- Краткие содержания
- Бальзак
- Человеческая комедия
«Человеческая комедия» – это собрание сочинений (98), в которых описана история народа Франции. Бальзак описывал жизнь общества в XIX веке: простолюдин, высший свет, зарождение буржуазии, вероисповедание. «Человеческая комедия» разбита на три составляющие: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды».
- «Этюды о нравах». Содержит описание простолюдин на примере «Гобсека», «Евгения Гранде» и др.
- «Философские этюды». В этой части мы можем увидеть отношение писателя к высокому искусству.
- «Аналитические этюды». Здесь автор затрагивает вопросы философии и бытия.
На страницах книги мы знакомимся с историческими личностями, проживаем их жизнь вместе с вымышленными персонажами, личности и характеры которых соответствуют времени описанном в романе. В совокупности все три части создают весь образ и смысл «Человеческой комедии».
Города Франции, в особенности Париж, предстают перед нами в подробном описание каждой детали, создавая иллюзию погружения. В книге описаны мельчайшие детали архитектуры и быта людей. Я никогда не была в Париже, но прочитав цикл «Человеческой комедии», мне кажется это один из моих родных городов знакомых мне с детства.
Судьбы всех героев тесно переплетены, и они создают паутину ярчайших событий замещающих друг друга. Происходит беспрерывная цепочка событий, не имеющая конца. Но при этом, каждый роман – это самостоятельная единица. В книгах есть: страсть, исторический образ французского гражданина, драма, реальная жизни, семья, мораль, искусство. И все составляет единое целое, яркую картину жизни французского общества.
Практически во всех сочинениях пишется о семье, ведь она есть сама любовь в чистом виде.
«Человеческая комедия» это собрание сочинений, которые хочется прочесть снова и снова. Хочется погрузиться в атмосферу кринолина, балов, леди и джентльменов, окунуться в жизнь другой эпохи. В «Человеческой комедии» как и во всех великих творениях мировой литературы, есть высмеивания пороков и отрицательных черт характера человечества и конечно мораль и торжество добра над злом.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Эмиль Золя
Этюды о нравах (сцены частной жизни): Дом кошки, играющей в мяч Бал в Со Воспоминания двух юных жён Делец (комедия в пяти действиях) Модеста Миньон Первые шаги в жизни Альбер Саварюс Вендетта Побочная семья Супружеское согласие Госпожа Фирмиани Силуэт женщины Мнимая любовница Дочь Евы Поручение Большая Бретеш (Провинциальная муза) Гранатник Покинутая женщина Онорина Беатриса Гобсек Тридцатилетняя женщина Отец Горио Полковник Шабер Обедня безбожника Дело об опеке Брачный договор Второй силуэт женщины
Этюды о нравах (сцены провинциальной жизни) Урсула Мируэ Евгения Гранде Пьеретта Турский священник Жизнь холостяка Баламутка Прославленный Годиссар Провинциальная муза Старая дева Музей древностей Утраченнык иллюзии
Этюды о нравах (сцены парижской жизни) Феррагус, предводитель деворантов Герцогиня де Ланже Златоокая девушка История величия и падения Цезаря Бирото Банкирский дом Нусингена Блеск и нищета куртизанок Тайны княгини де Кадиньян Фачино Кане Сарразин Пьер Грассу Кузина Бетта Кузен Понс Деловой человек Принц богемы Годиссар II Чиновники Комедианты неведомо для себя Мелкие буржуа Изнанка современной истории Этюды о нравах (сцены политической жизни) Случай из времён террора Тёмное дело Депутат от Арси З. Маркас
Этюды о нравах (сцены военной жизни) Шуаны, или Бретань в 1799 году Страсть в пустыне
Этюды о нравах (сцены деревенской жизни) Крестьяне Сельский врач Сельский священник Лилия долины
Философские этюды Шагреневая кожа Иисус Христос во Фландрии Прощённый Мельмот Неведомый шедевр Гамбара Массимилла Дони Поиски абсолюта Проклятое дитя Прощай! Мараны Новобранец Палач Драма на берегу моря Мэтр Корнелиус Красная гостиница Об Екатерине Медичи Эликсир долголетия Изгнанники Луи Ламбер Серафита
Аналитические этюды Физиология брака Мелкие невзгоды супружеской жизни Трактат о современных возбуждающих средствах Оноре де Бальзак Оноре де Бальзак родился в Туре 20 мая 1799 года. Отец его был из крестьян, хотя сельским священником обучен грамоте и даже слегка латыни. В бурные года революции Бернар Франсуа, занимаясь интендантскими делами по военному ведомству, сумел сколотить состояние и к 50 годам превратился в добропорядочного буржуа, женился на девушке на 32 года моложе себя. В Туре чета Бальзаков пользовлалсь всеобщим уважением и принималась в самых богатых домах. Впрочем, семьи будущий писатель не знал, родственными узами по крайней мере в детстве связан не был: с рождения воспитывался кормилицей, в 4 года был помещён в один пансион, в восемь — в другой, в пятнадцать, уже в Париже, куда Бернар Франсуа перевез супругу в конце 1814 года, в третий. Пребывание в Бурсах не могла не сказаться на характере Бальзака. Нравы казармы, муштра, холодная дисциплина, отсутствие материнской ласки, любви сделали его нечувствительным к житейским невзгодам, укрепили веру в собственные силы. Следуя традициям своего круга, отец Бальзака предназначил ему карьеру юриста. В 17 лет Оноре поступил в Школу права. В 1819 году окончил её с дипломом бакалавра. Но применять знания на практике отказался. На семейном совете заявил о стремлении посвятить себя литературе. Вначале желание Оноре было встречено в штыки, но постепенно стороны пришли к компромису. На два года Оноре получил субсидирование жизни с условием, что, если успеха он не добьется, то вернётся к первой профессии. Два года растянулись на десять. Первое литературное произведение — трагедия в стихах — молодому писателю не удалась. Оноре писал бульварные романы, подписываясь псевдонимами, пробовал себя в бизнесе, сотрудничал с газетами, испытал все невзгоды нищенского существования, поскольку денег зарабатывал мало, а материальная помощь семьи прекратилась в соответствии с уговором. Лишь в 1829 году имя Бальзака привлекло внимание публики. В свет вышел его роман «Шуаны, или Бретань в 1790 году», повествующий о Гражданской войне во время Французской революции. Славу Бальзаку-писателю принесли книга «Физиология брака», опубликованная в декабре 1829 года и сборник новелл «Сцены частной жизни» (апрель 1830 года). Всю оставшуюся жизнь Бальзак посвятил литературе. Трудился он фантастически много. Начинал писать обычно ночью и работал по шестнадцать часов подряд: писал новые произведения, правил старые, вычитывал гранки, писал письма. Как он успевал при этом вести ещё и светскую жизнь, путешествовать, заводить полезные знакомства, пытаться сделать политическую карьеру, волочиться за женщинами — понять сложно. И, главное, что им двигало — любовь к творчеству, то есть писал, потому что не мог не писать, или банальное стремление разбогатеть. Возможно то и другое. По крайней мере его роман с Эвелиной Ганской, польской подданной русского царя, богатой помещицей, говорит о его страстном желании иметь независмые от издателей источники дохода. А мошенничество с дворянской приставкой «Де», на которую он не имел права — об огромном тщеславии. Раскрывая в своих многочисленных романах, рассказах. новеллах, повестях внутренний мир героев, Бальзак отталкивался от своих собственных страстей и пороков. Обобщить всё написанное и ещё не написанное в цикл под названием «Человеческая комедия» Бальзак решил в 1841 году. К тому времени уже были написаны «Гобсек», «Евгения Гранде», «Шагренева кожа», «Отец Горио»… Романы и повести «Человеческой комедии» Бальзак распределил по циклам «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды», а «Этюды о нравах» разделил на Сцены из частной, провинциальной, парижской, политической, военной, сельской жизни. Бальзак планировал создать панораму современной ему жизни Франции из 143 романов. Но успел написать лишь 95. Умер Бальзак в 51 год. Слишком насыщенной была его жизнь. Организм не выдержал нагрузки.
Предисловие Бальзака
Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии».
Идея этого произведения родилась из сравнения человечества с животным миром. Создатель пользовался одним и тем же образцом для всех живых существ. Живое существо – это основа, получающая свою форму в той среде, в которой ему назначено развиваться.
Общество подобно Природе.
Различие между солдатом, рабочим, адвокатом равно отличию волка, осла, тюленя.
Описание социальных видов должно быть в 2 раза более обширным, чем описание животного мира.
Таким образом, предстояло написать произведение, которое д.б. охватить три формы бытия – мужчин, женщин и вещи – словом, изобразить человека и жизнь.
Вплоть до нашего времени самые знаменитые рассказчики употребляли свое дарование на созидание одного или двух типических лиц, на изображение одной стороны жизни (Вальтер Скотт «Айвенго», «Дафнис и Хлоя»). Живут эти персонажи только в том случае, если они являются отображением своего времени, они зачаты в утробе определенного века.
Случай – величайший романист мира; чтобы плодовитым, нужно его изучать. Самим историком д.б. оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем, составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи проявления страстей, выбирая главнейшие случаи из жизни общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю, забытую столькими историками, — историю нравов. Мне нужно было изучить основы или одну общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий.
Человек не добр, не зол, – он рождается с инстинктами и наклонностями. Общество отнюдь не портит его, как полагал Руссо., а совершенствует; но стремление к выгоде, с своей стороны, развивает его дурные склонности. Христианство, представляя собой целостную систему подавления порочных стремлений человека, является величайшей основою социального порядка.
Мысль или страсть, которая вмещает и мысль, и чувство, — явления социальные, и в то же время они разрушительны. Народы можно сделать долговечными только укротив их жизненный порыв. Просвещение является для народов великой основой их бытия, единственным средством уменьшить количество зла и увеличить количество добра в любом обществе. Мысль может быть воспитана, укрощена и направлена только религией (христианство!).
Некоторые будут осуждать романиста за то, что он хочет быть историком, потребуют разъяснения его политических взглядов. Я повинуюсь здесь долгу, — вот весь ответ.
Между тем, всякий, кто указывает на нечто дурное, чтобы оно было искоренено, — тот неизменно слывет безнравственным.
Точное изображение всего общества открывает больше зла, чем добра, и какая-то часть картины представляет людей порочных, но другая часть – назидательный пример.
История в отличие от романа не обязана стремиться к высшему идеалу. История есть и должна быть тем, чем она была, а роман должен быть лучшим миром (но при этом возвышенном обмане он правдив в подробностях).
Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю в совершенствование самого человека (человек – создание не законченное у Бальзака).
Я придаю фактам постоянным, повседневным, тайным или явным, а также событиям личной жизни, их причинам столько же значения, сколько до сих пор придавали историки событиям жизни народов (несчастье обоих Бирото, священника и парфюмера, — несчастье всего человечества). Госпожа Граслен («Сельский священник») – это почти вся женщина. Мы тоже почти всю жизнь страдаем.
Такое количество лиц, характеров, такое множество жизней требовало определенных рамок и галерей.
Сцены Частной жизни – детство, юность, их заблуждения.
Сцены Провинциальной жизни – зрелый возраст, страсти, расчеты, интересы и честолюбие.
Сцены Парижской жизни – картина вкусов, пороков, и всех необузданных проявлений жизни, вызванных нравами, свойственными столице, где одновременно встречаются крайнее добро и крайнее зло.
Сцены Политической жизни – жизнь особая, вне общих рамок.
Сцены военной жизни – также.
Сцены Сельской жизни – вечер длинного дня, конец драмы социальной жизни. Здесь самые чистые характеры.
Огромный размах плана, охватывающий одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ позволяют дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь. Притязательно ли оно? Или только правильно? Это решат читатели, когда труд будет окончен.
🗹