Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне Горького

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Идейно-художественное своеобразие пьесы На дне

Пьеса М. Горького «На дне» известна и актуальна и по сей день. Автор смог создать оригинальный мир низшего слоя общества. Он честно описал представителей этого класса, но при этом у читателя не возникает неприязни или отвращения. А многообразие характеров позволяет лучше понять этих людей.

Своеобразие пьесы в том, что представители низшего слоя рассуждают о высокодуховных и серьезных вещах. Они одеты в лохмотья, питаются как попало и злоупотребляют алкоголем, но вопросы жизни и бытия волнуют их не меньше, чем богатых и образованных представителей интеллигенции.

Да, воры и алкоголики не могут процитировать великих философов или проанализировать политическую ситуацию в стране. Но их мнение и мысли не становятся от этого менее ценными и интересными. Своим взглядом на мир, нравственные и духовные проблемы они делятся друг с другом. Читатель понимает, что ничто человеческое не чуждо представителям всех социальных слоев. Нередко и богатых, и бедных волнуют одни и те же вопросы.

Жители ночлежки задаются вопросами о добре и зле, жизни и смерти, а также свободе, совести, чести и счастье. Но основной темой разговоров становится проблема человека. Герои спрашивают себя и друг друга, что есть человек, какова его цель на Земле, в чем смысл жизни? Эти глубокие вопросы кажутся совсем неподходящими и не соответствующими окружающей действительности, в которой живут действующие лица. Но их эти темы волнуют не меньше, чем вопросы «что поесть?» или «где найти выпивку?».

В беседах о высоком раскрываются не только мысли персонажей, но и их характеры. Бубнова читатели видят мрачным скептиком, Сатин считает, что главное — это правда, и уверен в величии человека, Лука утешает и поддерживает героев. Каждый из них — не просто человек, а носитель определенной системы ценностей и взглядов, сформированных на протяжении непростой жизни.

Интересно, что до Горького изображение «маленьких людей» в литературе было почти одинаковым. Их считали слабыми, жалкими, требующими сочувствия и сострадания. Они не способны были самостоятельно добиться своих целей или защитить собственные убеждения. Но герои пьесы «На дне» не такие. Да, они находятся в самом низу социальной лестницы, но им не нужна жалость или помощь. Они знают себе цену.

Горький необычно и по-новому изобразил жизнь низов общества. Он заставил читателей по-другому взглянуть на людей, живущих в ночлежках. Несмотря на их внешний вид или жизненные привычки, в них остается немало человечности и ума.

Главные герои

Костылев
Михаил
, 54-х лет, хозяин ночлежного дома.

Василиса

– супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.

Наташа

– сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.

Лука

– странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.

Васька Пепел

– вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.

Клещ Андрей Митрич

– «рабочий человек» , слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.

Бубнов

– картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.

Барон

– бывший аристократ 33-х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом» .

Сатин

– постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.

Актер

– пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.

Акт 1

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: