Конфликт поколений в произведении «Вишневый сад» Чехова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Три поколения в пьесе Вишневый сад

В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» описано три поколения. Первое из них относится к лакею по имени Фирс. Он в поместье проработал всю жизнь и очень любит его. Он до сих пор живет старым укладом и не может принять новый образ жизни. Поэтому он беспокоиться о своем будущем из-за того, что существует неопределенность.

Вторым поколением является Гаев и Любовь Раневская. От их родителей им достались все повадки помещиков. Но поместье приходит в упадок все больше и больше, так как они не совсем правильно рассчитали свои силы. Их долги растут вместе с запросами. И жизнь их пока ничему не научила.

Чтобы содержать любовника Любовь продает дачу возле Ментоны. Из-за желания жить ни в чем себе не отказывая она постоянно сорит деньгами. Она расточительна даже тогда, когда вернулась без средств на свою родину. Она все время вспоминает о юных годах и о вишневом саде того времени, но настоящее для нее мучительно.

Это не нравится ее брату Гаеву. Хотя он упрекает сестру в расточительстве, но сам также как она безрассудно тратит деньги. Он постоянно ужинает в самых дорогих ресторанах, посещает клубы и вечеринки. Он постоянно наблюдает, как Варя, постоянно делает все, чтобы хоть как-то сократить расходы.

Варя, Аня и Лопахин являются третьим поколением, описанным в произведении «Вишневый сад». Каждый из них привязан к дому. Ермолай является сыном крепостного, но благодаря своему характеру и усилиям смог подняться с самого дна. Он мечтает связать судьбу с Варей. Но Чехов А. П. в своем труде не создал новую семью. Хоть молодые и симпатизируют друг другу, но Лопахин обладает нерешительностью и это способствовало, что они разошлись в разные стороны. Он обладает хорошими идеями, но они только на его устах и дальше не идут вход.

Сад вырубают, вместе с ним рушится и поместье. И Лопахин уезжает из него вместе с прислугой, с Анной, Варей, Гаевым и Любовью. Анна покидая усадьбу мечтает о светлом будущем. Она едет на учебу и будет часто общаться с ее воздыхателем Петром. Молодой человек показал ей все минусы их прошлой жизни. Поэтому она не сожалеет ни о чем. Она идет только впереди и не оглядывается на то как рубится вишневый сад.

Хоть сам писатель презентовал свою пьесу как комедию, но для читателей она при первом впечатлении кажется трагедией. Но, в какой-то момент приходит понимание, что поведение персонажей явно комическое. Потому что в своих бедах они виноваты сами. Потому что они только мечтают, но не претворяют свои планы в жизнь. В произведении явно описан конфликт поколений, каждое из них не понимает другое. И то, что продали имение и сад рубится является символом прихода нового времени.

Конфликт «отцов» и «детей» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Благодаря роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской литературе появляется тема конфликта поколений, где ярко прослеживается невозможность старшего поколения жить по-старому, а нового поколения — жить по-новому.

Вновь тема «отцов и детей» была затронута на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Противоречия между сходящими с исторической сцены и входящими на нее описывал А. П. Чехов.

А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» продолжает эту тему.

Представители уходящего с исторической арены дворянского поколения Любовь Андреевна Раневская и её брат Гаев не готовы к восприятию каких-либо перемен. Раневская живёт воспоминаниями о прошлом, сентиментально вздыхая о доме своего детства. Ей горько осознавать, что с имением придётся расстаться.

Молодое поколение представляют Петя Трофимов и Аня. Понимая, что общество ждут перемены, они мечтают о светлом будущем. Но как приблизить это будущее, они не знают. Поэтому всё заканчивается пустыми разговорами. Хотя сам автор с теплотой говорит об Ане, её светлых мечтах.

Новой действующей силой российской действительности становится купечество. Лопахин трезво оценивает ситуацию и предлагает коммерческий вариант спасения усадьбы: разбить его на дачные участки и сдавать в аренду. Но для Любови Андреевны такое решение равносильно гибели дворянского гнезда. И Лопахин вынужден купить Вишнёвый сад.

Лопахин, один из интереснейших персонажей комедии, пытается помочь старшему поколению, но оно слишком бездейственно, и «отцам» остается только тихо и спокойно, с затаенной печалью, но и с достоинством, уйти в небытие. По Чехову, основное зло — в ненормальном укладе русской жизни в целом, в присущем ей несовершенстве социальных и нравственных отношений. Получается, что даже близкие люди не способны понять друг друга..

