Полное имя: | Дуранте дельи Алигьери |
Год рождения: | ?1265 |
Место рождения: | Флоренция, Италия |
Деятельность: | Поэт, богослов, мыслитель |
Дата смерти: | 14 сентября 1321 г. (?56 лет) |
Лингвист, политик, философ и поэт Данте Алигьери - одна из самых колоритных и выразительных фигур переломного момента истории Италии. Первый поэт нового времени олицетворяет человека Возрождения с реалистическим восприятием мира.
Ранние годы жизни
Дата рождения Данте Алигьери достоверно неизвестна, но по косвенным указаниям в «Божественной комедии» и других сочинениях, это произошло в мае-июне 1265 года. Обряд крещения мальчика именем Дуранте состоялся 26 марта 1266 года.
По семейной легенде, предки поэта принадлежали к древнеримскому роду Эллизиев, основателей Флоренции. В то же время, документально подтверждено, что старшим в роде был участник крестового похода 1147-1149 годов рыцарь Каччагвида.
Отец поэта, Алигьеро ди Белинчионе, принадлежал к альянсу гвельфов, но не участвовал в бурной политической жизни Флорентийской республики. Первой его супругой была Бела Абати, мать Данте Алигьери. Она умерла, когда мальчику было десять лет.
Вскоре после смерти первой жены в 1275 году, Алигьеро заключил новый брак с Лапе де Кьяриссимо Чиалуффи. В этом семейном союзе родились сводные брат и сестра Данте Алигьери Франческо и Гаэтана.
Об образовании и воспитании Данте Алигьери сохранилось немного фактов. Известно, что он много занимался дома и учился в школе при одном из монастырей родного города. Данте интересовался поэтами сицилианской школы, поэзией трубадуров, произведениями античных авторов, в том числе, Цицерона, Овидия, Вергилия.
В сфере его интересов входила религиозная философия. Данте штудировал сочинения Буэновентуры, Фомы Аквинского, участвовал в религиозных диспутах между доминиканцами и францисканцами. Большое влияние на поэта оказал философ и учёный Брунетто Латини.
Данте Алигьери, приписываемый Джотто, в часовне дворца Барджелло во Флоренции
Данте Алигьери (Dante Alighieri)
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265–1321) поэт, литературовед, богослов и политический деятель эпохи Возрождения. Но в историю мировой литературы он вошёл как автор монументального эпического труда — «La divina commedia» («Божественная комедия»), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.
Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери.
Родители смогли оплатить обучение Данте в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.
Представление о юности поэта даёт его автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290.
Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и чёрными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов.
В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров — эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста.
Осенью того же года Данте вошёл в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорён к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. Джемма Донати, женщина на которой Данте женился по политическим причинам уже после смерти Беатриче, осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния.
В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом к правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору.
Вероятно, в это же время он написал трактат «О монархии» (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте нашёл убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии — Рай.
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут за смертью последнего.
В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени.
В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. В базилике Санта-Кроче был устроен кенотаф, а позднее выяснилось, что монахи францисканцы из Равенны, не желая расставаться с прахом поэта, пробили стенку саркофага и выкрали его останки, которые тайно были погребены во францисканской обители в Сиенцо. В 1677 году прах поэта был помещён в деревянную раку, а когда после 1810 года в результате проводившейся Наполеоном секуляризации церковной собственности монахи покинули обитель, то гроб был спрятан под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте в Равенне.
Гроб с прахом Данте был обнаружен в 1865 году во время ремонта территории, прилегающей к церкви Сан Франческо. Найденный деревянный короб был опознан по эпитафии, вырезанной в 1677 году Антонио Санти. После этого останки были перенесены в мавзолей, из которого они изымались во время Второй мировой войны, когда город подвергался бомбардировкам. Место, где прятали саркофаг, в настоящее время отмечено мемориальной доской.
Одной из наиболее ранних литературных работ Данте является сборник «Новая жизнь», написана в форме прозиметрума — чередующихся фрагментов стиха и прозы. Принадлежит к числу наиболее ранних литературных произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на латыни), — «Новая жизнь» способствовала кодификации тосканского диалекта. Новая жизнь — это автобиографическая исповедь, которая была написана Данте у могилы Беатриче.
Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте — создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Фантастическое в творчестве автора
Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире. Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни. Поэт помещает известных ему деятелей Средневековья в обстановку описываемого мира, в тексте чётко просматриваются параллели с определёнными областями Италии. Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы.
Основные события
- 1283 год – Начало многолетней дружбы с поэтами Гвидо Кавальканти, Чино да Пистойя, Лапо Джанни, совместно с которыми Данте Алигьери заложил основы Нового сладостного стиля в поэзии.
- 1286-1287 годы – Пребывание в Болонье. Время обучения в Болонском университете.
- 1289 год, июнь – Участие в битве при Кампальдино на стороне гвельфов против гиббелинов, сторонников императора Священной Римской империи.
- 1289 год, август – Участие в захвате флорентийцами Капроны во время войны с Пизой.
