Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».
История создания
Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».
Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.
Сочинение на тему каштанка 5 класс
Система уроков по рассказу А.П.Чехова «Каштанка» ЛР5 «Каштанка». Слово об авторе. Построение рассказа: принцип событийности как основа разделения на главы. События в рассказе. Опрос по содержанию. Какая порода Каштанки? Какая профессия у ее нового знакомого (человека)? Как она у него оказалась? Что новый хозяин называл «египетской пирамидой»? Почему последняя глава называется «Неудачный дебют»? Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное: самый известный русский писатель за рубежом. Родился в Таганроге, в семье купца. Учился в греческой гимназии. Затем поступает в Московский Университет на медицинский факультет. В 1890г едет на Сахалин: путешествие заняло полгода. Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Вернулся, купил имение Мелихово – по направлению к Туле. Однако из-за болезни был вынужден уехать в Крым, в Ялту. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2 (15) июля 1904 года. В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха. У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна. Самый известный псевдоним – Антоша Чехонте. «Кашта?нка» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Опубликован в газете «Новое время» на Рождество 1887 года под заглавием «В учёном обществе». Источником сюжета послужила история, произошедшая с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым, о чём он написал в начале своего рассказа «Каштанка, Бишка и Запятайка»: Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать. А я вам расскажу про Бишку. — В. Л. Дуров. Каштанка, Бишка и Запятайка // Мои звери. — М.: Стрекоза-пресс, 2002. — С. 82. О чем рассказ? (о собаке) – Тема: собака Каштанка Это один сплошной рассказ или поделен на части (7 глав) Откройте оглавление, как они называются? Можно ли предположить по названию главы, какое событие в ней произойдет? (Да, примерно) Следовательно, деление на главы – событийное. А раз есть событие – значит, есть сюжет. Термин! Сюжет – все события в тексте. Что же это за событие? КРАТКИЙ пересказ по главам, можно 2-3 предложения от каждого человека. Все ли события связаны с главным героем – Каштанкой? (да) Значит, всего одна сюжетная линия. Термин! Сюжетная линия – цепь взаимосвязанных событий, относящихся к одному герою или вопросу. Мы всё говорим «рассказ-рассказ», а правильно ли? Термин! Рассказ – прозаическое (нет рифмы и ритма) произведение небольшого размера, с малым количеством героев, одной сюжетной линией. Проверили – правильно – записали в словарь терминов. Сегодня у нас «технический урок», мы как литературоведы разбираемся с тем, как «сделан» этот рассказ, из каких частей собран. Термин! Композиция – расположение частей произведения. Части произведения = элементы композиции Завязка Кульминация Развязка Интересно: сразу завязка, быстрое начало действия. С первых же строк узнаем, что собака потерялась. Уже потом, по воспоминаниям Каштанки, мы понимаем, что к этому привело. Кстати, глава 1 называется «Дурное поведение». В чем это выражается? Сама Каштанка так оценила себя? Откуда она взяла «критерии оценки»? Поставьте на полях НБ (нота бене = «заметь хорошо» или внимание!) Каштанка усвоила мнение о правилах приличия от окружающих. Кстати, почему же Каштанка потерялась? (Испугалась оркестра) Музыка сбила Каштанку с толку. Нота бене на полях! Дальше идет развитие действия: мы наблюдаем за жизнью Каштанки у нового знакомца, ее учебой… А какой момент кажется вам самым «острым», таким, что мурашки забегали? «Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.— Тятька! — крикнул детский голос. — А ведь это Каштанка!» Термин! Это – момент наивысшего напряжения. Кульминация. А на чем всё закончилось? (Последний абзац) Это – развязка, конец сюжетной линии. Мы с вами сегодня хорошо поработали, многое записали, сделали несколько заметок на будущее. И сейчас нарисуем таблицу, которая понадобится вам при выполнении ДЗ: Делаем шапку: «Два дома Каштанки» Делим страницу на 2 колонки. В левой пишем «У столяра», в правой «У циркача». ДЗ – 1) Выучить все записанные термины к опросу; 2) составить «словарь». Дебют – Столяр – Плотник – Геенна огненная – Игра слов «столяр был пьян, как сапожник» – что означает этот фразеологизм? 3) Заполнить одну из колонок: кто живет, как выглядит дом, какие отношения у домочадцев. ЛР 6-7 Описание внутреннего мира собаки – «очеловечивание» Каштанки. Проверка ДЗ – устный опрос. Сегодня мы разговариваем о главной героине – Каштанке. Мы уже знаем, что для полной характеристики персонажа нам нужно определить Внешность Возраст Отношение к жизни (Мнения и поступки) Отношение с окружающими Идем по тексту: Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу. Тощая, кожа да кости Радуется, что взяли гулять. Лает, бросается на вагоны и гоняется за собаками. Боится музыки. Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры. Чем кончается 1ая глава и начинается 2ая: Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: “Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!” // Но она ни о чем не думала и просто плакала. (где мы уже видели сопоставление собаки и человека? «Сапсан» Куприна, конечно. Вывод: все рассказы о животных действительно о животных только в биологических журналах, во всех остальных случаях эти рассказы на самом деле о людях) она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро. Проверка домашней таблицы: Два дома собаки Вот как сама Каштанка размышляет на эту тему: Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. Пока ее новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше – у незнакомца или у столяра? У незнакомца обстановка бедная и некрасивая; кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра же вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань… У незнакомца не пахнет ничем, у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть, и, надо отдать ему полную