Сочинение Образ Рагина в повести Палата номер 6 Чехова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образ Рагина в повести Палата номер 6

Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии, что у доктора возникает желание спасти больных от самой больницы. Это медицинское учреждение вселяет самые худшие мысли и способно только нанести еще больший вред здоровью уже больных людей. По мнению Андрея необходимо закрыть данную здравницу и сделать благое дело, выпустить всех пациентов на волю. Но тут же предавшись философским рассуждениям он приходит к выводу, что изменить ничего не получится и стоит оставить все бедственное положение без изменений.

Доктор постоянно предаётся своей особой философии к жизни, которая может оказаться многим не понятна. Он считает, что все в этом мире суета и обычному человеку остаётся только созерцать происходящее вокруг. Рагин полагает, что ничто не имеет никакого смысла, кроме высоконравственных проявлений ума. Жизнь он сравнивает с ловушкой и это является объединяющим несчастьем для всех.

Ежедневно доктор получает множество изданий печатной прессы, он будто пытается скрыться за ними от окружающей реальности. Андрей Рагин осознает весь печальный исход жизни, который приводит к потерям, страданиям и в конечном итоге смерти. Эти его пессимистические мысли лишают всякого смысла желание к чему-то идти и за что-то бороться.

Философская позиция Рагина не понятна другим героям. Эта позиция полного отрешения и бездействия, когда всё пускается на самотек — оказалась безосновательна. Рагин понимает это, когда уже стало слишком поздно и он сам оказался в роли пациента.

В образе самой палаты, в которой, вместо работы, придавался размышлениям доктор, автор скрыл всю хроническую болезнь общества. Это та тьма, в которой страдают беспомощные, а призванные помочь просто отсиживаются. В конечном итоге погружая Рагина в палату к больным, автор даёт понять, что каждая возникающая проблема требует незамедлительного решения. И тем самым намекает, что любой человек может внезапно оказаться в ситуации, когда-то непривычной для себя.

Характеристика 2

После поездки Чехова на Сахалин образ родины в его поэтическом понимании, погружается и становиться труднее. Ехал он через всю Сибирь в самое ужасное место российской каторги. После увиденного в Сибири особенно остров населенный каторжниками, его очень тронул за душу, как были заживо похоронены люди которые ни в чем не виноватые.

И под этим впечатлением он написал произведение – «палата №6»

Андрей Ефимович Рагин, является главным персонажем произведения «палата №6» . Он очень скромно без приказательных слов разговаривал со своими подчинёнными. Он приехал работать в больницу, которая в ужасающем состоянии, из маленького города и ему хочется уберечь самих пациентов от этой больницы. Эта больница оставляет ужасное мнение появляются мысли, что пациентам будет ещё хуже хоть они и так очень больны. Рагин думает, что нужно закрыть эту больницу, и сделать хорошее дело, выпустить всех больных на волю. Но тут же хорошо все обдумав понял, что изменить ничего не выйдет, и придется оставлять ужасное положение как есть.

Врач все время придерживается своих необычных принципов к жизни, люди которые его окружают этих принципов не понимают. Он думает, что в этом мире все суматошно, и простым людям остается только наблюдать за тем, что происходит вокруг. Рагин решил, что ничто не имеет смысла, кроме благородных мыслей в голове. Жизнь он сопоставляет с капканом, и это является объединяющей бедой для всех.

Каждый день врачу доставляют много изданий печатных газет, он вроде как хочет спрятаться за ними от происходящей действительности. Рагин понимает весь грустный исход жизни, который приводит к утерям, мучениям, и в конечном результате смерти. Эти его мрачные домыслы, забирают у него стремление чего-то достигать и за что-то бороться.

Его философское мнение не могут понять другие персонажи. Это позиция полного бездействия, когда все идет само собой – как выяснилось необоснованно. Доктор осознает это слишком поздно, и он сам оказался пациентом этой больницы.

В образе самой палаты, вместо того что б работать врач находился там в своих мыслях, писатель скрыл постоянную болезнь общества. Это та темнота, в которой мучаются беспомощные, а те которые должны помогать людям просто отсиживаются.

В конечном результате ложа Рагина в палату к душевнобольным, писатель делает акцент на том, что при возникновении проблемы, нужно ее быстро решать. И этим он намекает что человек может очутиться в ситуации когда-то непривычной для себя.

Сочинение Образ Андрея Рагина

Общество, социальная структура – суровая штука. Мнение массы, нормы большинства – они нередко меняют судьбы людей, подавляют личность. Такое насилие над личностью может казаться исходящим из государства или каких-то общественных структур, но в действительности оно исходит из примитивной человеческой природы.

Когда человек угоден обществу, он может нормально существовать, когда начинает отличаться – он объявляется сумасшедшим и Рагин – типичный тому пример. На самом деле требуется глубокое мужество и отвага для того чтобы быть мыслителем, для того чтобы презрительно относиться к навязанной социальной норме и условности.

