Замечательное произведение Погорельского, содержащая элементы сказки, создана писателем в 1829 году. Автор написал эту волшебную повесть своему племяннику, Алексею Толстому. Главная мысль поучительного рассказа посвящена воспитанию детей. Книга писателя пользуется огромной популярностью, и до сих пор не потеряла своей актуальности. Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» – курица Чернушка и мальчик Алеша, с детства знакомы каждому школьнику, и являются примером для подражания.
Главные герои
Алеша
Мальчик родом из провинции, лет девяти-десяти, которого родители отвезли в Петербург и отдали в пансион. Алеша чувствует себя очень одиноким, особенно по субботам и воскресеньям, когда его товарищи разъезжаются по домам. Алешины родители не навещают сына и даже никогда не пишут ему.
Алеша — добрый, тихий, скромный мальчик, которого любят все окружающие. Мечтателен. Любит фантазировать. В свободное время любит наблюдать за курами, бегающими по двору. Собирает для них крошки. Алеша совсем не жадный: он отдает кухарке свое единственное сокровище, империал, чтобы спасти от смерти курицу.
Но всё изменяется, когда Алеша, за совершенное им благодеяние, получает в дар от короля подземных жителей волшебное конопляное зернышко. Зернышко позволяет ему отвечать любой заданный урок, не уча его.
Первое время его мучает совесть. Он сознает, что пользоваться зернышком — значит обманывать и что это очень плохо. Он понимает также, что похвалы он получает незаслуженно и что это стыдно. Но постепенно самолюбие и гордыня заглушают голос совести, стыд тоже исчезает. Алеша начинает зазнаваться. Он лодырничает и, вместо того чтобы учить уроки, балуется. Алешей восхищается гимназическое начальство, но дети и учителя перестают любить его.
Лень тянет за собой другие недостатки. У Алеши прежде не было блестящих способностей, но и те, что были, он утрачивает. Из-за отсутствия тренировки у него ухудшается память. Это сразу обнаруживается, как только зернышко пропадает.
Но самое плохое было не в этом. Самое плохое было в том, что, испугавшись наказания, Алеша совершает предательство: он рассказывает учителю перед всем классом о Черной курице и о Подземных жителях, хотя был предупрежден об ужасных последствиях такого поступка. Подземные жители, явив Алеше свое существование, оказали ему великое доверие, а он оказался недостойным его.
Получив наказание, навсегда утратив волшебное зернышко и расставшись с Черной курицей, Алеша вынужден вернуться к прежней жизни. Постепенно и его прежний характер возвращается к нему: он снова становится добрым, послушным, милым мальчиком, и, хоть теперь он и не срывает звезд с неба, учителя относятся к нему хорошо, и все окружающие снова начинают любить его.
Чёрная курица
Во дворе пансионата жили куры. Одну из них, Чернушку, Алеша особенно любил. Чернушка не несла яиц, поэтому решено было отправить ее на суп. Алеша спасает Чернушку в последний момент, когда ее уже схватила кухарка и занесла над ней нож. Уступая Алеше, который отдает за это империал, кухарка отпускает Черную курицу.
Курица оказывается необычной. Она является Алеше по ночам и открывает тайну: оказывается, под землей, прямо под местом, где живет Алёша, расположена загадочная страна, населенная маленькими человечками. Курица проводит туда Алешу. Чернушка в этой стране является главным министром. Когда Чернушка находится под землей, то она принимает облик человечка в черном одеянии и с красной шапочкой на голове.
Чернушка благодарна Алеше за свое спасение. Она надеется, что и Алеша умеет быть благодарным. Она просит его, чтобы он держал существование подземной страны ото всех в секрете. Она сообщает, что если о существовании подземной страны узнает кто-нибудь из непосвященных, то все ее жители вынуждены будут немедленно подняться со своих мест и переселиться в далекие края.
После того как Алеша нарушил данное им обещание и выдал секрет, чем страшно подвел Чернушку, она все равно не перестает любить этого мальчика.