справедливость, когда Каштанка сидела перед столом и умильно глядела на него, он ни разу не ударил ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-ошла вон, треклятая!” У столяра У циркача Лука Александрыч Федюшка Спала под верстаком на стружках Лука Александрыч выпивает. Перепады настроений. Федюшка обыкновенно играл с нею… Он вытаскивал ее за задние лапы из-под верстака и выделывал с нею такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, то есть сильно дергал ее за хвост, отчего она визжала и лаяла, давал ей нюхать табаку… Особенно мучителен был следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка. «Незнакомец» Гусь Иван Иваныч Кот Фёдор Тимофеич Большая светлая комната Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей Матрасик в углу около дивана Маленькая комнатка с грязными обоями ее каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Теткой Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. Только ей и коту позволялось ходить по всей квартире Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. Оставшись одна, Тетка ложилась на матрасик и начинала грустить… из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапах, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, бегала на корде, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Училась она очень охотно и была довольна своими успехами; беганье с высунутым языком на корде, прыганье в обруч и езда верхом на старом Федоре Тимофеиче доставляли ей величайшее наслаждение И Тетка так привыкла к слову «талант», что всякий раз, когда хозяин произносил его, вскакивала и оглядывалась, как будто оно было ее кличкой. раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило. Вы скажите, если рассуждать логически, то у кого дома лучше? (у Незнакомца) Почему же Каштанка была рада вернуться к прежним хозяевам? (дискуссия с опорой на текст) Вывод: любовь – иррациональное чувство, его нельзя объяснить логикой. ДЗ Кто «страшный» был в темной комнате в главе «Беспокойная ночь»? Ответить устно, подтвердить свои размышления текстом. Толкователи снов: какие сны видела Каштанка? (пересказать, объяснить) Перечитать записи, подготовиться к творческой работе. Другие герои рассказа – их краткие, выразительные характеристики. ЛР 8 Проговорить ДЗ. Записать план сочинений. Можно пользоваться книгой! Размер цитаты – не больше 3х предложений. Если хочется больше – пересказывать своими словами. “Собака в рассказе А.И.Куприна (А.П.Чехова)” – Вступление: Главный герой рассказа А.П.Чехова «Каштанка» – это собака. Основная часть: очень подробная характеристика одной собаки. Внешность, возраст и тд. Заключение: Я считаю, что эта собака не/достойна быть главной героиней рассказа, потому что… “Две собаки”. Вступление: И в рассказе А.И.Куприна «Сапсан», и в рассказе А.П.Чехова «Каштанка» главными героями являются собаки. Они очень похожи / разные. Внешность (С/К) Возраст (С/К) Дом (С/К) Мнение о жизни (С/К) Заключение: Более симпатичной собакой мне показалась/лся К/С, потому что… Объем – не меньше 70 слов. ДЗ Прочитать и принести П.Гэллико «Томасина», подготовиться к опросу по тексту.
Суть
Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.
В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.
Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.
Всё возвращается на круги своя.
Краткая характеристика (в двух словах)
Главная героиня, собака, которая жила у столяра-пьяницы. Он её плохо кормил, иногда бил, но ей всё же нравилось жить у него. Однажды он напился и она потерялась на обратном пути от заказчика. Её подобрал незнакомец, который оказался цирковым дрессировщиком. Он хорошо к ней относился, не бил и много кормил. Незнакомец назвал её Тёткой и начал учить разным цирковым трюкам. Однажды у него умер гусь, другой участник представления и он взял Каштанку в цирк вместо него. В зале случайно оказался столяр с сыном, которые узнали Каштанку и начали кричать её имя. Она бросила незнакомца и прямо со сцены убежала к ним.
Главные герои и их характеристика
Основные персонажи – люди и животные.
- Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
- Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
- Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
- Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
- Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.
Основной сюжет произведения
У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.
У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.
Проблематика произведения
Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.
Основная идея
Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.
Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.
Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.
На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.
Темы и проблемы
Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.
- Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
- Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
- Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
- Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.
Неудачный дебют
Хозяин решается взять Тетку с собой в цирк. Хозяин надевает на себя парик и странный балахон. Собаку пугает такое перевоплощение Незнакомца. Тетку в чемодане выносят на сцену. Она начинает выполнять знакомые трюки. Но вдруг она слышит знакомый голос Федюшки, сына своего бывшего хозяина. Она бросается через перегородку к Луке Александровичу, и он забирает ее с собой. Таково краткое содержание («Каштанка», Чехов А. П.) знаменитого рассказа.
Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды. Однажды она заблудилась в городе и была подобрана местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению. Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.
Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев. Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.
Главная мысль
Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.
Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.
Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.
🗹