Романтизм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является романтизм.
Определение 2
Романтизм (фр. romantisme) — литературное направление, наивысшими ценностями считавшее духовно-творческую жизнь личности и её независимость и свободу.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Романтизм впервые появился во Франции в эпоху Великой Французской революции (1789 — 1799 гг.) и мировой промышленной революции. Это направление господствовало в европейской и русской литературе в конце XVIII — первой половине XIX веков.
Романтизму предшествовали классицизм и эпоха Просвещения. Многие ценности этих идеологий романтизм отрицал. Например, если классицизм отдавал предпочтение разуму (рацио), то романтизм ориентировался на чувства (эмоцио). Классицизм говорил о цивилизации, романтизм — о природе; для классицистов было важно общество и государство, для романистов — свобода, чувства и стремления отдельной личности.
«Монастырка»
Фотография: аукционный дом «Империя»
Автор: Антоний Погорельский Год публикации: 1828
Под псевдонимом Погорельский публиковался Алексей Перовский. Он был дядей Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых, которые печатали свои произведения под псевдонимом Козьма Прутков. Среди читателей Антоний Погорельский известен как автор сказки «Черная курица, или Подземные жители».
Главная героиня романа Погорельского «Монастырка» — выпускница Смольного института. Девушка, одновременно наивная и отважная, постоянно попадает в совершенно невероятные приключения. Действие романа происходит в Малороссии. Автор с весомой долей юмора описал быт и нравы местных дворян. Критики видели в книге явное влияние книги Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Однако вскоре после выхода «Монастырки» «Литературная газета» назвала его «настоящим и первым у нас романом нравов».
«Кто имеет понятие о образе жизни и воспитании в Смольном монастыре, тот легко поверит, что Анюте немного нужно было времени, чтоб привыкнуть к новому своему положению. Вскоре она коротко познакомилась с подружками своими, и среди невинных забав и нетягостного учения время протекало неприметно. Анюту все в монастыре любили: она была доброе и ласковое дитя, притом так послушна и прилежна, что никогда не подавала ни малейшего повода к неудовольствию. Таким образом быстро протекло несколько лет, и маленькая деревенская девочка Анюта сделалась прелестною молодою девицею, в которой не осталось ни малейших следов прежнего воспитания».
Отрывок из романа «Монастырка»
Романтизм в русской литературе XIX века
На развитие русского романтизма повлияли два крупных исторических события:
- Отечественная война 1812 года;
- Восстание декабристов 1825 года.
Ведущие умы того времени разочаровывались в идеях Просвещения и предчувствовали коренной перелом общественно-политического уклада России. Они ратовали за создание принципиально нового общества, в котором будет торжествовать справедливость.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Романтизм в русской литературе 430 руб Реферат Романтизм в русской литературе 240 руб Контрольная работа Романтизм в русской литературе 190 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Главная ценность романистов — личность человека.
В произведениях романтиков отражается не реальный мир таким, каков он есть, а целую вселенную чувств, переживаний и внутренних конфликтов главного героя. Герой не может смириться с низменностью и обыденностью действительности, не подчиняется её морали и закону.
Одним из основоположников романтизма в России считается поэт В.А. Жуковский. Его баллады, поэмы, элегии, послания и романсы, наполненные глубоким философским смыслом и стремящиеся к некоему нравственному идеалу, полностью отражали романтические ценности.
Романтические произведения В.А. Жуковского:
- «Ундина»;
- «Лесной царь»;
- «Светлана»;
- «Сельское кладбище»;
- «Славянка».
Следом за Жуковским к романтизму обратились Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Их творчество относится к иному этапу в жизни Российской империи. В 1825 году движение декабристов было разгромлено, что повлекло за собой идейный кризис в обществе. В романтических произведениях стали появляться мотивы разочарования реальной жизнью и попытки уйти от неё в мир идеальный.
Особенно ярко эти идеи отразились в обществе Лермонтова. Писатель открыто сочувствовал потерпевшим поражение декабристам.
Замечание 2
Для романтизма было характерно обращение к фольклору и народной тематике.
Романтические произведения М.Ю. Лермонтова:
- «Мцыри»;
- «Песнь про купца Калашникова»;
- «Измаил-бей».
Романтические произведения писал и А.С. Пушкин. Как известно, он также сочувствовал декабристам и во многом разделял их убеждения. Творя в начале XIX века, во время расцвета романтизма, он не мог бы обойти это литературное направление стороной.
Романтические произведения А.С. Пушкина:
- «Пиковая дама»;
- «Евгений Онегин»;
- «Во глубине сибирских руд…»
Писателями-романистами также являются Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер и другие.
Романисты часто создавали баллады и драмы, а также утверждали новое назначение поэзии — пространство для выражения высших стремлений и желаний человека.
Василий Жуковский: детство и юность
Жуковский, биография которого содержит немало загадок, знаменит не только как поэт и переводчик, но и как наставник императора, отменившего крепостное право в России, — Александра II. Если необходимо составить сообщение о Жуковском, воспользуйтесь краткой информацией о его жизненном и творческом пути:
- История рождения писателя.
Василий Андреевич Жуковский — дитя эпохи. Он единственный, но незаконнорожденный сын тульского помещика Афанасия Бунина — деда именитого русского писателя Ивана Бунина.
«Село Михайловское, или помещик XVIII столетия»
Фотография: аукционный дом «Империя»
Автор: Варвара Миклашевич Год создания: 1828–1836
Роман Варвары Миклашевич «Село Михайловское, или Помещик XVIII столетия» посвящен одной из вечных тем — несчастливой любви. Действие происходит в XVIII веке, в среде старых помещиков. В произведении полно приключений и невероятных поворотов сюжета в духе Вальтера Скотта, однако сюжет затянут. Прототипами некоторых персонажей Варвары Миклашевич стали ее знакомые декабристы Одоевский и Рылеев, а также Александр Грибоедов. Цензура не допустила роман до печати, но он ходил в рукописях и был очень популярен у читателей. Полное издание книги вышло только в 1860-е годы.
«Ты была для меня единственною отрадою во всех скорбях, которые чистая и простая душа твоя постигнуть не умела. Да сохранит тебя Судия праведный и подкрепит за твою невинность! Молись за меня, мой друг! Береги наших младенцев, утешайся ими и прости в них отца, нанесшего тебе столько горестей».
Отрывок из романа «Село Михайловское, или помещик XVIII столетия»
Романтизм и романтический герой
Романтизм и реализм стали важнейшими художественными методами этого времени, насыщенного событиями. То была эпоха взлёта и падения Наполеона, периода Реставрации, забастовочного движения по всей Европе, войн на Балканах, критики буржуазных идеалов. Именно представители романтизма первыми отреагировали на исторические изменения в обществе. Главной идеей романтиков была идея свободы личности. Романтики стремились создать современное, новаторское искусство, в центре которого – индивидуальная личность, не подчиняющаяся государственной системе и противопоставляющая себя ей. Романтики искали новые формы и художественные средства искусства. Эстетика романтизма строилась на антитезах (противоположностях): идеал и реальность. Конечно, романтизм – предельно субъективное искусство. Но благодаря ему процесс познания человека и его внутреннего мира стал объектом искусства; романтизм обратил внимание на взаимосвязь человека и природы; проявил интерес к чувствам человека и его внутреннему миру. Типичным герой-романтик – человек сильных чувств, герой-бунтарь и одиночка. Чаще всего он не может или не хочет найти общего языка с людьми. Иногда он презирает людей, и люди платят ему тем же. Основным видом романтического творчества является поэзия. А если это романы или рассказы, то и они наполнены поэзией и лирикой.
Немецкий романтизм
В Германии теоретиками романтизма были Новалис, Фридрих Шлегель, Тик, Гейне. Поэтический немецкий романтизм был взращён романтической философией немецких идеалистов Канта, Фихте, Шеллинга, поэтому поэзия (лирика), как основной род немецкой литературы эпохи романтизма, также имела философский характер. Литература немецкого романтизма делится на 3 этапа:
ранний романтизм 1796-1806 гг. – «Йенская школа» (Фридрих Шлегель, Новалис, Людвиг Тик, Гельдерлин); зрелый романтизм 1806-1815 гг. – Клеменс Брентано, братья Гримм, Генрих фон Клейст; поздний романтизм с 1815 до 1830-х гг. – Адальберт фон Шамиссо, Вильгельм Гауф, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих Гейне.
О творчестве двух из них – наш рассказ.
Новалис (1772-1801)
Один из самых крупных представителей немецкого романтизма. Настоящее имя – Фридрих фон Харденберг. Поэт мистического мироощущения. Родился в знатной, но не очень богатой семье в родовом замке в Саксонии. Был разносторонне образованным человеком, был знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Умер в возрасте 29 лет от туберкулёза. В творчестве Новалиса выражено реакционное мировоззрение немецкого дворянства, теряющего социальную устойчивость. «Бренность» сущего он противопоставлял миру абсолютного, но зыбкого и обречённого существующего мира.
Новалис «Чудные крылья»
Лишь спустится мрак ночной, Я окошко отворю, И на Млечный Путь смотрю С ожиданьем и мольбой. Как дорога та светла! Чтобы дух взлететь к ней мог, Два чудесные крыла – Ум с любовью – дал нам Бог. Распахну ж их широко, И помчусь я далеко, И сольет с природой вновь Душу, разум и любовь.
(Перевод Льва Василевского)
В 1795 г. Новалис был помолвлен с Софи фон Кюн, которую очень любил. Она умерла от туберкулёза в возрасте 15 лет, и её образ присутствует во многих стихах Новалиса и во всех его героинях. С ней связано представление автора о возвышенной любви и идеальной возлюбленной.
Во мне желанье пробудила ты
Высокое – проникнуть в глубь вселенной, Ты – мой источник веры неизменный И твердости средь бурь и темноты.
Вокруг ребенка – светлый мир мечты Ты создала, чудесный и мгновенный, Ты, нежных жен прообраз совершенный, Ему внушила жажду высоты.
Что мне земля и все земные узы! Я сердцем твой до окончанья дней, Любовь – мой щит, и с каждым днем сильней Души моей и творчества союзы,
Затем, что ты – любовь моя и муза, И светлый дух поэзии моей.
(Перевод Владимира Микушевича)
В его «Гимнах к ночи» (1800), написанных на смерть невесты, дана сложная антитеза Света и Ночи. Свет прекрасен, но он земной и имеет пределы, а Ночь, потусторонняя и беспредельная, является подлинным утешением и селением страдающего духа.
Новалис «Песни Марии»
Твой лик напечатлелся тенью, Мария, в тысячах икон; Но не сказать изображенью, Каким виденьем я пленен.
Лишь знаю: мира шум и радость С тех пор как сон душе моей И синевы недвижной сладость Навек разоблачилась в ней.
(Перевод Вяч. Иванова)
«Аммалат Бек (кавказская быль)»
Фотография: аукционный дом «Империя»
Автор: Александр Бестужев (Марлинский) Год публикации: 1831
Александр Бестужев после декабрьского восстания 1825 года был сослан на Кавказ, где служил в действующей армии и издал множество романтически-приключенческих произведений под псевдонимом «Марлинский». Одной из лучших его кавказских повестей считалась «Аммалат Бек». Книга рассказывала о судьбе дагестанского юноши. Он попал в плен к русским, которые вырастили и воспитали пленника. Но потом в юноше проснулась «дикарская натура», и он предал своих новых друзей.
🗹«Дагестанская природа прелестна в мае месяце. Миллионы роз обливают утесы румянцем своим, подобно заре; воздух струится их ароматом; соловьи не умолкают в зеленых сумерках рощи. Миндальные деревья, точно куполы пагодов, стоят в серебре цветов своих, и между них высокие раины, то увитые листьями, как винтом, то, возникая стройными столпами, кажутся мусульманскими минаретами».
Отрывок из повести «Аммалат Бек»