Сочинение: Характеристика Бубнова в пьесе «На дне» (+ таблица)


История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным экономическим кризисом, в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. Это Барон, ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

И именно среди этого упадка и нищеты задаются ключевые извечные вопросы жизни. А в основу конфликта лег спор о правде в пьесе «На дне». Эта философская проблема давно стала неразрешимой для русской литературы, за нее брались Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие. Однако Горького нисколько не испугало это положение дел, и он создал произведение, лишенное дидактизма и морализаторства. Зритель сам вправе сделать свой выбор, выслушав различные точки зрения, которые высказывают герои.

Цитатный образ

Бубнову примерно 45 лет, это нищий, проживающий в ночлежке, которую основали супруги по фамилии Костылевы, этот герой не стесняется своего текущего положения, он прямо говорит про себя: «Я — небогат».

Помимо этого, о прошлом ремесле читатель может узнать из фраз непосредственно Бубнова: «Я вот — скорняк был… свою мастерскую имел». В этом случае Горький сделал ударение на противопоставлении двух образов:

  1. Желтые руки, которые испачканы краской вследствие работы — это признак человека при деле, у него есть мечты, а жизнь течет своим чередом.
  2. Грязные руки — это признак человека упустившего все шансы, разучившегося мечтать и он полностью рассчитывает на милость судьбы.

Существование героя бессмысленно, внутренняя злость пожирает его, но при этом он сам себя сделал таким.

Бубнов описывает его жизнь после измены супруги следующим образом: «Или отравят меня, или еще как со свету сживут. Я было — жену бить… а мастер — меня… Очень злобно дрался!». Переживание за свою жизнь и было причиной того, что он стал жить в ночлежке.

Из фраз этого персонажа читатель может понять, что даже в прошлой жизни он не трудился честно, высоко ценя способности своего «мастера», который умел «делать енотов из собак». Жизненная позиция героя непривлекательная и прогнившая, его история может вызвать и порицание, и сострадание, обусловленное не тем, что судьба была несправедливой и жестокой к этому человеку, а больше тем, что в мире есть такие аморальные люди, для которых не существует чего-то святого.

Невзирая на то, что герой при деле — картузник, изготавливает шапки, он не оплачивает жилье, проживает в долг. Бубнову не стыдно перед своей женой, упрекающей его в этом. Так, этот персонаж отличается от Барона, последнего теперешняя жизнь угнетает и заставляет мучиться. Бубнову без разницы сколько он должен, потому можно сделать вывод, что платить он ничего не будет, он описывает себя как законченного алкоголика: «Запой у меня, видишь ли… Я еще — ленив я».

Цитатный образ персонажа в его же фразах описывает характеристику Бубнова, этот человек лишен какой-то красоты внутреннего мира. Его существование бесполезно, история прошлой жизни показала, что даже когда он занимался своей профессией, это был гнилой человек.

Спор о правде

спор о правде в пьесе на дне цитаты

В пьесе «На дне», как уже было сказано выше, Горький не просто изображал ужасную действительность, основным для писателя стали ответы на важнейшие философские вопросы. И в итоге ему удается создать новаторское произведение, которое не знало себе равных в истории литературы. На первый взгляд повествование кажется разрозненным, бессюжетным и фрагментарным, однако постепенно все кусочки мозаики складываются, и перед зрителем разворачивается столкновение героев, каждый из которых является носителем своей правды.

Многогранна, неоднозначна и неисчерпаема такая тема, как спор о правде в пьесе «На дне». Таблица, которую можно было бы составить для большего ее понимания, включила бы в себя трех персонажей: Бубнова, Луку и Сатина. Именно эти персонажи ведут жаркие дискуссии о необходимости правды. Понимая невозможность ответа на этот вопрос, Горький вкладывает в уста этих героев разные мнения, которые равноценны и равнопривлекательны для зрителя. Невозможно определить позицию самого автора, поэтому эти три образа критики трактуют по-разному, и до сих пор нет единого мнения относительно того, чья же точка зрения на правду верна.

Значение в пьесе

Фразы Бубнова очень просты, они полны афоризмов, но красивых мыслей, которые берут за душу в этой речи нет, он рассказывает о себе пугающе искренне, в этом, наверное, единственное положительное качество. Он осознает собственное несовершенство, но не предпринимает ничего, чтобы двигаться дальше. Ему вполне достаточно жизни «на дне», среди жителей ночлежки, которых герой ненавидит и при случае пытается унизить.

Горький не случайно сказал о Бубнове «господин», так он акцентировал собственное отношение к герою, с жизненной позицией которого полностью не согласен. Но персонаж имеет важное значение для описания авторской мысли: если человек разучится мечтать, перестанет надеяться на лучшее, то вся его жизнь будет бесполезной, а непосредственно натура потеряет свою многогранность, это сделает людей похожими на потерянного Бубнова.

Помимо этого, характеристика этого героя позволяет выразить и другие мысли Максима Горького:

  1. Фатализм, как взгляд на жизнь, приводит в никуда. Писатель симпатизировал сильным людям, которые готовы к борьбе. Этот герой — им абсолютная противоположность.
  2. Внешнее описание и речь Бубнова своеобразны. Горький так показал, что угрожает людям, утрачивающим человеколюбие, выбирающим позицию эгоизма и жестокости.
  3. Но при этом ситуация не настолько безнадежна, поскольку даже опустившиеся обитатели ночлежки не согласны с Бубновым, конфликтуют с ним.

Так, отношение писателя к этому персонажу очевидно: история его биографии не вызывает у читателя сочувствия, именно на это и рассчитывал Горький. Фатализм, эгоизм, алкоголизм являются причинами того, что Бубнов вряд ли когда-то сможет подняться «со дна».

Бубнов

Вступая в спор о правде в пьесе «На дне», Бубнов придерживается мнения о том, что ключом ко всему являются факты. Он не верит в высшие силы и высокое предназначение человека. Человек рождается и живет лишь для того, чтобы умереть: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть…» Этот персонаж безнадежно отчаялся в жизни и не видит ничего радостного в будущем. Правда для него заключается в том, что человек не может сопротивляться обстоятельствам и жестокости мира.

спор о правде в пьесе на дне таблица

Для Бубнова ложь неприемлема и непонятна, он считает, что говорить нужно только правду: «И почему люди врать любят?»; «По-моему, вали всю правду, как она есть!» Он открыто, без стеснений высказывает свое мнение, не оглядываясь на других. Философия Бубнова правдива и безжалостна к человеку, он не видит смысла в помощи ближнему и заботе о нем.

Образ жизни «на дне»

Бубнов — один из самых спокойных и нетребовательных жильцов ночлежки. В привычной утренней перепалке он не участвует, лишь философски замечает в ответ на жалобы умирающей Анны: «Шум смерти не помеха». Бубнов, вообще, склонен к резонёрству. Он охотно подводит итоги спорам, выносит суждения по поводу происходящего. Так Сатин на свой вопрос: «Кто это бил меня вчера?» получает неожиданный ответ: «А тебе не всё равно?» На первый взгляд, до происходящего вокруг персонажу нет особого дела. Сочувствия или желания помочь в его поведении не видно. «На что совесть? Я — не богатый…», — говорит он. Однако всё же указывает Клещу на отвратительное отношение к больной жене. Самое цитируемое его высказывание «Ниточки-то гнилые…» относится к диалогу Пепла с Наташей. Так картузник предупреждает девушку об опасности обмана. После он открыто говорит молодому вору, что не верит в его чувства, и Наташа погибнет, связавшись с ним. Имеющий достаточный жизненный опыт, Бубнов хорошо разбирается в характерах и отношениях людей. Он всегда в курсе происходящего, комментирует слова и поступки окружающих, но, рассудительный и практичный, не вмешивается в их жизнь, не даёт советов, не убеждает в необходимости перемен, как Лука. Он не хочет взваливать на себя ответственность за чужие дела и судьбу.

С другими ночлежниками герой общается мало и не слишком охотно, отделываясь короткими замечаниями по мере необходимости. Возможно, поэтому ни с кем не конфликтует. В бездомном ремесленнике есть чувство собственного достоинства, и это заставляет окружающих относиться к нему с уважением. Даже с хозяевами ночлежки – Василисой и её мужем — Бубнов говорит без особого пиетета, их угрозы его не пугают. Он неизменно сохраняет хладнокровие.

Лука

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

спор о правде в пьесе на дне бубнов

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Краткое содержание

Господин Костылев со своей женой Василисой содержат ночлежку для нищих. Это жилище, в основном напоминающее пещеру, нежели дом, стало убежищем для людей, которые достигли социального дна. За общим столом собрались все жильцы ночлежки: обедневший дворянин Барон, вор Васька Пепел, торговка Квашня, слесарь Клещ и его заболевшая супруга Анна, шулер Сатин.

Василиса Костылева изменяет своему супругу с Пеплом. Через время Васька охладел к девушке, и стал оказывать знаки внимания ее младшей сестре Наталье. Из ревности Василиса регулярно бьет свою сестру. Помимо этого, Костылевы постоянно покупают краденое у Васьки, но полиция закрывает глаза на все незаконные дела.

В один из дней в ночлежке селится старик Лука, беглый каторжанин. Он пожалел горемычных бедняков, и начал им давать советы, которые в действительности только еще больше сбили их с толку. Васька уговаривает Наталью убежать с ним, и она соглашается, но выставляет одно требование — Пепел никогда не поднимет на нее руку. Узнав про это, Василиса жестоко отомстила сестре.

Покалеченная Наталья попала в больницу, а после исчезает в неизвестном направлении. В процессе разбирательств Васька убивает Костылева, и садится в тюрьму. После трагедии Лука также пропадает, спившийся Актер накладывает на себя руки, а жители ночлежки занимаются дальше своими повседневными делами.

Сатин

Сатина считают главным противником Луки. Именно эти два персонажа ведут главный спор о правде в пьесе «На дне». Цитаты Сатина резко контрастируют с высказываниями Луки: «Ложь – религия рабов», «Правда – бог свободного человека!»

спор о правде в пьесе на дне реплики

Для Сатина ложь неприемлема, так как в человеке он видит силу, стойкость и способность все изменить. Жалость и сострадание бессмысленны, люди в них не нуждаются. Именно этот персонаж произносит знаменитый монолог о человеке-боге: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Это — великолепно! Это звучит — гордо!»

В отличие от Бубнова, также признающего только правду и отрицающего ложь, Сатин уважает людей, верит в них.

Негативные черты характера

Позиция Бубнова — сосредоточие аморальности, жесткости и безразличия — была выбрана героем осознано, поскольку его правда значительно отличается от убеждений остальных персонажей, он как бы противопоставлен им всем, играет роль героя-одиночки, даже является антагонистом Луки.

И если внимательно читать пьесу, временно не задумываясь о жестоких фразах этого персонажа, все-таки невольно ему можно посочувствовать. Он так сильно разочаровался в людях, что иногда даже становится страшно. Существование жалости, человечности, сострадания и добродушия Бубнов поставил под сомнение. Потому и не может проявлять по отношению к остальным людям то, с чем он сам не сталкивался.

Только «на дне», среди обитателей ночлежки, он осознал, что настоящая человеческая натура проявляется именно в такой критической ситуации, когда просто нечего терять. Вся напыщенность исчезает, люди перестают притворяться, показывают свою животную составляющую и настоящую суть. Образование и общественное развитие для Бубнова безразличны, в его диалогах можно услышать фразы, которые свидетельствуют о разочаровании персонажа, скептицизме и фатализме.

Причем герой честен с другими людьми и сам с собой, открыто признает, что у него нет совести, ему совершенно безразлично то, что остальные люди считают его «мерзким человеком», который лишен сострадания и жалости. А абсолютная пассивность не позволяет этому персонажу продвигаться дальше.

В результате может сложиться мнение, что полностью слабым человеком его сложно назвать, все-таки когда-то он смог открыть свою мастерскую, жениться, но разочарование в жизни настолько глубокое и искреннее, что у Бубнова пропало желания с этим бороться, пассивность мешает герою начать двигаться «со дна» наверх и победить себя.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: