В драме «Гроза» описана жизнь небольшого провинциального городка. Его простые обитатели бедны, забиты и невежественны, а в среде богатых царит алчность, зависть и жажда бесконтрольной власти. Этот мир представляется болотом, из которого невозможно найти выход. Правящие там богатые самодуры губят бедных жителей городка и собственных домашних. Жертвы «темного царства» в пьесе – умные, честные и порядочные люди.
Подлинное обличие хозяев жизни
В драме Островского «Гроза» рассказывается о жителях города Калинова, расположенного на берегу Волги. Там царят патриархальные нравы: старшие требуют беспрекословного подчинения от младших, замужние женщины живут затворницами. Обитатели городка крайне невежественны. Они живут замкнуто, а сведения об окружающем мире черпают из рассказов странников.
Господа Калинова – богатые купцы, пользующиеся невежеством и забитостью простых жителей и наживающиеся на их обмане. В этом мире «Домостроя» самодуры безнаказанно тиранят своих домашних. Центральные персонажи, олицетворяющие произвол и деспотизм «темного царства» – Кабаниха и Дикой. Островский кратко дает им следующие характеристики:
- Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец. Это грубый и жестокий тиран, привыкший куражиться над теми, кого считает ниже себя. Перед ним трепещут не только его работники, которых он постоянно обманывает, но и домашние.
- Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Это ханжа, которая постоянно пилит и грызет своих детей и невестку, требуя от них беспрекословного подчинения. Она постоянно повторяет, что младшие не должны иметь собственного мнения и обязаны во всем слушаться старших.
Эти люди – противники нового и прогрессивного в городке. Они стремятся подавить окружающих и подчинить их своей воле. От их произвола страдают следующие герои:
- Катерина;
- Тихон;
- Варвара;
- Кулигин;
- Борис.
Жертвы тиранов по-разному реагируют на их гнет: кто-то ломается, кто-то смиряется с самодурством, а кто-то вступает в открытый конфликт.
Популярные сегодня темы
В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.
Практически каждый человек знаком с творчеством великого автора Василия Шукшина. Огромное количество его творений связаны с темой деревни и людей, которые живут там. Василий описывал людей
Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество — трудный период в жизни любого, и не все могут
Произведение является составной частью авторского цикла, повествующего истории жизни русских праведников.
Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.
Младшие представители Кабановых
Главная жертва деспотизма Кабанихи – Катерина. Она невестка, самый бесправный член патриархальной семьи. Это женщина в полной мере ощутила на себе террор властной и жестокой свекрови, которая оскорбляет ее и пытается сломить.
Катерину очень рано выдали замуж, и она безуспешно пытается полюбить своего безвольного пьяницу мужа. Ее жизнь в семье Кабановых осложняет то, что эта женщина обладает высокими моральными принципами. Она не способна на ложь и обман, без которых невозможно прожить в этой душной среде. К Катерине относятся слова критика: «Луч света в темном царстве».
Пытаясь найти отдушину в своей тяжелой и мрачной жизни, героиня полюбила Бориса. Она встречается с ним, пока муж в отъезде. Но после возвращения Тихона домой Катерина понимает, что не может жить во лжи. Несмотря на уговоры Варвары, женщина признается в измене мужу. «Темное царство» сурово карает нарушительницу своих законов: ее изводят насмешками и укорами, и Катерина кончает жизнь самоубийством.
Другая жертва самодурства Кабанихи – ее сын Тихон, которого деспотичная мать сделала безвольным и забитым. Под ее гнетом он сломался и стал алкоголиком. Свое недовольство жизнью Тихон топит в вине. При любом удобном случае он старается вырваться из дома и «накутиться» всласть.
Тихон по-своему любит Катерину, но он не способен защитить ее от нападок свекрови. Подобно многим слабохарактерным людям, он эгоистичен. Кабанов отказывается взять жену с собой, несмотря на ее просьбы, и оставляет одну в тяжелый период жизни. Когда Катерина погибает, он кричит матери: «Это вы погубили ее». Но он тут же замолкает от строгого окрика. Читателю понятно, почему Тихон обречен. Его можно назвать «живым трупом», ведь после смерти жены он быстро погибнет от пьянства.
Полной противоположностью Тихону является его сестра Варвара. Она также выросла под гнетом деспотичной матери, но не сломалась, а сумела приспособиться. Эта девушка не потеряла способности любить и радоваться жизни. Она научилась обманывать окружающих и делать то, что хочет. Девушка ловко выкрадывает у матери ключ от калитки и тайно бегает по ночам на свидания. Когда мать, узнав об измене Катерины, пытается запереть Варвару, девушка уходит из дома со своим возлюбленным.
Образ Катерины
Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.
Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.
Рассматривая, кем на самом деле была Катерина, жертвой или победителем «темного царства», нельзя оставить без внимания ее жизнь в семье купцов. Здесь невозможно жить честно. Все отношения между людьми построены на вранье и изворотливости.
Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.
Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.
На основе этого можно утверждать, что она все же смогла победить «темное царство», ведь даже Тихон смог указать матери на ее место. А это значит, что он вышел из-под контроля тирана.
Кулигин и Борис
От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.
Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.
Невежественным тиранам противопоставляется талантливый механик-самоучка Кулигин. Это человек, мечтающий благоустроить город и улучшить жизнь его обитателей. Но его идеи не находят отклика у жадных хищников-купцов и лишь вызывают у них непонимание и враждебность. Когда Кулигин пытается выпросить у Дикого небольшую сумму денег для установки солнечных часов и обращается к нему с почтительной речью, украшенной цитатами поэтов, тот кричит; «Ты мне грубить не смей!».
Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.
Вариант 4
Человек представляет собой отдельный мир с характером, поступками и привычками и чувствами гордости. Именно такие проблемы затронул Островский в своем творении «Гроза». В книге Островский описал 2 поколения, чтобы донести до народа несовместимость жестокости и почтения, достоинства и необразованности. Старшему поколению писатель дал название «темное царство». В младшее поколение вошли современные люди, не признающие старинных традиций и обычаев. Главными сторонниками «темного царства» считались Дикой и Кабанова. В данных образах автор полностью раскрыл характер властвующего класса.
Дикой и Кабанова были самыми влиятельными людьми города Калиново. За счет богатства у них была власть и руководство над всеми. Они мучили своих близких и наемных крестьян. По словам Кулигина, Дикой и Кабанова угнетая своих работников, становились все богаче. Они безжалостно эксплуатировали и наживались на других людях. Автор описал их как невежественных и грубых людей. Они постоянно занимались самодурством. Родные ходили по дому и раздражали Дикого. Больше всего Дикого раздражал Борис. Дикой сильно злился, когда у него просили деньги. Он постоянно ругался и ничего не мог с собой поделать. При напоминании о деньгах Дикого одолевала злость.
Кабанову раздражала Катерина и ее поступки. Катерина защищала своего супруга от лишней брани и свое личное достоинство. Кабановой было противно от того, что кто — то посмел ей перечить. Между Кабановым и Дикой была одно отличие по отношению к окружающим людям и к родным. Дикой постоянно показывал злость и открыто выражал свои чувства. Кабанова всегда была благочестива и свою злобу не показывала.
Сторонники « темного царства» всегда будут необразованными, жестокими и жадными. Подобные качества не были даны с рождения. Отрицательные качества они приобрели в той обстановке, в которой они выросли. Дикой и Кабанова всегда будут дружить. Везде и всегда они ходили вместе.
В обществе всегда есть люди, которые скрывают свое безрассудство, необразованность под маской прогрессивности и интеллигентности. Кабанова и Дикой мучают и эксплуатируют окружающих, при этом не страшатся последствий. Дикой и Кабанова были настоящими приверженцами «темного царства». Представители проповедовали грубость, лицемерие, скудоумие и жадность. Кабанова и Дикой питали ненависть ко всему прогрессивному и новому.
Сочинив поэму, Островский намеревался показать народу всю сущность «темного царства» через поступки Дикого и Кабановой. По словам автора, богатые вельможи были подлыми и бездуховными. Большинства состоятельных людей России 19 столетия обладали такими качествами как у представителей «темного царства».
Обитатели провинциального городка
Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:
Самодуры Калинова | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» | Кулигин: « Лучше уж стерпеть » |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» |
Самодуры и их жертвы в пьесе «Гроза» не вступают в открытый конфликт до финальной части произведения. Варвара,Тихон, Кулигин живут под гнетом богатых самодуров и терпят их издевательства. Но смерть Катерины помогает им скинуть оцепенение и открыто выступить против деспотизма.
Сочинение на тему жертвы темного царства в пьесе гроза
В а, под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться. Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила — каждого на свой лад. Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Гдето в глубине его робкой души теплится огонек — любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть…» — признается он Кулигину. Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои «темного царства» и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил. Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным — она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Житейская философия ее очень проста: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь «опозорила» ее дом, вырвалась на свободу изпод ее власти. Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить. В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается («Не застали б нас здесь»). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когданибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Нет у него этой силы… Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен. т у него этой силы… Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен. Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о «темном царстве» Кулигин. Этот механиксамоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателясамоучки нижегородца Кулибина. Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина «темного царству» особенно выразительно в сцене столкновения с Диким. Прося денег на солнечные часы, Кулигин не о себе заботится, его интересует «для всех вообще обывателей польза». А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, особенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На почтительные реплики Кулигина, украшенные цитатами, Дикой реагирует весьма своеобразно: «Ты у меня грубить не смей!» — и пугает Кулигина городничим. Кулигин — незаурядный человек. Но не его назвал Добролюбов «лучом света в темном царстве». Почему? Да потому, что Кулигин бессилен, слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как Борис, Кулигин боится самодурной силы, склоняется перед ней. «Нечего делать, надо покориться!» — говорит он смиренно. Кулигин и других учит покорности. Так, он советует Кудряшу: «Лучше уж стерпеть». То же рекомендует он и Борису: «Что же делатьто, сударь. Надо стараться угождать какнибудь». Только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста. Суровое обвинение звучит в его последних словах: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Этими словами Кулигин не только оправдывает самоубийство Катерины, освободившее ее от гнета, но и обвиняет в ее гибели немилосердных судей, погубивших свою жертву. А. Н. Островский в очерке «Записки замоскворецкого жителя» «открыл» страну, «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвыреки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье». Это земля, живущая традициями седой старины, «темное царство». Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные» стороны купеческой жизни. Общественный подъем 60х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму «Гроза», о которой Добролюбов сказал:»Гроза» без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. ающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу», восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия». Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:»В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Странница же Феклуша восхваляет калиновскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!» Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей «темного царства». Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам. Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она «поедом ест», «точит, как ржа железо». Добролюбов говорит о ней:»Грызет свою жертву долго и неотступно». Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет» на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе», считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась». Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха выразитель идей и принципов «темного царства». (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нипщх. Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием», она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, «где люди все с песьими головами», где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский». Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А ято зачем остался жить на свете да мучиться?» Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала. Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства», то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к «темному царству». У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого жадность. Смысл жизни Дикого приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в годто народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какойнибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!») Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна понастоящему) это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.) Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала». Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа». Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних» таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города. Бесчеловечным нравам «темного царства» всетаки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. го царства» всетаки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины вызов «темному царству», страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве» изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавнокрепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе», он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело».»Гроза» не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и «Бесприданница», и «Бешеные деньги», и «Доходное место».
🗹