Одной из вечных тем литературы является смысл жизни человека. Именно этой проблеме посвящен рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», состоящий из трех частей. Каждая история — это демонстрация определенного образа жизни, отношения к миру и к людям. Одни герои произведения живут для себя, другие — для всех остальных. Персонаж первой легенды — Ларра. Характеристика героя и описание его образа показывают, что он существует по принципу: жить для себя.
Кто такой Лара
Ларра олицетворяет собой образ эгоиста, на примере его судьбы писатель показывает своему читателю, как жить не следует. Вот почему произведение М. Горького открывается историей об отрицательном герое.
Кто же такой Ларра? Это сын земной женщины и орла, получеловек. Данный элемент биографии героя не является случайным. В этом проявляется комплексная работа писателя над созданием Ларры и утверждением той идеи, которую должна нести эта фигура легенды. Случайности в биографии героя-эгоиста нет.
Почему именно орел выбран в качестве отца Ларры? Если обратиться к словарю символов и сделать анализ характеристики этой птицы в литературе, то результат будет следующим: орел — это царь птиц, символ власти и гордости. Вроде бы негативного значения нет, но у М. Горького этот образ приобретает отрицательную окраску и выполняет две функции:
- Подчеркнуть в Ларре господство инстинктов, отличающее его от людей. Объяснить силу, властность, надменность, присущую царственным особам.
- Показать, что Ларрой владеет гордыня. Он не считает людей себе равными.
Так как Ларра рожден женщиной, он должен был вроде испытывать человеческие чувства, слушать голос совести и соблюдать нормы жизни в обществе. Причем у него есть определенные достоинства, которые можно ценить:
- он невероятно красив;
- силен;
- уникален.
Но к сожалению, человеческое начало в нем подавлено животным. Он не думает о том, что его желания идут вразрез с чьими-то интересами. Когда человек занят только собой и ущемляет других, он находится под властью гордыни. Даже глаза героя говорят о том, что в нем нет ничего людского, теплого, душевного. Он смотрит на мир холодно, зло и надменно.
Функции романтических легенд
Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.
Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».
Отношение к окружающим
Когда Ларра вместе с матерью появился в племени, сразу стал вести себя непочтительно по отношению к другим людям, к старейшинам. Он не проявлял уважения к возрасту, не прислушивался к взрослым. Хотя в любом обществе люди уважают старших, преклоняются перед ними за их жизненный опыт, мудрость, знания. В герое не было этого понимания. Он один для самого себя заслуживал восторгов.
Это проявление крайнего эгоизма, невоспитанности, гордыни и отсутствие связи со своими корнями, отрицание преемственности поколений, пренебрежение родной культурой. Вообще, другие люди не заслуживали никакого внимания, по мнению Ларры. Он настолько любил себя, что считал: никто не может быть достоин его общества. Словно герой находится на какой-то недосягаемой вершине, демонстрирующей его превосходство над остальными, а обычные люди где-то внизу, у подножия его трона.
Ларра мечтает о свободе, позволяющей делать то, что хочется, не считаться с интересами ближнего, отрицать устоявшиеся нормы и порядки.
Преступление, которое вскоре совершит герой, обусловлено его негативными качествами и демонстрирует отсутствие в нем душевности. Поступок, вызванный инстинктом, порывом, привел к трагедии: он жестоко и цинично отнял жизнь человека.
Сочинение 2
Написанный в 1894 г., рассказ пропитан символическим смыслом. Центральное место в рассказе занимают легенды, которые знает старая цыганка Изергиль: Данко – Лара; альтруизм, жертвенность – эгоизм, жизнь для себя. И хотя Изергиль дает положительную оценку подвигу Данко и осуждает Ларру, она эгоистична, т.к.никогда не считалась с теми, кого любила и с теми, кто ее любил.
Ларра – отверженный, выкинутый вон. Это и есть сущность образа.
Люди изгнали его из своего общества, отныне у него нет ни племени, ни матери, ни жены – нет ничего, и он считал, что может прожить один, не хотел ничего этого.
Так он жил рядом с людьми, брал скот, девушек, которые ему нравились, все, что хотел.
Вот так был наказан человек за непомерную гордыню.
Ларра и Данко – два полюса в рассказе. Ларра – антипод Данко, который отдал свою жизнь людям, вынув из груди свое сердце и осветив им дорогу людям. Наверное, в то неспокойное время каждый сам должен был выбрать себе героя.
Преступление героя
Что же произошло? Молодому человеку понравилась девушка. Казалось бы, симпатия — прекрасное, высокое, позитивное чувство. Но не в случае сына орла. Он захотел обладать девушкой, воспринял ее, как объект своих желаний, как собственность, хотя никаких прав на нее у него не было.
Ларра попытался обнять красавицу, нарушая этим все установленные нормы этики и морали в племени. Девушка испугалась осуждения и позора, ведь такое обращение с женщиной было недопустимым, порочным и неприличным. Она оттолкнула его от себя. Такая реакция возмутила и оскорбила Ларру. Поэтому он убил девушку: толкнул ее на землю и наступил так, что выступила кровь.
Это еще раз показало его основные качества:
- невероятную жестокость;
- пугающий цинизм;
- крайний эгоизм.
Ларра даже не сожалел о содеянном, не раскаялся, хотя он совершил ужасный поступок: забрал жизнь человека, у которого могло бы быть будущее. У героя не возникло мысли о том, что он принес горе ее родителям: они никогда не смогут утешиться, их сердце навсегда будет плакать об убитой дочери.
Что можно было еще ожидать от юноши, если он не испытывал каких-либо теплых чувств и к собственной матери. О ней он не думал вообще. Страдания матери, ее переживания за судьбу своего сына тронут любого человека, только не Ларру.
Невозможно себе представить, какую боль испытывала эта женщина, наблюдая за тем, что творит ее повзрослевший ребенок.
Когда молодого человека спросили о причинах такой жестокости, в разговоре он дал понять жителям племени: виновным в чем-то себя не считает, потому что его оскорбили, не посчитались с его желаниями, вот он и отомстил. Такая позиция пугает, отталкивает, вызывает возмущение и непонимание.
Образ старухи Изергиль
В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.
Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.
Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала… пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.
Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».
В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.
Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.
Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь… Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми».
Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.
Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».
Наказание за убийство
Старейшины не могли принять адекватного решения, что делать с юношей за убийство девушки. Тем более герой на обсуждение его дальнейшей судьбы смотрел надменно, его любая участь не пугала. Но все-таки один мудрец нашел слабое место в характере этого эгоистичного, злого человека. Старейшина понял, что желание Ларры быть свободным от всего и есть его самое страшное, ядовитое наказание. Поэтому было принято решение дать юноше то, чего он так хочет, и отпустить.
Стоит отметить, что в этот момент раздался гром. Такой элемент сюжета не является случайным, в нем проявляется замысел автора. Гром — это символ высших сил, демонстрация их могущества и власти. Если учитывать значение этого природного явления, то можно понять: писатель подчеркивает, что сами небеса возмущены поступком Ларры и хотят адекватного спроса за такое попрание всех установленных обществом норм. То, что гром раздался после решения старейшин отпустить убийцу и предоставить ему полную свободу, говорит о следующем: нужное наказание найдено.
Образ Ларры («Старуха Изергиль»)
Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.
Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.
Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.
Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.
Жизнь на свободе
В этот момент ранее безымянный персонаж стал называться Ларра. Почему именно такое имя получил этот отрицательный герой? Такая цитата из текста дает ответ на этот вопрос:
А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон…
Общество его вышвырнуло, отвергло, так как люди, разрушающие порядки, нарушающие устои и отрицающие моральные принципы, не принесут другим счастья и мира.
Еще Ларра похоже на латинское слово lares, которое обозначает духов дома, связанных с культом мертвых. Так как это языческое, дохристианское верование, оно сопровождалось принесением в жертву людей ради благосклонности богов.
Получается, что в произведении Ларра как бы совершает жертвоприношение во имя самого себя. Это только усиливает его отрицательные и деструктивные качества.
Как же ведет себя герой, получивший желаемую свободу от сковывающих его общественных порядков? Сначала действительно он был счастлив, потому что делал все, что ему хотелось, находился вдалеке от недостойных его людей. Но со временем наказание стало действовать. Свобода превратилась в муку. Ларра сам уже желал себе смерти. Это прекрасно понимали и жители племени, которые не хотели избавлять убийцу от вечных страданий.
Еще одним наказанием было бессмертие героя. Его не могли физически уничтожить люди, даже он сам не способен лишить себя жизни. Герой как бы застрял между небом и землей: высшие силы ополчились на него за совершенные деяния и жаждали наказания, а мир людей не принимал такого грешника. Ларра оказался одиноким, никому не нужным. По мнению М. Горького, это и есть самое страшное наказание для человека. Ларра обречен навсегда скитаться по свету, искать смерти, радость жизни ему не познать никогда.
Описание
Ларра — персонаж необычный. Его отец — свободный орел, мать — смертная женщина. Статный красивый юноша выделяется среди молодых людей племени. Отталкивающее впечатление создает взгляд холодных презрительных глаз. Читатель понимает: Ларра — отрицательный персонаж легенды.
Двадцать лет назад гордый орел украл молодую девушку, сделав супругой. У них родился сын Ларра — полуптица, получеловек. Орел разбился о скалы — женщина решила вернуться домой. Двадцатилетний юноша пошел следом.
Становясь членом племени, он был обязан соблюдать существующие законы: уважать женщин, почтительно относиться к старейшинам. Однако юноша поступает иначе.
Первая встреча сына орла и соплеменников закончилась трагедией. Сначала он демонстрирует неуважительное отношение к старейшинам. Затем жестоко убивает понравившуюся девушку, отказавшуюся стать собственностью самовлюбленного красавца. Юноша считает, что волен поступать так, как хочется. Ему безразлично мнение старейшин. Он лишен умения сочувствовать, сострадать. Ларра никого не любит, считая себя центром Вселенной. Виной тому непомерная гордыня, эгоизм, самовлюбленность. Качества, которыми наделил его царственный отец – орел.
Объятые ужасом люди пытались понять причину страшного убийства, но Ларра не чувствовал угрызения совести. Он считал себя правым.
Долго не могли придумать наказание, соразмерное преступлению. Быстрая смерть казалась слишком легкой расплатой.
Наконец, приняли решение — оставить юношу свободным. Наказание одиночеством — самое страшное испытание.
Ларра, гордый, независимый, непокоренный, удалился прочь. Через несколько лет понял, как тяжело существовать одному. Единственным избавлением была смерть. Пытаясь спровоцировать людей на агрессивные действия, Ларра искал гибели. Но его никто не хотел убивать. Старейшины вновь прогнали его.
Став тенью, лишившись рассудка, бродит Ларра повсюду. Его образ напоминает нам о том, как важно соблюдать законы человеческого бытия. Думая только о собственном благополучии, человек обрекает себя на одиночество.
Вечная одинокая жизнь, бессмертие, которое страшнее смерти, — расплата за гордое презрение.
В рассказе «Старуха Изергиль» автор – Максим Горький, повествует о волевых, отличающихся от других людях. Повествование ведется от имени старухи по имени Изергиль. Одной из легенд, прозвучавших в этом рассказе, является сказание о Ларре. Повествование началось с того, что Изергиль увидела вдали тень. Она отметила, что это и есть Ларра, неприкаянно скитающийся по пустыням в наказание за безграничную гордыню.
Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то гордая птица выкрала девушку из родного селенья и унесла с собой. Спустя 20 лет орел умер, и девушка вернулась, взяв с собой сына.
Мальчик рос очень высокомерным, не считался с чужим мнением и ставил себя выше других. Это нельзя назвать адекватным восприятием действительности. Ведь юноша не был чем-то лучше других, но смотрел на всех свысока. Он не считался ни с советами старейшин, ни с мнением других людей.
Народ селения возмущался таким поведением Ларры. Но последней каплей стал ужасный поступок юноши, когда он на глазах у всех убил девушку, отвергнувшую эгоистичное желание Ларры овладеть ее сердцем во что бы то ни стало.
Народ долго не мог придумать наказание для юноши. Они не могли понять, ради чего он совершил такой жестокий поступок, и пытались поговорить с ним, чтобы выяснить мотивы такого поведения. Но Ларра был непреклонен и не желал объясняться с народом. Тогда самый мудрый старейшина осознал, что худшим наказанием для него будет вечное одиночество, и жители изгнали юношу из селения.
