- Сочинения
- По литературе
- Другие
- История происхождения глуповцев в Истории одного города
«История одного города» – один из самых известных романов Салтыкова-Щедрина.
В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.
Глупость – отличительная черта характера всех глуповцев. Именно глупость – основополагающая предпосылка бед и страданий этого народа.
Жители города под названием «Глупов» веселые, они отличаются добродушием и беспечностью. А также они восторженные и легкомысленные. «…обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».
Глуповцам нравится, когда ими руководят. Это называется «начальстволюбием». Для горожан не важно, будет градоначальник умным или нет, главное, чтобы он был ласковым с жителями города.
Ели город по каким-то причинам временно остается без градоначальника, жители города чувствуют себя потерянными, даже сиротами. А если градоначальник отсутствует дольше недели, то горожане впадают в состояние анархии.
В гражданско-правовом смысле жители города несмышленный народ. Этот народ невежественный и темный, даже Бородавкин, пытавший пролить свет на их головы, не добился успеха.
Глуповцы – не самый ловкий народ. Для них такое качество является изумительным. Нет у жителей города и такой черты характера как предприимчивость.
Этот народ отличается твердостью, но и эта черта характера не приносит им положительных результатов.
Жители Глупова – очень живучий народ. Автор отмечает один факт в истории народа – даже если сегодня жителей города всех истребят, они назавтра появятся вновь.
В этом городе постоянно происходят ситуации, граничащие с фантастическими. В летописи города часто описываются волшебные преображения.
В целом о жизни горожан нельзя сказать, что она лестная, такой уровень жизни и нормальным можно назвать с большой натяжкой.
Даже если глуповцы могут позволить себе носить кожаные сапоги, они все равно носят лапти, это лишний раз показывает насколько глупы горожане. Они просто отправили весь материал в Византию и получили за это деньги.
Лучше всего жители города живут при таких градоначальниках как Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио. Даже при Иванове, который совсем не пользовался своим умом, глуповцы живут благополучно. Можно даже сказать, что отсутствие мозгов у этого градоначальника пошло горожанам на пользу, а не во вред.
Глуповцы считают все несчастья не зависимым от них самих событием, поэтому относятся к бедам с философским спокойствием и принимают их неотвратимость.
Происхождение героев
Главные герои повести — глуповцы. Это собирательные образы, прототипами для которых послужило население многих городов России. Салтыков-Щедрин пишет, что когда-то Землю населяли племена людей, которых называли головотяпами. Их главным занятием было стукаться головой о разные предметы. Люди соревновались в этом занятии друг с другом и достигли в нём мастерства. У головотяпов не было правителя, и однажды им это надоело.
Лучшие умы стали думать, что делать. Они решили, что нужно найти того, кто согласится стать князем и управлять народом. Среди местного населения нельзя было кого-то выбрать, так как головотяпы были слишком глупы. В надежде, что всё образуется само, они некоторое время делали бессмысленные вещи:
- варили кашу в кошеле;
- согнали щуку с яиц;
- конопатили острог блинами;
- пошли за 7 вёрст ловить комара, которые сидел на носу у пошехонца;
- променяли батьку на кобеля;
- подпирали небо кольями.
«Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили» — по этой цитате можно понять, насколько неразумными были действия головотяпов. Но из бестолковых дел, которые придумали люди, не произошло ничего хорошего. Тогда они пошли искать себе князя. Они обращались ко всем, кого встречали, но люди отвечали, что им нужно найти того, кто глупее их.
Наконец, управлять бестолковым народом согласился один князь. Он назвал народ глуповцами и повелел построить населённый пункт, для которого выбрали болотистое место. Так возник город Глупов.
Краткий пересказ сюжета
В произведении рассказывается о жителях города Глупов. Автор уделяет немало времени историческим фактам, приведшим к основанию этого населенного пункта:
- В истории якобы собраны подлинные сведения от четырех летописцев. По версии автора романа глуповцы стали потомками живших когда-то на Руси головотяпов.
- Глупый древний народ решил выбрать себе предводителя, который бы управлял всем их племенем.
- В итоге бразды правления получил некий князь, который и стал основателем города Глупов. Всех местных жителей с тех пор начали называть глуповцами.
- За неполное столетие (с 1731 г. по 1826 г.) в Глупове сменяется 21 градоначальник. Однако замена правителя не несет за собой положительных изменений.
- Каждый из этих людей слишком глуп и ограничен. Если за период их правления случались перемены к лучшему, это было ненадолго. Большинство градоначальников, напротив, сделало жизнь в городе еще более невыносимой.
- На голову глуповцев постоянно сваливаются разные проблемы. В Глупове то возникают пожары, то случается неурожай. Не успев разбогатеть, жители городка вновь разоряются. Их настроение столь же переменчиво, как и жизнь. На смену веселью приходит тоска.
В ходе повествования становится понятно, что источником всех проблем являются сами глуповцы. Именно из-за их невежества и беспечности происходят все неприятности в городке. При всем том эти люди не желают брать ответственность за свою жизнь.
Горожане явно страдают «начальстволюбием», не могут и дня прожить без градоначальника. Глуповцы до последнего терпят причуды своего предводителя, а затем устраивают нелепый бунт. Действие повести обрывается на 1826 году. О том, что происходит в Глупове после, читателю неведомо. Скорее всего, жизнь в городе не меняется, так как к этому нет никаких предпосылок.
Описание головотяпов
Современники Салтыкова-Щедрина возмущались не зря. Автор так реалистично описал русский народ, что нельзя было этого не заметить. Мужчины и женщины ничего не могли решить сами. Всё, что они делали, приводило к убыткам и разорению. Без градоначальника они чувствовали себя сиротами — вот почему им обязательно был нужен руководитель.
В произведении есть эпизод, когда очередной правитель города потерял голову. Когда люди узнали об этом, они так горько плакали, будто остались без отца.
Отношение головотяпов к градоначальникам можно охарактеризовать как безусловно положительное. Они довольны всеми, кто приходит править, даже если это настоящие проходимцы. По мнению глупых горожан, хороший руководитель соответствует такому описанию:
- приветливый;
- улыбчивый;
- всегда в хорошем настроении;
- складно говорит;
- любит пошутить.
Когда градоначальник весел, тогда довольны и люди, даже если руководитель при этом делает откровенно бессмысленные вещи и ведёт народ к разорению. Неразумное население не понимает, что главные качества хорошего начальника — компетентность, забота о благе народа, образованность, умение стратегически мыслить. Каждого нового правителя они считают самым лучшим.
Примером безответственного отношения горожан к своей жизни служит эпизод, описанный в главе «Органчик». Когда в Глупов прибывает очередной странный градоначальник, население ликует, даже не видя, кто будет ими править. Люди веселятся, празднуют, устраивают гуляния и ходят по кабакам. Появление нового правителя — вот чем вызвано ликование глуповцев в главе «Органчик». Но скоро наступает прозрение: оказывается, что новый руководитель без мозгов. В его голове стоит органчик, играющий две пьески со словами «Не потерплю!» и «Разорю!».
Анализ произведения
С помощью сатиры и гротеска автору удалось осветить важные проблемы общества того времени, в частности, взаимодействие власти с народом. Собирательный образ глуповцев обнажил все недостатки реального человека. В произведении нет положительных героев. Описание каждого персонажа подсвечивает какую-нибудь уродливую черту личности.
Особенно наглядно это продемонстрировано на образах сменявших друг друга градоначальников. Есть у этих персонажей и общее качество — каждый из них был готов всем пожертвовать ради богатства и славы.
Однако конец всех правителей был бесславным и нелепым (одного заели клопы, другому пришлось расстаться со своей головой), и их собственная глупость немало этому способствовала.
Не обошел автор насмешками и простых горожан. Умный правитель им не нужен, они намеренно ищут глупого, а потом за это расплачиваются. Дыры в казне каждый градоначальник латает за счет горожан, ведь это самый простой и понятный ему путь. Однако, глуповцы проявляют бесконечное терпение и верят в справедливость своего главы. В то же время, если жизнь внезапно улучшается, горожан это настораживает.
Чтобы сделать роман более реалистичным, Салтыков-Щедрин показывает читателю периодически вспыхивающие бунты и проявление недовольства среди жителей Глупова, но и здесь проявляется недомыслие горожан. Сцены насилия отличаются бессмысленностью и демонстрируют «слепоту толпы». У автора не было цели унизить своих сограждан, он лишь хотел обратить внимание на проблемы, существующие в обществе.
Расплата за гражданскую незрелость
Михаил Евграфович постарался показать, что все несчастья, преследующие глуповцев, происходят не просто так. Люди получают то, что заслуживают. Они не учатся на ошибках и принимают всё, как должное. Никто не скажет им, что причина бед — неразумное поведение. В результате люди болеют, голодают, умирают по разным причинам.
Феномен заключается в том, что такие люди очень живучи. Их невозможно уничтожить или сломить. Привыкшие к несчастьям, обитатели Глупова стойко терпят лишения и становятся ещё непоколебимее. Глупость помогает им воспринимать всё происходящее как должное. Вообразить, что может быть по-другому, эти люди неспособны.
События, описанные в повести, фантастические. Но если сделать поправку на то, что писатель приукрасил реальность, становится понятно: характер основной части населения таков, каким показал его автор. Население живёт просто и легкомысленно, не думая о будущем и руководствуясь физиологическими потребностями.
Образ народа в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина
С одной стороны, Салтыков-Щедрин высмеивает народ за пассивность, верность начальству, даже сердится на него, с другой — сочувствует, показывая его забитость и доверчивость. Но самое страшное, что история ничему не учит этих людей!
Даже бунтуют глуповцы чересчур уж «по-своему», по-глуповски. Протестовал Дмитрий Прокофьев, когда «гунявый» Фердыщенко решил воспользоваться своей властью градоначальника и соблазнить его жену Алёнку. В результате бунтовщик «был бит на площади кнутом и, по наложении клейм, отправлен в Сибирь, в числе прочих сущих воров и разбойников».
Заступник народный Евсеич, который много начальников видел, а всё жив, и которому «с правдой везде жить хорошо», оказался в кандалах, а потом и вовсе «исчез без остатка, как умеют исчезать только «старатели» русской земли».
Обратите внимание
Составил для глуповцев отставной приказный Боголепов прошение в высшие инстанции с жалобой на поведение градоначальника, что мрут они и опасаются, «как бы бригадир со своей Аленкой нас не оклеветал». Отправили почтой прошение и радовались: « Теперь наше дело верное! теперича мы, братец мой, бумагу подали!» Пока ждали ответа, бригадир пересажал «злоумышленников» по оговорам.
Страх, что он всех «завинит», пригнал уцелевших 150 «крестов» (неграмотные крестьяне вместо подписи ставили кресты) к градоначальнику, чтобы покарать его, но он укрылся в архиве, оставив Алёнку без защиты.
Как только доведённые до отчаяния бунтовщики расправились с «ведьмой» (бросили с колокольни), показалось глупым обывателям, что по дороге в пыльном облаке «хлеб идёт», хотя оттуда раздавалось:
«В колонну
Соберись бегом!
Трезвону
Зададим штыком!
Скорей! скорей! скорей!»
Бригадир Фердыщенко остался у власти, продолжая бесчинствовать.
Чего только ещё не пришлось пережить глуповцам с остальными правителями: войны «за просвещение» и сразу «против просвещения» (Бородавкин); испытания, «достаточно ли глуповцы тверды в бедствиях» (Негодяев); новое законодательство (Беневоленский); идолопоклонничество (Грустилов); безвластие, от которого глуповцы «немедленно впали в анархию» и пр.
Надо отметить, что все градоначальники принимались глуповцами покорно, сначала даже с восхищением. Мероприятия, ими проводимые, приветствовались обывателями бездумно, а последствия переносились терпеливо.
Сатирик упрекает народ в безмыслии и бездействии, в готовности принять от градоначальников любую, даже самую невероятную идею, лишь бы она исходила от отца города, который почему-то обязательно должен быть «батюшкой», «красавцем», «умницей».
Вот и получили глуповцы в результате градоначальника Угрюм-Бурчеева, первое впечатление о котором было совсем иным даже у обывателей: «Он был ужасен».
Если «органчик» Брудастый всего лишь исполнял две пьесы — « Разорю!» и «Не потерплю!», то усовершенствованный Угрюм-Бурчеев уже приводит в действие свои разрушительные планы, не задумываясь ни о чём и ни о ком, идёт напролом в прямом смысле, так как идеалом для него служит прямая линия.
Его проект по устройству города автор характеризует как «систематический бред, в котором, до последней мелочи, были регулированы все подробности и будущего устройства этой злосчастной муниципии». Воплощением своего плана в жизнь он и занимается, невзирая ни на какие препятствия.
Согласно плану главными принципами жизни горожан должны были стать безграничная во всём одинаковость, единообразие, тупая прямолинейность.
Важно
Распространялось это буквально на всё: от расположения улиц и серого цвета домов до одинаковых количества и даже возраста проживающих в одной семье — «одинаковость лет сопрягается с одинаковостию роста»! Даже праздники от будней, по его представлению, «отличаются только усиленным упражнением в маршировке». Вряд ли могли утешиться обыватели тем, что градоначальник не только издевался над ними, но и методично истязал себя: от сна на голой земле до бичевания шпицрутенами.
Очнулись глуповцы, когда уставший от воплощения своего «бреда» градоначальник упал на землю и заснул. Тут-то они и поняли, кто перед ними. А когда он проснулся, прежнего страха у народа не было.
Что произошло дальше — неизвестно, но то, что народный бунт уже назрел, было очевидно. Однако «издатель» сообщил, что некоторые тетрадки утеряны и он вынужден сразу перейти к развязке истории.
«Неслыханное зрелище» поразило город через неделю и «Оно пришло…» Но это вовсе не конец. Ведь Угрюм-Бурчеев говорит: «Идёт некто за мной, который будет ещё ужаснее меня».
А перед исчезновением не успевает договорить: «Придёт…
» Кто или что может быть ещё ужаснее? Летопись заканчивается, но в описи градоначальников за Угрюм-Бурчеевым следует Перехват-Залихватский, который «въехал в Глупов на белом коне, сжёг гимназию и упразднил науки».
Собирательный образ народа — глуповцев-обывателей в процессе истории города трансформируется: к финалу последней главы они прекращают восхвалять градоначальника, недоволен прозревший народ, происходят какие-то собрания под покровом ночи, что-то тайное обсуждается, что-то серьёзное затевается против «батюшки». И когда у замученных Угрюм-Бурчеевым глуповцев не остаётся сил бояться его, они вдруг понимают, что, собственно, бояться-то и некого, что перед ними всего лишь «подлинный идиот — и ничего более».
Таким образом, в романе « История одного города» Салтыков-Щедрин показывает, как зреет народный протест и как мешает людям рабская привычка к бездумному повиновению.
Доведённый до крайности народ пытается разъяснить и разрешить свои проблемы, но власть не умеет слушать, не умеет разговаривать, она может только карать (глава «Голодный год»).
Так постепенно подрывается народная вера в доброго царя. Народное терпение не безгранично, намекает сатирик.
Такова «чудесная» « История одного города» Салтыкова-Щедрина. А «кто не верит в волшебные превращения, тот пусть не читает летописи Глупова».
Совет
Но у сатириков не бывает рецептов всеобщего счастья. Они любезны читателю тем, что, не опасаясь последствий, высмеивают всё то, что отстаёт от времени.
Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/saltykov_shhedrin_m_e/obraz_naroda_v_istorii_odnogo_goroda_saltykova_shhedrina/77-1-0-2146
Главная мысль
Краткое содержание произведения показывает все пороки общества. «История одного города» точно передает мышление людей, не способных противостоять самодержавию. Людям всегда проще жить в повиновении, чем самим бороться за правду и строить справедливое общество.
Краткий пересказ полезно прочитать тем, у кого нет времени на знакомство с целым романом. Произведение актуально во все времена, ведь жители города – это современные люди, привыкшие плыть по течению. Они не пререкаются с государством и довольствуются малым.
🗹