Краткое содержание Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»


­­1. Тайна хронологии

В «Братьях Карамазовых» нет точного указания на год, в котором происходит действие романа. Со слов рассказчика мы только знаем, что дело было 13 лет назад:

«Я бы, впрочем, не пускался в эти весьма нелюбопытные и смутные объяснения и начал бы просто-запросто без предисловия: понравится — так и так прочтут; но беда в том, что жизнеописание-то у меня одно, а романов два Достоевский задумывал дилогию; «Братья Карамазовы» — первый роман из нее.. Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время, именно в наш теперешний текущий момент. Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя».

О каком времени идет речь? Чтобы узнать это, обратимся к Ивану Карамазову. Рассказчик сообщает нам, что в самом начале романа ему 23 года. Также мы знаем, что несколькими годами ранее он написал статью «на поднявшийся повсеместно тогда вопрос о церковном суде». Речь идет о судебной реформе 1864 года: по ней на заседания суда стали пускать публику, обязательными стали выступления прокурора и адвоката, была введена коллегия присяжных, которые принимали решение исходя из представленных улик и доводов обеих сторон. Кроме того, вводилась процедура предварительного следствия — сбора улик и показаний независимым представителем суда (судебным следователем). В обществе и прессе начались горячие обсуждения церковного суда: вырастет ли в нем роль государства, или он останется под контролем Церкви. В одном из последних номеров журнала «Эпоха» за 1864 год, который издавал Достоев­ский, должен был появиться отклик юриста Осипа Филиппова, но из-за «рез­кой критики недавно изданного законоположения» его запретила цензура. Скорее всего, Иван Карамазов высказался по поводу реформы примерно в то же время. Поэтому его статья обратила на себя «внимание даже и неспециалис­тов».

Иван Карамазов. Эскиз Кузьмы Петрова-Водкина к постановке «Братьев Карамазовых». 1927 годЦентральный государственный архив литературы и искусства
Кроме того, со слов рассказчика мы знаем, что Иван Карамазов написал эту ста­тью, окончив университет, и неожиданная известность помешала его пла­нам воспользоваться наследством и уехать за границу. Доступ к наследству он получил, став совершеннолетним, а в России XIX века это происходило в 21 год. Университет тогда оканчивали примерно в том же воз­расте. Получа­ется, на момент написания статьи в 1864 году ему как раз был 21 год, а 23 ему исполнилось бы в 1866-м. Значит, дей­ствие «Братьев Карамазовых» разворачивается в 1866 году.

Верна ли в этом случае подсказка про 13 лет из начала романа? Да. 1866 плюс 13 — получается 1879 год. Как раз в этом году «Карамазовы» начали печататься в журнале «Русский вестник». Интересно, что к 1860-м относятся сюжеты всех романов Достоевского, где есть убийства: это «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Как будто кровавые резонансные преступления, как и молодые герои-идеологи, доводящие себя до помешатель­ства, стали знаком новой пореформенной эпохи.

Краткое содержание по книгам и главам

Книга первая. История одной семейки Главы с I по V Отец семейства Карамазовых, Фёдор Павлович, был женат дважды. Первая его супруга сбежала, оставив малолетнего сына Митю на попечение отца. Не выдержав деспотичного характера Федора Карамазова, она оставила всё своё наследство, а позже скончалась в Петербурге от тифа. Несмотря на то, что Мите полагалась часть денег маменьки, происходившей из состоятельного дворянского рода, отец ничего ему не отдал. Ребёнка отправили на воспитание к двоюродному дяде по материнской линии Петру Миусову. Лишь иногда отец присылал небольшие подарки, а потом и вовсе заявил, что деньги кончились.

После того как Митю спровадили к дядюшке, Фёдор Павлович женился повторно на молоденькой сироте. Она успела подарить ему ещё двоих сыновей — Ивана и Алешу, после чего скончалась от тяжести жизни с законным супругом. Младший сын Алеша имел кроткий и добрый нрав, за что его любили все. Он сблизился с блаженным старцем Зосимой и с юных дет принял решение стать послушником в монастыре.

Подросший Дмитрий пытается вернуть свою часть наследства, но безуспешно. Фёдор Павлович решает собрать всех сыновей, дабы обсудить финансовые дела семьи.

Книга вторая. Неуместное собрание Главы с I по VIII Местом встречи выбран монастырь, куда прибывают все Карамазовы. Дмитрий — в сопровождении дяди, Петра Миусова. Перед святыми стенами все обещают вести себя прилично и сдержанно. Старец Зосима присутствует на собрании, но это не смущает никого, и начинается конфликт между Петром и Фёдором Карамазовым. Миусов извиняется перед блаженным за недостойное поведение старшего Карамазова.

К Зосиме, тем временем, пожаловали посетители и он уходит, чтобы выслушать их и благословить. Большинство из пришедших — женщины, которые рассказывают старцу о своих бедах. Блаженный каждой даёт совет и благословение. Помещице Хохлаковой, которая жалуется на потерю истинной веры, он говорит, что достичь её возможно лишь опытом деятельной любви.

Пока Зосима отсутствует, собрание Карамазовых прерывается спором на тему религии между средним сыном Иваном, Петром и парой монастырских иеромонахов.

Отец Карамазов обвиняет старшего сына Дмитрия в растратах. Выносит на обсуждение его недостойное поведение: при невесте, Катерине Ивановне, он посмел ходить к другой женщине. Скандальную сцену прерывает Зосима, павший в ноги Дмитрию. Позже старец остаётся наедине с Алешей и просит покинуть монастырь после его смерти. Он предвидит для юноши большое счастье, которое придёт к нему вместе с большим же горем.

Небольшую часть присутствовавших на собрании приглашают отобедать к игумену монастыря. В их числе и Пётр Миусов. Обозлённый Фёдор Павлович приходит в обедню и устраивает неприличную сцену с оскорблениями в адрес всех, кто находится за столом, в том числе служителей монастыря.

Книга третья. Сладострастники Главы с I по XI У старшего Карамазова прислуживают трое: старик Григорий, его супруга и юный лакей Смердяков. Старого слугу супруга никак не может уговорить покинуть барина. Прошло 25 лет с тех пор, как Григорий нашёл в парной девку. Её звали Лизавета Смердящая (местная юродивая), и она разрешилась младенцем, поразительно похожим на Фёдора Карамазова. Малыша оставили в доме барина, назвали Павлом Смердяковым. Позже он стал прислуживать лакеем.

Алексей встречается с Дмитрием. Тот признается, что гибнет в пучинах разврата и ничуть не жалеет об этом. В эмоциональном порыве читает радостное призвание — гимн Шиллера. Митя признается брату в гадком поступке. Недавно он узнал, что один из местных военных был обвинен в растратах казенных финансов. Воспользовавшись затруднительным положением и грядущим позором семьи подполковника, он предлагает закрыть все долги в обмен на девичью честь его дочери Катерины. Спасая отца, девушка соглашается принять эти условия, но Дмитрий в последний момент меняет решение и отдаёт ей деньги безвозмездно.

Через некоторое время Катерина Ивановна получает богатое наследство. Она отдает долг Дмитрию и считает нужным скрепить их союз браком. Мужчина соглашается, но чуть позже теряет голову от содержанки местного купца Грушеньки. Девица не отличается совестливостью, характер имеет вздорный, чрезвычайно любит деньги и готова ради них на подлости. Митя же за её сердце готов убить собственного отца, который тоже пользуется Грушенькиной благосклонностью, и разорвать помолвку с Катериной.

Теперь Митя просит Алёшу посетить Катерину Ивановну и разорвать договоренности о свадьбе, при этом считать его человеком низким и недостойным, прогулявшим с любовницей 3 тыс. рублей невестиных денег.

Мите становится известно, что отец ожидает в гости Грушеньку и готовит для неё конверт с деньгами. Мужчина договаривается со Смердяковым, что тот должен сообщить ему, если девушка появится в доме.

Алексей приходит в отцовский дом, где находит его в компании Ивана и Смердякова. Присутствует также Григорий, мужчины обсуждают религиозные темы. Подвыпивший Фёдор Карамазов в присутствии сыновей рассказывает подробности издевательств над их матерью. Алёша не в силах слушать это, падает в припадке.

Позже младший Карамазов посещает Катерину, которая оказывается в курсе ситуации с Дмитрием. К ней приходила Грушенька и раскрыла тайну любовника в самом неприглядном виде. Дома Алёша получает письмо, в нем дочка помещицы Хохловой, которую он знал с детства, признается ему в чувствах. Девушка больна, но Алёша все равно счастливо забывается сном.

