Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии. Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке. На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца – беречь «честь смолоду», верно служить. По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным. Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости. Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких. Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.
Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка
Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного. Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице. Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина. Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.
Вопрос 21. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события
Вопрос № 21.
Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события
- Почему героем «Капитанской дочки» А. С. Пушкин сделал очень молодого, еще неопытного человека, а не маститого вояку?
Гринев не просто ищет свое место в сложной исторической ситуации, но и проходит серьезный путь духовного, нравственного становления. Этапы этого пути — основные события повести. В первой главе повести Гринев — недоросль, не обладающий ни знаниями, ни жизненным опытом. Однако чувство чести (а именно об этом чувстве идет речь в эпиграфе ко всей повести), чувство собственного достоинства уже заложено в нем. При почти полном отсутствии воспитания, доверенного крестьянину Савельичу и французу Бопре, Петруша Гринев, тем не менее, имеет весьма точное представление о дворянской чести. Не случайно повесть начинается с описания семьи Гриневых, большое внимание уделяется отцу главного героя. Чувство собственного достоинства заложено в Петруше с рождения. Оно — результат сословного воспитания.
- Почему описание крестьянского бунта Пушкин превращает в семейную хронику?
Прежде всего, это связано с пушкинским пониманием истории. Для него история связана не только и не столько с деятельностью исторических личностей (таких, как Пугачев или Екатерина), сколько с жизнью, поступками «обычных людей» (жители Белогорской крепости, семьи Мироновых и Гриневых). Не случайно история пугачевского бунта дается глазами молодого дворянина, участника этих событий.
- Какую роль в «Капитанской дочке» играет рассказ о родителях главного героя?
С выдвижением на первый план Гринева — рядового участника исторических событий, данных его глазами связана важнейшая сторона авторской позиции — утверждение ценностей патриархальной стародворянской жизни: верности, долга, чести, семейного начала, простоты и простонародности».
4. Прокомментируйте строки:
«В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла».
Петр Гринев — обычный дворянский ребенок, из «средней» дворянской семьи, жившей вдали от столицы, семьи с весьма своеобразными (с нашей точки зрения) и весьма распространенными взглядами на воспитание. Не случайно автор записок вспоминает о своем детстве с добродушной иронией. Не случайно отдельные фрагменты текста перекликаются с фонвизинским «Недорослем» (юный Петруша Гринев гоняет голубей по крышам, а бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжает в Россию). Носителем лучших традиций дворянской культуры — чувства собственного достоинства, чести, верности — становится «недоросль» Петруша Гринев.
5. Какую роль в «Капитанской дочке» играет эпиграф «Береги честь смолоду»? Влияет ли он на путь главного героя в произведении?
Путь Петра Гринева — во многом путь к себе, к осознанию своей причастности к лучшим дворянским традициям, к осознанию понятия «чести» как основного критерия достоинства дворянина. Уже поддавшись первому соблазну при встрече с Иваном Зуриным, главный герой, тем не менее, прекрасно осознает необходимость отдать долг.
Любовь к Маше заставляет Гринева обратиться за помощью к Пугачеву, но он ни на минуту не задумывается, выбирая между смертью и изменой присяге. Верность Маше и ответственность за ее судьбу вынуждают его молчать на суде, подвергая себя не только гибели, но и позору, связанному с самым страшным обвинением — в предательстве.
6. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Гринев присутствует на казни Пугачева?
Гринев идет на казнь Пугачева, может быть, потому, что он хочет проститься с человеком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства, как мне кажется, побудили Гринева к этому поступку».
Пётр Андреевич Гринев
(уч. Зерчанинова и Порфидова)
Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от имени Петра Андреевича Гринёва, рассказывающего о своей молодости. Гринёв выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обст-вах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.
Пётр Андреевич Гринёв — типичный представитель провинциального русского дворянства второй половины XVIII века. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у большинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринёв поступает под надзор мосье Бопре, гувернёра-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.
Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринёв говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошибкой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринёв рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.
Решающее влияние на духовный склад Гринёва оказала здоровая обстановка семейного быта, простого и скромного.
Отец Гринёва, отставной премьер-майор,
прошедший суровую школу жизни,
был человеком твёрдых и честных взглядов.
Провожая сына в армию, он даёт такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской начальника; береги платье снову, а честь смолоду».
Чувство чести и сознание долга Гринёв и унаследовал от отца.
Первые жизненные шаги юного Гринёва обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринёв переживает много событий: знакомство с Пугачёвым, любовь к Марье Ивановне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачёва и пр. На наших глазах характер юноши развивается и крепнет, и Гринёв превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах.
С бестрепетным мужеством он смотрит в глаза смерти, когда Пугачёв приказывает повесить его.
Раскрываются все положительные стороны его характера: простота и неиспорченность натуры, доброта, честность, верность в любви
и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачёва. Гринёв с честью выходит из жизненных испытаний.
Гринёв — не герой в обычном смысле этого слова. Это обыкновенный человек, средний дворянин. Это типичный представитель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринёв остаётся скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реалистического образа.
Характеристика Гринёва
(учебник Лиепаева)
Образ Петра Андреевича Гринёва дан в развитии. Поэтому характеристику его необходимо связать с ходом действия повести. Жизненные испытания, выпавшие на долю Гринёва, приводят к тому, что лучшие стороны его характера крепнут и закаляются.
Вредное влияние француза Бопре оказывается непрочным и поверхностным. Наоборот, нравственное влияние родителей и крепостного дядьки оказываются более глубокими.
Гринёв остался верен заветам своего отца, честного, независимого, чуждого карьеры и пресмыкательства дворянина. Отец
Петра Андреевича Гринёва — помещик Симбирской губернии,
отставной премьер-майор. Мать его была дочерью бедного дворянина.
Воспитание и образование он получил от стремянного Савельича.
К 12 годам выучился грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». С 12 лет к нему был приглашён учитель-француз Бопре. На родине Бопре был парикмахером. Здесь он должен был обучать Гринёва «по-французски, по-немецки и всем наукам». Но француз от своего учения научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. Француза скоро выгнали за беспутное поведение, когда педагог уснул на диване, а Петруша испортил карту, сделав из неё воздушного змея. Гринёв на этом закончил своё воспитание: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
Отец Гринёва видел в военной службе дворянина не средство для карьеры, чинов и наград, а серьёзную общественную обязанность, государственный долг.
Сына своего Петра он отправлял не в гвардию в Петербург, где тот мог бы благодаря родственным связям (протекции) быстро получать чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию.
Отец Гринёва полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.
Пётр Андреевич Гринёв в своих отношениях к отцу и матери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верности заветам своих родителей. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно, не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Пётр Гринёв честно выполнял эти заветы. В самых тяжёлых жизненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.
Отношение Гринёва к Савельичу и крепостным крестьянам противоречиво.
С одной стороны, воспитанный в барской среде, Гринёв видит в крепостных крестьянах и, в частности, в Савельиче рабов, обязанных служить помещикам. Поэтому он считает возможным называть своего преданного «дядьку» «старым хрычом», распоряжаться им, как ему заблагорассудится.
Пётр Гринёв — гуманный и простой человек.
Его отношения со своим слугой Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности.
Гринёв видит в Савельиче близкого человека.
Рискуя своей жизнью, Гринёв в Бердской слободе пытается выручить Савельича, попавшего в руки восставших мужиков. Он слушается Савельича и отдаёт ему на хранение все деньги после позорного проигрыша в карты Зурину.
Пётр Андреевич Гринёв — честный и мужественный человек.
Эти стороны его характера обнаруживаются при всех наиболее тяжёлых для него жизненных испытаниях: дуэль со Швабриным, попытка выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачёвцев. Верность своему дворянскому долгу и мужество этого человека раскрывается перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.
Гринёв любит Марию Ивановну глубоко, честно и искренно.
Его любовь нельзя сравнить с низменным животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своих целей. Любовь Гринёва чиста, бескорыстна и самоотверженна. Ради Марии Ивановны он рискует своей жизнью. На допросах Гринёв упорно не говорит о той, ради которой он встречался с Пугачёвым. Рискуя прослыть изменником и бесчестным человеком, он думает только об интересах Марии Ивановны, он не хочет, чтобы имя его возлюбленной было «впутано между гнусными изветами злодеев». Гринёв честно признаётся Пугачёву, что служить ему он не может, так как уже один раз в жизни давал присягу и будет верен своей клятве.
Но необходимо отметить, что когда Гринёв решает вопросы общественно-политические, его мужество и честность направлены на защиту дворянских интересов и дворянской царицы Екатерины. В этом отношении Гринёв — типичный представитель своего класса.
Гринёв вызывает наши симпатии своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством; нам нравятся его гуманное (человеческое) отношение к Савельичу и крепостным крестьянам, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.
Отношение Гринёва к Пугачёву
Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот.
Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой.Он считает Пугачёва честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол.Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян.В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам (Белобородое,Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).
Как Гринёв смотрит на современный ему гос.
строй и как объясняет крестьянское восстание?
Гринёв не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался.
Существующий строй — крепостничество и самодержавие — он принимает как единственно-возможный. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам и покорённым полудиким народам Оренбургской губернии, в непривычке и казаков, и этих народов «к законам гражданской жизни».
Крестьянское восстание он называет «бессмысленным и беспощадным бунтом».Таким оно было с точки зрения дворян.
Крестьянство видело в нём смысл: освобождение от помещичьего гнёта. Оно не было беспощадным по отношению к тем, кто случайно оказался на стороне помещиков и царя (казаки и солдаты).
Характеризуя Пугачёвское восстание, Гринёв говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Выражение «бессмысленный бунт»
употреблено Гринёвым, по-видимому, в другом значении:
бунт, обречённый на неудачу, восстание, которое должно потерпеть поражение
. Если так понимать выражение «бессмысленный бунт», то Гринёв оказался здесь отчасти прав. Вообще крестьянские восстания феодальной эпохи терпели поражения в силу их стихийности и неорганизованности. Однако, несмотря на поражения, восстания всё же сыграли огромную роль в пробуждении революционного сознания крестьянства.
Что касается «беспощадности» Пугачёвского восстания, Гринёв совершенно неправ. Пугачёв и его соратники оказываются беспощадными лишь по отношению к классовым врагам,
так как это необходимо по военно-политическим соображениям (казнь шпиона Юлая, казнь защитников Белогорской крепости). По отношению к людям, случайно или по принуждению оказавшимся в лагере защитников крепостнического строя, — к ним Пугачёв обнаруживает великодушие и гуманность, например, приём пленных солдат из царской армии в своё войско.
Для ответа на вопрос «Почему Пугачёв стал во главе восстания?» следует использовать калмыцкую сказку об Орле и Вороне.
В аллегорических образах Орла и Ворона даны два типа жизненного поведения, два человеческих характера. Один тип (образ Ворона) мирится с существующим порядком вещей, живёт как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Это тип мещанина, обывателя, чуждого всему новому, необычному.
Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.
Гринёв понял калмыцкую сказку по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Но Пугачёв вкладывает в неё другой смысл.
Вот почему в ответ на это замечание Гринёва Пугачёв посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал»
(главаXI).
Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, говорит о героическом характере вождя крестьянского восстания.
Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пушкина.
Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности.
Гринёв не понимает смысла больших общественно-революционных событий, невольным участником которых он является. Он некритически относится к существующему государственному строю и главе его — ЕкатеринеII.
Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в восстании элементов организованности, смысла и особой формы гуманности.
Смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», как Швабрин. И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри
своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»
.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
1. Значение этих образов в повести.
2. Что общего между ними: а) общественное и служебное положение; б) любовь к Маше Мироновой.
3. Различие между ними:
- воспитание (Гринёв — воспитание в условиях, близких к жизни народа, скромное образование; Швабрин — столичные условия жизни, оторванность от народа);
- отношение к окружающим (Гринёв — доброта, гуманность, правдивость, незлопамятность; Швабрин — злоба, презрительное и насмешливое отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность);
- отношение к Маше (Гринёв — глубина и искренность чувства любви, способность на героические поступки, глубокое уважение к женщине; Швабрин — низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, бесчестное отношение к женщине);
4) отношение к воинскому долгу (Гринёв — верность долгу и готовность пожертвовать жизнью; Швабрин — переход на сторону врага из-за низменных побуждений, не по идейным мотивам).
4. Как Пушкин относится к своим героям?
Герои повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателей. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к девушке начинает проявляться различие между героями.
Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становится для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не ждал».
Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытавшись показать ее в самом невыгодном свете. Ссора продемонстрировала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, получил отказ. Только тогда Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества, делая все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.
Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина, делая невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.
Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство, переметнувшись на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева! О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего, это означает, что слово «честь» для него – пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.
Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.
Два офицера – Петр Гринев и Алексей Швабрин – ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин – носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно таким их изображает автор повести «Капитанская дочка».
Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцовым переворотом времен Анны Иоанновны. Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей). На семнадцатом году недоросль, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, Г. прямо из детской отправляется служить — причем не в элитный Семеновский полк, а в провинцию. Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость. То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.).
С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.
Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.
Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает в отчаянии. Пугачев, захватив крепость, случайно
узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, — и милует барчука за миг до казни. Мало того, отпускает его на все четыре стороны. Но,
случайно
узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду — и
случайно
остается цел;
случайно
оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугачёв тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогорскую — и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Г., не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить — и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так
случайно
сбывается сон, который привиделся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)
Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск; случайно
командиром отряда оказывается Заурин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское имение, Г. остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург,
случайно
сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе;
случайно
не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем. Екатерина
случайно
помнит о геройской гибели капитана Миронова. Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.?
Случайно
офицер Г., отпущенный в 1774 г. и присутствовавший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул, не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества;
случайно
эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.
Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь — делает дворянина Г. до конца свободным.
Смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», как Швабрин. И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри
своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»
.
4
Образ Гринева
Произведение “Капитанская дочка” в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности. Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич. В 12 – ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы. В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице. Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей. Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью – начинает нечестно вести ход игры. В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком. Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин. В произведении наблюдается слияние жизни обычного человека и событий имеющих историческую значимость. Таким образом Пушкин показывает то, что основа всех исторических процессов – это жизнь простых людей. 8 класс
Образ молодого дворянина
Эпиграфом произведения автор взял всем известную пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие Петруша получил от отца и сделал главным жизненным принципом.
Рассказ ведется от лица семнадцатилетнего парня. Он потомок знатного дворянского рода, воспитанный отцом в духе патриотизма и ответственности за свои поступки. Андрей Петрович развил в сыне такие черты, как:
- Честность.
- Отвага.
- Сопереживание людям, попавшим в трудную ситуацию.
- Великодушие.
Молодой человек образование получил дома. Обучал его крепостной Савельич. Кроме знания грамоты и правил распознавания пола собак, наставник передал юному ученику свой военный опыт и рассказывал поучительные истории. Они глубоко запали в душу будущему офицеру.
С первых страниц Пушкин раскрывает образ Петра Гринева как человека образованного, прекрасно владеющего французским языком. Несмотря на домашнее воспитание и обожание матушки, юноша вырос ответственным, хотя немного наивным и доверчивым.
Но наибольшее внимание автор уделяет воспитанию и характерам главных героев. Так, семья Гриневых далеко не идеальная:
- Отец не обладает достаточной твердостью характера.
- Мать слишком любит Петрушу и с неохотой отпускает во взрослую жизнь.
Но при этом мальчик вырос любознательным и добрым. Когда ему исполнилось 17 лет, пришло время отправляться на службу. Причем вместо интересной жизни в столице, младший Гринев отправился в тихий провинциальный город Оренбург. Заботливый отец устроил сыну такое испытание, чтобы он стал настоящим офицером, а не прожигал жизнь, отдаваясь беззаботному веселью и удовлетворению своих прихотей.
Автор постепенно раскрывает характер Петра. Из восторженного юноши он через некоторое время превращается в человека, способного преодолевать возникшие на пути трудности, не отказываясь для этого от нравственных принципов. Стараясь показать, как это происходит, Пушкин рассказывает читателю, сколько событий радостных и горестных пришлось пережить герою и какой вывод он сделал из произошедшего.
Вначале он совершает ошибки, но быстро учится на них. Так, однажды проигравшись, молодой человек, как истинный дворянин, отдал долг и больше не притрагивался к картам и выпивке.
За год жизни в крепости он повзрослел и стал настоящим мужчиной, не пугающимся трудностей. Петр не опозорил свой офицерский чин. Отец мог бы гордиться таким наследником.
Встреча с Пугачевым
Когда молодой барин и его преданный Савельич ехали на службу, в дороге их застала сильная метель. Спас их беглый казак, которому Гринев в знак благодарности отдал свой тулуп. Воспитатель долго переживал по этому поводу, считая, что нечего раздаривать вещи, которые еще можно долго носить. Впоследствии оказалось, что этим казаком и был знаменитый Пугачев. После захвата крепости главный бунтовщик узнал молодого человека и отпустил его вместе с девушкой. Молодой офицер случайно остался жив, ведь он отказался присягать самозванцу.
Любовь к Маше
В городке молодой человек встретил свою первую любовь. Маша была дочерью коменданта крепости. Имея скромный и нечванливый характер, девушка привлекла внимание Петра своей красотой и сопереживанием к нуждам других людей. Ее родители приняли юношу как собственного сына, и он старался их не разочаровывать.
В Машу молодой человек влюбляется постепенно и был необычайно счастлив, когда та ответила ему взаимностью. Ради этого чувства парень готов был на многое. Несмотря на то что характеристика Гринева из «Капитанской дочки» в основном положительная, он не всегда принимает верные решения. Так, молодой человек готов драться за любимую на дуэли со Швабриным, хотя это принесло одни неприятности.
Когда Петр получает сообщение, что соперник силой удерживает девушку, он самовольно покидает службу, чтобы ее спасти. Чего стоит молодому человеку просить освобождение Маши у Пугачева, знает только он. Этот поступок чуть не погубил его жизнь. Но поступить по-другому Гринев не мог. Честь и благополучие возлюбленной для него были дороже собственной жизни.
Сочинение 3
Роман «Капитанская Дочка», написанный бессметным поэтом и писателем Александром Сергеевичем Пушкиным занял особую нишу в литературе. В нём автор обозначил не только множество тем, которые остаются актуальными и по сегодняшний день: любовь, добро и зло, справедливость, месть, отношения поколений. Но и выделил каждого своего персонажа в особенности Петра Гринёва. Пушкин показал, как главный герой справлялся с трудностями, как преодолевал не только внешнего врага, но и внутреннего демона-это самого себя.
Путь Петра Гринёва интересен и познавателен. Годы жизни главного персонажа выпадают на одно из самых страшных восстаний при правлении Екатерины Великой-это Пугачёвщина. Это было страшное время, когда так называемый лже-Павел Третий хотел заполучить власть и ради своей цели он не щадил никого. Сотни невинных людей были убиты его ужасным подобием армии.
Начиная с самого детства Петя был любимым и избалованным ребёнком. Мать растила сына в тепличных условиях, когда мальчик достиг 16-ти лет, то отец отправил его служить, дабы сделать из него настоящего мужчину и отправил верного слугу Савельича, чтоб присматривал за глупым сыном. По дороге Пётр сумел натворить не мало, а именно проиграть в карты, обидеть словом и даже чуть не погибнуть. Когда парень попадает в крепость, то к нему приходит осознание того, что мир не такой, каким казался в поместье и придётся привыкать к более суровым условиям бытия.
Знакомство со Швабриным тоже сыграла не малую роль в формировании характера Гринёва. По началу казалась, что Андрей является самым достойным человеком в крепости, однако в скорости после подлых деяний «доброго» друга Пётр понимает, что ошибся. Так главный герой научился тому, что не всегда стоит верить незнакомым людям, внешность крайне обманчива.
Любовь Петра к Маше — доброй, чистой, нежной девушке тоже сыграла роль. Ведь когда кого-то любишь хочешь быть лучше, чем был прежде. После нападения на крепость войском Пугачёва Пётр не сломался: не переметнулся к изменщикам, как Швабрин, не побоялся быть казнённым. Он оставался верным патриотом своей страны и не собирался давать присягу другому лже императору. Главный герой с гордостью отстаивал честь офицера за что его похвалил Пугачёв и даровал жизнь.
Таким образом, читатель чётко может поэтапно наблюдать за становлением личности Петра Гринёва-это человек чести и слова, который никогда не придаст и не обманет. Он при любых обстоятельствах оставался собой. Этого в наше время не хватает многим людям, конечно это сложно оставаться собой в любой ситуации, но только искренность сможет спасти этот и без того жестокий мир.
Другие сочинения: <- Портрет Пугачева в романе Капитанская дочка? ПушкинЛюбовь в жизни Онегина и Татьяны (9 класс) ->
Месть и спасение
Давая описание Швабрина, автор характеризует его как подлого и бесчестного человека. Гринев прощает его, даже когда тот выстрелил ему в спину. Причем произошло это несмотря на то, что Петр был беззащитен. Но честность и смелость несвойственны трусливому предателю. Сначала он оболгал Машу, а затем перешел на сторону бунтовщиков. Как истинный офицер, Гринев презирает предателя и тот в отместку после подавления восстания обвиняет в измене Петра. Только решительные действия Марии, просившей помилования у императрицы, позволили спасти молодого человека от позора и пожизненной ссылки.
Говоря кратко, несмотря на то, что характеристика Петра Гринева из «Капитанской дочки» не окрашена яркими красками героических деяний, Пушкин показывает читателю, какой он честный и порядочный человек, способный ради любимых совершать добрые поступки.
Краткое сочинение о Гриневе и его характере должно показать, на что способен простой человек, когда нужно пожертвовать своим будущим и даже жизнью ради любви к женщине, родителям и отчизне.
И конечно, важное место в романе отведено описанию народного бунта, его причинах и последствиях. Бутовщики у Пушкина не безликая масса, а отдельные персонажи со своим характером. Большое внимание в повести уделено Пугачеву. По мнению автора, он не бессердечный злодей, а борец за справедливость, которого поддерживают казаки, башкиры и крестьяне.
🗹