«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения


История создания

Как это часто бывает, признание людей к «Бесприданнице» пришло лишь через несколько лет после смерти самого автора. Первые поставленные спектакли в петербургском и московском театрах, к сожалению, были весьма провальными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и сразу была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Есть мнение, что Островский написал драму, основываясь на реальных событиях, которые ему пришлось наблюдать за свою жизнь, будучи мировым судьей в Кинешемском уезде.

Замысел этого произведения был задуман автором осенью 1874 года, но работа над ним шла долго и кропотливо. За время её написания автор выпускает ещё несколько произведений, а «Бесприданницу» заканчивает лишь в январе 1879 года. Пьеса, которая не была принята и признана в своё время, сейчас стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема — Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Возможно, вам также будет интересна статья: Чехов «Дама с собачкой» — анализ произведения

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

Суть произведения

Для начала стоит определиться, кто же такая бесприданница? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которое должно было войти в капитал ее будущей семьи. Женщина в те времена не работала, следовательно, мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, ему было не на что надеяться, супруга никак не могла помочь ему в финансовых делах, да и дети ее автоматически оставались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки усердно пытались завоевывать внимание женихов своей красотой, родословной и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычной бесприданницы, которая упорно ищет настоящую, искреннюю любовь на земле, но осознаёт, что её не существует. Никто так и не решился заглянуть в её душу и проявить к ней искренний интерес, поэтому девушка становится обычной вещью для богача, у неё просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – выйти замуж за жалкого, эгоистичного и непритязательного Карандышева, мелкого клерка, который опять же женится на Ларисе ради самоутверждения. Но и этот вариант она отвергает. Автор демонстрирует все жизненные противоречия, которые окружают нас, на примере судеб героев. Суть пьесы «Бесприданница» заключается в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и подло люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет лишь черпать собственную выгоду.

Суть

Пьеса «Бесприданница» рассказывает о судьбе молодой девушки — Ларисы Огудаловой. Она выросла с матерью Харитой Игнатьевной Огудаловой. Ее мать была гостеприимной, «легкой», хитрой женщиной, которая проводила обеды в честь Ларисы. На шумных вечерах проворная она устраивала смотрины своей утонченной, талантливой дочери, таким образом «вытягивая» деньги со всех потенциальных женихов, которые приходили посмотреть на девушку и насладиться ее пением.

Однако Лариса была противоположностью своей матери — ей не нравились постоянные вечера, притворство, с которым она была обязана всем улыбаться, пристальные оценки со стороны. Ей не нужны были роскошь и богатство, она хотела мирной спокойной жизни где-нибудь в глухой деревне. Зато Харита Игнатьевна желала себе «достойной», беспечной жизни, поэтому пользовалась внешней и внутренней красотой дочери, постоянно выискивай ей богатого жениха.

Единственной причиной, из-за которой Ларисе пришлось страдать и, впоследствии, погибнуть, было то, что она — бесприданница. Общество восхищалось ей, но в то же время отталкивало от себя. Никто не хотел брать в жены бесприданницу. В те времена женщины не работали, а только могли вести хозяйство, следовательно, они не могли финансово помочь своей будущей семье.

Главные герои

  1. Действующими лицами в пьесе стали: Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не имеющая приданного. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего непростого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена жизни писателя. Героиня очень любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Карандышевым, девушка чувствует себя вещью, её личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что не сможет полюбить его, так, как любит другого. Она одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее нрав кроток и спокоен, но в глубине души она – страстная натура, желающая взаимной любви. Потаенная сила воли проявлялась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску быть опозоренной и непонятой своим окружением. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она станет женой Паратова, либо искать ее следует в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, на кон она ставит и честь, и саму себя. Образ Ларисы Огудаловой мы разобрали в сочинении.
  2. Харита Игнатьевна — госпожа Огудалова, мать Ларисы Огудаловой, небогатая дворянка, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не смогла выдать трем дочерям приданое, так как её состояние не было велико. Она сама еле сводит концы с концами, но умудряется закатывать обеды и вечера, чтобы найти партию для своей последней барышни на выданье.
  3. Юрий Карандышев — небогатый чиновник, жених Ларисы Огудаловой, отличался чрезмерной самовлюбленностью и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глуповато. Лариса была для него игрушкой, которой он мог бы похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения Огудаловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он всем ровня. Его показное высокомерие, попытки нравиться и снискать почет раздражают общество и саму героиню, в сравнении с достоинством и силой Паратова этот маленький человек безнадежно проигрывает. Он окончательно опускается в глазах невесты, когда напивается на званом обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волгу, чем к нему в жены.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богатый человек, который часто выбрасывал деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами красиво, поэтому ему после постепенного разорения удалось завладеть сердцем богатой наследницы. Очевидно, что он – такой же бездушный эгоист, как Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет производить впечатление. Душа компании и балагур, превыше всего любит веселиться и бросать пыль в глаза, потому и выбирает брак по расчету, а не искренние чувства.
  5. Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он – купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову.
  6. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Очень конкретный и обстоятельный человек, вместо всего и сразу обещает девушке, которую хочет сделать своей содержанкой, материальные блага, оговариваясь: «Для меня невозможного мало».
  7. Аркадий Счастливцев (Робинзон) — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние.
  8. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — прислуга в кофейне.

Основные персонажи

Все образы героев ярко показывают представителей купечества той эпохи, главные персонажи — люди, для которых настоящие человеческие чувства к тем, кто стоит ниже по сословию, не имеют ценностей. Основные действующие лица:

Лариса Огудалова — юная привлекательная девушка

  1. Лариса Огудалова — юная привлекательная девушка, которая не имеет приданного. Женщина себя чувствует унизительно из-за сложного положения в обществе. Она любит помечтать, потому влюбляется в богатого человека. С Карандышевым Лариса себя ощущает вещью, она сказала, что не сможет полюбить клерка, поскольку имеет чувства к другому.
  2. Карандышев — мелкий чиновник, жених главной героини, характеризуется навязчивостью и эгоизмом. Лариса для него лишь игрушка, которой он хвастался перед остальными.
  3. Харита Игнатьевна — мама Ларисы, небогатая женщина, вдова, не может дать дочкам приданое, поскольку у нее небольшое состояние.
  4. Кнуров — богатый престарелый человек, который оказывает знаки внимания Ларисе, хоть и имеет жену.
  5. Вожеватов — знакомый Ларисы, обеспеченный, но подлый человек. Он никогда не влюблялся и не знает этого чувства. Очень хитер и остроумен.
  6. Паратов — уважаемый богатый помещик, выкидывает деньги на ветер. Живет роскошно и ухаживает красиво за девушками. После разорения завоевывает сердце богатой женщины.

Основная тема

Драма человеческой души в безнравственном обществе — это и есть основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Бесприданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудалову. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь.

Темы и проблемы

  1. Основная тема пьесы — деформированные отношения в обществе. У людей складываются отношения, основанные на торговле: если «товар» имеет достойный вид, то его покупают, если же нет, то исключают из общества. Так поступили и с Ларисой: все воспринимали ее как высококачественный «товар», поэтому были готовы платить за нее и одаривать подарками. Кнуров и Вожеватов «съездили бы с ней в Париж», Харита Огудалова берет за смотрины дочери деньги, Карандышев использует Ларису как способ возвыситься в обществе и обзавестись полезными связями.
  2. Любовь в таком мире не существует. Когда Лариса влюбляется в Сергея Паратова, ее ждет разочарование. Сергей Сергеич навряд ли испытывал к девушке взаимные чувства: он покинул ее, не предупредив об отъезде, и не дав ни малейших обещаний. В свою очередь Лариса была готова броситься вслед за Паратовым, она сохраняла свои чувства к мужчине целый год. Девушка настолько сильно любит Паратова, что называет «мужеством» то, что он, не дрогнув, стрелял в нее из пистолета.
  3. Бесчестие становится нормой. Паратов сумел выгодно обручиться и получить «полмиллиона» приданого. Сергей Сергеич Паратов представляет тот тип человека, который комфортно чувствует себя в данном типе общества. Он торгует собой, ищет состоятельных невест, сравнивает лучшие варианты. Он не побоялся солгать Ларисе, пообещав ей взаимную любовь, только чтобы унизить Карандышева.
  4. Нравственные проблемы присутствуют у каждого героя «Бесприданницы». Несмотря на все положительные характеристики Ларисы Огудаловой, героиня дает себе право сбежать от Карандышева, своего жениха. Такой поступок можно объяснить любовью к Сергею Паратову, но он не оправдывает ее действий. Как уже упоминалось раньше, Карандышев радуется выгодному браку, Харита Игнатьевна буквально живет за счет дочери, а Вожеватов с Кнуровым подкидывают монету для того, чтобы выбрать, кому достанется Лариса. Цинизм и равнодушие стали основой межличностных отношений, где деньги вытеснили людей. Это и есть проблематика драмы.

