- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- В чем трагичность судьбы Печорина?
Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства, то они хотя бы заводят семью, находят друзей, поддерживают отношения. А тут ощущение, что человек только все разрушает. И у него даже ничего своего и нет, но он лезет в жизни других, чтобы внести в них хаос.
Вот жила Бэла — радовалась жизни. Была обеспечена, вполне довольна. Вышла бы замуж за «своего», занималась бы домом и детьми, помогала мудро мужу…. но тут в ее жизни появился этот Печорин, украл её, приучил к себе, но тут и бросил. Ему она надоела, как кукла. Ему надоело бы, если б с ней было слишком трудно, если б она не «приручалась». Но и когда с ней стало все слишком просто, он вроде бы ее завоевал, то ему тоже наскучило.
Или контрабандисты… Проходи мимо, Печорин! Нет, ему нужно влезть в их отлаженный образ жизни, поворошить улей!
Или Мэри княжна! Он ведь видит, как ее любит его приятель! И нет бы помочь, так он, наоборот, мешает ему. Слушает, как тот страдает, не решается подойти к княжне, заговорить с ней, а сам Григорий смеется. Только интриги плетет, чтобы она в него влюбилась, хотя она ему совсем не нужна. Самоутверждается! Но лучше б он это делал на стройке какого-то важного объекта, хотя бы людям польза. А так только плохие воспоминания о себе оставляет. Ладно еще никого не убивает! Просто делает гадости… И сам тоже страдает от этого. Он ведь понимает, что делает плохо. Может быть, его в детстве не любили — непонятно.
Он мог бы стать классическим злодеем — творить зло и радоваться, а он страдает. То есть и люди вокруг несчастные, и он сам не лучше!
Если считать, что он представитель своего поколения (времени), то там было много проблем. Молодым было уже не интересно ни мир (служба), ни война, а где себя применить, они не знали. Тоже проблема! А у Печорина еще и разброд в личной жизни, конфликт с собой, много других вопросов.
Мне его, конечно, жаль, но все же он сам виноват во всем. В произведении столько частей, можно было ему и остановиться. Уже после трагедии с Бэлой нужно было что-то менять в своем отношении к людям. Прекратить играть ими! Они ведь не куклы… Было б забавно, если бы он когда-то сам влюбился, а им вот так поиграли, как он сам. Вот он бы вспомнил тогда себя! Но я даже этого зла ему не желаю, достаточно, что в жизни у него только он сам — «герой».
Трагедия поколения
Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения. Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми. Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.
Эксперименты
Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна — по невежеству и простосердечию, другая — от привычного и постоянного кокетства.
Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.
«Нравственный калека»
Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого. При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть. Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой». Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/v-chem-tragichnost-sudby-pechorina https://mysoch.ru/sochineniya/lermontov/_story/geroi_nashego_vremeni/v_chem_sostoit_tragizm_sudbi_pechorina/ https://obrazovaka.ru/sochinenie/geroy-nashego-vremeni/v-chem-tragichnost-sudby-pechorina.html
В чем заключается трагизм судьбы Печорина?
План
- Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
- Лермонтовский герои — человек трагической судьбы;
- Отношение к герою автора;
- Моё отношение (рассуждение);
- Одиночество героя;
- Отношение к другим героям (причины);
- К чему (на что?) способен Печорина?
- В чём же трагизм Печорина?
В школе мы знакомимся с М.Ю. Лермонтовым в первую очередь как с поэтом. Однако заслуживают читательского внимания не только его стихи, но и прозаические произведения, среди которых наиболее известен роман «Герой нашего времени».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей
Связаться с нами:
Произведение «Герой нашего времени» имеет большую ценность в литературе, истории и даже психологии человеческой души. Ведь Лермонтов создал образ Григория Печорина, который символизирует собой не только отдельно взятую личность, но и целое поколение молодых людей лермонтовской эпохи. Кроме того, роман глубоко психологический. Неспроста автор построил уникальную композицию произведения, описав события в неправильной хронологии. Именно таким образом перед читателем открывается вся гамма характера и судьбы главного героя.
Самой главной темой произведения стала тема лишнего человека. Именно таким и представлен в книге главный герой романа — Григорий Печорин. Этот человек — выходец из дворянской семьи, приученный к хорошей жизни и светскому обществу. Он умен, образован, обаятелен, но очень скучает среди роскошных балов и званых ужинов. Печорину наскучил не только высший свет, но и вся жизнь в целом. Не радует его ни внимание красивых девушек, ни развлечения, ничего, в свои молодые годы. Этот человек с трагической судьбой, потому как он везде чувствует себя лишним и чужим.
Авторское отношение к Печорину не совсем ясно. С одной стороны ему нравится острый ум и искренность в дневниковых записях героя. С другой стороны вряд ли автор понимает Григория Печорина. Печорин — очень противоречивая фигура, а потому и мнение о нем весьма противоречиво. Поэтому автору хотелось, чтобы каждый читатель создал собственное мнение о персонаже.
Мне же Григорий Печорин изначально не понравился как человек. Он показался мне холодным, жестоким и эгоистичным. Но со временем, ближе к финалу романа, Григорий Печорин раскрывается как личность искренняя, способная любить и ищущая смысл жизни. Мне даже жаль этого героя.
Печорин очень одинок, несмотря на то, что его постоянно окружают люди. Максим Максимыч был очень привязан к герою, Григория так же любили и девушки. Но никем из них Печорин не был понят. А ведь Григорий способен на многое. Он обладает большой жизненной силой и энергией, которые, к сожалению, пущены не в то русло.
Трагизм судьбы Печорина заключается в том, что этот человек родился не в то время. В ту эпоху молодым и талантливым людям был закрыт доступ во многие сферы жизни, им нельзя было жить так, как хотелось и высказывать то, о чем хотелось кричать. Потому все благие намерения, все таланты и амбиции Печорина использовались не по назначению.
В чем трагичность судьбы Печорина? сочинение 9 класс
Трагичность его судьбы в том, что он разрушает все вокруг себя. Многие люди (вообще, люди) стараются что-то создавать в своей жизни. Даже если они не строят дом, не открывают фирму, не создают произведений искусства, то они хотя бы заводят семью, находят друзей, поддерживают отношения. А тут ощущение, что человек только все разрушает. И у него даже ничего своего и нет, но он лезет в жизни других, чтобы внести в них хаос.
Вот жила Бэла — радовалась жизни. Была обеспечена, вполне довольна. Вышла бы замуж за «своего», занималась бы домом и детьми, помогала мудро мужу. но тут в ее жизни появился этот Печорин, украл её, приучил к себе, но тут и бросил. Ему она надоела, как кукла. Ему надоело бы, если б с ней было слишком трудно, если б она не «приручалась». Но и когда с ней стало все слишком просто, он вроде бы ее завоевал, то ему тоже наскучило.
Или контрабандисты. Проходи мимо, Печорин! Нет, ему нужно влезть в их отлаженный образ жизни, поворошить улей!
Или Мэри княжна! Он ведь видит, как ее любит его приятель! И нет бы помочь, так он, наоборот, мешает ему. Слушает, как тот страдает, не решается подойти к княжне, заговорить с ней, а сам Григорий смеется. Только интриги плетет, чтобы она в него влюбилась, хотя она ему совсем не нужна. Самоутверждается! Но лучше б он это делал на стройке какого-то важного объекта, хотя бы людям польза. А так только плохие воспоминания о себе оставляет. Ладно еще никого не убивает! Просто делает гадости. И сам тоже страдает от этого. Он ведь понимает, что делает плохо. Может быть, его в детстве не любили — непонятно.
Он мог бы стать классическим злодеем — творить зло и радоваться, а он страдает. То есть и люди вокруг несчастные, и он сам не лучше!
Если считать, что он представитель своего поколения (времени), то там было много проблем. Молодым было уже не интересно ни мир (служба), ни война, а где себя применить, они не знали. Тоже проблема! А у Печорина еще и разброд в личной жизни, конфликт с собой, много других вопросов.
Мне его, конечно, жаль, но все же он сам виноват во всем. В произведении столько частей, можно было ему и остановиться. Уже после трагедии с Бэлой нужно было что-то менять в своем отношении к людям. Прекратить играть ими! Они ведь не куклы. Было б забавно, если бы он когда-то сам влюбился, а им вот так поиграли, как он сам. Вот он бы вспомнил тогда себя! Но я даже этого зла ему не желаю, достаточно, что в жизни у него только он сам — «герой».
Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»
В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.
В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?
Судьба в понимании героя
Глубокое внимание к проблеме человеческой судьбы воплощено в произведении Лермонтова в главном герое. Называя себя «топором в руках судьбы», Печорин пытается оправдать свои безнравственные поступки тем, что совершает их по воле судьбы.
Вера Печорина в судьбу дает ему право самоутвердиться. Он полагает, что, обижая людей, он справедливо наказывает их за совершенные в жизни грехи.
Лермонтов, опережая время на несколько десятилетий вперед, подводит читателя к проблеме «сверхчеловека», которая позднее в полную силу отразится в образе Раскольникова у Достоевского. Стремление испытать судьбу склоняет героя к совершению бессмысленных неблаговидных поступков:
- Ему хочется «побесить» Грушницкого, который ухаживает за Мери. Он посмеивается над ним, зная наперед, что девушка вскоре потеряет к нему интерес. И как бы приближая событие, влюбляет в себя княжну, будучи совершенно к ней равнодушен. История заканчивается дуэлью. Зная, что пистолеты противника не заряжены, он хладнокровно производит выстрел и убивает Грушницкого.
- Для собственной забавы он уговаривает Азамата украсть для него Бэлу. В первом споре с судьбой он терпит поражение: после смерти Бэлы душа его долго не находит покоя.
- Чувствуя себя игрушкой провидения, он необдуманно причиняет зло честным контрабандистам, лишив бедных людей последнего заработка.
После встречи с Максимом Максимычем Печорин, казалось бы, совсем сдался под ударом рока, не в силах ему противостоять: «Такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить все человечество, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…».
Свой жизненный сценарий он определяет в виде комедии, фарса и мелодрамы: «Я вступил в эту жизнь, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».
Трагедии же, которые Печорин оставляет после себя, он не видит или не хочет видеть. Признавая собственное бессилие в сражении с провидением, не желая его изменить, главный герой не смиряется, а продолжает совершать безумные и бессмысленные поступки.
Портрет героя
Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.
Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.
Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание по картине Лондон. Парламент Клода Моне
Клод Моне был одним из основателей художественного движения импрессионизм. Это направление характеризуется своим стремлением передать мимолетное впечатление от происходящего - Сочинение про праздник 23 февраля
23 февраля в нашей семье занимает особенное место. Дело в том, что я расту среди настоящих мужчин — конечно моего дорогого и любимого папы, и братика, который несмотря на свой маленький возраст ведет себя, как истинный джентльмен и защитник. - Сочинение Портретный очерк (примеры 8, 9, 11 класс)
Недавно мы с бабушкой посещали галерею. Сначала мне показалось это занятие очень скучным, но когда бабушка начала рассказывать мне интересные исторические события, и рассказывать о героях, изображенных на картинах,
Характер героя
Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит. Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист. Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.
Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию. Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать. Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку. Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.
Трагизм Печорина
Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840 годах в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это была переходная эпоха после краха идей декабризма, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые идеалы еще не успели сформироваться. Последекабристское десятилетие явилось сложным периодом в русской жизни. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние.
Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных скептиков, «страдающих эгоистов», опустошенных бесцельностью жизни. Сквозь призму подобных представлений, навеянных лермонтовской эпохой, и изображается трагедия Печорина — «героя нашего времени».
Центральной проблемой романа является проблема личности главного героя. Судьба одного человека волновала автора потому, что она была отражением судьбы многих. Рисуя главного героя романа, он создавал портрет, составленный «из пороков всего…поколения, в полном их развитии».
Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения. Эту главную тему романа автор раскрывает, глубоко и всесторонне исследуя жизнь, поступки, характер главного героя романа.
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что поняв трагизм Печорина, мы сможем понять и печальную судьбу целого поколения. Также мы сможем глубже и полнее воспринимать, чувствовать лирику и другие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященные этой теме. В то же время герой Лермонтова может многому нас научить, читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.
Цель моей работы — ответить на вопрос: почему же все-таки мыслящий человек, чувствующий « в душе своей силы необъятные», так и не смог найти свою дорогу и место в этом мире и вынужден проводить пустую, бесцельную жизнь, тяготясь ею.
Для достижения цели в реферате ставится следующая задача: глубоко и всесторонне исследовать жизнь, характер, поступки главного героя романа.
Особенности композиции и сюжет романа
Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все эти повести в единый роман.
Переходя от главы к главе, мы постепенно узнаем героя, автор заставляет нас задумываться над его загадками и причинами «больших странностей» его характера. Ключ же к ним мы находим, сложив воедино весь пазл истории жизни Печорина.
С этой же целью — как можно глубже раскрыть внутренний мир персонажа, главный герой показан нам с точки восприятия трех людей.
В каждой повести Лермонтов помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада.
Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживает новые и новые грани своего характера.
Трагизм Печорина
Кто же такой Григорий Александрович Печорин? Он — сильная волевая натура, жаждущая деятельности. Природная одаренность главного героя, выражающаяся в его глубоком уме, сильных страстях и стальной воле, резко бросается в глаза читателям романа. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил, он, по его собственному справедливому определению,- «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Она и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени. «Целая моя жизнь,- указывает сам Печорин,- была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин-скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой — в нем огромная жажда жизни, деятельности.
Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце.
Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия. Но ведь Печорин не
такой бессердечный эгоист. Его сердце способно глубоко и сильно чувствовать, и нам об этом говорит его отношение к Вере.
Он обманывает себя, потому что на самом деле он молод, он все может: и любить, и быть любимым, но сам отказывается от надежды, от радостей, убеждая себя, что для него они невозможны. Эти противоречивости и не дают возможности Печорину жить полной жизнью.
Истоки печоринского индивидуализма
Печоринский индивидуализм сформировался в переходную эпоху — в эпоху отсутствия общественных идеалов: а жизнь, лишенная высоких целей, бессмысленна. Главный герой осознает это. Не стремясь к богатству, почестям, карьере, он открыто презирает свет и, вступив в конфликт со своей средой, становится «лишним», ведь он является личностью в условиях обезличенной николаевской действительности.
Печорин ощущает себя выше своей среды. В его душе зреет отвращение к этим людям, среди которых он вынужден жить. Но в то же время он сформирован этой самой средой. В нем одновременно существуют две стихии — природная, естественная и искажающая ее социальная и природное начало в Печорине всюду наталкивается на социальный предел.
«Журнал Печорина» раскрывает трагедию одаренного человека, стремившегося к активным действиям, но обреченного на вынужденное бездействие. В своей исповеди он так все это объясняет: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен…»
В этой исповеди звучит не только укор, осуждение светского общества, которое оскорбляет человека в его самых лучших чувствах и побуждениях, уподобляет себе, делает завистливым, лицемерным, но и самоосуждение и боль за погубленную лучшую половину души.
Жизненные позиции и нравственные принципы
Разуверившись в жизни, Печорин пытается выработать жизненную позицию, оформить принципы отношений с людьми, обосновать систему взглядов с учетом особенности, заключающейся в его «необъятных силах», требующих действий.
Но что же делать, если жизнь не представляет возможности реализовать эту энергию и силы? В этой ситуации нормальным состоянием Печорина является скука. Даже под чеченскими пулями Печорин не перестает скучать: в свете, на Кавказе главного героя томит и мучает пустота жизни, но ни одна из привязанностей не спасает Печорина от скуки и одиночества.
Почему? Главная ценность для Печорина — личная свобода. Однако свобода человека от общества, сама по себе вещь абсолютно невозможная, оборачивается иными сторонами. Личность отгораживается не только от ненавистного ей официального мира, но и от действительности вообще.
Счастье, по словам Печорина, это «насыщенная гордость»: «Если бы я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив, если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».
С этим утверждением Печорина невозможно согласиться. Зачем человеку быть «причиною страданий и радостей» того, кто ему дорог? Это мы совсем не могли бы постичь, если бы не понимали, что он — обездоленный. Так мало деятельности, расхода душевной энергии отпущено ему судьбой, что даже мелкая игра с княжной Мери тешит его самолюбие, создает иллюзию содержательной жизни.
Печорин хочет прежде получать от людей, а потом давать им. Даже в любви.
Печорин также не способен и дружить. К нему искреннее привязаны доктор Вернер и Максим Максимыч, но Печорин, как ни хотел бы, не может назвать этих людей своими друзьями. Он убежден, что « из двух друзей всегда один раб другого». Печорин вызывает к себе жалость, потому что имея такие представления о дружбе, он никогда не сможет ощутить радость взаимовыручки и взаимопонимания.
Печорин своей же жизнью опровергает собственный тезис, что «счастье — это насыщенная гордость». Эгоизм, индивидуализм, равнодушие — это не врожденные качества, а своеобразный моральный кодекс, система убеждений, от которых Печорин не отступил ни разу в жизни.
Особенности характера
Особенности характера усугубляет боль разочарований, постоянное, беспросветное одиночество. Осознание напрасно прожитой жизни рождает равнодушие к ней, вследствие чего — внутренний кризис, пессимизм, и даже смерть не страшит главного героя.
Это равнодушие к смерти и подталкивает главного героя испытать судьбу, вступить с ней в противоборство, и на этот раз выйти победителем. Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления над личной волей и над значением независимых от человека обстоятельств. Также она выявляет титанические возможности главного героя к подвигу. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба не только щадит его, но и возвышает.
Действие и борьба, сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, а не слепая покорность судьбе — таково жизненное кредо героя. И физическая смерть Печорина оборачивается его духовным бессмертием: он устремлен вперед в поиске истинного смысла жизни.
Кто виноват?
Трагизм, по определению Белинского, «между глубокостию натуры и жалкостию действий», свободолюбивые идеи, воспринятые людьми печоринского типа в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми к окружающей действительности. Николаевская реакция лишила этих людей возможности действовать в духе этих идей и даже поставила их под сомнение. А уродство воспитания и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до нравственных норм.
Лермонтов ясно указывает на причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей того времени несчастливыми. Он видел ее в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права», в ссорах, разделявших людей на господ и рабов, на угнетателей и угнетенных.
Лермонтов перекладывает часть вины на общество, но в то же время и не снимает ответственности с главного героя. Он указал на болезнь века, лечение которой в преодолении индивидуализации, порожденной безвременьем, приносящей глубокие страдания самому Печорину и губительной для окружающих.
роман лермонтов печорин
Заключение
История Григория Александровича Печорина — это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Он своей же жизнью опроверг собственный тезис, что «счастье-это насыщенная гордость».
Что ж, истина — вещь дорогая. За нее платят иной раз жизнью. Но зато всякая жизнь, бывшая действительным поиском этой истины, навсегда входит в духовный опыт человечества.
Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы начинаем осознавать очень важные для нас и сегодня вещи. Мы приходим к пониманию того, что индивидуализм противоречит живой природе человека, ее действительным запросам; что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться — все это тяжелая ноша для человека. Оказывается, человеку свойственно стремление к добру, правде, красоте, действию. У Печорина не было возможности осуществлять свои стремления, поэтому он несчастлив. В наше время люди сами распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая роман Лермонтова, мы учимся ценить полноту жизни.
Теги: Трагизм Печорина Сочинение Литература
Наука во спасение
Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.
Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.
🗹