Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.
Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.
Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.
Что такое отзыв
Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.
Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.
Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.
Образец
Приведенный ниже пример отзыва о произведении покажет, как написать отзыв о рассказе:
Я прочитал рассказ «Кусака», автором которого является Л. Н. Андреев.
В данном рассказе описывается жизнь собаки, которая однажды потеряла доверие к людям. После того как на дачу, где обитала собака, приехала большая семья, у животного появилось имя: Кусака. Со временем Кусака стала привыкать к людям и показывать им свою любовь. Но осенью семейство уехало, оставив Кусаку в одиночестве и разочаровании.
Основную мысль рассказа «Кусака» можно выразить известной цитатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Люди сначала дали Кусаке надежду, а потом нагло ее отобрали, став причиной разочарований собаки.
Когда Кусаку стали любить, я радовался за нее, думал, что она, наконец, обрела свою семью. Но после мне стало жаль Кусаку, ведь ее бросили, оставив одну. Рассказ «Кусака» настраивает на грустное настроение.
Прочитанный мною рассказ заставляет задуматься о том, что люди должны заботиться о друзьях наших меньших, ведь животные не могут позаботиться о себе самостоятельно.
Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» интересен, потому что вызывает множество чувств. Я рекомендую прочитать его и детям, и взрослым.
Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении
Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.
Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:
- Автор произведения и название книги.
- Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
- Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
- Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.
Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.
Как научить ребёнка написать отзыв о книге.статья (2 класс) по теме
Для начала нужно определиться, что такое отзыв и для чего он пишется.
Отзыв — это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением. Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.
Отзыв о прочитанной книге — это свободное сочинение. Общая схема здесь была бы не уместна и, скорее всего не помогла бы, а лишь навредила. Тем не менее, можно дать некоторые рекомендации в последовательности и содержании отзыва, встречающиеся в школе.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования. 2. Тезис — мнение читателя о книге и доказательства справедливости этого тезиса. 3. Вывод — общая оценка книги.
Рассмотрим данные пункты более подробно.
1. Ученик записывает имя автора и название произведения. Далее можно написать в какое время происходили события, описанные в книге, что ребенок знает об этом историческом периоде из книг и кинофильмов. Затем можно упомянуть те личности, которые стоят в центре повествования. 2. В главной части отзыва нужно выразить свое мнение о прочитанном произведении. Можно написать свое отношение к книге, главным героям, описать наиболее понравившиеся места в произведении и обосновать, почему они понравились. Практически во всех отзывах дается характеристика одного или нескольких героев. Ребенок рассказывает о том, какие черты характера, поступки, подвиги героев прочитанной книги взволновали его. Он восхищается положительными качествами людей — их добротой, храбростью, и выражает свое презрение к отрицательным персонажам, возмущаясь их подлостью, лживостью, трусостью. Наиболее интересные отзывы получаются, когда есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными из других книг или из жизни. 3. В отзыве ребенок обязательно должен дать оценку книге. Возможно, написать свои пожелания или советы другим ребятам, рассказать, о чем он размышлял после прочтения книги, чему она его научила. Может быть, ребенок захотел перечитать эту книгу ещё раз, пусть напишет почему. В конце можно написать своё мнение о языке книги и привести в пример понравившийся отрывок.
Ниже приведены примеры вопросов, которые могут помочь в работе над отзывом.
О чём эта книга? Что ты знаешь об авторе книги? Какова тема и основная мысль произведения? Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своего произведения? Понравилась ли книга? Чем? Кто из героев особенно понравился? Почему? С кем из персонажей ты хотел бы подружиться? Почему? Как ты охарактеризуешь главных героев? Где и в какое время происходили события, описанные в книге? Упоминается ли в книге о каком-либо важном историческом событии? Что ты знаешь об этом историческом периоде из других книг, кинофильмов? На какие природные особенности обращает внимание автор? Почему? О чём ты размышлял после прочтения книги? Что тебе запомнилось, что показалось необычным? Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила задуматься? Чему научила тебя эта книга?
Пример отзыва о книге «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
А. Н. Толстой
Золотой ключик, или Приключения Буратино.
В 1936 году известный русский писатель А.Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей. В своем предисловии к сказке он говорит, что основой ему послужила итальянская сказка «Пиноккио или Похождения деревянной куклы». Буратино с итальянского языка переводится как деревянная кукла. Образ этого веселого и забавного человечка с длинным носом придумал итальянский писатель К. Коллоди. Толстой не просто пересказал итальянскую сказку, он придумал различные приключения для Буратино и его друзей. Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице — гульдене. В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком. Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик — символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли. Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку, с голубыми волосами, и другие герои. Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку. Буратино пережил много приключений с самого первого дня своего появления на свет, когда его мысли были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он понял: «Надо спасти товарищей — вот и всё». Он вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка — хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки. Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио олицетворяют в произведении злые силы. Толстой высмеивает их на протяжении всей сказки. Мы смеёмся вместе с ним, вспоминая, например, как свирепый Карабас Барабас, засунув свою бороду в карман, чихает без остановки, из-за чего на кухне всё дребезжит и качается. Сюжет сказки развивается стремительно. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать злодеем. Удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Возможно, поэтому вся сказка — от начала до конца — читается на одном дыхании, весело и легко. По сказке создан замечательный фильм. Алексей Толстой так гениально ее написал, что многие фразы без изменений вошли в него.
Пример написания отзыва
Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.
Представим небольшой пример:
«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?
Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.
Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.
Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.
Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.
План обсуждения
После того как ребенок пересказал вам основное содержание, вам вместе потребуется обратить внимание на следующие пункты:
- Вспомните всех главных героев, охарактеризуйте их.
- Обсудите с ребенком взаимосвязь персонажей, определите, кто из них играет положительную, а кто отрицательную роль. Есть ли такие герои, классифицировать которых достаточно сложно?
- Определите основную мысль произведения и посыл автора.
- Обсудите концовку книги, выявите мораль. Попросите высказать ребенка свое мнение или впечатление о прочитанном.
После того, как вы оговорили все главные моменты, можно перенести некоторые пункты на черновик, чтобы не забыть. Также воспользуйтесь самой книгой, попросите ребенка выписать из нее интересные цитаты и важные моменты. Однако не следует злоупотреблять цитированием.
Рекомендации при написании отзыва
Несколько советов для школьников и студентов:
- Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
- Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
- Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
- Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
- сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
- сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
- развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
- Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.
Занимаемся вместе с ребенком
Вне зависимости от того, любит ли ваш ребенок читать или нет, данное задание лучше выполнить вместе. Что для этого потребуется?
- Прежде всего вам необходимо запастись черновиком. Для начала туда мы будем записывать основные мысли, которые позже перенесутся в чистовик.
- Найдите любимую книгу или произведение ребенка. Оно понадобится для того, чтобы освежить текст в памяти ученика, а также сделать из него выписки, аргументы. Такой насыщенный отзыв о прочитанной книге в 3 классе с примерами будет удостоен высокой оценки.
- Если есть возможность, посмотрите вместе с ребенком фильм по книге — он поможет лучше разобраться в хитросплетениях многих произведений.
Ну вот и все. Когда вы подготовили все необходимое, можно приступать к работе.
Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге
Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:
- Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:
«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,
«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,
«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,
«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,
«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,
«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».
С чего начать?
Прежде чем приступить к написанию отзывов о прочитанных книгах в 3 классе, попросите вашего ребенка пересказать вам те моменты, которые он помнит. Ведь наверняка за лето многое успело забыться. Прекрасно, если вы самостоятельно прочитали данную книгу. В таком случае вы поможете ребенку восстановить моменты из произведения.
Но если же у вас не хватает на это времени, то вы можете воспользоваться кратким содержанием, в котором, кстати, содержится главная информация о книге.
План
Вы должны понимать, что план ученика не имеет строгих рамок, он может быть составлен по желанию самого ребенка и включать в себя те пункты, которые вы сами посчитаете необходимыми. Вот лишь пример того, как должен выглядеть подобный план:
- Название произведения, автор. Пара предложений из биографии писателя.
- Краткая история о том, как ребенок узнал об этой книге (к примеру, если ее не было в списке литературы).
- Знакомство с основными персонажами, переходящее в краткий пересказ содержания книги с личными комментариями ребенка, цитатами и примерами.
- Объяснение, почему именно эта книга оказалась в центре внимания ученика, аргументация.
- Плюсы и минусы произведения, почему тот или иной герой не понравился, что ребенок, возможно, хотел бы переписать в данном произведении.
- Личная оценка концовки книги.
- Завершение отзыва о прочитанной книге в 3 классе, более конкретное мнение (понравилась или не понравилась книга).
Примерно так вы можете составить свой план, добавляя или убирая из него пункты, внося что-то необычное.
Ну а теперь перейдем от теории к практике и рассмотрим конкретные примеры работ.
Основная часть
Написать основную часть отзыва к прочитанной книге 3-4 класса достаточно просто. Начать вы можете уже с высказывания собственного мнения.
«Данную книгу я полюбила за персонажей, которые в произведении Осеевой имели свои неординарные характеры. Ее герои оживали на страницах книги «Динка».
Главная героиня — задорная девчонка, которая живет в большой семье без отца. Она знакомится с мальчиком Ленькой, ставшим впоследствии для нее не просто другом, а настоящим братом. Вместе они переживают множество различных событий, как горьких, так и радостных».
Конечно, это всего лишь краткий пример основной части. Ваша задача — еще больше раскрыть ее.
Переходим к написанию
Теперь можно переходить к структуре сочинения-отзыва о прочитанной книге в 3 классе. Вы должны помнить, что каждая письменная работа имеет следующий вид:
- Вступление — часть, где ученик задает начало своему отзыву. Эта часть не должна быть слишком большой, в ней необходимо лишь описать, какую книгу и почему именно ее выбрал ребенок.
- Основная часть — самая непростая. Она должна быть крупнейшей среди остальных и содержать в себе всю основную информацию о книге, в том числе цитаты, аргументы и примеры.
- Заключение — в данной части ребенок должен подвести итог своей работе и сделать свой отзыв более конкретным, закончив его собственным мнением о прочитанном произведении.
Но это лишь основная структура любого сочинения. В нашем же случае необходимо составить план отзыва о прочитанной книге в 3 классе.
🗹