Несовершенство устройства российского общества в девятнадцатом веке, как свидетельствуют художественные произведения, провоцировало непонимание поколениями друг друга, приводило к противостоянию между ними и к трагическому исходу.

Недовольство «детей» деяниями «отцов» вызывало глобальное отрицание всего созданного старшим поколением, а нежелание последнего изменяться стоило обществу промедления на пути прогресса.

Роль символической детали в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

Большая роль у драматурга отводится различным художественным деталям, символическим образам, темам и мотивам, а также звуковым и цветовым эффектам. У Чехова символично само название пьесы. Образ вишневого сада, скрепляющий весь сюжет пьесы, наполняется особым значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской и Гаева этот образ — символ дома, юности, красоты, пожалуй, всего лучшего, что было в жизни. Для Лопахина — это символ его успеха, торжества, своеобразный реванш за прошлое: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет)

Петя Трофимов сопоставляет вишневый сад с образом России: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Вместе с тем этот персонаж вводит здесь мотив несчастий, страданий, жизни за чужой счет: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…».

Для автора же, думается, цветущий вишневый сад — символ красоты и чистоты, а вырубка его — нарушение былой гармонии, покушение на вечные, незыблемые основы жизни. Символом самого же вишневого сада становится в комедии букет, который присылает садовник (первое действие). С гибелью сада герои лишаются своего прошлого, фактически лишаются дома, родственных связей. Образ вишневого сада вводит в пьесу белый цвет как символ чистоты, юности, прошлого, памяти, но одновременно и как символ грядущей гибели. Мотив этот звучит и в репликах персонажей, и в цветовых определениях предметов, деталей одежды, интерьера. Кроме того, одна из комнат Раневской — «белая». Как отмечают исследователи, эта цветовая перекличка объединяет героев с образом сада.

Символичны в пьесе и некоторые художественные детали. Так, прежде всего это ключи, которые носит с собою Варя.

В самом начале пьесы Чехов обращает внимание на эту деталь: «Входит Варя, на поясе у нее связка ключей». Здесь возникает мотив хозяйки, ключницы. И действительно, автор наделяет эту героиню некоторыми такими чертами. Варя ответственна, строга, самостоятельна, она способна управлять домом. Тот же самый мотив ключей развивает и Петя Трофимов в разговоре с Аней. Однако здесь этот мотив, данный в восприятии героя, приобретает негативную окраску. Для Трофимова ключи — это плен для человеческой души, разума, для самой жизни. Так, он призывает Аню освободиться от ненужных, по его мнению, связей, обязанностей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер». Тот же мотив звучит и в третьем акте, когда Варя, узнав о продаже имения, в отчаянии бросает ключи на пол. Лопахин же подбирает эти ключи, замечая: «Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь…». В финале пьесы все двери запирают на ключ. Таким образом, отказ от ключей символизирует здесь потерю дома, разрыв родственных связей.

Свое особое значение обретают в пьесе и шумовые эффекты, и музыкальные звуки. Так, в начале первого акта в саду поют птицы. Это пение птиц соотносится у Чехова с образом Ани, с мажорным строем начала пьесы. В финале же первого акта звучит свирель, на которой играет пастух. Чистые и нежные звуки эти также ассоциируются у зрителя с образом Ани, героини, которой симпатизирует автор. Кроме того, они подчеркивают нежные и искренние чувства к ней Пети Трофимова: «Трофимов (в умилении): Солнышко мое! Весна моя!» Далее, во втором акте, звучит песня Епиходова: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…». Песня эта подчеркивает разобщенность героев, отсутствие настоящего взаимопонимания между ними.

Кульминация (сообщение о продаже имения) сопровождается в «Вишневом саде» звуками еврейского оркестра, создавая эффект «пира во время чумы». И действительно, еврейские оркестры в ту пору приглашались играть на похоронах. Под эту музыку торжествует Ермолай Лопахин, но под нее же горько плачет Раневская.

Лейтмотивом проходит в пьесе звук лопнувшей струны. Исследователи (З.С. Паперный) отмечали, что именно этот звук у Чехова объединяет персонажей. Сразу после него все начинают думать в одном направлении. Но каждый из героев по-своему объясняет этот звук. Так, Лопахин считает, что «где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья», Гаев говорит, что это кричит «птица какая-нибудь… вроде цапли», Трофимов считает, что это «филин». У Раневской загадочный звук этот порождает неясную тревогу: «Неприятно почему-то». И наконец, Фирс словно подытоживает все сказанное героями: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь».

Таким образом, звук этот символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно. Тот же самый звук лопнувшей струны у Чехова повторяется в финале пьесы. Значение его здесь повторяется, он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего. Тот же самый смысл обретают в «Вишневом саде» звуки топора в финале. При этом звук топора сопровождается музыкой, которую заказывает Лопахин. Музыка символизирует здесь «новую» жизнь, которую должны увидеть его потомки. Символическое значение приобретает в пьесе мотив глухоты. И звучит он не только в образе старого слуги Фирса, который «плохо слышит». Герои у Чехова не слышат и не понимают друг друга. Так, исследователи неоднократно отмечали, что персонажи в «Вишневом саде» говорят каждый о своем, словно не желая вникать в проблемы окружающих. Часто использует Чехов так называемые «пассивные» монологи: Гаев обращается к шкафу, Раневская — к своей комнате — «детской», к саду. Но, даже обращаясь к окружающим, герои фактически лишь обозначают своё внутреннее состояние, переживания, не ожидая какой-либо ответной реакции. Так, именно в этом ракурсе во втором акте Раневская обращается к своим собеседникам («О, мои друзья»), в третьем акте точно так же Пищик обращается к Трофимову («Я полнокровный…»). Тем самым драматург подчеркивает разобщенность людей в пьесе, их отчужденность, нарушение родственных и дружеских связей, нарушение преемственности поколений и необходимой связи времен. Общую атмосферу непонимания обозначает Раневская, обращаясь к Пете: «надо это иначе сказать». Герои у Чехова живут словно в разных измерениях. Отсутствие взаимопонимания порождает множество внутренних конфликтов. Как отмечают многие исследователи, у каждого из персонажей свой конфликт. Так, Раневская — любящая мать, легкая, добрая и деликатная натура, тонко чувствующая красоту, фактически всех пускает по миру. Петя Трофимов все время говорит, что «нужно работать», но сам он — «вечный студент», который не знает настоящей жизни и все мечты которого утопичны. Лопахин искренне любит семью Раневской, но одновременно торжествует на поминках вишневого сада. Герои Чехова словно потерялись во времени, каждый из них играет свою трагикомедию.

Символичны в пьесе и сами образы героев. Так, Епиходов символизирует нелепого, смешного человека, неудачника. Его так и прозвали — «двадцать два несчастья». Раневская и Гаев олицетворяют прошлую эпоху, Петя Трофимов и Аня — призрачное будущее. Символом прошлого становится в пьесе и старый слуга Фирс, которого забывают в доме. Последняя сцена эта также во многом символична. Нарушается связь времен, герои теряют свое прошлое. Таким образом, символика художественных деталей, образов, мотивов, звуковых и цветовых эффектов создает в пьесе эмоционально-психологическую напряженность. Проблемы, поставленные философскую глубину, переносятся из временного плана в ракурс вечности. Психологизм Чехова также обретает невиданную ранее в драматургии глубину и сложность.

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией. Читатели же после того, как узнали эту историю, считают, что это больше трагедия, нежели комедия. Образы Раневской и Гаева кажутся нам печальными — читатели искренне сочувствуют героям. На первый взгляд непросто понять, почему же автор отнес «Вишневый сад» к жанру комедии. Однако при внимательном прочтении пьесы с ее подробным разбором становится ясно, что поведение таких героев, как Раневская, Епиходов, Гаев да и других действующих лиц выглядит комично. Читатель осознает, что в несчастьях виноваты сами герои.

К какому же драматическому жанру стоит относить «Вишневый сад» Чехова — к комедии или же к трагедии? В произведении нельзя наблюдать острого конфликта. Персонажи спокойны, они не ссорятся. Но можно почувствовать, что все-таки есть конфликт — он не явный, не открытый. Это внутренний конфликт, который не виден в атмосфере, кажущейся благополучной и тихой. За будничными разговорами персонажей и их спокойными взаимоотношениями есть затаенное чувство непонимания. Это можно определить по фразам, произносимым невпопад, отстраненным взглядам, когда герои словно погружены в свои волнения и не слушают, что говорят их собеседники.

Главный конфликт пьесы — отсутствие понимания между представителями разных поколений. Создается ощущение, что в произведении пересеклись прошлое, настоящее и будущее, и представители разных поколений грезят своим временем. При этом же персонажи заняты только разговорами, а чтобы изменить свою жизнь, не предпринимают абсолютно никаких действий.

Фирс, Гаев и Раневская — это представители прошлого. Настоящее представляет Лопахин, а Трофимов и Аня — это грядущее поколение. Любовь Андреевна, являющаяся выходцем из старого дворянства, все время вспоминает молодость, которую она провела в усадьбе, где разбит шикарный сад с цветущими деревьями. Ее жизнь протекает не в настоящем, а в мыслях о прошлом; то, что происходит в реальности, ее сильно тяготит. О будущем же Раневская не желает и думать, из-за чего она выглядит инфантильной и смешной. Другие представители старого поколения имеют схожий с Раневской образ мыслей — как и она, эти люди не предпринимают попыток изменить то, что их не устраивает. Они лишь все время ведут разговоры о «прекрасной» жизни, которую уже не вернуть. Герои словно смирились с происходящим и пустили на самотек свои дела. Они не хотят бороться за собственные идеи и идеалы, за что автор относится к ним с осуждением, выставляя их перед читателями комичными.

Лопахин — представитель настоящего. Он изображает класс буржуазии. Лопахин живет одним днем. Этот человек весьма неглуп, часто предлагает интересные идеи — нельзя не заметить, что они практичны. Лопахин рассуждает, как можно изменить жизнь к лучшему. Он даже знает, какими способами это можно сделать. Однако это лишь слова. Лопахин — это совсем не идеальный герой «Вишневого сада». Этот человек очень неуверен в себе. В финале пьесы Лопахин произносит: «Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!». Создается чувство, что исход событий подкосил его. Лопахин разочарован и не знает, как быть дальше.

Может быть, в Анне и Петре автор видит надежду на будущее? Однако способен ли Трофимов, «вечный студент» и «облезлый барин», сделать свою жизнь лучше? Предложить свежие и амбициозные идеи и вдохновить общество на действия, войдя вместе с ними в светлое будущее, способны лишь энергичные, проницательные, умные уверенные в себе люди. А Трофимов, как и прочие персонажи, занят обычными разговорами и не действует. Даже поведение его весьма нелепое. Аня пока очень молода — девушка так мало знает эту жизнь, а без соответствующего опыта изменить ее не получится.

Основная трагедия пьесы — это не просто продажа сада, где действующие лица провели лучшие годы, расставание с любимым местом, с которым связаны самые дорогие воспоминания. Больший трагизм заключается в том, что персонажи не способны ни подумать, ни сделать что-то с целью улучшить свое положение. Конечно, Любовь Андреевна вызывает сочувствие, но ее слабохарактерность нельзя не заметить. Мы все время чувствуем, что происходящие события нелепы. Любовь к старым вещам выставляет Раневскую и Гаева в очень глупом свете. Также нелепо выглядит и Епиходов. Шарлотта вовсе является олицетворением ненужности.

Главный конфликт пьесы — это конфликт эпох, отсутствие понимания между представителями поколений. Чувствуется, что между людьми из разных времен нет связи; звук оборванной струны симовлизирует разрыв между ними. Однако у Чехова есть надежды на будущее — он воплотил их в стуке топора. Этот звук является символом перехода временных этапов. Будущее наступит в тот момент, когда новые люди придут и посадят новые деревья.

Антон Павлович Чехов создал пьесу «Вишневый сад» перед самой революцией 1905 года. В пьесе сад выступает в качестве символа Старой России, для которой пробил последний час — его обозначает стук топора. В своем произведении писатель раскрыл проблемы и образы дворянства, которому предстояло навсегда уйти в небытие, буржуазии и предстоящей революции. Основной конфликт (конфликт поколений), являющийся «вечным», который затронул произведения разных авторов, Чехов смог раскрыть по-своему — так, как до него не делали другие. Он не показывал открытого столкновения между героями в произведении (как это сделал, например, Тургенев в романе «Отцы и дети»), но при этом явно ощущается внутренний конфликт между героями — мы чувствуем их несогласие с окружающими, хотя в открытую это не говорится. И это при том, что «Вишневый сад» — драматическое произведение, предназначенное для сцены — то есть этот скрытый конфликт должны увидеть зрители. В произведении трагедия и комедия связаны между собой. Действующие лица вызывают сочувствие их участи, и в то же время осуждение — ведь они бездействовали, а значит, сами виноваты в том, что так получилось.

Читаемое в разделе:

  • Герои-недотёпы в драматургии Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)
  • Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
  • Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»
  • Говорящие фамилии героев рассказа «Хамелеон»
  • Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Поэтика чеховского рассказа
  • Проблема подавления и искажения человеческой личности

Ранее опубликованные в разделе:

  • Образ Раневской в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Образ Лопахина в пьесе «Вишнёвый сад». Пути раскрытия
  • Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»
  • Счастье и радость жизни в правде. По рассказу Чехова «Ионыч»
  • Говорящие фамилии героев рассказа «Хамелеон»
  • Герои-недотёпы в драматургии Чехова (по пьесе «Вишневый сад»)

Новые материалы раздела:

  • Анализ повести Чехова «Палата номер шесть»
  • Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Тема любви в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»

Образ времени и смена поколений в пьесе «Вишневый сад» (сочинение)

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», казалось бы, нет ярко выраженного конфликта. Между героями не происходит открытых ссор и столкновений. И всё же за их обычными репликами чувствуется наличие скрытого (внутреннего) противостояния.

С моей точки зрения, основной конфликт пьесы — это несовпадение времён, несоответствие человека эпохе, в которой он проживает. В пьесе присутствуют три плана времени: прошлое, настоящее и будущее. На первый взгляд, олицетворением прошлого являются Гаев и Раневская, герой сегодняшнего дня — Лопахин, а люди будущего — это Аня и Петя Трофимов. Но так ли это?

Действительно, Гаев и Раневская бережно хранят память о прошлом, любят свой дом, вишнёвый сад, который в произведении является и конкретным садом, и образом, символизирующим нечто прекрасное, а также Россию. Вся пьеса пронизана грустным чувством от лицезрения гибели вишнёвого сада, гибели красоты. Гаев и Раневская, с одной стороны, обладают чувством прекрасного, кажутся людьми изящными, утончёнными, излучающими любовь к окружающим. С другой стороны, фактически именно Раневская привела к краху своё имение, а Гаев «проел состояние на леденцах». На поверку оба они оказываются людьми, которые живут лишь воспоминаниями о прошлом. Настоящее их не устраивает, а о будущем они и думать не хотят. Поэтому и Гаев, и Раневская так старательно избегают разговоров о реальном плане спасения вишнёвого сада, не принимают всерьёз дельных предложений Лопахина — иными словами, они надеются на чудо, не пытаются ничего изменить.

В жизни человека прошлое — это корни. Поэтому о нём необходимо помнить. Но тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем, вступает в конфликт со временем. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего — такова, как мне кажется, основная мысль автора. Именно таким человеком предстаёт в пьесе Чехова новый «хозяин жизни» — Лопахин.

Он целиком погружён в настоящее — прошлое его не касается. Вишнёвый сад интересует его лишь постольку, поскольку из него можно извлечь прибыль. О том, что цветущий сад символизирует связь прошлого с настоящим, он, разумеется, не задумывается, и в этом заключается его главная ошибка. Таким образом, у Лопахина тоже нет будущего: забыв о прошлом, он вступил в конфликт со временем, хотя и по другой причине, чем Гаев и Раневская.

Остаются, наконец, молодые люди — Аня и Петя Трофимов. Можно ли назвать их людьми будущего? Не думаю. Оба отказались и от своего прошлого, и от настоящего, живут только мечтой о будущем — конфликт времён очевиден. Что у них есть, кроме веры? Ане не жаль сада — по её мнению, впереди целая жизнь, полная радостного труда на общее благо: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Однако ни «вечный студент» Петя, ни совсем молоденькая Аня не знают подлинной жизни, смотрят на всё слишком поверхностно, пытаются переустроить мир на основе одних только идей и, разумеется, не имеют представления о том, скольких трудов стоит вырастить в действительности (на деле, а не на словах) настоящий вишнёвый сад.

Можно ли доверить Ане и Пете будущее, о котором они так красиво и беспрерывно говорят? На мой взгляд, это было бы опрометчиво. Я думаю, что и автор не на их стороне. Петя даже не пытается спасти вишнёвый сад, а ведь именно эта проблема волнует автора.

Таким образом, в чеховской пьесе присутствует классический конфликт — как у Шекспира, «прервалась связь времён», что символически выражается в звуке лопнувшей струны. Автор не видит ещё в русской жизни героя, который мог бы стать настоящим хозяином вишнёвого сада, хранителем его красоты.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: