- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- Анализ пьесы Вишневый сад
История создания пьесы
Впервые о своих планах по поводу написания пьесы «Вишнёвый сад» Антон Павлович Чехов упоминал ещё в 1901 году. Сначала она была задумана, как смешная пьеса, а её темой должна была стать – продажа очередного имения с молотка. Эта тема была очень знакома писателю, так как когда-то в детстве так же само был продан и дом его отца. Дело в том, что конец девятнадцатого – начало двадцатого столетия – это период, когда новое третье сословие начало постепенно вытеснять из своих дворянских гнёзд бездумно разорившихся бывших хозяев. Именно из истории обитателей этих умирающих дворянских усадеб и черпал Чехов замысел своей пьесы. Работал Чехов над этой пьесой намного дольше, чем над другими своими произведениями, и связано это как отмечал сам писатель с тем, что эта тема была для него очень важна и болезненна.
Смысл названия
Вишнёвый сад – это прекрасное создание Матушки-природы и человеческих рук. Однако сад в пьесе Чехова имеет ещё и ряд символических значений. Так, для Любочки сад – это воспоминание о детстве, об утрате чистоты и молодости, и о времени, когда она была беззаботной и счастливой девочкой, такой, как его родная дочка Анечка.
С образом вишнёвого сада связаны и рассуждения главных героев о социальном укладе в современной России. Можно ли спасти этот прекрасный сад, который так дорог всем обитателям этой помещичьей усадьбы? Как окажется, нет, нельзя, он обречён. Спасение его хозяев только в одном. Необходимо вырубить его, а саму землю отдать под застройку дачных домиков.
Но сад в пьесе имеет ещё один символ. Сад – это глубокая вера человека в лучшее будущее.
Почему А.П.Чехов назвал пьесу «Вишнёвый сад» комедией?
Сам Антон Павлович Чехов называл её комедией, а иногда даже фарсом. Почему, спросите Вы? Да потому, что комедия – это такой жанр, который заставляя своего зрителя смеяться, одновременно разоблачает отрицательные стороны как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. Своей цели автор, работающий над комедией, добивается при помощи ряда специальных художественных средств, а именно: принцип преувеличения или приуменьшения, пародии, сближение явлений абсолютно противоположных по отношению друг к другу. Ну и самое главное значение смеха в пьесе – это, конечно же, желание автора заставить своего читателя или зрителя посмотреть на окружающий мир совершенно с другой стороны.
Основная идея пьесы
Основной идеей пьесы является чувство ожидания каких-то изменений в жизни. И это чувство владеет всеми героями пьесы. Каждый из них чувствует временность своего пребывания в этом мире, бренность самого бытия. В их жизни, как и в самой России, старая жизнь оказалась разрушенной, а вот новая ещё не построена, и совершенно непонятно какой она будет. Вот они все, от страха перед этим самым будущим, и хватаются за прошлое.
Тема пьесы
Основная тема пьесы — рассказ о гибели «дворянского гнезда», победа промышленников над отжившими свой век главными героями — Раневской и Гаевым, победа нынешнего времени над прошедшим.
Проблематика пьесы
Главная проблема – это недопонимание между поколениями. Представителями старшего поколения являются Раневская и Гаев – разорившиеся дворяне, не желающие смириться с этой мыслью. Они олицетворяют прошлое. А настоящие представляет среднее поколение (Лопахин) и молодое (дочь Раневской и Петя Трофимов)
В пьесе конфликт ярко не выражен, он является скрытым, так сказать, внутренним и заменён в пьесе драматическими переживаниями главных героев.
Символика в пьесе
Главным символом пьесы «Вишнёвый сад» является образ самого сада. Недаром же, Трофимов в своём монологе говорит о том, что «Вся Россия – это сад». Вокруг этого сада происходят все действия в пьесе, на его проблеме раскрываются характеры каждого из героев и их судьба.
Символичным является также и топор, который был занесён над садом, потому что именно он вызвал конфликт в жизни каждого из героев. Но, надо сказать, что этот конфликт так и не был разрешён – ни с садом, ни в душах героев.
Ещё одним символом является время, которое герои проживают за время действия пьесы. Сам спектакль идёт около трёх часов. Само же действие – это более длительный отрезок времени, в котором олицетворяется прошлое, настоящее и будущее как самих героев, так и самой России.
Композиция
Пьеса Чехова «Вишнёвый сад» не имеет так называемой завязки, кульминации и заключения в том смысле, в котором мы привыкли понимать эти понятия. «Вишнёвый сад» очень сильно отличается от обычного драматического произведения.
Комедия имеет четыре действия, которые в свою очередь делятся ещё на несколько явлений. По времени действие пьесы длится пять месяцев – с мая до октября.
Первое действие
Экспозиция.
Все основные персонажи ждут приезд Раневской из Парижа.
Завязка.
Приезд Раневской с дочерью. Имение выставляется на торги. Лопахин предлагает выделить его под строительство дач, но Раневская и Гаев не могут принять такое трудное для них решение. Эта нерешительность как раз и является началом конфликта, конфликта между поколениями – между прошлой жизнью и настоящей.
Действие второе
Во втором действии как раз будет решаться судьба и сада и самого имения госпожи Раневской.
Действие третье
Кульминация.
За пределами сцены происходит продажа помещичьего имения и вишнёвого сада, а на сцене зрители могут видеть глупый и нелепый бал, который Раневская устроила для соседей-дворян бал на последние деньги.
Действие четвёртое
Развязка.
Проблема вроде бы как разрешилась. Все успокоились и устремились в будущее. Все разъезжаются по домам. И вот только зрители могут слышать удар топора. Это рубят вишнёвый сад.
История создания
Первоначально автор планировал создать беззаботную и смешную пьесу, где главной движущей силой действа станет продажа имения с молотка. В 1901 году в письме супруге он делится своими задумками. Ранее он уже поднимал подобную тему в драме «Безотцовщина», однако тот опыт признал неудачным. Чехов хотел экспериментировать, а не воскрешать сюжеты, погребенные в письменном столе. Процесс обнищания и вырождения дворян проходил перед его глазами, а он наблюдал, создавая и накапливая жизненный материал для создания художественной правды.
История создания «Вишневого сада» началась еще в Таганроге, когда отец писателя вынужден был продать родовое гнездо за долги. Видимо, Антон Павлович испытал нечто похожее на чувства Раневской, поэтому так тонко вник в переживания, казалось бы, выдуманных героев. Кроме того, Чехов лично был знаком с прототипом Гаева – А.С. Киселевым, который тоже пожертвовал усадьбой, чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение. Его ситуация – одна из сотен. Вся харьковская губерния, где не раз бывал писатель, обмелела: дворянские гнезда исчезали. Вот такой масштабный и неоднозначный процесс привлек внимание драматурга: с одной стороны, крестьяне освободились и получили долгожданную свободу, с другой, благосостояния эта реформа никому не прибавила. Столь явный трагизм нельзя было игнорировать, легкой комедии, задуманной Чеховым, не получилось.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Вишневый сад.
Год написания – 1903 г.
История создания – Отец Чехова вынужден был продать свою усадьбу. Это событие подтолкнуло автора на написание “Вишнёвого сада”.
Тема – Основные темы, которые поднимаются в произведении “Вишнёвый сад”, – это: тема невозможности приспособиться к “новому времени”, конфликт отцов и детей, потерянное поколение, размышления о судьбе России.
Композиция – Пьеса состоит из пяти частей. Первое действие пьесы – экспозиция. Второе действие – завязка, разделённая на две условные части. третье действие – это кульминация произведения и четвертое действие – развязка.
Жанр – Чехов называл пьесу “Вишнёвый сад” комедией, критики – трагикомедией и драмой.
Направление – “реализм”.
Смысл названия
Поскольку вишневый сад символизирует Россию, можно сделать вывод, что автор посвятил произведение вопросу об ее судьбе, как Гоголь написал «Мертвые души» ради вопроса «Куда летит птица-тройка?». По сути, речь идет не о продаже имения, а о том, что будет со страной? Не распродадут ли ее, не вырубят ли ради выгоды? Чехов, анализируя ситуацию, понимал, что вырождение дворянства, опорного сословия для монархии, сулит России смуту. Если эти люди, призванные своим происхождением быть стержнем государства, не могут нести ответственности за свои поступки, то страна пойдет ко дну. Такие мрачные мысли подстерегали автора на обратной стороне затронутой им темы. Оказалось, что его героям не до смеха, как и ему самому.
Символический смысл названия пьесы «Вишневый сад» в том, чтобы донести читателю идею произведения – поиски ответа на вопросы о судьбе России. Без этого знака мы бы воспринимали комедию, как драму семьи, драму из частной жизни или же притчу о проблеме отцов и детей. То есть, ошибочное, узкое толкование написанного не дало бы читателю и через сто лет понять главное: мы все в ответе за свой сад, независимо от поколения, убеждений и социального положения.
Анализ произведения Вишневый сад
В произведении «Вишневый сад» Антон Павлович Чехов рассказывает о прошлых и нынешних хозяйствах, которым принадлежит сад. Любовь Андреевна была первой хозяйкой сада, которая в следствии обстоятельств вынуждена была продать его. Ее приемная дочь Варя, с большой любовью и трепетом относится к вишневому саду. В доме она была и экономкой и управляла всем хозяйством. Варя единственный человек, который переживает за потерю сада, ее горе сравнимо с потерей близкого человека. Любовь Андреевна Раневская по своему переживает потерю своего сада.
Она выросла в этом имении. Вишневый сад был очень дорог для нее, ведь здесь осталось ее прекрасные воспоминания о прошлом, каждая стена напоминала ей о каком-то счастливом событии из ее жизни. Как бы она не пыталась спасти его, даже передавала часть дачникам, и это не спасло их положение и не покрыло даже часть долгов.
Перед уездом в Париж Раневская очень сложно расстается с садом, даже уговоры ее брата Гаева смириться с потерей не утешали. Гаев был мечтателем, все время надеялся на свершение какого-то чуда, которое поможет спасти их имение, при этом сам не пытался что-то сделать для этого.
Единственным человеком, который был рад продаже имения, была дочь Раневской Анна. Своими заявлениями о том, что они купят новый сад, который будет лучше этого, она пытается успокоить свою мать.
Лопахин новый хозяин сада, очень рад, что приобрел прекрасное имение в свои руки, но больше его радует, что он обошел на аукционе другого покупателя.
Он очень жалеет, что придется избавляться от деревьев в саду. Но в глубине души Лопахин очень опечален тем фактом, что все-таки придется избавиться от деревьев. Его поведение говорило об обратном, в его словах был намек на то, что он не сделает этого. Не случайно говоря с бывшими хозяевами имения, он проговаривает фразу » попрощайтесь с садом до следующей весны». Естественно читателю сразу понятно, что Лопахин в конечном итоге сделает все, чтобы Вишневый сад, сохранился таким, какой он есть, красивым и цветущим каждую весну.
Вишневый сад — было последнее произведение Чехова, возможно именно поэтому, к нему было приковано столько внимания. Это произведение был своего рода прощанием поэта с тем что на самом деле было очень дорого ему. В этой пьесе поэт как будто хочет показать столкновение, прошлого, настоящего и будущего. Некоторые герои как будто пропитаны своим прошлым и живут в нем не замечая настоящего. Кто, то же наоборот извлекает пользу из каждого прожитого дня, не теряя ни минуты, заботясь тем самым о своем будущем. Это делает сюжет произведения интереснее.
Почему Чехов назвал пьесу «Вишневый сад» комедией?
Многие исследователи действительно относят его к комедии, так как наряду с трагическими событиями (разрушение целого сословия) в пьесе постоянно происходят комические сцены. То есть, нельзя однозначно отнести ее к комедии, корректнее причислять «Вишневый сад» к трагифарсам или трагикомедиям, так как драматургию Чехова многие исследователи относят к новому явлению в театре 20 века – антидраме. Сам автор стоял у истоков этого направления, поэтому сам себя так не называл. Однако новаторство его работ говорило само за себя. Это сейчас писателя признали и ввели в школьную программу, а тогда многие его произведения остались непонятыми, так как выбивались из общей колеи.
Жанр «Вишневого сада» сложно определить, ведь сейчас, учитывая драматические революционные события, которых не застал Чехов, мы можем сказать, что эта пьеса – трагедия. В ней умирает целая эпоха, а надежды на возрождение настолько слабы и туманны, что даже улыбнуться в финале как-то не получается. Открытый финал, закрытый занавес, и только глухой стук по дереву раздается в мыслях. Таково впечатление от спектакля.
Жанр
Это драматургическое произведение А. П. Чехов отнёс к жанру комедии. Действительно, пьесе непрерывно сопутствуют комические сценки, но в театральной постановке «Вишнёвый сад» был представлен тяжёлой драмой русской жизни. К.С. Станиславский видел в этой комедии трагедию. Одни считали эту пьесу трагикомедией, другие — лирической комедией, так как ни драматичными, ни трагедийными нельзя назвать переживания и положение героев пьесы, а лиризм присутствует.
Чехов не дожил до революционных потрясений России, не узнал «светлого будущего». С высоты исторического опыта мы видим в «Вишнёвом саде» трагедию: безвозвратно уходит эпоха, стучат топоры по обречённому саду, как по России.
Основная идея
Идейно-тематический смысл пьесы «Вишневый сад» заключается в том, что Россия оказалась на распутье: она может выбрать дорогу в прошлое, настоящее и будущее. Чехов показывает ошибки и несостоятельность прошлого, пороки и хищную хватку настоящего, но на счастливое будущее он все же надеется, показывая возвышенных и в то же время самостоятельных представителей нового поколения. Прошлого, какое бы прекрасное оно ни было, не вернуть, настоящее слишком несовершенно и убого, чтобы его принять, поэтому надо вложить все силы в то, чтобы будущее оправдало светлые ожидания. Для этого все должны постараться именно сейчас, не откладывая.
Автор показывает, как важно действие, но не механическая погоня за наживой, а действие одухотворенное, осмысленное, нравственное. Именно о нем и говорит Петр Трофимов, именно его хочет видеть Анечка. Однако и в студенте мы видим пагубное наследие прошлых лет – много говорит, но мало сделал для своих 27 лет. И все-таки писатель надеется, что эту вековую дрему удастся преодолеть ясным и прохладным утром – завтрашним днем, куда придут образованные, но в то же время деятельные потомки Лопахиных и Раневских.
Основная мысль
В пьесе «Вишнёвый сад» Антон Павлович показал окончательный переход страны от феодального общества к капиталистическому. Однако читатель вряд ли почувствует радостный настрой автора. Чехов показывает эру Лопахина и понимает, что она будет такой же печальной, как и эра Раневской.
Однако основной смысл произведения не настолько печальный, как может показаться с первого взгляда. Писатель надеется, что всё ещё можно изменить к лучшему, если люди возьмут дела в свои руки и подойдут к ним с умом. Дворянское общество не улучшало нажитое состояние предков, а только разбирало его по кусочкам. Купцы же наживали своё состояние и не думали ни о чём, кроме него.
Однако современные люди должны понимать, что они способны высадить заново красивый сад, но только своими руками, а не чужими.
Тема произведения
- Автор использовал образ, хорошо знакомый каждому из нас и понятный для каждого. Вишневые сады у многих есть и по сей день, а тогда они были и вовсе незаменимым атрибутом каждого имения. Они расцветают в мае, красиво и благоуханно отстаивают отпущенную им неделю, а потом быстро опадают. Так же прекрасно и скоропостижно опало дворянство, некогда опора Российской Империи, погрязшая в долгах и нескончаемых полемиках. Что до дела, эти люди были неспособны оправдать возложенные на них надежды. Многие из них своим безответственным отношением к жизни лишь подтачивали основы Российской государственности. То, что должно было бы быть вековой дубравой, было лишь вишневым садом: красивым, но быстро улетучившимся. Плоды вишни, увы, не стоили того места, которое они занимали. Так раскрылась тема гибели дворянских гнезд в пьесе «Вишневый сад».
- Темы прошлого, настоящего и будущего реализуется в произведении благодаря многоуровневой системе образов. Каждое поколение символизирует время, ему отведенное. В образах Раневской и Гаева отмирает прошлое, в образе Лопахина хозяйничает настоящее, ну а будущее ждет своего дня в образах Ани и Петра. Естественный ход событий приобретает человеческое лицо, смена поколений показывается на конкретных примерах.
- Важное место занимает и тема времени. Его сила оказывается разрушительной. Вода камень точит – так и время стирает в порошок человеческие законы, судьбы и убеждения. Еще недавно Раневская и подумать не могла, что ее бывший крепостной поселится в усадьбе и вырубит сад, передававшийся Гаевым из поколения в поколение. Этот незыблемый порядок социального устройства рухнул и канул в лету, на его месте водрузился капитал и его рыночные законы, в которых власть обеспечивали деньги, а не положение и происхождение.
Тема и идея произведения. Проблематика
Тема произведения — Россия, её прошлое, настоящее и будущее. Прошлое (уходящая Россия) — это «разорившиеся дворянские гнёзда» с их укладом, ценностями и красотой, представители которых стали инертными и неприспособленными (Раневская, Гаев). Настоящее олицетворяет деловой, хваткий Лопахин. Будущее в пьесе принадлежит Пете Трофимову и Ане. Все герои объединены вишнёвым садом — символом России.
Идея — ожидание перемен. Старое разрушено, а новое ещё не наступило, и никто не знает, каким оно будет. Аня и Петя Трофимов полны радужных надежд, собираются взращивать новый прекрасный сад. Будет ли светлое будущее? Вопрос остаётся открытым.
Проблематика. Разложение многих представителей дворянского сословия (Раневская, Гаев) праздностью, их неумение вести хозяйство, отсутствие практичности стало причиной, по которой они уступили место буржуазии (Лопахину). Лопахин, из крестьян, наделён энергией, трудолюбием, практическим умом, но выгода для него важнее всего. Петя Трофимов, из разночинцев, одержим либеральными и революционными идеями и нацелен на преображение общества, однако он нелеп, никак не может окончить курс университета, «вечный студент».
Проблематика
- Проблема человеческого счастья в пьесе «Вишневый сад» проявляется во всех судьбах героев. Раневская, например, пережила в этом саду немало бед, но счастлива вновь вернуться сюда. Она наполняет дом своей теплотой, вспоминает родимые края, ностальгирует. Ее совсем не волнуют долги, продажа имения, наследство дочери, в конце концов. Она счастлива забытыми и вновь пережитыми впечатлениями. Но вот дом продан, векселя погашены, а счастье не спешит с приходом новой жизни. Лопахин говорит ей о спокойствии, но только тревога нарастает в душе. Вместо освобождения приходит подавленность. Таким образом, что для одного счастье – несчастье для другого, все люди по-разному понимают его сущность, поэтому им так сложно ужиться вместе и помочь друг другу.
- Проблема сохранения памяти тоже волнует Чехова. Люди настоящего безжалостно вырубают то, что составляло гордость губернии. Дворянские гнезда, исторически важные сооружения, гибнут от невнимания, стираются в небытие. Конечно, деятельные коммерсанты всегда найдут аргументы, чтобы разрушить неприбыльное старье, но так бесславно погибнут исторические памятники, памятники культуры и искусства, о которых будут жалеть дети Лопахиных. Они будут лишены связей с прошлым, преемственности поколений, и вырастут Иванами, не помнящими родства.
- Проблема экологии в пьесе не остается без внимания. Автор утверждает не только историческую ценность вишневого сада, но и его естественную красоту, его важность для губернии. Все жители окрестных деревень дышали этими деревьями, и их исчезновение – маленькая экологическая катастрофа. Местность осиротеет, зияющие земли оскудеют, зато люди заполонят каждый пятачок неприветливого пространства. Отношение к природе должно быть столь же бережным, как и к человеку, иначе все мы останемся без дома, который так любим.
- Проблема отцов и детей воплощается во взаимоотношениях Раневской и Анечки. Видно отчуждение между родными людьми. Девушка жалеет непутевую мать, но ее образа жизни разделить не хочет. Любовь Андреевна балует дитя нежными прозвищами, но не может понять, что перед ней уже не ребенок. Женщина продолжает делать вид, что та ничего еще не понимает, поэтому беззастенчиво строит свою личную жизнь в ущерб ее интересам. Они очень различаются, так что и не делают попыток найти общий язык.
- Проблема любви к родине, точнее, ее отсутствия тоже прослеживается в произведении. Гаеву, например, безразличен сад, он заботится лишь о собственном комфорте. Его интересы не поднимаются выше потребительских, поэтому судьба отчего дома его не волнует. Лопахин, его противоположность, тоже не понимает щепетильности Раневской. Однако он не понимает и того, что сделать с садом. Он руководствуется только меркантильными соображениями, ему важны прибыли и расчеты, но не сохранность родного дома. У него ярко выражается лишь любовь к деньгам и процессу их получения. Поколение детей мечтает о новом саде, старый им ни к чему. Здесь же проявляется и проблема равнодушия. Вишневый сад никому не нужен, кроме Раневской, да и той нужны воспоминания и старый уклад, где она могла бы ничего не предпринимать и жить счастливо. Ее безразличие к людям и вещам выражено в сцене, где она спокойно пьет кофе, выслушивая новость о смерти своей няни.
- Проблема одиночества терзает каждого героя. Раневскую бросил и обманул любовник, Лопахин не может наладить отношения с Варей, Гаев – эгоист по природе своей, Петр и Анна только начинают сближаться, и уже очевидно, что они затеряны в мире, где некому подать им руку помощи.
- Проблема милосердия преследует Раневскую: никто не может ее поддержать, все мужчины не просто не помогают, а не щадят ее. Муж спился, любовник бросил, Лопахин отнял имение, брату на нее наплевать. На этом фоне она сама становится жестокой: забывает Фирса в доме, его заколачивают внутри. В образе всех этих бед кроется неумолимая судьба, которая немилосердна к людям.
- Проблема поиска смысла жизни. Лопахина его смысл жизни явно не удовлетворяет, поэтому он так низко себя оценивает. Анну и Петра этот поиск только ожидает впереди, но они уже петляют, не найдя себе места. Раневская и Гаев с потерей материальных благ и своей привилегированности теряются и не могут сориентироваться вновь.
- Проблема любви и эгоизма хорошо видна на контрасте брата и сестры: Гаев любит только себя и особо не страдает от потерь, а вот Раневская всю жизнь искала любви, но не нашла, и сама по пути ее растеряла. Только крохи пришлись на долю Анечки и вишневого сада. Даже любящий человек может стать эгоистом после стольких лет разочарования.
- Проблема нравственного выбора и ответственности касается, прежде всего, Лопахина. Ему достается Россия, его деятельность способна ее изменить. Однако ему не хватает моральных основ для осознания важности его действий для потомков, осознания ответственности перед ними. Он живет по принципу: «После нас — хоть потоп». Ему не важно то, что будет, он видит то, что есть.
Символика пьесы
Главный образом в пьесе Чехова является именно сад. Он не только символизирует усадебную жизнь, но и соединяет времена и эпохи. Образ Вишневого сада – это дворянская Россия, с помощью него Антон Павлович предсказал будущее перемены, которые ждали страну, хотя сам их увидеть уже не смог. Также он выражает авторское отношение к происходящему.
Эпизоды изображают обычные бытовые ситуации, «мелочи жизни», через которые мы и узнаем о главных событиях пьесы. У Чехова смешано трагическое и комическое, например, в третьем действие Трофимов философствует, а затем нелепо падает с лестницы. В этом можно усмотреть определенный символизм авторского отношения: он иронизирует над героями, ставит под сомнение правдивость их слов.
Так же символична система образов, значение которой описано в отдельном пункте.
Элементы трагедии
Герои пьесы имеют и что-то трагическое. Шарлотта Ивановна хоть и смешная, но одинокая, без Родины и родных. Фирс глуховат, но судьба никому не нужного человека считается печальной. Все это до глубины души трогает зрителей и читателей, вызывает сочувствие. Никого не могут оставить равнодушными судьбы персонажей.
В произведении не найти счастливых людей. Варя мучается от безответной любви, Лопахин хоть и богатый, но несчастный человек. Петя продолжает мечтать и философствовать. Зрители видят и чувствуют это, поэтому искренне желают героям добра. Трагические элементы делают произведение более приземленным, ведь в жизни встречаются не только радости, но и печали. Именно на таком принципе заключается построение «Вишневого сада» Чехова.
Композиция
Первое действие — экспозиция. Все ждут приезда хозяйки имения Раневской из Парижа. В доме каждый думает и говорит о своем, не слушая других. Разобщенность, расположившаяся под кровлей, иллюстрирует разноголосую Россию, где живут такие не похожие друг на друга люди.
Завязка – входят Любовь Андреева с дочерью, постепенно все узнают, что им грозит разорение. Ни Гаев, ни Раневская (брат и сестра) не могут предотвратить его. Только Лопахин знает сносный план спасения: вырубить вишни и построить дачи, но гордые хозяева не соглашаются с ним.
Второе действие. Во время захода солнца в очередной раз обсуждается судьба сада. Раневская высокомерно отвергает помощь Лопахина и продолжает бездействовать в неге собственных воспоминаний. Гаев и купец постоянно ссорятся.
Третье действие (кульминация): пока старые владельцы сада устраивают бал, как ни в чем ни бывало, идут торги: имение приобретает бывший крепостной Лопахин.
Четвертое действие (развязка): Раневская возвращается в Париж проматывать остальные сбережения. После ее отъезда все расходятся кто куда. Только старый слуга Фирс остается в забитом доме.
Сюжет. Конфликт. Ключевые эпизоды.
В первом действии возвращается весной из Франции в своё имение Раневская Любовь Андреевна. За годы проживания за границей она совершенно издержалась, а имение с вишнёвым садом под угрозой продажи с молотка за долги. Купец Лопахин, добрый её знакомый, предлагает использовать землю имения под аренду дачникам и тем решить все проблемы. Раневская даже слушать не хочет о пошлых дачах, вырубке сада, ведь с ним связана вся жизнь её семьи.
Во втором действии Лопахин снова старается убедить Раневскую послушать его. Тщетно. На сцену выходит учитель Трофимов с идеалистическими рассуждениями о новом счастливом человеке в прекрасном будущем. Лопахин как материалист скептически относится к его идеям. Понимает Трофимова только Аня.
В третьем действии в имении устроены танцы, в то время как на торгах решается судьба родового гнезда. Купил имение Лопахин, он счастлив. Раневская и Гаев в отчаянии.
В финале Раневская, члены её семьи и прислуга уезжают, прощаются с дорогим местом. В бестолковой суете не проследили, отправлен ли больной старый слуга Фирс в больницу, он остался один закрытым в доме. Слышно, как стучит топор в саду.
Новаторство Чехова — драматурга
Остается добавить, что пьеса неспроста не поддается пониманию многих школьников. Многие исследователи относят ее к театру абсурда (что это?). Это весьма сложное и неоднозначное явление в модернистской литературе, споры о возникновении которого продолжаются до сих пор. Дело в том, что пьесы Чехова по ряду признаков можно причислить к театру абсурда. Реплики героев очень часто не имеют логической связи друг с другом. Они как будто обращены в никуда, как будто их произносит один человек и при этом разговаривает с собой. Разрушение диалога, несостоятельность коммуникации – это то, чем знаменита так называемая антидрама. Кроме того, отчуждение личности от мира, ее глобальное одиночество и жизнь, обращенная в прошлое, проблема счастья — все это черты экзистенциальной проблематики в произведении, которые опять же присущи театру абсурда. В этом и проявилось новаторство Чехова-драматурга в пьесе «Вишневый сад», эти особенности и привлекают многих исследователей в его творчестве. Такое «провокативное» явление, непонятое и осужденное общественным мнением, тяжело воспринять в полной мере даже взрослому человеку, не говоря уже о том, что полюбить театр абсурда удалось лишь немногим приобщенным к миру искусства.
Вариант 3
Произведение «Вишневый сад» является одной из последних работ Антона Павловича, поставленное в 1904 году. Как раз в это время Россия находилась на пороге новых политических событий. Обновленные черты относятся не только в изменениях промышленности, но и в убеждениях людей, теряются прежние жизненные ценности. Основные события происходят в имении Раневской, где четкой чертой рассматривается конфликт дворянства уходящего с пришедшей ему на смену буржуазией. Чехов, словами персонажей сравнивает Россию с садом. Но грезы Ани и Пети разрушаются об практический подход Лопахина, по воле которого вишневый сад уничтожается.
Сравнивая Раневскую с Николаем Кирсановым из повести Тургенева «Отцы и дети», мы видим, что женщина не желает присоединиться к свежим веяниям жизни, а продолжает расточительство. Ее переполняют эмоции и воспоминания о прошлом. И женщина боится думать о том, что происходит сейчас. Ее же брат Гаев показан полным ничтожеством. Этот герой заканчивает ряд портретов «лишних людей» в русской литературе. Длинные его высказывания смешны и нелепы. Мы видим, что этот конфликт положительно решается в пользу Лопахина, который является полной противоположностью прежним хозяевам сада. Автор ясно понимал хищническую природу денежной системы. Когда-нибудь душа Лопахина огрубеет, и коммерческая жилка возьмет верх. К тому же писатель показал, как деградирует дворянство. Как считает автор, капиталистический строй – непостоянное явление, так как несет с собой разрушение.
В пьесе Чехов изобразил Россию, где еще прошлое не искоренено, но уже проглядывает будущее. Так, например, Петя Трофимов, вечно мечтающий юноша, кажется автору человеком, который внесет изменения в эту жизнь. Ему верит только Аня и согласилась отбыть с ним в Москву. Видно, она впоследствии будет революционеркой. Автор не предоставил нам картину новой жизни. Петя должен был сменить Лопахина. Писатель был убежден, чтобы человек стал свободным, ему нужен весь земной шар. «Вишневый сад» — стал итоговой работой творческого пути Антона Павловича. Данной пьесой он продолжил идейное развенчание дворянства, начатое Тургеневым. Здесь он первым дал бой дворянству как классу.
Система образов
У Чехова нет говорящих фамилий, как у Островского, Фонвизина, Грибоедова, но есть внесценические герои (например, парижский любовник, ярославская тетушка), которые важны в пьесе, но Чехов не выводит их во «внешнее» действие. В этой драме нет разделения на плохих и хороших героев, зато есть многогранная система персонажей. Действующих лиц пьесы можно разделить:
- на героев прошлого (Раневская, Гаев, Фирс). Они умеют только сорить деньгами и размышлять, не желая ничего менять в своей жизни.
- на героев настоящего (Лопахин). Лопахин – простой «мужик», который с помощью труда разбогател, купил имение и не собирается останавливаться.
- на героев будущего (Трофимов, Аня) – это молодое поколение, мечтающее о высшей правде и о высшем счастье.
Герои «Вишневого сада» все время прыгают от одной темы к другой. При видимой диалогичности они не слышат друг друга. В пьесе целых 34 паузы, которые образуется между многими «никому не нужными» высказываниями героев. Неоднократно повторяется фраза: «Ты все такая(-ой) же», которая дает понять, что герои не меняются, они стоят на месте.
Действие пьесы «Вишневый сад» начинается в мае, когда плоды вишневых деревьев начинают цвести, а заканчивается в октябре. Конфликт не имеет ярко выраженного характера. Все основные события, решающие будущее героев происходят за сценой (например, торги имения). То есть Чехов полностью отказывается от норм классицизма.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Тема
Основная тема пьесы — продажа имения Раневской. И именно на этом примере писатель описывает происходящую в России ситуацию.
Все действие в пьесе разворачивается вокруг вишневого сада, в это понятие автор вкладывает очень глубокий смысл. Образ вишневого сада Чехов олицетворяет с Россией. Во времена дворянства фактически все имения были окружены садами, это был их отличительный признак. С ними сравнивается и ситуация в стране: в прошлом все было благополучно, было буйство садов и зелени. Вишневый сад расцветает, наполняя все вокруг своим благоуханием. И страна поднялась и расцвела. Но сады в цвету стоят не более недели, приходит время, и цвет облетает. Так и в России все начинает рушиться.
Приходит время, когда появляется другое поколение. Оно готово безжалостно вырубить эти сады. Начинается вырождение целого класса, умирает дворянство. Имения продаются с молотка, деревья вырубаются. Последующее поколение еще стоит на распутье, и что оно выберет, неизвестно. С продажей родовых гнезд уничтожается и память о прошлом, нарушается связь поколений. Настоящее полно неизвестности, а будущее — страшит. Грядут перемены, но что они несут, трудно понять. Разрушается связь поколений, рушатся памятники, хранящие историю рода, а без прошлого будущего не построишь.
Система образов в пьесе Чехова подразделена на три категории, на примере которых описывается жизнь страны. Ее прошлое символизируют Раневская, ее брат Гаев, старый слуга Фирс. Это то поколение, живущее, не задумываясь о завтрашнем дне. Они пришли на все готовое, не прилагая к этому никаких усилий и не делая попыток что-либо улучшить или изменить. Получилось время застоя, которое неизбежно привело их к разорению и обнищанию. Обнищанию не только материальному, но и духовному, когда история рода уже не имеет для них никакой ценности.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Героем настоящего страны является Лопахин. Это слой населения, выбившийся в люди с самых низов человеческого общества, разбогатевших собственным трудом. Но и это поколение бедно духовно. Их цель жизни — сохранить и приумножить свой достаток, накопление материальных ценностей.
Будущее России олицетворяют представители молодого поколения. Дочь Раневской Аня и Петя Трофимов мечтают о будущем, которое видят светлым и счастливым. Эти герои стоят на распутье, они не готовы изменить что-то сами. Есть вероятность, что они пойдут методом проб и ошибок. Впереди у них целая жизнь, и, может быть, они сумеют построить счастливое будущее.
🗹