Проблематика

Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная.

  1. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.
  2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.
  3. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

В чем смысл пьесы?

Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейно-тематическим содержанием даже опытного и привередливого читателя. Главная идея драмы Островского «Бесприданница» заключается в осуждении слишком высокого значения богатства и денег в обществе. Материальные блага в жизни играют самую важную роль, человек, который не имеет их, может быть лишь игрушкой в руках богача, не имеющей право на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которые чахли над своим состоянием. Вокруг Ларисы Огудаловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, которые губят её чистую, светлую душу. Эти качества и определили цену жизни женщины, перепродавая её между собой как безликую и бездушную вещь. И цена эта невелика.

На примере образа героини писатель показывает, как страдает сердце бесприданницы, которая виновата только в том, что не имеет за плечами состояния. Так нечестна и несправедлива бывает судьба по отношению к нищим, но очень светлым и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в свои идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии бесприданницы? Она не смогла смириться с крушением своей мечты, с разрушением своих убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она расположилась так, как надо ей, как должно было произойти в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит ее прощальная реплика в адрес матери. Она поставила всему свету условия: либо ее мечта сбывается, либо она уходит из жизни, не унижаясь до брака и сожительства по расчету. Даже если бы Карандышев ее не убил, она бы выполнила свое же предостережение и утопилась в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордости и непримиримости с пошлостью окружающей среды.

Перед нами классическое столкновение романтических мечтаний и суровой, пошлой реальности. В этом сражении всегда побеждает последняя, но автор не теряет надежды на то, что хотя бы какие-то люди образумятся и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных взаимоотношений. Он делает акцент на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые надо научиться отличать от суетных дрязг пустых и мелочных подлецов. Бунт героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

В чем современность произведений Бесприданница и Гроза А.Н. Островского

В своих произведениях А.Н. Островский поднимает важную проблему положения женщин в обществе 19 века, но при этом один главный посыл в его произведениях звучит не только современно – он актуален во все времена, а особенно сейчас, в нашем циничном мире.

Чтобы понять в чем же современность произведений А.Н. Островского – «Гроза» и «Бесприданница» — рассмотрим двух главных героинь этих произведений.

Во время Островского женщины большей частью не были эмансипированы, хотя это движение уже набирало обороты. Среднестатическая женщина – неважно какого сословия она была – из дворянской, купеческой или крестьянской семьи – она была так или иначе подчинена мужчине.

Мужчина выбирал куда ей ездить, с кем общаться, она могла выбирать себе одежду и подруг, но он мог вполне оставить женщину дома или сказать переодеть какой-то наряд, если ему что-то не нравилось.

В дворянской семье нравы были чуть посвободнее, но домострой властвовал везде. Подчинение было уделом женщины. Оно начиналось когда ей сватали нелюбимого мужчину, выбранного родителями из-за положения в обществе, денег или титулов и продолжалось всю ее жизнь. Именно из-за этого женщины часто изменяли своим мужьям. Измена существовала всегда, она есть и в 21 веке и все-таки, сейчас гораздо больше счастливых браков, потому, что строятся они не на подчинении, а на любви.

Разводы в те времена были формально запрещены. Чтобы развестись – каждой женщине требовалось пройти через унижения и навсегда испорченную репутацию, но жить с нелюбимым мужем было порой просто невыносимо и женщины шли на крайние меры – сбегали из дома, бросали все, ставили крест на репутации, прежней жизни, порой и родственных связях и шли за любимым человеком, а если так сделать не получалось – сводили счеты с жизнью.

У Островского остро показан этот домостроевский уклад, это бесправие женщин на фоне просвещенного и цивилизованного в целом 19 века. Два его ярких произведения – «Гроза» и «Бесприданница» иллюстрируют казалось бы две совершенно разные ситуации и при этом такие схожие в своем несчастье, судьбы двух молодых женщин.

Если рассмотреть судьбу Катерины, то это прежде всего – ее борьба с «Темным Царством». В роли темного царства выступает ее окружение, ее равнодушный и не имеющий своего мнения муж, ее жестокая и циничная мачеха Кабаниха, двор Кабанихи, который ее постоянно осуждает и даже ее любимый мужчина, который призван был спасти ее от этого Темного Царства – оказался мелочным и трусливым, пока его все устраивало, он был с Катей, но когда начались проблемы – он просто ушел.

Борьба с Темным Царством закончилась не в пользу Катерины – она проиграла, причем проиграла в первую очередь потому, что она толком и не боролась. Подчиненное положение женщины настолько въелось в ее сознание, что даже когда было можно преступить эту черту и перестать быть зависимой, она как будто искала, от кого бы стать зависимой.

Она была изначально очень зависима от религии. С одной стороны это хорошо – верить в Бога, всегда держаться светлой стороны, но некая фатальность, фанатизм в религиозных чувствах – сделали ее совершенно ведомой по жизни. Она постоянно считала, что ее покарают Высшие Силы, что она живет недостойно, делает что-то не так.

Попав в семью Кабанихи она совершенно была подавлена властной и циничной женщиной, которой нравилось как бы сейчас выразились «троллить» Катерину, постоянно напоминая ей, что она в этой семье ничего не решает и не имеет права голоса.

Ее муж Тихон – полностью зависимый от матери, может и мог бы ее любить, но он был так занят тем, чтобы избегать материнского гнева и вмешательства, что был совершенно равнодушен к чувствам и эмоциям своей жены.

Оставшаяся без поддержки женщина совершенно отчаялась и тут появился человек, которого она полюбила. Он мог бы стать ее спасителем, но он фактически предал ее – он боялся, что их раскроют, просил ее молчать и не выдавать их отношений, как будто стыдился их и зная, что все это вместе тяготит Катерину – даже не попытался ее спасти, просто сообщил, что уезжает и не сможет взять ее с собой. Фактически никаких глубоких чувств у него к ней не было и это окончательно сломало Катерину.

Показательным было то, что она и любимому человеку сказала то, что имело смысл – что своей воли у нее нет, над ней теперь его воля.

У Катерины фактически была рабская психология — она постоянно хотела подчиняться кому-то и от этого же сильно страдала, потому, что каждому человеку хочется свободы, но плохое окружение и слабая воля и она сломалась еще в самом начале борьбы.

Фактически потом она просто искала того, кому можно было довериться, но не умея иначе – постоянно считала себя ниже всех, хуже всех, недостойней всех и заслуживающей только подчиненного положения.

Она на него была согласна и с Борисом, но думала, что именно он освободит ее и поможет поверить, что она лучшая для него, но он отвернулся от нее и она покончила с собой.

«…А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!…»

«…Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами!…»

«…Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила…»

«…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов эких на ногах нет, так до жены ли мне?…»

«…Ну, теперь тишина у нас в доме воцарится. Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!…»

Катерина совершенно не воин и бороться пытается только внутренним страданием, как будто хочет, чтобы всем вокруг стало стыдно из-за ее страданий, они бы стали лучше и перестали быть такими плохими и изменились бы к ней. Но это ошибка, которая и погубила ее.

Вторая яркая героиня произведений А.Н. Островского это Лариса Огудалова. Она не фанатик как Катерина, не фаталист, не такая возвышенная как она. Он более приземлена, более жизненно и прагматично подходит к жизни. Это не возвышенная дева пронизанная тонкими материями, это вполне земная женщина, которая хочет земной обыкновенной любви.

У нее есть что-то от Варвары Кабановой. Она также не боится сбежать с любимым человеком, не теряется в сомнениях по-поводу того, что скажут люди, ей в сущности все равно, что о ней подумают – это может задеть ее гордость, но не чувства.

Но к сожалению, любимый человек не ответил ей взаимностью, он также, как и Борис в «Грозе» играл чувствами своей девушки. В отличии правда от Бориса, Сергей Сергеевич Паратов вообще даже слегка не был увлечен Ларисой. Борис был увлечен Катей, но его мелочность и эгоизм взяли над ним верх, он не любил ее глубоко, но все же она ему нравилась. Паратов же к Ларисе испытывал едва ли только влечение безо всяких чувств.

Лариса – сильнее Кати. Несмотря на то, что ее окружают те, кто тоже ее осуждает, у нее цель – быть с Сергеем Сергеевичем. Если бы он ответил ей взаимностью, все было бы хорошо, но он отвергает ее и ее воля также ломается, как воля Катерины.

Катерина была изначально очень слабой личностью, очень красивой и высокой духовно, но слабой, Лариса – гораздо сильнее ее, но и она не выдерживает предательства любимого человека.

Если бы он не появился, она бы вышла замуж за Карандышева и несмотря на то, что он пытался ею командовать, будучи замужем, она могла бы вполне неплохо устроиться. Скорее всего она бы изменяла мужу и т.к. замужество дало бы ей какие-то привелегии, она бы могла жить вполне спокойно. Да, Карандышев был не богат, но в те времена чиновникам давали титулы и при должном рвении они могли накопить приличное состояние.

Фактически лишь мимолетная психологическая травма сломала ее, несмотря на все, что она говорила Паратову, она бы сама никогда бы не покончила с собой. Если бы Карандышев не выстрелил и она бы все же смогла начать отношения с кем-то еще, например с тем же Кнуровым – она все равно бы осталась в выигрыше по отношению к тому самому символическому Темному Царству. Оно также присуствует в «Бесприданнице» как и в «Грозе», но более завуалировано.

«…Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»

«…Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было…»

«…Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна…»

«…С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал?…»

Случай в образе Карандышева лишил Ларису возможности наладить свою. Островский ясно дает понять – женщина либо ломалась сама и всю жизнь была несчастна, либо она сводила счеты с жизнью также сломленная, либо ей кто-то помогал это сделать.

Цинизм общества, очень строгие нравы и бесправие женщин в 19 веке делали их жизнь полной горя и отчаяния и лишь немногим удавалось выжить и выстоять в этой неравной борьбе и стать счастливыми.

Лариса и Катерина обе пытаются бороться против догм своего времени и отстаивать свое право на свободу и равноправие, но ни одной это не удается.

Катерина просто не в силах бороться, хотя очень старается, а Лариса старается найти удобную нишу и удобный курс поведения в жизни, чтобы не сильно страдать от этого бесправия.

Катерина решилась поставить точку и уйти из жизни, Лариса не могла это себе позволить, потому, что слишком хотела жить и радоваться жизни, у нее была возможность для этого, в отличии от Катерины. Но ее сломало предательство Паратова и ей показалось, что ее жизнь закончена уже сейчас. Любви нет, счастья нет. Поэтому она была рада, когда Карандышев выстрелил в нее.

Без сомнения, если бы ситуация изменилась, то она бы нашла себя, нашла способы выживать в этом мире, но ей не дали этого сделать.

Как и для Катерины, для Ларисы смерть стала избавлением, но в отличии от Катерины она хотела жить и она была сильнее ее. Ни одна из двух женщин не поступала правильно. Они обе пытались плыть по течению, изменяя что-то не кардинально, а только слегка внешне, именно поэтому ничего в их жизни не менялось в лучшую сторону.

В их положении и в то время когда они жили, было крайне сложно что-либо сделать, но возможно Катерине стоило не поддаваться отчаянию и пытаться бороться, не смотря ни на что, а Ларисе – не поддаваться отчаянию и не говорить плохих слов тому, от кого зависело очень многое в ее судьбе. Она не могла знать, что он хочет убить ее, но все же зная общество в котором она вращалась, она должна была знать, что просто так ее слова не пройдут и ее это обязательно коснется.

Катерине была нужна гордость Ларисы и смелость Варвары, а Ларисе возможно более тонкий склад психики как у Катерины, тогда бы с ними обеими бы ничего не случилось.

Фактически обеим женщинам была очень нужна искренняя настоящая любовь. А.Н. Островский хочет показать, как ранимы женщины, как легко их обидеть, выбить из колеи, как они хрупки и беззащитны в грубом внешнем мире, как им нужна поддержка, опора, забота, а вовсе не притеснение, подчинение и бесправие, что они буквально задыхаются в кандалах своего положения, не могут раскрыться, страдают.

Он дал понять, что и духовно тонкая слабая Катерина и сильная, прагматичная Лариса – одинаково хотят любить и быть любимы и обе одинаково способны сломаться от цинизма и предательства.

Это как никогда звучит современно сейчас. Сколько женщин в нашем обществе страдают от домашнего насилия и вообще от жестокости общества. Как часто оказываются без поддержки, без средств к существованию, как часто остаются доведены до отчаяния, потому, что их обидели, не поняли, раскритиковали, лишили надежды, разочаровали.

Женщины часто чувствуют себя несчастными из-за заевшего их быта, неустроенности, циничности окружающих и не видят выхода или находятся в сложной ситуации из-за любовного треугольника в своей жизни. Кто-то способен бороться, а кто-то страдает годами, прежде чем решается на борьбу.

А.Н. Островский сам очень уважал женщин, считал, что они должны быть счастливы в своей свободе и своем выборе, а потому показывая на контрасте поведение мужчин по отношению к женщинам в своих произведениях, давал понять и своим современникам и грядущим поколениям, что нужно избавляться от ханжества, цинизма, жестокости, неравноправия и стремиться к свободе и беречь чувства, как самое главное, что есть у человека кроме личной свободы.

Жанр

Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Целью психологической драмы является показать драматическое положение личности во враждебно настроенной среде. Как правило, персонажей драмы ожидает трагичная судьба, духовные страдания, внутренние противоречия. В произведении такого типа можно встретить много живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

Так, в пьесе Островского ярко описывается внутренне состояние Ларисы Огудаловой, которая бунтует против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой ради того, чтобы не жертвовать своими принципами. Героиня с трудом принимает обстоятельства, которые настигают её, она с ужасом терпит все испытания, приготовленные для неё судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что свойственно произведению в этом жанре.

Композиция

В «Бесприданнице» анализ включает в себя описание композиционной структуры произведения. Композиция пьесы выдержана по всем классическим законам, и состоит из четырех актов:

  • первый акт содержит в себе экспозицию и завязку (описание жизни Ларисы и ее семьи, приезд Паратова);
  • во втором акте происходит развитие событий (Лариса все больше убеждается, что ее личное счастье возможно только с Паратовым, и ради него готова пожертвовать многим);
  • третий акт – кульминация (обед у Карандышева, пение Ларисы, которое, по сути, является чистым и искренним признанием любви к Паратову);
  • четвертый акт – развязка (гибель Ларисы, которая в момент своей смерти от души прощает всех тех, кто, так или иначе, виновен в ее гибели).

Все события происходят в течение суток, что еще более усиливает драматизм истории. Линейная композиция позволяет автору максимально точно донести мотивы поведения главных действующих лиц. Становится понятно, что их поступки во многом обусловлены не только чертами характера, но и то средой, в которой они живут.

Быт и нравы провинции

В пьесе Островского освещены быт и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они и очень похожи, и, в то же время, отличаются друг от друга. Герои ведут себя достаточно раскрепощено и совсем не боятся показать окружающим своё истинное лицо, им становится неважно, что порой они выглядят довольно глупо. Не боятся они не в силу смелости или открытости характера. Они просто не понимают, что выглядят невежественными, скупыми, мнительными или ничтожными.

Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается постыдной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением достатка. Один из героев произведения Господин Кнуров предложил Ларисе стать его содержанкой, хотя сам давно уже был женат, его не волновало то, что чувствует героиня, на первом месте стояла лишь собственная выгода и похоть.

Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы успешно выйти замуж и хорошо жить. В таком мире очень сложно найти настоящую любовь и уважение, в мире, где все пропитано властью денег и скверными обычаями жадных людей, честная и умная женщина просто не смогла найти себе подобающего места. Ларису буквально погубили жестокие и бесчестные нравы её современников.

Автор: Мария Онилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: