«Беречь и охранять природу – значит охранять Родину» Михаил Михайлович Пришвин. — презентация
«Беречь и охранять природу – значит охранять Родину» Михаил Михайлович Пришвин
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение.
Виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ) заповедники биосферные заповедники заказники национальные парки памятники природы природные парки памятники Всемирного природного наследия резерваты дендролога-ботанические сады санаторно-курортные зоны
Заповедники, национальные парки, заказники России
Заповедники – это участки территории или акватории, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.
Особо охраняемые территории Название МестоположениеОсобенности
Ильменский заповедник
Заповедник Кивач
Лапландский биосферный заповедник
Национальные парки – охраняемые территории с малоизмененными живописными ландшафтами, богатой флорой и фауной, в которых задачи охраны природы сочетаются с рекреационным использованием земель и эколого-просветительской работой.
Национальный парк Мещера
Памятники природы – это достопримечательные природные объекты, подлежащие охране: водопад, пещера, роща редких деревьев, уникальное дерево (несколько тысяч памятников природы.
Река Волхов
Памятники Всемирного природного наследия – международные охраняемые природные территории, созданные под эгидой ЮНЕСКО в соответствии с Конвенцией об охране Всемирного культурного и природного наследия. Принятой в Париже в 1972 г.
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры
Список Всемирного природного наследия «Девственные леса Коми» «Вулканы Камчатки» «Озеро Байкал» «Алтай-Золотые горы» «Западный Кавказ» «Центральный Сихотэ-Алинь» «Убсунурская котловина» «Остров Врангеля» и т.д.
Озеро Байкал
Площадь заповедников должна быть не менее 3% от общей площади страны: только при таком условии возможно сохранение природы, обеспечение ее устойчивого развития Россия – 1,5% Чехия – 3,5% Япония — 5% Швеция – 1,5% Словакия – 3,5% США – 2,5% Великобритания — 4%
Задачи, выполняемые при организации ООПТ: сохранение живых организмов охрана окружающей среды предупреждение развития разрушительных процессов.
Рефлексия сегодня я узнала… было интересно… я поняла, что… меня удивило… мне захотелось… я попробую
Домашнее задание П. 42, вопросы. Подготовить характеристику одного из объектов из списка памятников Всемирного природного наследия.
Спасибо за работу!
Творческие проекты и работы учащихся
В данном исследовательском проекте по биологии на тему «Охранять природу – охранять Родину» рассматриваются факторы человеческого поведения, способные уничтожить природу и природные ресурсы, а также варианты мероприятий, способных побудить детей к заботе о природе и ее охране от неблагоприятного влияния человеческой деятельности.
Подробнее о проекте:
В представленной исследовательской работе по биологии об охране природы «Охранять природу – охранять Родину» была поставлена цель научиться любить, беречь и охранять все, что нас окружает.
В проекте приведены примеры природоохранных акций по сохранению реки и леса, животных и птиц, чистого воздуха и водоемов, а также рекомендации по сохранению нашей природы, которые позволят воспитать в школьниках чувство ответственности за будущее планеты.
Оглавление
Введение 1. Эколого-просветительская деятельность. 2. Природоохранные акции по сохранению реки и леса. 3. Чем я могу помочь природе? 4 Рекомендации по сохранению нашей природы. Заключение Литература
Введение
Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка, и жаворонок в голубом зените. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И задача подрастающего поколения – предотвратить это.
Актуальность. В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку. Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас годы.
Хотя в то время не было ни Чернобыля, ни трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой воды, воздуха. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.
В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Цель: Все что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.
Задачи:
- Научиться собирать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее к практической, исследовательской работе.
- Изучить правила поведения на природе и меры по охране природы;
- Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.
Методы:
- формулировка цели и задач проекта;
- выдвижение гипотезы и ее решение.
Описание проекта:
Тип проекта – учебно-практический, коллективный, долгосрочный.
Исполнители — коллектив школьного экологического кружка.
Характер проекта — информационный.
Доминирующая деятельность в проекте — учебно-практическая, творческая и поисковая.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап.
Собрать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее в практической, исследовательской работе.
2. Организационно-теоретический. Практический.
Формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы и ее решение, систематизация и анализ практической деятельности школьного экологического кружка.
3. Заключительный. Вывод, рекомендации.
Вопросы, направляющие проект.
Основополагающий вопрос: «Кто, если не мы, будем беречь природу?
Проблемные вопросы:
- Бороться сохранить нашу Землю в одиночку или вместе?
- Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу речку, наш лес, наш край и в конечном итоге нашу Родину?
- Чем я могу помочь природе?
Перейти к разделу: 2. Эколого-просветительская деятельность
Классный час на тему» Охранять природу — значит охранять Родину»
Классный час на тему:
Охранять природу — значит охранять Родину(М.Н.Пришвин)
Дата проведения: 09.04.2016
Цели
: 1. Формировать экологические знания, умение оценивать влияние человека на природу;
2. Развивать представление о рациональном взаимодействии человека с природой; умение классифицировать бытовые отходы; умение сравнивать и обобщать предметы и явления; творчество и фантазию;
3. Воспитание внимательного, бережного отношения к окружающему миру; любви к природе родного края; выполнение правил поведения в природе и участия в природоохранной деятельности.
Оборудование: мяч, мультимедиа, коврики, сшитые из лоскутков, прихватки, рисунки детей о лесе,
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Какой сегодня прекрасный день! Я рада вас всех видеть, давайте подарим, друг другу хорошее настроение, улыбнемся, я вам – вы мне. Я надеюсь, что мы успешно с вами поработаем.
II. Сообщение темы классного часа
- Определение темы и девиза урока.
-Тема нашего классного часа: Охранять природу – значит охранять Родину!
-Девиз нашего урока: «Природа – наш общий дом, мы должны беречь ее»
-Что такое природа?
Презентация картин о лесе
(красивые места в лесу 2 рисунка и вырубка леса, свалка)
— Все ли хорошо в нашей окружающей жизни сейчас? ( Нет. Люди загрязняют реки, леса, вырубают деревья, вырастают горы мусора)
— Что же нужно делать для того, чтобы сохранить красоту природы на долгие годы? (Не загрязнять реки, прекратить беспощадную вырубку леса, не устраивать стихийные свалки, не причинять вред природе)
Я приглашаю вас сыграть в игру. Наша игра называется «Хорошо или плохо»
2 Игра с мячом «Хорошо или плохо»
Я бросаю мяч и называю действие, вы его ловите и кидаете его обратно со словами хорошо или плохо
-Сажу дерево,
-Срубила елочку на Новый год!(Чем заменим лесную елочку
).
-Охота на редких животных.
-Сорвать редкий цветок. (Они занесены в Красную книгу
)
-Строительство очистных сооружений на заводе.
-Жечь костры в лесу.
-Бросать мусор в речку.
-Создание заповедников.
-Строить кормушки птицам (А вы как помогаете птичкам выжить зимой?)
-Огородить в лесу муравейник.
-Сбор макулатуры.
Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.
— Одной из проблем это горы мусора, которые портят красоту нашей природы.
— Я предлагаю сейчас попробовать решить проблему сортировки бытового мусора. Поиграем в игру «Сортировщик»
3. Игра «Сортировщик»
У меня на столе пакет с бытовым мусором. Это то, что мы каждый день оставляем в процессе своей жизнедеятельности.
— Что же мы делаем с этим мусором? (сжигаем, вывозим на свалку(Что же мы делаем с этим мусором? процессе своей жизнедеятельности. мусора. есов, полей. . 000000000000000000000000000000000000)
— Да, конечно, мы от этого мусора избавляемся, но хороши ли для природы наши действия?
— Что можно делать с мусором?
— Сортировать и утилизировать (т.е. перерабатывать) или же вторично использовать
— Давайте попробуем рассортировать наш мусор по отдельным группам, контейнерам
— Давайте с вами посмотрим, правильно ли мы рассортировали?
1 контейнер
— Можно ли выбрасывать книги? Что можно с ними сделать? (подарить библиотеке, другу, оставить в кабинете для пользования)
— Контейнер с бумагой легче сжечь, но ее можно вторично использовать: в виде макулатуры, переработать. Туалетная бумага, газеты продукт вторичной переработки.
2 контейнер
— Рассмотрим второй контейнер со стеклянной тарой. Что можно использовать в домашнем хозяйстве? (баночки из под майонеза, можно сдать в пункты приема)
— А что мы сделаем с бутылочками из-под лака для ногтей, духов? (выбрасываем на свалку)
— Мы лишены возможности их сдавать на вторичную переработку, поэтому вынуждены выбрасывать на свалку.
— Что можно использовать многократно? (стеклянные банки)
3 контейнер
— Третий контейнер с пластиком. Что расфасовывают в пластиковую тару. (йогурт, сыры, соки, газ. напитки …)
— Что же необходимо сделать с этим пластиком? (выбросить на свалку, сжигать)
— А вот сжигать пластик нельзя, т.к. он выделяет опасное ядовитое вещество – диоксин
— Да, и здесь мы не имеем возможности вторично его переработать, т.к. у нас нет условий.
— Как можно применить пластик в домашних условиях? (для рассады, из стенок бутылок сшить целое полотно для теплицы)
4 контейнер
— Четвертый контейнер с тряпками. Как можно использовать старые вещи, лоскутки? (можно делать поделки, предметы домашнего быта: прихватки, коврики, варежки. Можно вторично переработать)
— Вывод:
видите ребята, оказывается даже мусор можно использовать на благо человека, и если его сортировать и перерабатывать. ( определение победителей)
— Все команды справились с работой хорошо. Молодцы!
— Но тем не менее проблема загрязнения бытовым мусором окружающей природы нашего района остается не решенной. Куда население вывозит мусор? (за домом, в лес, возле водоемов, по обочинам дорог, хотя есть поселковая свалка)
— Где находится поселковая свалка? (в Южном)
— Это свалка находится на святом месте, что считается большим грехом. Жители с. Тараса неоднократно обращались администрации района о закрытии. Но до сих пор продолжают сваливать мусор машинами. Объясняя это отсутствием другого удобного места.
— Что же такое свалки?
Свалки это источник загрязнения окружающей природы, они выделяют ядовитые вещества, который поступают в грунтовые воды, развиваются вредные микробы, собираются грызуны и бродячие животные – разносчики опасной болезни.
Свалки это большая проблема России, занято 15 млн. гектаров.
— в данный момент у нас существуют 2 способа борьбы с мусором – сжигание и захоронение.
— Поможет ли решить проблему эти способы? (нет
)
— Почему? (сжигание мусора приносит большой вред, при сжигании пластика воздух выделяется ядовитое вещество – диоксин(он проникает всему живому через дыхательные пути, через пищу и накапливаются в жировых тканях
). При накоплении в организме ведет к серьезным заболеваниям. Пластик в почве не разлагается, остается)
— Почему захоронение не выгодно? (т.к. будет занимать большие площади полезной земли)
— Возникает проблема: как избавиться от пластика? (можно перерабатывать, придумать многоразовый пластик. На западе придумали многоразовые бутылки, которую можно сдавать. В Германии производят стеклянные бутылки с последующей сдачей. В Америке выпускают пластиковые бутылки, которые можно использовать до 25 раз)
— Предприятия перерабатывающих в России очень мало. К счастью, в Ангарске появилось такое предприятие, в Иркутске есть пункт приемки пластика. Чтобы сдать как можно больше бутылок, надо открыть крышку надавить на бутылку рукой или ногой, чтобы вышел воздух затем закрыть крышку. (показать)
III. Мозговой штурм
— Какие способы решения проблемы отходов вы узнали?
1. Мусор отделять в разные контейнеры
2. организовать пункт приема стеклотары, пластиковых бутылок
3. переработка и вторичное использование
IV.Вывод. Рисунки детей о природе.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса и горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.
V. Итоги. Песня «Пусть всегда будет …»
4
🗹