Тема любви и ненависти в произведении Александра Грина «Алые паруса»

Определение 1

Феерия в литературе — это произведение, в котором автор использует волшебные элементы для раскрытия основной мысли текста.

О том, как возник замысел повести «Алые паруса» А. Грин писал в черновиках к своему роману «Бегущая по волнам». Однажды во время прогулки по Петербургу Грин остановился у витрины магазина. За ее стеклом был игрушечный кораблик под белыми парусами. В воображении писатели стали появляться образы, события. А. Грин подумал, что было бы неплохо белые паруса превратить в алые, ведь в алом «есть яркое ликование».

Работа над «Алыми парусами» растянулась на четыре года. В мае 1922 года в газете «Вечерний телеграф была опубликована глава «Грэй». В 1923 году «Алые паруса» были изданы отдельной книгой.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

«Алые паруса»: краткое содержание

Ищете в Google — краткий пересказ «Алые паруса»? Действительно, он дает представление о ключевых и второстепенных героях, а также о перипетиях сюжета. Вот о чем произведение «Алые паруса» в сокращении:

  • Одним из ключевых персонажей произведения является бывший моряк по имени Лонгрен, который живет с дочерью Ассоль в деревушке Каперна.

Он делает игрушки и этим зарабатывает на жизнь. Местные жители его недолюбливают, поскольку уверены, что он виновен в гибели Меннерса — местного трактирщика.

Сочинение: Артур Грэй и Ассоль в повести А. Грина «Алые паруса»: история любви

История любви Ассоль и Артура Грея поистине удивительна и романтична. Повесть “Алые паруса” начинает своё повествование задолго до первой встречи двух главных героев. Начинается история в маленьком городке, в котором живёт ещё маленькая, но очень впечатлительная девочка Ассоль. Однажды Ассоль отправляется с поручением от отца в город, а путь её лежал через лес, где протекала небольшая река. Там, на берегу реки, мечтательная девочка при загадочных обстоятельствах встречает волшебника и собирателя песен Эгля, который то ли в шутку, то ли всерьез предсказывает судьбу девочки — она вырастет и встретит красавца-принца, который женится на ней и заберет с собой. Никто в это не верил, кроме самой Ассоль, однако так и произошло.

Так случилось, что в один из дней, далеко в будущем от той встречи Ассоль с волшебником, недалеко от того самого городка где происходят все события, гостит на своём корабле скучающий принц по имени Артур Грей. Двенадцать дней стоит он на якоре недалеко от маяка около Лисе и его одолевает жуткая тоска, причину которой он не знает. Его корабль носит романтичное название “Секрет”, а в подчинённых есть слуга и по совместительству друг Летик. И вот, чтобы спастись от тоски, он зовёт Летика и предлагает ему отправиться на рыбалку. Они берут шлюпку и отправляются вдоль берега, рыбачат. Затем причаливают к берегу и разводят костер, чтобы поужинать выловленной рыбой. Грей остаётся всё также задумчив, его грусть не проходит. В итоге он засыпает у костра и спит там всю ночь. На рассвете принц внезапно просыпается и обнаруживает себя в прекраснейшем месте, он очарован красотой местной природы. Он идёт прогуляться и на прогулке внезапно видит спящую девушку. Изумленный и обескураженный этой картиной, он подкрадывается к ней и рассматривает её. Ему очень понравилась эта девушка и, повинуясь какому-то необъяснимому чувству, Грей надевает девушке на мизинец своё кольцо, а затем уходит незамеченным.

Затем Грей встречает своего слугу и они отправляются вновь на корабль. Принц не прекращает думать о спящей девушке из леса. Он приказывает повернуть свой корабль в сторону городка Каперны. Там принц и слуга находят ближайший трактир и спрашивают местных жителей о том, не знает ли кто эту девушку. Им рассказывают историю о том, что эту девушку в городе все считают помешанной, полоумной. И даже называют её кличку “Корабельная Ассоль”. Трактирщик рассказывает Грею историю о алых парусах, и о волшебнике-собирателе песен, и о том, как безнадежно Ассоль ждет своего счастья вот уже который год подряд.

В это самое время мимо таверны случайно проходит сама Ассоль и Грей ещё раз любуется ею, изумлен насколько она красива. Одного взгляда на неё хватает принцу, чтобы понять, что она не сумасшедшая. Тем временем в таверне видят, как принц интересуется судьбой это девушки и в городке разгорается настоящая волна сплетен и пересудов относительно того, что произойдет дальше. Принц уходит, оставляя слугу в таверне, далее расспрашивать о девушке, а сам отправляется в гавань.

Далее действие пьесы перемещается в утро следующего дня, где мы видим Ассоль сидящей с книгой в руках. Сосредоточиться на чтении ей то и дело мешает маленький жучок, который прилетает к ней на страницу. Она скидывает его, но назойливая букашка всё прилетает и прилетает обратно. Случайно она поднимает глаза от книги и вдруг видит в море алые паруса. Она вскрикивает, затем вскакивает от неожиданности, не верит своим глазам и плачет от радости. Изо всех сил она бежит в сторону алых парусов, к морю.

Тем временем в маленьком городке все говорят только о ней и алых парусах. Мужчины говорят нервно и угрюмо, женщины со злостью и завистью. Когда Ассоль добегает до берега, её ждёт толпа горожан. Видя её, толпа замолкает и расступается. Ассоль замечает, что корабль с алыми парусами уже стал на якорь у берега и от него отчалила маленькая лодка, на которой с улыбкой стоял Грей и смотрел на девушку. Ассоль не верит, что это наяву, ей кажется, что она во сне. Играет музыка и она забегает в воду навстречу к принцу. В следующее мгновение она уже в шлюпке у Грея, обнимает его за пояс и не помня себя от счастья отправляется в ним на “Секрет”. На корабле она просит принца, чтобы он разрешил ей забрать с собой её отца, и принц разрешает ей это. Ассоль полностью счастлива, Грей крепко целует Ассоль и на корабле начинается праздник. Так заканчивается повесть “Алые паруса”, и начинается история любви Ассоль и Артура Грэя.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Алые паруса»: жанр

Александр Грин «Алые паруса» написал как повесть-феерию с элементами неоромантизма и символизма. В ней есть все элементы, характерные для повести. А именно:

  • несколько сюжетных линий, которые сходятся в финале;
  • разнообразные персонажи, выполняющие определенные функции в сюжете.

С главными героями происходят волшебные события, а сами они идеализированы:

  • Лонгрин — суровый и нелюдимый;
  • Ассоль — мечтательная;
  • Грэй — целеустремленный;
  • трактирщик — подлый.

Популярные сочинения

  • Сочинение Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве
    «Слово о полку Игореве» — бессмертное произведение эпохи феодальной раздробленности Руси, гордость русской литературы. В этот период ведущей и особенно актуальной была тема единения русской земли.
  • Сочинение Аня Раневская в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)
    Аня Раневская представляется читателям не главным действующим лицом литературной работы, но ее фигура в представлении идейно-смысловой нагрузки сочинения как бы то ни было является весьма значительной.
  • Сочинение Как хорошо уметь читать
    В век технологий информация стала доступней, а её получение легче и быстрее. Тем не менее, книгу не заменить никогда.

Слезы хулигана

Он встретил ее в 1918-м. Встреча была мимолетной. И лишь в 21-м, в январском Петрограде, они вновь столкнулись на Невском. Он потом скажет ей: «Я долго тосковал по любви, искал ее, обманывался и снова искал…»

Она была в дырявых ботах, ей, когда-то золотой медалистке, курсистке, а ныне медсестре сыпно-тифозного барака, только что отказали в райсовете в ордере на выдачу хоть какой-нибудь крепкой обуви. Но встрече обрадовалась: помнила — этот человек, похожий в черном узком пальто на католического пастора, со смешным, «извилистым», как ей показалось, носом, три года назад написал ей стих: «И вы, дорогая, являетесь мне, как солнечный зайчик на темной стене». Он же почти сразу сказал: «Я не хочу, чтобы вы снова пропали», дал адрес «Дома искусств», а, когда нехотя прощался, упросил: «Не починитесь, зайдите ко мне в свободную минуту».

Она зашла и раз, и два. Но когда в третий раз забежала к нему, он, видавший «виды» мужик, знавший и презрительно звавший женщин «розовыми хищницами», вдруг быстро чмокнул ее в щеку и, не сказав ни слова, будто колючий вятский мальчик — трусливо убежал…

5 марта 1921 года он предложил ей стать его женой. Свои чувства к нему она уложит в тот день в одну прохладную фразу: «Не было противно думать о нем…» А уже 24 сентября, при первом расставании, напишет: «Сашечка! Милый… Если я заболею и умру — при нехорошем сердце это бывает, — помни, голубчик, что я любила тебя так, как только может любить человеческое сердце, и чувствовала всегда твою нежную ласковую любовь… Целую тебя… Не смейся — я от любви пишу».

Вот между этими датами и случилось то, что должно было случиться: она впервые осталась у него. Тогда он и разрыдался, глухо, про себя.

