственности, чем несколько похож на романтического героя. Никто не знает, кто он, откуда, есть ли у него родные и друзья. Прошлое его тоже загадочно. В молодости он странствовал, был связан с пиратами, участвовал в войне за независимость США, служил в Индии, искал клад в Буэнос-Айресе. Однако Бальзак заявляет, что такое загадочное прошлое не предвещает великого будущего. Гобсек теряет свои романтические черты и во многом это объясняется его приземленной профессией – ростовщик. Большое внимание Бальзак уделяет художественной детали. В этом он продолжает традиции Гоголя. Ярче всего это проявляется при описании внешности героя. Бальзак хочет показать, что его герой – холодный человек, так как в его портрете преобладают металлические оттенки (золото, серебро, бронза, свинец): «Его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Черты лица неподвижные и бесстрастные казались отлитыми из бронзы». Несмотря на неприметную внешность, Гобсек вызывает страх, потому что благодаря золоту он обладает чудовищной властью над людьми из разных слоев общества. Дряхлый старик может разрушить судьбу только ради прибыли, поэтому не случайно имя «Гобсек» переводится как «живоглот». Гобсек убежден, что человек человеку враг, поэтому его кредо: «…лучше самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили». От него нельзя ждать ни пощады, ни милосердия, ему безразличны человеческие несчастья так же, как и политические страсти. Ничто не может повлиять на его служение золоту. «Все человеческие страсти проходят передо мной, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти – говорит о себе Гобсек (ср. слова пушкинского Барона: «Мне все подвластно! Я же ничему»). Читателю кажется, что Гобсек бережет свою жизненную энергию так же, как бережет каждую монетку. Не случайно Бальзак говорит, что в груди у Гобсека слиток металла. Однако Гобсек не всегда спокоен: когда он взыскивает деньги по векселям, он бегает по всему Парижу. Радуется Гобсек тоже редко и только тогда, когда получает золото или бриллианты. Однако Гобсека нельзя полностью назвать отрицательным героем: автор показывает его умным и даже по-своему честным человеком. В образе Гобсека как бы соединяются несоединимые понятия. Он и скряга, и философ, он может совершать подлые поступки и быть благородным. Это своеобразный возвеличенный злодей, «рыцарь наживы» (ср. со «Скупым рыцарем») В финале повести Бальзак развенчивает идею накопительства, когда описывает «сокровища» Гобсека. То, что стоило счастья многим людям, не принесло пользы Гобсеку и превратилось в прах.
СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КОМЕДИИ» ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА
Моё произведение должно вобрать в себя все типы людей, все общественныеположения, оно должно воплотить все социальные сдвиги, так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни чьи-либо взгляды… не остались забытыми. Бальзак
Монументальный свод произведений Оноре де Бальзака, объединенных общим замыслом и названием – «Человеческая комедия», состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции второй четверти XIX столетия. Он представляет собой своеобразную социальную эпопею, в которой Бальзак описал жизнь общества: процесс становления и обогащения французской буржуазии, проникновение выскочек в аристократическую среду парижского высшего света, их путь наверх, быт, обычаи и философию людей, исповедующих веру только в одного бога – деньги. Он дал драматическую картину человеческих страстей, порожденных богатством и бедностью, жаждой власти и полным бесправием. Большинство романов, которые Бальзак с самого начала предназначал для «Человеческой комедии», были созданы в период с 1834 по конец 40-х годов. Однако когда замысел сформировался окончательно, оказалось, что и более ранние вещи органичны для общей авторской идеи, и Бальзак включил их в состав эпопеи. В своем труде автор хотел всесторонне охватить жизнь общества того времени, дать почти энциклопедический перечень социальных типажей и характеров. «Человеческая комедия» имеет четко выраженную структуру и состоит из 3 циклов: 1) «Этюды о нравах» (характеристика общества, данная через призму частной жизни современников). К ним относится основная часть написанных Бальзаком романов, причем он ввел для него шесть тематических разделов: а) «Сцены частной жизни» («Гобсек», «Полковник Шабер», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника»); б) «Сцены провинциальной жизни» («Евгения Гранде», «Прославленный Годиссар», «Старая дева»); в) «Сцены парижской жизни» («История величия и падения Цезаря», «Банкирский дом Нусингена», «Блеск и нищета куртизанок», «Тайны княгини де Кадиньян», «Кузина Бетта» и «Кузен Понс»); г) «Сцены политической жизни» («Эпизод эпохи террора», «Темное дело»); д) «Сцены военной жизни» («Шуаны»); е) «Сцены деревенской жизни» («Сельский врач». “Сельский священник»). 2) «Философские этюды» (Бальзак хотел показать причины явлений): «Шагреневая кожа», «Эликсир долголетия», «Неведомый шедевр», «Поиски абсолюта», «Драма на взморье», «Примиренный Мельмот». 3) «Аналитические этюды» («Физиология брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни»). Здесь писатель пытается определить философские основы человеческого бытия, раскрыть законы жизни общества.
«Человеческая комедия» представляет собой модель французского общества, создающую иллюзию полноценной действительности. Во всех романах рисуется как бы одно и то же общество, похожее на реальную Францию, но не вполне с ней совпадающее, поскольку это его художественное воплощение. Впечатление почти исторической хроники подкрепляет второй план эпопеи, где действуют реальные исторические лица той эпохи: Наполеон, Талейран, Людовик XVIII, реальные маршалы и министры. Вместе с вымышленными персонажами, соответствующими типическим характерам времени, они и разыгрывают спектакль «Человеческой комедии». Эффект исторической подлинности происходящего подкрепляется обилием подробностей. Париж и провинциальные города даны в широком диапазоне деталей, начиная от особенностей архитектуры до мельчайших подробностей деловой жизни и быта героев, принадлежащих к разным социальным слоям и сословиям. Романы «Человеческой комедии» объединяет не только единство эпохи, но и найденный Бальзаком прием переходящих персонажей, как главных, так и второстепенных. Если кто-то из героев любого романа заболел, приглашают одного и того же врача Бьяншона, в случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку, на утренней прогулке в Булонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица. Вообще, подразделение на второстепенных и главных персонажей «Человеческой комедии» достаточно условно. Если в одном из романов действующее лицо находится на периферии повествования, то в другом – он и его история выводятся на первый план (Гобсек и Нусинген). Один из принципиально важных художественных приемов автора «Человеческой комедии» – разомкнутость, перетекание одного романа в другой. Завершается история одного человека или семейства, но не заканчивается жизнь, она находится в постоянном движении. Поэтому у Бальзака развязка одного сюжета становится завязкой нового или перекликается с предшествующими романами, а сквозные персонажи создают иллюзию достоверности происходящего и подчеркивают основу замысла, который состоит в следующем: главный герой «Человеческой комедии» – общество, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе, а как подробности всей картины. Поскольку эпопея такого типа рисует жизнь в постоянном развитии, она принципиально не завершена, да и не могла бы быть завершена. Именно поэтому ранее написанные романы (например, «Шагреневая кожа»), могли быть включены в эпопею, замысел которой возник уже после их создания. При таком принципе построения эпопеи каждый роман, входящий в нее, является в то же время самостоятельным произведением и одним из фрагментов целого. Каждый роман – автономное художественное целое, существующее в рамках единого организма, что усиливает его выразительность и драматизм событий, переживаемых его персонажами. Новаторство такого замысла и методы его воплощения (реалистический подход к отображению действительности) резко отделяют творчество Бальзака от его предшественников – романтиков. Если последние ставили во главу угла единичное, исключительное, то автор «Человеческой комедии» полагал, что художник должен отображать типическое, находить общую связь и смысл явлений. В отличие от романтиков, Бальзак не ищет свой идеал за пределами реальной действительности, он был первым, кто за буднями французского буржуазного общества обнаружил кипение человеческих страстей и поистине шекспировский драматизм. Его Париж, населенный богачами и нищими, борющимися за власть, влияние, деньги и просто за жизнь, представляет собой захватывающую картину. За частными проявлениями жизни, начиная от не оплаченного бедняком счета квартирной хозяйке и заканчивая историей ростовщика, неправедно нажившего свое состояние, Бальзак пытается увидеть целую картину, общие законы жизни буржуазного общества, проявляющиеся через борьбу, судьбы и характеры его персонажей. В «Человеческой комедии» Бальзака, кроме людей, действует могучая сила, подчинившая себе не только частную, но и общественную жизнь, политику, семью, мораль и искусство. И это – деньги. Все может стать предметом денежных сделок, все подчинено закону купли-продажи. Они дают власть, влияние в обществе, возможность удовлетворять честолюбивые замыслы, просто прожигать жизнь. Войти в элиту такого общества на равных, добиться его расположения на деле означает отказ от основных заповедей нравственности и морали. Сохранить в чистоте свой духовный мир – значит отказаться от честолюбивых желаний и преуспеяния. Эту общую для «Человеческой комедии» коллизию переживает почти каждый герой бальзаковских «Этюдов о нравах», почти каждый выдерживает маленькую битву с собой. В конце её либо путь наверх и проданные дьяволу души, либо вниз – на обочину общественной жизни и все мучительные страсти, сопровождающие уничижение человека. Таким образом, нравы общества, характеры и судьбы его членов вещи не только взаимосвязанные, но и взаимообусловленные, утверждает Бальзак в «Человеческой комедии». Его персонажи – Растиньяк, Нусинген, Гобсек подтверждают этот тезис. Достойных выходов не так много – честная бедность и утешение, которое может дать религия. Правда, следует отметить, что в изображении праведников Бальзак менее убедителен, чем в тех случаях, когда он исследует противоречия человеческой натуры и ситуацию непростого для его героев выбора. Спасением иногда становятся любящие родные и семья, но и она затронута порчей. Вообще, семья в «Человеческой комедии» играет немаловажную роль. В отличие от романтиков, которые основным предметом художественного рассмотрения делали личность, Бальзак таковым делает семью. С анализа семейной жизни он начинает изучение общественного организма. И с сожалением убеждается, что распад семьи отражает общее неблагополучие жизни. Наряду с одиночными персонажами в «Человеческой комедии» перед нами проходят десятки разнообразных семейных драм, отражающих различные варианты трагичной борьбы за власть и золото.
«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»
Повесть «Шагреневая кожа» открывает цикл произведений Бальзака «Человеческая комедия», то есть является своеобразным предисловием. Бальзак писал так: «Шагреневая кожа – это отправная точка моего дела». По жанру «Шагреневая кожа» – это философский этюд с элементами фантастики, это размышления автора о смысле жизни и закономерности смерти, о власти денег и о потере души. В центре романа – история молодого студента Рафаэля де Валантена, который приобрел кусочек шагреневой кожи (кожа особой выделки, напоминающая ослиную). Особенность этой кожи заключается в исполнении любых желаний владельца, однако взамен сокращается жизнь счастливого обладателя волшебной кожи: «Обладая мной, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Соразмеряй свои желания со своей жизнью». Рафаэль де Валантен – фигура автобиографическая: Бальзак словно предсказал свою собственную судьбу, так как он укоротил жизнь непосильным литературным трудом и «сгорел» так же, как и его герой. Среди литературных прототипов Рафаэля можно назвать Фауста (Гете) и Мельмота Скитальца (Ч.Метьюрен), которые заключили сделку с дьяволом. В начале произведения Рафаэль – честолюбивый, но нищий молодой человек. Он носит титул маркиза, однако денег это ему не прибавляет. Лишившись состояния, герой решает жить «в труде и молчании», надеясь завоевать славу и деньги своим трудом. Он работает над двумя литературными произведениями, которые рассчитывает закончить в течение трех лет – веселую комедию и ученый трактат «Теория воли» (кстати, сам Бальзак считал, что воля является могучей силой, влиянию которой подвластны все живые существа) Однако случайная встреча заставляет героя изменить отшельнический образ жизни и попытаться добиться успеха, вращаясь в свете и покоряя женские сердца. В результате, влюбившись в красавицу-графиню Феодору, «женщину без сердца», увлеченную только собой, Рафаэль забывает о творчестве и науке, оказывается без средств к существованию и в отчаянии хочет покончить с собой. Перед смертью он случайно попадает в лавку антиквара, и самоубийство откладывается: антиквар дарит герою кусок шагреневой кожи. Вначале Рафаэль не верит в силу талисмана, но желания исполняются, он становится обладателем несметных богатств, а кожа неумолимо уменьшается. Герой уже не хочет умирать, но перед ним стоит тяжелый выбор: жить в свое удовольствие и тем самым обречь себя на скорую смерть или умерить свое воображение и вести жизнь отшельника. Автор не случайно ставит героя перед таким выбором. Бальзака всегда волновала проблема экономии жизненных сил, ведь сам он их тратил без счета, но при этом часто вспоминал философа Фонтенеля, который прожил сто лет, потому что экономил «свой жизненный флюид». Чувство самосохранения оказывается для Рафаэля сильнее, и он отказывается от желаний, делая посредником между собой и миром старого слугу Ионафана, который должен предугадать желания своего господина раньше, чем они будут высказаны.
Данное произведение во многом напоминает роман О.Уайльда «Портрет Дориана Грея». В обоих произведениях показана деградация человеческой души, потому что по мере того, как исполняются желания героя, он становится все более несчастным. Нынешняя жизнь Рафаэля приносит ему меньше радости, чем та, когда он хотел покончить жизнь самоубийством. Когда герой становится наследником 6 млн., то не испытывает никакой радости: «Мир принадлежал ему, но он уже ничего не хотел». Лишь на время Рафаэлю кажется, что он обманул судьбу. Встреча с Полиной Годен, любившей его еще в ту пору, когда он влачил жалкое существование, должна сделать его жизнь счастливой, ведь Полина обожает его без всякого волшебства. Но герой в очередной раз терпит фиаско. Жизнь полна мелких, порой незаметных желаний, кожа продолжает уменьшаться в размерах, и ее владелец чувствует себя все хуже и хуже. Он обращается к ученым в надежде растянуть магическую кожу, но ни зоолог, ни химик, ни физик не способны это сделать. Тогда Рафаэль просит врачей спасти его от преждевременной смерти, но и они бессильны. Единственной возможностью спасти себя, по мнению Рафаэля, становится уединение. Он поселяется в глухой деревушке, чтобы «приобщиться к внутренней жизни природы» и «освободиться от самого себя». Бегство Рафаэля – это своеобразная пародия на романтических героев, которые мечтали жить на лоне природы среди «естественных людей» и тем самым избавиться от мучающих их страстей. Однако сельская жизнь Рафаэля не представляет собой ничего поэтического: герой ведет животный образ жизни, но все равно продолжает чахнуть. В итоге Рафаэль понимает, что жизнь невозможно изменить, переписать набело. Он осознал, что окончательно потерял свою душу. Однажды, заглянув в себя, он увидел, что «она поражена гангреной, что она гниет». В результате герой приходит к страшному выводу, что даже с помощью талисмана он не совершил ничего великого: кожа выполняла лишь то, о чем он просил, а попросить чего-нибудь великого у него не хватало сил. Поэтому смерть героя является закономерным финалом. Вернувшись в Париж, он умирает в объятиях Полины, не удержавшись от последнего желания, оказавшегося роковым. Идея произведения состоит в том, что Бальзак хотел показать, как люди пытаются приспособиться к обществу, продать свою жизнь и чем заканчиваются эти попытки. Судьба Рафаэля де Валантена – это смерть в рассрочку, полное перерождение личности, которая одержима жаждой наживы.
🗹