- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Василиса Егоровна Миронова в романе Капитанская дочка
Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой, которая обладает своеобразной властью над собственным супругом.
Она совсем не деспот и не тиран в ее власти отсутствует принуждение, только любовь. Да и не сказать чтобы старшая Миронова как-то стремилась к радостям этого мира и получению благ. Этот факт легко прослеживается во всех деталях ее образа, начиная от скромной одежды (телогрейка и платок) и до наличия в подчинении только девки Палашки и скромного приданого для Марии.
Эта женщина является выходцем из народа и поэтому сохраняет собственную сдержанность, близость к простым людям. Она не обладает повышенным честолюбием, но просто любит других людей, чистоту и простой досуг наподобие гадания на картах. При этом она великолепно ведет хозяйство, умеет быть нежной с супругом, в общем, воплощает в себе характеристики практически идеальной супруги.
Василиса Егоровна обладает внутренним достоинством и оно особенно проявляется в ее преклонном возрасте. Этот признак является довольно существенным, так как если человек проживает праведно, то и под завершение своего земного пути он сохраняет спокойствие и самообладание. Этого в героине с достатком и она не страшится пришедшего Пугачева, остается с супругом до самого финала и оставляет тело рядом с ним.
Такой выбор является глубоко нравственным и подчеркивает искренность чувств Мироновой к своему супругу. Она не обладала только напускной нежностью к своему супругу, но имела настоящие чувства, которые выражала как умела. Когда пришел черед, она не бежала из крепости, хотя имела такую возможность, но не имела для этого никакого смысла, ведь ее подлинная любовь была в крепости, в Иване Кузьмиче.
Пушкин рисует перед нами довольно простой, но при этом многогранный и положительный образ. Этот образ репрезентирует перед нами как бы своеобразный идеал, архетип русской женщины и он предлагается как бы в самой кульминации: преклонные лета (мудрость и опыт), начальственное положение (она как бы представляет все лучшие качества) и наличие полной преданности супругу.
Конечно, кончина Василисы Егоровны выглядит довольно печальной, но по ее стоическому поведению становится понятным – счастье такого человека не сломить никому.
Другие сочинения: <- Князь Верейский в романе Дубровский? ПушкинАлеко в поэме Цыганы ->
Личность, внешность героини
Василиса Егоровна из «Капитанской дочки» — пожилая женщина, отличающаяся любопытством и желанием всегда быть в курсе любых дел. Ее называют капитаншей, так как она обладает дерзким характером и знатной рассудительностью. Героиня является женой коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича. Пользуется комендантша уважением не только за умение руководить людьми, но и за хорошее воспитание дочки Марии.
Образ капитанши сформировался из-за волевого характера персонажа. Василиса Егоровна в собственные руки взяла управление крепостью. Сильная духом женщина отличается острым умом, смелостью, стойкостью, умением переносить любые тяготы.
Александр Сергеевич Пушкин дает следующую внешнюю характеристику Василисе Егоровне:
- отсутствие помпезности и напыщенности;
- одевается просто, как крепостные, на ней нередко можно увидеть телогрейку и теплый платок без особых изысков;
- старушка с добрым взглядом.
Внешне автор мало описывает комендантшу. Он больше дает ей поведенческую и личностную характеристику, раскрывающую старушку, как великодушную, мужественную, отчаянную хозяйку.
«Капитанская дочка»: сказка о тихой праведности Ч.2
«Капитанская дочка» не просто сказка — она сказка христианская. И в образе Маши важнее не то, что она — сказочная невеста, наделенная, как и положено, всеми достоинствами, а то, что достоинствами автор считает добрые качества души, в числе которых он особо выделяет покорность Богу и желание, как и положено христианке, чтить родителей, как своих, так и Гринева. А в Василисе Егоровне важнее не прототип «вещей и премудрой Василисы», а то, что в час испытания она ведет себя, как подобает христианке: не хочет расстаться с Богом данным ей супругом и готова принять с ним верную смерть, а перед самой атакой выполняет последнее действо своего материнского долга: подводит Машу под отцовское благословение.
…Г. Федотов назвал «Капитанскую дочку» самым христианским произведением русской литературы. Ее христианство — не только в религиозных деталях быта героев, в «чудесных совпадениях», которыми наполнена жизнь Гринева. И даже не только в «человечном» и сострадательно-милующем отношении к людям, которое свойственно повествователю Гриневу в отношении к Пугачеву и Швабрину (он щадит чувства поверженного предателя, не раз поступавшего подло и низко: «…у окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону») и самому автору — в отношении всех героев повести.
Такое жизнечувствие было, как заметил Трубецкой, присуще и русской сказке, только воплощалось там в отношении человека к животным: «Орел хочет, чтобы его любили, и за любовь расплачивается добром… человек связывался с тварью прочной связью взаимного сострадания и сорадования. В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом», над ненавистью и враждой.
В быте, в главной сюжетной линии, в мироотношении повествователя тоже есть христианский дух — но Пушкин идет дальше. Его подлинным открытием (художественным и духовным одновременно) стало решение задачи, которая мучила многих великих русских писателей: создание положительного героя, который не выглядел бы ходульным и нравоучительно-надуманным. Над этой задачей бились, ею страдали и Гоголь, и Достоевский, не заметив, кажется, что она уже решена
в русской литературе. Решена тем единственным способом, которым, наверно, только и возможно изобразить христианский положительный тип: не возвеличивать его, не ставить в центр повествования, а показать всю незаметность,
естественность
его «жизни во Христе». Вспоминаются слова арх. Иоанна (Шаховского): «…Нас волнуют масштабы… Нам все хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет все малое, немногословное, недостаточное».
Внимание читателя приковано к удивительным приключениям «сорванца» Гринева, к отчаянной дерзости бунтовщика Пугачева, к неизъяснимой прелести Маши Мироновой… Но абсолютно-положительная Маша, как мы говорили, пример книжного идеального героя, и даже милые детали вроде «пылающих от смущения ушей» не прибавляют этому образу жизненности. И Пушкин, похоже, идет на эту схематичность сознательно, ставя Машу на сказочное место «идеальной невесты». Автор словно отвлекает читателя на броский, яркий сказочный сюжет, который прикрывает тихое, незаметное и именно потому до конца подлинное христианство второстепенных героев — родителей Маши, этих смешных и карикатурных на первый взгляд старичков, которые, однако, на протяжении всего произведения ни разу не «сфальшивили» в своих словах и делах, и во всех областях своей жизни до конца исполнили свой христианский долг. Причем интересно, как верно изображает автор, в чем
заключается христианский долг отца семейства
и в чем — его супруги. Поприще мужчины — это, прежде всего, его общественное служение (ср. главу из «Домостроя», где указывается, о ком должен молиться муж в домашней молитве: «…о своем согрешении и о отпущении грехов, и о царе и царице, и о их чадех здравии, и о братии его, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, о помощи на враги, и о плененных свободе, и о святительском, и священническом и иноческом чину, и о отцех духовных, и о болящих и в темницах заключенных, и за вся христианы» — это, по сути молитва за весь христианский мир
).
Поприще женщины — это ее семья
и люди, близкие ее семье, хранительницей и молитвенницей которой она выступает (из той же главы: «Жене тако ж молитися о своем согрешении, и о муже, и о чадех и о домочадцех, и о сродницех, и о отцех духовных»). В соответствии с этими, укорененными в веках православными представлениями о распределении ролей в семье, показан конец жизни капитана Миронова и его жены. В смерти Ивана Кузмича подчеркнута верность воинскому долгу: «Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал (Пугачеву — Е.В.) твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»… через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух». Василиса Егоровна же идет на смерть потому, что хочет быть верной мужу до гробовой доски, то есть ведет себя как благочестивая и мужественная христианка: «Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать… Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила». Последние ее слова, полные любви и печали, обращены к погибшему мужу и похожи на надгробный плач, принятый на Руси: «Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!». Их подвиг оттеняется малодушием множества окружающих их людей: жители гарнизона и часть войска присягают самозванцу, и даже священник крепости, отец Герасим, хоть и со скорбным видом, но все-таки держит в руках крест, к которому прикладываются изменники. Столько людей проявили малодушие — а комендант и его супруга сохранили верность до конца.
Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя — он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование. Его верность христианским идеалам совсем не значит, что в своей повседневной жизни он не может выглядеть как обычный, ничем не примечательный, даже чудаковатый человек. Более того, он и должен быть таким — обычным, простым, в чем-то смешным и нелепым — иначе он не будет для читателя живым
. Сцена последнего родительского благословения Маши (выполнение Иваном Кузмичем и Василисой Егоровной христианского долга отца и матери) не обваливается в книжную назидательность и сентиментальность лишь потому, что до этого столько милого, смешного и совсем не героического было рассказано про двух старичков, и у читателя сохраняется ощущение подлинности этих героев: и тогда, в их обыденной жизни, и сейчас, когда перед лицом смерти они вдруг как-то незаметно и естественно возрасли в мучеников за правду Божию. Наверно, только в этом сочетании человеческой немощи и несуразности и преображающей их Божией силы и есть подлинная правда христианства, правда, которую почувствовал и сумел изобразить автор. «Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» — именно эту апостольскую мудрость таит в себе, как сокровище, пушкинская повесть.
Лишь маленькую подсказку о христианском смысле повести оставил Пушкин читателям в названии произведения. Оно означает, конечно, и то, что именно «добывание невесты» стало двигателем сюжета этого сказочного повествования. Но можно понять это название и по-другому. Не в самой Маше дело. Маша Миронова выросла идеальной христианкой благодаря своим родителям.
Последние наставления, которые дает ей отец звучат своего рода квинтэссенцией идей христианского воспитания: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет»; и далее Миронов указывает, что взять дочери в качестве образца благочестивого брака: «
Живите, как жили мы с Василисой Егоровной
».
Жизненный путь Гринева невозможно понять, не учитывая сказочных аллюзий повести. А вот в отношении Маши Мироновой реминисценции не играют решающей роли: она не непонятно откуда взявшаяся «сказочная невеста», она прежде всего — капитанская дочка
, дочка капитана, христианина и в жизни своей, и в смерти, воина, «за веру, Царя и отечество живот свой положившего». Именно в образах двух тихих праведников, капитана и его жены, — христианский смысл этой сказочной повести.
Использованы кадры фильма «Русский бунт», реж. А. Прошкин, 1999
Поведение и характер капитанши
Социальный статус никак не отразился на Василисе Мироновой. Она была живой, активной и добродушной, легкой на подъем и невероятно разговорчивой. Стоило ей завидеть что-то интересное, завести беседу, она начинает произносить пословицы, присказки и поговорки. Любимой фразой комендантши была «прошу любить и жаловать».
Старушка души не чаяла в муже, уважала, почитала супруга. При этом именно ее называли главой семьи. Ей было чуждо разделение домашних и служебных дел. Все хозяйство, как крепостные задачи лежали на хрупких женских плечах. По сравнению с Иваном Кузьмичом она обладает волевым, но не деспотичным или тираничным характером. Писатель дает следующее поведенческое описание героине:
- не принуждает домочадцев в своей власти;
- дарит любовь и поддержку окружающим;
- не стремится к получению радостей жизни и всех благ;
- ей не нужно иметь в подчинении много крепостных (на семью Мироновых работает только одна девка Палашка);
- не обладает повышенным честолюбием;
- увлекается гаданиями на картах;
- радушная хозяйка, завязывающая дружеские отношения с главным героем рассказа Петром Андреевичем Гриневым;
- надежная супруга, умеющая великолепно вести хозяйство.
Рассказывать о достоинствах капитанши можно бесконечно. Женщина является выходцем из народа, что и отражается на ее поведении, умении сохранять достоинство, сдержанность, близость к рабочему классу. Она любит свою семью и становится литературным воплощением идеальной жены.Прототипом персонажа явно послужил сильный человек, которого можно сравнить с героем смутного времени.
Главные герои
Петр Гринев | Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину. |
Марья Миронова | Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу. |
Савельич | В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра. |
Емельян Пугачев | Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. |
Алексей Швабрин | На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. |