«Он, — напишет Нина, — не однажды вспоминал ту минуту, когда я, лежа рядом, стала обертывать и закрывать его одеялом с той стороны, которая была не рядом со мной…» Еще бы — не вспоминал! Ведь кроме матери в далеком детстве, никто, ни одна душа в мире, ни разу не укрывала его так. Он забыл, если вообще знал, что такое нежность! «Бог мой, — скрипел зубами, отвернувшись к стене, — дай мне сил сберечь ее». Именно ту ночь они и отмечали потом, как годовщину, все одиннадцать отпущенных им лет.

Годы и строки.

Чашка «хитреца»

Работал, как вол, но в конце 20-х печатать его, увы, перестали. «Дайте на темы дня», — ругались журналы. А он на «темы дня» не мог, — напишет потом Нина, — только «на темы души…»

«Хитрец, ах, какой хитрец, — шептались писатели за его спиной, когда он приезжал в Москву, — устроился, видите ли, в Крыму, в тепле и сытости, а мы…» Он же гордо молчал: не рассказывать же им, что, когда однажды купил Нине в подарок серебряную чашку с блюдцем и ложкой, она расплакалась — «на эти деньги месяц можно прожить».

Хитрец, конечно, хитрец: в век всеобщего объединения ухитрился ни до, ни после революции не войти ни в одно литературное объединение, ни в одну группу или «Цех». Ни течений, ни направлений. Был независим вот как разве что Цветаева в поэзии, больше и сравнить-то не с кем. И как Цветаева был неповторим. Даже революционным прошлым не торговал. Когда советовали вступить в Общество политкаторжан (это давало преференции!), или выбить пенсию ветерана революции, на что имел права, отвечал: «Не хочу подачек».

Впрочем, причины отказа, возможно, были глубже. Ведь он перед смертью на вопрос священника, примирился ли с врагами, вдруг ответит: «Вы думаете, я не люблю большевиков? Нет, я к ним… равнодушен». «Потрясающий ответ, — скажет мне Алексей Варламов, биограф Грина. — Вдумайтесь. Ведь ни один писатель не мог бы сказать так. Коммунисты тогда вызывали восторг, ненависть, любовь, проклятия, зависть, даже страх, даже подлую лесть. Все, что угодно, но не равнодушие. Но в этом, если хотите — весь Грин».

Да, Грин оказался несозвучным эпохе («идеологический тупик, рабочие этого читать не будут», — убивал его один критик). Да — не писал ни о социализме, ни о капитализме. Но, может, потому и пережил все и всяческие «измы», может, потому и оказался созвучен не им — самой вечности?..

Вот письмо от 1931 года, которое так и не решились опубликовать при Советской власти. «У нас нет ни керосина, ни чая, ни сахара, ни табаку, ни масла, ни мяса, — пишет другу за год до смерти. — У нас есть 300 гр. отвратительного мешаного полусырого хлеба, обвислый лук и маленькие горькие, как хина, огурцы с неудавшегося огородика. Ни о какой работе говорить не приходится. Я с трудом волоку по двору ноги…»

Зерно в душу

Впервые его арестовали на Графской пристани Севастополя. Это было 11 ноября 1903 года. Он возвращался с митинга, где агитировал матросов. «Никогда не забыть мне режущий звук ключа тюремных ворот», — напишет. А про него в «Дело» занесут: «Натура замкнутая, озлобленная, способная на все». Арест окажется громким. Сам Куропаткин, военный министр, будет доносить министру внутренних дел Плеве (его эсеры все-таки убьют через полгода), что ими задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским». Дело окажется серьезным, Грину светили 20 лет каторги, а если бы в Севастополе хоть на месяц ввели военное положение, чего добивался вице-адмирал Чухнин, его ждала бы виселица.

Грин просидит два года, пока его не освободит революция 1905 года.

Его еще будут арестовывать и не раз. За листовки, за жизнь под чужими именами. Пока видный эсер Наум Быховский не прочел как-то довольно «кудрявую» листовку, написанную им.

Он, запомнил Грин, поднял глаза и вдруг сказал: «А знаешь, мне кажется, из тебя мог бы выйти писатель». «Это, — признается, — было как откровение, как первая, шквалом налетевшая любовь. Я затрепетал. Зерно пало в мою душу… Я нашел свое место в жизни».

Это «место» он, тычась, как в тумане, искал с детства. С той, может, минуты, когда в пять лет первым прочитанным словом его стало слово «море», а первой книгой — «Путешествие Гулливера». Путешествие, море — бредил, улетая взглядом в окно. А за окном была насквозь сухопутная Вятка, где он проживет до 16 лет.

Годы и строки.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: