«Забвению не подлежит» — аргументы
- «Тихий Дон» — М.А. Шолохов
- «Бородино» — М.Ю. Лермонтов
- «Медный всадник» — А.С. Пушкин
- «Сотников» — В.В. Быков
- «Мастер и Маргарита» — М.А. Булгаков
- «А зори здесь тихие» — Б.Л. Васильев
- «Два капитана» — В.А. Каверин
- «Анна Снегина» — С.А. Есенин
- «Деревянные кони» — А.А. Лиханов
- «Чемодан» — С.Д. Довлатов
- «Прощай, оружие!» — Э. Хемингуэй
- «Три товарища» — Э.М. Ремарк
В истории нашего народа и в истории всего человечества есть такие события, которые оказали огромное воздействие на всех людей или на определенную группу людей. Забвению не должны подлежать те события и те деятели истории, которые оказали воздействие на целый народ и его представителей или на все человечество. Воздействие это может носить совершенно разный характер: положительный или отрицательный. Каждое поколение должно помнить о тех славных подвигах и о тех страшных явлениях, с которыми пришлось столкнуться определенному народу или всему человечеству.
О необходимости сохранения исторической памяти писали многие русские и зарубежные писатели, поэты и драматурги, произведения которых стали настоящими художественными памятниками определенным историческим событиям или историческим деятелям.
«Тихий Дон» — М.А. Шолохов
В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» описываются многие исторические события. Сюжет охватывает довольно большой временной промежуток: с 1912 по 1922 годы. За это время успевают произойти следующие события: Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война. Данные события являются неотъемлемой частью истории русского народа; проходят года, но люди не забывают о том, что происходило в те времена. М.А. Шолохов демонстрирует, что исторические события, на фоне которых живут герои романа-эпопеи, оказывают воздействие на целое поколение и на каждого представителя народа. Даже больше: исторические события в «Тихом Доне» становятся не столько фоном, сколько основным двигателем сюжета. Первая мировая война, революция, Гражданская война становятся судьбоносными для жизни целого народа, поэтому для М.А. Шолохова было важно выразить мысль о том, что невозможно забыть эти исторические события.
В «Тихом Доне» особое место занимает военная проблематика. Автор романа-эпопеи демонстрирует «чудовищную нелепицу войны». М.А. Шолохов выражает мысль о том, что война – противоестественное явление, которое не имеет никакого смысла. С помощью различных описаний самих военных действий, а также с помощью рассуждений персонажей писатель хочет сказать как своим современникам, так и потомкам о том, что война бессмысленна и бесполезна для развития общества. В романе-эпопее показано, что многие люди даже не знали, за что они воюют, многие люди не хотели принимать участие в убийстве таких же людей. Все произведение наполнено желанием М.А. Шолохова высказаться относительно того, что нельзя забывать историю своего народа и что нужно учиться на ошибках прошлого, никогда более не совершая такие же ошибки.
Те события, с которыми пришлось столкнуться Григорию Мелехову, который в финале произведения потерял почти всех родных и близких людей, оставшись лишь с сыном Мишаткой, никогда ему не забудутся. Все исторические события, в которых пришлось участвовать центральному персонажу, не подлежат забвению как для самого Григория Мелехова, так и для целого народа, который был задействован в войне против других государств и в войне против представителей собственного народа. Никогда не забудут произошедшего те члены семейств Мелеховых, Коршуновых, Листницких, Кошевых, Астаховых, которые остались в живых.
Н.С. Лесков, «Левша»
«Левша» Н.С. Лескова – произведение, показывающее степень развития государства, его культуру, которая ярко отражена в народе. В сказе Николая Семеновича повествуется о том, как главный герой, неотесанный русский мужик, подковал блоху. Это высокое мастерство тульского работяги Левши не было оценено должным образом в России, а остаться в Англии, куда его звали на весьма выгодных условиях, он не смог, потому что был ярким примером патриотизма. Не подлежит забвению то, что делается простым человеком для своей страны. Нельзя забывать о людях, создающих поистине великие творения. На Родине Левша не смог не только передать свои навыки последующим поколениям, но и был забыт недавними покровителями, которые так восхищались его талантами. Сказ призывает беречь и поддерживать человека, способного поднять на более высокий уровень культуру своей страны.
«Бородино» — М.Ю. Лермонтов
В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов обращается к такому историческому событию, как Отечественная война 1812 года. В центре внимания писателя оказывается Бородинское сражение. М.Ю. Лермонтов использует прием историзма, с помощью художественного произведения он демонстрирует историческое содержание эпохи Отечественной войны 1812 года. М.Ю. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году в честь 25-летия победы русского народа в войне с французами. Обращение к реальному историческому событию и написание стихотворения в честь 25-летия победы говорит о том, что М.Ю. Лермонтов помнил о событиях прошлого, что он хотел продемонстрировать подвиг своего народа.
Стихотворение «Бородино» носит восторженный характер. Для М.Ю. Лермонтова было важно обратить читательское внимание на то, какой подвиг был совершен русским народом. Авторская позиция прослеживается через слова рассказчика, который принимал непосредственное участие в бородинском сражении, и через гордость рассказчиком своим народом, частью которого он является, и подвигом этого народа. О том, что бородинское сражение «забвению не подлежит», говорят следующие строки стихотворения, в которых ярко прослеживается авторская позиция: «Недаром помнит вся Россия // Про день Бородина!».
В словах «дяди»-рассказчика подчеркивается героизм русского народа. Рассказчик, которым является старый солдат, участвующий в бородинском сражении, большее внимание уделяет не военным событиям в хронологическом порядке, а тем чувствам и эмоциям, которые испытывали участники бородинского сражения. «Дядя»-рассказчик, беседующий с юношей, спустя года прославляет подвиги русского народа. Старый солдат, принимавший участие в бородинском сражении, ведет диалог с юношей не столько от своего лица, сколько от лица целого поколения; рассказчик выражает присущую для всех участников сражения мысль о том, что они никогда не забудут эти события, как не забудет их целый русский народ. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что бородинское сражение останется незабытым, ведь русский народ из поколения в поколение получает информацию о тяжести того времени и о том могущественном подвиге, который совершили представители русского народа, не желающие сдаваться врагу. В стихотворении подчеркивается необходимость сохранения памяти о таком значимом для русского народа историческом событии, как Отечественная война и в частности бородинское сражение.
А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»
«Я убит подо Ржевом…» А.Т. Твардовского – сильное стихотворение автора, посвященное кровопролитному сражению подо Ржевом, в котором погибло более миллиона человек. Лейтмотивом звучит мотив памяти. Поэт наказывает помнить об этом сражении и о тех людях, что сложили головы в битве. До тех пор, пока люди будут хранить память об этих событиях, будет жить и солдат, который всеми своими силами честно приближал предстоящую победу. Стихи написаны от лица погибшего бойца, от которого ничего не осталось, нет даже могилы, где бы он нашел успокоение. И его больше нет, он не сможет узнать, чем закончилась битва и кто одержал верх, хотя свято верит в победу русского оружия. И нельзя забывать о том, какой ценой нашей Родине далась победа над фашизмом.
«Медный всадник» — А.С. Пушкин
В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» особое место занимает образ Петра I. Писатель размышляет о Петре I как об историческом деятеле, который оказал огромное влияние на развитие целого российского государства. Во вступлении поэмы происходит обращение к совершенным царем Петром I преобразованиям. Автор поэмы демонстрирует, каково значение личности Петра I в развитии русского государства.
В соответствии с принципом двоякого раскрытия образа правителя в повествовании, Петр I, с одной стороны, представлен как царь-преобразователь. Авторская позиция относительно реальной исторической личности Петра I такова: А.С. Пушкин с уважением высказывается о Петре I за то, что он выступил в роли преобразователя. Именно Петр I становится тем, кто сделал все, чтобы «в Европу прорубить окно». В поэме выражается мысль о том, что Петр I, желая построить новый город Санкт-Петербург с выходом к морю, стремился к преобразованиям в таких областях, как внешняя политика и внешняя экономика. Петр I хотел установить деловые отношения с европейскими государствами, чем не могла похвастаться Россия до этого. Выход к морю, который давал построенный Петром I Санкт-Петербург, позволял России вести торговлю с европейскими странами, что, несомненно, повышало авторитет России на мировой арене. А. С. Пушкин, говоря сначала о петровских замыслах строительства города с выходом к морю, а затем об успешных в этих замыслах результатах, показывает, что Петр I действительно смог перевести Россию на новый уровень, смог повысить ее авторитет не на словах, а на деле. Писатель подчеркивает значение строительства Санкт-Петербурга – «Петра творенья» – для развития государства и дальнейших преобразований.
А.С. Пушкин подчеркивает благоприятный характер преобразовательной деятельности Петра I. О деятельности Петра I знают все дальнейшие поколения, так как эта деятельность сильно повлияла на развитие государства. Обращаясь к преобразовательной для всего государства деятельности Петра I, А.С. Пушкин выражает мысль о том, что деятельность этого царя-преобразователя никогда не забудется, о ней всегда будут помнить, и сам А.С. Пушкин с помощью своего художественного произведения сделал все возможное, чтобы о деятельности Петра I действительно помнили. До сих пор русский народ, рассуждая о деятельности Петра I, вспоминает строки из поэмы «Медный всадник», которые уже стали афористичными: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…».
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Роман-эпопея с говорящим названием «Война и мир» раскрывает эти два противоположные явления. Если в мирное время люди могут надевать на себя маски, то война показывает истинное лицо каждого человека.
Андрей Болконский идет на войну для того, чтобы показать свое величие, честь и храбрость. Однако герой вскоре понимает, что война – это не идеализированное место для демонстрации собственного «я», а жестокое и беспощадное место убийств и ранений. Повсюду наблюдается страх людей, которые не до конца понимают, зачем они находятся на войне. Андрей Болконский видит, что та война, которую он себе представлял, оказалась лишенной романтики. Он понял, что война страшна и бессмысленна, что она не является игрушкой, в которую можно равнодушно и спокойно играть. В ней есть только смерти и состояние постоянного страха. Война, по мнению князя Андрея, самое гадкое дело в жизни.
Раскрываются испытанием войной и другие персонажи. Судьбы большинства персонажей романа «Война и мир» так или иначе связаны с военными действиями. Николай Ростов не боится жертвовать собой ради спасения своей Родины. Наташа Ростова готова отдать свое имущество раненым солдатам, что говорит о ее жертвенности и милосердии. Война объединила весь русский народ, и именно это объединение стало причиной победы русского народа. Без единения вести войну с вражескими войсками было бы трудно. И мужчины, и женщины, и дети принимали участие в войне. Люди, находившиеся вдалеке он военных действий, поддерживали и всячески помогали военным. Победа в войне с врагом была самым важным для всего народа. Ни социальное положение, ни возраст, ни материальные богатства людей – ничто не мешало объединению. Л. Н. Толстой показал, какой подвиг совершил весь русский народ. И центральным персонажем в романе-эпопее «Война и мир» является именно народ. Только благодаря усилию каждого человека русскому народу удалось победить. Только народ был вершителем судьбы войны. Простые люди делали все возможное, чтобы не дать противникам победить. Это показывает настоящий патриотизм людей.
Описывая все жестокости войны в «Войне и мире», Л.Н. Толстой утверждает свою позицию относительно войны: войне нужно противиться, ведь она не является примером естественных человеческих отношений. Нужно делать все, чтобы войны никогда больше не повторялись, ведь они приносят людям только боль и несчастья.
«Сотников» — В.В. Быков
В.В. Быков в своей повести «Сотников» обращается к временам Великой Отечественной войны. Писатель поднимает проблему жестокости войны, при которой одни люди воюют с такими же людьми, ранят их и убивают. Повесть «Сотников» становится памятником тех страшных событий, с которыми пришлось столкнуться русскому народу.
Центральными персонажами становятся Сотников и Рыбак. Повествование построено на принципе сравнения и противопоставления: и Сотников, и Рыбак – представители советского народа, участники Великой Отечественной войны, состоящие в партизанском отряде, однако в одной и той же жизненной ситуации Сотников и Рыбак поступают по-разному. Герои оказываются в плену у полицаев, которые перешли на сторону немцев. В. В. Быков показывает, что война демонстрирует истинное лицо каждого человека. Оказавшись перед нравственным выбором, Сотников и Рыбак принимают разные решения.
Сотников отказывается выдавать какую-либо информацию о своих соотечественниках. Сотников не боится отдать ради Родины свою жизнь, и он действительно лишается жизни. В.В. Быков подчеркивает, что честная смерть героя лучше бесчестной жизни предателя. Повесть «Сотников» становится художественным памятником тем людям, которые отдавали свои жизни, желая защитить и спасти Отчизну.
Но повесть «Сотников» становится художественным памятником и тем людям, которые совершили предательство по отношению к Родине. Рыбак, оказавшись перед нравственным выбором, не хочет умирать, поэтому соглашается сотрудничать с полицаями и немцами. В. В. Быков не только прославляет подвиг Сотникова как лучшего представителя советского народа на войне, но и осуждает низкий поступок Рыбака, который думал лишь о собственной жизни. В повести выражается мысль о том, что война – это страшное явление, в котором есть место не только для подвигов, но и для предательских поступков.
Рыбак, предавший Родину, не желая умирать, планировал сбежать из плена, однако ему это сделать не удалось, как не удалось и повеситься после осознания своего предательского поступка. Рыбак остается в живых, теперь он обязан помнить о том поступке, который он совершил. Автор наказывает Рыбака, показывая читателю, что предательство Родины, когда она находится в действительно тяжелом положении, не может привести человека к благополучным результатам и счастью.
Ч. Диккенс, «Лавка древностей»
«Лавка древностей» Чарльза Диккенса – классика английской литературы. В центре сюжета девочка Нелли и ее дедушка, которые были вынуждены покинуть свой дом, потому что лишились всех денег. Но Нелли никогда не забывала о самом важном: о любви, милосердии и доброте. На пути их странствий встречались разные люди: и те, кто хотел помочь, и те, кто желал нажиться на слабости путников. Но неизменным оставалось сердце маленькой девочки, мягкое, но в то же время очень сильное. Она смогла отогреть души многих людей, что встречались на ее пути. И нельзя забывать о качествах, которые должны составлять принципы человеческого бытия. В конце романа девочка умирает, но навсегда остается в сердцах тех, кто по-настоящему смог оценить эту великую душу.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Мастер и Маргарита» — М.А. Булгаков
Большинство глав романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящено описанию событий, происходящих в Москве, которая символизирует в повествовании всю Россию 30-х годов. В романе упоминаются постоянные аресты и доносы, а также наличие цензуры в творческом мире. Многие люди оказывались арестованными незаслуженно. Идеологическая обработка народного сознания, существование массового репрессивного аппарата – одни из проблем романа «Мастер и Маргарита». Многие люди, чтобы оказаться угодными власти, доносили на своих соседей и даже на близких людей, обвиняли их в «вредительстве» и подозревали в том, что они являются шпионами. В литературной среде, представленной в романе организацией МАССОЛИТа, создаются лишь те произведения, которые важны власти, те произведения, которые противоречат принципам власти, подвергаются критике, а авторы получают за них наказание.
В романе четко прослеживается мысль о том, что политический режим и события, происходящие в стране, не могут не оставить следа на жизни представителей народа. Жизнь каждого советского гражданина зависит от исторической эпохи. Жизнь героев-жителей Москвы зависит от единоличного правления И.В. Сталина.
Обращаясь к историческому периоду, о котором писатель знал не понаслышке, М.А. Булгаков демонстрирует читателям то, что было на самом деле. Роман «Мастер и Маргарита» наполнен различными фантастическими элементами, которые связаны с Воландом и его свитой, однако реалии московского в частности и советского в целом существования видны очень четко. М.А. Булгаков не мог говорить явно о сталинских репрессиях из-за цензурных преследований, однако время 30-х годов отражено в романе. Конечно, роман «Мастер и Маргарита» не мог опубликоваться в период правления И.В. Сталина, однако М.А. Булгаков не избавлялся от идеи показать истинную правду. С литературной цензурой, не позволяющей публиковать произведения, М.А. Булгаков был знаком очень тесно. На создание романа повлияли политические, творческие и личные трудности, с которыми столкнулся М.А. Булгаков.
Рискуя своей свободой и жизнью, писатель оставляет память о тех страшных событиях советской истории. Роман «Мастер и Маргарита» становится историко-литературным памятником эпохи 30-х годов. Булгаковский роман носит характер предупреждения, в нем видны советы, которые дает автор последующим поколениям.
Аргументы
М.А. Шолохов, «Тихий Дон»
. Сложно ли жить в эпоху перемен? Даже отдельному человеку всегда непросто приспособиться к изменениям, а целая страна и подавно переживает ряд потрясений, которые не обходятся без жертв. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Гражданская война и смена власти губительно сказались на жизни казачества: погибли многие воины, обманом вовлеченные в братоубийственное столкновение. Например, в семье Мелеховых убили одного из сыновей, Петра. В битве между «красными» и «белыми», казаками и казаками, он погиб без всякой пользы для Родины. Его отец, потрясенный необходимостью покинуть родной дом и угнетенный болезнью, тоже скончался раньше срока. Григорий Мелехов золотые годы и душевные силы отдал войне, став врагов для каждой из сторон и не найдя правды ни в одном учении. В попытке бежать с ним погибла его возлюбленная — Аксинья. В сумятице прифронтовой жизни сгубила себя Дарья, жена Петра. Так и не дождавшись гулящего мужа, одинокая Наталья умерла от последствий аборта. И, наконец, Ильинична, убитая горем по разрушенной семье, тоже скончалась. Из всех Мелеховых в живых остались только Дуняша и сынок Григория Мелехова. Очевидно, что эпоха перемен осложняется многочисленными конфликтами интересов, поэтому для народа это очень тяжелое время, которое переживут далеко не все люди.
М.А. Булгаков, «Собачье сердце».
Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? Многие примеры из литературы показывают, что технические новшества делают человека более самоуверенным, умным и развитым. Так, М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце» описал прорыв в медицине: профессору Преображенскому удалось сделать человека искусственным путем — в ходе операции по пересадке органов. Филипп Филиппович поспешил представить миру свое изобретение и получил множество оваций, наград, возможностей. Опыт с Шариковым показал всем, что теперь многие болезни можно излечить, и даже смерть можно побороть с помощью новых технологий. Если раньше, в древние времена, многие открытия вызывали агрессию и неприятие общества, то в изображённый автором период истории люди изменили свое отношение к инновациям и стали более прогрессивными. К этому их приучила эволюция науки, которая смогла принести реальную пользу всему миру, в отличие от суеверий и консерватизма. Поэтому Филипп Филиппович даже после революции остался жить в своих огромных апартаментах: новая власть ценила его вклад в медицину. Такой терпеливой и понимающей ее сделала череда открытий и инноваций, доказавшая ценность знаний, мастерства и изобретательности. В итоге люди стали мыслить более рационально, научившись уважать первооткрывателей и способствовать претворению их идей в жизнь.
М.А. Булгаков, «Белая гвардия»
. Всегда ли перемены бывают к лучшему? К сожалению, нет, ведь иногда даже светлые начинания на практике оборачиваются ужасными последствиями. Так, в романе «Белая гвардия» главные герои живут в городе, охваченном революционными настроениями. После смены власти в 1917 году началась Гражданская война, породившая волну насилия, жестокости и анархии. Города переходили из рук в руки, а бойцы за идеалы нередко просто грабили местных жителей и уходили. В итоге те, кто так хотел переворот при царе, кто так ненавидел тиранию монархии, пожалели о старых временах стабильности и законности. Например, инженер Лисович стал жертвой ограбления и в минуту откровенности рассказал гостю, как хотел приблизить революцию, как симпатизировал партии кадетов. Но результаты смены власти его разочаровали: ни свободы, ни демократии, ни конструктивного плана развития страны народ не получил. Зато с преступностью никто не боролся, а братоубийственная борьба за трон грабила и убивала народ. Перемены, которых все так ждали, оказались к худшему, ведь революция сыграла с людьми злую шутку, подложив новую тиранию вместо старой и гражданскую войну вместо Первой мировой.
М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? Нам хочется верить, что инновации кардинально меняют цивилизацию, однако главные черты людей остаются неизменными, что бы они ни изобрели. Это подтверждает пример из романа «Мастер и Маргарита». Когда Воланд анализирует изменения, которые произошли с нами спустя целые столетия развития технологий, он замечает, что перед ним «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ». В подтверждение автор описывает осаду Никанора Ивановича после смерти Берлиоза: ради его квадратных метров соседи придумывали тайные беременности, жаловались на сожительство с бандитами, обещали покончить жизнь самоубийством, унижались, злословили и лгали. Прогресс никак не затронул другие качества людей: милосердие, любовь к деньгам, легкомыслие. Из этого можно сделать вывод, что наличие инноваций и технологий сделало жизнь сложнее, потребовало повышения уровня образования и перераспределения трудовых ресурсов. Этим можно объяснить все те хитрые и не банальные уловки, к которым прибегли люди ради получения квартиры. Однако в основе своей характер представителей нашей цивилизации не изменился, даже несмотря на научные и технические открытия.
Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо».
«Не дай вам бог жить в эпоху перемен» — часто повторяют люди с опытом. Что это значит? Видимо, имеется в виду то, что любые изменения сопровождаются неминуемыми социальными катаклизмами и их последствиями. Это подтверждает пример из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Порвалась цепь великая, Порвалась — раскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор об отмене крепостного права. Казалось бы, долгожданная реформа, освобождающая сотни тысяч людей, назрела давно и была подготовлена образованными и неглупыми чиновниками, но ее ужасные последствия никто не просчитал и не мог исправить. Крестьяне так и осталась в рабстве, потому что своей земли им никто не давал, и арендовать ее приходилось на условиях помещика. Неграмотные землепашцы нередко страдали от обмана более опытных и богатых людей. Сами же дворяне не могли себя обеспечивать, их никто к этому не приготовил, поэтому их хозяйства быстро разорялись. Бедность в масштабах целых регионов отразилась и на состоянии духовенства, купечества, мещанства. Получается, что все люди, жившие в ту эпоху перемен, пострадали от ее последствий.
М. Горький, «Детство»
. Нужны ли перемены обществу и почему? Изменения необходимы всегда, когда есть проблемы, которые нужно исправить. Важность перемен обусловлена тем, что без разработки новых подходов мы не сможем их решить. Это доказывает пример из повести Горького «Детство». Читатель видит шокирующие подробности из жизни рабочих семей, где постоянный бег от нищеты порождает культ материальный ценностей, лишающий человека достоинства, свободы и доброты. Однако из историй дедушки и бабушки главного героя мы узнаем, что было еще хуже. Так, изуродованную по вине барина мать Акулины выгнали со двора калекой. Женщина жила на скудной подаяние и осталась одна с ребенком на улице. Из-за этого Акулине с детства пришлось трудиться и выйти замуж в 13 лет, так как деваться было некуда. Василий тоже жил с матерью-одиночкой и работал с самых ранних лет. Его отца убили грабители, и никто не поддерживал вдову, зачерствевшую сердцем от такой несправедливости. Чтобы выжить, Василий пошел в бурлаки и не раз терпел зверские побои. А вот Алексею не пришлось так сильно страдать, хотя его тоже отдали в люди, но уже подростком. Это означает, что отмена крепостного права и другие изменения на уровне законодательства помогли исправить насущные социальные проблемы. Люди уже не должны были выкупать себя у помещиков, не страдали от их произвола и могли добиться успеха, как и Алеша Пешков, который продолжит свое становление в других частях и обязательно вырвется из бедности. Вот почему обществу так нужны перемены: они делают жизнь проще.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»
. Что способно изменить человека? Прежде всего, люди всегда могут рассчитывать на метаморфозы любви, веры и надежды. Эти чувства меняют характеры и судьбы. Данную закономерность подтверждает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион, угнетенный бедностью и социальной несправедливостью, находит утешение в жестокой теории о праве одних убивать других. Чтобы доказать собственную принадлежность к своеобразной элите, Раскольников убивает двух женщин. Ужасное деяние едва не свело с ума героя: его лихорадит, а укор совести сводит на нет все притязания на должность нового Наполеона. Подавленный и растерянный, Родион не может выбраться из душевной тьмы и ищет спасения у такой же «преступницы», как и он. Соня на собственном опыте демонстрирует, что человек может избавиться от порока, если искренне поверит в Бога и раскается в совершенном зле. Раскольников принимает ее совет о покаянии и признается в убийстве. Уже будучи на каторге, герой находит в себе любовь к Соне и веру в Бога. Раскаяние помогло ему обрести надежду на прощение. Все эти чувства изменили Родиона: он отказался от своей гордыни, стал добрее к людям и отрекся от своей вредоносной теории.
И.А. Бунин, «Чистый понедельник»
. Выбор, который меняет человека, всегда связан с его призванием. Когда мы выбираем дорогу и цель, то преображаемся безвозвратно. Это доказывает пример из рассказа «Чистый понедельник». Героиня вела светский образ жизни в большом городе и ничем не отличалась от других девушек из ее круга. У нее был кавалер, который дарил подарки и водил ее по ресторанам. Вместе они прекрасно смотрелись и образовали бы гармоничный союз. Однако таинственность и холодность избранницы не давали покоя главному герою. Он мучился от своей любви, не получая ни «да», ни «нет». Но однажды в поведении девушки он заметил интригующую перемену, и в этот вечер они, наконец, сблизились. Кавалер уже планировал брак, но героиня сделала выбор, который навсегда изменил ее жизнь — она постриглась в монахини. Оказалось, что духовное призвание было ей дороже и ближе, чем мирские чувства и наслаждения. Герой был ошеломлен ее поступком, долго не мог его простить, но выбор был сделан: девушка уже никогда не могла бы стать прежней, ведь постриг изменил ее судьбу безвозвратно.
М. Горький, «Старуха Изергиль»
. Может ли человек изменить мир? Да, ведь именно люди создают мир вокруг себя, и все, что мы видим, носит отпечаток человеческой воли. Например, М. Горький описал эволюцию отдельного народа в короткой легенде. Спасаясь от внешних врагов, племя ушло далеко в темный и заболоченный лес и не смогло найти дорогу к равнинам, где можно было бы основать город. Отчаяние сломило дух людей, но тут из толпы вышел Данко — смелый и благородный юноша. Он предложил возглавить поход и найти выход. Воодушевленные его уверенностью и силой, герои отправились в путь. Но освобождение не было легким, и многие возроптали на лидера. Тогда Данко вырвал пылающее сердце из груди и осветил им дорогу из леса. Люди и вправду обрели спасение, а гибели предводителя никто не заметил. Из предосторожности кто-то даже раздавил искры его сердца. И все же именно Данко удалось в одиночку изменить мир — подарить племени шанс выжить и остаться в веках.
М. Горький, «На дне»
. Почему так сложно изменить себя? Дело в том, что любые перемены требуют от нас волевых усилий и самоограничений. Не каждый способен взять себя в руки и идти к цели. Это подтверждает пример из пьесы «На дне». Актер, услышав рассказ Луки о больнице для бедных, решил вылечиться от алкоголизма и вернуться на сцену. Ради этого он даже бросил пить на несколько дней и уже собирался искать заветную клинику, однако Сатин разочаровал его горькой правдой: никакой больницы нет, Лука просто хотел утешить слушателя. Тогда Актер понял, что никто не излечит его, кроме него самого. Но своих сил на это у него не нашлось, поэтому он повесился. Казалось бы, человек и так смог продержаться первые дни, так почему же он сам не продолжил это избавление? Зачем ему еще чья-то помощь? Но его пример доказывает, что далеко не каждый из нас обладает волей. Актер осознал, что никогда не сможет сам себя контролировать, сам отвечать за свою судьбу. Вот почему так сложно измениться к лучшему.
И.А. Гончаров, «Обломов»
. Стоит ли менять себя ради любви? Свой вариант ответа изложил И.А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой был апатичным, инфантильным и ленивым барином, пока не встретил юную дворянку Ольгу Ильинскую. Героиня очаровала его, но ее деятельная натура требовала изменений и в самом избраннике. Ольга желала видеть рядом с собой активного и преуспевающего мужчину. В отношениях с Обломовым ее вдохновила миссия спасительницы, которая исправит заблудшую душу. Илья Ильич сделал над собой усилие и попытался приспособиться к барышне: он ходил на приемы, участвовал в общественной жизни, задумал поездку в имение, чтобы разобраться с финансами. Однако чем больше он заставлял себя меняться, тем лучше понимал, что он сам, Обломов, не является героем романа Ольги. Она полюбила не его, а того, кем он должен стать под ее началом. Тогда Илья Ильич больше не смог подстраиваться под требования Ильинской. Он остался самим собой и нашел свое счастье в союзе с другой женщиной — Агафьей Пшеницыной. Она смогла принять его таким, каким он был на самом деле. Этот пример учит нас тому, что изменения ради любви не всегда имеют смысл, потому что в них легко потерять себя. Если люди должны изображать кого-то другого ради отношений, значит, они друг друга не устраивают и вместе быть не могут.
Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»
. Может ли человек изменить свою судьбу? Конечно же, да, ведь жизненный путь прокладывает наша воля, а не сила провидения. Это доказывает пример из романа «Анна Каренина». Главная героиня была родом из обедневшей дворянской семьи и могла рассчитывать лишь на удачу, ведь приданого ей никто не дал бы. Ее родственница подыскала солидного жениха — немолодого, но перспективного чиновника. Он уважал жену, но выше семьи всегда ставил работу, и молодой женщине не хватало внимания. Ну что ж, значит, всемогущая судьба распорядилась так. Анна никак не могла бы изменить свое положение, если бы не пошла против течения своей рутинной жизни. Она нашла взаимную любовь и не могла удовлетвориться тайной связью украдкой. Сила духа и смелость позволили ей совершить невозможное — покинуть нелюбимого супруга и завести новую семью. Общество осудило ее выбор, а муж не дал развода и права встречаться с сыном, поэтому Анна завершила свой путь самоубийством. Однако она все же смогла изменить свою судьбу, бросив вызов всем обстоятельствам, толкнувшим ее в объятия нелюбимого человека.
А.П. Чехов, «Ионыч»
. Может ли человек жить без перемен? Да, безусловно, многие из нас довольствуются рутиной и годами не видят разнообразия, однако назвать это прозябание полноценной жизнью никак нельзя. Так считал и А.П. Чехов, автор рассказа «Ионыч». Главный герой после своего переезда в уездный городок познакомился с семейством Туркиных. Эти дворяне казались ему интеллигентными, образованными и интересными собеседниками. Отец семейства часто шутил и был душой компании. Его супруга писала прозу и зачитывала гостям отрывки. Их дочь была талантливой пианисткой. На приемах было весело и оживленно, ведь хозяин дома научил слугу повторять забавные выражения, и это очень смешило публику. Дмитрий влюбился в Катерину, но был разочарован ее отказом, поэтому долгое время не посещал Туркиных. Но каково же было его удивление, когда через несколько лет он все же навестил их и увидел, что ничего не изменилось: все те же шутки, все же те же бездарные романы, все те же разговоры ни о чем. Даже Старцев изменился за эти годы, а Туркины как будто пребывали в банке с формалином: не менялись, словно были законсервированными продуктами, а не людьми. Их жизнь без развития и свежих веяний была лишь прозябанием, лишенным смысла и подлинной радости.
И.С. Тургенев, «Ася»
. Как меняется человек, когда влюблен? На каждого из нас любовь оказывает свое неповторимое влияние. Это показал И.С. Тургенев в повести «Ася». Героиня под влиянием любви стала смелой, открытой и сильной натурой. Она призналась в своих чувствах Н.Н., рискнув добрым именем и собрав в кулак всю волю. Ей было мучительно стыдно и неудобно раскрывать душу постороннему мужчине, осознавая, что она — плохая партия для него. Происхождение Аси действительно внушало герою сомнения и страхи. На нем любовь отразилась иначе: он стал нерешительным, слишком требовательным и самоуверенным. Ему казалось, что завтра он сможет обо всем договориться с Асей, что она его примет и, конечно, простит за минутную слабость. Но обостренная гордость оскорбленного чувства вынудила Асю уехать навсегда. Ей любовь придала решительности и горячности. А ее кавалер утонул в колебаниях и слишком поздно осознал, что не выдержал испытания любовью. Таким образом, чувства сделали одного человека сильнее, а другого — слабее, обнажив тайную сторону их характеров.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»
. Какие исторические события меняют судьбы людей? К ним относятся войны, эпидемии, революции и другие масштабные бедствия. Например, в поэме «Мцыри» автор рассказал историю мальчика, которого война на Кавказе вырвала из отчего дома и лишила семьи. Ребенка пленил генерал. Он же и оставил его на попечении у монахов, когда Мцыри отказался принимать пищу и «гордо умирал», чтобы избежать неволи. Но в храме мальчик окреп и обрел призвание. Его должны были постричь в монахи. Однако накануне торжественной церемонии послушник сбежал и три дня провел на воле. Он так и не смог добраться до родных мест и вернуться в лоно семьи, но зато хотя бы не принял ненавистный ему постриг. Боевые действия навеки изменили судьбу героя, и он чувствовал это каждой клеточкой тела, проживая не свою жизнь. Именно поэтому он бежал, пытаясь вернуть утраченное.
«А зори здесь тихие» — Б.Л. Васильев
В основе повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» лежат события Великой Отечественной войны. Писатель хотел зафиксировать в своем художественном произведении факты военных тягот и подвигов представителей советского народа.
Центральными персонажами повести становятся 5 девушек: Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич. Б.Л. Васильев показывает, как 5 хрупких и невинных девушек борются за Родину, не боясь отдать ради нее собственные жизни. В повести не просто поднимается тема войны, а рассматривается война с точки зрения женщин, которым наравне с мужчинами приходилось выполнять тяжелую работу. Совсем молодые девушки, которые еще толком не успели пожить и обрести счастье, вынуждены были попрощаться с личной жизнью и пойти воевать, чтобы спасти Отчизну от врага. Б.Л. Васильев подчеркивает, что судьбы пяти главных героинь не единичны, женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях, было много. Все они храбро и отважно рисковали и жертвовали своими жизнями, желая помочь Отечеству.
С одной стороны, в повести показаны различные подвиги, которые совершены представителями советского народа, видно, что Б.Л. Васильев восторгается героизмом советского народа в борьбе с врагом. С другой стороны, автор повести демонстрирует трагические страницы истории всего народа. Б.Л. Васильев показывает, что людям пришлось столкнуться с бессмысленной, беспощадной и безжалостной войной, которая отнимала возможность жить мирной, счастливой жизнью, которая лишала людей близких и лишала людей жизни. Все пять девушек, о которых ведется повествование, погибли, защищая Родину. Повесть «А зори здесь тихие» стала художественным памятником Великой Отечественной войне, прославляющим героические поступки представителей советского народа и в частности героические поступки женщин на войне, напоминающим последующим поколениям об исторических событиях, с которыми пришлось столкнуться русскому народу, предупреждающим дальнейшие поколения избегать совершения таких трагических ошибок, которые были совершены при развязывании войны. Чтение повести «А зори здесь тихие» вновь напоминает читателям, в какое трудное время пришлось жить нашим предкам и какой огромный подвиг совершили сражающиеся с врагами представители русского народа.
Примеры из жизни
- Моя бабушка пережила всю Великую Отечественную войну, ей было 9 лет на момент начала боевых действий. Несмотря на столь юный возраст, ужасов повидать ей пришлось немало. В первую очередь при захвате города немцами, наши солдаты взорвали элеваторы и водонапорную станцию, чтобы ничего не досталось врагу, даже шахты были затоплены. На плечи моей бабушки легла забота обо всей семье, потому как её мать тяжело болела, а отец бросил их ради другой женщины. Для того чтобы напоить младших сестрёнок и брата она ходила с вёдрами за водой к водохранилищу, находившемуся на расстоянии 10 километров от дома. Два ведра на коромысле были тяжёлой ношей для девятилетней девочки, но выбора у неё не было. Затем бабушка устроилась подрабатывать на конюшню, где её часто били немцы кнутом за то, что воровала овёс. Делала это она только, для того чтобы накормить родных, потому как к ним уже пришёл постоянный спутник войны – голод. Из-за голода у семьи моей бабушки не осталось выхода, кроме как вернуться в родное село, которое находилось в 700 километрах от города, где они жили. Шли на родину пешком, бабушка тащила на себе повозку, в которой лежала мама, и иногда отдыхали сёстры и брат. Шли в общей сложности больше месяца, во время путешествия пережили многое: притворялись мёртвыми в поле, чтобы не быть убитыми немцами, стирали ноги до костей, питались травой и корнями, похоронили младшего брата. Из семи детей до конца войны дожили только трое, и праздник Победы стал для них самым важным, потому что этот день навсегда остался самым радостным днём в жизни моей бабушки и её сестёр.
- Моя бабушка рассказывала мне историю одной партизанки, которая была взята в плен и находилась в немецком лагере неподалеку от их дома. Девушка-партизанка была необыкновенно красивой, и один немец влюбился в неё без памяти. Он был неплохим человеком, которого долг перед своей родиной заставил отправиться на войну. Он не хотел убивать, не придерживался взглядов фашистов, но судьба распорядилась иначе. Как только этот немец увидел советскую красавицу, безумная любовь поселилась в его сердце. Это чувство способно подвигнуть на любое безрассудство и немецкий офицер решил, во что бы то ни стало, спасти возлюбленную. Но девушка была гордой и мужественной, она не изменила своим нравственным принципам и посчитала, что лучше расстаться с жизнью, чем принять помощь из рук врага. Так и не удалось немцу её уговорить поверить ему и дать себя спасти, красавицу-партизанку сбросили в шахту, чтобы не тратить на неё ценные патроны. Находясь на краю шахтного ствола, русская защитница успела обнять толкнувшего её фашиста и забрать его с собой навстречу смерти.
«Два капитана» — В.А. Каверин
Центральным персонажем романа В.А. Каверина «Два капитана» является Саня Григорьев, судьба которого была тесно связана с судьбой капитана Татаринова. Капитан Татаринов был первым, кто доказал, что Земли Петермана не существует, он был первым, кто открыл землю, которая в дальнейшем получила название «Северная Земля», он был человеком, который «изменил карту Арктики». У Сани Григорьева долгое время не было никаких доказательств того, что капитан Татаринов совершил многочисленные географические открытия, однако он действительно хотел убедиться в своей правоте и доказать всем вокруг, что капитан Татаринов – по-настоящему героический человек, который очень многое сделал для своей страны. Саня Григорьев, который столкнулся с различными трудностями, когда пытался найти экспедицию капитана Татаринова, мог бросить все свои начинания, однако он этого не сделал. Главному герою было важно очистить имя капитана Татаринова от клеветы, продемонстрировать значение экспедиции на шхуне «Св. Мария» и восстановить доброе имя капитана Татаринова. Сане Григорьеву было важно доказать, что земля, которую назвали «Северной Землей», была открыта не Велькицким, как предполагалось из-за того, что экспедиции капитана Татаринова долгое время считалась пропавшей, а капитаном Татариновым, который назвал землю «Землей Марии». Саня Григорьев хотел, чтобы его поколение и последующие поколения знали об открытии, которое сделала экспедиции капитана Татаринова, и всегда помнили о нем. Автор романа показывает, что Сане Григорьеву свойственно стремление к справедливости и стремление к сохранению памяти о том открытии, которое совершил капитан Татаринов. Если Татаринов Николай Антоныч пользовался именем своего двоюродного брата для того, чтобы получить известность, то Саня Григорьев не преследовал корыстных целей и желал только одного: найти правду и доказать, что капитан Татаринов совершил многочисленные открытия.
То, что В.А. Каверин обращается к довольно необычной теме географических открытий, и то, что прототипом капитана Татаринова, как признавался сам писатель, являются известные исследователи Севера Г.Я. Седов и Г.Л. Брусилов, говорит о том, что В.А. Каверин хотел обратить читательское внимание на значение географических открытий, о которых представители человечества никогда не должны забывать, ведь эти открытия в большей или меньшей степени повлияли на жизнь каждого человека.
В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»
«Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго – роман о том, как важно хранить культурное наследие и не забывать о памятниках архитектуры. Некогда Собор Парижской Богоматери был обречен стать заброшенным строением, похожим на руины. Но французский писатель привлек внимание общественности к этому сооружению, написав свой уникальный роман. В центре повествования находятся горбун Квазимодо и цыганка Эсмеральда. Но героем романа является и сам храм, автор уделяет много внимания его описанию: истории, богатому убранству, удивительной архитектуре. Гюго подчеркивал значимость Собора для города, и теперь он по сей день радует глаз посетителей своей красотой и величественностью.
«Анна Снегина» — С.А. Есенин
С.А. Есенин в своей поэме «Анна Снегина» обращается к реальным историческим события. Действие поэмы затрагивает 1917 и 1924 года, то есть время, совсем недалекое для самого поэта. В «Анне Снегиной» четко прослеживаются темы революции и гражданской войны. С.А. Есенину удалось показать существующий в те времена конфликт между крестьянством и дворянством. Поэма становится объяснением тех причин, по которым произошли исторические события.
С.А. Есенин выражает собственную позицию относительно гражданской войны: это конфликт, который имеет братоубийственный характер, который облит кровью представителей одного и того же народа. В есенинском произведении показано, что война – жестокое, беспощадное явление, которое не может принести конкретному человеку, отдельному народу и целому человечеству пользу.
Через всю поэму проходят мысли, осуждающие гражданскую войну. Центральный персонаж Сергей говорит о том, что люди, принимающие участие в войне, будто игрушки, которые не имеют право самостоятельно выбирать те или иные действия, которыми управляют сверху. Главный герой высказывается по поводу того, что он не хотел воевать против представителей того же народа, что и он, не хотел воевать против таких же людей, как и он. Сергей называет себя «первым в стране дезертиром» и действительно гордится этим, ведь для него дезертирство – не предательство, а осознанный отказ от бессмысленной и беспощадной войны.
В поэме новая власть, пришедшая в результате революций, описывается С.А. Есениным иронически. У власти оказываются подобные Лабуте, которые умеют лишь обманывать окружающих людей и приспосабливаться к происходящим событиям.
В «Анне Снегиной» показано, что после революции изменилась жизнь каждого человека, однако изменилась она далеко не в лучшую сторону, ведь жизнь крестьянства не изменилась и стала еще хуже. В поэме подчеркивается мысль о том, что жизнь отдельного человека тесно связана с теми историческими событиями, которые происходят в стране и во всем мире.
Насильственные действий, связанные с революцией и войнами, осуждаются С.А. Есениным, потому что он видит, к каким негативным последствиям все эти явления приводят. Поэма «Анна Снегина» становится настоящим уроком для дальнейших поколений.
Тезисы
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
- Всегда ли перемены бывают к лучшему?
- Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
- Как Вы понимаете слова «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»?
- Нужны ли перемены обществу и почему?
- Что способно изменить человека?
- Выбор, который меняет человека
- Может ли человек изменить мир?
- Почему так сложно изменить себя?
- Стоит ли менять себя ради любви?
- Может ли человек изменить свою судьбу?
- Может ли человек жить без перемен?
- Как меняется человек, когда влюблен?
- Какие исторические события меняют судьбы людей?
«Деревянные кони» — А.А. Лиханов
В повести А.А. Лиханова «Деревянные кони» поднимается тема войны.
В одном эпизоде продемонстрировано, как деревенские жители собственными силами воздвигли памятник тем людям, которые жертвовали своими жизнями во время войны с врагом. В повествовании показано, что жители деревни не стали ждать, когда представители власти станут инициаторами создания памятника участникам Великой Отечественной войны, жители сами захотели увековечить подвиг своих близких людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Герои фиксировали на созданном памятнике фамилии, имена, отчества, дату рождения и дату смерти всех деревенских жителей, которые отдали свои жизни за Родину. Всего планок, на которых писалась информация о каждом жители деревни, было 64. В повести показано, что представители народа с помощью создания памятника хотели оставить память о тех страшных событиях, с которыми пришлось столкнуться всему русскому народу. Жители воздвигли не просто памятник, посвященный военным событиям, они воздвигли памятник, посвященный каждому жившему в деревне человеку, отдавшему жизнь во время войны за сохранение благополучия Родины. Желание создать памятник солдатам связано с желанием запомнить и передать последующим поколениям информацию о тех деревенских жителях, которые участвовали в войне. То, что к созданному памятнику пришли все жители деревни, говорит о том, что для них этот памятник играл действительно важную роль, что для них память о погибших в войне деревенских солдатах была особенно важна. Воздвижение памятника связано с искреннем желанием жителей деревни рассказать последующим поколениям о героических подвигах участников войны.
Мальчик-рассказчик, который наблюдал за людьми, пришедшими к созданному памятнику, о. В повести выражается мысль о том, что всем поколениям необходимо помнить о военных событиях, чтобы осознавать, с каким горем и с какими трудностями приходилось сталкиваться людям во время войны. А.А. Лиханов подчеркивает необходимость сохранения исторической памяти и выражает мысль о том, что сохранять память о подвигах русского народа – обязанность и долг человека.
Введение
Война и мир – явления, которые противоположны друг другу. Мир – это состояние покоя в обществе, война – убийства и ранения, противоборство двух или более сторон.
Война – это то, что приносит только боль и разочарование. Это множество смертей и искалеченных как в физическом, так и в моральном плане людей. Война убивает людей, а тех, кто остался в живых, заставляет постоянно вспоминать о том, что они видели. Это страшно и тяжело.
Многие писатели подчеркивали бессмысленность войны, ее жестокость и беспощадность по отношению абсолютно ко всем людям, вне зависимости от пола, возраста или социального положения.
«Чемодан» — С.Д. Довлатов
С.Д. Довлатов в своем сборнике «Чемодан», состоящем из восьми рассказов, смог отобразить важную для русского народа историческую эпоху – эпоху застоя. Каждый рассказ назван по какому-то предмету одежды, все восемь предметов одежды – креповые финские носки, номенклатурные полуботинки, приличный двубортный костюм, офицерский ремень, куртка Фернана Леже, поплиновая рубашка, зимняя шапка, шоферские перчатки – главный герой Сергей Довлатов привез с собой в США из СССР. Сергей Довлатов смотрит на вещи, находящиеся в чемодане, и вспоминает различные случаи его жизни в СССР в эпоху застоя.
Так как каждый из восьми предметов одежды связан с определенной сферой деятельности, С.Д. Довлатову удалось продемонстрировать эпоху застоя с разных сторон. Центральный персонаж Сергей Довлатов в определенные периоды жизни занимается разными видами деятельности, встречается и контактирует с разными людьми. Герои сборника рассказов «Чемодан» – представители разных социальных прослоек того времени.
С.Д. Довлатов, рисуя довольно абсурдные истории из жизни Сергея Довлатова, демонстрирует абсурдность жизни в эпоху застоя. Воровство, бюрократизация власти, обвинения в шпионаже, борьба с инакомыслием, существование цензуры – это характерные признаки эпохи застоя, зафиксированные в сборнике рассказов. Автор показывает, что люди либо приспосабливались к существующим условиям жизни, которые были по-настоящему абсурдными, либо находили утешение в алкоголе, желая таким образом уйти от реальной действительности, либо уезжали из страны, не желая мириться с нелогичностью жизни в СССР. Главный герой Сергей Довлатов искренне пытается найти применение своим способностям в СССР, однако все попытки оказываются тщетными; в итоге Сергей Довлатов переезжает в США, и только чемодан с восемью предметами одежды напоминают ему о неудавшейся и нереализованной жизни в СССР.
С.Д. Довлатов в своем сборнике использует прием «псевдодокументализма». Это значит, что ситуации из жизни главного героя Сергея Довлатова не происходили с писателем в реальной жизни, однако все то, что описано в повествовании, вполне могло быть в жизни человека, жившего в эпоху застоя. То, что происходило с героем Сергеем Довлатовым, происходило с каким-нибудь другим человеком того времени. Это позволяет сказать, что в сборнике «Чемодан» зафиксированы некоторые характерные признаки эпохи застоя – эпохи, о которой нужно знать и помнить.
«Сказание о Борисе и Глебе»
В «Сказании о Борисе и Глебе» повествуется о братоубийственных действиях. Младшие сыновья князя Владимира по сути являются представителями мира, а Святополк – войны.
Когда князь Владимир умирает, Святополк решает захватит всю власть. Для этого он идет на злодеяния относительно своих братьев. Первым, кто оказывается под рукой Святополка, является Борис. Он мог бы собрать собственное войско, которое само уговаривало идти против Святополка. Однако Борис не стал развязывать войну. Он понимал, что война только усугубит ситуацию на Руси и подвергнет сомнениям христианскую веру, которую принес князь Владимир. Борис выбирает мир, который для него самого был гибелью. Герой выбирает смерть, потому что не хочет ввязываться в братоубийственную войну. То же самое делает и Глеб. Святополк убивает двух братьев и, вероятно, думает о следующем братоубийстве.
Однако против Святополка поднимает войско еще один брат – Ярослав. В отличие от Святополка, он не хотел власти, он не хотел, чтобы продолжались убийства сыновей князя Владимира. После смерти Глеба Ярослав не мог терпеть, поэтому начал «жестоко воевать». Война была для Ярослава средством отомстить Святополку за убийства Бориса и Глеба.
Началась битва. Три дня бились противники друг с другом. Все поле было покрыто воинами. Ярославу удалось победить окаянного Святополка. После поражения Святополк бежал и нигде не мог найти приют, а вскоре умер. После этого на Руси прекратились междоусобицы. Снова воцарил мир.
Автор «Сказания о Борисе и Глебе» показывает, к чему приводят войны: только к смертям. Власть, к которой так стремился Святополк, оказалась не в его руках. Все жертвы были бессмысленны. Святополк умер, так и не добившись того, из-за чего начал братоубийственные войны. Автор показывает, к чему приводит развязывание войны. Святополк, выбравший путь войны, оказывается отреченным Богом. Он умирает в муках, от могилы его исходит смрад. Борис и Глеб, которые выбрали путь мира, становятся святыми людьми, на могилах которых происходят исцеления. Такие сюжетные детали помогают понять авторское отношение к происходящим, а также основную мысль: война – всегда негативное действие, которое приносит только отрицательные результаты. Чтобы всегда оставаться человеком, нужно выбирать путь мира, даже если тебе грозит опасность. Так поступили Борис и Глеб, за это они были награждены Богом. Святополк же пошел по пути войны и был наказан.
«Прощай, оружие!» — Э. Хемингуэй
Э. Хемингуэй в своем романе «Прощай, оружие!» обращается к проблеме «потерянного поколения». Автор размышляет о Первой мировой войне. С помощью реплик персонажей автор выражает мысль о том, что война – аморальное, бесчеловечное явление, которое калечит жизни всех людей: как тех, кто погиб во время непосредственно военных действий, так и тех, кто остался в живых с воспоминаниями о тех страшных событиях, с которыми им пришлось столкнуться. Э. Хемингуэй демонстрирует тесную связь жизни человека и тех исторических событий, которые происходят в стране и в мире.
В романе высказываются мысли о том, что война необходима только представителям власти, представители же простого народа ненавидят войну и не хотят в ней участвовать. Писатель выражает мысль о том, что люди, развязавшие войну, заставляют представителей простого народа участвовать в братоубийственных действиях, не оставляя им шанса на счастливую личную жизнь. Сначала центральный персонаж Фредерик Генри, будучи лейтенантом, то есть непосредственным участником военных действий, который добровольно стал частью итальянской армии, не задумывается о бессмысленности войны, однако со временем эта истина становится для героя очевидной.
Главный герой Фредерик Генри больше не хочет убивать других людей, он хочет попрощаться с оружием, которое символизирует участие в бессмысленной и беспощадной войне, он стремится обрести счастье вместе со своей возлюбленной Кэтрин Баркли, которая ждет от него ребенка. Однако Кэтрин Баркли умирает во время родов, и Фредерик Генри остается в одиночестве. У него нет счастливого будущего, его дальнейшая жизнь – бессмысленное существование. Автор показывает, что участники войны после всего пережитого не имеют возможности обрести счастливое будущее. Попытка Фредерика Генри уйти от трагичных страниц своей жизни и попытка обрести личное счастье, несмотря на прошлое, оказываются тщетными.
Э. Хемингуэй знал, о чем рассуждал в своем романе, так как он сам был участником Первой мировой войны. Все же роман «Прощай, оружие!» рассказал не историю одного человека, а историю целого поколения – «потерянного поколения». Произведение Э. Хемингуэя стало художественным памятником Первой мировой войны, стало выражением позиции многих представителей того самого «потерянного поколения», которые относились к войне отрицательно.
Эпитеты к слову «война»
Народная, великая, освободительная, отечественная, мировая, ответная, долгая, нескончаемая, священная, праведная, справедливая, большая, праведная, длительная, всемирная, глобальная, невиданная, победоносная, выигранная, удачная, успешная, скрытая, гражданская, локальная, междоусобная, партизанская, наступательная, революционная, оборонительная, манёвренная, затяжная, афганская, тридцатилетняя, тотальная, крупномасштабная, межпланетная, национальная, национально-освободительная, ядерная, минувшая, грядущая, беспрерывная, всенародная, информационная, непримиримая, осадная, многолетняя, крестьянская, неизбежная, повстанческая, негласная, продолжительная.
Жестокая, агрессивная, ужасная, безрассудная, мучительная, губительная, бессмысленная, безумная, грязная, братоубийственная, несправедливая, захватническая, безрезультатная, бесплодная, проигранная, беспощадная, бесчеловечная, изнурительная, жестокая, зловещая, кровавая, испепеляющая, нещадная, кровопролитная, разорительная, яростная, холодная, ожесточённая, страшная, суровая, тяжёлая, жадная, слепая, истребительная, разрушительная, ожесточённая, злосчастная, проклятая.
«Три товарища» — Э.М. Ремарк
Роман Э.М. Ремарка «Три товарища» – роман о так называемом «потерянном поколении». В повествовании описывается послевоенная жизнь участников Первой мировой войны. Несмотря на то что в повествовании говорится о послевоенном времени, военное время занимает в романе важное место.
Главные герои – три друга, три военных товарища: Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц. Все они являются представителями «потерянного поколения». Будучи еще совсем юными ребятами, они отправились на войну. Все то, что главные герои видели на войне, не отпускает их ни на минуту, даже если бы они этого захотели. Беспощадность войны, ужасы смерти, постоянный риск быть убитым – это то, что вспоминают представители «потерянного поколения», о котором идет речь в романе. Роберт Локамп, Отто Кестер, Готтфрид Ленц – это обобщенные образы, их жизни являются олицетворением судьбы целого поколения. Э. М. Ремарк демонстрирует, что война повлияла на жизнь каждого человека, что даже после окончания войны люди не могут жить прежней жизнью. Война со всеми ее страшными картинами – это то, что остается в памяти навсегда. «Потерянное поколение», не успевшее реализоваться в жизни, успевшее лишь только принять участие в войне, которая оставила незабываемые негативные эмоции, не имеет благополучного будущего, для них оно «потеряно». Герои рассуждают о том, что в их прошлом есть то, что мешает им жить.
В романе Э.М. Ремарка отображаются реально происходившие исторические события, о которых важно никогда не забывать. Роман «Три товарища» является своеобразным документом сразу трех эпох: эпохи Первой мировой войны, которая представлена как событие, в котором людей участвовать заставляют, послевоенной эпохи «потерянного поколения», когда люди не видят смысла в своей дальнейшей жизни, эпохи фашистского движения. Последняя тема заявлена не так ярко, как другие, она появляется ближе к финалу роману; Э.М. Ремарк, демонстрируя зарождающийся фашизм, задает вопрос, который можно назвать риторическим: есть ли благополучное будущее у тех, кто остался в живых после Первой мировой войны? Все три эпохи, которые являются в повествовании не фоном, на котором происходят действия, а двигателями сюжета, являются памятью о трагических и жестоких событиях, которые должны преподавать уроки человечеству.
Повлиявшие на жизнь и мировоззрения людей исторические события, во главе которых находились конкретные деятели, не должны забываться. И героические, и трагические события, связанные с историей народа и человечества, должны преподавать уроки современному поколению, которое в свою очередь должно передавать человеческий и в частности народный опыт своим потомкам.
Д. Лондон, «Мартин Иден»
«Мартин Иден» Джека Лондона – роман о потрясающей истории самообразования. Памятуя о прошлых трагических событиях в своей жизни, бывший моряк набирается смелости и силы воли, чтобы заняться саморазвитием. Мартин Иден полюбил богатую, образованную девушку по имени Руфь, и, чтобы добиться ее благосклонности, он начинает много читать, пробовать себя в деле писательства и работает над собой. В этом ему помогают собственные воспоминания о лишениях и тяготах, которые он испытывал, будучи моряком. Среди этих испытаний были бунты на корабле, остров прокажённых и несколько моментов, в которых парень чуть не утонул. Он не забывает о своем опыте, и это дает ему силы для достижения поставленных целей. Он не хотел возвращаться в прошлое, поэтому ему было необходимо самому позаботиться о своем будущем.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» на примере конфликта представителя «отцов» Павла Петровича Кирсанова и представителя «детей» Евгения Базарова продемонстрирован конфликт между либеральными дворянами и революционными демократами.
Павел Петрович Кирсанов был типичным представителем дворянства. В споре с Базаровым он защищает аристократию, потому что не смыслит жизни без нее. Базаров же, причисляющий себя к нигилистам, отрицает необходимость аристократии, она, по его мнению, уже давно изжила себя и только затормаживает развитие страны. Автор показывает, что Базаров отрицает необходимость аристократии, а Кирсанов отрицает течение нигилизма, которое, по его мнению, разрушает общественные традиции. Взгляды персонажей, представляющих разные поколения, совершенно противоположны. Это демонстрируется и на примере отношений Кирсанова и Базарова к природе, искусству и любви, у противоборствующих в социальных взглядах сторон разные позиции даже в этих вещах. Центральным конфликтом романа становится конфликт двух поколений с разными мировоззрениями.
Сам И.С. Тургенев говорил о том, что его произведение «направлено против дворянства как передового класса». Писатель отмечал, что поместил в повествование «хороших представителей дворянства», чтобы заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?». Все это означает, что И.С. Тургенев выступал за общественные изменения. Литературоведы и многие современники писателя отмечали, что И.С. Тургенев был одним из первых, кто осознал неизбежность общественных перемен.
В романе «Отцы и дети» звучит тезис: «Преобразования необходимы». Автор показывает, что совершать эти преобразования должны люди нового поколения, представители «детей», коим является разночинец по происхождению Евгений Базаров. Однако нигилизм Базаров сталкивается с реальной действительностью, и мировоззрение Базарова рушится на глазах читателя. В романе происходит развенчивание нигилизма Базарова. Автор романа показывает несостоятельность взглядов не только Павла Петровича Кирсанова, но и Евгения Базарова. И.С. Тургенев уважает главного героя за стремление к изменениям в обществе, однако писатель, выступающий за постепенные преобразования, показывает свое неверие в то, что можно изменить общество революционным способом.
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» все персонажи разделены на три временных категории: прошлое, настоящее и будущее.
Прошлое представлено образами Любви Андреевны Раневской, Леонида Андреевича Гаева и Фирса. Автор показывает, что эти герои боятся прощаться с прежними порядками, потому что они привыкли к ним. Раневская, Гаев и Фирс привыкли к тому образу жизни, которой они вели всю жизнь. Раневская и Гаев считают, что такая жизнь является прекрасной и идеальной, ведь фактически им ничего не приходилось делать, так как за них все делали слуги, они только получали различные удовольствия. Любовь Андреевна и ее брат Леонид Андреевич, а также верный им Фирс, не могут смириться с теми изменениями, которые произошли в обществе, им тяжело приспособиться к новой жизни, они пытаются противостоять будущему, все еще живя по старым порядкам. Имение Раневской находится на грани продажи из-за долгов, однако она отказывается от предложения Лопахина сдать имение под дачи. Любовь Андреевна не хочет прощаться со своим вишневым садом, однако ей приходится это сделать, так как имение все же оказалось продано. А.П. Чехов сюжетно подчеркивает, что прошлое изжило себя. На это особо ярко указывает смерть представителя прошлого Фирса, которая становится весьма символичной.
Происходят перемены: с пьедестала уходят представители дворянства Раневская и Гаев, на их место приходит Лопахин – представитель настоящего. Именно он покупает имение Раневской, которое планирует сдавать под дачи. А.П. Чехов не отрицает достоинств Лопахина, но подчеркивает и его недостатки. В пьесе «Вишневый сад», где показан приход капиталистического общества, воплощенный образом Лопахина, купившим бывшее имение дворян, выражается мысль о том, что время Лопахиных будет таким же трагичным, как и время Раневских и Гаевых.
Демонстрируя смену старого поколения новым, А.П. Чехов выступает за еще большие общественные преобразования, поэтому он помещает в повествовании образы людей будущего: Ани и Пети Трофимова. Они довольно равнодушно отнеслись к продаже имения, автор показывает, что они понимали необходимость общественных перемен. И они готовы бороться за лучшее будущее и дальше. А.П. Чехов показывает, что в отличие от представителей прошлого, которые пользовались вишневым садом, созданным чужими руками, в отличие от представителей настоящего, которые вырубают вишневый сад ради наживы, представители будущего планируют вновь посадить вишневый сад, символизирующий в пьесе всю Россию, только сделать это не чужими, а собственными руками.
В.П. Катаев «Сын полка»
О беспощадности войны писал В.П. Катаев. В повести «Сын полка» автор показал, что войне не важно, кому причинять боль: мужчинам ли, женщинам ли, или детям. Писатель показывает, что в войне принимают участие даже до конца не сформировавшиеся личности. Ребенок на войне – вот проблема, поднятая В.П. Катаевым.
Дети живут в мире взрослых, поэтому они не могут ограничиться от проблем, которые создаются взрослыми людьми. Дети видят все ужасы войны и сталкиваются с ними так же, как и взрослые.
Мальчик Ваня Солнцев из-за войны теряет всю свою семью. Война отбирает у него самое ценное в детском возрасте. Герою пришлось повзрослеть слишком рано. Этому поспособствовала война.
Одинокий ребенок оказывается у разведчиков. Взрослые понимают, что ребенку не место на войне. Разведчики пытаются отправить Ваню в детский дом. Однако он сбегает и возвращается в батарею. Главный герой хочет внести свой вклад в спасение Родины. Ваня Солнцев хочет быть полезным взрослым. Он идет в разведку.
В.П. Катаев подчеркивает, что именно благодаря любой помощи русскому народу удалось победить врага. В военные дни нет деления на мужчин и женщин или на старых и молодых. Вне зависимости от возраста и положения все русские люди пошли на защиту своей Родины. В. П. Катаев подчеркивает мужество и храбрость на первый взгляд беспомощного мальчика. Потеряв всю свою семью, испытав на себе всю боль утраты, Ваня Солнцев берет себя в руки и продолжает жизненный путь, стараясь помочь Родине. Ваня преодолевает все трудности и препятствия, думая не о себе и о своем загубленном войной детстве, а о будущем Родины. Это говорит о жертвенности героя.
Автор повести «Сын полка» показывает, что если Отечество оказывается в опасности, то весь народ, не раздумываясь, идет на ее защиту. За Родину не страшно отдать жизнь, ведь ее спасение – это спасение всех родных и близких, которые у тебя есть. Об этом знает капитан Енакиев. Желая спасти жизнь мальчика Вани, он отправляет его на важное задание: отнести письмо, в котором капитан прощается, зная, что этот бой будет последним. Капитан Енакиев не хотел, чтобы Ваня погибал, поэтому он дал ему второй шанс на жизнь. Поступок героя говорит о самопожертвовании и самоотверженности. До последнего капитан Енакиев думал не о себе, а о жизни мальчика, который имеет право на жизнь и на детство.
В. Катаев учит тому, что на войне нет места трусости. Только самоотверженность и храбрость, а также единение всего русского народа способны победить врага.
А.Н. Островский «Гроза»
В драме А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется внутреннему конфликту главной героини Катерины.
А.Н. Островский неслучайно вкладывает в уста своей героини рассуждения о ее прежней жизни. В драме показано, что внешние изменения, с которыми столкнулась Катерина, оказали огромное влияние на ее душу. Если раньше Катерина чувствовала себя счастливой, так как «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», то после замужества она чувствовала себя несчастной, так как в доме Кабановых ей не давали той свободы, к которой она привыкла и которую она так сильно ценила. Воспоминания о жизни в родительском доме, где ей «таково хорошо было», делают существование Катерины в доме Кабановых еще болезненней. С каждым днем Катерина чувствует себя более несчастной, одиночество и тирания Кабанихи до ужаса тяготят ее. Возможно, если бы Катерина родилась в Калинове и сразу же воспитывалась в соответствии с принципами «темного царства», то она бы реагировала на жизнь в Калинове не так болезненно, но Катерина воспитывалась свободной личностью, поэтому несвобода в доме Кабановых и в Калинове в целом не могла не сказаться на душе Катерины.
Сначала Катерина пытается подчиниться тем принципам, по которым живет город Калинов. Неравнодушная к Борису Катерина оказывается перед нравственным выбором: остаться верной мужу, которого она не любила, или отдаться любви человеку, в которого она была влюблена. Не сразу, душевно мучаясь от выбора, Катерина все же выбирает второй вариант, однако внутренний конфликт остается неразрешенным. Она тяготится тем, что нарушила традиции того патриархального общества, в котором она находилась. Душевные терзания во время встреч с Борисом и после приезда Тихона приводят Катерину в тому, что она признается мужу и его семье в измене.
После признания Катерина еще больше тяготится «жестокими нравами» города Калинова. Она больше не хочет жить той несвободной жизнью, которой жила все это время, находясь в доме Кабановых. После отказа Бориса сбежать вместе с ней Катерина задумывается о самоубийстве, а вскоре и совершает его. Самоубийство главной герои становится своеобразным бунтом против несправедливого и жестокого «темного царства», в котором не было место свободе и возможности развития индивидуальных черт. А.Н. Островский показывает, что Катерина долгое время пыталась привыкнуть к своей новой жизни, однако внутренние терзания не позволяли ей вести существование, которое ей было противно.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Сюжет повести В.Г. Распутина «Живи и помни» разворачивается на фоне военных действий. Это очень трагичное время для всего русского народа. И оно способствует раскрытию настоящих личностей. Все герои произведения снимают существующие маски.
В.Г. Распутин не дает описания военных действий, в повествовании отсутствуют страшные картины убийств и ранений. Писатель описывает жизнь Андрея Гуськова, который становится дезертиром, и его близких. Такая тема была нова в русской литературе, однако В. Г. Распутин откровенно и подробно описывает внутренний мир человека, который пошел на предательство Родины. Писатель уделяет дезертирству особое внимание, потому что оно было не исключением. Те подвиги, которые совершались людьми, чередовались с историями предательства.
Можно подумать, что война в повести «Живи и помни» является всего лишь фоном. Однако она оказывает огромное влияние на всех жителей деревни, в которо й раньше жил Андрей. Жизнь каждого человека в большей или меньшей степени изменилась. Все мужчины ушли на фронт, в деревне остались лишь старики, женщины и дети. Именно они взяли весь быт на себя. Никто не осуждает тяжесть труда, потому что все осознают, что мужчины ушли защищать Родину.
Винит войну только Андрей Гуськов. Он считает, что не заслуживает видеть все то, что происходит на войне. Страх – это основное чувство Гуськова. Именно он заставляет героя бежать с войны. Он думает только о себе и о собственном спасении. Родина оказывается для него не так важна, хотя она действительно нуждалась в помощи.
Конечно, война ломала жизни людей. Однако не она была причиной предательства. Андрей Гуськов показал свое истинное лицо. Дезертирство – его осознанный выбор. Война не способна оправдать его поступки. Андрей Гуськов идет на дезертирство и понимает, что теперь ему нечего терять.
В повести «Живи и помни» рисуется и реакция людей на победу русских войск. Несмотря на то что с войны вернулись не все, все вокруг радуются тому, что война кончилась. И эта радость искренняя, потому что война – это жестокое и убийственное явление, с которым справиться может не каждый как физически, так и эмоционально. Андрей Гуськов не смог справиться с осознанием войны. Теперь ему суждено жить и помнить о своем предательстве Родины, а также о том, что из-за него жена Настена, которой пришлось скрывать дезертирство мужа, кончила жизнь самоубийством.
М. Зусак «Книжный вор»
Роман М. Зусака «Книжный вор» посвящен событиям Второй мировой войны, которые отличаются жестокостью и беспощадностью. Нацисты в произведении изображены как люди, проявляющие насилие. Ужасающими являются картины преследования нацистами евреев. Все это началось еще до начала Второй мировой войны. Люди боялись каждого шороха, они боялись быть обвиненными в чем-то, что противоречит мировоззрениям нацистов. Жизнь людей могла зависеть от каждого стука в дверь. Кого-то забирали и расстреливали. Конвои евреев на улице города Молькинга были постоянным явлением. Люди видели собственными глазами, как над другими жителями города обращаются жестоко и издеваются. Делали нацисты это с целью поддержания в народе страха. Люди по-настоящему боялись того, что они окажутся в таких же конвоях. Сжигались книги, было запрещено высказывать собственное мнение. В народе царствовал голод и безработица. Все это говорит о том, что вокруг было одно лишь насилие.
В таких условиях проходит детство маленькой девочки Лизель. Ее отец Ганс Хуберман отказался вступать в партию, это было огромным риском для него. Герой фактически оказался без работы, однако он помогал евреям, ничего не требуя взамен. Однажды Ганс подает хлеб идущему в конвое еврею, за что вскоре его наказывают. Насилию подвергались не только евреи, но и люди, которые жалели их и делали попытки помочь им.
То, что происходило в городе Молькинге, не исключение, наоборот, жестокость происходила по всему миру. Это и концлагеря, и военные действия.
Опасность для семьи Лизель стала еще ярче выраженной, когда было принято решение сохранить жизнь еврею Максу, для чего нужно было спрятать его в подвале дома. Это говорит о том, что нацизм не смог убить в душах добрых людей их желание помочь. Семья Лизель рисковала собственными жизнями, отдавала последний кусок хлеба еврею, которого могли в любой момент найти. Автор романа подчеркивает самоотверженность людей.
С помощью книг главная героиня хотела отрешиться от всего мира. Именно там она находила спокойствие и мир, которого так не хватало наяву. Книги в произведении «Книжный вор» стали символом борьбы с войной и фашизмом.
Повествование в романе «Книжный вор» ведется от лица Смерти. Именно с ней сталкивает огромное количество людей. Действия фашистов начались еще до начала Второй мировой войны. Фактически это мирное время. Но такого ли мира хотели евреи? С помощью жестоких описаний М. Зусак отвечает на этот вопрос отрицательно.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Роман Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится своеобразной иллюстрацией конечного этапа развития техносферы.
В романе поднимается проблема технического прогресса, которая в свою очередь тесно связана с проблемой нравственной деградации человечества. Р. Брэдбери изображает, что люди настолько привыкли к тому, что за них все делает техника, что уже разучились думать. Общество представлено в романе как бездумное стадо, в котором нет места для индивидуальностей. Автор рисует тоталитарное общество, которое запрещает всякое проявление инакомыслия. Общество принимает к себе только людей-копий, которые имеют одинаковое, разрешенное властями мировоззрение. Властями разрешено только то, что не может угрожать самой власти. В романе показано, как уничтожаются книги, в которых может оказаться информация, противоречащая принципам государства, как преследуют людей, имеющих собственное мнение, отличающееся от мнения большинства. Читатель видит, что общество вместе с книгами уничтожает само себя. Р. Брэдбери в своем романе показывает, что общество стремится к прогрессу для того, чтобы жизнь человека была идеальной, однако измененная жизнь превращается в сущий кошмар, который вряд ли можно назвать настоящей жизнью.
Главный герой романа Гай Монтаг первоначально является типичным обывателем. Гай Монтаг работает в организации, сжигающей книги. В начале повествования показано, что центральный персонаж ничего не имеет против той жизни, которая была создана прогрессом. Но Р. Брэдбери показывает образ Гая Монтага как личность развивающуюся и внутренне изменяющуюся. После знакомства с Клариссой Маклеллан главный герой с каждым днем осознает ничтожность своего существования. В итоге Гай Монтаг отказывается от работы по уничтожению книг и оказывается среди бродяг, которые заучивают тексты произведений, чтобы иметь возможность передавать их содержание. Главный герой бунтует против деградирующего общества и выступает за изменение окружающей действительности.
Роман «451 градус по Фаренгейту» можно назвать романом-предупреждением, ведь Р. Брэдбери фактически предостерегает человечества от тех последствиях, которые может принести технический прогресс, если его поставить превыше человеческой личности.
🗹