- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Образ и характеристика Александра Адуева в романе Обыкновенная история
В романе Гончарова «Обыкновенная история» главным героем является молодой дворянин Александр Федорович Адуев. Он из семьи, имение которой находится в полутора тысячах верст от Петербурга. Его семья не очень богата, у Александра и матери около ста крепостных крестьян.
Отец Александра давно умер и Александр является единственным ребенком в семье. Он живет в имении вдвоем со своей матерью. Его вырастили в любви и ласке, поэтому он оказывается не готов к трудностям, которые поджидали его за порогом взрослой жизни.
В свое время герой закончил университет в провинции, где он много учился. Александр знает несколько иностранных языков.
В начале произведения Александру двадцать лет отроду. Автор описывает его как молодого блондина в расцвете сил. В двадцать лет все молодые люди мечтатели и Александр – не исключение. Он видит будущее в ярком свете, хочет приносить пользу Отечеству и миру. Он также мечтает о славе писателя или поэта, пишет стихи, удивлявшие его друзей. Жизнь без вдохновения для него скучна, такую жизнь герой называет деревянной.
Александр – добрый и умный молодой человек. Мать считает его воспитанным и привлекательным юношей с мягкой душой. Сердце своей герой слушает больше, чем разум.
Герой считает, что счастье не в деньгах и что денег у него больше, чем ему необходимо.
В двадцать лет, после окончания университета, Александр в поисках славы уезжает в Петербург. В деревне герой оставляет свою возлюбленную Софью, которую любит «маленькой» любовью. Любовь Софьи для него необходима до тех пор, пока он не встретит большую любовь.
В Петербурге у героя есть дядя, который помогает ему устроиться на службу и найти работу в журнале. Но дядя героя – расчетливый человек, и он пытается перевоспитать мечтательного племянника для его же пользы.
За два года в Петербурге Александр успешно устроился, у него хорошая работа. Изменилась и его внешность – он возмужал, исчезла мягкость черт. Юноша превращается в мужчину.
В двадцать три года Александр влюбляется в молоденькую Наденьку Любецкую. Любовь вскружила персонажу голову так, что он даже забросил службу. Александр даже собирается делать девушке предложение, но она предпочитает ему графа Новицкого. Для Александра это стало тяжелым ударом.
История с Наденькой привела Александра к тому, что он разочаровался в людях, любви и дружбе. Он стал противен самому себе.
Герой неумолимо взрослеет, меняется и его внешность. В двадцать пять лет на Александра тенью легла лень и неровность движений. Он был бледным и худым от душевных треволнений.
В двадцать пять лет герой вновь влюбляется. Но, когда дело уже идет к свадьбе, его чувства охладевают и он разрывает отношения. Эта ситуация еще больше отвращает героя от людей.
Затем в жизни героя появляется влюбленная в него Лиза, но Александр ее не любит и со временем прекращает с ней всякое общение. После этого герой мечтает только об уединении и покое, желает жить отшельником
Александр, в мечтах о славе писателя, все же сочиняет рукопись, но в издательстве отказываются ее печатать, и герой сжигает свои рукописи.
В двадцать девять лет наш герой состарился душой и окончательно разочаровался в жизни. Он возвращается из Петербурга в свою деревню, где он прожил полтора года и после смерти своей матери снова решил уехать в Петербург.
В Петербурге герой довольно успешно делает карьеру, после чело женится, по совету своего дяди, по расчету. В конце концов, от мечтательного и любвеобильного юноши ничего не остается, Александр практически становится копией своего холодного и расчетливого дяди.
Александр Адуев
Александр Адуев — сын небогатой помещицы, окончил университет. В начале романа ему двадцать лет, он одержим романтическими грёзами. Изнеженный маменькой, с возвышенными мечтаниями, Александр приезжает в Петербург к дяде. Герой полон надежд, он мечтает прославиться на литературном поприще, встретить небывалую любовь и несокрушимую дружбу.
Адуев долго сопротивлялся прагматичности и цинизму Петербурга, только в конце романа он убеждается, что надо самому становиться жёстким прагматиком и циником, иначе «карьеру и фортуну» не сделаешь. Поэт из него не получился: посредственным поэтическим даром в Петербурге никого не удивишь. Писателем он тоже не смог стать, потому что ничего нового сказать миру не умел.
В любви Александр потерпел фиаско. Наденька — первая пассия его в Петербурге — казалась ему вечной любовью, он даже всерьёз собрался жениться. Только Наденька через полтора года предпочла ему графа Новинского, человека более искушённого. Александр в любви разочарован. К прискорбию, он открывает, что дружба тоже непрочна.
Случай помог ему встретиться на Невском с незабвенным Поспеловым, который когда-то, чтобы проститься с другом Адуевым, скакал сто шестьдесят вёрст. Нынешний Поспелов не захотел предаваться воспоминаниям о детстве, говорить о любви, его интересовала только служба и карьера.
Полностью разочарованный, в жалком состоянии, Александр обращается к своему дяде, руководителю и устроителю его петербургской жизни. Тот советует ему вернуться в деревню, и герой, кляня город, где умерли его лучшие чувства, иссякли жизненные силы, едет домой.
В деревне Александр затосковал по Петербургу, и приехал в столицу уже с новым сознанием: он человек, каких в Петербурге много, и ему надо делать карьеру. И взялся недавний провинциал-идеалист за неё с таким рвением, что превратился в чудовище, переплюнул своего ледяного дядю. Из эпилога читатель узнаёт, что Александр Адуев стал преуспевающим дельцом, карьеристом и нашёл себе очень выгодную партию.
Образ Александра Адуева. Петербург и провинция в романе И. Гончарова «Обыкновенная история»
Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе “Обыкновенная история” противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином (ср. в “Евгении Онегине”: “он умер в час перед обедом”), сезоны — полевыми работами, благосостояние — запасами продовольствия. В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои занятия на службе, на фабрике или вечерние “обязательные” развлечения: театр, визиты, игра в карты.
Александр Адуев — провинциальный юноша, приехавший в Петербург с неясными для него самого намерениями. Он повинуется непреодолимому стремлению выйти за пределы зачарованного мира родного поместья. Его образ служит средством характеристики поместно-дворянского и петербургского быта.
Привычная деревенская жизнь в своих наиболее ярких картинах предстает перед ним в момент расставания, когда он покидает родные места ради неизвестного будущего, и затем при возвращении его после петербургских горестей и испытаний в родное гнездо. Глазами юного Адуева увидел писатель и Петербург — город социальных контрастов, чиновничьих карьер и административного бездушия.
Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня, — это две социально-культурные системы, два органически целостных мира и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается неожиданно и разительно новым для него. Целостность провинциальной крепостнической среды и крепостной деревни составлялась из замкнутых сфер: губернских и уездных городов, деревень, имений. В своем имении Адуев-помещик, “молодой барин” — независимо от своих личных качеств фигура не только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сфере внушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он “первый в мире”, избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое самосознание, веру в свою избранность Гончаров связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.
Исследователи творчества Гончарова обратили внимание на настойчиво подчеркиваемую в романе деталь: Петр Иванович Адуев, разговаривая с племянником, все время забывает имя предмета бурного увлечения Александра, называет красавицу Наденьку всеми возможными женскими именами.
Александр Адуев готов из своей неудачи, из “измены” Наденьки, которая предпочла ему более интересного кавалера, сделать выводы о ничтожестве человеческого рода, о коварстве женщин вообще и т. д., так как его любовь представляется ему исключительным чувством, имеющим особое значение.
Петр Иванович Адуев, в течение всего романа “низводящий” на землю романтические декларации племянника, дает понять, что роман Александра — заурядное юношеское волокитство. Его склонность “путать” Наденьку с другими девицами все меньше и меньше возмущает племянника, так как романтический ореол, которым он окружал эту барышню и свое чувство, блекнет в его же собственных глазах.
Именно разоблачение романтизма особенно высоко оценил в “Обыкновенной истории” Виссарион Григорьевич Белинский: “А какую пользу принесет она (“Обыкновенная история”) обществу! Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму…” Критик увидел в этом произведении И. А. Гончарова важное значение для дела очищения общества от устарелых форм идеологии и мировосприятия.
Пётр Иванович Адуев
Пётр Иванович Адуев — родной дядя Александра, совершенный антипод своего восторженного племянника. Он человек дела, трезвого ума, терпеть не может романтических бредней, сентиментальностей и разговоров о высоких материях. Таким Пётр Иванович стал, прокладывая дорогу к своему нынешнему положению. В Петербурге он человек известный, состоятельный.
Люди, не способные к жизненной борьбе, не умеющие собой владеть вызывают его презрение. По мнению Петра Ивановича, восторженный, экзальтированный человек менее всего похож на человека. Вот если он умеет управлять своими чувствами, тогда человек. Герой терпеть не может карикатурного преувеличения дружбы и любви, хотя не отрицает таковых вообще. Его нельзя назвать сухарём, потому что он посещает театр, знает наизусть не одного Пушкина.
Гончаров изобразил в Петре Адуеве человека делового, непраздного — капиталиста. Дядюшка Александра знает цену деньгам и всё, увы, измеряет деньгами. Однако своими реальными взглядами на вещи он духовно убил племянника и чуть не довёл до чахотки любимую жену. И вот рациональный Пётр Иванович продаёт завод, бросает службу, отказывается от звания тайного советника, чтобы увезти жену в Италию, продлить её жизнь.
Воплощение трезвого разума и расчёта, Пётр Иванович Адуев вдруг показывает, что любовь выше всякого расчёта и бездушного дела.
Споры между Александром и Петром Адуевыми
Анализ романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
Каким образом следует вести себя, чтобы не допустить измены любимой девушки и как устранить соперника? Такой вопрос встает перед Александром после измены Наденьки. Молодой человек стоит на позициях вечной любви и абсолютной преданности. Свое чувство он готов отстаивать всеми средствами, вплоть до смертельной схватки: «…Я не уступлю без спора… Смерть решит, кому из нас владеть Наденькой. Я истреблю этого пошлого волокиту! Не жить ему, не наслаждаться похищенным сокровищем… Я сотру его с лица земли!..» Дядюшка, не отрицая подобной цели, предлагает «другое орудие»:
– Какая же дуэль с графом? – с нетерпением спросил Александр.
– А вот какая: не надо было допускать их сближаться до короткости, а расстроивать искусно, как будто ненарочно, их свидания с глазу на глаз, быть всюду вместе…, а между тем тихомолком вызывать, в глазах ее, соперника на бой, и тут-то снарядить и двинуть вперед все силы своего ума, устроить главную батарею из остроумия, хитрости <?…>, открывать и поражать слабые стороны соперника так, как будто нечаянно, без умысла, с добродушием, даже нехотя <?…>, и мало-помалу снять с него эту драпировку, в которой молодой человек рисуется перед красавицей. <?…> Показать, что новый герой… так себе… и только для нее надел праздничный наряд… Но все это делать с хладнокровием, с терпеньем, с уменьем – вот настоящая дуэль в нашем веке!
Нет слов: совет рассудочен, подсказан умом и знанием жизни. В нем чувствуется уважение к житейской ловкости и хитрости («хитрость – это одна сторона ума; презренного тут ничего нет»). Петр Иваныч притязает на знание механизма человеческого сердца («С сердцем напрямик действовать нельзя. Это мудреный инструмент…»). Однако по-своему убедительны возражения Александра. Как может управлять своим поведением страстно влюбленный человек? «Притворяться, рассчитывать! Когда, при взгляде на нее, у меня занимался дух и колени дрожали…» Насколько нравственны подобные средства удержать любовь? «Презренные хитрости! прибегать к лукавству, чтоб овладеть сердцем женщины! Наконец, даже если удастся твой план, «разве лестна и прочна любовь, внушенная хитростью?..» Юный герой Гончарова угадывает, к чему может привести следование дядюшкиной программе, если пойти до конца. Может возникнуть искушение силою ума и вовсе подчинить себе волю девушки, «…сделать ее куклой ли безмолвной рабой мужа!.. обманом приковать к себе ум, сердце, волю женщины – и утешаться, гордиться этим… это счастье!»
И так по любому обсуждаемому вопросу, с логической точностью и человеческой убедительностью выстраивается весь спектр тезисов и антитез, аргументов и контраргументов. Конечно, каждый читатель мысленно решает, какая из точек зрения ему ближе. Но главное для Гончарова не это. Значение полемических сцен романа первым понял Л.Н. Толстой. Не тот Толстой, каким мы привыкли его представлять – почтенным старцем-писателем с седою бородой. Тогда жил никому еще не известный юноша девятнадцати лет, и была девушка, которая очень ему нравилась, Валерия Арсеньева. Ей он и посоветовал в письме: «Прочтите эту прелесть («Обыкновенную историю»). Вот где учиться жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми не можешь ни с одним согласиться, но зато свой собственный становится умнее, яснее».
Для Петра Адуева этот спор не менее важен, чем для его племянника. Как же так? Ведь в их спорах активной наступательной стороной является Александр. А дядюшка то отнекивается, то дремлет, то, уступая просьбам жены, нехотя втягивается в разговор. Даже имя возлюбленной Александра он путает девять (!) раз в течение одного разговора, называя ее то Марьей, то Софьей, то Катенькой, то Варенькой, приписывая ей «бородавку на носу». Но именно это преувеличенное равнодушие заставляет внимательного читателя увидеть здесь серьезный умысел. В том же разговоре практический Адуев сумел ловко оконфузить романтического племянника, напомнив ему о прежней возлюбленной, оставленной и забытой:
– Ее зовут Надеждой.
– Надежда? А какая же Софья?
– Софья… это в деревне, – сказал Александр нехотя.
Поначалу читатель склоняется больше на сторону дяди. Среди пылких слов и грандиозных страстей легко забыть о той повседневной заботе, которая и есть признак истинной привязанности. К примеру, Петр Иваныч вопрошает:
– Ну, скажи, любишь ли ты свою мать?..
– Какой вопрос? – сказал он, – кого после этого любить мне? Я ее обожаю, я отдал бы за нее жизнь…
– Хорошо… Скажи, давно ли ты писал к ней?..
– Недели… три, – пробормотал он. (Александр)
– Нет: четыре месяца! Как прикажешь назвать такой поступок?..
Мы не можем не согласиться со строками продиктованного им за племянника письма: «Дядя любит заниматься делом, что советует и мне <?…>: мы принадлежим к обществу, говорит он, которое нуждается в нас…». Но вот вопрос – во имя чего неустанно трудится старший Адуев?
Выписав все реплики Петра Иваныча, легко выделить в них одно, постоянно звучащее и ключевое для него понятие. Слово это – деятельность. При первой же встрече с племянником заботливый дядюшка счел нужным оговорить: «Да! матушка просила снабжать тебя деньгами. <?…> Да чтоб не прибегать к этой крайности, я тебе поскорее найду место». Причина, по которой он «день ото дня становился довольнее своим племянником», в первую очередь та, что молодой родственник «не сел мне на шею». Сознательная необходимость труда, к которой он пытается приучить и Александра, вызывает симпатию. Дядя способен работать днем и ночью, когда у его племянника слипаются глаза. В разговоре о службе, а особенно о заводе, чувствуется искренняя заинтересованность. Петра Иваныча всерьез увлекает задача сделать наш фарфор не хуже иностранного. Но зачем все это ему? Для какой цели он предлагает работать племяннику? «Чтоб ты мог доставать деньги». Так деньги становятся символом, сквозной деталью, которая проходит через весь роман. Петр Иваныч (сам!) предлагает их племяннику взаймы при каждой встрече. Александр же неизменно отказывается, интуитивно ощущая, что взять – значит признать свою капитуляцию и правоту взглядов Петра Иваныча.
Попытаемся из его речи понять истоки мировоззрения Петра Адуева, непостижимой привязанности к деньгам. Перед встречей с племянником Адуев «…вспомнил, как семнадцать лет назад покойный брат и та же Анна Павловна отправляли его самого. Они, конечно, не могли ничего сделать для него в Петербурге, он сам нашел себе дорогу». Надо полагать, ему карьера далась нелегко. Мы можем об этом судить по реакции на первые служебные успехи Александра. «Нет! Я не так начал! – сказал он, сдвинув немного брови», «целый год без жалованья служил». Настолько одиноко и трудно приходилось провинциальному юноше, что, как он сам признается, находился подчас на грани отчаяния: «Не говори этого, – серьезно заметил Петр Иваныч, – ты молод – проклянешь, а не благословишь судьбу! Я, бывало, не раз проклинал – я!» Обратив внимание на эти будто случайные признания, мы понимаем, почему Петр Адуев так привязан к материальным благам – видно, дорогой ценой они ему достались. Наверное, поэтому и разочарования племянника кажутся ему блажью легкомысленного баловня судьбы.
Деньги – идол не одного Петра Ивановича. В современном обществе погоня за богатством захватила всех – от низших слоев до высших. Гончаров показывает нам это в небольшом и не имеющем, на первый взгляд, связи с основным сюжетом эпизоде. Пережив личную драму, Александр плачет на лестнице своего дома. Рыдания слышат дворник и его жена и сразу «догадываются» о том, что могло так расстроить молодого человека: «Почем знать, может, обронил что-нибудь – деньги <?…>. И долго еще ползали они по полу, ища потерянных денег.
– Нету, нету! – сказал, наконец, дворник со вздохом…
?
🗹