Система образов «Героя нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена прежде всего раскрытию образа главного героя, а также авторского замысла. Однако второстепенные действующие лица имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон проблемы личности в «Герое нашего времени» и отражает одну из граней авторского замысла. Наиболее прямо эта проблема поставлена в главе «Фаталист», которая не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно- философских исканий героя, а с ним и автора. Данная тема особенно четко проработана в сопоставлении Вулич-Печорин. Лермонтов неслучайно прибегает к подобному сравнению: как и Печорин, главный герой «Фаталиста» наделен внешней и внутренней исключительностью («…все придавало ему вид существа особенного…»), что отвечает авторскому замыслу и соответствует остроте и значимости проблематики повести. Страсть к игре, неудачи, упрямство, с которым он каждый раз начинал все сначала с надеждой выиграть, обличают в Вуличе что-то родственное Печорину, с его страстной «игрой» как своей собственной, так и чужой жизнью, судьбой. В «Фаталисте» Печорин «сражается» уже не с людьми, а с самой идеей Судьбы. Итак, герои сходны в своем стремлении проникнуть за пределы обыденности, постичь значение власти Рока над человеком; однако их отношение к судьбе, фатуму противно. Вуличу присущи характерные для поколения 30-х годов пассивность, чувство растворенности в собственной судьбе, утрата воли к жизни, «сильного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбой». Отсюда страшная, даже болезненная игра героя со смертью. Всю жизнь стремился Вулич оказаться сильнее фатума, вырвать у судьбы свой «выигрыш», и все-таки она победила его, подкараулив там, где он меньше всего ожидал встретиться с нею. Печорин на первый взгляд такой же фаталист, недаром он решает «подобно Вуличу» испытать судьбу. Эпизод с пьяным казаком как бы воспроизводит опыт Вулича, если Вулич, как истинный фаталист в самом деле целиком вверяет Року и, полагаясь на предначертание без всяких приготовлений спускает курок пистолета, то Печорин действует совсем иначе в подобных обстоятельствах. Герой бросается в окно к казаку- убийце, заранее все взвесив и предусмотрев множество деталей. «Не прочел большой решимости в беспокойном взгляде» казака и потому решает напасть на него, пока тот не совсем опомнился. Потом Печорин предлагает есаулу заговор с казаком и одновременно с этим поставить «у дверей трех казаков, готовых ее выбить», наконец, герой до секунды рассчитывает момент прыжка). Таким образом, Печорин очень расчетлив в своем поступке. Это уже не слепой риск Вулича, а осмысленная храбрость. Если первый вступает в схватку с судьбой, то второй пытается «обмануть» ее. Печорин все подвергает сомнению («… я люблю сомневаться во всем…»), хорошо зная, «как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». Литературовед Б.Т.Удодов писал: «Если можно говорить о фатализме Печорина, то как об особом «действенном» фатализме. Не отрицая наличия сил и закономерностей, во многом определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать человека свободы воли». Таким образом, сопоставляя Вулича и Печорина, Лермонтов показывает, что человек по возможностям своим выше и шире предопределений судьбы; выражает мысль о неисчерпаемости личности. Неслучайно одну из итоговых фраз «Фаталиста» Лермонтов вписал в рукопись уже после ее завершения, видимо, придавая ей особый, ключевой смысл: «Офицеры меня поздравляли — и точно было с чем». Параллельно с этим, сравнивая двух героев, автор решает еще одну нравственно-этическую проблему. Печорин заявляет: «И если точно есть предопределение…, почему мы должны давать отчет-в наших поступках?» Таким образом, герой (в отличие от Вулича) выступает в романе как духовно независимая личность, опирающаяся в своих действиях прежде всего на себя, на собственные разум и волю, а не на «небесные» предначертания. Отчет в поступках, в первую очередь перед самим собой одновременно увеличивает не только меру личной свободы, но и ее ответственности — и за свою судьбу, и за судьбы мира. Об этом Печорин говорил еще после дуэли с Грушницким, причисляя себя к тем, кто во всем имеет смелость взять на себя всю тягость ответственности», не перелагая ее на обстоятельства. Итак, образ Вулича служит более полному раскрытию центрального персонажа и, следовательно, авторского замысла: на данном сравнении Лермонтовым прорабатывается одна из основных проблем романа- тема судьбы, власти Рока над Человеком; также Лермонтовым показаны противоречивые черты поколения 30-х годов: с одной стороны пассивность, слепая вера в избранность человека судьбой; с другой — позиция действенная, попытка противостоять фатуму. Кроме того, сопоставляя Вулича и Печорина, Лермонтов подчеркивает одно из свойств высокоразвитой независимой личности — способность отвечать за собственные поступки перед судом своей совести, не ссылаясь на внешние обстоятельства.
Вулич – поручик, герой последней главы произведения. Читатель видит его как человека необычного и довольно таинственного. Его наружность полностью соответствует характеру: рост у него довольно высокий, нос большой, кожа довольно смуглая, глаза и волосы, как смоля черные. Определяющей чертой Вулича является его улыбка – холодная и даже печальная. Все это говорит читателю о том, что это не простой человек. В какой-то мере особенный.
Этот герой очень замкнутый в себе, у него нет в жизни обычных, обыденных радостей. Его любимое занятие – игры. Вулич безумно азартный человек, который не остановится не перед чем и никем. Его поведение говорит о том, что он очень упрямый. Все его неудачи его подзадоривают. Его позиция основывается на том, что никто, кроме него, не может распоряжаться его жизнью. Смерти этот человек не боится и именно поэтому заключает сделку с главным героем, Печориным. Пистолет, которым Вулич должен был подстрелить себе висок, неожиданно дал осечку.
Возможно, Лермонтов создал такого персонажа, как Вулич, чтобы « оттенить» Печорина. Они совершенно разные молодые люди. Печорина можно охарактеризовать как бесчувственного и холодного человека, а Вулич, в свою очередь, полная противоположность. Вуличу нравится рисковать, ведь он безоговорочно верит в судьбу. Он верит в то, что человеку давно все предначертано и боятся чего-то — глупо и бессмысленно. Если суждено умереть молодым, то ты и умрешь молодым. Все считают этого молодого человека не просто рисковым, а даже отчаянным.
Вулич – это тот человек, который за плечами имеет необычное, таинственное и даже мистическое прошлое. Это страстная натура, но страсть, к сожалению, проявляется только к игре.
Подводя логическое завершение, можно сказать, что Печорин и Вулич как и совершенно разные, так и похожи. Их объединяет одна черта – любовь к азарту и игре. Вулич довольно положительный и интересный герой. Его сюжетная линия простая, но есть в ней нечто, что цепляет душу. Это тот человек, который идет до победной цели и не остановится ни перед чем, даже смертью. Он отчаянно храбрый молодой человек, для него жизнь – пустяк. Главное то, что он ощущает теперь, а не то, что будет потом.
Основные персонажи
В этой главе – фактическом заключении романа «Герой нашего времени» – уже не фигурируют ни княжна Мэри, ни черкешенка Бэла, ни юнкер Грушницкий. В кабинете, где проводят вечера офицеры, народу много, но выделяются из толпы лишь некоторые персонажи:
- Григорий Печорин – главный герой всего романа. Он уже в юности устал от жизни, циничен, себялюбив, но при этом храбр.
- Максим Максимыч – штабс-капитан крепости, в которую откомандировали Печорина. Старый вояка, добрый и простодушный человек.
- Вулич – офицер сербского происхождения. Странный человек, о жизни которого мало кто знает. Храбр и азартен, но вместе с тем хладнокровен.
Есть еще и второстепенный персонаж – пьяный казак, сыгравший, однако, решающую, если не сказать роковую роль в фабуле этой главы.
Знакомство с героем
Вулич был сербом:”высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его…”. Поручик был молчалив, говорил редко, выразительно и вдумчиво. Он не отличался дружелюбием, весёлым нравом или тягой к спиртному. Единственной страстью поручика была игра, азарт. Как правило, он проигрывал, но упрямство не давало мужчине покоя, желание выиграть и доказать всем, что он удачлив, заставляло играть снова и снова.
О семье и жизни Вулича ничего не известно, сослуживцы лишь упоминали, что он не любил этих тем и никогда не касался их в беседах. К женскому полу поручик был также равнодушен. Игра в карты была для него единственным и самым желанным наваждением. В его судьбе была какая-то большая тайна или трагедия, которая оставалась загадкой. Только взгляд серба-красавца выдавал его: тоска, боль или что-то неведомое читалось во взгляде. Вулич – не просто любитель риска, он отчаянный человек. Такими бывают лишь те, кто всё потерял.
Показателен случай из жизни поручика, о котором рассказывают его сослуживцы. Страсть к игре у Вулича достигала такой силы, что однажды, когда её прервало нападение врага, поручик доиграл под огнём, отдал то, что должен….и с чистой совестью, бесстрашно бросился “рубить врага”.
Пересказ очень кратко
Во время посиделок за картами разговор заходит о судьбе и предопределении. Вулич затевает пари: он говорит, что наши судьбы предрешены заранее. Печорин ставит на спор червонцы, утверждая, что никакого фатума нет. Вулич берет со стены пистолет, заряжает его и стреляет себе в висок. Оружие дает осечку. Чтобы продемонстрировать, что оно заряжено, Вулич стреляет в фуражку.
Но Печорин замечает маску смерти на лице серба и говорит ему об этом. В ту же ночь Вулич был зарезан пьяным казаком. Испуганный мужчина заперся у себя в хате и кричал, что застрелит всякого, кто подойдет. Печорин решил испытать судьбу и ворвался в избу через окно. Пуля просвистела у него над ухом, но офицеру удалось повязать казака.
Краткий пересказ главы «Фаталист» мы закончим тем, что Печорин сообщает о случившемся Максиму Максимычу. Тот реагирует двояко:
«Жалко бедолагу! Дернул же его черт с пьяными разговаривать! Но, видно, так уж было у него на роду написано…»
Образ серба Вулича занимает в «Герое нашего времени» (см. его краткое содержание, полный текст и анализ) довольно заметное место.
Герой нашего времени. Фаталист. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига
Внешность его Лермонтов описывает в «Фаталисте» (см. краткое содержание, полный текст и анализ) так:
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, – все это будто согласовалось для того, чтоб придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи. Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками, – которых прелесть трудно достигнуть, не видав их, он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
Далее подчёркивается характерная его черта: Вулич не борется с основной природной наклонностью своей души, он – её пленник.
Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство. Рассказывали, что раз, во время экспедиции, ночью, он на подушке метал банк, ему ужасно везло. Вдруг раздались выстрелы, ударили тревогу, все вскочили и бросились к оружию. «Поставь ва-банк!» – кричал Вулич, не подымаясь, одному из самых горячих понтеров. «Идет семерка», – отвечал тот, убегая. Несмотря на всеобщую суматоху, Вулич докинул талью, карта была дана.
Словами «постоянные неудачи только раздражали его упрямство» Лермонтов разоблачает тщетность любой страсти, ее бессмысленность.
Вулич принадлежит к тому же поколению, что и Печорин (см. Характеристика Печорина, Образ Печорина) – к «жалким» наследникам героических времен, «скитающимся по земле» существам, лишенным веры и цели жизни (о них размышляет сам Печорин на ночной улице казачьей станицы). Но Вулич не жалуется ни на «жар души, растраченный в пустыне», ни на потерю «постоянства воли». Он бесцельно дразнит и испытывает судьбу, не сомневаясь в ее власти над человеком.
Именно поэтому он склонен играть собственной жизнью. Вулич – игрок по преимуществу. Вспомним, как «самодовольно» он улыбался после осечки пистолета, приставленного к собственному виску. «Это лучше банка и штосса, – сказал он Печорину. – «Зато немножко опаснее», – отвечал тот.
Вулича беззаветно влечет к риску.
Можно сделать сравнение между Вуличем и Печориным. Последний по характеру вроде бы противоположен первому, но при вдумчивом рассмотрении заметно, что безусловно противопоставлять этих двух персонажей нельзя. (См. также Вулич и Печорин – их отношение к судьбе и предопределённости.)
Вулич – раб страстей. Печорин же в своём пятигорском дневнике высказывает мысль, что «страсти – не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться…». Бесстрастие и холодность Печорина Лермонтов подчёркивает на протяжении всего романа как его главное качество.
Но и Печорину страсти не вполне чужды. В конце игры с Бэлой он тоже делает своеобразную ставку, хотя и не денежную: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя; прощай, я еду – куда? почему я знаю! Авось, недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня».
Максим Максимыч (см. его характеристику), тайно наблюдавший эту сцену, рассказывает: «Не слыша ответа, Печорин сделал несколько шагов к двери; он дрожал – и сказать ли вам? я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чем говорил шутя. Таков уж был человек…»
Когда Казбич (см. характеристику) на глазах у офицеров мчался на коне с похищенной Бэлой в седле, «Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружье из чехла, и туда», – стало быть, им и в тот момент овладела неудержимая страсть.
В какой-то области души Печорина живут те же инстинкты, что и у Вулича, и у Азамата, и у Казбича. В нем тоже сидит игрок, и джигит, и охотник. Но в его сложной, утончённой натуре уживаются и иные, противоположные свойства.
Краткое содержание главы
Этой главой М.Ю. Лермонтов завершает описание истории героя нашего времени. После дуэли в Кисловодске Григория Печорина ссылают на Северный Кавказ, в станицу Терских казаков. Как утверждают исследователи творчества Лермонтова, писатель услышал эту правдивую историю из уст своих сослуживцев. По вечерам офицеры коротали время за вином и игрой в карты. Действие разворачивается в ночь, когда Печорин уже пребывал в станице две недели.
«Фаталист» можно разбить на три отдельных отрывка:
- Спор о неотвратимости судьбы,
- Сообщение о гибели Вулича и взятие в плен его убийцы,
- Разговор о произошедшем Печорина и Максима Максимыча.
Отрывок 1. Вечер в компании офицеров. Печорин не верит в фатум
Уже в начале главы автор рисует тревожную атмосферу, которая создается вокруг играющих в карты офицеров. Ни к чему не обязывающий спор вдруг перерастает в угрозу смерти одного из дискутирующих. Наступает гнетущее молчание, а потом крики протеста, как только Вулич сказал:
«К чему вести пустые споры? Я предлагаю каждому испробовать на себе, назначена ли нам заранее роковая минута, или мы можем вольно распоряжаться нашей жизнью».
И только Печорин решил стать оппонентом серба. Тот снял один из висящих на стене пистолетов и зарядил его. «Остановитесь! Что вы собираетесь делать?» — закричали собравшиеся. Печорин сказал, что Вуличу сегодня суждено умереть. Тот хладнокровно нажал на курок, но выстрела не последовало. Начались споры о том, а был ли заряжен пистолет. Тогда Вулич сделал второй выстрел – в висящую у окна фуражку. Пуля пробила ее насквозь.
Вулич стреляет себе в висок
Отрывок 2. Гибель Вулича. Печорин становится фаталистом
Все разошлись. Идя домой, Печорин размышлял о случившемся, как тут наткнулся на труп зарубленной свиньи. Подошли два казака, сказавшие, что ищут своего пьяного товарища, который и порешил бедное животное.
Выспаться Печорину не удалось. Еще до рассвета ему сообщили, что Вулича зарезал казак, слоняющийся ночью по станице. При этом свидетели сказали, что пьяный и не заметил бы серба, если б тот сам не обратился к нему с вопросом: «Ты кого-то ищешь, братец?» «Тебя!» — заорал казак и нанес ему сабельный удар.
По словам свидетелей, Вулич умер не сразу. Перед смертью он произнес:
«Он был прав!»
Печорин понял, что эти слова относились к нему – ведь он разглядел маску смерти на лице оппонента в споре.
Узнав, что проспавшийся казак держит оборону в запертой избе, офицер решил и сам испытать свою судьбу. Договорившись с есаулами, чтобы те ломали двери и этим отвлекали внимание убийцы на себя, он влез через окно. Пуля просвистела у его плеча и сорвала эполет. Но Печорин не дал казаку взяться за саблю, а выломавшие дверь есаулы помогли связать убийцу.
Отрывок 3. Разговор с Максимом Максимовичем
Завершить краткое содержание «Фаталиста» можно беседой главного героя со штабс-капитаном крепости. Но настоящий разговор не задается. Печорин описывает происшедшее с философской точки зрения, задаваясь вопросом, предопределена ли наша судьба или нет. Простодушный вояка же воспринимает все как простой трагический случай. Однако он намекает, что азиатские пистолеты (а именно одним из них играл в «русскую рулетку» покойный Вулич) часто дают осечку, если ими давно не пользовались или недостаточно крепко нажимали курок.
Сочинение на тему: Роль образа Вулича в романе “Герой нашего времени”
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Роль образа Вулича в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”
Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», как и вся художественная структура романа, подчинена, прежде всего, раскрытию авторского замысла через образ главного героя. Однако второстепенные персонажи самоценны, имеют вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тема судьбы, предопределения и свободы воли выступает главной в лермонтовском произведении и отражает одну из граней авторского замысла. Наиболее ярко этот вопрос стоит в повести «Фаталист». Не случайно она завершает роман и является своеобразным итогом нравственно – философских исканий героя, а с ним и автора. Тему судьбы можно раскрыть в сопоставлении образов Вулича и Печорина. Главный персонаж «Фаталиста», как и главный герой всего романа, ощущает свою необычность, исключительность. Страсть к игре в самом широком смысле – азартным играм, игре со смертью и игре с чувствами, упрямство, с котором поручик каждый раз начинает с надеждой выиграть, обличают в Вуличе нечто необычайно близкое, чем-то родственное Печорину, с его странной игрой с собственной жизнью. Печорин подвергает себя огромной опасности, похищая Бэлу, выслеживая контрабандистов, соглашаясь на дуэль с Грушницким, и обезвреживая пьяницу казака. В этом отношении Вулич – двойник Печорина. Однако в «Фаталисте Печорин сражается уже не с людьми и обстоятельствами, а с самой идеей судьбы, пытаясь доказать Вуличу и себе, что «нет предопределения», что «часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». И здесь «фаталист» Вулич рассматривает в противопоставлении «скептику» Печорину, является идейным антиподом. Таким образом, герои сходятся в своем единодушном стремлении проникнуть за пределы обыденности, постичь значение Рока и силу его власти над человеком. Но мы видим, что их отношение к судьбе, фатуму противоположено. Кроме того, Вуличу присущи характерные для молодого поколения тридцатых годов девятнадцатого века духовная пассивность, чувство растворенности в собственной судьбе, утрата воли к жизни, «сильного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». Отсюда странная болезненная игра героя со смертью. Всю сою жизнь Вулич стремился оказаться сильнее фатума. Но вскоре из-за своих бессмысленных игр он погибает. Его убивает казак. В описании этой страшной и нелепой смерти выражается авторская ирония над определенным героем и слабостью человеческой природы вообще, но одновременно раскрывается и трагедия целого поколения людей, особая духовная «болезнь» эпохи. Печорин тоже кажется фаталистом, недаром он тоже решает «испытать судьбу». Однако если Вулич, как истинный фаталист, действительно полностью вверяется року и полагается на предначертание, безо всяких приготовлений спускает курок пистолета в эпизоде у майора, то Печорин в подобных обстоятельствах действует совсем иначе. Он бросает в окно казаку – убийце, заранее продумав план действий и предусмотрев множество деталей. Сопоставляя этих героев автор пытается решить вопрос человеческой свободы. Так, Печорин заявляет: «И если точно есть предопределение…, почему мы должны давать отчет в наших поступках?» Тем самый герой, в отличие от Вулича, выражает позицию духовно независимой личности, которая в своих мыслях и действиях опирается прежде всего на собственный разум и волю, а не сомнительные «небесные» предначертания. Одновременно с этим, отчет человека во всех своих словах и поступках в первую очередь перед самим собой увеличивает не только меру его личной свободы, но и личной ответственности – за жизнь свою, за судьбу мира. Об этом Печорин говорил еще после дуэли с Грушницким, причисляя себя к тем, кто имеет «смелость взять на себя всю тягость ответственности», не перекладывая ее на обстоятельства. Вспомним также разговор с Вернером перед дуэлью, в котором герой замечает: «во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Итак образ Вулича служит всестороннему раскрытию характера центрального персонажа романа и, следовательно, воплощением всего авторского замысла. Наконец, введение Вулича в систему образов романа позволяет автору наиболее полно и достоверно изобразить социально – духовные противоречия тридцатых годов: его пассивность, слепую веру в избранность человека судьбой и, одновременно, действенную позицию части этого поколения в попытке противостоять предопределенности .
🗹