451 градус по Рэю Брэдбери: как главный роман фантаста-консерватора стал образцом критики современной цивилизации

«451 градус по Фаренгейту» главные герои

В романе-антиутопии “451 градус по Фаренгейту” герои живут в американском городе будущего, где запрещены книги и чтение. Описание общественных порядков в городе, где проживают главные герои “451 градус по Фаренгейту” шокирует простого читателя. Имя американского писателя входит в список самых гениальных антиутопистов в мире. В своих книгах Рэй Брэдбери часто поднимает тему будущего человечества, неминуемой деградации из-за потери духовности. Произведение, как это случается с фантастикой, в чём-то предсказало будущее: от технических мелочей до моральной проблемы общества.

Персонажи[править]

  • Гай Монтэг, главный герой. Работает «пожарником» (специалистом по устранению потенциальных пожароопасных мест в мире недалёкого будущего, на деле — книгохранилищ и частных библиотек). После смерти Клариссы Макллелан и женщины, которая отказалась выходить из дома, он пересмотрел свои взгляды. После поворота направо он по совету Фабера примкнул к «живым книгам»
    .
  • Милдред, жена Гая. Актриса, которая участвует в телепьесах и постоянно носит свои «ракушки». Не разделяет мнения Монтэга о том, что надо сохранять книги, а ближе к концу она сорвалась и сдала своего мужа из-за хранения книг
    .
  • Кларисса Макллелан, очень красивая юная девушка, его мечтательная соседка. Её романтические взгляды напоминают поколение хиппи, только зарождавшихся на момент написания романа. Многие считают её сумасшедшей из-за того, что бродит по городку, задают неудобные вопросы, не смотрит телевизор, увлекается природой, стремится говорить о чувствах и мыслях. «Мне семнадцать лет, и я помешанная. Мой дядя утверждает, что одно неизбежно сопутствует другому» Недолгие в общем-то отношения, не увенчавшиеся какой-либо любовной связью, тем не менее полностью изменили жизнь главного героя, который до встречи с ней был верным слугой существующего строя, а затем она погибла под колесами автомобиля
    . Дядя такой же, как Кларисса, инакомыслящий, она его постоянно цитирует.
  • Фабер, старый подпольщик-библиотекарь с немецкой фамилией. Стал духовным наставником для Монтэга. Также помог Монтэгу скрыться от киберпса.
  • Брандмейстер Битти, непосредственный начальник Гая, колоритный особист. Его речь полностью состоит из цитат различных авторов и философов. Ирония в том, что в мире безмозглого потребления лишь пожарники имеют право взять и почитать одну
    книгу за жизнь (где это указано?) (Об этом говорит сам брандмейстер,
    однако потом оказывается, что это всё была просто проверка
    ), а Битти прямым текстом признаётся — перед сожжением домов заглядывал во многие. Надо полагать, память у брандмейстера эйдетическая. Или как вариант (из необузданных догадок), память просто хорошая, а цитируемые им произведения он сжигал не один раз, а перед уничтожением в очередной раз просматривал-перечитывал некоторые места.
      Самоубийственная самоуверенность — Битти. Он думал, что протагонист шутки с ним шутит. Во всяком случае, так это выглядело. Позже Монтэг приходит к выводу, что Битти целенаправленно совершил самоубийство его руками.
  • Механический пёс — не полноценный персонаж, а так, имущество, но при этом своего рода символ романа. Неумолимый преследователь. В иллюстрациях к англоязычным изданиям он зачастую изображён как страшная железная собака с восемью ногами (как в тексте) и выдвигающейся из пасти или из носа иглой. При адаптациях подвержен проблеме Тома Бомбадила — из всех экранизаций он есть только в советском телеспектакле.
  • HTTP 451

    В январе 2013 года сотрудник корпорации Google, соавтор стандарта XML Тим Брей (Tim Bray), выступил с предложением ввести для подцензурных сайтов новый код состояния: 451 Unavailable for Legal Reasons. Код состояния (или код ответа) это сообщение, которое отдаёт сайт в ответ на запрос пользователя к каждой странице. В мире давно есть сайты, доступ к которым закрыт по решению суда, а пользователи вынуждены использовать обходные пути, чтобы получить информацию с них. Противники ограничения распространения информации считают, что подобные практики чреваты тем, что применение цензуры может привести в нас будущее, неотличимое от знаменитой антиутопии Брэдбери.

    Сюжет[править]

    Испортившиеся отношения с женой и неудовлетворённость жизнью на фоне жестокости, встречаемой на работе, заставляют его по-другому относиться к собственному месту в мире. Однажды он знакомится с Клариссой и начинает понимать, что есть иная жизнь. Знакомство с Фабером окончательно расшатывает его веру в сложившийся порядок вещей. Он ворует во время работы несколько книг и втайне читает, что не остается незамеченным его женой, которая жалуется сначала его начальнику, а после проведённой им неудавшейся перевоспитательной работы и вовсе делает официальный донос. Также мировосприятие Монтэга формирует встреча с подругами жены, ярыми сторонницами абортов, кесаревых сечений и являющихся чем-то вроде образов «идеальной жены солдата». Этот момент нередко попадает под цензуру в самых разных странах, однако, как ни странно, в СССР роман был издан без сокращений. Затем происходят гибель Клариссы, которую, со слов Битти, сбил автомобиль, встреча с женщиной, которая отказывалась выйти из дома, залитого керосином, и сама чиркает спичкой, чтобы сжечь вместе с книгами себя, появление кибермонстра-пса, охотящегося за преступниками. После этих событий Гай замыкается в себе и с головой уходит в чтение и диалоги с Фабером.

    Однажды, приезжая по вызову, он в ужасе узнаёт, что приехал сжечь собственный дом с книгами, которые приносил к себе. После сожжения дома Гай сжигает брандмейстера и робопса, оглушает двух других пожарников и этим для всех переходит моральный горизонт событий, фактически оказываясь вне закона. На него ведется охота с трансляцией по телевидению, однако помощь Фабера позволяет ему невредимым покинуть город (по иронии судьбы уничтоженный немного позже, буквально через несколько часов, ядерной бомбардировкой). Поехав по железной дороге, Гай находит группу маргиналов-путешественников, каждый из которых по сути является «живой книгой», дословно помнящих содержание одной книги для потомков, к которой и присоединяется.

    Является самоиронией автора по поводу того, как в будущем «нахватавшиеся вершков» авторы являются авторитетами для новых поколений, своеобразными «карликами на плечах гигантов» по Свифту.

    Второстепенные персонажи

    Подруги Милдред

    В своей женской компании считают отсутствие мужа (к примеру – смерть) – высшим благом. Находятся у неё в гостях, когда Гай предлагает им почитать книги и рассказывает о своих взглядах. Шокированные женщины, быстро покидают дом. Спустя какое-то время они или Милдред докладывают о нарушениях мужа властям.

    Посмотрите, что еще у нас есть:

    для самых компанейских —

    Главные герои «451 градус по Фаренгейту»

    для самых любопытных —

    Анализ «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

    Тест по произведению

    1. /12
      Вопрос 1 из 12

    Тропы[править]

    • Костры из книг — кодификатор в искусстве. Когда-то пожарные тушили огонь, сейчас они его разводят…
    • Америка захватит мир — Америка развязала и выиграла шесть атомных войн. Всё захватить не получилось — уцелевшие набрали сил на ответку. Третья мировая война: для Соединенных Штатов локальные атомные войны — привычное дело. Но последняя, действительно мировая, оказалась не по зубам даже им.
  • Борец за нравственность — невольная обязанность «пожарников» этого мира. Кстати, сама книга в своё время подвергалась нападкам, вплоть до призывов к запрету! Иронично, правда?
      Политкорректность:
  • «Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них — любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, Монтэг, чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, — не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки! <?…> Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!»
    — Из речи Битти
    • Кстати, журналы разрешены (газеты вроде как тоже), о чем говорится в той же сцене, где Битти произносит вышеназванный монолог. Но журналы, грубо говоря, трех видов — эротические, женские и комиксы, т. е. под стать радио и телевидению. Слова брандмейстера: «Но читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы». Из разрешенной литературы ещё устав пожарной службы. В британском фильме показано, как Монтэг читает газету, представляющую собой не то комиксы, не то графический роман.
    • Ну да, а эротические журналы никого оскорбить, конечно, не могут.
    • Как вариант из серии необузданных догадок — почти некого оскорблять. Большинство предпочитает развлекаться.
    • Всё пошло слишком так. Дали в руки заряжённый огнемёт и приказали сжечь. Он и сжёг: книги, дом и ещё кое-кого.
    • Говорить цитатами — брандмейстер Битти. Что ни речь, то цитирование. Ирония в том, что в мире безмозглого потребления лишь пожарные имеют право взять и почитать одну
      книгу за жизнь, а Битти прямым текстом признаётся — перед сожжением домов заглядывал во многие. Надо полагать, память у брандмейстера эйдетическая… Брандмейстер «весь набит цитатами» и не скрывает этого. Кроме того, «только брандмейстеры ещё помнят историю пожарного дела».
  • Загнивающий Запад — социалистическим странам понравилось, как автор критикует милитаризм США.
  • Зомбоящик — бесконечное интерактивное реалити-шоу под условным названием «Родственники»… Жена главгероя участвует в шоу, но неспособна пояснить, каков сюжет «пьесы» — только кто с кем в каких связях состоит.
  • Историю пишут победители — пожарники всегда сжигали книги, а дома всегда были несгораемыми.
  • Инквизиция/госбезопасность — «пожарники». Они не тушат пожары, а устраивают их. Саламандра — их символ. Очищение огнём — основной метод борьбы с бумажными книгами: «Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный девиз».
  • Козёл отпущения — таким стал человек, который любил выходить гулять рано утром.
  • Киберфауна — киберпёс, созданный для преследования преступников.
  • Моральный горизонт событий — Гай перешел его в глазах общества, когда убил брандмейстера Битти и оглушил двух других пожарников
    , тем самым став наглядным образцом того, что творят книги с людьми.
      Хотя для самого Монтэга — это направо кругом.
  • Музыкальный триппер — внутримировой пример: реклама зубной пасты Тенгем.
  • Огнемёт — основное оружие борцов с литературой.
  • Приглаженная помойка — действия романа происходит в такой помойке.
  • Протестантизм — это круто!:
  • «— Она сказала «Ридли». Она что-то странное говорила, когда мы вошли в дом: «Будьте мужественны, Ридли». И ещё что-то… Что-то ещё…
    — «Божьей милостью мы зажжём сегодня в Англии такую свечу, которую, я верю, им не погасить никогда», — промолвил Битти. …Человек по имени Латимер сказал это человеку, которого звали Николас Ридли, когда их сжигали заживо на костре за ересь в Оксфорде шестнадцатого октября тысяча пятьсот пятьдесят пятого года.
    »
    — Латимер и Ридли — протестанты, сожженные при Марии I, когда она восстанавливала в Англии католическую веру.
    • Упростили и опошлили — всё то, что становится массовым, то сокращается.
    « — Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! — Скорее к развязке, — кивнула головой Милдред. — Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом ещё больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом ещё: десять — двадцать строк для энциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом» — вы, Монтэг, конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук, — так вот, немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.»
    — Битти объясняет суть Монтэгу.
    • Хранение запретной информации — такой информацией стали книги, за хранение которых (независимо от содержания) следует суровое наказание.
    • Эпидемия самоубийств — санитары упоминают, что не только с женой протагониста произошел инцидент с выпиванием всей баночки снотворного.
    • Ядерный взрыв — это страшно — финал давит педаль в пол: пусть с технической точки зрения и абсолютно неправдоподобен, но по нервам бьёт эпично.

    История создания

    На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.

    Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.

    Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».

    Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.

    Год написания

    – 1953 год.

    Жанр

    – Роман.

    Направление

    – Научна фантастика, антиутопия.

    Адаптации[править]

    • Одноименный англо-французский фильм 1966 г. Здесь Джули Кристи играла Клариссу и Линду. Авторы хотели показать некий контраст между ними, но Брэдбери эта идея не понравилась. Доносчик — в специальных местах установлены ящики для доносов. Монтэг и Кларисса наблюдают за неким человеком, пытающимся бросить донос. Заодно и размышляют — что им движет: любовь к закону или желание кому-то напакостить.
    • Окрутеть в адаптации — Монтэг более опытный пожарный (майор — если не так, подправьте), Кларисса с семьей — достаточно активные подпольщики.
    • Крутая бабуля — старушка, которая сожгла себя вместе с книгами. Тут она активная подпольщица.
    • Ради фишки — начальные титры не появляются на экране в виде надписей, а читаются голосом диктора.
    • Ослабеть в адаптации — не совсем так, несколько «ослабели» их обязанности. Тут пожарные не столько сжигают дома, сколько находят книги и показательно уничтожают их. По крайней мере, в многоквартирных (естественно, если один в доме преступник с точки зрения режима, не портить же жизнь соседям — если дом и несгораемый, то не значит, что пламя не повредит чего-то соседского, да и про дым забывать нельзя). Но вот частный дом могут спалить и не поморщиться. С другой стороны, пожарные в любой момент могут обыскать любого прохожего — вдруг что-то запрещенное прячет. В книге сеттинг был в эстетике «белого заборчика» — педаль в пол и одновременно деконструкция: все живут в частных домах, но думают только о том, о чем можно думать. Поэтому в книге проблемы с жителями многоквартирных домов и не появлялись.
  • Прочитать о себе книгу — среди горящих книг видны труды Толстого, Шопенгауэра, Набокова. Горят «Марсианские хроники» Брэдбери… и сам роман «451». А один из подпольщиков выучил «Марсианские хроники».
  • Телеспектакль «Мир Рэя Брэдбери» (1978) — с 14-й минуты несколько слов о романе, потом Н.Белохвостикова читает фрагмент.
  • Советский телеспектакль «Знак Саламандры» из цикла «Этот фантастический мир» кроссовер с рассказом Э. Людвига «Маленький преступник»
  • Одноименный американский фильм 2021 г.
      Киберпанк — внешне смотрится киберпанком. Информационное общество по полной программе. СМИ вещают из каждого утюга.
  • Отсылки и цитаты — некоторые сцены цитируют аналогичные из фильма 1966 г. Сцена с самосожжением старушки.
  • Сменить расу в адаптации — Г. Монтэг тут афроамериканец.
  • Окрутеть в адаптации — опять Монтэг. Тут он практически ученик, напарник и смена брандмейстеру Битти. До определенного момента…
  • Проблема Тома Бомбадила — как и в советском телеспектакле жены у Монтэга нет в принципе. А механический пес есть только в советском телеспектакле, хоть и эпизодически.
  • Нелицо — дополнительное наказание для провинившихся — стирание из всех баз данных. Фактически лишение всех прав и имущества.
  • Хорошо, но плохо — актёрская игра как минимум неплохая, да и картинка глаза не режет… если бы не ЧЁРТОВЫ ЭМОДЗИ на экранах и то, чем оказалось «omnis». Да и слив «живых книг» и внезапная любовная линия Монтэга с Клариссой не сделали лучше.
  • Кроме того, людям, сочувствующим прежним порядкам и хранящим книги, присвоено название «Угли». Пожарные сжигают не только книги с домами, но и иные носители с запрещённой информацией. Также пожарные занимаются и задержанием нарушителей вместо полиции (в романе полиция обычно арестовывала человека, а пожарные сжигали уже пустой дом).
  • Спектакль «Симфония огня» театр «Ювента» (Санкт-Петербург)
  • Одноименный спектакль в двух частях театра «Et cetera».
      Безымянный герой — некоторые персонажи, не совсем второстепенные, лишились имен. См. в титрах. Причем у некоторых имя нигде не фигурирует. Или названо один-два раза, как с Клариссой.
  • Крутой кожаный прикид — форма пожарных.
  • Закадровый момент крутизны — многое происходит «за кадром».
  • Персонаж-призрак — механический пес.
  • Нарочито плохо — телепередачи на «стенах»
  • Босоногий чудак — некоторые из любителей книг. В частности Кларисса и Старуха (которая сожгла себя с книгами) и некоторые пилигримы.
  • Доносчик — за кадром. Битти получает доносы на бумаге. В том числе среди них и «прогрессивный» ребенок, которого родители-«ретрограды» заставляют читать и пересказывать.
  • Эклектика — в брэдбериевский сеттинг вносится явно «хэллоубобские» элементы. В т. ч. отсылки к отечественным реалиям.
  • Оммаж — пару раз упомянут Р. Брэдбери и его книги, в т. ч. романы-предупреждения.
  • Добродушный толстяк — Милдрэд (жена Г.Монтега). Типичная карикатурная домохозяйка эстетики белого заборчика. Но вот ее донос на мужа с точки зрения нашей морали переводит ее в разряд отвратительных толстяков, хотя согласно морали тогдашних времен — благое дело. И не только тогдашней. Хотя возможны в некоторых случаях и некоторые варианты в духе донести, но не сразу.
  • Несостоявшийся (возможно, в процессе производства) фанфильм А. Тажкенова.
  • Не совсем адаптация, а мультфильм «Почему вы должны прочесть „451 градус по Фаренгейту“?».
  • Комикс Тима Гамильтона.
  • Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

    О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

    «451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

    Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

    Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.

    Советую посмотреть:

    Сочинение-рассуждение по книге Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»

    Образы и символы

    Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен.

    Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

    Проблематика

    Конфликт общества и личности

    . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.

    Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ.

    Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.

    Проблема бездуховности

    так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.

    Проблема исторической памяти

    . Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.

    Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох

    . Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

    🗹

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: