Образ и характеристика Гагина в повести «Ася»: описание внешности и характера

Господин Гагин является одним из центральных героев знаменитой повести «Ася» Тургенева. Смотрите: Все материалы по повести «Ася»

Образ и характеристика Гагина в повести «Ася»: описание внешности и характера

Имя господина Гагина не указано в повести:

«…меня зовут Гагиным…»
Возраст Гагина — около 24 лет:
«…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..» (На момент рассказа Асе уже 17 лет. Гагин старше ее на 7 лет. Значит, ему 24 года)
О внешности Гагина известно следующее:
«…красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке…» «…Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается…» «…И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой…» «…Скажите, – начал вдруг Гагин, с своей обычной улыбкой…» «…С своими курчавыми блестящими волосами, открытой шеей и розовыми щеками он сам был свеж, как утро…» «…Он надел круглую шляпу а la Van Dyck, блузу…» «…несмотря на его шляпу a la Van Dyck и блузу…» (Гагин в своей одежде подражает французским художникам. Он носит блузку — одежду простых французских рабочих, «блузников») «…спросил меня Гагин, надвигая шляпу на глаза…»
Манера говорить Гагина:
«…слушая его неспешную речь…»
Гагин — богатый дворянин:
«…владея порядочным состоянием и ни от кого не завися…» «…От него <?…> так и веяло мягким, полуизнеженным, великорусским дворянином…»
Гагин — офицер в отставке. Он закончил юнкерскую школу и служил в гвардии:
«…Я поступил в юнкерскую школу, а из школы перешел в гвардейский полк…»
Гагин недавно ушел в отставку и поехал за границу:
«…Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собою…» «…Гагин, путешествуя, так же как я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л. да и застрял в нем…»
Гагин рано остался без родителей:
«…Отец мой <?…> Он женился рано, по любви; жена его, моя мать, умерла очень скоро; я остался после нее шести месяцев…» (ему было 6 месяцев, когда умерла мать) «…И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!..» (ему было 20 лет, когда умер отец)
Гагин — милый и умный человек:
«…Он был очень мил и умен…» «…не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему…»
Гагин — добрый и мягкий человек:
«…Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно…» (Гагин о себе) «…глядя на его мягкие черты…» «…Гагин добродушно усмехнулся, и мы вернулись в Л…»
Гагин — честный и простой человек:
«…Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая…» «…Мне показалось постыдным не отвечать откровенностью на его честную откровенность…» (автор о Гагине) «…Я досадовал на откровенность Гагина…»
Гагин хорошо воспитан:
«…Вздохнувши вслед за мной раза два из вежливости, Гагин предложил мне пойти к нему посмотреть его этюды…» «…Ася < …> воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина…»
Гагин не привык трудиться:
«…нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь…»
Гагин — вялый человек:
«…душа <..,> к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом…»
Он — «благоразумный», сдержанный в чувствах человек:
«…мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует…»
Гагин увлекается живописью:
«…в словах его слышался если не живописец, то уж наверное художник…» «…Гагин сообщил мне свои планы на будущее: владея порядочным состоянием и ни от кого не завися, он хотел посвятить себя живописи и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому…» «…Гагин объявил нам, что пойдет сегодня рисовать этюд с натуры…» «…вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью…»
Гагин — дилетант в рисовании (то есть рисует не очень хорошо):
«…Гагин находился в том особенном состоянии художнического жара и ярости, которое, в виде припадка, внезапно овладевает дилетантами, когда они вообразят, что им удалось, как они выражаются, «поймать природу за хвост»…»
Гагин не умеет упорно работать. Ему не хватает терпения. Все его картины остаются неоконченными:
«…Гагин раскрыл мне все свои картоны. В его этюдах было много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но ни один из них не был окончен, и рисунок показался мне небрежен и неверен…» «…вы правы; все это очень плохо и незрело, что делать! Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места – а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь…» (Гагин о себе) «…– Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь, – промолвил он сквозь зубы, – не хватит, останусь недорослем из дворян…»
Гагин умеет играть на музыкальном инструменте (вероятно, на фортепиано):
«…Я попрошу брата сыграть нам вальс… Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья…» «…хотите, я, по-вчерашнему, сыграю вам вальс?..»
Гагин — приятель рассказчика (господина Н.):
«…Гагин встретил меня по-приятельски, осыпал меня ласковыми упреками…» «…Но вы благородный человек, вы мне друг, не так ли?..» (слова Гагина о рассказчике)

Гагин и Ася: отношения героев

Гагин — сводный брат Аси по отцу:

«…она точно мне сестра, она дочь моего отца…» «…Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны…»
Гагин любит Асю как сестру, несмотря на ее крестьянское происхождение:
«…она убедилась, что я точно признаю ее за сестру и полюбил ее, как сестру…» «…Как мне ни больно было с ней расстаться, – жить с ней вместе я никак не мог…»
Гагин балует свою сестру Асю:
«…Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: «Она ребенок; будьте снисходительны»…» «…Она у меня порядком избалована, как видите…» «…Он обходился с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисходительно и в то же время несколько принужденно…» Это был цитатный образ и характеристика Гагина в повести «Ася» Тургенева: описание внешности и характера героя в цитатах из произведения.
Смотрите: Все материалы по повести «Ася»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Характеристика Гагина в повести Ася

В произведении Тургенева “Ася” представлено хоть и небольшое разнообразие действующих лиц, но в тоже время герои и образы прописаны таким образом, что становится понятно, насколько Тургенев был талантлив и работоспособен. В этом сочинении я рассмотрю образ Гагина.

Гагин – молодой человек, которому на момент повествования двадцать четыре года. Гагин является сводным братом Аси, который считает её самым дорогим человеком в своей жизни, соответственно он её оберегает от всего в этом мире, не давая ничему и никому её обижать, или не дай бог, причинить вред. Так он относится к своей сводной сестре Асе.

