Все школьные сочинения по литературе
А. С. Пушкин создавал повесть «Дубровский», размышляя о будущем родной страны. Писателя тревожила проблема отношений между крепостным крестьянством и помещиками-дворянами. В России после войны с Наполеоном возрастало недовольство крестьян своим положением. Существующий уклад их жизни и психологию их характеров постарался передать в своем произведении Пушкин.
Главными героями повести являются помещики. Это два соседа, имеющие совершенно разные взгляды на жизнь. Один из них – Владимир Дубровский – умен, образован, воспитан, что делает его привлекательным персонажем. Он уважает своих крепостных, потому что видит в каждом из них личность. Для него главное, что человек представляет собой вне титулов. Сосед Владимира – Кирил Троекуров – эгоистичный циник, для которого не только крепостные не стоят ни гроша, но и друзья ничего не значат. К своим работникам он относится грубо, иногда даже жестоко. Для наглядности писатель сравнивает их жизнь с жизнью собак на псарне Троекурова, и сравнение оказывается не в пользу крепостных.
Поссорившись со своим другом, отцом Владимира Дубровского, Троекуров задумал отобрать у него его имение. Осуществить замыслы ему помогло широко распространенное тогда взяточничество. Благодаря своему материальному положению, Кирил Петрович смог безнаказанно лишить друга дома, земли и рабочих. Андрей Дубровский не выдержал такого удара и скоропостижно скончался, а его сын оказался в затруднительном положении. Молодой дворянин Дубровский оказался без денег, семьи, дома, карьеры. Естественно, что им овладела жажда мести за несправедливое, купленное решение суда. Заранее зная о продажности чиновничьего класса, Владимир не надеялся на другой исход, но желание наказать обидчика было непреодолимым. И когда оказалось, что законным путем наказать Троекурова невозможно, Дубровский ушел разбойничать. К такому решению он пришел не сразу: «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать». В какой-то мере его подтолкнули молодость и отсутствие жизненного опыта.
Когда деревня Дубровского по решению суда перешла в руки Троекурова, крепостные Владимира возмутились. Слухи о самоуправстве и жестокости Троекурова давно ходили среди челяди, а их прежний хозяин был добрый и справедливый. Конечно, им не хотелось переходить к новому барину. Поэтому, когда Владимир собрался уйти в лес, ему не пришлось звать их с собой: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». У простого народа в душе давно копилось недовольство на дворянство за его пренебрежительное, уничижительное отношение к крепостным. Крестьяне жили в атмосфере беззакония, помещичьего и чиновничьего своеволия. Закономерно, что трудолюбивый, великодушный народ подхватил представившуюся возможность сбежать от непосильных тягот крепостной жизни в лес. Так крестьяне во главе с Дубровским образовали разбойничью шайку, восстав против дворян-самодуров.
Первым делом Дубровский поджег свой бывший дом, вместе с уснувшими там приказчиками. При этом Пушкин рисует контрастную картину: дом горит, а крестьянин Архип спасает кошку, оказавшуюся на крыше. Крепостные могут жестоко мстить за несправедливость и при этом защищать тех, кто слабее. Они мягкосердечны, но доведены до отчаяния, а поэтому смогли возненавидеть богатое барство.
Дубровский, став во главе крестьянского движения, не соглашался с выбранными крестьянами способами борьбы против помещиков. Они стихийно жгли и грабили дома богатых дворян, их боялась вся округа. Но такая месть не приносила Дубровскому морального удовлетворения. Черты его характера противоречат друг другу: он разбойничает, но его жертвами становятся только богатые. Добытые нечестным путем деньги он раздает тем, кому они действительно крайне необходимы. Так Владимир пытался сохранить благородство своей души. Когда же он влюбился в дочь Троекурова – Машу – вовсе решил отказаться от идеи возмездия. Дубровский, будучи добрым человеком, не смог долго оставаться разбойником. Он осознал, что не сможет победить целый политический строй, основанный на ложных ценностях. Поэтому он призвал крестьян разойтись и сдаться, а сам уехал за пределы Родины. И крестьяне послушались его, так как искренне уважали своего барина.
Разорвав связи со своим сословием, Дубровский выразил протест против произвола, царившего в России. Герой Пушкина пытался бороться со своеволием помещиков, бесправностью крепостного народа, подкупным судейством. На его примере мы видим, что всегда найдутся неравнодушные люди, способные отстаивать справедливость, человеческое достоинство и честь. И пусть Дубровский не добился успеха в своей борьбе, он дал достойный отпор разнузданному дворянству, показав тем самым, что оно не останется безнаказанным.
< Предыдущая | Следующая > |
Еще сочинения автора:
- Сочинение по «Медному всаднику» Пушкина — художественное своеобразие поэмы
- Сочинение по «Барышне-крестьянке» Пушкина — элементы романтизма и сентиментализма в повести
- «Станционный смотритель» сочинение
- Сочинение Пушкин «Гробовщик» — особенности композиции
- Сочинение на тему «Пушкин метель»
Цель: показать, как изображаются чувства, переживания автором, учиться анализировать текст.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, слайд-фильм «Дубровский» (часть 1).
Ход урока
I. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Беседа
Беседуем по вопросам учебника к главам, которые было задано прочитать дома.
— Как воспринял Троекуров известие о вступлении во владение имением?
Троекуров смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердце».
— Какие противоположные чувства испытывал Троекуров? «Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали».
— Почему примирение бывших друзей оказалось невозможным?
Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.
Глава V
После смерти отца Владимир Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвленной гордости и желания отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Владимир Дубровский не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
— Найдите и прочитайте эпизод, в котором раскрываются чувства Владимира Дубровского. Какой прием использует автор, чтобы описать состояние героя?
Переживания Дубровского Пушкин передает с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шел по чаще, не разбирая дороги, «…сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал».
Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «…мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он свое одиночество».
— В отрывке, описывающем Владимира в чаще леса, найдите эпитеты. Как они помогают читателю понять состояние героя? (От слов: «Наконец достигнул он…» до «Сильно чувствовал он свое одиночество».)
— Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова?
Судейские чиновники, представители закона, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за своей спиной силу и власть, подкрепленную деньгами Троекурова.
Гнев и возмущение крестьян нарастает постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
— Найдите и прочитайте реплику «голоса из толпы», ответ на нее исправника и возражение того же голоса. Почему исправник так возмутился словами крестьянина?
— Почему Владимир Дубровский не дает возможности разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками?
Владимир Дубровский не дает разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.
Глава VI
Владимир Дубровский пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием и поведением оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Поможем школьникам увидеть антитезу во втором абзаце главы: «мир семейственного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой Владимир Дубровский видит попранную честь отца и вызывающее поведение подьячих.
— Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
Крестьяне присоединились к Дубровскому, потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит: «…слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.
— Почему кузнец Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?
Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.
Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:
«— Архипушка, — говорила ему Егоровна, — спаси их, окаянных, Бог тебя наградит.
— Как не так, — отвечал кузнец».
— Где мы уже слышали эти слова?
Сделаем вывод, что в сцене с приказными (глава V) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.
Рассмотрим иллюстрацию Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского».
— Составьте устный рассказ по этому рисунку.
На иллюстрации Д. А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло; «пламя взвилось и осветило весь дом». Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, нянька Орина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «…умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
II. Комментированное чтение. Работа с иллюстрациями.
Глава VII
Ученики читают главу VII.
Комментируя главу, скажем, что Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию, но главная причина в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду в справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.
Глава VIII
Ученик, выполнявший индивидуальное задание, читает выразительно главу VIII или эпизод «Дефорж в медвежьей комнате» (со слов: «На дворе у Кирилы Петровича…»).
— Какой смысл вкладывает автор в выражение «благородные увеселения русского барина»?
— Какие качества проявил Дефорж в медвежьей комнате?
— Какой факт произвел на Марью Кириловну неизгладимое впечатление? Как изменилось отношение Марьи Кириловны к Дефоржу?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение глав IX—XI. Ответить на вопросы учебника к соответствующим главам.
«Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский»»
Многим современникам А. С. Пушкина, творившим в жанре прозы, была свойственна значительная напыщенность, манерность, жеманство. В отличие от них, Александр Сергеевич стремился писать точно, кратко и просто. «Что сказать, — говорил он, — о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами. Эти люди никогда не скажут: дружба, не прибавя: «сие священное чувство, коего благородный пламень» и проч. Тотность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат…» Одним из выдающихся прозаических произведений Пушкина является повесть «Дубровский », в основу которой положена реальная история дворянина Островского, у которого был судебный процесс за землю с соседом, позже вытесненного из имения и постепенно пришедшего к грабежу. В «Дубровском» среди других проблем с большой остротой ставится вопрос о взаимоотношениях крестьян и дворян. Как и в большинстве своих прозаических произведений, Пушкин ярко и правдиво изобразил жизнь поместного дворянства, нарисовал картину быта и нравов помещичьей среды того времени. Критик В. Г. Белинский о.
Троекуров — богатый и властный, избалованный жизнью помещик-крепостник, не знающий предела своевольству. Он демонстрирует презрение к окружающим его мелкопоместным дворянам, которых автор изображает с тонким юмором. Дворяне и губернские чиновники угождают малейшим прихотям Кирилы Петровича. Сам же он «принимал знаки подобострастия как надлежащую дань». Избалованный средой и окружением, Троекуров давал полную волю всем своим прихотям, « выказывал все пороки человека необразованного». Его обычные занятия сводились к разъездам около собственных владений, продолжительным пирам и проказам: «..он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
С острой критикой нравственного облика дворянского аристократического общества автор выступает, создавая образ князя Верейского, у которого внешняя культура и лоск сочетаются с низким феодальным нравом. «Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Привыкший всегда находиться в обществе, князь проявлял значительную любезность, особенно по отношению к женщинам. Совершенно не испытывая сомнений или угрызений совести, он настойчиво добивается брака с Машей, которая любит другого.
Сатирическими красками изображает А. С. Пушкин и «чернильное племя» продажных чиновников-крючкотворов, ненавистных крестьянам не меньше, чем Троекуров. Картина помещичьей провинции была бы. неполной без этих исправников и заседателей, без образа трусливого, равнодушного к народу кистеневского попа и других подобных персонажей.
Среди отвратительной картины помещичьей жизни ярко выделяется образ Дубровского — бунтаря, протестующего против рабства и деспотизма. Этот образ близок к образам крестьян, которых крепостнический гнет и жестокость помещиков вынуждают восстать, поднять бунт. Хотя Дубровский не становится единомышленником крестьян. Вероятно, чувствуя это, кузнец Архип расправляется с судом по собственной воле и вопреки желанию Дубровского. Архип нисколько не испытывает жалости к погибающим в огне и после расправы заявляет: «Теперь все ладно».
Тему крестьянских восстаний, начатую в повести «Дубровский», поэт продолжал и развивал во многих своих произведениях, выступая активным защитником крепостного крестьянства. Именно Пушкин одним из первых проявил внимание к крепостному вопросу, который с 40-х годов позапрошлого века стал ведущим в передовой русской литературе.
«Протест против насилия (2)»
И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»» (2) Перед Пушкиным, тревожно размышлявшим над судьбой русского крестьянства, над будущим своей родины, среди других стоял вопрос: каковы взаимоотношения между помещиками и крестьянами?
В повести «Дубровский» писатель изображает народ трудолюбивым, мирным, великодушным, но слишком сурова власть помещиков и непосильно велики тяготы простого народа, потому народ и бежит в леса, восстает против деспотизма и самодурства.
Самым ярким представителям деспотической власти помещиков является Кирила Петрович Троекуров. Мы узнаем, что «с крестьянами и дворовыми он обходился строго и своенравно», что они жили порой хуже, чем собаки на его знаменитой псарне. Слава о его жестокости разносилась по всей округе. Крепостные окрестных деревень больше всего боялись, что Кирила Петрович «приберет их к рукам». По словам кистеневского кучера Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Вольности в обращении с крепостными позволяли себе не только помещики, но и чиновники, и судейские, и подьячие. Не удивительно, что в среде крестьян назревал протест против насилия и несправедливости, царящих вокруг. И для выражения этого протеста представился благоприятный случай. Жестокое и безнаказанное поведение Троекурова, болезнь и смерть Андрея Гавриловича Дубровского, который был любим своими крестьянами, привели к тому, что крестьяне Кистеневки не выдержали и вместе с молодым Дубровским начали бунтовать против помещиков (пожар в имении Дубровского, в огне которого сгорели исправник, заседатель земского суда, стряпчий и писарь). После пожара «появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям… Грабительства… следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням». Владимир Дубровский, ослепленный жаждой мести и подавленный тяжелейшим положением, в котором он оказался после смерти отца и потери имения, волею случая стал во главе крестьянского движения. Но он с самого начала был не согласен с методами борьбы против помещиков и руководил крестьянами недолго. Крестьянский бунт был стихийным, действия их часто были противоречивыми, поэтому они покорились приказу Владимира Дубровского, прекратили вооруженное выступление и разошлись. «…Грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны».
Повесть «Дубровский» А. С. Пушкин задумывал как социально-бытовой роман, отражающий нарастающее недовольство крестьян после Отечественной войны 1812 года, быт, нравы, психологию поместно-усадебного дворянства. Он рассказал о прошлом своего народа, о своем времени, о своих современниках так выразительно и так верно, что, читая это произведение, мы начинаем многое видеть, многое глубже понимать, над многим задумываться. Недаром В. Г. Белинский считал, что «это одно из величайших созданий гения Пушкина».
🗹