На протяжении начала книги Рагин увлекается философией, он общается с почтмейтером на разные темы и презрительно рассуждает на тему нелепости мира. Тем не менее, такое общение и «духовный поиск» (именно в кавычках) – не более чем буржуазное развлечение, ментальное движение в замкнутом пространстве. Эти развлечения являются социально угодными, они не приносят никакого понимания, не требуют отваги, но и не выходят за рамки общественных приличий.

Когда Рагин начинает общаться с Громовым, то его окружение начинает «чуять» нечто неладное. На самом деле в этом обществе есть свой порядок, где обитатели шестой палаты – унтерменши и маргиналы, личности вне нормы и гораздо меньше люди, чем обитатели вне палаты и во многом «нормальные» люди остаются нормальными именно благодаря сумасшествию обитателей больницы. Рагин выходит за границы своей регулярной водки и чтения умных книжек, пустых упражнений ума, оказывается в мире на самом деле более честном и подлинном, там где Громов понимает намного больше других, хотя и является номинально сумасшедшим.

Остальные «нормальные» понимают этот факт и сознательно делают Рагина сумасшедшим. По сути, во многом этот герой выполняет просто функцию описания того как реагируют в обществе на определенное поведение. Если человек подобный Рагину начинает искать истины, стремится превзойти какие-то нелепые общественные рамки, то в итоге он оказывается вне этих рамок, но в самом худшем положении – он больше не человек в массовом понимании, он становится «сумасшедшим».

Конечно, эта фигура описывает всю драму искателей и искренних думающих личностей во все времена. Рагин оказывается под властью обстоятельств, которые диктуют подчинение общественному укладу, банальность и пошлость.

Другие сочинения: <- Епиходов в пьесе Вишневый сад? Чехов А.П.История жизни Раневской ->

«В чем заключается трагедия доктора Рагина»

Палата № 6 — это флигель для умалишенных в провинциальной больнице. И одновременно это образ-символ русской полицейской государственности. Присмотримся внимательно к описанию палаты — оно как бы раздваивается: то ли это сумасшедший дом, то ли тюрьма. Реализм на грани символа торжествует и в портретах обитателей палаты. Вот сторож Никита: «суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки». У Никиты лицо-символ, лицо, типичное и в больнице для умалишенных, и в тюрьме, и в полицейской будке. Столь же многозначительны и характеры больных. Таков Громов, российский интеллигент, страдающий манией преследования: «Достаточно малейшего шороха в сенях или крика на дворе, чтобы он поднял голову и стал прислушиваться: не за ним ли это идут? Не его ли ищут?» Перед нами болезнь, в концентрированном виде вместившая в себя вековые беды вольнодумной русской интеллигенции, вековую судьбу преследуемой, объявляемой вне закона и здравого смысла, но живой и упорной русской мысли. Не случаен в рассказе и другой мотив: в заведомо извращенном мире, живущем бездумно, по инерции, нормальным оказывается сумасшедший человек. Громов, пожалуй, самая честная и благородная личность в чеховском произведении. Он один наделен острой реакцией на зло и неправду. Он один протестует против насилия, попирающего правду. Он один верит в прекрасную жизнь, которая со временем воцарится на земле.

Антиподом Громова является доктор Рагин. Этот человек — воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению. Он оправдывает свою пассивность философски. Рагин убежден, что общественные перемены бесполезны: зло в мире неискоренимо, его сумма пребывает в жизни неизменной, а потому нет никакого смысла бороться с ним. Единственный достойный человека выход — уйти в себя, в свой внутренний мир. Свободное мышление — и полное презрение к суете мирской!

Громов возмущен такими рассуждениями Рагина: «Удобная философия… и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь». Но удобна она лишь до поры до времени и при благоприятных жизненных обстоятельствах. «Страдания презираете,— продолжает Громов,— а небось прищеми вам дверью палец, так заорете во

все горло!»

Беседы Рагина с Громовым подслушивает сослуживец доктора и строчит на него политический донос. А поскольку политическая неблагонадежность в России отождествлялась с сумасшествием (вспомним судьбу Чаадаева в жизни и Чацкого в

литературе), Рагин объявляется сумасшедшим и попадает в палату № 6. Наступает предсказанное Громовым возмездие за его «удобную» философию.

Герой становится жертвой собственного попустительства, ему дается шанс на практике проверить свои принципы, свою правоту. В палате для умалишенных наступает запоздавшее прозрение. Рагин не выдерживает, он хочет убить сторожа Никиту, бежать, восстановить справедливость. Он действительно «кричит во все горло». Но с протестом и бунтом герой опоздал. И в финале рассказа Рагин умирает от железных кулаков Никиты и сопутствующего им апоплексического удара. Символический смысл чеховского рассказа почувствовал одареннейший русский писатель Н. С. Лесков: «Всюду палата № 6. Это — Россия… Чехов сам не думал того, что написал (он мне говорил это), а между тем это так. Палата — это Русь!»

Тема «маленького человека» в русской классической литературе является такой же вечной, как тема отцов и детей (взаимооотношений и смены поколений), тема чести и человеческого достоинства, тема личности и государства. К ней неоднократно обращались такие великие гуманисты, как А. С. Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник») и Н. В. Гоголь («Шинель»). Ф. М. Достоевский и А. П. Чехов также не обходят стороной эту тему. Происхождение каждого из писателей сыграло тут не последнюю роль. Как Чехов, так и Достоевский провели свое детство в обществе «маленьких людей». Один- в больнице для бедных на Божедомке в Москве, другой – в лавке колониальных товаров в Таганроге. Вероятно, уже тогда сформировались взгляды будущих писателей на «слабых мира сего».

В творчестве обоих писателей можно встретить героев, аналогичных гоголевскому Акакию Акакиевичу. Чиновник Червяков, случайно чихнувший на лысину генерала («Смерть чиновника»), Липа («В овраге»), Катерина Ивановна и Лизавета («Преступление и наказание») одинаково бесправны и угнетены. Эти герои вызывают к себе жалость и сочувствие. Однако герои Чехова совсем не похожи на героев Достоевского. Что ограничивает и унижает «маленького человека»? У Чехова это страх и трепет перед начальниками, раболепство, желание сжаться и «влезть в футляр». Героев же Достоевского унижает бедность, нищета. Они часто становятся жертвами физического насилие, подвергаются побоям, публично оскорбляются.

Какое страдание испытывают «маленькие люди»? Что является причиной этих страданий?

«Маленькие люди» Достоевского мучаются от сознания своей нищеты, от безысходности, от невозможности изменить положение вещей. А главными источниками страданий являются грехи, сопутствующие нищете: пьянство и безответственность Мармеладка, прекрасно осознающего свое положение, но при этом ничего не пытающегося делать, чтобы спасти себя и семью; проституция Сони; чахотка и безумие Катерины Ивановны. Герои Достоевского воспринимают нищету как тяжкую, отвратительную болезнь. Все страдания героев Достоевского имеют единственную причину – бедность, то есть социально детерминированы.

Мучения героев Чехова имеют иные причины. Так, ямщик из рассказа «Тоска» не может поделиться своим горемс окружающими, его никто не хочет слушать. Липа страдает от бессилю и кротости, а затем и от безнаказанности убийцы своего ребенка. Учитель греческого Беликов болен своим прямо-таки маниакальным страхом «а как бы чего не вышло». Он боится нарушить закон и не угодить власть имущим. В конечном счете страдания «маленьких людей» в творчестве Чехова вызваны жестокостью и бесчеловечностью окружавшей действительности, которые подчас приводят даже к душевной болезни (вспомним Громова и Рагина из рассказа «Палата № 6»).

Герои Достоевского не одиноки. Они находят некоторое утешение в 482

общении друг с другом. Мармеладов делится своим горем с Раскольнико-вым (и тот понимает его), Соня и Лизавета вместе утешаются чтением Евангелия, у самого Раскольникова есть верный, честный и преданный друг Разумихин.

у Чехова герои чаще всего страдают от одиночества. Их никто не хочет или не может понять. Так, Рагин, несмотря на то что имел приятеля, так и не смог найти с ним общий язык. Он вынужден посещать душевнобольного Громова, так как тот лучше всего его понимает. Доктор Старцев, проживший много лет в уездном городе и имеющий большую врачебную практику, так и остался одиноким. Но он уже не чувствует своего одиночества, так как все человеческое в нем давно уже умерло. Жива единственная страсть- «копить деньги». Именно эта страсть и превратила доктора Старцева в обрюзгшего Ионыча.

«Слабые мира сего» из романа «Преступление и наказание» имеют отнюдь не маленькие души. Достоевский показывает их явное нравственное превосходство над сильными мира сего. Вспомним сцену несправедливого обвинения Сони Лужиным в воровстве. Или последнее свидание Дуни и Свидригайлова. Эти герои пришли или в конце концов придут к переосмыслению жизни и очищению страданием. Так в конце романа возрождаются к новой жизни Соня и Раскольников.

В чеховской прозе немного таких героев, но зато много таких, которые вовсе не обнаруживают какой-либо духовной жизни. Ярчайший пример — герой рассказа «Толстый и тонкий». Разве может вызывать сочувствие герой, подобострастно кланяющийся, забывающий о собственном достоинстве лишь потому, что его бывший товарищ имеет более высокий чин. Такому герою Чехов отказывает в сочувствии.

Как видим, в творчестве двух писателей тема «маленького человека» раскрыта по-разному. Герои Достоевского живут духовной жизнью, раскаиваются и утешаются. Главной причиной их страданий является причина социальная — нищета.

Большинство чеховских героев не нуждаются материально, но их духовный мир узок, иногда и вовсе отсутствует, так как часто благие порывы становятся лишь воспоминанием, а сытый и устойчивый быт — именно тем футляром, через крышку которого невозможно достучаться до души человеческой (рассказ «Ионыч»). Они статичны. Эти герои вызывают только насмешку и презрение.

«Палата № 6»

Рассказ А. П. Чехова « Палата № 6» по праву считается одним из самых ярких произведений в его творчестве. В рассказе заметен отпечаток социальной жизни того времени, когда на жизнь человека имело огромное влияние воздействие общественных постулатов.

Молодой врач, Андрей Рагин, полностью потерян в жизни. Он видит все недостатки психиатрической больницы, в которой работает, тем не менее, не может найти в себе сил каким-то образом изменить положение вещей. В палате под номером 6 находятся пациенты, каждый из которых оказался совершенно ненужным обществу из-за своих душевных проблем.

Однажды врач посещает пресловутую палату и завязывает тесное общение с одним из пациентов. Философские взгляды на жизнь душевнобольного помогают Рагину обрести собственное душевное спокойствие.

Окружение врача считает, что он такой же душевно больной, как и его пациенты и насильственно помещает его в палату №6. Андрей Рагин скоропостижно скончался там, не выдержав жизни в лечебнице.

Чехов мастерски преподносит в рассказе конфликт человека и общества. Социум не пытается помочь людям, которые страдают, а фактически уничтожает их. Незаурядные личности поддаются гонениям и полному социальному неприятию.

Каждый пациент палаты №6 является необыкновенным человеком, однако не воспринимается окружающим миром как полноценная личность. Несмотря на душевную болезнь, все они имели широкое мировоззрение, которое выходило за общепринятые рамки.

Главные герои

Громов Иван Дмитриевич

В «Палате номер 6» герой, являющийся антагонистом обывательской жизни. По складу характера – добрый, интеллигентный, с высокими нравственными принципами. Громов – образованный человек, умный, интересный в общении. Хорошо понимает истинную сущность окружающих. Родом из дворянской семьи, был судебным приставом, губернским секретарем. Впечатлительный и болезненный, на него тяжело подействовали беды и несчастья семьи, и его одолевает мания преследования. Попадает в больницу для душевнобольных.

Андрей Ефимович Рагин

Также главный герой «Палаты номер 6», врач больницы, стал медиком не по призванию, а по настоянию отца. Это и повлияло на его отношение к своей нелюбимой работе. Со временем его наплевательское отношение к обязанностям приводит к тому, что он начинает ходить на службу лишь изредка. Разговорившись с Громовым, поражается его уму и здравомыслию, начинает часто посещать палату №6, что вызывает недоуменное отношение руководства, и его в скором времени помещают в эту же палату в качестве пациента. Умирает от апоплексического удара.

Второстепенные персонажи

Евгений Федорович Хоботов

Фельдшер больницы, равнодушно и цинично относится к пациентам, ему безразличны их душевная и физическая боль. Высокомерный и лживый, лестью и подлостью мечтает занять место главного врача, где у него будет еще больше возможностей к обману и воровству. Его формальное отношение к своим обязанностям не несет никакой пользы.

Михаил Аверьянович

Почтмейстер Михаил Аверьянович, был зажиточным помещиком, но разорился. Из-за его вспыльчивого характера, посетители побаиваются бывать на почте. Навещает Андрея Ефимовича, которого уважает, и они занимаются бессмысленной философией. Едет с Рагиным в Москву, занимаясь по дороге обжорством, пьянством и картами. Проиграв все сбережения доктора, им пришлось вернуться домой.

Сергей Сергеевич

Фельдшер больницы. Глуповатый человек. Рагин не переносит вида крови, и фельдшер берет на себя всю «грязную работу», проводя за него операции.

Никита

Страшна характеристика этого героя. Сторож больницы. Никита – тупое, бессердечное животное, которое думает, что, ради порядка, людей надо бить. Делает это он тщательно, вкладывая в битье всю свою зверскую силу. Исполнительная, бездушная машина, пользуясь своей небольшой властью, сладострастно издевается над беззащитными пациентами больницы. Наряду с побоями, еще и обирает их.

Мойсейка

Один из пациентов больницы, которому не запрещено выходить на улицу. Маленький, подвижный еврей, сошел с ума, потеряв при пожаре свою небольшую мастерскую. Безвредный и услужливый старичок, во всем помогает соседям по палате. Все, что ему подают на улице, у него отбирает сторож.

Семен Лазаревич

Цирюльник, два раза в месяц ходит стричь пациентов больницы.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: