История создания
И. А. Бунин написал рассказ «Лапти» в 1924 году, когда находился в эмиграции. Русскую литературу начала XX века интересовала тема русского народа, осмысление его характера и особенностей. Изображение национального характера и его необыкновенной жертвенности стало одной из основных задач И. А. Бунина.
Главным героем его повествования предстает простой мужик Нефед, в своем желании помочь тяжело больному ребенку решившийся на самоотверженный поступок: ценой собственной жизни он добывает красные лапти, которые мальчик постоянно просит в бреду.
История Нефеда стала ностальгией Бунина по родине, прошлое которой он идеализировал в своей прозе. Тоска по родным местам, людям, языку стала лейтмотивом всей бунинской прозы в эмиграции.
Читать краткое содержание рассказа Лапти Бунина
Действие рассказа происходит в захудалой деревушке лютой зимой. У женщины сильно заболел ребёнок. Он лежал с высокой температурой и пылал, и бредил. Зима в этом году выдалась суровой: целых пять дней не утихала вьюга. Ребёнку было плохо. Плача и умоляя мать, мальчик почему-то просил достать ему какие лапти. Сначала женщина решила, что у сына поднимается температура ещё выше, раз он просит непонятно что. А мальчик настойчиво упрашивал добыть ему лапти, но не обычные, которые носят у них в деревне, а красного цвета. Он бесконечно плакал, и его мама от беспомощности тоже не сдерживала слёз. Ей казалось, что мальчик бредит, и может быть это его последние дни. От страха она молилась и плакала ещё сильнее.
А за окнами всё валил и валил снег. Женщина не знала, что делать. Её муж где-то далеко уехал, и чтобы добраться до врача, не могло быть и речи. Она прекрасно понимала, что лошади далеко не пойдут по сугробам, а до больницы очень далеко, и даже доктор в такую метель к ним не доберётся. Оставалось только ждать и надеяться.
Когда дверь в прихожей стукнула, женщина посмотрела в ту сторону. Оказалось, что это её слуга Нефёд принес солому, для того, чтобы растопить печь. Он потоптался на месте, а затем осторожно заглянул в комнату, где лежал больной ребёнок. Он кивнул головой, и тихонько спросил, как самочувствие мальчика. Женщина в расстроенных чувствах рассказала, что она уже и надежду потеряла, что мальчику станет легче. С недоумением она сказала Нефёду, что ребёнок, как в бреду, просит всё какие-то лапти красного цвета. Слуга удивился причуде больного, почесал затылок, и принял решение найти такие лапти, раз ребёнок так просит. Женщина встревожилась не на шутку. Она стала говорить, что на улице лютый мороз, что и взять-то красные лапти негде. Нефёд понял, что можно лапти покрасить фуксином, а для этого нужно идти в лавку, в соседнюю деревню. Он предположил, что на лошади добраться будет сложно, и решил, что пешком он как-нибудь дойдёт. Сказал и вышел. На кухне Нефёд надел на себя тулуп потеплее, обмотался вокруг кушаком, чтобы ветер полы не раскрывал, и по глубоким сугробам пошёл красить лапти.
Прошло время. В доме все уже давно пообедали, но Нефёд всё не возвращался. Предполагалось, что слуга, наверное, где-то остался переночевать, но от этого легче не становилось. Все домочадцы переживали за Нефёда, и на душе было неспокойно. За окнами свистел ветер, и гуляла метель. У изголовья ребёнка сидела безутешная мать, а рядом стояла зажжённая свеча. Женщина поставила её на пол, чтобы её мальчику свет не казался ярким. Она сидела возле сына ни жива, ни мертва. А сын продолжал гореть. Он метался в бреду и со слезами умолял достать ему красные лапти. От свечи отражались какие-то тени на стене, и ребёнку казалось, что стена вся в огне, и там пляшут какие-то фигурки. Вся ночь была напряжённой, и когда наступил рассвет, все вздохнули с облегчением. На улице послышались какие-то голоса и чьи-то шаги. Женщина прислушалась. Теперь она чётко понимала, что кто-то приехал. Она услышала, как кто-то настойчиво стучит в окно. Это были несколько мужиков из Новосёлок, с той деревни, куда накануне отправился Нефёд. Они привезли обледенелое тело, которое лежало на санях. Это был, замёрзший в снегу, Нефёд. Мужики рассказали, как они обнаружили тело. Оказывается, они ехали из города, и долго колесили по сугробам, пока не увязли. Так они плутали всю ночь.
Утром, когда рассвело, занесло их вместе с лошадью на какие-то луга. Мужики совсем было упали духом. При такой пурге, они сбились с пути, и решили, что именно тут им и предстоит закончить своё существование. Поняли, что из сугробов им уже не выбраться. И вдруг они обнаружили, что из снега что-то торчит. Присмотревшись получше, мужики увидели, что из сугроба торчат чьи-то ноги в валенках. Видно какой-то человек замёрз в снегу. Собрав последние силы, мужики начали разгребать завалы. Когда они очистили от снега и лицо, то поняли, что это Нефёд из соседней деревни. Тогда они примерно поняли, где они находятся, и что до деревни рукой подать. Погрузили тело на сани и начали потихоньку двигаться.
Бедный Нефёд лежал мёртвым, и никто не мог в это поверить. Но самым удивительным было то, что за пазухой у него были новые детские лапти для больного мальчика, а рядом небольшая бутылочка с фуксином.
Рассказ «Лапти» Бунина был написан в 1924 году, после переезда писателя во Францию. В своей книге он описал быт дореволюционной России, с большой любовью раскрыл самобытный характер русского народа.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуется читать онлайн краткое содержание «Лапти». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Жанр, направление
Творчество И. А. Бунина отражает основные принципы Реализма. Писатель мастерски замечает и передает те детали и особенности, которые позволяют развернуть перед читателем живую картину и, одновременно, затронуть волнующие автора вопросы.
По жанровой принадлежности «Лапти» представляют собой рассказ. И. А. Бунин особенно любил этот жанр, так как небольшой объем, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц позволяли писателю емко и точно передать желаемую мысль или идею. Писатель передает сюжет короткими всполохами, как будто это увиденные в промежутках лихорадочного бреда картинки или отдельные эпизоды, вырванные из мрака неровным тревожным пламенем свечи.
Суть: о чем?
В центре повествования оказывается история тяжело заболевшего мальчика. В жару и в бреду он постоянно плачет и просит принести ему какие-то красные лапти. Мать ребенка не находит себе места от отчаяния: за окном пятый день непроглядная вьюга, муж в отъезде, до больницы далеко, «да и не поедет ни один доктор в такую страсть».
Деревенский мужик Нефед, который приносит дрова для растопки, слышит о странном желании мальчика и неожиданно твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Его не пугает ни метель, ни то, что до Новоселок, где можно раздобыть лапти и фуксин для их покраски, шесть верст. Нефед одевается как можно теплее и, не дожидаясь утра, отправляется в путь.
Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.
Дед Нефёд
Чтобы лучше понять суть произведения, следует произвести его анализ. «Лапти» Бунина можно охарактеризовать как очень простое и понятное повествование о деревенской жизни. Нефёд — слуга в барском доме. Он демонстрирует истинно русский характер. Рассудок велит ему остаться дома, однако порыв души сильнее. Не думая о самосохранении, дед отправляется в дорогу, несмотря на холод и пургу. Автор предлагает читателю задуматься над следующими вопросами:
- Не лучше ли просто остаться дома, покорившись обстоятельствам?
- Нужно ли столь безрассудно идти на поводу у своих душевных порывов, чтобы удовлетворить мимолётный детский каприз?
- Сумеют ли спасти умирающего ребёнка красные лапти, о которых он просит?
- Чьи души спасает пожилой человек: больного мальчика, его мамы или мужчин, которые чуть не замёрзли?
Дед Нефёд — непокорная натура. Он бросает вызов смерти, не раздумывая о разумности собственного решения. Он уверен, что если ребёнок хочет получить такой подарок, значит, нужно его достать, чего бы это ни стоило. Он очень любит мальчика, поэтому идти в буранную погоду за красными лаптями для ребёнка — это вполне логичное и естественное решение для него.
Перед тем как отправиться в путь, он на секунду задумывается, но всё же не отказывается от своего намерения. Для деда жизнь и здоровье малыша гораздо важнее, чем его собственная безопасность.
Это был человек дела, который не умел красиво говорить. Он просто сделал то, что, по его мнению, должен был совершить, несмотря ни на какие трудности. Это гуманный и высокоморальный поступок.
Хоть на этого человека возложена особая миссия, автор описывает его как самого обычного и незамысловатого героя. На нём старая одежда и обувь, а речь не отличается использованием сложных предложений. Напротив, она изобилует просторечиями. Однако этот образ никак не влияет на мужество и самоотверженность персонажа.
Только личность с сильным духом способна пойти в непроглядную вьюгу, утопая в снежных сугробах, за мечтой тяжелобольного ребёнка. Бунин призывает в своём рассказе относиться к людям с уважением, любовью и заботой. Даже в самых тяжёлых ситуациях следует прислушиваться к своему сердцу. Иногда кажется, что нужно основываться на трезвом расчёте, однако часто случается и так, что выбрать правильное решение помогает интуиция.
Главные герои и их характеристика
Центральным героем рассказа является Нефед. Здесь важно заметить, что это единственный персонаж повествования, которому автор дает имя. Это деревенский мужик, слуга, о чем можно судить по тому, что мать мальчика он именует «барыней». Внешний вид Нефеда описан более чем просто: «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки». Такой же простотой отличается его речь, в которой много просторечий, а фразы строятся предельно кратко и ясно. Однако этот человек оказывается наделен даром сострадания: он берется исполнить желание больного ребенка, так как видит в этом способ помочь, прежде всего, душе страдающего существа. Лапти и тюбик с краской, которые можно добыть только в соседней деревне, дорого обходятся Нефеду: он насмерть замерзает на обратном пути, но его жертву точно нельзя назвать напрасной.
Другие герои рассказа описаны автором отдельными штрихами, необходимыми для раскрытия и движения сюжета. Матери, которая не находит себе места из-за болезни ребенка и невозможности как-то облегчить его страдания, остается только взывать к помощи Господа. Неожиданную помощь и участие она находит в лице Нефеда. Привезшие тело замерзшего Нефеда мужики как будто доказывают, что тот погиб не напрасно. Заблудившиеся в непроходимой метели, они сами погибли бы, если бы не наткнулись на торчащие из-под снега ноги в валенках. Они же доставляют к дому вместе с погибшим Нефедом заветные лапти и краску.
Кто главные герои рассказа Лапти?
Главный герой рассказа Лапти это Нефед. Бескорыстный человек пожертвовавший собой ради тяжело больного ребенка. А именно мальчик хотел красные лапти. Это была его так сказать последняя просьба перед смертью. Образ главного героя представляется нам очень положительным.
Если коротко перечислять всех главных героев рассказа “Лапти”, то это следующие герои:
Подробнее о главных героях рассказа “Лапти” можете прочитать ниже:
Главные герои рассказа Бунина “Лапти” и их краткая характеристика:
Рассказ Бунина “Лапти” рассказывает о трагической истории, которая случилась с добрым, сердечным крестьянином Нефёдом. Нефёд решается идти за лаптями для больного мальчика в сильную метель.
Главные герои рассказа:
Этот рассказ о жизни одной крестьянской семьи, в которой заболел сын. В бреду ребёнок просит себе красные лапти и отец Нефед, несмотря на зимнюю непогоду идет в соседнее село, чтобы купить красной краски фуксин, чтобы покрасить лапти.
На обратном пути мужчина замерзает и только случайно его находят сбившиеся с пути, проезжие, которые и привезли тело мужчины домой.
По сути, в этом рассказе немного действующих лиц и к главным относятся:
Конечно к главным предметам, вокруг которого и развивается действие рассказа, относятся – лапти или красные лапти.
Иван Бунин писал очень выразительно, живо, его рассказы проникнуты добром, сочувствием, в них всегда глубокий смысл.
В рассказе Бунина “Лапти” только один главный герой, который решился в стужу и в метель осуществить мечту заболевшего ребенка. Нефед, простой деревенский мужик с добрым сердцем, не смог остаться равнодушным к словам барчука. Мальчик в бреду говорил о красных лаптях, и этого оказалось достаточным для того, чтобы Нефед собрался в путь. Он прекрасно знал, что идти шесть верст в метель опасно, но он был смелым и неравнодушным человеком, потому и пошел.
Заболевший мальчик и его мама тоже являются героями рассказа. Мать ни на шаг не отходила от ребенка и молилась Господу о его выздоровлении. Больше ничего она предпринять не смогла, ведь вьюжило уже пять дней, поэтому никакой доктор до деревеньки не смог бы добраться.
Лапти. Трагичный во многом рассказ Ивана Бунина.
Главные действующие лица произведения.
Нефед является простым русским крестьянином, который смог стать символом жертвенности, а также милосердия. Именно Нефед является главным героем рассказа “Лапти”. Он является порядочным, а также добрым человеком, который относился к сыну барина как к своему.
В рассказе Георгия Скребицкого “Дружба” повествуется о ребятах, которые зимой спасли грача от голодной смерти. Мальчики приходятся друг другу братьями и они являются главными героями рассказа.
Ребята пожалели несчастную хромую птицу, которая была неспособна прокормить себя зимой. Они принесли грача домой и выходили его, а через время он уже мог вылетать во двор на прогулку. Братья проявили чуткость и доброту к птице, и спасли её от верной гибели.
Грач и Сиротка тоже являются героями повествования. Птицы подружились и практически никогда не расставались. И даже когда весной возвратилась грачиная стая, грач-найденыш и не подумал бросить свою подружку-сороку. Он так и остался вместе с ней, а ребята подметили, что птицы умеют дружить не хуже, чем люди.
Всего в рассказе четыре главных героя: две птицы и два брата.
Ваньке Жукову 9 лет, находится в услужении у господ, жизнь Ваньки беспросветна в своей мрачности. Его плохо кормят и не делают скидку на возраст. Я представляю главной героя рассказа Чехова вихрастым, худощавым и любознательным мальчиком. Когда Ваньку выпускают в город, у него появляется желание жить как свободному человеку. Он видит, как живут люди, ремесленники зарабатывают хлеб, мальчик понимает, что он способен сделать в этой жизни что-то стоящее. Но вынужден служить господам, которые относятся к нему как к рабу. Чехов описывает Ваньку как отчаянного мальчика, он решился написать письмо дедушке, и если дедушка не откликнется, Ванька подрастет и сбежит.
Источник
Темы
Тематика рассказа Бунина «Лапти» описана Многомудрым Литреконом в нижеследующем списке:
- Центральной темой рассказа становится тема подвига
. Нефед решается на поступок, которого от него никто не требует и даже не ожидает. Случайно услышанную просьбу больного ребенка, он принимает как руководство к действию. Твердому намерению героя уже ничего не может помешать, его не пугает ни расстояние до Новоселок, ни опасность разбушевавшейся стихии. Ключевое значение для совершения подвига приобретает уверенность Нефеда в необходимости и значимости его действий. - Неразрывно связана с темой подвига здесь тема любви
. И. А. Бунин говорит о любви как силе, способной преодолеть любые препятствия и одолеть любые беды. В широком смысле, это любовь каждого человека к другим людям, способная проецироваться как на конкретного близкого человека, так и на людей вообще. Любовь матери – это бесконечные часы, проведенные у кровати больного сына, и ее отчаянные обращения к Господу. Любовь к людям простого мужика Нефеда – это его стремление во что бы то ни стало исполнить желание больного ребенка, «спасти» его душу.
И.Бунин «Лапти» Нравственный смысл рассказа (7 класс литература)
И.Бунин «Лапти»
Нравственный смысл рассказа
(7 класс литература)
Одно есть только в мире счастье — Весь божий свет душой любить.
И.Бунин
Цели урока:
Обучающие
.
— через создание словаря исследовать культурные знаки современной русской литературы;
— формировать навыки работы со словарями разных видов, составления словарной статьи лингвокультурологического словаря.
Развивающие.
— развивать умение анализировать художественный текст, выделять ключевые слова;
— развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.
— формировать готовность к самостоятельному освоению культурных ценностей.
Воспитательные.
— воспитывать толерантность, умение работать в группе;
— бережное отношение к традициям русского народа, его культуре;
— воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
Нам предстоит встреча с удивительным поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным и его рассказом «Лапти». Сегодня на уроке мы проанализируем рассказ, выделим ключевые слова и начнем работу по составлению лингвокультурологического словаря к этому тексту, а закончите работу дома.
Дома вы прочитали рассказ И.Бунина «Лапти».
3. Работа по анализу текста. Вопросы по тексту
: —
Как вы думаете, почему рассказ называется «Лапти»?
Ответы учащихся:
— Потому что лапти сыграли огромную роль в этом рассказе, ведь именно из-за них отправился Нефед в Новоселки.- Потому что мальчик бредил красными лаптями.
— Мальчик был тяжело болен и просил лапти).
— Где мог видеть лапти сын барина?
Ответы учащихся: — Наверное, у крестьянских детей, ведь только они носили лапти; чаще всего летом бегали босиком, валенки были роскошь, если и были, то одни на несколько детей.
Учитель: Назовите главных героев рассказа?
Ученики: Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж, только он не участвует в событиях, о нём лишь упоминается; новосельские мужики.
-Учитель:
В какое время года происходит действие рассказа?Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
Ответ: зимой. «Пятый день несло непроглядной вьюгой…».
Учитель:Что случилось с мальчиком? Почему мать мальчика не могла ничего сделать?
Ученики: Отец в отъезде, а на улице вьюга.
Учитель: Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?
Справка:
«Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи».
Какие непонятные слова встретились вам в тексте?
Ученики: зипун, обыденкой, отвал, кнут.
Учитель: Зипун – в старое время крестьянская одежда – кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота.
Обыденкой – одним днем.
Отвал – возвышение за кроватью.
Розвальни – низкие широкие крестьянские сани с расходящимися врозь от передка боками.
Кнут – большая плеть.
Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?
Ученики. Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.
Учитель:
Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?
Ученики: Федор.
Учитель:
Федор в переводе с греческого означает Бог. Значит Нефед – это не Бог. Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?
Ученики. «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать».
Учитель
.
Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?
Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь.
Учитель:
Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
Ученики: Догадывался.
Учитель:
Но почему это его не остановило? Как это его характеризует?
Ученики: Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор.
Учитель
: Перечитайте последнее предложение рассказа. Можно ли считать рассказ сюжетно завершенным? Оправдана ли эта сюжетная незавершенность? Ученики. В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика.
Учитель: Так о чем же этот рассказ, какая проблема поднимается в нем?
Ученики:Этот рассказ о милосердии, о том, что мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь немощным, больным, близким людям.
Учитель.
Важно
Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока? Ученики: Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью.
употребляется это слово в тексте?
Ученики: лапти – это мечта для ребенка, надежда на спасение сына для матери, символ жизни для новосельских мужиков, связь между ребенком и Нефедом.
Учитель: Составьте кластер со словом «лапти». Это слово является самым значимым в рассказе. Как вы думаете, почему мальчик просит красные лапти?
Итог урока
Домашнее задание
Источник: https://multiurok.ru/files/i-bunin-lapti-nravstviennyi-smysl-rasskaza-7-klass.html
Проблемы
Проблематика рассказа Бунина «Лапти» не менее увлекательна:
- И. А. Бунин в своем творчестве часто поднимает проблему нравственного выбора
, перед которым оказывается человек в той или иной ситуации. Здесь становится особенно важным, какими внутренними ориентирами человек руководствуется, что ставит для себя на первое место. Для Нефеда из рассказа «Лапти» сделать выбор не составляет труда. Привыкший всегда действовать прямо и по совести, герой сразу определяет, что для помощи ребенку требуется добыть то, чего жаждет детская душа. Связанные с этим трудности и опасности отступают для него на второй план. - Еще одна затронутая писателем проблема – необходимость человеколюбия
, способности чувствовать боль другого человека и спешить ей на помощь. Именно простой мужик Нефед отзывается на просьбу ребенка, так как видит в сказанных в бреду словах мальчика ключ к исцелению его души и его спасению.
Вывод и свое мнение
Человеческое общество только тогда будет по-настоящему сильным и мудрым, когда каждый человек будет проявлять искреннюю заботу о близких. Сострадание, милосердие – не пустые слова, особенно когда на кону стоит человеческая жизнь. Нефед, будучи простым русским мужиком – необразованным, темным, имел огромное любящее сердце. Оно подсказало ему верное решение – отправиться за лаптями и хоть немного облегчить мучения больного мальчика. Очень жаль, что такого доброго, благородного человека ожидала столь печальная участь.
Основная идея
Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина заключен в ценности и необходимости подвига во имя любви к людям. Подвиг этот может быть ежедневным и незаметным, а может стоить жизни, как отправившемуся через вьюгу за лаптями Нефеду. Самое главное – это уметь почувствовать чужую душу и ее потребности и, если ты можешь что-то сделать для спасения этой души, обязательно на это решиться.
Открытый финал рассказа позволяет читателям самим решить, помогла ли ребенку принесенная Нефедом жертва. Хочется думать, что помогла. Точно оказались спасены благодаря Нефеду новосельские мужики. Заплутавшие и сбившиеся с пути, они уже приготовились погибать, но увидели замерзшего Нефеда, поняли, что «в двух шагах жилье» и таким образом спаслись. Главная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что подвиг во имя любви к людям не может быть напрасным: в нем всегда есть высший смысл, пусть и недоступный человеку.
Краткое содержание
Попробуем теперь расширить очень краткий пересказ произведения И. Бунина «Лапти».
Начинается оно очень драматично:
«Большое горе пришло в барский дом».
Эта фраза сразу настораживает и заставляет читать рассказ дальше. Положение ребенка в горячке усугубляется еще и тем, что больница находится в тридцати верстах, а за окном уже несколько суток свирепствует метель – никакой доктор приехать не сможет. Безутешная мать, муж которой в отъезде, не отходит от постели сына. Ребенок бредит, и все повторяет: «Мамочка, дай!» На вопрос, что же он хочет, тот говорит: «Красные лапти!»
Больной мальчик
В дом заходит работник Нефед с растопкой для печи. Он участливо осведомляется о состоянии маленького больного. Барыня рассказывает ему о том, что мальчик в горячечном бреду все просит какие-то лапти красного цвета, но она не понимает, о чем идет речь. Старик размышлял недолго.
«Значит, душа того желает. Значит, нужно принести!»
Даже из краткого содержания рассказа И. Бунина «Лапти» видно, что эта фраза предопределяет дальнейшие события. Облачившись в теплый тулуп, Нефед засобирался в деревню Новоселки – купить детские лыковые башмачки и краску. Барыня сказала, что на дворе пурга, но старик ответил, что
«…пылить в спину будет», а потому он попробует пройти»
Тяжелая ночь
Чему учит?
Неразрывно связанная с христианской традицией идея любви к ближнему и жертвенности становится ключевой для понимания смысла рассказа И. А. Бунина. Нефед решается на опасный путь за лаптями и краской, потому что это видится главной отрадой для души измученного болезнью ребенка. Помогать другому, если ты в состоянии это сделать, является для доброго и простого Нефеда основным и единственно правильным способом существования. Об этом заставляет нас задуматься рассказ «Лапти»
Мораль произведения заключается в том, что подвиг не может быть тщетным и ненужным, он все равно проливает свет на то, что хотел осветить. Может быть, лапти не спасут ребенка, но поступок Нефеда дал дорогу нескольким путникам, которых дома ждут жены и дети. Значит, его жертва точно не напрасна. Таковы нравственные уроки рассказа «Лапти».
Смысл названия книги Лапти
Вообще, лапти — это традиционная русская обувь, которую в деревнях и селах носили в теплое время года все: и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые. Они изготавливаются из соломы путем плетения волокон, сам процесс довольно прост, поэтому каждый мальчишка, выросший в крестьянской семье мог сплести лапти. Однако не только национальный колорит вложил в название «Лапти» Бунин.
Также это слово использовалось, и до сих пор можно услышать его в таком значении, для обращения к необразованному простому мужику. Это человек, живущий простыми потребностями, его проблемы не выходят, как правило, дальше его собственного двора. Но в этом и прелесть такой личности — она простая, не имеет скрытых мотивов и открыта каждому, кто интересуется.
Именно сплетение этих двух значений и есть объяснение смысла названия произведения. С одной стороны, автор подчеркивает самобытность русского народа, а с другой отмечает простоту и искренность его мышления.
Критика
Что хотел сказать Бунин в рассказе «Лапти»? В своем небольшом по объему произведении И. А. Бунину удается поднять целый круг волновавших его тем и идей. Этому во многом способствуют художественных особенности текстов писателя: предельно сжатый сюжет, короткие реплики героев и отдельные точные черты, которые помогают увидеть в этой истории главное. «Дрожащее хмурое пламя свечи» изображается в рассказе символом тревоги и отчаяния матери у постели больного сына. «Значит, душа желает», — кратко говорит Нефед о красных лаптях, и исполнение этого желания представляется ему главным путем к выздоровлению ребенка. Наконец, сами лапти, найденные за пазухой у добывшего их ценой своей жизни Нефеда, становятся воплощением подвига или даже чуда, которое один человек способен собственными руками сотворить для другого.
Современные исследователи творчества И. А. Бунина отметили, что в заглавие рассказа «Лапти» вынесено многозначное слово. Помимо вида обуви, лаптями иногда называли простых, бесхитростных, малообразованных людей. Таков центральный персонаж рассказа Нефед. Следуя логике этой версии, можно заключить, что именно такие простые, близкие к природе и естественной жизни люди оказываются наиболее чуткими к горю других и, главное, способны в сложной ситуации показать силу своего характера, проявить решительность и героизм.
Рассказ И. А. Бунина «Лапти» раскрывает перед читателем историю настоящего подвига, основной движущей силой которого становятся любовь к человеку и необыкновенная жертвенность, свойственные цельным и сильным личностям.
Автор: Юлия Филипская
Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина “Лапти”
Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина И. А. «Кавказ», который создавался в помощь ученикам для более углубленного изучения произведения.
Год написания
— Известна точная дата написания произведения: 26 июня 1924 года.
История создания рассказа
— Категорически не приняв советскую власть, Бунин покинул Россию. Рассказ он написал, проживая во Франции. В это коротенькое произведение Бунин сумел вложить всю основу русского менталитета, русской души.
Жанр
— Рассказ.
Направление
— Реализм.
Основная идея
— Автор хотел показать в рассказе характерные черты русского человека – его доброту, самоотверженность, жертвенность, способность к состраданию, умение помочь.
Тема
— Тема подвига.
Проблема
— Подвиг может привести к трагическим последствиям.
п.1. Тематика и проблематика
2.
Тема
– Тема любви.
Проблема
– Именно любовь направляет человека, призывает к милосердию, к помощи другим людям. Я не считаю, что жертвовать собой – это хорошо. И мне жаль умершего Нефеда. Такой добрый и отзывчивый человек, тонко чувствующий потребности другого, жил бы еще долго на радость себе и людям. С большой теплотой описывает автор отношение матери к ребенку, всю ее боль и страх за сына.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Произведение переполнено трагическим пафосом, скорбью, печалью, состраданием. Главный герой Нефед стоит перед сложным выбором – рисковать ли ему своей жизнью ради выздоровления ребенка или же нет? Он отваживается идти за лаптями и замерзает. Об этом тяжело читать, но понимаешь этого человека, природу его души.
п.3. Основные герои, их место в образной системе
Основное место в системе образов занимает Нефед. Его образ находится в единении с образами матери и больного ребенка. Все трое противостоят образу лютой и безжалостной стихии, неблагоприятному стечению обстоятельств.
п.4. Литературные приёмы
Большую роль в рассказе играют символы, умело подобранные выдающимся писателем. Ребенок просит красные лапти. Для мальчика – это его мечта, то, чего он желает изо всех сил. На Руси красный цвет олицетворяет красоту. Непроглядная вьюга, бушующая за окном, созвучна с происходящим в барском доме. Ребенок в бреду, рядом безутешная мать и Нефед, для которого небезразлична судьба мальчика.
п.5. Конфликт произведения
В рассказ проявлен внутренний конфликт Нефеда. Если он пойдет в село, то может замерзнуть, если же не пойдет, то не видать больному ребенку красных лаптей, своей мечты.
Источник
🗹