С тех пор Ларра скитался в гордом одиночестве и со временем стал терзаться им. Он понял, что худшее, что может быть, осознавать событийность происходящего вокруг, но не принимать в этом процессе никакого участия. Наедине с мыслями целую вечность – страшная мука.
Он был бессмертным и мог лишь погибнуть, поэтому вернулся в селение, умоляя убить его. Но мудрые старейшины понимали, в чем дело и не стали этого делать, вновь изгнав его.
С тех пор он тенью скитается по миру, в вечных мучениях мечтая лишь обрести покой.
Можно ли назвать Ларру отрицательным персонажем? Конечно. Но объяснимо ли такое поведение. С одной стороны, юноша был сыном орла. А орлы отличаются своим гордым нравом, потому Ларра, в целом, не виноват в том, что получил в наследство такой характер. С другой стороны, он был одновременно сыном человека, а значит, должен обладать самосознанием и понимать, что цинизм должен быть обоснован и подкреплен опытом, а также размышлениями.
Персонаж — тень
Такой поворот сюжета — задумка автора, поставившего себе задачу показать антигероя, который не заслуживает ничего позитивного, так как сам не несет ничего светлого для других. Тень — это негативное начало, лишенное света. В ней нет лучистых красок, это мрак. Черный цвет — маркер злых сил. Именно таким и был Ларра. Также можно предположить, что тень служит и демонстрацией ненужности героя, его незначимости и незаметности для общества.
Для М. Горького смыслом жизни человека являлось служение людям, совершение добрых дел. Этот герой живет по противоположным принципам, поэтому обществу и не нужен. Таким образом, можно сделать вывод: Ларра — это олицетворение эгоизма, гордыни, цинизма и жестокости, бездуховности. Это антигерой, поступкам которого найти оправдание невозможно. Его трагедия обусловлена историей его рождения.
Легендой о Ларре «Старуха Изергиль» начинается, автор стремится показать, что так нельзя поступать и жить. Смысл существования человека заключается в служении людям, поэтому завершается произведение легендой о Данко, о совершенно ином подходе — альтруизме.
История создания
«Старуха Изергиль» входит в цикл романтических рассказов, написанных Горьким. Это произведение создано в 1891 году во время поездки по Бессарабии. Литературоведы считают его примером раннего творчества автора. Главные мотивы и отличительные черты Горького просматриваются в этом сочинении. Оно включает в себя три новеллы, объединенные общим замыслом. Посредством трех легенд автор описывает ценность человеческой жизни. Образы героев – , Данко и Ларры – помогают понять отношение писателя к человеческой свободе.
Сказание о Ларре представляет читателю характеристику эгоиста с массой негативных качеств. Для достижения цели юноша идет на любые поступки, демонстрируя, к чему приводит вседозволенность. В этом отношении ему противопоставляется Данко, выбирающий самопожертвование, как единственное верное решение в жизни. Старуха Изергиль олицетворяет реальность, судить которую Горький позволяет читателям. Смысл человеческой жизни – главная тема произведения, на которую рассуждает автор, знакомя публику с героями.
Характеристика 3
Ларра – главный фантастический персонаж одной из древних философских легенд, рассказанных старухой Изергиль. Жил он якобы несколько тысяч лет тому назад. Являлся сыном горного орла и обычной земной женщины, которую тот ещё девушкой украл из могучего племени, пасшего стада и охотившегося на зверей. Когда ему исполнилось двадцать лет, мать привела его на свою родину, ибо орёл к тому времени уже умер.
Ларра был необычайно красив и силён. Но глаза его совсем не излучали тепла и смотрели вокруг холодно, гордо, царственно. Юноша рос и воспитывался вне человеческого общества. Считает себя особенным и отказывается чтить старейшин, опускать перед ними голову, соблюдать традиции и законы племени. Он убеждён, что может делать всё, что ему заблагорассудится. Без сожаления убивает понравившуюся девушку только за то, что она, боясь гнева отца-старейшины, оттолкнула его и пошла прочь.
Ослеплённый гордыней парень, считал себя лучше других и тем самым обрекал себя на полное одиночество. Он не имел совершенно ничего. Впрочем, и не желал что-то иметь.
Поняв это, мудрые старейшины не приговорили его к казни за убийство, а велели отпустить и дали юноше имя Ларра, что значит «отверженный». Они догадались, что наиболее страшное наказание для него кроется в нём самом. Словно подтверждая их догадку, с небес грянул гром.
Оказавшись на свободе, парень смеялся вслед людям, отвергнувшим его. Он начал жить, как хищная птица, похищая девушек и домашних животных. Пользуясь силой и ловкостью, не приближался к членам племени. А стрелы, пущенные ему вслед, не пронзали молодое тело.
Подобным образом прошло немало годов. Однажды высокомерный Ларра вернулся в племя. Но люди, сообразив, что он ищет смерти, решили не убивать его, а лишь смеялись и не желали с ним драться. Тогда он попытался заколоть себя ножом, однако тот сломался, будто от удара об твёрдый камень. Глаза гордеца наполнились печалью и тоской. Сам он превратился в скитающуюся тень, которой нет места в человеческом обществе.
Вариант 4
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Максимом Горьким, рассказывается история людей, которые из-за своих стойких и сильных характеров, отличаются от окружающих. Рассказ ведется от имени старушки, которую зовут Изергиль. Одним из сказаний, которые были донесены до читателя в данном произведении, является легенда о Ларре. Рассказ старушка начинает с того, что ей видится некая тень в образе Ларры, который не может упокоиться после смерти, так как такое существование является для него наказанием за его гордыню. Ларра показан в образе некого существа, чьими родителями были орел и женщина. Когда-то совсем давно, благородной птицей была выкрадена женщина, и забрана с собой. После того, как орел скончался, девушке удалось выбраться вместе с сыном из тех мест.
Тогда, народные массы начали обдумывать, какое наказание подходит ему лучше всего. Вначале, они хотели поговорить с юношей, выяснить причину его столь ужасного поступка. Однако, он отказался с ними разговаривать, и был непреклонен в своем поведении. Тогда, один из старейшин села, принял решение, что его необходимо выгнать из их места жительства, и оставить одного. Оставшись совсем одним, и будучи при этом бессмертным, он решил вернуться в село, и попросить о том, чтобы его убили. Однако, ему отказали, так как не хотели помогать столь жестокому и высокомерному человеку. С этого времени, согласно легенде, он бродит по миру в поисках своего упокоения, которое не может найти. Произведение заставляет задуматься о том, что необходимо вести себя надлежащим образом для того, чтобы другие относились к человеку также. В противном случае, можно настроить против себя окружающих людей, что приведет к их гневу, и они не захотят вести дружбу и общение с таким человеком.
Анализ произведения
История создания
В 1891 году 23-летний Горький путешествует по Бессарабии. В воздухе этого края юноша почувствовал «романтический дух», который был ему близок. Под впечатлением от поездки у молодого литератора появился замысел будущего рассказа «Старуха Изергиль». В 1894 рассказ был написан. Эта дата обоснована письмами Горького писателю В. Г. Короленко.Первая публикация в «Самарской газете» относится к следующему 1895 году.
Ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал», — отзывался автор о своём творении.
Тема
В рассказе три сюжета объединяет сквозная тема:
Для чего стоит жить
Все герои рассказа красивы и горды, но их ценности различны. Человек волен выбирать, как прожить свою жизнь, но вместе с правом выбора на него ложится и ответственность за его последствия
Ларра в гордыне и эгоцентризме любит только себя, он ценит неограниченную свободу в своих действиях, но тем самым он отделяет себя от человеческого общества. Жизнь только для себя, вне людей стала его трагедией,
Изергиль прожила жизнь в пылких страстях, она легко забывала прежних возлюбленных и никому не хотела подчиняться. Она жила среди людей, но для себя, за что поплатилась одинокой старостью.
Благородный Данко выбрал служение людям, пусть и неблагодарным. Его жертвенность не была напрасной: остались искры его сердца, которые зажигали огонь в других благородных сердцах.
Идея
Человек должен жить для чего-то большего, чем он сам, тогда его жизнь не будет напрасной.
Проблематика
Жизнь и свобода — ключевые идеалы современного общества и базовые права человека, закрепленные в международном и национальном праве. Максим Горький задумался о сущности этих категорий задолго до того, как они были утверждены в юридических документах. Герой одной из новелл Ларра стремился к полной свободе, и он её получил, но сделало ли это его счастливым, принесла ли ему благо «вечная жизнь»? Нет, они стали для персонажа самым страшным наказанием.
Изложенная Горьким история показывает, что факт жизни как существования и свобода как абсолют сами по себе ничего не стоят. Для жизни в полном смысле этого слова человеку нужен человек, поддержка общества, взаимопонимание. Данко же с легкостью отдает свою жизнь, которая не была бы ценностью в дремучем лесу, где он и его соплеменники вынуждены выживать. Лучше достойная гибель во спасение, чем такая жизнь.
Равнодушие, эгоизм человека и общества — ещё одна важная тематическая линия рассказа. Автор показывает людское равнодушие, сказавшееся на судьбе центральных героев рассказа. Равнодушие и эгоизм могут быть присущи как отдельной личности, так и толпе. В первой части крайний эгоист — Ларра, но сообщество осудивших его людей тоже не вызывает симпатии: они равнодушны и бесчувственны к многолетним страданиям этого несчастного, который пытался прийти к ним.
Эгоистична Изергиль, не сожалеющая тех, кто остался в прошлом, кого она якобы любила. В третьей части проявляется «коллективный эгоизм», который погубил Данко. Явственно и равнодушие спасённых к его жертве. Эгоизм и равнодушие неразрывно связаны. Эгоист видит только себя, и равнодушен к жизни других.
Гордость и гордыня — похожие слова с разным смыслом. Обо всех героях произведения говорится, что они горды, но горды они по-разному. Ларра одержим гордыней, то есть непомерной гордостью, он превозносится над всеми. Гордость Изергиль — высокое мнение о себе, нежелание быть у кого-либо в подчинении. В этом она схожа с Ларрой. Гордость Данко — чувство собственного достоинства, достоинства человека.
Композиция
Рассказ в рассказе — форма повествования, предполагающая, что часть сюжетной линии представляет собой историю, озвученную или написанную одним из героев произведения. В мировой литературе этот принцип довольно популярен, иногда его ещё называют «принципом матрешки».
Именно он лег в основу композиционной структуры «Старухи Изергиль». Внешняя канва сюжета сводится к пребыванию автора в Бессарабии, его работе на виноградниках, встрече и беседе со старухой Изергиль. Эта часть повествования важная для оформления и понимания историй, звучащих из уст старухи Изергиль. Сюжетно истории не связаны друг с другом, однако дополняют друг друга по смыслу. Начало и конец рассказа — два «зеркальных» сюжета, о злом и о добром герое. Обе их можно определить как легенды, рассказанные старухой. А в сердцевине — подлинная история героини, рассказчицы, которая раскрывается, в том числе, и в контексте звучащих из её уст сюжетов.
Жанр и направление
«Старуха Изергиль» — это рассказ, то есть эпическое произведение малой формы, один из основных жанров прозаической литературы. Произведение имеет ряд особенностей. Помимо рассмотренной выше композиции, к ним относится манера повествования. Читателя порадует образный, поэтичный язык произведения. Текст преисполнен эпитетами, краткими, но меткими описаниями. Горький буквально «живописует» картины словом.
В рассказе явно проявляются черты, характерные для литературы романтического направления:
- Во-первых, это антураж и колорит, выбор место действия и атмосфера, созданная автором.
- Во-вторых, изображение жизни, не связанной с окружающей действительностью.
- В-третьих, изображение героев исключительных, одиноких, находящихся в конфликтных отношениях с обществом.
Ряд литературоведов усматривает в рассказе и реалистические черты. Откровенно романтические мотивы и сюжеты Горький сближает с реальностью. Рассказ «Старуха Изергиль» можно рассматривать как пример произведения, демонстрирующего переход от романтизма к реализму. Жанрово его часто определяют как «рассказ-притча».
🗹