По характеру Гагин представляется в произведении как человек высоких моральных принципов, старающийся всегда следовать своим канонам хорошего поведения, с помощью которых и регулирует свою жизнь. Он как хороший человек старается всегда делать только хорошее, не меняя курс своего направления на что-то другое, давая самому себе выбирать, что ему делать, как ему делать, и когда ему делать. Данная самостоятельность выражается им в течение всего повествования произведения. Гагин весьма самостоятельный, не зависящий ни от кого другого, кроме своей сестры, человек, который держится весьма хороших и высоких целей и приоритетов, например, то же желание защищать и оберегать свою сестру говорит о нём как о человеке высоких моральных принципов.

Также в образе Гагина ясно проглядывается его тягота к защите своей хоть и сводной, но сестры Аси. Через данную тягу, мы видим, что автор придал ему характерную черту отцовской любви и заботы. Он очень сильно любит свою сестру Асю, стараясь давать ей всё то, в чём бы она не нуждалась. Он действительно желает помогать ей во всех её начинаниях, давая ей возможность самой выбирать то, что ей делать и чем заниматься.

Характеристика Гагина в повести Ася Тургенева образ сочинение

В произведении Тургенева “Ася” представлено хоть и небольшое разнообразие действующих лиц, но в тоже время герои и образы прописаны таким образом, что становится понятно, насколько Тургенев был талантлив и работоспособен. В этом сочинении я рассмотрю образ Гагина.
Гагин – молодой человек, которому на момент повествования двадцать четыре года. Гагин является сводным братом Аси, который считает её самым дорогим человеком в своей жизни, соответственно он её оберегает от всего в этом мире, не давая ничему и никому её обижать, или не дай бог, причинить вред. Так он относится к своей сводной сестре Асе.

По характеру Гагин представляется в произведении как человек высоких моральных принципов, старающийся всегда следовать своим канонам хорошего поведения, с помощью которых и регулирует свою жизнь. Он как хороший человек старается всегда делать только хорошее, не меняя курс своего направления на что-то другое, давая самому себе выбирать, что ему делать, как ему делать, и когда ему делать. Данная самостоятельность выражается им в течение всего повествования произведения. Гагин весьма самостоятельный, не зависящий ни от кого другого, кроме своей сестры, человек, который держится весьма хороших и высоких целей и приоритетов, например, то же желание защищать и оберегать свою сестру говорит о нём как о человеке высоких моральных принципов.

Также в образе Гагина ясно проглядывается его тягота к защите своей хоть и сводной, но сестры Аси. Через данную тягу, мы видим, что автор придал ему характерную черту отцовской любви и заботы. Он очень сильно любит свою сестру Асю, стараясь давать ей всё то, в чём бы она не нуждалась. Он действительно желает помогать ей во всех её начинаниях, давая ей возможность самой выбирать то, что ей делать и чем заниматься.

Таким образом, становится ясно, что Гагин в произведении представляет нам образ заботливого брата, который желает для своей сестры всего самого лучшего, не позволяя никому её обижать или принижать. Он готов пойти ради неё на всё, так как считает, что он отвечает за неё, и что он не вправе подвести её. Тургенев сделал Гагина именно таким, чтобы подчеркнуть значимую важность семейных уз, которые всегда скрепляют и удерживают людей вместе. По моему мнению, именно это хотел передать Тургенев через образ Гагина в своём произведении “Ася”.

Вариант 2

Гагин является главным и важным героем повести. Автор не называет его имени, придавая его образу некоторую закрытость. В повести Гагин не боится раскрываться и откровенно рассказывает о себе малознакомому человеку. Все же в нем остается некая противоречивость.

Автор описывает его, как красивого человека с милым лицом и мягкими глазами. Гагин приветлив, улыбчив и радушен. Он охотно приглашает к себе в гости незнакомого человека. Возможно, потому, что он хотел с кем-нибудь разделить свое бремя - Асю. Его сестра, хотя он ее очень любит, остается для него весьма непонятной. Он пытается рационально объяснить ее поведение, но видно, что он затрудняется в правильности выбора своей позиции по отношению к ней. Поэтому он подключает «сообщника» - господина Н.Н. Это может говорить о некоторой неуверенности в себе, желанию поступать должным образом.

Гагин умен, но ленив. Ему не хватает энергии, чтобы что-то доделать до конца. Он мечтает стать художником, но постоянно ищет, почему у него ничего не получается в этом деле. Как правильно отмечает господин Н.Н., у Гагина русская душа - простая, правдивая, но вялая. В свои двадцать четыре года он производит впечатление человека более старшего возраста, немного уставшего от жизни. Поэтому у него и не получается дорисовывать свои картины: ему не хватает цепкости и силы воли. Однако почему у молодого человека этого нет? Возможно, воспитание младшей сестры отнимает много времени. А может быть потому, что он обеспечен и ему не нужно ни за что бороться.

Гагин кажется открытым и доверяет господину Н.Н. секрет их семьи. Тем не менее, назвать его однозначно простодушным нельзя. Когда с Асей случается истерика из-за любви к господину Н.Н., он выбирает избегающую позицию: внезапно уезжает и скрывается вместе с сестрой. Ему непросто переносить трудности. Гагин предпочитает избегать плохие события, чем поразмышлять над этим. В этом поведении присутствует незрелость. Он, конечно, взял на себя ответственность за сестру, но это больше похоже на исполнение долга. Сам он не готов принять ее. Поэтому он нуждается в поддержке другого человека. На первый взгляд может показаться, что, уезжая, Гагин оберегает сестру. Но, скорее, это похоже на то, что человек сам не готов столкнуться с какой-то неприятной ситуацией, поэтому уходит из нее. Тот же пример он показывает сестре: он не учит ее принятию, чтобы научиться справляться с трудными событиями. Он показывает, как убегать.

При всей своей приветливости и радушии Гагин кажется немного закрытым человеком. Он откровенно рассказывает о себе, но в этом чувствуется скорее вопрос: правильно ли я поступаю? Будто просит поддержки. Он бережно относится к близким и любит их, но ему трудно переносить ситуации, которые являются стрессовыми. Это подчеркивает его незрелость и замкнутость.

Цитаты из книги «Ася»

Я чувствовал себя счастливым. Но от чего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал. Я был счастлив.

Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю её…

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, — и то не день, а мгновение.

Лесть и трусость — самые дурные пороки.

Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом.

Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников…

. и уж тут свободно потекли молодые наши речи, то горячие, то задумчивые, то восторженные, но почти всегда неясные речи, в которых так охотно разливается русский человек.

По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось.

Привет тебе, скромный уголок германской земли, с твоим незатейливым довольством, с повсеместными следами прилежных рук, терпеливой, хотя неспешной работы… Привет тебе и мир!

Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!

Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде. Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня: ее душа мне нравилась.

Слезы закипали у меня на глазах, но то не были слезы беспредметного восторга. Что я чувствовал, было не то смутное, еще недавно испытанное ощущение всеобъемлющих желаний, когда душа ширится, звучит, когда ей кажется, что она все понимает и все любит… Нет! во мне зажглась жажда счастия. Я еще не смел назвать его по имени, – но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чем томился…

Ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!

Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека — переживает самого человека.

— Я сама не знаю иногда, что у меня в голове, — продолжала Ася с тем же задумчивым видом. — Я иногда самой себя боюсь, ей-богу. Ах, я хотела бы… Правда ли, что женщинам не следует читать много?

Вы находите мое поведение неприличным — казалось, говорило ее лицо, — все равно: я знаю, вы мной любуетесь.

Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя.

Признаться сказать, рана моего сердца не очень была глубока; но я почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству — чем молодость не тешится!

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят.

Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел.

Источник

Сочинение Гагин в повести Ася

Гагин является одним из главных персонажей повести « Ася». Первое знакомство с ним происходит на одним из праздников в небольшом немецком городе. Господин Н.Н., главный герой, симпатизирует Гагину. Он ему кается довольно дружелюбным и искреннем. Они сблизились, у них завязалась дружба.

Тургенев не дает много характеристику Гагину. Никто не знает его имени, зовут его только по фамилии. Возраст так же не указан, но проведя логическую цепочку, можно высчитать возраст юноши. Опекунство за Алей он взял, когда ему было 20 лет, а Але 13. Сейчас Але 17, а Гагину, значит, 24 года.

Когда Гагин представлял Господину Н.Н. Асю, он представил ее, как свою сестру. Господин имел огромной проницательностью, был весьма внимателен и понял, что их не связывает кровное родство. Однажды он стал свидетелем разговора между девушкой и Гагином, Ася уверяла парня, что любит только его. Это смутило Господина, ведь он неправильно все понял. Девушка любила парня по-своему, родственному. Ее чувства были к самому Господину Н.Н.

Гагин был сводным братом Аси, так как девушка была незаконной дочерью его отца. Юная Ася очень переживала из-за своего статуса в обществе. Гагину, в принципе, было на это все ровно, он заботился о ней, как о родной. Гагин осведомил Господину, что никак не может и не хочет ни в чем отказываться сводной сестре. Здесь читатель видит Гагина, как человека мягкого, доброго и покладистого. Он не умел говорить «нет».

Гагин обожал путешествовать и искусство, в частности, живопись. Ни одно путешествие не обходилось без Аси, они объездили множество городов. Именно эта страсть к чему-то новому и неизведанному сблизило двух юношей.

Гагин был офицером в отставке. Окончил юнкерскую школу, позже поступив в гвардейский полк. Его небольшой мечтой было стать известным художником. К сожалению, это не случилось. Всего его картины так и оставались незаконченными.

Гагин обладает так называемой « русской душой», мягкой и простой. Именно его лень, возможно, не дала ему добиться того, чего он хотел. Хотя для этого у него были все возможности и талант.

В целом, Гагин – это положительный герой, без которого повесть не была бы такой интересной и яркой.

Цитаты главных героев

«Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ЕЕ скала виднеется?» Ася

«Вы думаете, я только смеяться умею» Ася.

– говорит сама о себе Ася в беседах с рассказчиком.

«Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить – и навсегда». Ася.

— с жаром говорит о своих чувствах к господину Н.Н.

А когда он отвергает ее любовь, девушка говорит:

«Крылья у меня выросли – да лететь некуда.» Ася.

«Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!» Н.Н.

«Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула»Н.Н.

— Даже по прошествии двадцати лет Ася вспоминается ему прежней девочкой.

В произведении мало персонажей. Все почти монологи и диалоги произносятся только главными персонажами. Для повести это весьма необычно.

Несколько интересных сочинений

Главными героями произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», являются двое совершенно противоположных по человеческим качествам офицера Гринёв и Швабрин.

Хорошо или плохо иметь прозвище? Ответ на этот вопрос дать довольно непросто, поскольку каждый человек по-разному реагирует на тот «ярлык», который приклеивают ему окружающие люди

Шолохов написал очень много разных рассказов. И его достижением является описание открытой души простого казака. Именно здесь и раскрывается истинная человечность, красота, а также традиция классической литературы

Визитной карточкой Антона Павловича Чехова являются его юмористические рассказы, именно с маленьких его историй, где обычно рассказывается о печальной или забавной драме одного героя

И. С. Тургенев «Ася»: характеристика героев

Краткое содержание:

Ася – главная героиня повести И. С. Тургенева, младшая сестра Гагина, возлюбленная господина Н.Н., один из самых поэтичных женских образов в творчестве Тургенева. Ася была дочерью состоятельного дворянина и горничной. Рано лишившись матери, она осталась на попечении у отца. Вскоре и отец умер, тогда заботу о ней взял на себя ее старший брат по отцу – Гагин. По натуре Ася была очень застенчива, эксцентрична и самобытна. Ей было тяжело сходиться с людьми и отношения с окружающими часто не складываются. Но с Гагиным она постепенно подружилась и даже привязалась к нему.

Когда ей исполнилось 17 лет, брат решил отвезти ее за границу. Там они во время студенческой вечеринки познакомились с другим выходцем из России по имени Н.Н. Молодые сразу подружились и стали много времени проводить вместе. Н.Н. часто бывал у Гагиных в гостях и замечал, что Ася необычная. Она могла один день вести себя как шаловливый ребенок, на другой день становилась серьезной барышней, на третий день выглядела огорченной и так все время. Н.Н. даже стало казаться, что она какая-то неестественная. Но узнав ее получше, он понял, что на самом деле такое поведение было вызвано застенчивостью.

Ася не любила общаться с окружающими, так как они ей казались скучными, но к Н.Н. она постепенно привыкла, и он ей стал нравиться. Между ними незаметно рождается прекрасное чувство. Однако Ася, не желая обременять друга женитьбой, просит брата увезти ее. Неспособность Н.Н. сделать решительный шаг приводит к тому, что Гагины навсегда исчезают из его жизни. Он долго пытается их найти в других городах, но безрезультатно. А любовь к Асе главный герой так и пронес через всю жизнь.

Иван Сергеевич Тургенев. Ася

В книгу включены самые известные и любимые читателями произведения Ивана Тургенева о любви.
Смех без причины — лучший смех на свете — все это радостное кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперед — куда бы то ни было, лишь бы вперед.

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, — и то не день, а мгновение.

Помните, вы вчера говорили о крыльях. Крылья у меня выросли — да лететь некуда.

Я почувствовал какую-то сладость — именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили.

Прощайте, мы не увидимся более. Если бы вы мне сказали слово, одно только слово, я бы осталась.

Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке…

— Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос. — Да, хорошо. — также тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если б мы с вами были птицы как бы мы взвились, как бы полетели. — Но мы не птицы! — А крылья могут у нас вырасти, — возразил я. — Как так? — Поживете — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья. — А у вас были? — Как вам сказать. Кажется, до сих пор я еще не летал.

Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю её…

Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят.

Я чувствовал себя счастливым. Но от чего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал. Я был счастлив.

— Я сама не знаю иногда, что у меня в голове, — продолжала Ася с тем же задумчивым видом. — Я иногда самой себя боюсь, ей-богу. Ах, я хотела бы… Правда ли, что женщинам не следует читать много?

Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь.

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

– Вы честолюбивы, – заметил я, – вы хотите прожить не даром, след за собой оставить… – А разве это невозможно? «Невозможно», – чуть было не повторил я… Но я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил: – Попытайтесь.

Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал даже издали по их походке, покрою платья, а главное, по выраженью их лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось выражением осторожности и робости… Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал… «Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною», — казалось, говорил этот уторопленный взгляд… Проходило мгновенье — и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем.

Источник

Гагин

Гагин – один из основных персонажей повести И. С. Тургенева «Ася», старший брат Анны (Аси) и друг главного героя. Впервые Гагин встречается на «коммерше», то есть немецкой студенческой вечеринке. Он приехал в город на правом берегу Рейна, чтобы проводить больше времени с сестрой и заниматься любимым искусством. Здесь они познакомились с Н.Н., которому было на тот момент 25 лет. Молодые стали проводить много времени вместе. Гагин показывал свои неоконченные этюды новому другу, делился взглядами на жизнь и даже рассказал историю их с Асей семьи.

Ася была ему не родной, а сводной сестрой. После смерти матери Гагин уехал в Петербург на обучение. Тем временем у отца были отношения с горничной Татьяной, и на свет появилась Ася. Девочка рано осиротела, и отец Гагина взял ее к себе. Когда умер отец, заботы о девочке перешли к Гагину. Она была очень застенчивой и малообщительной, но с Гагиным они вскоре подружились.

По натуре Гагин – человек мягкий, добродушный и дружелюбный, этакая настоящая русская душа. Ему также свойственны прямодушие и честность. Однако Гагину не хватает в характере цепкости и силы воли. Его этюды посредственны и он сам это понимает. Тем самым он обрекает себя на вечное дилетантство в искусстве. Он часто не доводит свои работы до конца. И даже в отношении к увлечению Аси он выбирает путь наименьшего сопротивления, что приводит к несчастной развязке.

Знакомство с Гагиным и Ася

Первый раз мы видим Гагина на «коммерше» — это немецкая студенческая вечеринка. Автор описывает правый берег Рейна, куда Гагин приезжает и останавливается в городе, чтобы посвятить свободное время любимому искусству и побольше провести времени со своей сестрой. Здесь и произошло знакомство с Н. Н., молодым человеком 25 лет. Они сдружились, и по большей части вместе проводили досуг. Характеристика Гагина уже начинает раскрываться — он показывает Н. Н. часть своих неоконченных этюдов, размышляет о жизни, и в конце концов, даже делится семейной историей, упоминая о том, какую роль во всем этом сыграла Ася.

Надо сказать, что Ася на самом деле не родная сестра для Гагина, а сводная, и по сути, была незаконнорожденной, что вызывало в ней сильные переживания. Сначала она с осторожностью смотрела на Гагина, но после того как тот всем видом показал свое душевное отношение к ней, как к сестре, она его приняла. Здесь тоже прекрасно прослеживается характеристика Гагина в повести «Ася», ведь он стал опекать девочку, заботиться о ней и баловать, хотя сам был еще очень молод.

Гагин обладает весьма мягким нравом, никогда не требует ничего от окружающих и исполняет прихоти своей сестренки, не решаясь отказать ей в какой-то просьбе. У него два самых любимых дела в жизни — он обожает путешествовать и заниматься живописью. Он и Ася объездили немало городов, причем не только в России, и этот факт сблизил Гагина с главным персонажем повести, который также любил туризм.

Господин Н.Н.

Господин Н.Н. – главный герой произведения И. С. Тургенева «Ася», повествователь, друг Гагиных. Этот герой Тургенева относится к «новому» поколению людей, пришедших на смену «лишних». Именно он повествует историю знакомства, произошедшую много лет тому назад в городке на берегу Рейна. Ему тогда было всего двадцать пять лет, и он хотел повидать мир. Однажды на студенческой вечеринке Н.Н. познакомился с художником-любителем Гагиным и его сестрой Асей. Эта встреча изменила его жизнь.

Н.Н. стал частым гостем у Гагиных, рассказал о своей недавней несчастной любви. Взамен Гагин рассказал ему историю своей семьи и родства с Асей. Ася казалась Н.Н. очень странной и эксцентричной девушкой. Она каждый день менялась в поведении, отчего напоминала хамелеона. Поначалу это настораживало главного героя, но потом он понял, что это поведение обусловлено застенчивостью девушки. К тому же у Аси никого не было, кто мог бы ее наставлять и вести по жизни. Она рано лишилась матери, затем отца. В результате у нее остался лишь сводный брат, который был по натуре очень добрым человеком, но бесхарактерным.

Со временем Н.Н. влюбился в Асю, но из-за своей нерешительности так и не успел сделать ей предложение. Гагины спешно уехали, не оставив свои координаты. Н.Н. еще долго искал их в других городах, но все зря. После расставания с Асей, он надеялся встретить и полюбить другую девушку, но так и не смог. Ася осталась в его душе навсегда.

Цитаты автора

В повести присутствуют фразы, которые можно назвать не просто крылатыми, а поучительными и философскими мудростями:

«Полная независимость во всем! да разве легко ее вынести?» Автор.

«Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно.» Автор.

«Человек не растение и процветать ему долго нельзя.» Автор.

Автор выступает в роли рассказчика. Он дает характеристики всем персонажам.

Девушка выглядит в его устах не просто интересной, а очень интересной.

«Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась.» Автор.

«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая» Автор.

«Мне показалось постыдным не отвечать откровенностью на его честную откровенность.» Автор.

— Таковы слова его о Гагине.

Господин Н.Н. говорит сам о себе критически:

«Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом» Н.Н.

«Я не могу на ней жениться, она не узнает, что и я полюбил ее.» Н.Н.

— Пытается убежать от своих сомнений Н.

Это произведение можно было бы назвать «Повестью о потерянном счастье.»

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье». Автор.

— Эти слова автора полностью раскрывают все содержание и смысл повести. Отложив что-то на потом, мы рискуем потерять свое счастье. Его не смог приобрести главный герой повести, от имени которого ведется повествование.

Ася стала нарицательным символом «тургеневской девушки», а сам писатель считается мастером женских литературных образов.

Источник

Второстепенные герои

Отец Гагиных.

Был хороший человек, но в жизни ему не везло. Первая жена умерла рано, Гагину было всего 6 месяцев. Он уехал в деревню, где прожил двенадцать лет, никуда не выезжая. Через несколько лет после смерти жены сошёлся со служанкой Татьяной, от которой у него родилась Ася. Когда Асе было 9 лет, Татьяна умерла. Сам отец умер от тяжёлой болезни, когда Асе было 13 лет.

Татьяна.

Мать Аси, гордая и строгая служанка матери Гагина. Сошлась с отцом Гагина и родила ему девочку Асю. Отец звал её замуж, но она отказалась. Жила отдельно от него вместе с дочкой. Умерла, когда Асе было 9 лет.

Дядя Гагина.

Родной брат отца Гагина, который забрал его из деревни. Дядя увёз его в Петербург, где жил сам и был там довольно значительным.

Яков

. Камердинер отца Гагина. Именно ему было поручено рассказать всю историю Аси Гагину.

Фрау Луизе.

Старушка-немка, с которой подружилась Ася и она её также любила. Вдова бывшего местного бургомистра. Именно у неё назначила свидание Ася Н.Н., чтобы проститься. И именно она отдала прощальную записку Аси господину Н.

Хозяйка Гагиных.

Эпизодический персонаж, хозяйка дома, где жили Гагины.

Мальчик.

Приносил записки от Аси для Н.Н., в которых она назначала ему встречи.

Ганхен

. Молодая девушка, служанка в кафе, у которой жених только что ушёл в солдаты. В конце книги Господин Н. увидел её на берегу Рейна с другим молодым человеком.

Служанка.

Прибиралась в доме, откуда только что уехали Гагины. Вручила письмо от Гагина господину Н.

Источник

Портрет гагина из рассказа ася

Гагин – один из основных персонажей повести Ивана Тургенева «Ася»

. Читатель впервые знакомится с ним на празднике в одном немецком городке. Главному герою господину Н.Н. Гагин кажется милым и дружелюбным. Между ними завязываются товарищеские отношения.

Герой назван в повести только по фамилии, имени не указано. Возраст тоже точно не известен. Однако главный герой узнает, что Гагин стал опекуном тринадцатилетней Аси, когда ему было 20. На момент событий девушке 17 лет, а значит Гагину – 24 года.

Представляя господину Н.Н. Асю, Гагин говорит, что она его сестра. Однако наблюдая за их поведением, главный герой начинает сомневаться в их родстве. Однажды он услышал, как Ася

уверяла Гагина, что никого не полюбит кроме него. Господин Н.Н. неправильно понял эту ситуацию. Ася любила Гагина действительно как брата. А ее эмоциональный всплеск был вызван чувствами к самому господину Н.Н.

Гагин приходился Асе братом, но сводным. Она была незаконнорожденной дочерью его отца. Девушка сильно переживала из-за своего положения в обществе. К Гагину она относилась вначале насторожено. Но юноша принял ее как сестру и стал заботиться. Он опекал ее и очень баловал. Гагин говорил новому другу о том, что ни в чем не может отказать своей своенравной сестренке. Характер герой имел очень мягкий и не умел чего-то требовать от других людей, тем более от своей младшей сестры.

Старший брат главной героини имел две страсти: путешествия и живопись. Вместе с Асей они побывали во многих городах заграницей. Любовь к странствиям сблизила их с главным героем, который тоже увлекался туризмом.

Гагин был отставным офицером. Окончив юнкерскую школу, он поступил на службу в гвардейский полк. После отставки герой хотел стать известным художником, но оставался дилетантом. Возможно, ему не хватало силы характера или таланта. Все его картины оставались не законченными. В них было много удивительных красок жизни, но из-за незавершенности они выглядели неряшливо.

Гагин образ и характеристика

Гагин — одни из главных героев повести И. С. Тургенева «Ася».

Это молодой человек (24 года), путешествующий за границей вместе со своей младшей сестрой Асей.

Гагин служил в гвардейском полку, но был вынужден взять отставку. Он пробует заниматься живописью, но, судя по всему, не добьется успеха на этом поприще.

Внешний вид. Гагин обладает очень привлекательной внешностью: «милое, ласковое» лицо «с большими мягкими глазами и… курчавыми волосами». Молодой человек всем своим видом излучает доброту и счастье.

Господин Н уже во время первой встречи относит лицо Гагина к такому типу, на который очень приятно смотреть («точно они греют вас или гладят»).

История Гагина. Гагин еще в младенчестве лишился матери и жил вдвоем с отцом в деревне. В возрасте двенадцати лет дядя забрал его в Петербург и определил в юнкерскую школу. По окончании школы Гагин начал службу в гвардейском полку. Каждый год Гагин неизменно навещал отца в деревне.

В один из приездов он обратил внимание на маленькую девочку, живущую в отцовском доме. Отец объяснил сыну, что взял сироту из жалости. После начала военной службы у Гагина не осталось времени для поездок к отцу. Они ограничивались ежемесячной перепиской.

Решительным поворотом судьбы становится письмо приказчика, извещающее Гагина о том, что отец находится при смерти. Гагин успел застать отца в живых и узнал от него тайну «сироты». После смерти жены помещик полюбил ее бывшую горничную Татьяну. В результате этой связи родилась Ася.

Татьяны уже тоже не было в живых, поэтому заботы о воспитании девочки полностью легли на плечи Гагина. Молодой человек забрал Асю в Петербург и определил ее в пансион. Когда сестре исполнилось семнадцать лет, Гагин решил провести с ней некоторое время за границей. Там они и знакомятся с рассказчиком.

«Прямая русская душа». Чувство расположения, которое вызвал Гагин у господина Н., еще больше усиливается при более близком знакомстве. Рассказчик отмечает его прямоту, искренность, незаурядный ум, но при этом некоторую вялость. Гагин не способен на тяжелый, упорный труд, поэтому ему не удастся стать хорошим художником.

До смерти отца жизнь Гагина неспешно шла по четкой и прямой колее. Военная служба позволяла ему без опасений смотреть в будущее. Неожиданное появление сестры нарушило все планы. Гагин поступил очень благородно, взяв на себя заботу о воспитании «дикой» девушки. Гагин относится к сестре с большой любовью и всеми силами пытается «исправить» ее необузданный характер.

Гагин скептически смотрит на отношения Аси с господином Н («ведь вы не женитесь на ней?»). Он понимает, насколько опасной для сестры может стать любовная игра («С огнем шутить нельзя»). Гагин поступает совершенно правильно, поспешно уезжая вместе с Асей от господина Н.

Образ и характеристика Гагина в повести Ася Тургенева сочинение

В произведении Тургенева “Ася” представлено хоть и небольшое разнообразие действующих лиц, но в тоже время герои и образы прописаны таким образом, что становится понятно, насколько Тургенев был талантлив и работоспособен. В этом сочинении я рассмотрю образ Гагина.

Гагин – молодой человек, которому на момент повествования двадцать четыре года. Гагин является сводным братом Аси, который считает её самым дорогим человеком в своей жизни, соответственно он её оберегает от всего в этом мире, не давая ничему и никому её обижать, или не дай бог, причинить вред. Так он относится к своей сводной сестре Асе.

По характеру Гагин представляется в произведении как человек высоких моральных принципов, старающийся всегда следовать своим канонам хорошего поведения, с помощью которых и регулирует свою жизнь. Он как хороший человек старается всегда делать только хорошее, не меняя курс своего направления на что-то другое, давая самому себе выбирать, что ему делать, как ему делать, и когда ему делать. Данная самостоятельность выражается им в течение всего повествования произведения. Гагин весьма самостоятельный, не зависящий ни от кого другого, кроме своей сестры, человек, который держится весьма хороших и высоких целей и приоритетов, например, то же желание защищать и оберегать свою сестру говорит о нём как о человеке высоких моральных принципов.

Также в образе Гагина ясно проглядывается его тягота к защите своей хоть и сводной, но сестры Аси. Через данную тягу, мы видим, что автор придал ему характерную черту отцовской любви и заботы. Он очень сильно любит свою сестру Асю, стараясь давать ей всё то, в чём бы она не нуждалась. Он действительно желает помогать ей во всех её начинаниях, давая ей возможность самой выбирать то, что ей делать и чем заниматься.

Таким образом, становится ясно, что Гагин в произведении представляет нам образ заботливого брата, который желает для своей сестры всего самого лучшего, не позволяя никому её обижать или принижать. Он готов пойти ради неё на всё, так как считает, что он отвечает за неё, и что он не вправе подвести её. Тургенев сделал Гагина именно таким, чтобы подчеркнуть значимую важность семейных уз, которые всегда скрепляют и удерживают людей вместе. По моему мнению, именно это хотел передать Тургенев через образ Гагина в своём произведении “Ася”.

Сочинение про Гагина

Друг главного героя и брат Аси Гагин — отставной офицер, имеющий огромное состояние. Он окончил юнкерскую школу в Петербурге, после чего служил в гвардейском полку. Однако у Гагина, вопреки всему, появилось желание заниматься написанием картин, которые, к сожалению, не дали ему желаемой славы и известности. Быть может, в силу его некоторой нерешительности и достаточно теплого и спокойного характера, ему не удалось достичь успехов в данной сфере. Возможно, причиной этого послужила некая неряшливость его работ несмотря на то, что все его картины были яркие, красочные и хорошо продуманы. Одной из его проблем являлась лень и нетерпеливость. Он не умел и не хотел упорно работать и трудиться. Несмотря на некоторые его весьма отрицательные качества, он был честен и благоразумен, что привлекало окружающих его людей и располагало их к нему.

Ася была рождена в браке отца Гагина с его горничной Татьяной. Но несмотря на это, Гагин безмерно любил свою сводную сестру. В следствие чего, после смерти отца, будучи в двадцатилетнем возрасте, он стал о ней заботиться. Она была слишком застенчива и неразговорчива, но вскоре они подружились и нашли общий язык. Он привык потакать ей практически во всем, относился к ней в какой-то мере снисходительно и лояльно, тем самым достаточно избаловав ее.

По мнению автора, некоторые аспекты жизненных позиций и психологии героев произведения создают структуру духовного портрета настоящего русского человека и дают характеристику нравственному состоянию современного общества, в частности дворянства.

Что касается взаимоотношений Гагина и господина Н. — они были достаточно близки. Главному герою явно понравился его новый знакомый, ему было приятно вести беседы с Гагиным. Они проводили немало времени вместе. Он был довольно приятный во всех отношениях человек и располагал к себе людей. К тому же этот персонаж обладал массой положительных качеств: он весел, добродушен, улыбчив и жизнерадостен.

Гагин был весьма уравновешенным, сдержанным и спокойным человеком. Например, было в некоторой мере удивительно проявление его лояльности к откровенному разговору Аси и Н. Н. несмотря на то, что в его силах было повлиять на исход и без того неприятных событий. Он выступил наблюдателем без каких-либо проявлений действий. Так же, как и в заключении произведения Гагин уезжает вместе с Асей, не воздействовав на судьбу своей горячо любимой сестры.

Образ и характеристика Аси в повести “Ася”: описание внешности и характера

Ася и господин Н. на свидании. Иллюстрация к повести “Ася”. Художник К. А. Клементьева

Ася является главной героиней одноименной повести “Ася” Тургенева.

Образ и характеристика Аси в повести “Ася”: описание внешности и характера

О внешности Аси известно следующее:

“. девушку невысокого роста, в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица. ” “. Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. ” “. мы увидали темную головку Аси. ” “. кудри ей на глаза упали..” “. Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе. ” “. опустила свои длинные ресницы. ” “. ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение. ” “. Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я. ” “. пожал ее холодные пальчики. ” “. ее маленькая горячая ручка крепко стиснула мою. ” “. Ася подняла голову и встряхнула кудрями. ” “. долго мерещились мне темные, неподвижные, почти закрытые глаза на бледном, но оживленном лице, резво обвеянном кудрями. ” “. эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу. ” “. воспоминания об этом бледном лице, об этих влажных и робких глазах, о развитых волосах на наклоненной шее. ” “. как ее милое лицо расцвело бы радостью. ” “. худенькую черноглазую девочку лет десяти – Асю. ” (Ася в детстве)

“. я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил. ” “. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен. ” “. полудерзко, полувесело щурились темные глаза. ” “. худенькую черноглазую девочку. “

Одежда Аси:

“. Закутанная в длинную шаль, она сидела на стуле возле окна..” “. продолжала она, разглаживая полы своего платья и укладывая их себе на ноги. ” “. надевая шляпу, спросила Гагина. ” “. появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чoпopно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль – роль приличной и благовоспитанной барышни. ” (Ася в “кокетливой” одежде) “. Ася показалась мне совершенно русской девушкой, да, простою девушкой, чуть не горничной. На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши. ” (Ася в простой одежде)

Вариант 3

Тургенев как автор известен как весьма выдающийся деятель своего направления, который благодаря врождённому литературному таланту писал замечательные произведения, наполненные живыми героями, прекрасными пейзажами, множеством красок, и, конечно же, интересным сюжетом. Тургенев старался передать внутреннее состояния своей души, раскрывая тем самым свой характер. Конечно, это получалось у него далеко не всегда, однако в произведении “Ася” это получилось у него как нельзя лучше.

Произведение повествует нам о простой любовной истории нескольких молодых людей, которая благодаря хитросплетениям судьбы оказываются сначала вместе, а затем далеко врознь друг от друга, что подчёркивает автор, создавая образы персонажей до, и после расставания. Одним из ярчайших образов является Гагин, брат Аси.

Гагин – это человек чести, человек который всегда готов прийти на помощь нуждающемуся, он всегда старается помочь всем и вся, что характеризует его как человека весьма высокого нравственного порядка, и это создаёт сам образ персонажа. Из каких либо увлечений у Гагина это рисования, искусство, и, конечно же, его сестра Ася. Он очень привязан к сестре, и готов пойти ради неё на любые жертвы, ведь Ася, это самое дорогое, что есть у Гагина, и что он бережёт всеми своими силами. Также у Гагина есть плохие черты, например он, довольно нетерпеливый человек, что отражается практически на всех аспектах его жизни, но больше всего на искусстве и рисовании. Хоть Гагин и имеет талант и предрасположенность к живописи и рисованию, он всё – таки так и не закончил ни одной достойной картины, так как ему попросту не хватило терпения на занятия кропотливым трудом художника, и именно поэтому Гагин так и не добился успеха.

Также автор акцентирует внимание на Гагине и его чрезмерной привязанности к сестре. Гагин как бы и сам не против следить за своей сестрой, однако он понимает, что излишняя привязанность к родне губит его, заставляя забывать о самом себе и своей личности, соответственно от чего он забывает о собственном благополучии, отдавая все силы сестре. Из в борьбе с этим внутренним конфликтом Гагин и проводит всё произведение, однако даже не подовая никаких признаков этого, что и делает Гагина человеком высокой моральной конституции. Поэтому Гагин и является одним из наиболее светлых и притягательных образов в произведении Тургенева “Ася”.

Образ Аси. Характеристика Аси и Гагина

Анализ повести И.С. Тургенева «Ася»

Знакомство с героиней. Предыстория Аси. Картина праздника дана не только потому, что «не всякий знает, что такое коммерш». Для характеристики юного героя важно подчеркнуть внутреннее родство с молодыми людьми другой страны, общую праздничную беззаботность. Зрелище чужого пира его «трогало и поджигало». В какой-то миг Н. испытывает желание присоединиться: «Уж не пойти ли мне к ним?» Символично, что в этот момент колебаний герой вдруг услышал русскую речь. Он предпочел познакомиться с русскими – молодым человеком и девушкой. Быстрота завязавшейся дружбы объясняется радостью встречи с соотечественниками. Она возросла от сознания взаимной симпатии. Юноша сразу ощутил, что имеет дело не с пресыщенными туристами, а подобными ему внимательными странствователями. То же, очевидно, почувствовали новые друзья, пригласив его отужинать в домик на холме.

Созвучность природному миру соседствует в Асе с ее благожелательным любопытством к людям. В первый же вечер Н. столкнулся с проявлением ее чуткости. Пока он спускался, неторопливо беседуя с Гагиным, девушка стремительно «пробежала мимо», чтобы договориться с перевозчиком и нанять для нового знакомого лодку. Доброта и участие Аси очаровали старую чопорную немку, вдову бургомистра фрау Луизе.

Гагин, «владея порядочным состоянием», уехал с сестрою за границу, чтобы серьезно заняться живописью. В его одежде заметно стремление подражать бедным и независимым европейским художникам. Отправляясь рисовать, он «надел круглую шляпу a la Van Duck, блузу…». Любопытный психологический штрих: увлеченный художник пуще всего «просил позаботиться о том, чтобы суп был не слишком жидок» к его возвращению. Избрав для картины «старый дуплистый дуб», Гагин и его новый друг «довольно умно и тонко рассуждали, о том, как именно должно работать, чего следует избегать и какое собственно значение художника в наш век». Этим завершилось творческое утро: «Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, вернулись мы домой». После такого эпизода читателя не удивляет, что хотя «в его (Гагина) этюдах было много жизни и правды, что свободное и широкое; но ни один из них не был окончен». Гагин сам в минуту просветления горько сетует на обломовскую «проклятую распущенность». Он сознает, что настоящим художником сможет стать, «коли хватит терпенья». История художнических попыток Гагина и размышления о причинах их крушения близки злоключениям Райского в «Обрыве». «Без горького, постоянного труда не бывает художников… нет! трудиться ты не будешь, сжаться ты не сумеешь», – к такому убеждению пришел Н. в первый же день знакомства с Гагиным. Схожие мысли высказывал в гончаровском романе художник Кирилов.

Наблюдательный Н. видит различие между Гагиным и Асей. После первых встреч приходит к выводу: «А все-таки она ему не сестра». Это подозрение укрепляется вследствие одного подслушанного разговора. Взволнованная Ася сквозь слезы уверяет Гагина в любви, точно боится, что он лишит ее своей привязанности: «Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет…» Озадаченный, Н. вообразил себе Асю возлюбленной Гагина. Очевидно, что-то мешало их браку, и влюбленные скрылись из России, чтобы избежать сплетен. При этом «открытии» все существо героя как бы раздваивается. Отчасти господин Н. продолжает считать себя простым знакомым Гагина. В качестве такового он приходит в восторг от собственной житейской опытности и наблюдательности «Я улыбался, я потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки (я ни на одно мгновение не усомнился в их справедливости)…» Другая же часть души страдает.

К счастью, заблуждение его продолжалось недолго. Искренний прямодушный Гагин предпочел поговорить напрямик и открыть семейную тайну. По возвращении Н., в городке, на глазах грустной мадонны, происходит печальный разговор о прошлом Аси. Беседа, из которой мы узнаем, сколь много трудностей ждет ее еще впереди. Ася оказывается дочерью барина и крестьянки. Частая в тогдашнем обществе ситуация. Тургенев обращался к ней в своем романе «Дворянское гнездо», главный герой которого, Федор Лаврецкий, был сыном барина Ивана Петровича и кроткой дворовой девушки Малаши. В последнем своем романе писатель вернется к этой теме, поведав, что главный герой с символической фамилией «Нежданов» был сыном вельможи и гувернантки («Новь»). С одной стороны, дети такой любви (а это, как правило, была настоящая драматическая страсть) неизбежно наследовали качества обоих родителей. В них сливались лучшие черты двух сословий, дворянского и крестьянского. С другой стороны, ханжеское общество отвергало этих детей, заставляя ощущать свое ложное положение.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: