Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня»

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Дидро — Монахиня

Роман составлен наподобие писем Марии-Сюзанны Симонен, которая занимает главную роль в романе, они были написаны гражданину де Круамару, Сюзанна умоляет его помочь. В связи с этим Мария повествует маркизу о свалившихся на нее бедах.

Сюзанна росла в семье юриста, у каковой никогда не было проблем с деньгами. Тем не менее девушка нелюбимый и нежеланный ребенок в семье, однако девушка преобладает как внешне, так и внутренне над своими сестрами. Барышня предчувствует, что является неродным ребенком юриста Симонена. Мать девушки, заставляет её идти в аббатство, так как семья обнищала, и преданного для Марии нет. Девушка не желает принимать монашество.

Сюзанна подвергается пыткам и унижению, и ее закрывают в комнате при монастыре. Однако барышня принимает решение протестовать в день монашества. Девушка умоляет о помощи своих товарищей, и, давая ответ на вопросы пастыря, отрекается давать клятву. Спустя некоторое время Марию увозят в отчий дом, но отец с матерью не желают с ней объясняться.

С позволения матушки Марии открывают тайну, Мария незаконнорожденная дочь гражданина Симонена. Матушка повествует дочери, что предала своего мужа и отныне желает, чтобы Сюзанна уходила в аббатство и не ссорила членов семьи между собой. Мать не в силах свободно объясниться со своим супругом, чтобы при соблюдении всех формальностей не отобрать у дочери все наследство.

После данного откровения со стороны матери, Мария решила быть монахиней. При храме Сюзанна отыскивает успокоение. Мария заделывается воспитанницей. Но думы о дне монашества мучают ее постоянно. И когда реализовывалась церемония монашества, девушка была весь день разочарована. Игуменья не смогла отыскать подходящих фраз, чтобы успокоить Марию, как раньше.

В это же время умирает отец девушки, а затем ее мать. Накануне смерти матушка передает записку и сбережения. В ней мать наказывала Сюзанне, чтобы та избавила ее от грехов благими поступками. На место игуменьи приходит Христина. Это мелочная и необразованная дама. Христина подчиняет себе монахинь, и заставляет их участвовать в новых обрядах. Сюзанна не подчиняется новой монахине, и та намеревается предпринять все меры, чтобы жизнь девушки превратилась в ад. Христина разными методами пробует свести Марию до самоубиения. К счастью Сюзанна уловила ее намерения, и не собиралась покончить жизнь самоубийством. Мария желает отказаться от клятвы и сначала получает кипу листов, дабы написать письма для кого-то из мирян. Сюзанна просит бумагу по причине, что желает записать покаяние, однако игуменья заподозрила, что листы Сюзанна взяла совсем для другого.

На молитве девушка отдает письма сестре Урсуле, та прекрасно ладит барышней. Затем Сюзанну обыскивают и сажают в подземелье на несколько суток. После Мария передает письма адвокату. За ее дело берется юрист Манури. Он проигрывает судебное заседание. Сюзанну принуждают к бичеванию, истязаниям, так как хотела отказаться от клятвы. Девушка захворала. Но быстро поправилась, так как за ней все время ухаживала Урсула.

Благодаря юристу, девушку перевели в новый храм.Игуменья в новом монастыре, очень нежно обращается с девушкой. По сути, игуменья влюбилась в Марию. Настоятельница преследует воспитанницу и старается создать любовные отношения. Спустя какой-то период игуменья уходит в иной мир, а Марию нарекают ведьмой.

Духовник, который придерживается позиции Марии, внушает ей убежать вдвоем. На пути к Парижу он посягает на целомудрие Марии. В Париже Сюзанна работает служанкой у прачки. Ей приходится тяжело, но благо хозяева попались хорошие. Монаха, который похитил ее, пожизненно посадили в тюрьму. Её везде разыскивает полиция, и она прибывает в каждодневном страхе. Сюзанна умоляет гражданина де Круамара о помощи; упрашивает подыскать место горничной где ее никто не узнает, в глуши у хороших людей.

Данная повесть учит читателя тому, если весь мир против тебя, и даже собственная мать винит тебя за свои грехи, это не повод отчаиваться и принимать скоропалительные решения. Мир не без добрых людей, и найдутся те, кто искренне хотят тебе счастья и помогут в трудную минуту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

  • История лейтенанта Ергунова — краткое содержание повести Тургенева
    Главный герой рассказа, Кузьма Васильевич Ергунов. Он лейтенант, в его ведомстве находятся морские постройки в Николаеве. Для различных нужд, начальство регулярно выдает ему большую денежную сумму.
  • Мальчик на вершине горы — краткое содержание романа Бойна
    В одной из парижских семей живет счастливый мальчик Пьеро. Его окружают заботой и любовью отец и мать, есть добрые друзья и верный пес. Лучший друг Пьеро – глухой мальчик Аншель с еврейскими корнями.
  • Мизантроп — краткое содержание комедии Мольера
    Альцест объясняет Филинту, что он ненавидит человечество, потому что в мире много лицемерия, обмана и лживой лести. Поэтому он не может найти человека, который будет открыто говорить правду
  • Чернильное сердце — краткое содержание книги Функе
    Интереснейшее произведение, способное задеть каждого, у кого есть сердце, называется «Чернильное сердце». Оно написано немецкой писательницей Корнелией Функе. Краткое содержание данного шедевра русской литературы представлено в данной статье.

Монахиня

Повесть написана в форме записок героини, обращённых к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.

Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестёр красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней. Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остаётся, кроме как принять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.

Продолжение после рекламы:

После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передаёт для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сюзанне удаётся во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поёт в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей. Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до неё нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удаётся защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.

Продолжение после рекламы:

Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздаётся стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Весёлым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за неё молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своём отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит своё положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живёт в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаётся поступить в услужение к прачке. Работа тяжёлая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живёт в постоянной тревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.

Особенности жанра. Сюжет

Личная судьба героини писателем изображена с позиций мыслителя-просветителя. Дидро показывает несоответствие судьбы личности гуманистической морали и идеалам разума. Дидро пришел к выводу, что в абсолютистской Франции просветительский идеал свободы неосуществим. Главной героине удалось вырваться из монастыря, одна вне его она нашла только свободу быть бесправной.

Произведение имеет антиклерикальное и антирелигиозное направление. В то время такое произведение опубликовать было невозможно, поэтому с романом Дидро знакомились лишь самые близкие друзья писателя.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 460 руб Реферат Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 260 руб Контрольная работа Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 210 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сюжет романа несложен. В произведении повествуется о приключениях молодой девушки, которую родители насильно заточили в монастырь. Сюзанна становится там жертвой развратных монахинь. Девушка убегает из монастыря, надеясь начать новую жизнь. Главным в романе является его острая публицистическая направленность. Писатель с большим реализмом показывает, как в душе покорной и тихой девушки появляются зачатки сомнения, переходящие в скором времени в чувство гнева и протеста. Этот протест перерастает в открытый бунт против насилия над стремлением к жизни, против религиозного обмана, монастырского лицемерия, тирании, суеверия, надругательства над правом женщины на самостоятельную, свободную, счастливую жизнь.

Жанр романа в просветительской литературе приобретает свои настоящие черты и становится эпосом частной жизни. Авторы в нем изображают нравы и быт людей демократического сословия. Новизна реалистического романа характерна произведению Дидро. Писатель изображает частную и современную жизнь с особой правдивостью ситуаций и деталей. В «Монахине» Дидро в некоторой степени явился учеником основоположника английского романа Ричардсона. Но по существу Дидро далек от его сентиментализма, так как заключенный в романе Дидро дух протеста выходит за рамки романа мещанских добродетелей и семейного романа.

Роман «Монахиня» написан в форме исповеди, в виде дневника героини. Но повествование от первого лица придает произведению не только исповедальный характер, но и публицистический.

Идея, тематика, проблематика романа «Монахиня»

Замечание 2

Идея романа «Монахиня» – разоблачение религиозного фанатизма и утверждение общественных прав женщины.

В своем произведении Д. Дидро обращается к ключевому вопросу просветительской эпохи – к вопросу о человеке. При этом, в отличие от многих мыслителей того времени, Дидро переводит этот вопрос из сферы отвлеченных абстракций в более конкретную жизненную плоскость. Эта установка обращает писателя к наследию Ричардсона. Английский романист стал первым писателем 18 века, изобразившим в своих произведениях обычного человека в обыденной жизни. Дидро, как и Ричардсон, изображает обычного человека. Однако его, в отличие от английского писателя, интересует в герое не индивидуальное, личное, а его гражданские качества, то, что делает героя членом общества. Дидро через призму отдельной частной жизни стремиться показать законы общества. На примере отдельной человеческой жизни писатель проверяет состоятельность общественной системы. Поэтому роман «Монахиня» является одним из наиболее революционных произведений во французской просветительской литературе.

Произведение «Монахиня» многопланово. Основные проблемы романа:

  • Проблема общества и семьи;
  • Резкая критика монастырских порядков;
  • Проблема места и назначения человека;
  • Проблема свободы;
  • Отношение к природе.

История создания романа

Д. Дидро написал роман «Монахиня» в 1760 году, но широкой публике произведение стало доступным лишь спустя 12 лет после смерти писателя.

Значительный интерес представляет история возникновения замысла романа. Конец 1750-х голов во Франции ознаменовался сенсационными разоблачениями тайн, скрывающихся за монастырскими стенами. Монастырский быт стал темой оживленного общественного обсуждения. Не остался в стороне от этой темы и Д. Дидро. Писатель вместе с друзьями стал распространять письма будто бы написанные монахиней из Лоншанского монастыря, в которых разоблачались нравы, царившие в монастырях. Последнее письмо было написано в мае 1760 года. В сентябре 1760 года Д. Дидро в переписке упоминает о работе над новым произведением.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Лоншанский монастырь отличался особой суровостью нравов.

Прототипом главной героини романа Сюзанны Симонен стала монахиня Маргарита Деламар. Ее судебное дело о снятии с нее монашеского обета в то время получило широкую огласку, а иск был отвергнут судом.

История «монахини поневоле», привычная в те времена, под пером Д. Дидро стала художественным обобщением судьбы человека в феодально-абсолютистском обществе, находящемся под властью католицизма.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: