Княжна Болконская
Жизнь Марии является примером самоотречения во имя интересов близких людей. Дочь терпит своенравного отца с христианской покорностью и преданностью, не требуя от сурового человека благодарности за свою трогательную заботу. Проявляя дочернюю смиренность, Мария понимает, что без нее старому графу будет очень плохо, не жалуется, не озлобляется на окружающий мир, подавая бедным прохожим:
…Утешительную мечту и надежду эту дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя.
Княжна находит в себе силы, любовь, доброту и ласку, чтобы заменить племяннику умершую мать, посвятив себя полностью его воспитанию. Едва услышав о ранении брата, женщина отправляется к нему, не смотря на тяжесть дороги и беспокойное время. Лишь одну родственную душу встречает девушка в Ярославле, это Наташа.
После замужества княжна следит, чтобы вспыльчивый граф Ростов не бил крестьян в порыве восстановления справедливости. Когда Николай однажды ударил провинившегося мужика, графиня повела себя так строго, что муж никогда потом не позволял себе распускать руки.
Мысль «семейная»
Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).
По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, – это Ростовы, Болконские, Курагины.
Ростовы и Болконские – это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.
В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.
Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа – обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение – отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко!.. Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить…» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.
По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта – любовь к детям. Для Наташи она – первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.
С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете – младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети – яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.
У Ростовых любовь – основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).
Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.
Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
Князь Василий Курагин – глава семейства Курагиных – яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых – мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота – единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».
Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия – Анатоль Курагин – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит – охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.
Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.
?
Андрей Болконский
Отзывчивость молодого князя проявляется в попытках повлиять на отца, чтобы он не обходился жестоко с подчиненными и крестьянами. Генерал времен Екатерины II жестко следил за порядком, отвечая за дела ополчения, сыну приходилось сдерживать гнев старика.
Наблюдая за угнетенным состоянием мужиков в условиях крепостного права, князь Андрей всячески пытался облегчить их жизнь, проводя кардинальные реформы в имениях сына.
Своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования.
В оставшихся селах князь ввел оброк вместо изнуряющей барщины.
Из своих личных доходов Болконский оплачивал услуги ученой повивальной бабки, помогающей роженицам. В Богучарово дети обучались грамоте, преподавание священника тоже оплачивал передовой хозяйственник Болконский.
Умение любить
Родители любят своих детей. Они не скрывают чувств симпатии, не делят на любимчиков и изгоев. Отношение отца и матери к детям могло бы не дать нужного результата, если бы между ними были совершенно другие отношения. Ростовы проявляют друг к другу привязанность и искреннюю любовь. Илья Андреевич внимателен к жене, заботлив, признает, что она лучше всех. Слова, с которыми он обращается к супруге, нежны и приятны: красавица. Именно поэтому дети проявляют те же отношения: они обнимаются, целуются, плачут от счастья, искренне выражая родственную привязанность.
Красивы сцены святочных катаний на санях, где взрослые веселятся вместе с детьми. Ростов целуют дочь в щечку, не скрывая восхищения. Наташа, получившая воспитание на примере родителей, становится образцом материнства, женщиной, посвящающей себя детям и мужу. Есть, как в реальной жизни, исключение из правила. Это Вера. Отец считает, что здесь «графинюшка намудрила». По сюжету становится понятно, что воспитание старшей дочери – результат дружбы Ростовой с графиней Друбецкой.
Княжна Курагина
Бездушный пустой образ создал автор на примере Элен Курагиной. Будучи нездорово эгоистичной, девушка преследует в жизни исключительно корыстные цели. Боль человека, живущего рядом, не трогала холодное сердце красавицы. Княжна соблазнила молодого графа и вышла замуж исключительно желая улучшить свои финансовые дела. Жена равнодушно изменяла Пьеру, не обращая внимания на чувство унижения.
Элен стала любовницей Долохова, которого муж пустил в свой дом, дав ему кров над головою, желая помочь другу в трудный период жизни. Чувства оскорбленного Безухова не интересовали обоих любовников, как проявление крайнего безучастия к состоянию человека, благосклонно к ним относившегося.
Старшие члены семьи
Каждое семейство начинается с родителей. Их характеристика имеет большое значение для анализа, ведь дети во многом копируют отца и мать:
- Илья Андреевич Ростов — глава семьи. Добрый, отзывчивый, искренний. В образ пожилого мужчины автор вкладывает превосходство моральных ценностей над материальными. Иными словами, отец всегда поддерживает своих детей в любых их желаниях. При этом у него есть недостаток: ему совсем неважно, какую выгоду получит семья от поступков детей. Граф помогает Николаю распутать историю с Долоховым, не запрещает Петру войти в армейские ряды, не оставляет без внимания самочувствие дочери после любовной драмы. Не удивительно, что такое отношение к материальной составляющей семьи приводит к разорению. Хотя и здесь Ильёй Андреевичем управляло чувство долга перед раненными в бою людьми.
- Наталья Ростова — супруга графа. Предстаёт пожилой дамой. Походка и движения медлительные из-за болезни, что придаёт ей величества и уважения к себе. Придерживается аналогичного отношения к семье и окружающим людям. Она всегда находит нужные слова для поддержки своих детей. К кому пойти за советом, как ни к родной маме? Это была главная позиция героини. Она всегда осведомлена, где находятся её дети и что у них «на душе».
Моральные качества также преобладают над материальными. Даже несмотря на своё тяжёлое финансовое положение, графиня помогает другим людям.
Наташа Ростова
Девочка с детства росла отзывчивым человеком.
Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата.
У нее складывались прекрасные отношения со всеми членами семьи. Ее общество ценит граф Безухов, одинокий в своих высоконравственных порывах мужчина, пытающийся сделать мир лучше.
Кульминацией становления сознательной личности является эпизод с раненными русскими офицерами. Сначала, узнав о том, что отступающая армия не в силах обеспечить уход за ранеными бойцами, Наташа попросила отца приютить страдающих героев в доме. Утром девушка устроила скандал старой графине, настаивая на том, чтобы снять вещи с телег, увезти на них раненых с Москвы.
Женское очарование
В образе Наташи органично соединились очарование и доброта. Сам автор ей симпатизирует. И этого нельзя не заметить. Многих читателей, так же как и Толстого, девушка привлекает необычайной искренностью, полной открытостью и подкупающей непосредственностью. В ее поступках нет злости или самолюбования. В эпизоде, описывающем первый бал, она боится остаться незамеченной и неверно понятой. Черты характера девушки:
- искренность;
- чуткость;
- сострадание;
- милосердие.
Их она сохранила на протяжении жизни. Постоянное проявление помощи в трудной ситуации и моральной поддержки для Наташи было способом доброго отношения к нуждающимся.
В юности, она, входя в комнату, озаряла ее лучами солнца, даря хорошее настроение, теплоту и заставляя восхищаться собой. Чего стоит анализ эпизода с пением Наташи, благодаря которому брат Николай преодолел свое отчаяние и тоску. Повзрослев, Наталья стала покорять своей грациозностью и элегантностью мужчин.
Генерал Кутузов
Ярким примером участливого командующего является образ Михаила Илларионовича. Перед Бородинским сражением старик не выступает с длинной речью, а коротко приказывает : «Выспаться!»
. Как только французская армия начала отступление, нашлись генералы, которые хотели завязать сражение, чтобы с высоковероятной победой получить почести и награды.
Но Кутузов видел, что русские войска понесут потери напрасно. Вступив в бой с врагом, которому от отчаяния нечего терять, его заставили бы драться насмерть. На главнокомандующего писали доносы, император Александр присылал гневные письма, желая громких побед, солдаты роптали, не понимая ситуации. Кутузов терпел все с целью сохранить остатки армии, не допуская напрасной гибели солдат.
Отзывчивый старик часто пускал слезу, благословляя в бой.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правою, на которой было кольцо, видимо, привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку.
Отношение к войне
Семья Ростовых собиралась покинуть Москву, когда к ней подступили наполеоновские войска. Граф Ростов приказал оставить почти все вещи и предоставить подводы раненым. Графиня, заботясь о детях и не желая их лишать состояния, была против этого. Наташа, узнавшая о споре родителей, решительно приняла сторону графа, и графиня согласилась, чтобы на подводах ввезли раненых.
На войне погиб Петя Ростов, пошедший на фронт добровольцем. Его смерть чуть не убила мать, и только Наташа смогла спасти её жизнь, не отходя от графини три недели.
Николай во время Отечественной войны 1812 года служил уже эскадронным командиром в Павлоградском гусарском полку и дошёл с ним до Парижа. В 1813 году он подал в отставку из-за смерти отца. Старая семья Ростовых распалась. Вера была замужем за Бергом, а Наташа вышла замуж за Пьера Безухова и переехала в Петербург. Николай, взяв на себя обязательства уплачивать долги отца, жил в маленькой квартире с матерью и Соней.
Наполеон
Толстой создал образ Наполеона, как человека равнодушного к судьбе своей армии. Люди для Бонапарта представляются шахматными фигурами, которые он передвигает на поле сражения. Чрезмерные амбиции французского императора привели к многомиллионному кровопролитию, не оправдывающему идеи равенства.
Решение отступать по смоленской дороге было крайне опрометчивое, как подчеркивает сам автор. Ведь французская армия опустошила близлежащие села и поля еще во время победного наступления. Почему Бонапарт не подумал о том, что будут кушать солдаты, направляясь обратно? Императора не волновало состояние его людей, потому что он был ослеплен собственным раненным самомнением.
🗹