Министр Чернушка понес за Алёшин поступок тяжкое наказание: ему навсегда заковали руки в золотые кандалы. Тем не менее, он простил Алешу, что говорит о его благородстве и великодушии.
Чернушка – волшебная курица, обитательница сразу двух миров, надземного и подземного, в наземном мире Чернушка – она, т.е. существо женского пола, а в подземном Чернушка – он, министр, человечек, существо мужского пола.
Краткое содержание
В сюжете рассказывается о мальчике Алеше, который уже 2 года проживает в пансионате, чувствует себя одиноким и забытым родителями. Все свободное время он проводит за чтением книг и игрой с местной курицей. Однажды он даже спасает птицу: ее хотела пустить на суп кухарка, но он смог уговорить ее этого не делать.
А ночью Алеша увидел курицу в своей комнате, она пригласила мальчика в свой сказочный подземный город, где занимала высокую должность министра. По пути в королевский замок молодой человек встречал необыкновенные и чудесные вещи.
Во дворце его сопроводили к королю, правитель поблагодарил мальчика за спасение Чернушки и предложил награду в виде исполнения любого желания. Алеша пожелал никогда не учить уроки, но при этом знать все ответы на вопросы преподавателей. Глава королевства вручил герою зернышко, которое исполнит желание, и наказал никому не рассказывать про сказочный город и его жителей.
После возвращения в пансионат, желание мальчика и впрямь начало сбываться. Он показывал лучшие результаты в классе. Он не проводил часы за учением, но знал тему и материал наизусть. Но это стало влиять на его характер. Когда-то добрый и скромный мальчик превратился в заносчивого и эгоистичного ученика, с которым перестали дружить сверстники.
Однажды Алеша сильно провинился, учитель велел выпороть его розгами, чтобы избежать наказания, он рассказал преподавателю тайну, которую хранил. Взрослый педагог, естественно, не поверил в сказки о волшебном городе и высек сорванца. А затем мальчик обнаружил, что зернышко исчезло.
Ночью к нему вновь явилась Чернушка, она пришла проститься. Курица рассказала, что из-за того, что мальчик проговорился, обитатели королевства должны покинуть город. Он осознал свою вину, стал дружелюбнее и добрее к окружающим. Ученики и педагоги вновь полюбили Алешу из сказки о черной курице.
Второстепенные герои
Кухарка
Суровая, безжалостная женщина. Слезами и мольбами ее не пробрать. Она ловит и без содрогания режет кур. Жадная до денег: Алеша смог подкупить ее, уговорить, чтобы она отпустила Черную курицу, отдав ей золотую монету.
Учитель
Строгий, справедливый. Недоверчив: в Алешин рассказ о существовании Подземных жителей он не поверил. По отношению к Алеше проявляет жестокость и бессердечие.
Учительша
Жена учителя. Помогает мужу организовывать приемы начальства.
Директор
Типичный директор. Ему хочется, чтобы о гимназии шла добрая слава, поэтому ему нравится, когда кто-то из учеников достигает больших успехов. Хочет хорошо выглядеть в глазах начальства и выделиться перед ним.
Король Подземной страны
Опрометчиво дает Алеше обещание подарить ему любую вещь, какую тот попросит. Свое слово держит, хотя просьба Алеши ему не нравится.
Две старушки-голландки
Старушки, которым более ста лет. Они помнят Петра Великого и когда-то даже общались с ним. Живут при пансионате. Через их комнату необходимо пройти ночью, чтобы попасть в Подземное царство. Но старушек ни в коем случае нельзя будить. Алеша ничего так и не понял про этих загадочных старушек: что это за старушки, почему нельзя их будить и т.д. Да они и вправду непонятные. Их роль сводится к тому, чтобы спать, и чтобы Черная курица и Алеша боялись, что они могут проснуться. Их присутствие в повествовании добавляет произведению таинственности и мистики.
Второстепенные персонажи
Король | В «Черной курице» герои не только реальные жители, там существует подземный мир, которым правит мудрый и справедливый король. В благодарность за спасение одного из своих подданных, король награждает Алешу волшебным зернышком, и берет с него обещание, что Алеша никогда и никому не расскажет о подземных жителях. Когда Алеша предал подземных жителей, король и его подданные пришли в большое отчаяние, так как теперь им требовалось переселяться в другие далекие места. |
Учитель | Учитель пансионата, в котором воспитывается Алеша, строгий и требовательный человек. В его пансионате много учащихся, и он обязан следить за тем, чтобы дети хорошо учились, выполняли свои обязанности, и были воспитанными и послушными. Он поддерживает дисциплину, требователен к своим ученикам. Учитель против того, чтобы дети учились лгать, и он строго наказывает Алешу, когда тот рассказывает ему о подземных жителях. |
Директор пансионата | Почетный гость, к приезду которого тщательно подготовились. Обычный человек, проверяющий порядок в своих заведениях. |
Кухарка Трина | Кухарка, которая хотела зарезать Чернушку к приезду почетного гостя, но, поддавшись на уговоры Алеши, а больше на его золотую монету, оставила курицу в живых. |
Это краткая характеристика героев «Черной курицы» может оказаться полезной для читательского дневника.
Предыдущая
СочиненияГлавные герои «Сын полка» характеристика персонажей произведения Катаева для читательского дневника
Следующая
СочиненияГлавные герои «Вождь краснокожих» характеристика персонажей рассказа О Генри для читательского дневника
Основные персонажи
Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.
Другие герои произведения:
- Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
- Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
- Кухарка в закрытом учебном заведении;
- Учитель.
Основная мысль и анализ
«Черная курица» Погорельского написана в жанре сказка, автор создал ее для своего племенника почти 200 лет назад. Несмотря на это, сюжет остается актуальным и в современном мире.
Основная мысль повести, что нужно всегда оставаться верным и преданным другом. Не следовать сиюминутным желаниям и не гнаться за быстрой наживой, а добиваться всего собственным умом, трудолюбием и прилежанием.
Мораль сказки очевидна: даже после того, как человек покаялся в проступке, исправить ситуацию нельзя. Мальчик пожалел о предательстве, но не смог вернуть жителей города обратно.
Источник
Характеристика главных героев
В повести-сказке всего 2 главных действующих лица — десятилетний ученик пансионата и курица Чернушка. Их характеристику стоит рассмотреть в первую очередь. Краткое описание каждого персонажа:
- Алеша — ученик пансионата, сильно тоскующий по родителям. Он одинок, поэтому ищет утешение в книгах, это впечатлительный мальчик, он вместе с героями рассказов отправляется в приключения, сражается с рыцарями. После того как герой получил волшебное зернышко, он кардинально меняется, в нем появляется грубость, заносчивость, злость, лень. Школьник перестает делать уроки, так как с помощью зерна может ответить на любой вопрос. Он нарушает обещание, данное королю сказочного города, и предает его жителей.
- Курица Чернушка — птица, которую спас Алеша, она занимает пост главного министра в сказочном городе. Чернушка приглашает своего спасителя в гости к королю, который одаривает его волшебным зернышком. Из-за предательства главного героя курице и подземным жителям приходится покинуть королевство.
В произведении есть персонажи второго плана, но они не менее яркие и запоминающиеся. Некоторые из них сыграли в жизни главного героя значительную роль. Среди них можно выделить:
- Король — правитель подземного города. Он благодарит мальчика за спасение курицы и преподносит в виде подарка зернышко, которое исполняет любое желание.
- Учитель — строгий педагог пансионата, где обучается и проживает Алеша. Преподаватель строг, но справедлив, он старается поддерживать дисциплину. Его главная задача не просто обучить ребят знаниям, но и привить им порядочность, честность.
- Кухарка Трина — работница кухни, она хотела приготовить из Чернушки обед, который давали к приезду директора пансионата. Но Алеша дал женщине монету, за что та сохранила жизнь курице.