- 1292 год – Данте Алигьери заканчивает повесть «Новая жизнь».
- 1295 год – Данте Алигьери вступает в гильдию аптекарей Флоренции, чтобы получить право на участие в общественно-политической жизни Флорентийской республики.
- 1296 или 1297 год – Первые упоминания об участии поэта в политической жизни во Флоренции.
- 1300 или 1301 год – Избрание Данте Алигьери одним из семи приоров Флоренции.
- 1301 год – Пребывание в Риме в составе флорентийского посольства.
- 1302 год, март – Данте Алигьери обвинён в финансовых махинациях и взятках. Приговорен к уплате большого штрафа и изгнанию на два года из Флоренции.
- 1302-1306 годы – За годы вынужденной эмиграции посещает многие итальянские государства и города: Верону, Болонью, Сарцано, Лукку.
- 1304-1306 годы – Работа над трактатом «О народном красноречии».
- 1306-1307 годы – По приглашению Мориэлло Маласпины проживает в Луиджано.
- 1307 год – Данте Алигьери завершает трактат «Пир».
- 1310 год –В нескольких письмах поэт призвал Генриха VII вмешаться во внутренние дела Флорентийской республики и отстранить от власти черных гвельфов. Закончил трактат «Монархия», в котором изложил концепцию универсальной королевской власти.
- 1313-1318 годы – При правлении Кангранде I на продолжительное время возвращается в Верону.
- 1315 год – Подтверждение смертного приговора Данте Алигьери во Флоренции после отказа уплаты штрафа и возвращения в город. Приговор также распространён на его сыновей.
- 1318 год – Переезд в Равенну по приглашению Гвидо де Полента.
- 1306-1321 годы – Многолетний труд над поэмой «Божественная комедия».
- 1321 год, лето – Назначение Данте Алигьери послом Равенны в Венецию.
- 1321 год, 14 сентября – Данте Алигьери умирает от малярии, которой заразился во время возвращения из Венеции.
Данте Алигьери на фреске виллы Кардуччо Андреа дель Кастаньо (Галерея Уффици, 1450)
Литература
Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.
Поэт Данте Алигьери
Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.
Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.
Данте Алигьери и его «Божественная комедия»
Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.
В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».
Джованни Боккаччо
Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.
15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.
Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.
Круги ада по Данте
«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.
Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.
Личная жизнь
В 9 лет Данте Алигьери впервые встретил Беатриче Портинари, к которой сразу испытал искренние и глубокие чувства. Поэт случайно виделся с ней всего несколько раз, но образ прелестной Биче стал путеводной звездой в творческой жизни. Данте посвятил девушке несколько сонетов и описал её в «Божественной комедии» как одного из своих проводников по раю.
Беатриче Портинари
Когда Данте исполнилось всего 12 лет, он был обручен с дочерью состоятельного домовладельца Манетто Донати Джеммой. Венчание пары в церкви состоялось в 1285 году, едва невесте исполнилось 18 лет.
До отъезда поэта из родного города, в семье родилось четверо детей. Это были сыновья Пьетро, Джованни, Якопо и дочь Антония. Младший сын, Якопо, также стал поэтом и сопровождал отца в странствиях по итальянским землям.
Брак с Джеммой счастливым не был: в отличии от Беатриче и некоторых любовниц, Данте ни разу не упомянул её в своих произведениях. После изгнания поэта из Флоренции в 1302 году, Джемма не последовала за мужем. Она никогда больше не встречалась с ним и окончила жизнь в монастыре в Равенне в 1533 году.
За почти 20 лет жизни в изгнании, у Данте Алигьери было много кратких романов. Имена некоторых любовниц хорошо известны: так, в Лукке поэт жил вместе с женщиной по фамилии Гентукка.
Смерть
Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.
Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.
Саркофаг Данте Алигьери
К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника Рафаэля.
Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.
Флоренция и политика
В жизни Данте нашлось время и для службы в армии. В 1289 году он сражался в битве при Кампальдино с флорентийскими рыцарями. Затем в 1294 году сопровождал Карло Мартелла, пока тот был во Флоренции.
Закон, изданный в 1295 году, гласил, что дворяне, желавшие занять ту или иную государственную должность, должны быть зачислены в какую-либо гильдию. Данте приняли в гильдию врачей и аптекарей. Заниматься медициной он не собирался, но выбрал ее не случайно. дело в том, что в те времена книги продавали в аптеках. Как политик, он не достиг больших высот. Данте занимал различные должности в течение ряда лет, пока проживал в городе, в котором проводились политические реформы.
Заниматься политикой было сложно. Папа Бонифаций VIII в тот временной период планировал военную оккупацию Флоренции. Состоявшим на государственной службе приходилось решать вопросы, выходившие за пределы полномочий городских чиновников.
В 1301 году Шарль де Валуа (брат короля Франции) должен был посетить Флоренцию, ведь Папа Римский назначил его миротворцем Тосканы. Правительство города обращалось с предыдущими послами Папы плохо, стремясь обрести независимость от его влияния. Чиновники посчитали, что Валуа мог получить и другие (неофициальные) указания, поэтому совет направил делегацию в Рим, чтобы выяснить истинные намерения Папы. Данте был главой этой делегации.
Изгнание
Бонифаций отослал других представителей и попросил Данте одного остаться в Риме. В то же время (1 ноября 1301 г.) Шарль де Валуа въезжал во Флоренцию вместе с черными гвельфами, которые в течение следующих шести дней убили большинство своих врагов. Было создано новое правительство. Данте приговорили к изгнанию на 2 года и выплате огромной суммы денег.
Поэт еще не успел уехать из Рима, когда Папа настоятельно предложил ему остаться. Данте подчинился, но его начали считать избегающим наказания. Он не мог заплатить свой штраф, поэтому был приговорен к вечному изгнанию. Если бы его когда-нибудь поймали флорентийские солдаты, его бы казнили без суда и следствия.
Поэт принимал участие в нескольких попытках белых гвельфов вернуть себе утраченную власть, но все они потерпели неудачу из-за предательства. Данте испытывал отвращение к политическим интригам.
Последующие годы его жизни можно назвать скитаниями. Сначала он отправился в Верону в качестве гостя Бартоломео делла Скала. Затем переехал в Сарцану (Лигурия), после этого какое-то время жил в Лукке. В краткой биографии Данте Алигьери сообщается, что он также жил в Париже между 1308 и 1310 годом.
В 1310 году Генрих VII (граф Люксембурга) вторгся в Италию. Данте посчитал, что это шанс отомстить своим врагам. Поэтому он написал ему (и другим итальянским принцам) несколько публичных писем, побуждающих их уничтожить черных гвельфов. Смешивая религию и личные интересы, он вызывал «гнев Божий» на свой город, предлагая несколько конкретных идей, которые имели плохие последствия для его врагов.
Во Флоренции мэр помиловал большинство белых гвельфов в изгнании, позволив им вернуться, но только не Данте.
Влияние поэта
Считается, что Данте обладал одним из величайших талантов за всю историю мировой литературы. Он сделал для современного итальянского языка то же, что и Шекспир для английского. В те времена считалось, что любое серьезное литературное произведение должно быть написано на латыни. Однако Данте был яростным защитником народного языка, он даже «Божественную комедию» писал на тосканском диалекте. Позже этим путем пошли другие великие итальянские писатели, такие как Петрарка и Боккаччо.
Данте называют «отцом итальянского языка». До этого люди просто росли, разговаривая на своем местном диалекте, и не задумывались о том, на каком языке они говорят. Если человек был образованным и благородным, то использовал латынь. Все написанное ранее тоже было на латыни.
Влияние Данте распространилось по всему миру. Его представления об аде (на фото картина Боттичелли «Карта ада»), чистилище и рае послужили источником вдохновения для Джефри Чосера, Джона Мильтона, Уильяма Шекспира, Альфреда Теннисона и многих других, включая художников и композиторов.
Образование и поэзия
Мало что известно о начальном образовании Данте. Предполагается, что он учился дома. Он изучал тосканскую поэзию. Следует заметить, что в те времена Италия состояла из малых феодальных территориальных единиц, поэтому Сицилия культурно и политически была отделена от Тосканы (например, как Прованс). Регионы отличались языком, культурой и не всегда состояли в добрососедских отношениях. Однако есть основания предполагать, что Данте был интеллектуалом с космополитическими взглядами.
В краткой биографии Данте Алигьери сообщается информация, что с 1287 года он учился в Болонье. Там он познакомился с поэтами Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти и Чино да Пистойя. Вместе они возглавили Dolce Stil Nuovo — новое литературное направление. При написании «Божественной комедии» Данте не забыл о своем учителе (Брунетто) и упомянул о нем.
Беатриче Портинаре
Нельзя не рассказать об одном из самых важных фактов. В краткой биографии Данте Алигьери упоминается загадочная Беатриче Портинаре. Данте разговаривал с ней всего дважды: когда ему было 9 и 18 лет. Однако видел ее постоянно, так как они вращались в одном обществе.
Их встреча стала важной для итальянской литературы, поскольку именно после нее Данте подтолкнул поэтов и писателей раскрыть тему любви.
В 1290 году Беатриче умерла, только после этого он женился на Джемме Донати, девушке из влиятельной семьи. В браке родилось трое детей: Пьетро, Якопо и Антония.
Своей возлюбленной он посвятил замечательный роман «Новая жизнь». О жене нигде не написал ни строчки.
Данте обратился к латинской литературе. Из трактата «Пир» известно, что он читал Deconsolatione Philophiae Боэция и De Amicitia Цицерона.
Затем он посвятил себя философским исследованиям в религиозных школах. Данте принимал участие в спорах между двумя основными монашескими орденами (францисканским и доминиканским), которые состоялись во Флоренции. Первый орден отстаивал доктрину мистиков и Бонавентуры, а второй представлял теории святого Фомы Аквинского.
🗹