История создания
Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.
Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:
- зловещие двойники;
- различные мистические преображения;
- борьба с самим Духом Зла.
А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно. Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.
Книга была благосклонно принята критиками и пользовалась популярностью у публики. И это неудивительно, поскольку все в ней было основано на понимании того, как дети воспринимают окружающий мир. Недаром великий писатель Толстой говорил, что «Черная курица» была его любимой книгой в детстве.
Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе. Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.
Урок по литературе «А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Урок литературы в 5 классе
Тема: «А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
Цель урока:
формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; развитие навыков выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.
Задачи урока:
— познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;
— показать, в чем нравоучительный смысл сказки;
— повторить знания учащихся о сказке;
— развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;
— развивать умение обобщать проанализированный материал;
— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
— духовно – нравственное воспитание учащихся.
Предварительное задание
: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.
Ход урока
- Орг. момент.
Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители.
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Это высказывание А.С. Пушкина известно каждому. Как ее следует понимать? В чём состоит главная особенность русских народных сказок? Каковы уроки русских народных сказок?
(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).
Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)
- Актуализация знаний.
Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)
- Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная сказка от народной? Какие народные сказки знаете?
4. Слово учителя.
— Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы — поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков — Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..
— Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?
— Что вы знаете об авторе этой сказки?
5. Сообщение о писателе (индивидуальное задание).
Слово учителя
В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти отца он учился в частном пансионе. Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы? Существительное
пансион
образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам. Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах. В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье. Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли ребенка, доверили его содержателю пансиона… — Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации? Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе. Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных учителей — тогда это называли
домашним образованием
. Потом он поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война 1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в этой войне, а затем в заграничном походе русских войск. В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и в
1829
году сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под
псевдонимом
. — Что такое псевдоним?
Псевдоним
— придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения. Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с ним навсегда.
Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.
– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?
Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.
Кто же главный герой этого произведения?
Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)
Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.
Работаем в группах.
1 группа готовилась к работе над эпизодом «Алеша в пансионе»
- Расскажите о любимых занятиях Алеши.
- Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
- Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?
- Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
2 группа « Неудачная попытка»
- Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
- Куда Чернушка повела Алешу?
- Кого испугался Алеша и почему?
- Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
- Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?
3 группа «Алеша в Подземном городе»
- Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?
- Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
- Что увидел мальчик в подземном царстве?
- Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
- Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
- Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)
- Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)
4 группа «Алеша и жители Подземного города»
- Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве
- Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)
- На кого охотятся в Подземном царстве?
- Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?
- О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
5 группа «Жизнь Алеши после подарка короля»
- Как ведёт себя Алёша после подарка короля?
- Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
- Как был наказан мальчик?
- Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?
- Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?
Аналитическая беседа.
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет
Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. —
Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения
курица разговаривает с Алёшей.
А есть ли отличие этой сказки от народной?
У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
— Это литературная сказка
Ребята, еще в начале урока мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)
— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история? — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи? — Могла ли такая сказка быть народной?
Сделаем вывод:
сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки. — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках? Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни. Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад. Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется
репродуктивным, воспроизводящим
. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя. Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика. В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать. — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу? Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.
III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка? — Чему учит пример превращения Алеши? (
Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )
— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы. 1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142)
. 2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою»
(с. 146—147)
. 3) «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»
(с. 147)
.
Подведение итогов урока.
Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Домашнее задание
Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »
Краткое содержание
Краткий пересказ вряд ли сможет передать всю прелесть этой истории. Так что стоит прочитать это произведение полностью, чтобы понять, что же в нем привлекало детей во времена наших прабабушек.
Кратко сюжет можно пересказать так. Действие повести разворачивается в 1780-х годах. Главный ее герой — мальчик по имени Алеша (в повести не указано, но ему, скорее всего, 9–10 лет). Он учится в петербургском пансионе, поскольку его родители живут далеко, у него нет возможности ездить к ним на каникулы. А поскольку все дети в это время разъезжаются по домам, то ему в эти дни становится особенно скучно.
Когда была свобода от занятий, он много часов проводит при кухне, поскольку ему нравится кормить содержащихся там куриц, герой хочет окружить их заботой. Его любимица — черная хохлатая курица, которую он прозвал Чернушкой. Когда кухарка захотела зарезать эту курицу на обед, Алеша буквально выкупил ее, подарив женщине золотой империал. Это очень большие деньги по тем временам, а у Алеши это была единственная ценность, доставшаяся ему от бабушки, но он сумел пожертвовать ею.
В ту же ночь в своей спальне мальчик услышал, как кто-то его зовет. К нему обратилась человеческим голосом спасенная им курица Чернушка. Она позвала его за собой в настоящее подземное царство, где живут маленькие человечки. Автор даже называет их рост — пол-аршина, что примерно равно 35 см. Алешу встречает король и благодарит за спасение Чернушки — ведь на самом деле это не курица, а премьер-министр подземного царства, который принимает облик птицы только тогда, когда ему нужно выйти на поверхность.
Король говорит, что Алеша может выбрать любую награду, и мальчик просит только одно — всегда знать уроки, даже если он ничего не будет учить. Король, конечно, этим недоволен, но ведь он дал слово, так что Алеша получает желаемое и конопляное семечко в качестве талисмана. Но только мальчик должен дать клятву, что никому не расскажет об этом царстве, потому что если люди наверху узнают об этом, то всему подземному народу придется покинуть свою страну.
Жанр и композиция
Автор написал романтическую сказку. В ней мир делится на две части: одна представлена пансионом, в котором проживал главный герой — мальчик Алёша, другая часть — подземное царство. Они взаимодействуют между собой. Чёрная курица в обычном мире становится заслуженным министром. Этот рассказ помогает размышлять о добрых поступках, показывает, что иногда ради дружбы нужно чем-то пожертвовать.
Основная тема рассказа — правильное воспитание детей. То есть то, как родители передают положительные качества своим примером, ответственным отношением к близким людям. Композиция повести представлена:
- Экспозицией в виде предыстории.
- Завязкой (главный герой спасает хохлушку).
- Кульминацией.
- Развязкой-эпилогом (разоблачение предательства со стороны мальчика).
Читают «Чёрную курицу» в 5 классе на уроках литературы, рассматривая характеристики героя, составляя таблицу. По ФГОС учащиеся пишут доклады и делают проекты.
Изменения в мальчике
Вскоре Алеша убедился в том, что талисман короля работает. Он теперь знает уроки лучше всех в классе. Учителя считают, что он обладает просто феноменальными способностями. Но из-за этого характер Алеши портится, и он превращается в заносчивого и избалованного мальчишку, который быстро теряет своих друзей.
Однако этим его неприятности не ограничиваются. Мальчик теряет конопляное семечко, которое ему подарил подземный король, а вместе с ним и способности к наукам. Учителя строго его наказывают, потому что считают его поведение ленью и капризами. В ту же ночь к нему приходит в человеческом обличии Чернушка и снова дает потерянное семечко, а еще говорит, что очень опечален Алешиным поведением. Мальчик обещает, что теперь непременно исправится.
Когда на следующий день Алеша снова начинает отвечать хорошо, то учителю кажется, что накануне мальчик просто демонстрировал плохой характер. Он угрожает, что применит в наказание розги, если Алеша не объяснит ему, что происходит. Мальчик напуган, он забывает о своем обещании и рассказывает учителю о подземном царстве. Но учитель не верит его рассказу, и Алешу все равно наказывают.
Ночью к мальчику приходит его друг Чернушка и говорит, что из-за нарушенной клятвы:
- все подземные жители вынуждены были покинуть свою страну;
- сам Чернушка теперь должен в наказание носить кандалы из золота.
Мальчик и его друг прощаются со слезами. И Чернушка говорит, что Алеша не может снять с него кандалы, но может облегчить ему жизнь, если исправит свое поведение.
На следующее утро учителя находят мальчика без сознания. У него горячка, он бредит. Шесть недель он проводит прикованным к постели, а когда выздоравливает, то ни учителя, ни друзья не напоминают ему о том, что было накануне, и Алеша думает, что все это он увидел в бреду. Постепенно он снова становится добрым и отзывчивым мальчиком, прилежным в учебе. Но волшебные способности к нему так и не возвращаются.
Второстепенные герои
Кухарка
Суровая, безжалостная женщина. Слезами и мольбами ее не пробрать. Она ловит и без содрогания режет кур. Жадная до денег: Алеша смог подкупить ее, уговорить, чтобы она отпустила Черную курицу, отдав ей золотую монету.
Учитель
Строгий, справедливый. Недоверчив: в Алешин рассказ о существовании Подземных жителей он не поверил. По отношению к Алеше проявляет жестокость и бессердечие.
Учительша
Жена учителя. Помогает мужу организовывать приемы начальства.
Директор
Типичный директор. Ему хочется, чтобы о гимназии шла добрая слава, поэтому ему нравится, когда кто-то из учеников достигает больших успехов. Хочет хорошо выглядеть в глазах начальства и выделиться перед ним.
Король Подземной страны
Опрометчиво дает Алеше обещание подарить ему любую вещь, какую тот попросит. Свое слово держит, хотя просьба Алеши ему не нравится.
Две старушки-голландки
Старушки, которым более ста лет. Они помнят Петра Великого и когда-то даже общались с ним. Живут при пансионате. Через их комнату необходимо пройти ночью, чтобы попасть в Подземное царство. Но старушек ни в коем случае нельзя будить. Алеша ничего так и не понял про этих загадочных старушек: что это за старушки, почему нельзя их будить и т.д. Да они и вправду непонятные. Их роль сводится к тому, чтобы спать, и чтобы Черная курица и Алеша боялись, что они могут проснуться. Их присутствие в повествовании добавляет произведению таинственности и мистики.
Анализ сказки
Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.
Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.
Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.
В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.
Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:
- Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
- автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,
Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.
В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.
Отзыв
Знакомство с подземными жителями и подаренное волшебное зернышко стало настоящим испытанием для Алёши. К сожалению, он не оправдал их доверие и предал, рассказав учителю об их существовании. Радует лишь то, что Алёша понял, насколько был неправ, и исправился.
Рисунок-иллюстрация к сказке Чёрная курица, или Подземные жители.
Мнение других
Другие исследователи считают, что автор хотел написать о масонском обряде инициации. В те времена эта тайная организация пользовалась большим влиянием в Европе. В поддержку своей позиции обе стороны приводят цитаты и различные труды, посвященные мифологии или истории масонства. Кроме того, некоторые говорят о том, что в Европе был известен гримуар (сборник заклинаний) под названием «Черная курочка», который якобы учил, как делать талисманы — то же конопляное семечко в книге. Однако не один дипломный проект или магистрская работа посвящены рассмотрению этих научных споров.
Но, пожалуй, для юных читателей важнее сам сюжет, чем многостраничные ученые труды, основанные на его анализе. И вывод из этой чудесной истории они могут сделать сами. Тем более что они также могут посмотреть мультфильм, спектакль или полнометражную картину, поставленную по этой книге. Кроме того, если постараться, наверняка можно найти раскраску, посвященную этой истории. Если красиво ее оформить, она хорошо дополнит читательский дневник.
Основная мысль и анализ
«Черная курица» Погорельского написана в жанре сказка, автор создал ее для своего племенника почти 200 лет назад. Несмотря на это, сюжет остается актуальным и в современном мире.
Основная мысль повести, что нужно всегда оставаться верным и преданным другом. Не следовать сиюминутным желаниям и не гнаться за быстрой наживой, а добиваться всего собственным умом, трудолюбием и прилежанием.
🗹Мораль сказки очевидна: даже после того, как человек покаялся в проступке, исправить ситуацию нельзя. Мальчик пожалел о предательстве, но не смог вернуть жителей города обратно.