На примере одного ребенка автор показывает, как важно, даже совершив проступок, раскаяться и попросить прощение. Педагоги и ученики простили Алешу, рады его изменению, они снова его любят и уважают. Именно в этом идея и смысл рассказа Погорельского «Черная курица».
Очень краткий пересказ
Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка — подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.
Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.
Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.
Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.
Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.
Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.
Анализ произведения А.Погорельского «Черная курица»
Анализ сказки
По дисциплине : Детская литература
На тему: «
А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»»
Выполнила:
Самозвон А. А.
Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Жанр: волшебная повесть для детей.
Тема:
Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.
Главные герои:
Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.
Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.
Второстепенные герои: учительница, король.
Сюжет повести.
Повесть начинается с экспозиции
(предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного времени произведения).
Завязка
— заступничество Алеши за Чернушку.
Кульминация
(наивысшая точка напряжения всех проблемных линий), своеобразный событийный «узел» конфликта — выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечка
,
а не других взращенных прекрасных цветов и плодов
.
Этому самому выбору сопутствует
прельщение
(трудно не поддаться искушению без труда знать все на «отлично»). Но, однажды уступив своей, кажется, безобидной для других мысли, уже маленький человек встает на путь сначала совсем небольшой, а потом все более растущей лжи. Так, кажется, тоже волшебным образом приходит к нему забвение правил .и обещаний. Тогда в добром и сострадательном мальчике начинает говорить гордыня, ничем неоправданное чувство превосходства над другими. Из волшебного средства — конопляного семечка, дурман-травы — произрастает эта гордыня.
Причем потеря героем конопляного семечка еще не развязка, мальчику дважды дается шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации, но, снова найдя конопляное семечко, он вступает на тот же губительный путь.
Развязкой
будет разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей, a уход их —уже эпилог (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто). B лирическом плане развязка — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Событийная сторона — повод для начала «работы души.
Интуитивно читатель приходит к выводу, пусть и вербально не оформленному: гордыня, спесь побеждаются раскаянием, покаянием, соучастием, состраданием, жалостью к другим. Нравственные
выводы
звучат афористически: «3аблудших исправляют люди, лукавыx — ангелы, a гордыx — сам Господь БОГ»
(св. Иoанн Лествичник)
Воспитательное значение:
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…
Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.
Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
Слушать внутренний голос совести.
Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.
Познавательное значение:
Все произошедшее c героем заставляет читателя задуматься o многих серьезных вопросах. Как относиться к успеху? Как не возгордиться от неожиданной большой удачи? Что может случиться, ecли не прислушаться к голосу совести? Что такое верность слову? Легко ли преодолеть в себе дурное? Ведь «пороки обыкновенно входят в дверь, a выходят в щелочку». Комплекс нравственных проблем ставит автор, не снисходя ни к возрасту героя, ни к возрасту читателя. Детская жизнь не игрушечный вариант взрослой: все в
Особенности стиля.
Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.
Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.
Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.
Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.
«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.
B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи. Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.
Архаизмы: дортуары, сени.
Произведение предназначено для учеников 4-5 классов.
Мною было прочитано данное произведение в 4 классе. Считаю, что оно очень интересное, поучительное и детям его нужно читать, даже и взрослым. Произведение учит: нужно быть благородными, ответственными, честными, прежде всего с самим собой. Нужно быть дружелюбными. Нужно развивать в себе скромность, трудолюбие. Нужно добиваться всего самому, а не надеяться на других.
Популярные сегодня темы
Иван Сергеевич Тургенев выделяется среди русских писателей тем, что ему особенно хорошо удавалось создавать образы своих героинь
По моему мнению, семейное воспитание обладает одним из основополагающих значений для человека. Конечно, если посмотреть на различные социальные институты, то легко увидеть, что они тоже могут преобразовывать
Князь Святослав является достаточно значимой персоной. Он прославился как великий полководец.
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!
Источник
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.
Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:
Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.
После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.
Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.
🗹