Краткое содержание Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

Книга четвёртая. Надрывы Главы с I по VII В монастыре своеобразным соперником в вере отцу Зосиме становится отец Ферапонт.

Старший Карамазов доверяет Алеше и говорит, что никому из наследников имущество отписывать не собирается, а будет гулять ещё долго, не стесняясь в средствах. Алексей уходит и по пути к Хохлаковым видит, как несколько мальчиков бросают камни в одного. Он пытается встать на защиту парня, но тот вырывается, кусает его за палец и убегает.

В гостях у помещицы оказываются Иван и Катерина Ивановна. Они объясняются в чувствах. Алёша сообщает Лизе, что с радостью женится на ней, когда придёт время. Иван влюблён в Катерину, желает отбить её у брата. Но девушка, хоть с относится к Дмитрию с презрением, считает, что должна нести его судьбу, как крест, всю жизнь. Её не останавливает даже наличие Грушеньки.

Катерина узнает, что Митя при народе опозорил штабс-капитана. Просит Алёшу передать пострадавшему деньги, как компенсацию за ущерб репутации. Юноша находит старый ветхий домишко Снегирёва, где он живет с женой и двумя детьми. Дочка штабс-капитана оказывается инвалидом, а младший ребенок — это тот самый мальчик, которого Алеша защищал на улице от камней. Спивающийся Снегирев растаптывает деньги, которые передают ему от Катерины и не собирается прощать оскорбление, полученное от Дмитрия.

Книга пятая. Pro и contra Главы с I по VII Младший Карамазов вновь появляется у Хохлаковых и договаривается с Лизой о будущем, разговор слышит её мать. После юноша возвращается домой, где пытается найти Дмитрия. По словам Смердякова, братья ушли в трактир вместе. Там Алёша их и находит. Иван делится намерением уехать навсегда в Европу. Между братьями заходит разговор о религии, Иван утверждает, что дьявола сотворил сам человек по своему подобию. Алёша, как глубоко верующий человек, отрицает такое мнение. Брат рассказывает притчу о том, как Христа посадил под замок инквизитор. Он просил его избавить людей от мучений при выборе между добрым и злым. Но Иисус лишь поцеловал его.

Иван возвращается в дом отца, находит его со Смердяковым. Лакей просит Фёдора Павловича уехать завтра, поскольку чувствует беду, также сообщает, что у него близится длительный припадок. Ночью Иван много думает, а с утра собирается уезжать в Москву, о чем и сообщает Фёдору Павловичу. У Смердякова начинается приступ.

Книга шестая. Русский инок Главы с I по III Старец Зосима при смерти. Алёша приходит к нему, и блаженный просит его предостеречь Дмитрия о грядущей беде.

В молодости Зосима был потомком бедного дворянского семейства, служил офицером. Во время одной из дуэлей на него сошло озарение, после этого мужчина ушёл в монастырь. В последние дни свои старец завещает молиться за ближних, быть веселыми, не осуждать никого и находить счастье в труде.

Книга седьмая. Алёша Главы с I по IV Блаженный Зосима умирает. Окружающие ждут, что святой старец останется нетленным. Но через некоторое время от тела появляется характерный душок, что играет на руку Ферапонту. Монах выставляет Зосиму грешником, а себя истинным праведником, склоняя на свою сторону прихожан. Алёша тяжело переживает смерть близкого человека. По пути встречает приятеля Ракитина, который увлекает его пойти развеяться к Грушеньке.

Девушка встречает молодых людей радостно, ведёт себя развязно. Ласкается к Алеше, забирается к нему на колени. Но юноша не реагирует, так как погружён в скорбь. Позже Алёша приходит обратно к телу Зосимы и засыпает подле него. Ему видится радостный старец, который говорит, что умирать бояться не надо и Господь существует.

Книга восьмая. Митя Главы с I по VIII Дмитрий ищет деньги, чтобы отдать долг Катерине. В отчаянии просит помощи у купца Самсонова, у которого живет его возлюбленная. Тот смеётся над ним и отправляет к Лягавому, чтобы тот выкупил у него рощу. Но скупщик леса также насмехается над ним. Митя приходит к Хохлаковой, чтобы занять 3000, однако она предлагает ему заняться золотыми приисками и заработать. Все время Митя думает о Грушеньке. В ревностных чувствах идёт в дом отца.

Митя видит Фёдора Павловича в окне одного, условным стуком проверяет, нет ли там Грушеньки. Убедившись, что отец один, убегает прочь. В этот момент его замечает Григорий и пытается догнать. Митя бьет старика по голове тяжелым пестиком, тот падает и теряет сознание. Мужчина проверяет, жив ли слуга и, стерев кровь носовым платком, уходит.

В смятении после своего поступка, Митя приходит в дом Грушеньки, но не застает её: девушка уехала на гулянку с другими мужчинами. Приходит к Перхотину, ростовщику, взявшему под заклад пистолеты, и выкупает их. После находит Грушеньку, устраивает кутёж. Утром Митю находят полицейские и арестовывают.

Книга девятая. Предварительное следствие Главы с I по IX Перхотин, когда увидел окровавленного и взбудораженного Митю, решил обратиться к урядникам. Те решают арестовать его, пока Карамазов не застрелился. Оказывается, что в ту ночь, когда Митя ударил Григория, был убит Фёдор Павлович. Старший сын Карамазова не признается в убийстве и откровенно рад, что Григорий не сильно пострадал. Признается, что ревновал отца и ненавидел его, чем усугубляет своё положение. После мужчина замыкается и отказывается давать показания.

Анализируя произошедшее, Митя понимает, что тому, как попасть в дом отца тайно, его научил Смердяков. Следствие проводит унизительный обыск, в ходе которого находят у Мити конверт Карамазова старшего, в котором были деньги. Но мужчина раскрывает свой позор — эти деньги принадлежали Катерине. Дмитрий понимает, что его ждёт, и беспокоится лишь о судьбе любимой Грушеньки. Девушка же уверена в его невиновности. Арестованного собираются переводить в город.

Книга десятая. Мальчики Главы с I по VII Мальчик Коля был дерзким и смелым, пользовался уважением друзей. Пока мать отсутствовала, он следил за маленькими детьми. Но теперь у него важное дело: мальчик Илюша, в которого они кидали камнями ещё недавно, заболел. Врач сказал, что жить ему осталось неделю. Коля с товарищем отправляется к Алеше в надежде на помощь.

Коля рассказываем младшему Карамазову, как Илюшу Смердяков подучил засунуть иголку в еду собаке Жучке. Та страшно мучалась, а мальчик вспоминал о животном даже в бреду. Коля находит собаку и приводит её к постели Илюши, тот радуется, что животное осталось жить.

К мальчику приходит столичный врач по рекомендации Катерины. Коля и Алеша рассуждают о смысле бытия. Врач говорит, что Илюше осталось совсем немного. Ребёнок просит отца после его смерти взять на попечение другого мальчика.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Фёдорович Главы с I по X Алеша посещает Грушеньку, девушку волнует секрет Ивана и Мити, после которого арестант стал намного бодрее. Дмитрию вызывают врача, который должен подтвердить его невменяемость на момент совершения преступления. Лиза разрывает помолвку с Алёшей, по причине его чрезмерного мягкосердечия, считает, что так не подобает вести себя мужчине.

Митя ударяется в религию, так как понимает, что до конца дней ему придётся гнить на каторге. Оказалось, что Иван готовит побег для старшего брата.

Средний Карамазов встречается со Смердяковым. Становится ясным, что Павел убил отца. Смердяков в свою защиту говорит, что братья сами хотели, чтобы Федора Павловича не стало. А натолкнули его на мысль об убийстве рассуждения Ивана о том, что всем всё позволено. Лакей отдаёт украденные деньги, при этом навешивает чувство вины на Ивана. Карамазов тяжело заболевает лихорадкой на фоне нервного потрясения. В бреду он разговаривает с чертом, который рассказывает ему о смерти Смердякова. Приходит Алеша и говорит, что лакей повесился.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка Главы с I по XIV Проходит суд над старшим из братьев. Митя не признает свою вину, но доказательства говорят против него. Врач, который должен был помочь, ставит обратный диагноз и признает его вменяемым на момент совершения преступления. Алеша рассказывает, что настоящий убийца Смердяков, но доказательств у него не имеется. Катерина рассказывает все свои отношения с Дмитрием, показывает его как благородного человека.

Иван приносит деньги, которые ему передал Смердяков в суд. В зале правосудия с ним случается припадок. Прокурор в обвинении описывает образ всей семьи Карамазовых с негативной стороны, приводит мотивы для совершения убийства именно Дмитрием. Рассуждает о причастности Смердякова, приходит к выводу что лакей не виновен.

Защита отмечает психологические уловки в речи прокурора, настаивает на невиновности Дмитрия. Прямых доказательств в его сторону нет. Только обвинения в связи с тем, что больше некого обвинять. В последнем слове Митя отрицает свою вину. Но черту подводит окончательный приговор: «Виновен!».

Эпилог Части с I по III После приговора старший Карамазов попадает в больницу с нервной лихорадкой. Алеша и Иван строят план побега брата и Грушеньки за океан. Митя и Катерина мирятся, прощают друг друга.

Илюша умирает, на его похоронах присутствует Алеша. Он просит мальчиков быть добрее, совершать добрые дела, тогда жизнь будет прекрасна.

Тайна «современной матери»

В день убийства Федора Павловича Карамазова его сын Митя ищет, у кого бы занять денег. Среди прочих он приходит к Екатерине Осиповне Хохлаковой, матери больной девочки Лизы. Хохлакова пытается втянуть его в разговор о литературе, экономике и политике (а денег в итоге не дает):

«Я написала по этому поводу писателю Щедрину. Этот писатель мне столько указал, столько указал в назначении женщины, что я отправила ему прошлого года анонимное письмо в две строки: „Обнимаю и целую вас, мой писатель, за современную женщину, продолжайте“. И подписа­лась: „Мать“. Я хотела было подписаться „современная мать“ и колеба­лась, но остановилась просто на матери: больше красоты нравственной, Дмитрий Федорович, да и слово „современная“ напомнило бы им „Современник“…»

Хохлакова — едва ли не самый комичный герой «Карамазовых». Такое впечат­ле­ние создается за счет особой речи с частыми восклицаниями, привычкой перебивать других героев, уходить от основной темы разговора, а также, как ни странно, из-за хаотичной начитанности этой дамы. В разговоре с Митей она бросается не случайными фактами, а кратко пересказывает сводку российских и мировых новостей последнего времени, среди прочего в ужасе рассказывая о падении кредитного рубля. Речь идет о бумажных деньгах, которые обесце­ни­ва­лись из-за неудачных попыток финансовой реформы. Начался кризис, и в 1866 году кредитный рубль упал на 35 %.

Кроме того, она настойчиво советует Мите бросить свою прежнюю жизнь и отправиться на золотые прииски. В 1861 году власти разрешили золото­добычу на новых территориях — чиновники и дворяне бросали службу в круп­ных городах, чтобы отправиться в Сибирь и на Дальний Восток.

Выпуск журнала «Современник» в год закрытия. Санкт-Петербург, 1866 год rufact.org
Хохлакова также сообщает, что ее очень волнуют вопросы «женского развития и политической роли женщины»: именно поэтому она написала Салтыкову-Щедрину. Как было сказано выше, время действия романа «Братья Карама­зовы» — 1866 год. В мае 1866-го был закрыт журнал «Современник», в кото­ром работал Салтыков-Щедрин. Именно поэтому Хохлакова решила в своем послании обойтись без слова «современная», не желая расстраивать писателя.

Женские образы в «любовном тексте» романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880) многие исследователи называют совершенным произведением, в котором подводится итог всему, что было сказано писателем на протяжении всей жизни. Лейтмотивами романа являются глубочайшие философские вопросы о сущности и назначении человека. Женские образы в романе «Братья Карамазовы» рассматриваются в контексте религиозно-нравственных воззрений Ф. М. Достоевского, а внутренний духовный конфликт героинь романа представляет собой объект психологического анализа [1, с. 36].

В романе «Братья Карамазовы» мы встречаем три основных женских образа — Грушенька, Катерина Ивановна и Лиза Хохлакова, которых развиваются в сюжетно-композиционной системе произведения.

Аграфена Александровна Светлова — главный женский персонаж романа «Братья Карамазовы», предмет желания Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия.

Происхождение и ранние годы жизни Грушеньки автор не изображает. Известно только, да и то по слухам, что в семнадцать лет её обманул и впоследствии бросил некий поляк пан Муссялович — проходимец и карточный шулер. От позора и нищеты Грушеньку спас богатый купец Самсонов, который привёз её в Скотопригоньевск. За четыре года новой жизни из чувствительной и жалкой сироты выросла смелая и решительная, гордая, понимающая толк в деньгах, осторожная женщина.

Образ Грушеньки в романе можно соотнести с образом Дмитрия Карамазова, который является старшим из сыновей Федора Павловича. Это крайне раздражительный, ревнивый и эмоциональный человек, в его характере воплотился национальный «безудерж». Впервые Грушеньку в романе мы видим через восприятие Алеши Карамазова: «Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными движениями тела. Она была бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца…» [3, с. 85]. Аграфена воспринимается многими героями романа как продажная женщина, развратница. По мнению Ивана Карамазова, героиня использует сладострастие Дмитрия и Федора Павловича для их стравливания между собой. Федор Павлович Карамазов, влюбленный в Грушеньку до беспамятства, соотносит ее с евангельской грешницей: «Эта «тварь», эта «скверного поведения женщина», может быть, святее вас самих, господа спасающиеся иеромонахи! Она, может быть, в юности пала, заеденная средой, но она «возлюбила много», а возлюбившую много и Христос простил…» [3, с. 254]. Таким образом, несмотря на то, что Дмитрий и Грушенька совершили много ошибок, в конце романа они встают на путь просветления и истины. Перерождение Дмитрия происходит после сна, в котором он видит плачущего ребенка. Перерождение же Грушеньки происходит в момент встречи с отставным польским офицером, после которой она приходит к осознанию того, что по-настоящему любит только Дмитрия. Далее Аграфена изменяется внутренне: становится доброй и любящей женщиной, готовой жертвовать всем ради своей любви.

Ф. М. Достоевский не сразу сообщает читателю фамилию Грушеньки, мы узнаем ее лишь на суде, в конце романа. Этим автор подчеркивает, что «грешная» душа Грушеньки пришла к покаянию и нравственному обновлению.

Верховцева Катерина Ивановна — младшая дочь Ивана Верховцева, сестра Агафьи Ивановны Верховцевой по отцу. Это властная, самолюбивая и надменная девушка. Катерина Ивановна — гордая натура, живущая своей мечтой, своей идеей, любящая свою «добродетель», свой подвиг, когда-то совершенный ею ради спасения чести отца. Но в то же время Катерина Ивановна обладает неподдельной простодушной добротой и искренностью. У нее есть могучая вера в себя, в свое светлое будущее. Все это в ней замечает Алеша Карамазов.

Для Катерины Ивановны личное самоудовлетворение дороже всего. Это особенно ярко выразилось при первом ее свидании с Грушенькой, где она под впечатлением неожиданной обиды дала полную волю своему чувству [6, с. 83]. С Катериной Ивановной случился припадок: она даже кинулась на соперницу с кулаками, потом рыдала до спазма в горле, а затем заявила, что, если и Иван её бросит, как когда-то Дмитрий, она убьёт себя. Когда она приходит к Дмитрию в тюрьму, то вдруг признаётся, что по-прежнему безумно любит его.

Катерина Ивановна готова все простить Дмитрию из одного лишь сознания того, что она осуществляет свою идею, что она стоит выше его и всех. Эта героиня любит Дмитрия с надрывом, к Ивану же питает более понятное романтическое чувство, которое выразилось на суде неожиданным выступлением против Дмитрия и в защиту Ивана [2, с. 28]. Мы можем судить о том, что на самом деле Катерина Ивановна ни того, ни другого, в сущности, не любила настоящей искренней любовью, а выступление на суде было вызвано, скорее всего, чувством мести за свой позор и за измену Дмитрия. Как видно, эта героиня — тоже страстная натура, готовая к самопожертвованию.

Лиза Хохлакова — четырнадцатилетняя девочка с прелестным лицом, она страдает параличом. Впервые эта героиня появляется в главе «Маловерная дама». С раннего детства Лиза знакома с Алёшей Карамазовым, считается его невестой, даже пишет ему письмо с признанием в любви, но по мере развития сюжета она влюбляется в Ивана Карамазова.

Примечательно, что в романе Лиза появляется только в эпизодах, которые связаны с Алёшей Карамазовым; это делает его образ яснее. Героиня наделена непосредственностью и детской наивностью, но несмотря на это она умеет быть жёсткой и целеустремлённой, когда это необходимо. Чувство Лизы к Алёше, по замыслу Ф. М. Достоевского, должно было варьироваться в диапазоне между дружбой и любовью, сохраняясь (со стороны героини) в границах дружбы, что мы и можем наблюдать по ходу развития романа. К Алеше Лиза относится неоднозначно — то уважает его, то смеется над ним, вместе с тем, несомненно, испытывает к нему нежные чувства и его чувствами также дорожит. Лиза мечтает о замужестве с ним и о будущем счастье.Однако одновременно героиню привлекают внутренние противоречия Ивана Карамазова. В этом и заключается сложность понимания Лизой любви и ее влияния на человека. В беседе Алёши и Лизы (в главе «Бесёнок») девушка преображается, приходит, наконец, к некоторой ясности своего бытия и внутренней определённости.

Женщины последнего романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» приходят к пониманию любви как наивысшей ценности. Их путь к подлинной свободе лежит через любовь и смирение [5, с. 302]. Все героини проходят через страдание, испытываются им, женщинам предстоит смирить свою гордыню, понять нечто сокровенное и главное в жизни. Этому в большой степени способствует библейский текст , который аллюзивно входит в сюжетно-композиционную систему романа.

Литература:

  1. Баршт К. Л. Научите меня любви: к вопросу о Н. Ф. Федорове и Ф. М. Достоевском / К. Л. Баршет // Простор. — 1989. — № 7. — с.36;
  2. Башкиров Д. Л. Тема «суда» в романе «Братья Карамазовы» / Д. Л. Бащеиров // Достоевский и современность. — 2001. — С. 16–31;
  3. Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» / Ф. М. Достоевский. — М. — 2008. — 912 с;
  4. Криницын А. Б. Сон о «дите» Дмитрия Карамазова. Опыт комментария / А. Б. Криницын // Ф. М. Достоевский. Дополнения к комментарию / Под ред. Т. А. Касаткиной. — М. — 2005. — 473 с;
  5. Лурье В. М. Догматика «религии любви»: Догматические представления позднего Достоевского / В. М. Лурье // Христианство и русская литература. — 1996. — Сб. 2. — С. 290–309;
  6. Чиж. В. Ф. Достоевский как психопатолог / В. Ф. Чиж // — М.: Университетская типография. — 1885. — 123 с.
  7. Женские судьбы в изображении Ф. М. Достоевского (роман «Братья Карамазовы»). — Текст : электронный // Инфоурок : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/zhenskie-sudbi-v-izobrazhenii-f-m-dostoevskogo-roman-bratya-karamazovi-3307398.html (дата обращения: 18.11.2020).

Тайна убийств, совершенных в будущем

Во время судебного заседания по делу Мити Карамазова товарищ проку­рора В XIX веке словом «товарищ» называли заместителя должностного лица: товарищ прокурора, товарищ председателя, товарищ министра. приводит пример преступления, которое ему кажется аналогичным:

«Вот там молодой блестящий офицер высшего общества, едва начинаю­щий свою жизнь и карьеру, подло, в тиши, безо всякого угрызения совести зарезывает мелкого чиновника, отчасти бывшего своего благо­де­теля, и служанку его, чтобы похитить свой долговой документ, а вместе и остальные денежки чиновника: „Пригодятся-де для велико­светских моих удовольствий и для карьеры моей впереди“. Зарезав обоих, уходит, подложив обоим мертвецам под головы подушки».

Это реальный случай: как и в других романах, Достоевский насыщает текст отсылками к криминальной хронике. О громких преступлениях того времени говорят многие персонажи романа, но особенно часто — товарищ прокурора и адвокат, которые приводят эти случаи в качестве примеров, доказывающих их правоту.

Офицер, зарезавший мелкого чиновника и его служанку, — это отставной прапорщик лейб-гвардии саперного батальона Карл фон Ландсберг: по мнению прокурора, это пример чудовищного убийства вроде злодеяния, совершенного Митей. Адвокат, напротив, вспоминает дело 18-лет­него юноши Зайцева, кото­рый, чтобы похитить 1500 рублей, зарезал своего ровесника, работника меняль­­ной лавки. Против него были собраны настоящие улики: меняла рас­сказал, какие купюры были похищены, и именно такую пачку денег нашли у преступника. В отличие от этого случая, в деле Мити нет доказательств, подтверждающих его вину.

Ожидая вердикта, впечатленная речью адвоката публика вспоминает дело актрисы Настасьи Каировой, которая попыталась перерезать горло жене своего любовника, но не смогла и впоследствии была оправдана. Защитник смог убедить суд в том, что Каирова стала жертвой обстоятельств.

Однако все эти преступления были совершены в 1870-е годы — как мы помним, судебное заседание происходит в 1866 году. Для чего Достоевский искажает реальность и вводит такой явный анахронизм?

Достоевскому было очень важно ввести в романы криминальную хронику последних лет. Во-первых, он считал, что преступления характеризуют общество; во-вторых, благодаря этому приему его книги становились острыми и актуальными. Именно поэтому в «Карамазовых» так много преступлений 1870-х. Как это ни парадоксально, одновременно он хотел показать, что это роман о 1860-х: о реформах, к которым Достоевский относился с воодушевле­нием и опасением одновременно, до конца не веря, что преобразования действительно пойдут на пользу стране, о пореформенной России и идейном поколении шестидесятников. Это позволило бы ему показать во второй части романа, что стало со страной и людьми в 1880 году.

Тайна кафе-ресторана на Петровке

В самом начале романа лакей, а заодно и внебрачный сын Федора Павловича Карамазова Смердяков делится с соседской барышней Марьей Кондратьевной своими планами на жизнь:

«Я, положим, только бульонщик, но я при счастье могу в Москве кафе-ресторан открыть на Петровке».

Почему Смердяков хочет открыть заведение именно на Петровке? В середине XIX века на людной Петровке почти не было ресторанов: там располагались торговые ряды, купеческие дома и магазины средней руки. Кафе-ресторан — особый вид заведений, в которых, в отличие от трактиров и ресторанов, подавались безалкогольные напитки, еда, сладости. Там можно было читать газету, играть в шахматы и домино. Они стали появляться в российских горо­дах с 1840-х и постепенно приобрели большую популярность: цены тут были ниже, чем в обычных ресторанах, а меню разнообразнее, чем в кафе. Однако куда важнее другое. Положение о трактирных заведениях запрещало женщи­нам посещать трактиры и рестораны, к столу они могли выходить только в гостиницах. Но о кондитерских, кофейных домах и кафе-ресторанах в доку­менте ничего не говорилось. Владельцы таких заведений воспользовались этим: в начале 1860-х стали появляться специальные изолированные комнаты, где женщины могли перекусить. Услуга оказалась невероятно популярной, и в 1864 году запреты были сняты.

Кондитерская Gloppe. Картина Жана Беро. 1889 год Musee Carnavalet
Смердяков мечтает открыть демократичное, но в меру изысканное заведение на одной из торговых улиц Москвы, рассчитывая на самую разнообразную публику обоих полов: купцов, их клиентов, театральных актеров и так далее. Такая деталь говорит о нем как о человеке крайне практичном, наблюдатель­ном и хватком. Позже эти же качества помогут ему хладнокровно убить своего отца, подставить брата и снять с себя подозрения.

Кратко о персонажах

В кратком содержании романа «Братья Карамазовы» фигурируют множество персонажей. Описание сюжета по главам завязано на следующих героях:

Главные герои

  • Федор Карамазов — отец семейства. Подлый, низкий человек, любитель предаваться разврату, издеваться над людьми;
  • Дмитрий — старший из братьев. Гуляка и повеса, характером схож с отцом;
  • Иван — средний сын. Философ, атеист, задумчивый, честный;
  • Алеша — младший сын. Послушник в монастыре, чистый и светлый, всеобщий любимец;
  • Павел Смердяков — лакей, внебрачный четвёртый сын Федора Карамазова. Обладает скудным умом, при этом решителен в мерзких проделках.

Другие персонажи

  • Грушенька — содержанка, девица вольного поведения;
  • Катерина Ивановна — благородная девушка. Правдивая, гордая, жертвенная;
  • Старец Зосима — блаженный монах, наставник Алёши при монастыре;
  • Помещица Хохлакова — властная, строгих нравов, умная женщина;
  • Петр Миусов — дядя Дмитрия. Интеллигентный, не терпящий панибратства и хамства;
  • Григорий — верный слуга Федора Карамазова;
  • Снегирев — спивающийся военный, любит своих детей, гордый;
  • Илюша — сын Снегирёва. Храбрый, добрый и честный ребёнок.

Тайна обвинения

Предваряя выступление свидетелей на процессе по делу Мити Карамазова, рассказчик сообщает:

«Замечу только, что с самых первых минут суда выступила ярко некоторая особая характерность этого „дела“, всеми замеченная, именно: необыкновенная сила обвинения сравнительно со средствами, какие имела защита».

Действительно, в 1860-е годы обвинению было проще подготовиться к судеб­ному заседанию. Судебные следователи осматривали место преступления, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали улики, чтобы предоста­вить прокурору и адвокату максимально полную информацию, которую те могли использовать в ходе прений. При этом прокурор мог участвовать в допросах и обысках, мог попросить судебного следователя проверить то или иное обстоятельство, а защитник — нет. Вместо него это мог сделать сам обви­няемый, однако, не имея опыта в подобных делах и часто будучи не в состоя­нии сориентироваться, он допускал ошибки. Судебный следователь был гаран­том соблюдения его прав: он не подчинялся прокурору и мог как согласиться с его указаниями, так и отказаться их выполнять.

Однако судебный следователь в деле Мити, Николай Парфенович, не был беспристрастен. Он чувствовал к прокурору «необыкновенное уважение и почти сердцем сошелся с ним. <?…> …В свою очередь молоденький Николай Парфенович оказался единственным тоже человеком в целом мире, которого искренно полюбил наш „обиженный“ прокурор».

Во время допроса Мити сразу после его задержания следователь и прокурор действуют заодно:

«…Они успели кое в чем сговориться и условиться насчет предстоящего дела, и теперь, за столом, востренький ум Николая Парфеновича схватывал на лету и понимал всякое указание, всякое движение в лице своего старшего сотоварища, с полуслова, со взгляда, с подмига глазком».

Скорее всего, Николай Парфенович хотел помочь своему другу. Дело Мити Карамазова не казалось спорным и особенно проблемным, доказать его вину было легко. И это помогло бы прокурору заработать признание и известность.

Тайна аффекта

Чтобы спасти Митю от каторги, его бывшая невеста Катерина Ивановна приглашает известного доктора. Что именно он должен сделать, рассказывает переживающей Грушеньке Алеша Карамазов:

«— Ну, а доктора-то, доктора зачем та выписала? — Как эксперта. Хотят вывести, что брат сумасшедший и убил в помешательстве, себя не помня, — тихо улыбнулся Алеша, — только брат не согласится на это».

Действительно, после судебной реформы защитники, чтобы добиться смягче­ния или отмены наказания, могли ссылаться на душевное состояние обвиняе­мого; в газетах это называли аффектом. Для этого во время предварительного следствия судебный врач должен был освидетельство­вать обвиняемого. Позже, уже при подготов­ке к суду, нужно было провести проверку с участием двух сторонних специалистов: на основании их мнений могло быть принято реше­ние о прекращении дела. Но доказать сумасшествие Мити было проблема­тично.

В подробном описании предварительного следствия не говорится о том, что земский доктор Варвинский, исполнявший обязанности судебного врача, и городской доктор Герценштубе проверили Митино психическое здоровье. А вот у второго подозреваемого — Смердякова — врачи заметили «некоторые ненормальности». Юристы XIX века, комментировавшие Судебные уставы и судебную практику, обращали особое внимание на то, что несвоевременное освидетельство­вание часто не позволяло доказать, что человек совершил преступление, будучи не в себе. Достоевский намекает, что Варвинский был пристрастен: не случайно впервые он появляется в романе в компании исправ­ника, товарища прокурора, судебного следователя (как уже было сказано, двое последних успели сговориться).

Братья Карамазовы краткое содержание

Роман «Братья Карамазовы» Достоевского, написанный в 1880 году, был задуман писателем как первая часть эпического произведения «История Великого грешника». Однако творческим планам Федора Михайловича не суждено было сбыться – спустя два месяца после публикации книги он скончался. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Братьев Карамазовых» по главам и частям.

Главные герои Федор Павлович Карамазов – глава семейства Карамазовых, мелкий помещик, развратный, жадный, эгоистичный старик. Дмитрий Федорович (Митя) – старший сын Карамазова, пьяница, кутила, дебошир, человек с необузданными страстями. Иван Федорович – средний сын, сдержанный, рациональный, в душе которого происходит борьба между верой в Бога и его отрицанием. Алексей Федорович – младший сын, искренний, честный, глубоко верующий юноша. Другие персонажи Катерина Ивановна – невеста Мити, гордая, решительная, жертвенная девушка. Грушенька – сожительница богатого купца, подлая, расчетливая молодая женщина, предмет вражды между стариком Карамазовым и Митей. Зосима – старец, наставник Алеши, который предвидел тяжелую участь Мити. Смердяков – молодой лакей в доме Карамазова-старшего, его внебрачный сын, жестокий, злобный человек. Госпожа Хохлакова – вдова, помещица, соседка Карамазовых, чья дочь Лиза влюблена в Алешу. Петр Александрович Миусов – двоюродный дядя Мити, дворянин, просвещенный интеллигент. Краткое содержание

Часть первая

Книга первая. История одной семейки

I. Федор Павлович Карамазов Первой супругой Федора Павловича была девушка из знатного дворянского рода Миусовых. От деспотичного мужа молодая женщина сбежала в Петербург, «оставив Федору Павловичу на руках трехлетнего Митю», а спустя время скончалась от тифа.

II. Первого сына спровадил Мальчика взял на воспитание его двоюродный дядя, Петр Александрович Миусов. Повзрослев, Митя попытался вытребовать от отца материнское наследство. Федор Павлович начал «отделываться малыми подачками, временными высылками», а спустя четыре года заявил, что все деньги закончились. III. Второй брак и вторые дети Отдав на воспитание Митю, Федор Павлович «очень скоро после того женился во второй раз». В этот раз он выбрал безответную сиротку, подарившую ему двух сыновей, Ивана и Алексея. Спустя время умерла и вторая жена, не выдержав тяжелой супружеской жизни с Карамазовым.

IV. Третий сын Алеша Алешу все «любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его». Повзрослев, «целомудренный и чистый» юноша решил уйти послушником в монастырь. Этот выбор был сделан Алешей под влиянием старца Зосимы.

V. Старцы Конфликт между Дмитрием и Федором Павловичем по поводу наследства накаляется до предела. Тогда Алексей и предлагает всей семьей собраться у старца Зосимы и вместе обсудить проблему.

Книга вторая. Неуместное собрание

I. Приехали в монастырь У монастыря собирается все семейство Карамазовых, а также Петр Миусов – опекун Дмитрия. Вся компания договаривается «вести себя здесь порядочно».

II. Старый шут В келье у Зосимы между Петром Миусовым и старшим Карамазовым происходит словесная перепалка. Петр Александрович просит прощения у старца за недостойное поведение Федора Павловича.

III. Верующие бабы Старец просит у присутствующих разрешения ненадолго выйти, «чтобы благословить ожидавших его». В небольшой пристройке толпятся женщины, пришедшие к старцу со своими бедами. Зосима выслушивает каждую, утешает и благословляет.

IV. Маловерная дама К старцу приезжает помещица Хохлакова, которая признается в отсутствии истинной веры. Старец отвечает, что вера достигается «опытом деятельной любви».

V. Буди! Буди! Во время отсутствия старца в келье разгорается жаркий спор между Иваном Федоровичем, Петром Миусовым и двумя иеромонахами на религиозные темы.

VI. Зачем живет такой человек! Федор Павлович скандалит, обвиняя старшего сына в растрате материнского капитала и его любовных похождениях – привезя с собой невесту, Катерину Ивановну, он, по словам отца, «к одной здешней обольстительнице ходит». «Дошедшая до безобразия сцена» заканчивается тем, что Зосима клянется в ноги Дмитрию.

VII. Семинарист-карьерист Оставшись наедине с Алешей, Зосима наказывает ему после своей смерти покинуть монастырь. Он благословляет его «на великое послушание в миру» и предсказывает большое счастье в большом горе.

VIII. Скандал Миусов и несколько иеромонахов и местный помещик получают приглашение отобедать у игумена. Федор Павлович решает напоследок напакостить. Он врывается к игумену и оскорбляет всех присутствующих, в том числе и священнослужителей.

Книга третья. Сладострастники

I. В лакейской Федору Павловичу прислуживают только три человека: «старик Григорий, старуха Марфа, его жена, и слуга Смердяков, еще молодой человек». Григорий – честный и неподкупный слуга, который, несмотря на настойчивые уговоры жены, не покидает своего барина.

II. Лизавета смердящая 25 лет тому назад Григорий наткнулся в бане на местную юродивую – Лизавету смердящую, только что родившую младенца. Все указывало на то, что младенец был незаконнорожденным сыном Федора Павловича. Карамазов разрешил оставить ребенка, и окрестил его Павлом Федоровичем Смердяковым. Повзрослев, мальчик стал лакеем в доме Карамазовых.

III. Исповедь горячего сердца. В стихах Алеша встречает старшего брата, который признается в том, что ему «случалось погружаться в самый, в самый глубокий позор разврата», и в сердцах читает ему гимн к радости Шиллера.

IV. Исповедь горячего сердца. В анекдотах Дмитрий рассказывает о своем знакомстве с Катериной Ивановной. Узнав о том, что ее отец подполковник растратил казенные деньги, Дмитрий предложил нужную сумму в обмен на ее девичью честь. Ради спасения отца Катерина Ивановна была готова пожертвовать собой, однако Дмитрий отдал девушке деньги безвозмездно.

V. Исповедь горячего сердца. «Вверх пятами» Став богатой наследницей, Катерина возвращает Дмитрию деньги. Кроме того, в письме она признается ему в любви и предлагает жениться на ней. Дмитрий соглашается, но вскоре страстно влюбляется в Грушеньку – корыстолюбивую сожительницу старого купца. Ради нее Митя без раздумий готов бросить свою невесту, и даже убить отца – своего главного соперника за внимание прелестницы. Он просит Алешу навестить Катерину и сообщить, что между ними все кончено, поскольку Митя – «низкий сладострастник и с неудержимыми чувствами подлое существо», растративший три тысячи рублей своей невесты на кутеж с Грушенькой.

VI. Смердяков Дмитрий узнает, что у отца припасен пакет с деньгами для Грушеньки, если она надумает к нему прийти. Он просит Смердякова сразу же предупредить его, если Грушенька покажется в доме отца. Смердяков – подлый, жестокий молодой человек себе на уме, страдающий припадками, который ни к кому не испытывает сердечной привязанности.

VII. Контроверза Алеша заходит к отцу, где застает брата Ивана, Григория и Смердякова, смело рассуждающего о вопросах веры.

VIII. За коньячком Под воздействием коньяка Федор Павлович забывает, что находится в компании Ивана и Алеши, и рассказывает, как жестоко унижал их мать. От этих слов у Алеши начинается припадок.

IX. Сладострастники В этот момент в дом врывается Дмитрий в полной уверенности, что отец скрывает от него Грушеньку. В гневе он избивает старика.

Х. Обе вместе Алексей приходит к Катерине и передает слова Дмитрия об их разрыве. Однако Катерине Ивановне обо всем уже известно от неожиданной гостьи – Грушеньки. Между женщинами происходит сцена, во время которой Грушенька показывает всю подлость своей натуры.

XI. Еще одна погибшая репутация Алеша получает письмо с признанием в любви от Лизы – больной дочери помещицы Хохлаковой. Он перечитывает его и трижды и, счастливый, засыпает «безмятежным сном».

Часть вторая

Книга четвертая. Надрывы

I. Отец Ферапонт В монастыре живет отец Ферапонт – главный соперник старца Зосимы. Это «великий постник и молчальник», упорно игнорирующий старца.

II. У отца Федор Павлович делится с Алешей своими планами: никому из сыновей он не намерен давать денег, поскольку собирается жить еще долго и предаваться «сладкой скверне».

III. Связался со школьниками По дороге Алеша натыкается на «кучку школьников». Шестеро мальчишек забрасывают камнями одного мальчика, который отчаянно пытается отбиться от них. Алеша хочет защитить его, но озлобленный мальчик кусает его за палец.

IV. У Хохлаковых В доме у Хохлаковых Алеша застает Ивана и Катерину – между ними происходит объяснение. Лиза с радостью узнает, что Алеша всерьез воспринял ее любовное послание, и готов жениться на ней «как придет законный срок».

V. Надрыв в гостиной У Хохлаковых Алеша убеждается в том, что «брат Иван любит Катерину Ивановну и, главное, действительно намерен «отбить» ее у Мити». Иван признается ей в своих чувствах, однако в ответ получает отказ. Катерина хоть и презирает теперь Дмитрия, но намерена до конца оставаться ему верной, даже в том случае, если он женится на Грушеньке. От Катерины Алеша узнает, что на днях Дмитрий Федорович прилюдно оскорбил отставного штабс-капитана Снегирева. Она просит отнести ему 200 рублей.

VI. Надрыв в избе Отыскав «ветхий домишко, перекосившийся, всего в три окна на улицу», Алеша обнаруживает в нем погрязшее в страшной нищете семейство Снегиревых: спившегося главу семейства, его слабоумную жену, дочь-калеку и сына – мальчика, укусившего его за палец.

VII. И на чистом воздухе Алеша просит принять 200 рублей от Катерины Ивановны, но Снегирев ожесточенно топчет купюры – он не намерен брать плату за свой позор.

Книга пятая. Pro и contra

I. Сговор Алеша возвращается к Хохлаковым. Он разговаривает с Лизой о любви, об их общем будущем. Этот разговор подслушивает госпожа Хохлакова.

II. Смердяков с гитарой В поисках Дмитрия Алеша натыкается на Смердякова. Тот сообщает ему, что оба брата, Иван и Митя, отправились в трактир о чем-то потолковать.

III. Братья знакомятся Иван беседует с Алешей, и впервые общается с ним на равных. Он делится своими планами – отправиться в Европу, начать новую жизнь.

IV. Бунт Братья принимаются рассуждать о Всевышнем, и Иван уверен, что «если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию». Глубоко верующий Алеша лишь беспомощно шепчет: «Это бунт».

V. Великий инквизитор Иван рассказывает Алеше поэму о Великом инквизиторе, заточившему Христа в тюрьму. Он просит сына Божьего избавить человечество от мук выбора между добром и злом. Великий инквизитор ждет от Христа возражений, но тот лишь молча целует его.

VI. Пока еще очень неясная У отца Иван застает Смердякова, который советует барину поскорее уехать из этого дома, в котором, по всей видимости, вскоре приключится беда. Он намекает, что завтра у него случится «длинный припадок».

VII. «С умным человеком и поговорить любопытно» Всю ночь Иван проводит в тягостных размышлениях, а наутро сообщает отцу, что через час отправляется в Москву. В тот же день у лакея случается приступ.

Книга шестая. Русский инок

I. Старец Зосима и его гости Алеша приходит к умирающему Зосиме. Старец наказывает юноше срочно отыскать старшего брата Дмитрия, чтобы «что-либо ужасное предупредить».

II. Из жития в бозе преставившегося иеросхимонаха старца Зосимы, составлено с собственных слов его Алексеем Федоровичем Карамазовым Святой подвижник в миру принадлежал бедному дворянскому семейству. Будучи офицером, он отправился на дуэль, во время которой на него снизошло озарение, после чего он ушел в монастырь.

III. Из бесед и поучений старца Зосимы Зосима рассуждает о жизни, и делится советами: не забывать о молитвах, любить ближнего своего, просить у Бога веселья, никого и никогда не судить, неустанно трудиться.

Книга седьмая. Алеша

I. Тлетворный дух После смерти старца возле его кельи собирается народ, привыкший «считать усопшего старца еще при жизни его за несомненного и великого святого». Большим разочарованием для верующих становится факт гниения старца. Этим обстоятельством спешит воспользоваться Ферапонт, праведность и святость которого уже ни у кого не вызывает сомнений.

II. Такая минутка Для Алеши день смерти Зосимы становится «одним из самых тягостных и роковых дней» в его жизни. В подавленном состоянии Алешу находит его приятель Ракитин, и уговаривает отправиться к Грушеньке.

III. Луковка Грушенька ласково встречает молодых людей. Особенно она рада Алеше, и бессовестно запрыгивает «на колени, как ласкающаяся кошечка». Однако Алеша никак не реагирует заигрывания Грушеньки – «великое горе души его поглощало все ощущения».

IV. Кана Галилейская Тем временем Алеша возвращается в скит, где засыпается у гроба Зосимы. Ему снится старец – он счастлив и весел, и просит не бояться смерти, не бояться Господа.

Книга восьмая. Митя

I. Кузьма Самсонов В попытке отыскать нужную сумму, Дмитрий Федорович обращается за советом «к купцу Самсонову, покровителю Грушеньки». Тот, в свою очередь, хочет подшутить над горе-ухажером и советует ему продать рощицу скупщику леса по прозвищу Лягавый.

II. Лягавый После долгих утомительных поисков Митя все же находит Лягавого. После разговора Митя осознает, что над ним жестоко подшутили. Беспрестанные мысли о Грушеньки гонят его обратно в город.

III. Золотые прииски Дмитрий Федорович отправляется к госпоже Хохлаковой в надежде занять у нее три тысячи рублей. Помещица обещает ему «больше, бесконечно больше, чем три тысячи» – совет заняться золотыми приисками.

IV. В темноте Терзаемый лютой ревностью, Митя отправляется к отцу. Григорий замечает убегающего Митю, и преследует его до самого забора. Недолго думая, Митя наносит старику сильный удар медным пестиком, который он взял у Грушеньки.

V. Внезапное решение Дмитрий, весь перепачканный кровью, врывается к чиновнику Перхотину, которому ранее закладывал свои пистолеты. Он выкупает оружие и отправляется на поиски Грушеньки в соседнее село Мокрое.

VI. Сам еду! На постоялом дворе Дмитрий находит Грушеньку в компании поляков. Он показывает хозяину деньги и приказывает созвать цыган, музыку, шампанское – Митя готов кутить!

VII. Прежний и бесспорный Митя дает понять, что в его распоряжении есть только одна ночь, и он хочет «музыки, грому, гаму, всего что прежде». Он присоединяется к полякам и до утра играет с ними в карты.

VIII. Бред Ночь проходит в хмельном угаре, безумном кутеже, она напоминает «нечто беспорядочное и нелепое». Ранним утром на постоялом дворе появляется исправник и следователь, и Митю арестовывают по подозрению в убийстве отца.

Книга девятая. Предварительное следствие I. Начало карьеры чиновника Перхотина Молодой чиновник Перхотин, впечатленный зрелищем обезумевшего окровавленного Дмитрия Федоровича, решает, что «пойдет теперь прямо к исправнику и все ему расскажет».

II. Тревога Перхотин докладывает о случившемся исправнику, и настаивает на том, «чтобы накрыть преступника прежде, чем он, пожалуй, и в самом деле вздумал бы застрелиться».

III. Хождение души по мытарствам. Мытарство первое Митя отказывается признаваться в убийстве отца. Он радуется, узнав, что старик Григорий остался жив после нанесенного увечья. На допросе Митя чистосердечно признается о своей ненависти и ревности к отцу, и это только усугубляет его тяжелое положение.

IV. Мытарство второе Вскоре допрос надоедает Мите. Он возбуждается, кричит, замыкается в себе, оскорбляет допрашиваемых. Однако ему объясняют, какую степень вреда он себе наносит, «отказываясь дать то или другое показание», и допрос продолжается.

V. Третье мытарство Митя пытается вспомнить все подробности страшного вечера. Он сознается, что условные знаки, которые должна была дать Грушенька его отцу, он узнал от Смердякова.

VI. Прокурор поймал Митю Унизительным для Мити становится обыск его личных вещей, но еще тяжелее ему раздеться донага перед незнакомыми людьми. Неопровержимым доказательством преступления Дмитрия становится разорванный конверт из-под трех тысяч, найденный в спальне старика Карамазова.

VII. Великая тайна Мити. Освистали Митя вынужден признать, что деньги, на которые он всю ночь кутил, были получены от Катерины Ивановны. Он уже в полной мере осознает, что «пропал», и теперь его только волнует судьба Грушеньки.

VIII. Показание свидетелей. Дите Начинается допрос свидетелей. Грушеньке удается убедить Митю в том, что она уверена в его невиновности. Благодаря этой поддержке Мите «хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету».

IX. Увезли Митю После подписания протокола Митя узнает, что «он от сей минуты арестант и что повезут его сейчас в город, где и заключат в одно очень неприятное место». Следствие будет продолжено в городе.

Книга десятая. Мальчики

I. Коля Красоткин Коля Красоткин «был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого». Он был отличным товарищем, и заслуженно пользовался уважением одноклассников.

II. Детвора Коля вынужден присматривать за двумя малышами в отсутствие их матери. В этот раз это занятие не доставляет ему радости – он спешит по какому-то важному делу.

III. Школьник Коля встречается со своим приятелем. Они обсуждают Илюшу, которого еще два месяца назад закидывали камнями – мальчик серьезно болен, и даже «недели не проживет». Приятели направляются к Алеше Карамазову, с которым хотят переговорить.

IV. Жучка Коля рассказывает Алеше, как Смердяков научил Илюшу «зверской шутке, подлой шутке» – засунуть булавку в хлебный мякиш, и накормить им голодную дворовую собаку. Он скормил такой хлеб Жучке, и долго не мог прийти в себя, вспоминая мучения несчастного животного. Даже когда Илюша заболел, он все вспоминал и звал Жучку. Ее пытались отыскать, но так и не нашли.

V. У Илюшиной постельки Коля навещает Илюшу и поражается тому, насколько он слаб. Больной мальчик очень рад видеть своего товарища, но его счастью нет предела, когда Илюша приводит к нему Жучку – здоровую и невредимую.

VI. Раннее развитие В самый разгар веселья к Снегиревым приходит столичный доктор, которого специально вызвала Катерина Ивановна. Коля и Алеша принимаются рассуждать о смысле жизни.

VII. Илюша Приговор доктора неутешителен. Перед смертью Илюша просит отца взять на воспитание «хорошего мальчика, другого» и никогда его не забывать.

Книга одиннадцатая. Брат Иван Федорович

I. У Грушеньки Алеша навещает Грушеньку, и та просит его выведать, какой секрет появился между Иваном и Дмитрием, из-за которого настроение у заключенного заметно улучшилось.

II. Больная ножка От госпожи Хохлаковой Алеша узнает, что Катерина вызвала из Москвы доктора, чтобы тот смог подтвердить невменяемое состояние Мити в момент преступления.

III. Бесенок Лиза сообщает Алеше, что берет назад свое обещание стать его женой. Она признается юноше, что по-прежнему любит его, но не уважает за его доброту и терпимость к людским порокам.

IV. Гимн и секрет Митя понимает, что ему придется до конца жизни тяжело работать на рудниках, и он приходит к Богу – «каторжному без бога быть невозможно». Митя выдает брату свой секрет – Иван предлагает ему бежать, но все решится после завтрашнего заседания суда.

VI. Первое свидание со Смердяковым По приезду из Москвы Иван Федорович навещает Смердякова в больнице, и выясняет у него все подробности загадочного приступа и совершенного преступления.

VII. Второй визит к Смердякову При повторной встрече лакей обвиняет Ивана в том, что тот сам желал «смерти родителя» и нарочно уехал в Москву, чтобы не присутствовать при страшной трагедии. Иван начинает подозревать Смердякова в убийстве отца.

VIII. Третье, и последнее, свидание со Смердяковым Смердяков признается в убийстве, на которое он решился под влиянием атеистических рассуждений Ивана. Переиначив слова Карамазова на свой лад, Смердяков понял, что всем «все, дескать, позволено». Лакей передает Ивану пачку украденных купюр и в подробностях рассказывает, как совершил преступление. При этом он постоянно повторяет, что именно Иван и есть «самый законный убивец», а он лишь стал орудием в его руках.

IX. Черт. Кошмар Ивана Федоровича Признание Смердякова глубоко поражает Ивана, и белая горячка овладевает «его издавна расстроенным, но упорно сопротивлявшимся болезни организмом».

Х. «Это он говорил!» Алеша вбегает к Ивану и сообщает о том, «что Смердяков лишил себя жизни» – повесился. Иван не удивляется – в бреду он беседовал с чертом, и тот ему об этом рассказал.

Книга двенадцатая. Судебная ошибка

I. Роковой день В судный день Митя повторяет, что виновен в разврате, пьянстве и лени, «но в смерти старика, врага моего и отца, — не виновен», равно как и в краже трех тысяч рублей.

II. Опасные свидетели Продолжается заседание суда, поочередно выступают защитник подсудимого и прокурор. Ведется точный подсчет денег, истраченных Митей на постоялом дворе в роковую ночь.

III. Медицинская экспертиза и один фунт орехов Медицинская экспертиза, на которой настаивала Катерина Ивановна «тоже не очень помогла подсудимому». Приглашенные врачи свидетельствуют, что Дмитрий Федорович «находится в совершенно нормальном состоянии».

IV. Счастье улыбается Мите Во время допроса Алеша уверенно говорит, что отца убил не брат, а Смердяков, однако у него нет «никаких доказательств, кроме каких-то нравственных убеждений». Катерина рассказывает все без утайки, начиная от знакомства с Митей и заканчивая последним с ним унизительным свиданием. После ее рассказа в зале суда «что-то симпатичное пронеслось в пользу Мити».

V. Внезапная катастрофа Иван Федорович передает судебному приставу отцовские деньги, которые «получил от Смердякова, от убийцы». Но после этого заявления с Иваном приключается сильнейший припадок, и его выводят из зала суда.

VI. Речь прокурора. Характеристика Прокурор ведет обвинительную речь. Он с особой тщательностью препарирует все семейство Карамазовых, в котором видит элементы «современного интеллигентного общества».

VII. Образ исторический Прокурор в деталях описывает события рокового вечера, объясняя мотивы поступков, совершенных Митей.

VIII. Трактат о Смердякове Прокурор рассуждает о Смердякове и его возможной причастности к убийству Карамазова. В ходе своих рассуждений он приходит к выводу, что тот ни в чем не виновен.

IX. Психология на всех парах. Скачущая тройка. Финал речи прокурора Речь прокурора, в которой он особое место уделил психологии преступления, очень нравится публике. Многие не сомневаются, что сказанное им – «все правда, неотразимая истина».

Х. Речь защитника. Палка о двух концах Наступает черед держать речь защитнику. Он предъявляет факты, говорящие о невиновности Мити, и вместе с тем намекает на «некоторое злоупотребление» психологии в обвинительном выступлении прокурора.

XI. Денег не было. Грабежа не было Основной упор в своей речи защитник делает на то, что грабежа, по сути, не было – «нельзя обвинять в грабеже, если нельзя указать с точностью, что именно ограблено, это аксиома».

XII. Да и убийства не было Защитник возмущен тем, что Митя выступает в качестве основного подозреваемого только потому, что обвинители следуют своей логике: «Кто же убил, как не он?».

XIII. Прелюбодей мысли Защитник уверен, что если бы жертвой оказался не отец обвиняемого, а какой-то другой человек, обвинители не спешили «бы губить судьбу человека по одному лишь предубеждению против него».

XIV. Мужички за себя постояли Слово предоставляют Мите, и он в очередной раз клянется в своей невиновности и просит о пощаде. После продолжительного совещания присяжные выносят приговор – «Да, виновен!».

Эпилог I. Проекты спасти Митю Иван Федорович страдает от сильного нервного расстройства, и за ним ухаживает Катерина Ивановна. Вместе с Лешей они обсуждают проект побега Мити и Грушеньки в Америку, который еще ранее запланировал Иван.

II. На минутку ложь стала правдой Митя лежит в больнице – после оглашения приговора он «заболел нервною лихорадкой». Алеша предлагает брату бежать, и тот соглашается. К Мите приходит Катерина Ивановна, и они в слезах просят друг у друга прощения.

III. Похороны Илюшечки. Речь у камня На похороны Илюшечки приходят его школьные товарищи и Алеша. Возле камня, где так любил сидеть мальчик, они дают клятву никогда не забывать Илюшу и друг друга. Алеша призывает их всем сердцем любить жизнь и совершать добрые поступки, поскольку жизнь невообразимо прекрасна, особенно когда «что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое».

Заключение Произведение Достоевского имеет сложную многоплановую структуру. Точно определить его жанр невозможно, поскольку в нем присутствуют признаки социально-бытового, философского, любовного и даже детективного романа.

После ознакомления с кратким пересказом «Братьев Карамазовых» рекомендуем прочесть роман полностью.

Тайна мужичков-присяжных

Вердикт по Митиному делу должны вынести 12 присяжных: «четыре наших чиновника, два купца, шесть крестьян и мещан». По словам рассказчика, собравшаяся кол­легия очень не нравится публике, которая наблюдает за процессом:

«У нас в обществе, я помню, еще задолго до суда, с некоторым удивле­нием спрашивали, особенно дамы: „Неужели такое тонкое, сложное и психологическое дело будет отдано на роковое решение каким-то чиновникам и, наконец, мужикам, и что-де поймет тут какой-нибудь такой чиновник, тем более мужик?“»

Почему такой набор присяжных смущает публику? Согласно Судебным уставам, чиновники и крестьяне были обязательными участниками каждой коллегии — наряду с дворянами, купцами и мещанами. Автоматически зачислялись в списки потенциальных присяжных чиновники ниже 5-го класса (те, кто был выше классом, освобождались от этой обязанности), а также крестьяне, которые были избраны в волостные суды или были представите­лями сельского самоуправления, например старостами. В остальных случаях должен был действовать жесткий и достаточно высокий имущественный ценз. Возможно, именно здесь кроется секрет недовольства посетителей суда.

Заседание суда присяжных по уголовному делу в период царствования Александра II. Литография второй половины XIX векаaria-art.ru
Потенциальные провинциальные присяжные должны были владеть как минимум сотней десятин земли (более 100 гектаров) или недвижимостью минимум на 500 рублей или же получать годовой доход не менее 200 рублей в год. Для жителей крупных городов и тем более столицы требования были выше. Эти ограничения считались гарантом законности и порядка в суде и не допускали откровенно бедных и несведущих людей к решению важных вопросов.

Коллегия присяжных по делу Мити описана так, что действительно возникают сомнения в ее достатке и способности объективно принимать решения «В самом деле, все эти четыре чиновника, попавшие в состав присяжных, были люди мелкие, малочиновные, седые — один только из них был несколько помоложе, — в общест­ве нашем малоизвестные, прозябавшие на мелком жалованье, имевшие, должно быть, старых жен, которых никуда нельзя показать, и по куче детей, может быть даже босоногих, много-много что развлекавшие свой досуг где-нибудь картишками и, уж ра­зумеется, никогда не прочитавшие ни одной книги. Два же купца имели хоть и степенный вид, но были как-то странно молчаливы и неподвижны; один из них брил бороду и был одет по-немецки; другой, с седенькою бородкой, имел на шее, на красной ленте, какую-то медаль. Про мещан и крестьян и говорить нечего. Наши скотопригоньевские мещане почти те же крестьяне, даже пашут. Двое из них были тоже в немецком платье и оттого-то, может быть, грязнее и непри­гляднее на вид, чем остальные четверо».. По закону на каждый процесс изначально отбирали более 12 присяжных, а уже потом прокурор и адвокат могли заявить отвод кандидатов, вызывающих подозрения. После коллегию составляли практически случайным способом, соблюдая, однако, сословные пропорции. Тогда почему товарищ прокурора, адвокат (да и сам Достоевский) набрали именно такую коллегию?

Потому что они хотели, чтобы решение по делу принимали «мужички», как после оглашения приговора их иронично называла публика. Прокурор, по-види­­мому, рассчитывал, что они поверят уликам, а его разоблачительная речь произведет на них впечатление. Адвокат думал, что сможет обмануть «мужичков», впечатлить и запутать. А Достоевский хотел показать, что запу­тать таких присяжных невозможно. Критикуя «прелюбодеев мысли» — именно так («Прелюбодей мысли») называется одна из глав с выступлением Фетюко­вича, адвоката Мити (его прототипом был реальный юрист Владимир Спасо­вич, о котором писатель отзывался неблагожелательно), — он считал, что часто юридическая риторика противоречит всем возможным моральным принци­пам, а в погоне за победой они отрицают значение не только показаний и улик, но и самого преступления. Образованных присяжных Фетюкович обязательно перетянул бы на свою сторону — так произошло со зрителями, которые после его выступления ждали оправдательного вердикта. А «мужички» остались верны уликам и предоставленным фактам.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: